Лысая резина летом чем опасна
Что такое «лысая резина» и чем она опасна для автовладельцев
Такое понятие, как «лысая резина» в автомобильной сфере используется в отношении сильно стершихся покрышек. Дело в том, что износ шин приводит к уменьшению глубины рисунка протектора. Из-за этого колесо теряет рельефность, и чем выше степень истирания, тем большую гладкость приобретает поверхность. Этот эффект автолюбители именуют залысинами на резине. Как выглядит потеря рельефности, начинающие водители могут увидеть на фото лысой резины
Практически лысая резина летом на колесах легкового автомобиля
Чем опасны залысины на резине
Износ шин и уменьшение глубины протектора влияют не только на комфорт управления транспортным средством, но и на безопасность вождения. Если вами используется лысая резина, последствия могут быть следующими:
Лысая резина зимой может стать причиной серьезных аварий!
Можно ли ездить на лысой резине
Учитывая вышеперечисленные последствия, можно сделать логичный вывод, что езда с лысыми покрышками опасна. Более того, в нашей стране она запрещена законодательством. Дело в том, что негативные факторы вождения, вызываемые такими покрышками, способны привести к ДТП. Поэтому согласно Постановлению Правительства РФ с 2015 года езда с изношенными шинами не допускается.
Документом предусмотрен штраф за лысую резину в размере 500 рублей. Наказать водителя могут, если при замерах глубины протектора показатели оказываются несоответствующими определенной норме. Индивидуальные допустимые параметры установлены для разных видов транспорта. Помимо этого, они различны для летней и зимней резины.
Зачастую смена колес — единственный выход в ситуации с лысой резиной
Нормальная глубина протектора шин для разных типов ТС
При замерах глубины протектора лысой резиной зимой признается та, чьи параметры оказываются ниже 4 мм. Это правило актуально для всех видов транспортных средств при отсутствии на покрышках встроенных производителем индикаторов.
Однако требования распространяются только на специальные шины, предназначенные для езды по заснеженному или обледенелому дорожному покрытию. Если в зимний период на вашей машине будут установлены летние шины, чьи показатели соответствуют нормам для теплого времени года, инспектор ГИБДД не имеет права оштрафовать вас.
Параметры, которые имеет лысая резина летом, определяются для каждого вида транспорта в отдельности. Так, для легковых машин и микроавтобусов нормальная глубина протектора должна быть не меньше 1,6 мм. Для грузовых авто этот параметр составляет 1 мм, для крупногабаритных автобусов — 2 мм, а для мотоциклетного транспорта — 0,8 мм.
Эксплуатация колес с лысой резиной карается штрафом
Что делать с лысой резиной
После того, как износ резины доходит до предельного уровня, оптимальным вариантом станет ее замена на новую. Однако сегодня некоторые автомастерские предлагают услугу углубления протектора. Это дает возможность продлить срок службы шин на 1-2 сезона, но только при большой толщине покрышек. Предотвратить появление залысин на резине, к сожалению, нельзя. Однако аккуратная езда, регулярная балансировка колес и регулировка давления в шинах позволят продлить срок их службы.
Почему опасно ездить на автомобиле с лысыми шинами?
Лысая резина: почему это опасно и какие последствия бывают?
При этом немногие понимают, насколько опасна езда на автомобиле с лысыми шинами и какие последствия в итоге могут произойти.
Почему автомобильные шины важны?
Шины останавливают машину.
Всё и больше о шинах и дисках знают здесь koleso-profi.ru.
Когда дело доходит до безопасности, шины являются одним из важнейших компонентов вашего автомобиля.
Тормоза останавливают колеса, а не вашу машину! На самом деле это останавливают ваши шины.
И это все, где это происходит:
торможение, сцепление с дорогой, управляемость, рулевое управление, комфорт.
На такой небольшой площади отказ на высокой скорости может иметь серьезные последствия.
Лысая резина: насколько опасно эксплуатировать автомобиль?
Хорошее сцепление шин автомобиля с дорожным полотном зависит от множества факторов.
Известно, что в дождливую погоду, сцепление шин с дорогой уменьшается, также, это происходит и при эксплуатации транспортного средства зимой. Однако за устойчивость и сцепление покрышек с дорогой, всецело отвечает именно протектор.
Когда он стёрт до минимально возможного уровня, сцепление колес автомобиля с дорогой также становится минимальным. Кроме того, заметно увеличивается тормозной путь (в шесть раз) и устойчивость транспортного средства в целом. Поэтому недопустимо эксплуатировать покрышки со стёртым протектором, поскольку это грозит аварийными ситуациями на дороге.
В особенности, это заметно в дождливую погоду, так как у лысой резины практически отсутствует возможность отводить воду от пятна контакта с дорогой. Из-за лысых покрышек автомобиль может не вписаться в поворот или просто не отреагировать на управление при езде по мокрой дороге.
Кроме того, не следует забывать и о том, что езда на машине с лысыми покрышками чревата штрафными санкциями. Согласно определенному положению допуска транспортных средств к эксплуатации, запрещено использовать автомобили, на которых установлена лысая летняя резина с высотой протекторов ниже допустимой.
Как определить износ шин
Чтобы определить минимально допустимую глубину протектора на автомобильной резине, достаточно взглянуть на сигнальные метки, расположенные сбоку. Многие изготовители покрышек ставят на протекторе специальные метки, высотой не больше чем 1,6 мм.
Если протектор стёрт до данной метки, то официально, уже запрещено использовать такую резину для езды на автомобиле. Для грузового транспорта, и вовсе, глубина протектора не должна быть менее 2 миллиметров. Следует всегда помнить о том, что передвижение на автомобиле с лысой резиной не только противозаконно, но и крайне небезопасно.
Всегда меняйте вовремя автомобильную резину на новый комплект, и тогда непредвиденных проблем на дороге будет возникать гораздо меньше.
Влияние изношенных шин на управляемость авто
Зачастую автомобилисты используют выражение “лысая резина” при сильной степени потертости покрышек, поскольку это влечет за собой уменьшение протекторного рисунка. В последствии, колесо становится менее рельефным и более гладким.
Опасность залысин на колесных шинах
Изнашивание резины и изменение протектора оказывают большое влияние на комфортное управление автомобилем, а также на его безопасность. Последствия использования лысой резины:
Регулярная замена шин, непригодных к эксплуатации, гарантирует безопасность управления автомобилем в любую пору года. Поэтому нужно постоянно проверять состояние колес и своевременно избавляться от изношенной резины, во избежание аварий на дороге.
Последствия управления автомобилем на лысой резине
Основным фактором, негативно влияющим на процесс езды, принято считать недостаточное сцепление колес с дорожным покрытием. Следствием является некорректное управление транспортным средством, что может привести к различному рода аварийным ситуациям.
Стоит учитывать тот факт, что на увеличение расхода топлива также влияет состояние автомобильной резины.
Большинство автовладельцев с целью экономии денежных средств приобретают Б/У шины либо меняют колеса местами, однако такие действия аналогичны использованию лысой резины и влекут негативные последствия. Поэтому правильным вариантом будет покупка нового комплекта резины.
Проверка шин на соответствие требованиям
Для этого применяется специальный индикатор, установленный на резину при производстве. Он бывает узорный, числовой либо объемный.
Факторы, запрещающие управление транспортом на лысой резине
На стойкость протекторного узора влияют различные аспекты, однако ключевым условием является гарантия производителя.
Допустимый износ шин
Нормальный показатель износа для летней резины составляет 1,5 мм. Когда он достигнет 1,6 мм необходимо заменить шины. Зимние колеса имеют более выпуклый рисунок протектора, следовательно, увеличивается его глубина стирания. Допустимый показатель для зимних колес-4 мм.
У грузового транспорта коэффициент изнашивания отличается от легковых автомобилей. Разрешается стирание шин на 1 мм, затем требуется обязательная замена. У автобусов нормой считается 2 мм.
Разновидности износа автомобильной резины
Определяют следующие виды стирания протектора:
При одностороннем стирании износ образовывается с одной стороны шины, при этом другая ее сторона может быть в нормальном состоянии. Причиной служит проблема с развалом-схождением автомобильных колес.
Пиловидный износ шин также неравномерный, поскольку узор на передней кромке покрышки стирается быстрее, чем на его задней стороне. Это распространенная проблема, касающаяся передних колес.
Местный износ проявляется в виде единичного стертого пятна на протекторном рисунке и является следствием чересчур резких торможений транспорта. Так происходит из-за того, что колесо не двигается, тем самым стираясь о дорожное покрытие.
При стирании по окружности износ распространяется по всей площади поверхности колеса. В таком случае нужно обратиться к специалистам на станции техобслуживания, для определения первоначальной причины.
Плоское стирание протектора имеет вид ровного промежутка на поверхности резины. Возможная причина возникновения-длительное простаивание автомобиля. Поэтому перед тем, как оставлять транспортное средство на длительный срок необходимо увеличить давление в его шинах.
Мифы и правда о летних шинах
Сухие дороги и теплая погода поставили перед автомобилистами очередную проблему – переход на летнюю резину. Некоторые, правда, считают, что «переобуваться» необязательно и можно круглый год ездить на всесезонных или на старенькой лысой лето откатать, а может и на зимних шинах можно еще поездить. Подобные заблуждения довольно опасны, попробуем разобраться, какие из них правда, а какие нет.
МИФ: «Зачем менять резину по сезону, если можно обойтись всесезонкой»
ПРАВДА:
Такое мнение весьма распространенно. А раз есть спрос, значит, есть и предложение. Многие компании выпускают всесезонную резину только потому, что ее покупают. Универсальных шин, подходящих для всех погодных условий, не существует. Бывает лишь рисунок протектора, который может быть в той или иной степени универсальным. Свойства шин зависят не столько от рисунка протектора, сколько от состава резины, конструкции каркаса и многих других параметров. Летние шины – это стойкость к аквапланированию, управляемость на сухом и мокром асфальте.
Зимние шины – стойкость к заносу, управляемость и тормозные свойства на снегу и льду. Всесезонные шины – это компромисс между летними и зимними шинами. Но, как правило, они уступают специализированным сезонным шинам по эффективности торможения, устойчивости и управляемости. Единственным преимуществом всесезонных шин может быть их неплохое поведение на грунтовых дорогах.
МИФ: «Летом можно ездить и на лысой резине»
ПРАВДА:
Обычно к летним шинам автолюбители относятся не так щепетильно, как к зимним, считая, что даже сильно изношенные они еще походят. Но, согласно требованиям ПДД, шины легковых автомобилей подлежат замене при остаточной глубине рисунка протектора 1.6 мм при наличии оголяющих корд местных повреждений (порезы, разрывы и т. п.), а также при расслоении каркаса, отслоении протектора и боковины.
При езде на лысой резине следует быть особенно внимательным во время дождя и при проезде луж. Протектор с неглубокими канавками уже не способен эффективно удалять воду из пятна контакта, поэтому аквапланирование начинается намного раньше, к тому же изношенный протектор из-за низких сцепных свойств значительно ухудшает управляемость автомобиля и увеличивает тормозной путь. Это напрямую влияет на безопасность движения. На покрышках с пробегом более 20 тыс. км необходимо регулярно проверять остаточную глубину рисунка протектора. Если шина имеет повреждения и маленькую глубину протектора, ее лучше заменить.
МИФ: «Российские шины хуже зарубежных»
ПРАВДА:
Среди шин российского производства можно выбрать экземпляр достойного качества. Технология производства и используемые материалы практически одинаковые как у известных мировых производителей, так и у российских. Единственный минус российских производителей в том, что они продают, а не утилизируют шину, которая не прошла контроль качества. Но на таких шинах ставятся специальные отметки типа ТХ, Сорт 3, DA и прочие. И, естественно, стоят они гораздо дешевле. От покупки такой покрышки, к сожалению, не застрахован никто.
Однако стоит признать, что в тестах шин авторитетных российских изданий («За рулем», «Авторевю») по эксплуатационным характеристикам российские шины, действительно, уступают лучшим зарубежным образцам. Однозначно посоветовать какие-либо шины нельзя, можно лишь воспользоваться собственным или чужим опытом, то есть советами знакомых, использовавших летние шины разных производителей, разумно будет ознакомиться с обзорами и тестами шин различных марок и производителей.
МИФ: «Новые покрышки балансировать не нужно»
ПРАВДА:
Это не так. Балансировать колеса нужно не только при установке новых покрышек, но и после каждой перебортовки. Дисбаланс может иметь не только покрышка, но и диск, поэтому балансировка – это необходимая операция. Возникающая при дисбалансе вибрация ухудшает комфортабельность и устойчивость автомобиля на большой скорости, отрицательно влияет на элементы подвески и систему управления и негативно сказывается на сроке службы покрышки.
Балансировка колес производится на специальных стендах путем крепления на ободе уравновешивающих грузиков (при помощи прижимных скобок или клея). Осуществлять данную операцию нужно на накачанном колесе и повторять регулярно в процессе эксплуатации автомобиля (дисбаланс может изменяться из-за неупругих деформаций колеса и неравномерного износа шины).
МИФ: «Летом на зимней резине тоже можно ездить»
ПРАВДА:
Зимние и летние шины отличаются не только рисунком протектора, но и конструкцией каркаса, составом резины. Зимняя резина обеспечивает сцепление с дорожным покрытием только при низких температурах, а на летнем (горячем) асфальте сцепные свойства зимних покрышек значительно ухудшаются именно из-за состава резины. Ездить на зимней резине летом можно, но только если глубина протектора меньше четырех миллиметров и она износится очень быстро. К тому же рисунок протектора зимних шин имеет более глубокие канавки и крупные шашечки с резкими краями, что создает акустический дискомфорт.
МИФ: «Чем больше и шире летняя резина, тем лучше»
ПРАВДА:
При увеличении размерности летних шин автомобиль, действительно, получает небольшое преимущество в управляемости и курсовой устойчивости. Но все равно не стоит отступать от типоразмеров шин, рекомендованных производителем. Во-первых, в этом случае снижается безопасность эксплуатации автомобиля (элементы подвески и трансмиссии подвергаются большим нагрузкам). Во-вторых, если длина окружности используемой шины будет отличаться от стандартной, это повлияет на точность показаний спидометра (скорость и километраж будут учитываться неправильно). Если вы все же решили поставить на свой автомобиль нестандартные шины, нужно помнить, что на одну ось можно ставить только одинаковые колеса.
МИФ: «На лето новые покрышки можно поставить только на ведущую ось»
ПРАВДА:
Желательно, чтобы все покрышки были одинаковыми. Но если возникнет необходимость замены только пары покрышек, их лучше установить на переднюю ось, а на задней оставить старые. Управляемые колеса должны быть «обуты» в хорошую резину, иначе при больших нагрузках (при резких маневрах на большой скорости) ослабленный участок может стать причиной потери давления, что в свою очередь приведет к потере управляемости.
Важно помнить, что колеса одной оси должны иметь одинаковый рисунок протектора. На автомобилях с постоянным полным приводом придется менять все покрышки сразу, так как разница в радиусе покрышек разных размеров, разных производителей или с разной степенью износа может привести к ускоренному износу трансмиссии и другим негативным последствиям.
Когда «переобуваться»?
Весенняя замена зимних шин на летние – процесс, с которым медлить нежелательно, так как использование зимних шин при температуре выше +10°С влечет повышенный расход топлива и износ резины, шипованные шины на сухом горячем асфальте увеличивают тормозной путь на 15-20%.
Что такое аквапланирование?
Летом во время дождя при движении на большой скорости автомобиль может стать неуправляемым, т.к. шина как бы начинает скользить (плыть) по поверхности. На мокрой дороге сцепление протектора с покрытием уменьшается из-за появления водяного клина между шиной и асфальтом. Водяной клин образуется из воды, выдавленной из-под колеса в процессе движения. По мере увеличения скорости движения увеличивается количество выдавленной воды. Водяной клин растет – шина все больше всплывает над дорожным покрытием. Когда скорость движения достигает критического значения и между шиной и покрытием образуется сплошной слой воды, автомобиль теряет контакт с дорогой и становится неуправляемым. Этот эффект называется аквапланированием.
Если на мокрой дороге автомобиль «всплыл», не стоит поворачивать руль или пытаться тормозить. Когда скорость упадет и автомобиль обретет контакт с дорогой, повернутые колеса могут вызвать бросок автомобиля в сторону, а заблокированные тормозами – спровоцировать занос. Аквапланирование возможно во время дождя или просто при въезде в лужу на высокой скорости. Для борьбы с аквапланированием на шины наносят ламели (канавки) специальной формы, которые способны эффективно выталкивать воду из-под колес. Очень часто на таких шинах имеется соответствующая маркировка Rain – дождь или Aqua – вода. Если такой маркировки нет, то это вовсе не значит, что эти шины нельзя эксплуатировать в дождь.
Что такое TWI?
TWI – Tread Wear Indicator (индикатор износа протектора) – это небольшой, высотой всего лишь 1.6 мм, выступ на дне канавки протектора шины, показывающий предельно допустимую степень облысения шины. Как только протектор сотрется до этого выступа, шину нужно менять в обязательном порядке. Для облегчения поиска индикаторов износа на плечо протектора шины наносят метки, располагая их вблизи тех канавок, где находятся выступы. Метка может представлять собой либо аббревиатуру TWI, либо стрелку.
Шины б/у – опасная альтернатива
Некоторые автолюбители, желая сэкономить, задумываются о покупке иностранных шин, откатавших по дорогам Европы или Японии несколько сезонов. Связываться с ними не стоит. Это кот в мешке, поскольку точно неизвестно, в каких условиях они эксплуатировались и почему они сняты с автомобиля. А может быть, они тормозили юзом, были перегреты, перегружены или имеют скрытый брак? К тому же бывшие в употреблении летние шины прослужат гораздо меньше новых.
По материалам российской прессы подготовил Павел Друзин
Можно ли ездить на лысой резине и как определить износ шин?
Вопрос покупки покрышек решается довольно просто, если вам кажется, что резина изношена пора менять. Но как точно определить, до какого состояния можно ездить на потрепанных шинах. Как самостоятельно определить износ шин?
Изношенная шина, особенно – при высоких климатических температурах, наезжая на острый предмет, не просто прокалывается, а лопается. Нетрудно представить, к чему это может привести на большой скорости. Однако критерии износа шин многие источники трактуют настолько по-разному, что вызывает сомнение их компетентность (или добросовестность?). Не говоря о дилетантских критериях – «шина стала лысеть», «вставьте монетку», сама степень износа трактуется в различных цифрах.
Не углубляясь в цели советчиков (среди которых большинство – продавцы шин), нужно сказать, что есть два критерия износа – правила техосмотра, основанные на ГОСТах, технические требования изготовителей шин. Те и другие определяют минимальную глубину протектора в 1.6 миллиметра (для летних легковых шин). Это, приблизительно, толщина деревянной спички. Нужно сразу сказать, что обычные автолюбители никогда не допускают такого износа, меняя шины гораздо раньше. Такой подход нужно только приветствовать, так как в вопросах безопасности лучше перестраховаться. Тем более, что сегодня купить качественные шины можно здесь в интернет-магазине Иркутска или любого другого города нашей необъятной страны.
Тем не менее, если возникают сомнения, опасность износа легко определить самостоятельно. Для определения износа шины не нужны никакие приборы — тем более, что они рекомендуют неправильную методику замеров. Если внимательно рассмотреть шину, на боковой поверхности вы найдете значок треугольника или надпись TWI. Этот символ указывает на расположение индикатора износа протектора (по-английски «Tread wear indicator»). Сам индикатор представляет собой резиновый выступ или полоску в глубине канавки протектора. Некоторые производители вместо индикатора на шине рисуют символы, цифры и располагают специальные полосы.
Только если протектор стерся до самого индикатора (начинает стираться сам индикатор) – наступает опасный износ. Все остальные способы определения износа: по времени эксплуатации, годовому пробегу, гарантийному сроку, пробегу в тяжелых условиях – не объективны. Они направлены, скорее, на подогрев вашего желания быстрее купить новые шины. Гораздо опаснее фронтального износа — боковой износ шин (иногда сопровождается вздутиями резины, «шишками»). Он может сочетаться с потертостями ребер протектора, тонкими порезами. Причинами появления такого износа может быть неправильная установка колес, неправильная регулировка развала-схождения, непродуманные изменения в ходовой части, неоднородная структура каркаса или резины покрышки.
Если износ незначительный, с ним обычно борются перестановкой шин на противоположную сторону. При этом желательно и определить причину износа. При значительных деформациях — шины нужно менять немедленно. Неопытным водителям, при возникновении сомнений – проще всего обратиться к профессиональным водителям, знакомым шиномонтажникам. Не имея материальной заинтересованности в продаже шин, они всегда подскажут вам, что шины менять еще рано. Точно так же опытный водитель всегда предупредит новичка об опасном износе шин.
Все водители автотранспорта знают, что износ шин опасен. Для летних изношенных шин опаснее всего дождливая погода и мокрый асфальт. При скоростном движении по асфальту, покрытому водой, специальные канавки протектора отводят лишнюю воду. При недостаточной глубине канавки возникает эффект «аквапланирования», шины «плывут», автомобиль теряет управляемость. Зимой такой же эффект (с еще большей силой) возникает на льду, покрытом водой, мокром снегу, забивающем протектор. Поэтому будьте внимательнее в данном вопросе.