Ляпишев ни во что
Вариант 46
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(1)В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерных данных. (2)Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (3)_____ руководители компаний всё-таки поняли, что с запуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те могут беспрепятственно проникать в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Важность решения проблемы защиты компьютерных данных признана всеми специалистами в области компьютерной обработки данных.
2. Во избежание информационного и материального ущерба каждая новая компьютерная система, которая связана с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников, и директора компаний это поняли.
3. Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действовать.
4. Директора компаний поняли, что каждая новая компьютерная система, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.
5. По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят существенный материальный ущерб различным компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Интернет.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Отверстие в стене для света и воздуха, а также рама со стеклом, закрывающая это отверстие. Большое, высокое, узкое о. Комната в два окна. Стоять под окном. Выбросить что-н. за о. или в о. Открыть, закрыть о. Опустить, поднять о.(с движущейся вверх и вниз рамой, напр., в вагоне). Цветы на окне (на подоконнике). Сесть на о.(на подоконник). Замазать, заклеить, утеплить окна(заделать на зиму щели между рамами).
2. Отверстие в разделяющей что-н. стенке, перегородке. О. кассира. О. рецептурного отдела(в аптеке).
3. перен.Просвет, отверстие в чём-н. Доступ к чему-л. О. между тучами. О. в болоте(остаток водоёма в виде открытого углубления).
4. перен.Ничем не занятое время, промежуток в цикле работ, в учебном расписании (разг.). О. между лекциями.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. После того как рой полностью привьётся, под собравшийся клуб подводят роевню и СТРЯХИВАЮТ в неё основную массу пчёл.
2. Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.
3. В музыкальном салоне был представлен огромный ОТБОР дисков с записями известных исполнителей и начинающих певцов.
4. Составленный руководителем проекта план в процессе его разработки ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.
5. Самая большая и шумная компания ОБСТУПИЛА Нину Семёновну, учительницу начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Не только способности, а также трудолюбие помогут достичь успеха в работе. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Город виден как на ладони, поднявшись на смотровую площадку. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Среди построенных на этой улице было несколько многоэтажных домов. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) На картине И.И. Фирсова «Юном живописце» изображена домашняя мастерская художника. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Ляпишев ни во что (НЕ)ВЕРИЛ.
2. (НЕ)ПРИЗНАВАЯ авторитетов, трудно найти истину.
3. Этого человека оказалось (НЕ)ТАК легко увлечь новыми идеями.
4. Кругом царила (НЕ)ВЕРОЯТНАЯ тишина.
5. Стол (НЕ)ПОКРЫТ скатертью.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
2. По некоторым мелочам, (ПО)ТОМУ, например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
3. Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, хотя новости были ВСЁ(ТАКИ) хорошие.
4. (В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.
5. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей недели Сергей усиленно готовился к экзамену, а ТАК(ЖЕ) к зачётам.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2. Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3. По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом хрупкого инея.
4. Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
5. Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, осталась с Ф.М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель всегда (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишнёвый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Если вы попытаетесь поговорить с малышом о его поведении, он, возможно, опустит голову вниз и будет молчать.
(1)Ночь выдалась парной, тёплой.
(2)Ещё вечером мы забрались на высокий тополь, чтобы снять восход с вышины, увидев красное яблоко раньше всех, — устроились в удобной развилке дерева капитально, даже затащили стёганое одеяло для мягкости.
(3)Всю ночь мы болтали, вспоминая, как водится у мальчишек, страшные истории, и, наверное, не давали спокойно спать воронам на верхних ветвях: они испуганно вскаркивали, точно всхрапывали от жутких снов, навеянных нашими рассказами.
(4)Разговор крутился возле скелета. (5)Мы всё выдумывали, кто был им раньше: безденежный бродяга, учёный, подаривший себя науке? (6)Витька упрямо настаивал, что это моряк, только одни моряки, видите ли, не боятся ни бури, ни чёрта, ни кочерги.
— (7)Сербский моряк, — ехидничал я, — бесстрашный и гордый!
(8)И Витька хлопал, смеясь, меня по макушке.
(9)Солнце выползло таким, каким мы его ждали.
(10)Торжественно алый круг сиял нам в глаза, и я щёлкнул тросиком «Фотокора». (11)А днём нас ждало разочарование. (12)На карточке вместо алого великолепия был блёклый недопроявленный круг сквозь чёрные трещины тополиных ветвей. (13)Только и всего.
(14)Цвет исчез на чёрно-белой фотографии, оставив одни контуры. (15)Затея не удалась.
(16)Мир, который мы видели, был ярче и красивей того, что могла остановить тогдашняя фотография. (17)Жизнь, оказывается, ярче искусства!
(18)Впрочем, это не казалось мне важным. (19)Вовка и Витька перестали быть врагами — вот что нравилось мне.
(20)Человек радуется, когда он взрослеет. (21)Счастлив, что расстаётся с детством. (22)Как же! (23)Он самостоятельный, большой, мужественный!
(24)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной, но потом.
(25)Потом становится грустно.
(26)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.
(27)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота.
(28)Вот закрыли школу, в которой учился, — там теперь какая-то контора.
(29)Куда-то исчез магазин наглядных пособий. (30)А потом ты узнал: умерла учительница Анна Николаевна.
(31)В сердце всё больше пустот — как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле белой лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!
(32)Без детства холодно на душе.
(33)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (34)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.
(35)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (36)Носились стрижи над головой, расцветало море одуванчиков, а в речке клевала рыба. (37)Мне кажется, всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (38)Кому дано волшебное право сравнивать детства? (39)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (40)Нет таких. (41)Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (42)Но жаль прогонять заблуждение. (43)Оно мне нравится и кажется важным.
(44)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (45)У всякого детства свои глаза.
* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) — детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Ребята не спали всю ночь, стремясь сфотографировать восход солнца.
2. Искусство часто оказывается привлекательней самой жизни.
3. Мальчикам не удалось увидеть рассвет таким красивым, каким он им представлялся.
4. Взрослея, человек с радостью расстаётся с детством.
5. В детстве мир кажется ярче.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. Предложение 5 поясняет содержание предложения 4.
2. В предложениях 16-17 представлено повествование.
3. В предложениях 20-23 представлено описание.
4. Предложения 33-34 включают рассуждение.
5. В предложении 40 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 38-39.
Из предложения 34 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Среди предложений 9-14 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и форм слова. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Передавая читателю основное содержание мальчишеских разговоров, автор использует синтаксическое средство — (А) _____ (в предложениях 5, 6). Приём — (Б) _____ (предложения 10-12), троп — (В) _____ (в предложении 9) и синтаксическое средство — (Г) _____ (предложение 17) помогают подчеркнуть яркость детских впечатлений рассказчика и выразить испытанное им во время совершённого открытия чувство».
4. восклицательное предложение
6. риторическое обращение
8. ряды однородных членов
Часть 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 46
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(1)В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерных данных. (2)Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (3)_____ руководители компаний всё-таки поняли, что с запуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те могут беспрепятственно проникать в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Важность решения проблемы защиты компьютерных данных признана всеми специалистами в области компьютерной обработки данных.
2. Во избежание информационного и материального ущерба каждая новая компьютерная система, которая связана с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников, и директора компаний это поняли.
3. Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действовать.
4. Директора компаний поняли, что каждая новая компьютерная система, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.
5. По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят существенный материальный ущерб различным компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Интернет.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Отверстие в стене для света и воздуха, а также рама со стеклом, закрывающая это отверстие. Большое, высокое, узкое о. Комната в два окна. Стоять под окном. Выбросить что-н. за о. или в о. Открыть, закрыть о. Опустить, поднять о.(с движущейся вверх и вниз рамой, напр., в вагоне). Цветы на окне (на подоконнике). Сесть на о.(на подоконник). Замазать, заклеить, утеплить окна(заделать на зиму щели между рамами).
2. Отверстие в разделяющей что-н. стенке, перегородке. О. кассира. О. рецептурного отдела(в аптеке).
3. перен.Просвет, отверстие в чём-н. Доступ к чему-л. О. между тучами. О. в болоте(остаток водоёма в виде открытого углубления).
4. перен.Ничем не занятое время, промежуток в цикле работ, в учебном расписании (разг.). О. между лекциями.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. После того как рой полностью привьётся, под собравшийся клуб подводят роевню и СТРЯХИВАЮТ в неё основную массу пчёл.
2. Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.
3. В музыкальном салоне был представлен огромный ОТБОР дисков с записями известных исполнителей и начинающих певцов.
4. Составленный руководителем проекта план в процессе его разработки ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.
5. Самая большая и шумная компания ОБСТУПИЛА Нину Семёновну, учительницу начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Не только способности, а также трудолюбие помогут достичь успеха в работе. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Город виден как на ладони, поднявшись на смотровую площадку. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Среди построенных на этой улице было несколько многоэтажных домов. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) На картине И.И. Фирсова «Юном живописце» изображена домашняя мастерская художника. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Ляпишев ни во что (НЕ)ВЕРИЛ.
2. (НЕ)ПРИЗНАВАЯ авторитетов, трудно найти истину.
3. Этого человека оказалось (НЕ)ТАК легко увлечь новыми идеями.
4. Кругом царила (НЕ)ВЕРОЯТНАЯ тишина.
5. Стол (НЕ)ПОКРЫТ скатертью.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
2. По некоторым мелочам, (ПО)ТОМУ, например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
3. Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, хотя новости были ВСЁ(ТАКИ) хорошие.
4. (В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.
5. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей недели Сергей усиленно готовился к экзамену, а ТАК(ЖЕ) к зачётам.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2. Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3. По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом хрупкого инея.
4. Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
5. Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, осталась с Ф.М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель всегда (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишнёвый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Если вы попытаетесь поговорить с малышом о его поведении, он, возможно, опустит голову вниз и будет молчать.
(1)Ночь выдалась парной, тёплой.
(2)Ещё вечером мы забрались на высокий тополь, чтобы снять восход с вышины, увидев красное яблоко раньше всех, — устроились в удобной развилке дерева капитально, даже затащили стёганое одеяло для мягкости.
(3)Всю ночь мы болтали, вспоминая, как водится у мальчишек, страшные истории, и, наверное, не давали спокойно спать воронам на верхних ветвях: они испуганно вскаркивали, точно всхрапывали от жутких снов, навеянных нашими рассказами.
(4)Разговор крутился возле скелета. (5)Мы всё выдумывали, кто был им раньше: безденежный бродяга, учёный, подаривший себя науке? (6)Витька упрямо настаивал, что это моряк, только одни моряки, видите ли, не боятся ни бури, ни чёрта, ни кочерги.
— (7)Сербский моряк, — ехидничал я, — бесстрашный и гордый!
(8)И Витька хлопал, смеясь, меня по макушке.
(9)Солнце выползло таким, каким мы его ждали.
(10)Торжественно алый круг сиял нам в глаза, и я щёлкнул тросиком «Фотокора». (11)А днём нас ждало разочарование. (12)На карточке вместо алого великолепия был блёклый недопроявленный круг сквозь чёрные трещины тополиных ветвей. (13)Только и всего.
(14)Цвет исчез на чёрно-белой фотографии, оставив одни контуры. (15)Затея не удалась.
(16)Мир, который мы видели, был ярче и красивей того, что могла остановить тогдашняя фотография. (17)Жизнь, оказывается, ярче искусства!
(18)Впрочем, это не казалось мне важным. (19)Вовка и Витька перестали быть врагами — вот что нравилось мне.
(20)Человек радуется, когда он взрослеет. (21)Счастлив, что расстаётся с детством. (22)Как же! (23)Он самостоятельный, большой, мужественный!
(24)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной, но потом.
(25)Потом становится грустно.
(26)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.
(27)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота.
(28)Вот закрыли школу, в которой учился, — там теперь какая-то контора.
(29)Куда-то исчез магазин наглядных пособий. (30)А потом ты узнал: умерла учительница Анна Николаевна.
(31)В сердце всё больше пустот — как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле белой лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!
(32)Без детства холодно на душе.
(33)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (34)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.
(35)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (36)Носились стрижи над головой, расцветало море одуванчиков, а в речке клевала рыба. (37)Мне кажется, всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (38)Кому дано волшебное право сравнивать детства? (39)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (40)Нет таких. (41)Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (42)Но жаль прогонять заблуждение. (43)Оно мне нравится и кажется важным.
(44)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (45)У всякого детства свои глаза.
* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) — детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Ребята не спали всю ночь, стремясь сфотографировать восход солнца.
2. Искусство часто оказывается привлекательней самой жизни.
3. Мальчикам не удалось увидеть рассвет таким красивым, каким он им представлялся.
4. Взрослея, человек с радостью расстаётся с детством.
5. В детстве мир кажется ярче.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. Предложение 5 поясняет содержание предложения 4.
2. В предложениях 16-17 представлено повествование.
3. В предложениях 20-23 представлено описание.
4. Предложения 33-34 включают рассуждение.
5. В предложении 40 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 38-39.
Из предложения 34 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Среди предложений 9-14 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и форм слова. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Передавая читателю основное содержание мальчишеских разговоров, автор использует синтаксическое средство — (А) _____ (в предложениях 5, 6). Приём — (Б) _____ (предложения 10-12), троп — (В) _____ (в предложении 9) и синтаксическое средство — (Г) _____ (предложение 17) помогают подчеркнуть яркость детских впечатлений рассказчика и выразить испытанное им во время совершённого открытия чувство».
4. восклицательное предложение
6. риторическое обращение
8. ряды однородных членов
Часть 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.