Лучшие игры что где когда с ворошиловым
Что? Где? Когда? 16+
«Владимир Ворошилов. Вся жизнь — игра». Документальный фильм
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
В декабре 2020 года Владимиру Яковлевичу Ворошилову исполнилось бы 90 лет. Объяснить успех Владимира Ворошилова пытались многие, но повторить его яркую телевизионную судьбу пока не удалось никому.
В нашем фильме мы попытаемся разгадать феномен Владимира Ворошилова. Вместе с его друзьями, коллегами и близкими ответим на главные вопросы, волновавшие самого Ворошилова: что, где, когда и почему?
Остроумный, обаятельный, с хитрыми, полными лукавства и «чертиков» глазами Ворошилов не просто придумал с чистого листа новую телевизионную игру — интеллектуальное казино «Что? Где? Когда?», но и на протяжении десятилетий удерживал интерес телезрителей к ней. Ворошилов ушел, а его программа до сих пор живет и собирает у экранов новых поклонников.
В жизни Ворошилова было немало мистического, он верил в знаки и судьбу, был очень внимателен к деталям и мелочам. Он старательно готовился к каждому эфиру программы. Мог устроить разнос из-за ерунды: сломанного карандаша, беспорядка в студии. Для него все имело значение. Он задавал высокую планку и темп, требовал неукоснительного подчинения.
Создатели фильма побывали в Нескучном саду на съемках репетиции телеигры, заглянули в святая святых — дикторскую.
О характере «господина ведущего» ходили легенды. В курилках шептались: согласиться работать с Ворошиловым могут только сумасшедшие! Об этом говорили и будущей жене Владимира Ворошилова — редактору молодежной редакции Центрального Телевидения Наталии Стеценко. Она понравилась Ворошилову сразу. И он без колебаний отбил ее у законного супруга. Наташа подчинилась. Со временем Стеценко из простого редактора превратилась в незаменимого помощника и партнера по бизнесу. О чем совершенно не жалеет.
Съемочная группа отправилась в гости к Наталии в Светлогорск, на Балтийское побережье, в уютный дом, который они с Ворошиловым вместе построили и в котором были счастливы. В жизни, в быту «дед» (так еще называли Ворошилова) был совершенно беспомощным человеком, из-за чего нередко попадал в забавные и курьезные ситуации. В фильме будут использованы уникальные кадры: Ворошилов на отдыхе со знатоками, Ворошилов в костюме одноглазого пирата — таким зрители его не видели.
Перед тем как впервые появиться в кадре, Ворошилов лично контролировал процесс пошива костюма. В фильме покажут эскизы, правленые и утвержденные рукой самого Владимира Яковлевича.
«Дед» умел удивлять и совершать неожиданные поступки. В своем довольно зрелом возрасте Ворошилов неожиданно для всех снова — влюбился. В фильме мы расскажем о второй жене Ворошилова и его маленькой дочери. Прозвучит последнее интервью Ворошилова, снятое за три месяца до его смерти.
В фильме принимали участие:
Наталия Стеценко, вдова Владимира Ворошилова, президент Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?»;
Людмила Гурченко, народная артистка СССР;
Михаил Барщевский, полномочный представитель правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях;
Андрей Козлов, телеведущий, продюсер клуба «Что? Где? Когда?»;
Анатолий Лысенко, тележурналист, друг Владимира Ворошилова;
Татьяна Беляева — художник «Что? Где? Когда?»;
Борис Крюк — ведущий «Что? Где? Когда?»;
Андрей Каморин, журналист, знаток клуба «Что? Где? Когда?»;
Георгий Жариков, режиссер «Что? Где? Когда?»;
Валентина Андреева, редактор «Что? Где? Когда?»;
Александр Друзь, магистр клуба «Что? Где? Когда?»;
Алексей Блинов, знаток клуба «Что? Где? Когда?».
Важнейшая игра в истории «Что? Где? Когда?» – последняя для Ворошилова. Если знатоки проигрывают – клуб закрывается
«Господа, может быть, я в последний раз вам говорю «Добрый вечер» в интеллектуальном казино. Сегодня решается судьба клуба, моя судьба тоже. Выиграют знатоки – я подчинюсь их решению. Проиграют – я свободен, я ухожу».
Так начал финал зимней серии 2000 года Владимир Ворошилов. В последние годы он все чаще говорил, что ЧГК «как мамонт и скоро должен умереть». И даже ссылался на астрологов, которые предсказывали закрытие клуба в 2000-м, когда игре исполнится 25 лет. Он всерьез хотел закрытия клуба, и во время последней игры несколько раз повторял: «Хочу все закончить и уйти в интернет».
Ворошилова раздражала коммерция: он не любил спонсоров (и нехотя давал расписки, что покажет их в эфире) и пятиминутную рекламу, а деньги в «Что? Где? Когда?» считал злом. Ворошилов мечтал, что их скоро вновь заменят книги или «какие-нибудь фантики»:
«Когда играешь на горошины, писали философы, то искусство игры совершенствуется, на золото – искусство игроков мельчает, ибо золото притягивает к себе искусство игры, на игру остается маленькая часть. То же самое произошло и у нас. Деньги – огромное препятствие, испытание, которое эта игра не выдержала».
А у ЧГК за год до этого были проблемы с производством программы – руководство ОРТ не доплачивало телекомпании «Игра». Две серии 1999 года отменили, а потом ЧГК переехал на НТВ – там провели рождественскую серию, но скоро новое начальство ОРТ вернуло игру. Константин Эрнст был на финале игры 2000-го и говорил: для него превыше интересы телезрителей. Поэтому он болеет за знатоков, чтобы «Что? Где? Когда?» жил. Это было что-то вроде шутки, смысл которой: Ворошилов выставил победу знатоков как обязательное условие жизни ЧГК.
В последней игре года были сразу четыре команды:
— Сборная интернета. В 1999-м проходили игры, в которых самый популярный ответ в интернете считался как ответ всемирной команды. А в финале «Рамблер» выбрал шесть знатоков для игры в офлайне.
— Сборная детей знатоков. Должны были сыграть дети, но они попросили родителей сесть за стол.
— Сборная 80-х. Тут главные знатоки Бялко, Друзь и Сиднев.
— Сборная 90-х. А здесь только звезды ЧГК: Поташев, Двинятин, Жарков, Бурда, Козлов и снова Друзь, который в сборной 80-х выручал капитана Сиднева – не все смогли приехать в Москву.
После каждого ответа капитан выбирал, какая команда ответит на следующий вопрос.
Ниже – главные вопросы этой игры. Ответы – в первом комментарии.
🦉 Американский исследователь изобразительного искусства Кристофер Тайлер обнаружил, что художники-портретисты разных эпох располагают на определенном месте холста определенную деталь. Какую?
На этот вопрос команда «Рамблера» взяла помощь интернета. На экране всплывали случайные ответы из сети.
🦉 В Древнем Китае говорили: 50-летний человек может ходить, опираясь на палочку, только у себя дома. 60-летний – только в своем городе. 70-летний – где хочет. 80-летний – даже во дворце императора. А 90-летний человек?
🦉 Гомер не сравнивает своего великого героя со львом, пантерой или с кабаном. Он проводит параллель с неустрашимостью, постоянством и ею.
🦉 Закончите японское пятистишие танко: «Осень. Как много на земле желтых листьев! Я никогда столько не видел…»
🦉 Вопрос Владимира Ворошилова. Почему художник Эдгар Дега называл произведения Льва Толстого плоскими?
🦉 Решающий вопрос. Вылепил бог человека, еще и кусок глины остался. Бог спрашивает: «Что тебе еще слепить?» Человек попросил счастья. Что сделал бог?
Максим Поташев ответил правильно. «Что? Где? Когда?» не закрывается. Поташев выиграл хрустальную сову и стал магистром игры по мнению телезрителей.
А еще получил телефон от сотового оператора СОНЕТ (закрылся в 2008-м): «вечно-бесплатный телефон с правом передачи по наследству, безопасный для здоровья и защищенный от прослушивания».
А после – праздник. Тамара Гвердцители поет «Виват «Что? Где? Когда?». Знатоки и Ворошилов задувают свечи на торте. А рядом с домиком в Нескучном саду горят огромные цифры «25».
Это была последняя игра Владимира Ворошилова. 10 марта 2001 года он умер от инфаркта. Но он еще успел дать интервью, где сказал, что игра прежней все равно не будет:
«Кто поднимет клуб, я не знаю, это не мое дело. Я оставляю все: декорации и зал. Моя передача, думается, очень личностная: и в авторстве, и в режиссуре, и в изобразительной, пластической среде я проникаю в ее многие поры.
Это не значит, что у меня нет соратников, они помогают мне, но я не ограничиваюсь только ведением, наоборот, я меньше всего времени трачу на свою подготовку как ведущего. Так что такого клуба, как сейчас, уже не будет. Будет другой клуб и другая эпоха».
После смерти Ворошилова Эрнст уговаривает взяться за ЧГК Бориса Крюка, который один раз вел детскую версию игры (передача не вышла в эфир). Он соглашается, но с условием, что его голос будет сильно изменен.
Крюк проводит три игры летней серии 2001 года, а в финале ставит знакомое условие. Чтобы ЧГК не закрылся, знатокам нужно выиграть. И еще зрители должны проголосовать по телефону за это решение.
Команда лучших знатоков 80-х и 90-х выиграла 6:4. А 91% зрителей – за продолжение «Что? Где? Когда?».
Это была последняя игра клуба, когда ЧГК называли интеллектуальным казино. В зимней серии 2001-го появится 13-й сектор, уберут стоимость вопроса со стола, а люстру заменят мониторами.
Он точно знал – что, где и когда (32 фото + 1 видео)
Советский и российский телеведущий, театральный режиссёр, художник, автор и ведущий телеигры «Что?Где?Когда?», Заслуженный работник культуры Российской Федерации (1994) Владимир Яковлевич Калманович (по метрике) родился 18 декабря 1930 года в Симферополе в еврейской семье. Отец – Яков Давидович Калманович (1908-1964), инженер, был зав. бюро рационализации, а затем главным инженером Наркомата лёгкой промышленности СССР, директором фабрики «Большевичка». Мать – Вера Борисовна Пеллех (1910-2002), швея-надомница. Да и дед по отцовской линии был портным.
Начало войны 10-летний Володя встретил в Киеве. В 1943 году семья из эвакуации переехала в Москву, жили на Кутузовском проспекте. Отец руководил пошивом армейского обмундирования, мать работала рядом с ним на производстве.
В 1948 году Калмановичи удочерили девочку – 8-месячную Аню. Так у Владимира появилась сестра.
Со своей мамой Владимир был очень близок всю жизнь. Хотя со стороны многим их отношения казались странными – он неизменно называл маму по имени, любил подшутить над ней, разыграть. Но за всем этим стояли очень тёплые отношения не просто сына и матери, но близких друзей. Они много времени проводили вместе, часто Владимир брал маму с собой на отдых.
Владимир Ворошилов с мамой
После окончания средней школы он поступил Школу-студию МХАТ, но потом перевёлся в Государственный художественный институт ЭССР (ныне – Эстонская Академия художеств). Его дипломной работой была тема декораций и костюмов к пьесам А.Н. Арбузова «Годы странствий» и О. Голдсмита «Ночь ошибок».
В декабре 1952 года его отец Яков Калманович по ложному доносу был арестован и 11 месяцев находился под следствием. Фактической же причиной ареста стала национальность (как раз велась кампания по борьбе с «безродными космополитами»). Именно в это время Владимир женился и взял фамилию жены – Ворошилов.
В 1955 году после окончания учёбы в Эстонии Владимир по распределению едет в ГДР, где работает художником в театре Группы советских войск (ГСВГ). По воспоминаниям, он постоянно рисовал портреты девушек в ресторане, из-за чего его неоднократно предупреждали (контакты с иностранцами!) и, в конце концов, уволили из театра, но на родину отправить не смогли, оставив для создания стенгазеты и рисования тематических плакатов.
После Германии Владимир окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ, а затем и Высшие режиссёрские курсы РСФСР, поставив дипломный спектакль «Шторм» по пьесе В.Н. Билль-Белоцерковского (в 1967 г. поставлен в Ставропольском театре драмы им. М. Лермонтова).
Как-то Ворошилов подсчитал, что проучился в общей сложности более 16 лет, и шутил, что потом столько же пришлось отучиваться от того, чему его учили.
В 1955-1982 гг. Владимир был художником-постановщиком ведущих московских театров: МХАТа, Малого театра, Театра оперетты, Театра им. М.Н. Ермоловой, Театра им. Станиславского и др. Работал режиссёром в Ставропольском театре драмы, театре «Современник» и в Театре на Таганке.
Ворошилов считался модным и актуальным художником Москвы, а его постановки были новаторскими, однако ещё в 1960-е гг. он часто становился и участником скандалов. Так он был уволен из Театра им. Ленинского комсомола, поскольку, по словам руководителя программы «Взгляд» Анатолия Лысенко, накануне премьеры спектакля «Наташкин мост» повздорил с главным режиссёром театра Борисом Толмазовым – для спектакля ему «нужен был столб света ночного неба», и он… разрушил потолок, чем чуть не довёл главрежа до инфаркта.
А в 1966 году Владимира пригласили на ТВ, где он стал снимать документальные фильмы и телеспектакли. По его словам, работа эта тогда считалась уделом неудачников, которым не нашлось места в кино или театре. И шутил, что «пришёл на телевидение пошалить». Попал он туда почти случайно – «на подработки», – а потом первым продвинул в эфир коммерческое телевидение, хотя тогда, в конце 1960-х гг., о таком никто у нас и понятия не имел.
Уже в 1969 году Ворошилов создал свой первый крупный авторский проект – «Аукцион» – одну из первых игровых передач на ЦТ в прямом эфире. Программа, в которой ведущий стучал, как и положено, молоточком по столу, «продавала» всё, что только можно себе представить. Участники программы отвечали на вопросы о различных товарах – от телевизоров до чая, а победители получали приз — тот самый разыгрываемый товар. В программе рекламировалось большое количество продукции, причём, по словам Лысенко, всего за день после выхода выпуска продавались годовые запасы товаров. Считается, что массовую продажу консервированных кальмаров МинРыбПром обеспечил только благодаря программе Ворошилова — в одном из выпусков он демонстративно закатал в одну из консервных банок янтарное ожерелье, чем очень заинтересовал зрителей.
А затем на торги «выставили» бардовские песни. В последнем выпуске, вышедшем в феврале 1970 года, выступила группа бардов во главе с уже тогда известным автором-исполнителем Сергеем Никитиным, исполнявшая в прямом эфире некие «неблагонадёжные песни». Идею их исполнения предложил сам Леонид Утёсов, а ведущему, большому поклоннику В. Высоцкого, Ю. Визбора и А.. Галича, она очень понравилась. Но уже на следующее утро из Политбюро пришла правительственная телеграмма, в которой барды назывались «лазутчиками империализма», а сам Ворошилов их «пособником». «Аукцион» был снят с эфира (вышло всего 6 выпусков), а ведущий, по распоряжению тогдашнего руководителя «Останкино» Сергея Лапина, был переведён в разряд внештатников, и отнесён к разряду «неугодных телевидению лиц».
Ворошилов вспоминал: «Наверное, чувство игры у меня появилось с первым прямым эфиром. Это просто болезнь, какая-то чёрная дыра, в которую ты попадаешь, чувствуя, что можешь там остаться. Можно назвать это и азартом. Мой первый прямой эфир был в «Аукционе», который закрыли, как и большинство моих проектов. Но страх и ужас, которые я испытал тогда от прямого эфира. От этого нельзя избавиться до гробовой доски».
Следующим проектом Владимира был цикл передач «Рассказы о профессии», но там он был уже за кадром.
А в 1970 году им был проведён первый в истории отечественного ТВ телемост Москва—Ташкент.
С 1970 по 1972 год Ворошилов работал над программой «А ну-ка, парни!». Причиной же его ухода из неё, по одной версии, стала гибель на съёмках одного из участников проекта в результате несчастного случая, по другой — программу закрыл сам ведущий, когда ему предложили сделать из неё пропагандистский проект Советской Армии.
За активную творческую деятельность на ТВ и за смелость к экспериментам, Владимира Яковлевича окрестили «Эдисоном телевизионной формы». Он был активным сторонником выхода передач именно в прямом эфире — телевидение в записи он презрительно называл «консервами», хотя сам во время первого прямого эфира испытывал «страх и ужас».
Каждый своё увольнение Ворошилов, который являлся страстным театралом, переносил очень тяжело. В дальнейшем (в том числе во время работы в программе «Что?Где?Когда?»), ему предлагали вести курсы режиссёров, однако Владимир Яковлевич постоянно отказывался, утверждая, что лучше, если будущие режиссёры будут сами смотреть его передачи и сами выбирать то, что необходимо для их творческих проектов.
А 4 сентября 1975 года вышел 1-й выпуск телеигры под первоначальным названием «Семейная викторина». Игра представляла собой 2 раунда, снимавшихся дома у семьи-участника. Позже Ворошилов изменил концепцию программы, дав ей имя «Что?Где?Когда?» и добавил такой элемент, как волчок, с помощью которого выбирался игрок, отвечающий на вопросы.
По легенде, эта идея родилась в магазине «Дом игрушки» – именно там Владимир Яковлевич случайно увидел детский волчок со скачущей внутри лошадкой, которая потом долго не давала ему покоя. Он вспоминал, как лежал дома на ковре, крутил тот самый волчок и пытался «в голове» приделать к нему стрелку, выводя при этом на зелёном поле ковра секторы.
В первые годы существования передачи в титрах, поминая прошлые «заслуги», его фамилия даже не указывалась: редактор программы – Наталия Стеценко – писала в папках, сдаваемых на эфир: «Ведущего нет». Поэтому, в 1976 году, первые 2 выпуска в новом формате с участием студентов МГУ, провёл КВНщик Александр Масляков. Но из этого ничего не вышло. Лучше Ворошилова никто не смог руководить его детищем. Поскольку в кадре ему появляться запрещали, он создал потрясающий для ТВ прецедент: стал популярен не сам ведущий, а его голос! Неповторимый тембр ведущего, которого никто не видел, знала вся страна.
В 1977 году был утверждён классический формат, в котором с помощью волчка выбирался вопрос, присланный зрителем, а команда из 6 человек по итогам минутного обсуждения давала на него ответ. Первоначально, за каждый верный ответ игрок получал книгу, чаще – из разряда «подписных», т.е. почти не попадавших в свободную продажу.
По мнению Владимира Яковлевича, эта новая интеллектуальная телеигра не только была уникальным советским продуктом, не копирующим какие-либо западные образцы, но и обладала серьёзным отличием от большинства иных телевикторин: вопросы в его передаче составлялись так, чтобы оценивать не столько общие знания или эрудицию игроков, сколько интеллект и умение думать. Именно поэтому Ворошилов критически воспринимал появление на НТВ телеигры «О, счастливчик!» — как программы, в которой от игрока для победы требуются исключительно энциклопедические знания, а не умение думать.
Участников для «ЧГК» Ворошилов лично отбирал среди студентов, специально посещая для этого разные вузы СССР. Со всеми игроками и кандидатами в клуб проводил отборочное тестирование — тренировки на раздумывание, на умение мыслить и на озарение.
Телеведущий Владимир Молчанов признавал: «Эпоха мысли на советском телевидении началась с «ЧГК».
Программу снимали всегда в одном и том же месте – в Нескучном саду. Особняк XVIII в. Для съёмок нашёл сам Ворошилов и лично следил за его реставрацией.
«Моя настоящая жизнь – это эфиры «Что?Где?Когда?». Наша жизнь – игра. Для меня это совершенно реальные вещи. Я играю в жизнь. И уже поставил свою жизнь на кон» – признавался ведущий.
Всё это время Лапин делал вид, что и не подозревает об активной деятельности Ворошилова в качестве телеведущего. Но под давлением многочисленных писем от телезрителей и настойчивых просьб режиссёра Эльдара Рязанова, Ворошилов в итоге сдался и раскрыл свою личность.
Первые 10 лет ему пришлось вести передачу в записи, поскольку к идее прямого эфира тогда относились очень осторожно, желая предварительно убедиться в аполитичности программы.
Программа продолжала эволюционировать: помимо книг, с середины 1980-х гг. знатокам и телезрителям стали предлагаться разные призы (игрушки и сувениры), что газета «Советская культура» восприняла настороженно, задавшись вопросом — не намереваются ли авторы программы дарить ещё и автомобили и шубы. Среди новинок было и правило, предложенное пасынком Владимира Яковлевича и членом съёмочной группы программы Борисом Крюком: после первого же поражения команда покидала Клуб Знатоков. В те же годы появились и «музыкальные паузы», в которых выступали звёзды отечественной и мировой эстрады. Так стараниями Ворошилова на советском ТВ впервые были показаны выступления и клипы таких групп, как Queen (например, запись песни «We Are The Champions» с концерта Live Aid, выпуск программы за 1986 год), ABBA и Boney M.
В финале 1986 года, состоявшемся 26 декабря, впервые за 11 лет существования передачи прозвучал вопрос, составленный лично Ворошиловым, за который ведущий получил «Хрустальную сову», как телезритель — автор лучшего вопроса.
В том году для определения победителя в этой номинации, ведущий провёл эксперимент со зрительским голосованием: он просил зрителей, участвующих в голосовании, выключить на 10 сек. телевизоры, а затем снова включить, а потом повторил свою просьбу к тем, кто голосовал за того или иного автора вопроса. По замерам частоты тока в сети, компьютер определял количество зрителей, смотрящих передачу, и количество голосующих за ту или иную кандидатуру. По данным инженеров, в одном выпуске на предложение проголосовать таким образом откликнулись сразу 50 млн. телезрителей. В финале в голосовании участвовали 48,6% всей потенциальной аудитории, и подавляющее большинство из участвовавших (96,2%) высказалось за то, чтобы признать лучшим вопрос именно Владимира Яковлевича. Он принял приз, однако, испытывая крайние неудобства, передал его зрительнице, представлявшей в зале команду телезрителей.
В том же 1990 году была основана фирма «Игра» (позже — телекомпания «Игра-ТВ»), занимавшаяся производством не только данных 2 телепередач, но и других проектов, и первым её президентом стал Ворошилов.
В дальнейшем он попытался продать лицензию на производство телеигры за рубежом, для чего даже посетил ТВ-биржу в Каннах и зарегистрировался на ней, однако, интерес к подобному формату за рубежом вообще отсутствовал: подобная игра терялась на фоне традиционных телевикторин, где проверялись знания.
В сентябре 1990 года, вместе со Стеценко, Ворошилов участвовал в закупке формата английской телеигры «Love at First Sight», поспособствовав появлению одной из первых программ на отечественном ТВ, созданных по лицензии, — программы «Любовь с первого взгляда». По его же инициативе соведущим телеигры вместо Козлова стал Крюк. Однако данной передачей Ворошилов был заинтересован в меньшей степени, воспринимая её как образец низкопробности.
С конца 1991 года «ЧГК» велась уже не на книги и сувениры, а на деньги — в формате «интеллектуального казино», где каждый мог заработать своим собственным умом. Идею денежных призов Владимир Яковлевич вынашивал ещё на заре передачи, однако тогда она не нашла понимания у зам. главреда программ для молодёжи ЦТ СССР Эдуарда Сагалаева.
В новой версии у вопросов уже была своя стоимость в денежном эквиваленте, и деньги выигрывали как вся команда, так и игроки по отдельности. Игроки также могли делать ставки на сектора, а в случае удачной ставки и верного ответа на вопрос зарабатывали дополнительно. Для рекламы и финансирования программы Ворошилов приглашал разных спонсоров, выделяя им в некоторых сезонах сектора на игровом столе, однако никогда не репетировал их представление, ограничиваясь лишь обязательством упомянуть в эфире спонсора определённое количество раз.
В 1990-е гг. Ворошилов ввёл традицию сектора «Zero», где, как правило, находились его авторские вопросы (в том числе и навеянные идеями от телезрителей), а для их оглашения он выходил в зал, лично зачитывал вопрос, выслушивал обсуждение, и уже затем проверял ответ знатоков.
До 1995 года существовала традиция вручения лучшему игроку Клуба красного пиджака, который позволял игроку остаться в игре даже в случае поражения его команды: идея была реализована ведущим после визита в Гонконг, где он нашёл мастера, сшившего 6 таких пиджаков. Как утверждал знаток Козлов, «новые русские» стали надевать малиновые пиджаки, как раз следуя моде, заданной Ворошиловым в Клубе Знатоков.
В 1994 году Владимир Яковлевич стал одним из первых 12 академиков Академии российского ТВ.
В 1995 году он отметил 20-летие своей программы, организовав «Игры бессмертных» с участием лучших знатоков всех сезонов и пригласив на финал команду лучших телезрителей, взявших в итоге в финале верх над знатоками со счётом 6:5. По случаю юбилея передачи Тамарой Гвердцители в эфире была исполнена песня «Виват, „Что?Где?Когда?“», посвящённая Ворошилову и его программе.
В 1997 году программа стала лауреатом телепремии «ТЭФИ». Она выходила на протяжении 25 лет на Первой программе ЦТ СССР, Первом канале Останкино и ОРТ — за исключением зимы 1999-2000 и осени 2000 гг., когда действовал пробный контракт с НТВ в связи с отказом ОРТ в продолжении выхода передачи из-за изменения сетки вещания.
С женой Наталией Стеценко и знатоками Алексеем Блиновым (слева) и Андреем Козловым, 1994
Помимо работы в «ЧГК», 1 ноября 1997 года Ворошилов был председателем суда в программе НТВ «Суд идёт», в которой решался вопрос о целесообразности телепоказа фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» на следующей неделе, 9 ноября (решение было вынесено в пользу показа, что вызвало большой общественный резонанс).
Последнюю свою игру Владимир Яковлевич провёл в эфире 30 декабря 2000 года. Дальнейшее ведение «ЧГК» он сам хотел передать своему пасынку – Крюку.
«Говорят, чем азартнее ты играешь, тем дольше живёшь. Я боюсь даже говорить на эту тему. Во всяком случае, игра предполагает азарт. Человек не может не играть! Что такое игра? Это жизнь! Только в жизни ты умираешь на самом деле, а в игре – нет. Есть всякие ходы: женимся, выходим замуж, рожаем ребёнка, делаем карьеру – это всё наши ролевые ходы, которые мы делаем в течение игры с определенным концом» (В. Ворошилов).
Борис Крюк, Наталия Стеценко и Владимир Ворошилов
Гражданская панихида прошла 13 марта 2001 года на съёмочной площадке «ЧГК» в Нескучном саду. Похоронили ведущего в Москве, на Ваганьковском кладбище.
В 2001 году Владимир Яковлевич был посмертно удостоен премии «ТЭФИ» в номинации «За личный вклад в развитие российского телевидения». В 2003 году на могиле Ворошилова был установлен памятник — куб из чёрного отполированного гранита, символизирующий «чёрный ящик» в игре «ЧГК» (проект архитектора Никиты Шангина, участника игры с 1981 года).
Официально Владимир Яковлевич был женат 4 раза, а также имел гражданский брак. Первая его жена, от которой осталась только известная фамилия (имя не известно), по некоторым данным была манекенщицей, по другим — балериной. Вторая — Татьяна Кукаркина, искусствовед, дочь известного писателя Александра Кукаркина, автора книг о Чарли Чаплине. Известно, что в своё время она написала донос в КГБ на отца, из-за чего они навсегда рассорились. После развода с Ворошиловым, вышла замуж за ливанца, родила дочь, проживает в Париже. Третья — медсестра Музыка (имя также не известно). Брак быстро распался, сейчас живёт в США.
Четвёртая жена — Наталия Стеценко, шеф и соавтор игры «ЧГК», гендиректор ТК «Игра-ТВ». Они познакомились, когда Наталия, будучи молоденькой студенткой, пришла на ТВ в программу Ворошилова. Между ними было около 20 лет разницы. В тот момент она была замужем и имела сына. Однако у них закрутился роман. Экс-директор ВГТРК Лысенко вспоминал, что однажды к ним на работу явился разгневанный отец девушки, кричал на Владимира Яковлевича, обвиняя эго том, что он разрушает семью, называя подлецом. Но на их отношения это никак не повлияло. В какой-то момент Наталия забрала сына Бориса и ушла от мужа к Ворошилову
Телеведущая и продюсер Кира Прошутинская рассказывала, что в то время мужу и жене не разрешали работать вместе, поэтому они долгое время не регистрировали брак. Оформили отношения лишь спустя 10 лет.
Гражданская жена Ворошилова — Наталья Климова — студентка МГИМО, приехавшая в Москву из Душанбе. С ней он состоял в фактическом браке в последние годы, хотя со Стеценко так и не развелся. А в 66 лет Владимир Яковлевич впервые стал отцом — в 1997 году Климова родила ему дочь Наталию. Девочка очень похожа на маму Ворошилова, за которой Климова заботилась до последних её дней.
После смерти ведущего в свет вышла книга Лысенко «ТВ: живьем и в записи». Одна из глав посвящена другу и коллеге Ворошилову, в которой автор откровенно рассказал о его интимной жизни:
«Последнее время мама устраивала ему скандалы: «Почему ты не разведёшься? Отношений со Стеценко уже нет, а здесь растет ребёнок». Он отвечал: «Зачем я буду её унижать?» Ему было сложно, он метался: 3 женщины, 2 Наташи, да ещё и мама — Вера Борисовна с её очень непростым характером. Дед, так мы называли Ворошилова, был обаятельный гад. Я мог бы назвать множество красивейших женщин, которые «висли» на нём. Но ни с одной из женщин Володя не жил под одной крышей. Наташа Климова стала единственной, которую он прописал у себя в 2-комнатной квартире на Кутузовском. Они с дочкой и сейчас там живут».
Работы В. Ворошилова на ТВ:
Фильмы: «Хиросима» (1967, д/ф, автор и режиссёр), «Серебристый грибной дождь» (1967, телеспектакль по пьесе В. Осипова, режиссёр), «Письма 41-го года» (1968, д/ф, автор сценария и режиссёр), «Завещание 42-го года» (1968, д/ф, автор и режиссёр), «Наша биография. Год 1946» (1976, д/ф, режиссёр), «Наша биография. Год 1947» (1976, д/ф, режиссёр),
Программы: «Аукцион» (1969-70, рекламное шоу в прямом эфире, автор, режиссёр и ведущий, совместно с А. Лысенко и Р. Синицыным), «Контакт» (1970, телемосты, режиссёр), «А ну-ка, парни!» (1970-73, телеигра, автор, режиссёр и ведущий), «Рассказы о профессиях» (1973, цикл передач, автор, режиссёр и ведущий), «Что? Где? Когда?» (1975-2000, телеигра, автор, режиссёр и ведущий), «Спринт для всех» (1977, спортивная игра, режиссёр и ведущий с А. Масляковым), «Одна из встреч с Дином Ридом» (1978, режиссёр), «Брэйн ринг» (1990, телеигра, автор и ведущий), «Суд идёт» (1997, ведущий).