Лучше с умным потерять чем с глупым найти
ЛУЧШЕ С УМНЫМ ПОТЕРЯТЬ, ЧЕМ С ДУРАКОМ НАЙТИ отзывы
Геннадий
А еще, мне кажется, смысл этой поговорки в том, что порой дураку легко всё достается, только вот пользоваться этим он не умеет. Эту поговорку можно применить к чему угодно. Взять хотя бы литературные сюжеты. Например, у Достоевского есть такая повесть «Неточка Незванова», многие ее хорошо знают.
Кроме главной героини, там показаны еще два совершенно разных персонажа. Оба музыканты. Один, отчим Неточки, талантливый скрипач-самоучка со скверным и скандальным характером, которому всё дается легко, его восхваляют, он играет в известном оркестре. А второй, его друг детства, пробивается к высотам мастерства ежедневными изнурительными занятиями.
Первый высокомерен и заносчив, кичится своим талантом, слава лучшего скрипача застилает ему глаза. Он стал пить и пропускать репетиции, считая, что и так играет лучше всех. И, в конце концов, его выгоняют из одного оркестра, потом из другого. Он совсем опускается и теряет всё. А второй, напротив, своим трудом поднимается по ступенькам мастерства все выше, и, наконец, находит свое место.
В литературе много еще таких примеров, когда благополучные люди скатывались на самое дно по своей глупости или неспособности адекватно воспринимать действительность и принимать правильные решения. А другие, потеряв порой даже надежду, своим трудом и умом поднимались с колен.
В жизни таких примеров даже больше, чем в литературе.
Моему соседу, мать оставила хороший налаженный бизнес и много чего материального. За три года он не только умудрился угробить весь бизнес, но и распродал все то, что мать наживала годами. Теперь ездит в Москву на заработки. Дураку дали не просто золотое яичко, а курицу, несущие золотые яйца, только он не смог этим умно распорядиться.
Или взять производство. Ведь, все прекрасно знают: какой руководитель, такая и организация. Помню, на Кубани мы занимались газификацией колхоза-миллионера. Председатель – Герой социалистического труда, ветеран войны, человек большого ума и широкой души.
Он жил только колхозом, так как принял его после войны в полной разрухе, и постепенно сделал одним из передовых на Кубани. Люди его очень уважали и были за него горой. Бывало, только и слышишь: «Наш председатель».
К сожалению, у человека случился инфаркт, и он был вынужден уйти на пенсию. Прислали нового, молодого и амбициозного, из так называемого «резерва райкома». С этого дня начался развал колхоза. Человек был совершенно неподходящим для руководства хозяйством и людьми. Ну, казалось бы, получил такой колхоз, отлаженное хозяйство, живи и радуйся.
Нет. Начались кадровые перестановки, какая-то непонятная реорганизация производства, газификацию и другие стройки заморозили, будто это неактуально и тд. Я потом через два года туда ездил и не узнал колхоза. По показателям, в местной газете, он был уже в числе последних хозяйств.
В нашем городе сейчас много разных предпринимателей. И начинали все они по-разному. Один, как например, бывший директор Райпо, некто И., получил всё на халяву. И не только базу, но и все, что там было, сумел прибрать к рукам. Только вот, распорядиться всем этим толком не смог. Вино, женщины, теплые моря…Всё спустил. И теперь работает простым продавцом в чужом магазине.
А другой, лет семь-восемь мотался с баулами «челночником» в Москву. Два раза его грабили в дороге, один раз угнали только что купленную машину вместе с находившимся в ней товаром. На его месте любой бы опустил руки. А этот, нет.
Опять взял кредит, влез в долги и начал всё сначала. А сейчас у него три магазина и кафе. Бизнес процветает. И всё своим трудом. Вот таких людей я уважаю.
Мы все в детстве любили сказки. Нам нравилось, как Иванушка-дурачок лежит на печи и, ничего не делая, получает всё, что захочет, достаточно ему произнести: «По щучьему велению». Или другие небылицы про разные чудеса. Нас все это восхищало. В детстве.
А вот сейчас задумываешься: а чему же эти сказки учили детей? Что можно ничего не делать и получать все, что захочется? Хорошее воспитание и приобщение к труду.
Сегодня, в эпоху дикого капитализма, одним деньги достаются порой очень легко, другим приходится зарабатывать каждый рубль. Недавно увидел в Ютубе ролик, как один молодой парень разбрасывает на улице пачки денег. Многие скажут, мол, его деньги, что хочет с ними то и делает.
Это не совсем так. Если бы он эти деньги заработал у станка, то вряд ли стал бы их разбрасывать. Кроме того, если у тебя есть лишние деньги, отдай их в детские дома или больницы.
Просто наше общество начало деградировать.
Так, о чем же эта поговорка: «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти»?
Я думаю, о нас и о нашей жизни. Потому что, всё и везде зависит от человека, который принимает решение. Будь то семья, бригада, команда, предприятие и пр..С умным можно не бояться, он всегда найдет правильное решение. А вот с дураком…
Мне за свою жизнь приходилось встречать разных руководителей. И таких, за которыми люди были готовы идти куда угодно, и таких, кто за полтора-два года разваливал успешное предприятие.
Вот сейчас у нас опять сменился генеральный директор, пришел чей-то сынок по «рекомендации сверху». Уже началась очередная оптимизация и реорганизация. Жди развала и сокращений. А такое хорошее было предприятие.
Александр Сергеевич правильно в своей «Сказке о рыбаке и рыбке» в самом конце возвратил старуху к разбитому корыту. Этим он показал, что помогать дуракам бессмысленно.
Ведь, что стало бы, если бы старуха сделалась «владычицей морскою»?
Впрочем, у людей может быть и другое объяснение смысла этой поговорки «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти».
Лучше с умным потерять, чем с дураком найти
Пост в сообщество Психология
Нашел интересный пост в блоге ЖЖ на тему объяснения этой пословицы. Захотелось поделится с читателями и обсудить как они понимают эту пословицу.
Помню первый раз я, на тот момент, совсем желтоперый лошонок, услышал эту фразу от мудрого жида-еврея-барыги.
Фраза таила в себе парадокс и я никак не мог понять ее смысл.
Я сам из православной рабской культуры и мать с детства меня учила «если у тебя ничего нет, так и отнять у тебя нечего, а значит никому ты не нужен и ты в безопасности«. Это была ее стратегия выживания.
Отец был более хитрож*пым, но тоже из семьи от сохи.
Не смотря на то, что оба закончили и получили красные дипломы, ничего в жизни не добились.
Софт инсталлированный в них с детства не давал возможности личностного роста.
Не знаю как повернулась бы моя судьба, если бы жизнь не свела меня с евреями во время учебы.
Несмотря на то, что меня, простофилю, кидали и опускали эти ребятки, но и кусочки их софта в виде отдельных мемов попали в мою ОС (операционную систему).
Что с лихвой перекрыло попадания.
Один из самых важных базовых принципов поведения еврея это «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти».
Человек, познавший эту мудрость, этот сгусток многовекового опыта, гарантированно добьется успеха в жизни.
Смысл этого краткого изречения можно понять ТОЛЬКО через набивание своих шишек.
Иметь дело с условным «дураком» можно ТОЛЬКО тогда если вы не собираетесь НИЧЕГО находить в этой жизни.
Вы не собираетесь вырваться из своего социального слоя. То есть остаться в среде лохов.
(на плакате надпись, помою вашу машину в бикини, то есть получите удовольствие)
Стоит вам что то найти, хоть копейку. Вас уничтожат «дураки«то есть ваше окружение.
И они не могут по другому. В них вшита православная этика в виде разных вариаций мудрости моей матери «если у тебя ничего нет, так и отнять у тебя нечего, а значит никому ты не нужен и ты в безопасности«.
Эта этика сидит довольно глубоко, не только в подсознании, но еще глубже, подшита в архетипы.
Как можно определить, в какой уровень пирамиды входит тот или иной персонаж?
По базовым поведенческим паттернам
Мы уже отметили, что человек под ником «марксист» это кочевник-скотовод по его восприятию техносферы, созданной «ремесленниками«
сегодня хочу привлечь ваше внимание к другому его выражению.
«Теперь к Вашему делу. Люди, Вы видно на реальном производстве хрен когда работавшие, либо слышали звон, перепродавая результаты ЧУЖОГО труда. Даю наколку и Маше тоже. Сначала этика и только потом технология зарабатывания. Иначе при первом же заработке, если ещё доберётесь в чём я лично НЕ УВЕРЕН, перегрызёте глотки друг другу за сундук мертвеца и бутылку рома«
Мы видим, что на уровне паттернов, марксист имеет на своих регистрах именно этот сценарий. То есть «избегай дурака» или избегай лоха. Не связывайся с лохом. Не ты, его вытащишь из грязи, а он тебя утащит в грязь.
И второй вывод, человек имеет архетипы разбойника (гопстоп) а все кочевники были и грабителями, если было что грабануть.
(Сам Чингиз Хан, отмотал в тюряге у оригинальных, то есть туземных китайцев около десятки, за гопстоп караванов)
Сам факт существования на регистрах «марксиста» такого паттерна, говорит о том, что человек в верхних ступенях социальной «пищевой цепочки«.
Я не знаю, кто скрывается под ником «марксист» но могу делать выводы о его вменяемости или договороспособности. Это хищник, но договоро-способный если у тебя есть условный «кольт в кармане«.
Попытался сегодня обозначить понятие «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти»
Психология | Psychology
8K поста 43.8K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Интересная точка зрения, но предвзятость зашкаливает. Текст нашпигован бранными словами и резко отрицательными образами. Я так предполагаю, что автор и сам не до конца уверен в своей точке зрения поэтому пытается манипулировать читателем с помощью провокаций.
Иудеи, кстати, очень не любят выкрестов. Хотя бы потому, что большинство устроителей погромов сами с прожидью, хе-хе.
Интересный комментарий тоже:
«Теперь к Вашему делу. Люди, Вы видно на реальном производстве хрен когда работавшие, либо слышали звон, перепродавая результаты ЧУЖОГО труда. Даю наколку и Маше тоже. Сначала этика и только потом технология зарабатывания. Иначе при первом же заработке, если ещё доберётесь в чём я лично НЕ УВЕРЕН, перегрызёте глотки друг другу за сундук мертвеца и бутылку рома.»
Прочитал этот шедевр.Очень много цинизма.Вспомнил передачу «В мире животных».Пословица эта древняя.В Библии она тоже упоминается, но несколько в другом варианте:лучше потерять с Христом, чем приобрести что то с невежественным человеком.Дурак имеется ввиду-человек, который находится не на правильном пути.Многие в жизни пресмыкаются, пытаются угодить разным невеждам и темным личностям-на работе в быту.Доходит до того, что они полностью, находясь в рабском угодии, теряют в себе человека, приобретая временные блага.Другие, сохраняя в себе себя, теряют какие то блага.Что лучше, уничтожить себя как личность, подкладывая свое тело и душу под начальника, сослуживца, или все же что то потерять, но сохранить в себе образ человека?Иными словами, будете ли вы «лизать жопу» ради лишнего куска колбасы или будете вести себя достойно?И насколько вы в принципе по сути «лизатель жоп»?И на какие жопы вы готовы распространить свой язык?На зад начальства или также и на зады сослуживцев?Готовы ли вы больше потерять в себе человека или потерять кусок еды?Вы больше животное или человек?»Если у тебя ничего нет, то и нечего отнять»-в этом ничего христианского и православного и в помине нет.Отнять можно и нематериальные блага-покой, здоровье, свободу, сон.Принцип христианства-нестяжание, умение ценить, что есть.При этом не осуждается саморазвитие и профессиональный рост.Напротив, говорится, что если выбудете сидеть, сложа руки и плыть по течению, нищета застигнет вас, как разбойник.В Священное Писание нищету сравнивает с разбойником.То есть-это бедствие, опасность, а не благо и источник безопасности.Но есть и другая крайность.Будет ли полезно, если вы, например, будучи мелким биснесменом, имели бизнес, свой круг клиентов, достаток, позволяющий иметь жилье, еду одежду, возможность отдыхать, оплачивать учебу детей и жить спокойно, вдруг решили заняться крупным бизнесом или влезть куда то в министерство, где приобретя временные большие деньги вы потеряли спокойствие, нормальный сон?Не секрет, что это может закончиться пулей в голове, тюрьмой.Христианство учит не нищете, а нестяжанию.Желание хапать и не делиться-это наоборот, признак присутствия духа нищеты, при котором человек чувствует себя бедным всегда.Мудрость в том, чтоб знать свое место и уметь получать удовольствие не от многого, а от малого.Точнее-от оптимального количества.Иначе и на золотой кровати не будет покоя.Пословица эта и подразумевает, что лучше что то потерять из материального, но сохранить вечные блага-любовь, уважение, покой, стабильность, репутацию, чем приобрести какие то блага и вслед за этим проблемы, отнимающие покой, здоровье, время и ощущение счастья и даже жизнь!Лучше иметь оптимум и жить безопасно, чем иметь максимум и находиться в опасности.И еще, нехорошо обсуждать и осуждать родителей.Они вам дали жизнь и, говоря о софте, можно спросить, а вы уверены, что он у вас правильный?Вас коробит православие, так почитайте Ветхий Завет, там много полезного(он иудейский).В жизни надо найти оптимум, чтоб иметь достаток, покой, стабильность, при этом не превратившись в животное и, не утесняя других.Хотябы потому, что есть риск с этими «другими» поменяться позами.Жизнь она такая, порой непредсказуемая.
Нифига не понял. У меня свои критерии умности.
Было бы интересно уточнить у филологов, кто и когда перевел эту пословицу с еврейского языка на русский.
Ну а если никто и никогда, если она исконно русская-православная, то у меня для автора описания этих важных жизненных мудростей, недоступных русским недоумкам, есть парочка плохих новостей.
А Вам какой вариант поговорки ближе, старый или новый?
10. Психология. Психология Сироты
Продолжение разбора тем по психологии, которые интересны мне, или которые предлагают читатели.
Этот пост является кратким анализом психологии сирот, с целью исследования значимости отношений с родителями для развития личности.
Младенцам до 7 месяцев критически необходимо накапливать как можно больше опыта взаимодействия с миром. Они должны играть, кричать, слушать, трогать, кусать, щупать, сжимать, наблюдать, познавать в меру своих возможностей область отношений с ближними через контакт с матерью (в свободное от сна и приёмов пищи время). Отсутствие впечатлений и раздражителей (когда детей не качают, не обнимают, когда с ними не говорят, не гладят, не смотрят им в глаза) приводит к сенсорному голоданию. Сенсорное голодание, если оно длится слишком долго, приводит к разного рода умственным деградациям.
Такой диагноз может грозить детям, оставленных после родов в больницах. Так как больничному персоналу часто не хватает ресурсов, чтобы обеспечить всех детей вниманием и впечатлениями (игрушками, грубо говоря), это приводит к заторможенному дальнейшему развитию ребенка.
—
Святая Дева Мария
—
Опыт школ-интернатов, санаториев, детских домов, больниц и прочих учреждений, которые призваны заниматься благосостоянием детей в отсутствии родителей, уже много лет доказывают незаменимость отношений ребенка с родителями.
Дети, оставленные без материнского внимания на протяжении более чем пяти месяцев, обретают психологические изменения, которые плохо сказываются на дальнейшую способность создавать отношения с людьми, на успеваемость и любознательность.
Термином «госпитализм» обозначают обстоятельства, в которых дети лишены матери, и вынуждены жить в медицинских учреждениях или домах для сирот. Этот термин относится к детям до 2-х лет. Выражается влияние «госпитализма» на разных детях по-разному, но можно вывести некоторые общие сходства: проблемы с набором веса (анорексия), отставание в когнитивном развитии, апатичность к внешнему миру (или наоборот, чрезмерная бдительность). Ещё, почему-то, среди таких детей не редко встречается феномен качания: дети могут долгое время выполнять качающее движение туловища. Предполагается, что таким образом эти дети удовлетворяют свой сенсорный голод.
Меня удивляет то, какое колоссальное значение для дальнейшей жизни человека имеют отношения с матерью. Без них человек теряет более или менее всё:
Роль матери сложно переоценить. Материнство действительно священно.
—
Самоопределение
—
Среди сиротских детей можно заметить, как минимум, в раннем возрасте, что они не играют в «дочки матери», «больницу», «школу», «детский сад», «семью» или подобные игры, имеющие в своей основе отыгрыш социальных ролей. При попытке завлечь их такой игрой, они часто выступают в роли наблюдателя, будучи не редко равнодушными к участию. Это выражает отсутствие у сиротских детей достаточного количества опыта взаимодействия с социумом.
Не редко среди сирот наблюдается исковерканное восприятия гендерной роли. Девушки из приюта часто не имеют наглядного представления о том, что значит быть женщиной, матерью или каким должен быть настоящий мужчина (алогичный пробел характерен для парней, естественно). Это может привести к нездоровым отношениям с противоположным полом, с самоопределением, или даже к нарушениям сексуального характера.
Сирота в вопросах самоопределения гораздо более зависим от внешней оценки, чем среднестатистический ребенок из семьи. И, в виду пережитого опыта, часто склонен самооценку занижать (однако, это не мешает некоторым сиротам брать на вооружение стратегию перевода ответственности за свои поступки, или за исполнение своих желаний, на других).
—
Архетип Сироты
—
Характерные черты:
* Отсутствие умения привязываться к людям.
* Проблемы в поле морали. (может привести к социопатии)
* Недоверие к людям. (чувство преданности) Но при этом сильное стремление получить внимание и любовь.
* Тревожность.
* Эгоистичность.
* Подавление эмоций.
* Желание мстить. (деструктивное поведение)
* Страх разочарования.
* Конформизм.
* Склонность к потребительству (что может перейти в алкоголизм, наркоманию)
* Цинизм, садизм, мазохизм.
***
Благодарю Вас за то, что прочитали этот пост.
Рекомендую посмотреть видео о «качающихся детях» с материнской депривацией, чтобы иметь более четкое представление о последствиях лишения ребенка матери в раннем возрасте:
Лучше с умным потерять, чем с дураком найти
Эту народную мудрость за сотни лет никто не опроверг.
Но народная мудрость нам не указ. Предпочитаем дураков. Нам кажется, что с ними легче иметь дело; мы их обманем, обыграем, заставим служить нашим интересам.
Нет.
Этот текст надо отредактировать.
Но народная мудрость для нашей власти не указ.
Кремль предпочитает дураков. Кремлю кажется, что с ними легче иметь дело; Кремль думает, что их обманет, обыграет, заставит служить своим интересам.
Когда во главе США оказался Буш, который говорил несусветные глупости, путал страны и даже материки, пытался вставить видеокассету в тостер, – он нам очень понравился. («Нам» – в смысле Путину.)
А еще у Буша хватило ума сказать, что он заглянул в глаза Путину и увидел там честную, добрую, надежную душу. Буш таким образом доказал, что мы в нем не ошиблись. И от радости, что во главе могущественной сверхдержавы оказался такой сверх…
В общем, от радости мы даже подарили Америке две военные базы – на Кубе и во Вьетнаме. А радость вышла боком. Дурак оказался чрезвычайно вреден и для своей страны, и для нашей, и для всей планеты.
Ну, теперь мы (черт его знает, кто эти «мы» в данный момент) – теперь мы радуемся, что во главе Украины оказался Янукович.
В этот раз, наученные горьким опытом, мы делали вид, что поддерживаем Юлю.
Мы с ней часто вели переговоры один на один по нескольку часов, чтобы всем казалось, что вот оно, уже происходит воссоединение Украины с Россией. Тем более что Украина приезжала в платье с молнией от воротника до подола. Взжзжик! и готово.
По отношению к зловредным соседям расчет верный: ах, вы поддерживаете Юлю (в фигурном катании эти парные вращения так и называются «поддержка») – ах, вы поддерживаете Юлю?! – тогда назло проголосуем за Януковича…
Не будем здесь цитировать его жуткие оговорки (в интернете их полно).
Не будем вспоминать юношеские проказы (что-то вроде срывания шапок и попыток изнасилования). Важно, что это человек, мягко говоря, бесконечно далекий от культуры. Похоже, его интересуют только деньги. И наших, похоже, интересуют только деньги. Во всяком случае, деньги – абсолютный приоритет.
Поэтому в наших странах продолжится вымирание науки, населения, моральная деградация и школьные реформы в сторону окончательного ЕГЭ.
Еврейский Мир
Газета русскоязычной Америки
“… ЛУЧШЕ С УМНЫМ ПОТЕРЯТЬ…”
“Лучше с умным потерять, чем с дураком найти”, — говорят в народе.
А действительно, почему не найти с дураком? — Не сможет мудро поделить найденное. Сама находка не пойдет впрок, став проблемой.
Но в чем же достоинства потери с умным? Может, и ты сможешь научиться, как по-умному терять. Ибо умный, даже теряя, совершая ошибку, все же делает это по-умному.
У каждого народа есть свои герои. Реальные люди или вымышленные образы, они вобрали в себя все, чем восхищаются их соплеменники. Образы героев не только выражают систему ценностей, но и воспитывают подрастающее поколение, проецируя эти ценности из прошлого в будущее.
Как разительно отличаются наши еврейские герои от героев народов мира, от всех этих витязей, рыцарей, военачальников и полководцев. Мы можем гордиться тем, что наши герои — это милосердный Авраам и справедливый Моисей. Наши герои — это не герои меча, хотя, если нужно, они бесстрашно вступают в бой. Наши герои — это добрые, праведные и мудрые люди, которые, несмотря на все свои достоинства, оставались людьми, а не безукоризненными ангелами.
Тора и еврейская традиция описывают наших героев со всеми человеческими слабостями, упоминая, в частности, не только их великие деяния, но и ошибки.
Посмею утверждать, что упомянутые ошибки являются нашим богатством. Мы многому учимся на рассказах о добрых делах наших героев, но, может быть, еще большему мы учимся на их ошибках.
В нашей недельной главе повествуется о законах “мецоры”, кожного заболевания, которое возникало у людей поколения пустыни, когда они совершали проступок, в основном, связанный с дурным языком и сплетнями. Не случайно, слово “мецора”, которое часто переводят как прокаженный, на самом деле можно было бы перевести дословно, как “извергающий зло”.
Тора обязывала человека, обнаружившего подозрительные пятна у себя на коже, обратиться к когену, потомку семейства Аарона, и показать их ему.
Когены были хорошо обучены и обладали опытом, позволявшим отличить легкое заболевание от тяжелого, которое обязывало “мецору” покинуть свое окружение и выйти с территории проживания народа Израиля.
В этом случае заболевший должен был оказаться в одиночестве, смысл которого был не столько в необходимости физической изоляции, призванной остановить распространение эпидемии, как предоставить возможность согрешившему злым языком человеку осознать свою ошибку, оставшись один на один с самим собой. Оказавшись в одиночестве, человек мог задать себе этот известный еврейский вопрос: “Почему?”
Мера — за меру, что посеешь, то и пожнешь. Тот, кто разъединял друзей своим дурным языком, сплетнями и интригами, был достоин того, чтобы он ощутил тяжесть разлуки с друзьями. Не во имя наказания, а как возможность осмысления, исправления и исцеления.
А что если пятна появлялись на коже у самого когена, служителя храма, который был экспертом в этой области? Мог ли он поставить диагноз сам себе?
Нет, отвечает Талмуд, ибо человек не видит своих пятен, на иврите — “hегаим” пятна. Это же слово можно перевести “недостатки”.
В этом состоит великая мудрость. Человек может с легкостью увидеть “соринку” в глазу у друга, оставаясь совершенно слепым, не замечая “бревна” в собственном.
Теперь мы начинаем по-новому понимать смысл приведенных в Торе ошибок наших праотцев. Это не критика в их адрес, а уроки совершенствования самих себя. Мы сначала обсуждаем эти ошибки, а потом анализируем себя. Впрочем, иногда мы учимся на ошибках великих людей не только тому, чего не делать, а также тому, что, даже совершая ошибки, они оставались на высоте своего величия, являясь для нас примером для подражания.
Вернемся к рассказу о трагической гибели двух сыновей Аарона.
Аарон и два оставшихся в живых его сына, Эльазар и Итамар, продолжили службу в Храме, несмотря на личную трагедию потери близких. Они принесли особую жертву, которая должна была искупить народ от греха золотого тельца.
Но вдруг Моисей прогневался на Эльазара и Итамара: “Почему не ели вы искупительной жертвы в святом месте? Съешьте ее в святости, как заповедал я вам!”
И говорил Аарон Моисею: “Можно сегодня (в дни траура) есть мясо этой жертвы? И услышал Моисей, и было это хорошо в глазах его”.
Моисей с радостью признал ошибку:
“Я забыл — объясняет талмуд”
Объясняет Талмуд: “Из этой короткой истории можно извлечь множество драгоценных уроков.” Приведем лишь несколько из них, оставив вам, дорогие читатели, пищу для дальнейших самостоятельных размышлений.
— Талмуд утверждает, что каждый раз, когда Моисей гневался, он забывал и допускал ошибку. Свяжите начало истории с концом, и вы придете к выводу, что Моисей не разгневался из-за того, что забыл, а забыл из-за того, что прогневался.
Сначала эмоции, потом интеллект. Не давайте ходу отрицательным эмоциям, которые могут ослепить разум и лишить памяти.
— Почему Моисей сделал замечание двум сыновьям Аарона, а не ему самому? Ведь, по мнению Моисея, все они совершали одну и ту же ошибку — не ели мяса жертвы.
Почему сыновья Аарона промолчали, они ведь знали, что их дядя Моисей ошибается?
Почему Аарон попросту не возразил Моисею — ты забыл, ты ошибся?
Почему, в конце концов, Тора показывает, с какой легкостью и радостью Моисей признал, что он забыл.
Потому что Тора учит нас великому уроку уважения к людям, которое необходимо проявлять даже в самых сложных ситуациях.
Моисей даже в гневе пытается исправить ошибку коганим, не сделал прямого замечания своему старшему брату Аарону (в уважении к старшему брату есть нечто от уважения к отцу). Есть ситуации, когда необходимо сделать замечание, когда нельзя молчать. Однако, возможно, что в той же ситуации по отношению к отцу или старшему брату нужно промолчать!
Именно это сделали Эльазар и Итамар по отношению к их учителю Моисею, хотя знали, что он не прав!
Поэтому же Аарон не вступил в прямую конфронтацию с учителем народа, а намекнул вопросом: “Мне сегодня можно есть?”
И, может быть, самое главное. Величие Моисея не пострадало от признания ошибки. Наоборот, Моисей не только признал, что забыл. Он сделал это не с тяжелым сердцем, не с сожалением, а с радостью.
Ибо в этом и проявилось его величие: стремление к истине и уважение к ближнему важнее упрямого доказательства.