Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы

Урок-размышление на тему: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом» (Роберт Бёрнс стихотворение «Честная бедность»)

Разделы: Литература

Форма урока: Урок-размышление.

Оборудование: портрет Р. Бернса, выставка сборников стихов поэта, материалы из биографии и т.д.

Особое место в английской литературе XVIII века занимает творчество замечательного шотландского поэта Роберта Бернса (1759—1796).

Роберт Бернс родился в семье бедного крестьянина в деревне Аллоуэй в окрестностях шотландского города Эйр. У его отца не было собственной земли, он арендовал ее у помещика; глинобитная хижина была построена им самим. Едва научившись грамоте, маленький Роберт Бернс должен был помогать отцу в работе.

С детских лет будущего поэта волновала народная песня. Шотландские народные баллады будили его воображение. Здоровое реалистическое чутье поэта отвергало мистику и суеверия, содержащиеся во многих старинных легендах. Поэт впитывал в себя все живое и здоровое, подлинно народное в этом наследии. Ему нравились песни, в которых изображались чувства и переживания таких же простых людей, как и он.

Учился Бернс урывками, читал, что попадалось под руку.

В короткие часы досуга и за работой рождались певучие строфы, в которых поэт воплощал волновавшие его чувства.

Судьба Роберта отразила одновременно величие и бессилие века Просвещения: молодой пахарь сразу, в первом же сборнике стихов заявил о себе как поэт огромного дарования, но считался недостаточно образованным для того, чтобы занять скромную чиновничью должность.

Бернс справедливо считал для себя унизительным положение слезливого просителя, обивающего пороги высокопоставленных лиц. Он гордился своей принадлежностью к трудовому и свободолюбивому народу:

«Как бы я ни был беден, у меня есть мое независимое состояние — мой плуг». Для него, сына своего века, чтение стало жизненной потребностью. В одном из своих последних стихотворений Бернс провозглашал основную просветительскую идею:

Да здравствует право читать,
Да здравствует право писать.
Правдивой страницы
Лишь тот и боится,
Кто вынужден правду скрывать.

Поэт доискивался до правды во всем: в сфере чувств и в мире социальных отношений. Требование правды являлось для него нравственной опорой в борьбе с несправедливостью и злом. А он борец.

«Мне кажется, что, если бы я мог, я осушил бы все слезы на всех глазах». И хотя слава открыла перед поэтом двери дворцов, он не стыдился своей бедности, но и не выставлял ее напоказ.

Центральным лирическим героем песен Бернса был простой человек — труженик. Его жизнь, его будничные заботы и скромные радости, его повседневный труд впервые в поэзии Англии и Шотландии находили вдохновенное воплощение. Не стало и исключением его замечательное стихотворение «Честная бедность», в котором лирический герой — человек, сознающий собственное достоинство:

Кто честной бедности своей
Стыдится и всё прочее,
Тот самый жалкий из людей,
Трусливый раб и прочее.

Герой Бернса исполнен чувства собственного достоинства. Изнурителен труд его, тяжела его доля, но он гордится тем, что он честный труженик.

Кто честным кормится трудом, —
Таких зову я знатью, —

уверенно заявляет поэт, противопоставляя честную бедность бесчестному богатству и знатности.

В стихотворении несколько раз звучат слова честь и достоинство. Найдите в толковом словаре значение этих слов.

Достоинство— совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе*.

Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть**.

* Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. Русский язык.1986, с.153.

** Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах, Т. 4. М., Прогресс,1994,с.1326.

Посмотрите, как тесно связаны эти понятия — честь и достоинство.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Это мудрое стихотворение одновременно и грустное, и шутливое.

А легко ли живется лирическому герою и его близким?

Мы хлеб едим, и воду пьём,
Мы укрываемся тряпьём.
А между тем дурак и плут
Одеты в шёлк и вина пьют.

Есть ли смешные строчки в стихотворении? Найдите их.

Вот этот шут — природный лорд,
Ему должны мне кланяться,
Но пусть он чопорен и горд,
Бревно бревном останется.

Чем достигается комический эффект? Лорд оказывается шутом. Он чопорен и горд — чем? Поэт называет его «бревном». Это метафора.

На чем основаны данные метафоры? На сходстве предметов — облик, сообразительность, ум лорда позволяет сравнить его с шутом и бревном.

Обратите внимание на противопоставление образов и понятий. Как называется такой прием? Антитеза.

Какие образы и понятия противопоставляются?

Бедняки — богачи
Стыдится — гордится
Знать — простонародье.

Но поэт призывает смотреть и «судить не по платью»

Награды, лесть и прочее
Не заменяют ум и честь
И все такое прочее!

Стихотворение было бы очень грустным, если в основе его была лишь антитеза: бедняки, достойные лучшей судьбы, и богачи с наградами, в шелках, орденах и лентах. Но стихотворение не ограничивается лишь антитезой.

Оно убеждает не падать духом, верить и надеяться на лучшее будущее.

Четкой политической программы у Бернса не было. Он не знал, как и когда можно будет покончить с несправедливым социальным порядком. Но, выражая устремления широких трудовых масс, он воплощал в своем творчестве мечту лучших людей народа о светлом будущем.

Образы «веселых нищих», радость жизни, бьющая через край, вопреки всем тяготам жизни, отражали оптимистическое мироощущение народа — труженика, твердо верившего в то, что

Настанет день, и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте!

И вывод, который Бернс из этого делал, — один из основных лозунгов французской буржуазной революции 1789 года: настанет день, «когда кругом все люди станут братья»:

Могу вам предсказать я,
Что будет день
Когда кругом
Все люди станут братья!

«Честная бедность» — одна из самых острых социально-политических песен Бернса, отличающаяся в то же время удивительной легкостью, остроумием и изяществом. По своему содержанию песня Бернса тесно переплетается с идеями просветителей и особенно с общественно-политическим опытом Французской революции. Недаром в ХIХ веке песню Бернса называли «английской Марсельезой». Начальная строка припева «При всём при том, При всём при том», мелодия и само название заимствованы Бернсом из одноименной шотландской народной песни, бытовавшей в разных текстовых вариантах. Жизнелюбивый пафос лирики Бернса зиждется на вере в полную гармонию чувства и разума. Стихи Бернса отличаются исключительной выразительностью и простотой. Образы его всегда конкретны, предельно ясны, тон искренний и задушевный. Написанные большей частью на популярные мелодии, стихи Бернса сами стали народным достоянием. Обаяние лирики Бернса доступно русскому читателю благодаря замечательным переводам С.Я Маршака. Россия ХIХ века восторженно встретила Бернса. И Тургенев предлагал Некрасову перевести его стихи, сопроводив в письме свою просьбу такой оценкой: «Бернс—это чистый родник поэзии». Некрасову не удалось осуществить это желание. Переводили Бернса М. Лермонтов, М. Михайлов, Э. Багрицкий и другие.

Переводы С. Маршака сделали творчество Бернса дорогим и близким читателю нашей страны. Они, по словам А. Твардовского, «выполнены в том поэтическом ключе, который мог быть угадан им только в пушкинском строе стиха, чуждом каких бы то ни было излишеств, строгом и верном законам живой речи, пренебрегающей украшательством, но живописной, меткой и выразительной».

Источник

Урок-размышление на тему: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом» (Роберт Бёрнс стихотворение «Честная бедность»)

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Юрюзанский технологический техникум»

Тема: Урок-размышление на тему:

«Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом»

(Роберт Бёрнс стихотворение «Честная бедность»)

Карпиюк Зинаида Федоровна

Преподаватель русского языка и литературы

Урок-размышление на тему:

«Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом»

(Роберт Бёрнс стихотворение «Честная бедность»)

-Ознакомить учащихся с шотландским поэтом Р. Бернсом и его стихотворением «Честная бедность», проследить отражение в его стихотворении таких нравственных категорий как честь, достоинство, гордость, ответственность и т.д.

-Пробудить у учащихся живой отклик на проблемы и нравственные принципы поэта своего времени.

— Содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к таким понятиям как «честь, достоинство, гордость »;

формирование культуры, гуманных качеств личности учащихся;

совершенствование навыков общения;

воспитание любви к литературе.

Тип урока: Урок применения знаний и умений

Форма урока: Урок-размышление

Методы проведения урока: частично-поисковый, репродуктивный, информационный.

Методические приемы: беседа, выступление учащихся, создание проблемной ситуации.

Межпредметные связи: русский язык; история.

Оборудование: компьютер, экран, презентация.

1. Организационный момент 2мин.

1.1. Вступительное слово учителя 2мин.

2. Актуализация опорных знаний 2мин.

(выразительное чтение стих. уч-ся) 5мин

2.2. Анализ стихотворения 25мин

3. Подведение итогов 7 мин.

4. Домашнее задание 2мин.

«Мне кажется, что, если бы я мог, я осушил бы все слезы на всех глазах».

— постановка цели и задач (Презентация, слайд 1-2).

А) Выявить жизненную позицию поэта;

Б) Развивать монологическую речь учащихся;

В) Воспитывать культуру общения учащихся, качества как честь, достоинство, гордость.

1.1.Вступительное слово учителя:(Слайд 3-4)

Особое место в английской литературе XVIII века занимает творчество замечательного шотландского поэта Роберта Бернса (1759—1796).

Роберт Бернс родился в семье бедного крестьянина в деревне Аллоуэй в окрестностях шотландского города Эйр.(Слайд 5)

У его отца не было собственной земли, он арендовал ее у помещика; глинобитная хижина была построена им самим.

Едва научившись грамоте, маленький Роберт Бернс должен был помогать отцу в работе.

С детских лет будущего поэта волновала народная песня.

Шотландские народные баллады будили его воображение.

Поэт впитывал в себя все живое и здоровое, подлинно народное в этом наследии.

Ему нравились песни, в которых изображались чувства и переживания таких же простых людей, как и он.

Учился Бернс урывками, читал, что попадалось под руку.

В короткие часы досуга и за работой рождались певучие строфы, в которых поэт воплощал волновавшие его чувства.

Судьба Роберта отразила одновременно величие и бессилие века Просвещения:

молодой пахарь сразу, в первом же сборнике стихов заявил о себе как поэт огромного дарования, но считался недостаточно образованным для того, чтобы занять скромную чиновничью должность.

Он гордился своей принадлежностью к трудовому и свободолюбивому народу:

«Как бы я ни был беден, у меня есть мое независимое состояние — мой плуг».

Для него, сына своего века, чтение стало жизненной потребностью.

В одном из своих последних стихотворений Бернс провозглашал основную просветительскую идею:

Да здравствует право читать,

Да здравствует право писать.

Кто вынужден правду скрывать.

Поэт доискивался до правды во всем: в сфере чувств и в мире социальных отношений. Требование правды являлось для него нравственной опорой в борьбе с несправедливостью и злом. А он борец.

2. Актуализация опорных знаний:

«Мне кажется, что, если бы я мог, я осушил бы все слезы на всех глазах».(Слайд 6)

И хотя слава открыла перед поэтом двери дворцов, он не стыдился своей бедности, но и не выставлял ее напоказ.

Центральным лирическим героем песен Бернса был простой человек — труженик.

Главное правило урока литературы:

Нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения.

(Выразительное чтение уч-ся стих. «Честная бедность») (Слайд 7-8)

-Кто является главным героем стих.?

В стихотворении «Честная бедность», герой — человек, сознающий собственное достоинство:

Кто честной бедности своей

Стыдится и всё прочее,

Тот самый жалкий из людей,

Трусливый раб и прочее.

Герой Бернса исполнен чувства собственного достоинства.

Изнурителен труд его, тяжела его доля, но он гордится тем, что он честный труженик.

Кто честным кормится трудом, —

Таких зову я знатью, —

уверенно заявляет поэт, противопоставляя честную бедность бесчестному богатству и знатности.

В стихотворении несколько раз звучат слова честь и достоинство.

Найдите в толковом словаре значение этих слов.(Слайд 9)

Достоинство— совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе*.

Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть**.

* Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. Русский язык.1986, с.153.** Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах, Т. 4. М., Прогресс,1994,с.1326.

Посмотрите, как тесно связаны эти понятия — честь и достоинство.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Это мудрое стихотворение одновременно и грустное, и шутливое.

А легко ли живется лирическому герою и его близким?

Мы хлеб едим, и воду пьём,

Мы укрываемся тряпьём.

А между тем дурак и плут

Одеты в шёлк и вина пьют.

Есть ли смешные строчки в стихотворении? Найдите их.

Вот этот шут — природный лорд,

Ему должны мне кланяться,

Но пусть он чопорен и горд,

Бревно бревном останется.

Чем достигается комический эффект?

Лорд оказывается шутом. Он чопорен и горд — чем?

Поэт называет его «бревном». Это метафора.

-Дайте определение метафоры.(Слайд 10)

На чем основаны данные метафоры?

На сходстве предметов — облик, сообразительность, ум лорда позволяет сравнить его с шутом и бревном.

Обратите внимание на противопоставление образов и понятий.

Как называется такой прием? (Антитеза.)

-Дайте определение антитезы.(Слайд 11)

Какие образы и понятия противопоставляются?

Но поэт призывает смотреть и «судить не по платью»

Награды, лесть и прочее

Не заменяют ум и честь

И все такое прочее!

Стихотворение было бы очень грустным, если в основе его была лишь антитеза:

бедняки, достойные лучшей судьбы, и богачи с наградами, в шелках, орденах и лентах.

Но стихотворение не ограничивается лишь антитезой.

Оно убеждает не падать духом, верить и надеяться на лучшее будущее.

Четкой политической программы у Бернса не было.

Он не знал, как и когда можно будет покончить с несправедливым социальным порядком.

Но, выражая устремления широких трудовых масс, он воплощал в своем творчестве мечту лучших людей народа о светлом будущем.

Образы «веселых нищих», радость жизни, бьющая через край, вопреки всем тяготам жизни, отражали оптимистическое мироощущение народа — труженика, твердо верившего в то, что

Настанет день, и час пробьет,

На всей земле придет черед,

Стоять на первом месте!

Могу вам предсказать я,

Все люди станут братья!

И вывод, в ХIХ веке песню Бернса называли «английской Марсельезой».

Поэзия Бёрнса проста, но очень изящна и полна жизненных сил и веселья, она близка к народным песням и балладам.

Сына крестьянина всю жизнь интересовали человеческая сущность, понятия о морали, богатая бедность или наоборот, бедное богатство.

Стихотворение «Честная бедность» — это один из ответов на множество вопросов: почему человек беден, что поможет ему вырваться из нищеты, как сохранить чистоту в душе, при этом имея возможность обогатиться и т. П

Бернс в стихотворении призывает не стесняться своей бедности.

Человек, зависящий от денег, богатства, не может быть оценен как человек умный.

Это стихотворение созвучно с русской поговоркой: «Встречают по одежке, провожают по уму».

Обаяние лирики Бернса доступно русскому читателю благодаря замечательным переводам С.Я Маршака.

Россия ХIХ века восторженно встретила Бернса.

Тургенев предлагал Некрасову перевести его стихи, сопроводив в письме свою просьбу такой оценкой: «Бернс—это чистый родник поэзии».

Некрасову не удалось осуществить это желание.

Переводили Бернса М. Лермонтов, М. Михайлов, Э. Багрицкий и другие.

Переводы С. Маршака сделали творчество Бернса дорогим и близким читателю нашей страны.

Жизнь поэта оборвалась рано. В возрасте 37 лет он скончался от тяжёлой болезни.

37- вообще роковая цифра для поэтов.

Это случилось в 1796 году.

Но и по сей день в Шотландии нет ни одного человека, который не знал бы наизусть песен и баллад Роберта Бернса. (Слайд 12).

Мне кажется, что время, о котором Бернс мечтал, еще не наступило.

Стремление людей жить лучше — естественно, но стремление жить лучше за счет окружающих — примета нашего времени.

Умные люди сегодня прозябают, а в чести тот, кто хитрее, сильнее физически, у которого крепче нервы.

Конечно, не всегда и не везде это так, во многих демократических странах люди ценят не деньги и не знатность, а настоящие человеческие качества.

Лично я (как и Роберт Бернс) верю, что рано или поздно, но это произойдет на всей земле. Люди не будут пресмыкаться перед богатыми. Не будут стараться, во что бы то ни стало разбогатеть, а будут стремиться стать богаче душевно.

Верю, что люди все больше и больше будут заботиться друг о друге, невзирая на происхождение.

Будем надеяться: Что будет день, Когда кругом Все люди станут братья!

А человеческие качества тогда будут действительно оцениваться по достоинству.

Источник

Лучше быть бедняком чем разбогатеть со грехом

Пословица про радость и горе:

Лучше быть бедняком, чем разбогатеть со грехом.

Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть картинку Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Картинка про Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть картинку Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Картинка про Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть картинку Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Картинка про Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть картинку Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Картинка про Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть картинку Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Картинка про Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть картинку Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Картинка про Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть картинку Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Картинка про Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы

Смысл пословицы

Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про радость и горе. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.

Похожие пословицы и выражения

Пословицы отмеченные звёздочкой Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть картинку Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Картинка про Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицысодержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.

Смотрите все пословицы про радость и горе Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть картинку Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Картинка про Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы

Скачать пословицу

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть картинку Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Картинка про Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.

Источник

Пословицы и поговорки о богатстве и бедности с объяснением смысла

Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Смотреть картинку Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Картинка про Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы. Фото Лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом смысл пословицы

Пословицы и поговорки о богатстве и бедности с пояснениями

Богатство разум рождает.

Пословица говорит о том, что богатство прибавляет ума его хозяину, поскольку он стремиться это богатство сохранить и приумножить и думает, как это сделать.

Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.

Пословица говорит о том, что лучше иметь все и сразу, чем ничего или по чуть-чуть.

Мошна туга — всяк ей слуга.

Пословица говорит о том, что люди служат, подчиняются тому, кто богат, имеет много денег.

Не с богатством жить, а с человеком.

Благосостояние избранника — не главный аргумент при женитьбе или замужестве. Пословица используется как совет не обращать внимание на материальное состояние человека.

С сильным не борись, с богатым не судись.

Варианты. С сильным не борись, а с богатым не тяжись.

С богатым не тянись, с сильным не дерись.

Пословица говорит о том, что человек должен оценить, с кем имеет смысл связываться, а с кем лучше этого не делать, так как высока вероятность того, что в борьбе можно потерпеть поражение.

Бедность — не порок.

Вариант. Бедность — не стыд.

Материальные трудности, недостаток чего-либо не следует воспринимать как ущербность, порок. Используется как оправдание отсутствия достатка или в поддержку тому, кто стесняется своей бедности.

То густо, то пусто.

Варианты. Вдруг густо, вдруг пусто.

Часом густо, а часом пусто.

Выражение используется в случае, когда хотят сказать, что нет постоянства, стабильного достатка, или о часто изменяющемся количестве чего-либо.

Бедному Кузеньке — бедная и песенка.

Вариант. Горькому Кузеньке — горькая долюшка.

Пословица говорит о том, что человек рассуждает, думает, говорит, исходя из своего материального положения, наличия денег в кармане.

Голый, что святой, беды не боится.

Похожая по смыслу. Голому разбой не страшен.

Так говорится о человеке, которому нечего терять, а следовательно, и бояться.

В нужде и кулик соловьем свищет.

Пословица говорит о том, что при крайней нужде человек может совершить такое, что в другой ситуации покажется невыполнимым, странным, неуместным.

В одном кармане смеркается, в другом заря занимается.

Пословица говорит о полной нищете, крайней нехватке средств к существованию.

Голой овцы не стригут.

Это выражение используется в качестве поучительной реплики в ситуации, когда грабить, отбирать уже нечего.

За неимением гербовой пишут на простой.

Пословица говорит, что при отсутствии лучшего нужно довольствоваться тем, что есть. Гербовая бумага — это специальная бумага с изображением государственного герба, продаваемая правительством. На ней писались всевозможные договоры и оформлялись сделки.

Голому одеться — только под подпоясаться.

Пословица говорит о том, что малоимущему человеку не требуется много времени на сборы. Произносится в ответ на просьбу поторопиться.

Купило притупило.

Вариант. Купила б я, накупила, да купило-то притупило.

Выражение используется в случае, когда есть желание что-то купить, но денег на это нет.

На брюхе шелк, а в брюхе щелк.

Так говорят о человеке, который старается выглядеть дорого, но при этом не имеет абсолютно никаких средств.

Пословицы народов мира

• Богатство — цель глупца, добродетель — мудрого (индийская).

• Богатство, как и нужда, многих губит (английская).

• Кто богат, тот панам брат (украинская).

• Лучше быть честным бедняком, чем богатым подлецом (немецкая).

• Скупой богач беднее щедрого бедняка (арабская).

Голь на выдумки хитра.

Человек, находясь в состоянии острой нехватки чего-либо, становится изобретательным и способным обойтись малыми средствами для достижения поставленной цели.

Сытый голодного не разумеет.

Вариант. Сытый голодного, а богатый бедного не разумеет.

Благополучный человек не способен понять нужды и проблемы того, кто нуждается. Разуметь — устаревшее слово, которое означает «понимать».

Богатому не спится.

Вариант. Богатому не спится, богатый вора боится.

Похожая по смыслу. Богатому сладко естся, да плохо спится.

Богатство приносит человеку не только удовольствия и удобство, но и постоянное беспокойство, так как приходится все время думать, как его не потерять и приумножить.

Нужда научит калачи есть.

Вариант. Нужда научит есть калачи и научит лежать на холодной печи.

Пословица говорит о том, что бедность и нужда научат быть трудолюбивым, изобретательным, делать то, что не умеешь или не хочешь. Калач — пшеничный хлебец, который для простого народа был лакомством в праздничные дни.

Богатому черти деньги куют.

Похожая по смыслу. У богатого черт детей качает.

Отражает отношение простых людей к богатству. Они считали, что сколотить состояние богачам помогает злая, нечистая сила, которую олицетворяет черт.

Богатый врет — никто его не уймет.

Очень трудно противостоять богатому человеку, который, желая представить дело в выгодном ему свете, использует ложь и подкуп.

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.

Вариант. Нужда скачет и пляшет, нужда и песенки поет.

Пословица говорит о том, что бедность вынуждают делать то, чего не хотел бы.

Посконная рубаха — не нагота, хлеб с половой — не голодня.

Вариант. Навеянный хлеб — не голод, посконная рубаха — не нагота.

Пословица говорит о том, что со сложившейся негативной ситуацией еще можно мириться и терпеть. Посконный — сделанный из домотканого холста; полова — отходы при обмолоте и очистке зерна; мякина.

Копейка рубль бережет.

Если будешь беречь копейки, сможешь сэкономить рубль. Поговорка является советом быть экономным, не тратить безрассудно деньги.

Это интересно

Многие поговорки (короткие устойчивые выражения, у которых нет назидательного заключения) бывают не совсем понятны. Например, почему «голод — не тетка», а не какая- нибудь другая родственница? Все дело в том, что часто поговорка является частью пословицы. Наша поговорка в виде пословицы звучит так: «Голод — не тетка, пирожка не поднесет». И все становится ясно, то есть от голода пощады не жди. Вот еще несколько примеров:

• Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.

• Живем — хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.

• Два сапога пара, да оба левые.

• Забот полон рот, а перекусить нечего.

• Не все коту масленица, будет и пост.

• Рука руку моет, а вор вора кроет.

• У страха глаза велики, да ничего не видят.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *