Любезнейшему другу и любани что осуждает автор
А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Глава «Любани»: краткое содержание, тема
Наверное, каждого школьника интересует краткое содержание повести Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Глава “Любани” данного произведения является четвертой частью прозаического труда знаменитого российского писателя. Именно о ней и пойдет речь в нашей статье.
Краткое содержание “Любани” передает нам не только характер главного героя, но и раскрывает главную тему повести. Вот почему так важно ознакомиться именно с этой частью произведения.
Более того, из краткого содержания “Любани” видно, что автор поднимает в своем труде серьезные и злободневные (особенно на тот момент) вопросы. Они показывают, что писатель не равнодушен к окружающим его людям, что он хочет изменить мир и сделать его лучше посредством своего слова. Более того, детальный анализ “Любани” показывает, что вопросы, поднятые в этой главе, актуальны и по сей день.
Чему мы можем научиться из повествования? Какие животрепещущие темы поднял в “Любани” Радищев? К чему побуждает читателей мировоззрение автора? Детальный пересказ главы “Любани” ответит на эти и многие другие вопросы.
Но вначале давайте познакомимся с автором повести и его бессмертным произведением.
Детство и юность литератора
Написавший повесть “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев Александр Николаевич родился в августе 1749 года, в небольшом селе Саратовской губернии. Семья будущего литературного деятеля была зажиточной и именитой, имела несколько поместий и множество крепостных.
Вначале писателя воспитывал отец, глубоко верующий и образованный человек, знающий несколько языков и основных научных дисциплин. Затем мальчик был отвезен в столицу для жительства у родного дяди (по материнской линии), где познавал науки, учил языки и постигал правила придворной жизни.
А в возрасте двенадцати лет повзрослевший Саша получил должность пажа при Екатерине Второй и поступил в петербургский Пажеский корпус, готовящий светских служителей царственной особы.
Спустя четыре года он удостоился чести, наряду с некоторыми другими молодыми людьми, отбыть в Германию, чтобы обучаться там праву.
Именно там будущий писатель осознал важность социальной и политической жизни. Именно там он постиг, что надо жить не только одними развлечениями, но и мыслями о простом народе, о других людях, о новых преобразованиях.
Служба в Петербурге
Вернувшись в Россию, уже познавший мир Александр Николаевич стал по-иному смотреть на окружающие его предметы.
Начиная с 1771 года Радищев служит на государственном поприще, вначале в сенате в качестве титулярного советника, затем – как обер-аудитор, в штабе Брюса, генерала-аншефа. После небольшого перерыва, связанного с женитьбой, вновь возвращается на службу, но уже в коллегию по торговым и промышленным делам, где знакомится с графом Воронцовым. Это знакомство сыграло важную роль в жизни писателя – Александр Романович, по старой дружбе, много раз будет помогать своему менее родовитому товарищу.
Затем Радищев устроился в городскую таможню, где через десять лет занял место начальника.
Литературная и политическая сенсация
Весной 1790 года Александр Николаевич впервые напечатал его в своей домашней типографии. Таким образом свет увидела самая критикуемая и самая злободневная книга того времени.
Книга стала сразу же раскупаться и привела в восторг многих передовых людей того времени.
Что произошло после выпуска произведения
Однако это не могло остаться безнаказанным. Размышления о крепостном праве, описания жестоких унижений и бесчеловечных издевательств, которым подвергались крепостные, смелое обличение существующего в те дни порядка – все это не могло не повлечь за собой печальные последствия не только для самого произведения, но и для его автора.
Императрица Екатерина, читая “Путешествие из Петербурга в Москву”, делала пометки на полях и высмеивала в них не только писателя, но и сами ситуации, описанные в повествовании. Она назвала повесть возмутительной и оскорбительной, разрушающей покой и умаляющей уважение к власти, наполненной вредными идеями и подстрекающей простой народ к восстанию.
Радищев был арестован и судим. Его приговорили к смертной казни как человека, покусившегося на жизнь государыни и замышляющего измену родине. Однако Екатерина сменила гнев на милость, заменив смертный приговор на десятилетнюю высылку в Сибирь.
Тираж книги был практически полностью уничтожен.
Жизнь после помилования
Спустя шесть лет после изгнания Александр Николаевич был возвращен из ссылки сыном Екатерины, Павлом Первым, с условием, чтобы его постоянным местом проживания стало небольшое имение в Калужской области.
Через пять лет после своего возвращения, сразу же после восшествия на престол Александра Первого, Радищев был вызван в царский Петербург в качестве опытного государственного деятеля для участия в составлении новых законов и Конституции Российской империи. Конечно, такая честь была доверена ссыльному писателю не случайно – перед императором за него замолвил слово граф Воронцов.
Тайна смерти государственного деятеля
До сих пор ученые и литературоведы не могут разобраться в причине смерти литератора. Дело осложняется тем, что утеряна могила Александра Николаевича.
Согласно хронике, существует, по меньшей мере, две версии его смерти:
Очень важно было осуществить небольшой экскурс по биографии Радищева, так как его личная жизнь и собственные мировоззрения нашли отображение в повести “Путешествие из Петербурга в Москву”. Глава “Любани” является ярким образцом темы всего произведения.
Однако прежде чем ознакомиться с ней, давайте кратко узнаем, какое влияние труд Радищева оказал на последующие поколения.
Социальное послание в века
Примечательно, что влияние, которое оказала повесть на дальнейшую историю Российской империи, поистине впечатляющее. Многие декабристы на допросах признавались, что первые свободолюбивые мысли они почерпнули именно из страниц репрессированной книги.
Современники Радищева, такие как историк и литератор Карамзин и публицист и критик Вяземский, утверждали, что Александр Николаевич являлся не просто свободомыслящим человеком, но и добродетельным, искренним и правдивым.
Мнение знаменитых литераторов
Пушкин же отзывался о Радищеве как о дилетанте, критикуя его некоторый фанатизм, царящий на страницах повести. Также резкую оценку великого поэта вызвали преувеличения автора, надуманность сюжета, карикатурство.
Достоевский же считал идею произведения обрывчатой и неоконченной, списанной с трудов французских просветителей.
Кратко об основном произведении
“Путешествие из Петербурга в Москву” написано в популярным по тем временам жанре, называемом сентиментальным путешествием. Строго придерживаясь европейского канона, Радищев даже главам дал названия, соответствующие не сути поднятых в них тем, а наименованиям городов и селений. Именно поэтому цензура и пропустила повесть, не прибегнув к ее прочтению. Подумали, что в труде содержатся краткие сведения о российских глубинках.
Также в произведении поднимался вопрос, имеют ли право одни люди порабощать других? Почему заведено, что кто-то прислуживает, а кто-то живет в роскоши?
Более того, в своем труде Радищев поднимал тему не только бесправного народа, но и безнравственности самодержавия. Осуждение абсолютной монархии красной нитью проходит через все страницы повести.
Что же представляет собой рассказ “Любани” Радищева? Давайте узнаем.
Коротко о повествовании раздела
В центре главы “Любани” – диалог с крестьянином, который ведет праздный и богатый путешественник. О чем могли говорить столь разные по складу ума и социальному положению люди? Из краткого содержания “Любани” видно, когда произошел этот диалог и что являлось основной его темой.
Жаркое лето. Время пахоты. Праздничный день. Так описывает автор от лица своего героя обстоятельства, послужившие причиной его диалога с крестьянином.
После продолжительного и неудобного путешествия уставший путник (богатый помещик-аристократ) решает пройтись вдоль дороги, чтобы отдохнуть от тряски в кибитке. Вдруг он замечает крестьянина, пахавшего быстро и тщательно, из чего заключил, что в данный момент работает мужчина не на господина, а на себя.
Путешественника удивило, что крестьянин пашет в христианский праздник, поэтому он решил поинтересоваться, почему он это делает.
Тогда путешественник спрашивает, почему тот пашет именно в праздник, да еще в самый полдень. Неужели он не может работать в другой день?
Такая неосведомленность проезжего говорит о том, что раньше он не задумывался о жизни простого народа, его тяготах и проблемах. Поэтому далее, в своем рассказе “Любани”, Радищев приводит краткую историю крестьянской жизни и непосильного труда.
У крепостного большая семья – шестеро детей, из которых старшему всего десять лет. Их он должен одеть, обуть, накормить, да еще и барину оброк выплатить.
Тяжела работа на помещика – шесть дней в неделю, с раннего утра и до позднего вечера. Для своей семьи и своих нужд остается лишь малая толика времени и сил – по ночам да по воскресеньям и праздникам.
Также крестьянин указывает еще на одну социальную проблему – это разобщение простого народа, деление его на подневольных и свободных, а также еще один ужас и произвол барщины – продажа людей или сдача их в наем другому хозяину.
Вот такова история крепостного. Отвечая барину кратко и односложно, он продолжил свою тяжелую изнурительную работу в поле.
Размышления автора
Только вдумчиво читая слова крестьянина, можно осознать смысл “Любани”, вложенный в рассказ самим писателем. Более того, Радищев приводит собственные размышления по поводу того, что происходит в народе.
После разговора с крепостным путешественник воспылал праведным гневом против всех жестокосердных помещиков-поработителей. И в то же время он понял, что сам тоже не прав, так как пользуется чужим трудом практически бесправных крестьян.
И хотя главный герой не сечет своих людей батогами и заботится об их основных нуждах, все же и он бывает несправедлив к ним, считая, что имеет право наказать за провинность или дать пощечину.
Вспоминая подробности общения со своим камердинером Петрушей, путешественник испытывает стыд от того, что позволял себе некоторые вольности и господские замашки.
“Любани” и современность
И хотя сейчас нет барщины и оброка, вопросы, поднятые в рассказе, до сих пор являются актуальными и животрепещущими. Почему существует такая огромная пропасть между богатыми и бедными? Кто дал право одним ставить себя выше других? Наступит ли время, когда все люди буду равны не только перед богом, но и перед друг другом?
Согласно отзывам о “Любани”, эти вопросы требуют скорейшего разрешения и ответа. В свое время “Путешествие из Петербурга в Москву” оставило неизгладимое впечатление в сердцах и умах размышляющих людей. Произведение сподвигло их к действию, осуществлению социальных и политических перемен.
Сможем ли мы добиться всеобщего равенства и справедливости, научившись на отрицательных примерах прошлого? Кто знает.
Человечество развивается и движется вперед. Помещичий строй уже глубоко канул в Лету. Возможно, в скором времени мы больше не услышим о социальной несправедливости или расовом неравенстве.
Краткое содержание повести «Путешествие из Петербурга в Москву» по главам
Книга представляет собой путевые записки дворянина средних лет. Краткое содержание повести «Путешествие из Петербурга в Москву» по главам предлагает познакомиться с впечатлениями автора от встреч на почтовых станциях, населенных пунктах, расположенных по пути из одной столицы в другую. Путешественник записывает свои мысли, читает дневники и научные труды тех, с кем пришлось встретиться в дороге.
Главный герой – человек, путешествующий по стране. Он состоятельный дворянин, жалеющий русское крестьянство и осуждающий несправедливость государственного устройства.
А.М.К. Любезному другу
Автор обращается к другу с размышлениями о человеке. Вокруг столько горя, что душа переполнилась страданиями. Мысли привели к выводу, что все
София
Путешественнику требуется замена лошадей. Он ищет почтового комиссара. Тот спит и не хочет помогать ночному визитеру. Комиссар врет, что лошадей нет, в конюшне спокойно отдыхали до 20 коней. Понятно, что все они были худы, но довезти автора до следующего стана могли. Ямщики, которым путешественник даровал 20 копеек, запрягли кибитку, он продолжил путь.
Тосна
Дорога, которая когда-то была наилучшей (во время проезда государя), превратилась в непроходимую грязь. Автор останавливается в постовой избе для отдыха и встречает там стряпчего. Он рассказывает о своем труде. Он создал книгу о российском дворянстве. Стряпчий надеялся, что его труд поможет доказать старинное происхождение дворян любой фамилии. Глупые рассуждения автор воспринимает как хвастовство древних пород, которое истребили века.
Любани
Путешественник встречает в пути пахаря. Крестьянин работает с усердием, поражает легкость движений мужика. Автор удивлен тем, что мужик пашет в воскресные дни. Он спрашивает, не раскольник ли крестьянин. Мужик объясняет труд просто: неделю он работает на барина, на свою семью остаются выходные. Автор еще больше удивлен. Как справляется мужик, тот добавляет, что им остаются еще ночи. У барина 100 рук трудятся на один рот, а у крестьян 2 руки на семью. У мужика в ней 7 ртов. Мысли о жестокости помещиков вызвали осуждение. Автор вспомнил, как он иногда награждает слугу Петрушку пощечинами и подзатыльниками.
Чудово
Рассказчик встречает своего приятеля Ч. Он рассказывает ему о своем приключении во время морской прогулки. Судно попадает в грозу. Ветер загнал его между двух камней. Вода набиралась, и люди боялись утонуть. Силы их быстро иссекали. Рулевой Павел поплыл к берегу за помощью. Начальник спал, и его помощники не стали будить. Павел нашел помощь. Господин Ч. отправился к начальнику, ему хотелось понять причину отказа гибнущим. Начальник не принял претензии, в его должностных обязанностях не было спасения людей. Такое отношение поразило автора-рассказчика. Грустно становится всем.
Спасская полесть
Утром путешественник уже собрался отправиться, как к нему попросился в попутчики странный человек. Он рассказывает, что стал участником частного откупа. Мужчина перешел из купеческого звания в дворянское, но попался на зависти стряпчего и был записан в преступники. Попутчик потерял дом, семью и вынужден скрываться. Множество мыслей возникло в голове, путешественник задремал. Ему приснился странный сон. Он представил себя царем, шахом, человеком, сидящим на престоле. Лавровый венок, золотой трон, меч из серебра. Две книги лежали на весах: Закон милосердия и Закон совести. Казалось спящему, что все вокруг него прекрасно. Его восхваляли стоящие вокруг трона. Появилась женщина, назвавшая себя Истиной, врачом. Она очистила зрение, сняла пелену с глаз. Все сразу изменилось. Народ несчастлив, чиновники – обманщики. От увиденного ужаса, путешественник просыпается.
Подберезье
Новгород
Подъезжая к «Новугороду», автор рассматривает монастыри. Народ был в городе истинным государем. Новгородские вече славились на всю Русь. Вышел рассказчик, постоять на реке Волхов. Задумался об истории города. Не понятен стал ему поступок Ивана Грозного, разорившего и уничтожившего Новгород. Прекратило существовать народное право. В главе приведен отрывок из «Летописи Новогородской». Колокольный звон собирал народ, но царь Иван отнял колокол. Летопись завершается вечной истиной, доказывающей временный промежуток любой царской власти: Новгород стоял на прежнем месте каждый новый век.
Рассказчик попадает в городе к Карпу Дементьичу на второй день свадьбы сына. Именитый горожанин, купец Карп – обманщик и аферист. Он хитер и умен. Чтобы не попасть под суд, все имущество оформил на жену. Пир был таким обильным, что рассказчик еле сумел остаться трезвым и с трудом покинул гостеприимного хозяина.
Бронницы
Около Бронницы путешественник решил остановиться. Ему захотелось постоять на месте храма, основателя пропавшего в веках древнего города Холмоград. Автор дошел до маленькой церкви – все, что осталось от древнего величия. Мужчина обращается к Всевышнему с молитвой. Он уверен, что человек должен творить только благие дела, а не разрушения.
Зайцово
Автор встречает здесь еще одного приятеля – господина Крестьянкина. Мужчина с такой фамилией служил в уголовной палате. Он разбирал дело о помещике, которого забили насмерть крестьяне. Добился он всего, двигаясь с низов, но добившись власти, стал чувствовать себя Богом, властителем. Он относился к крестьянам как к скоту: отнял землю, отобрал скотину, сек не только розгами, но и кошками. Жена и сыновья были не менее жестокими. Дочери увечили прядильщиц. Мужики убили его и сыновей. Все произошло перед свадьбой. Один из сыновей хотел поглумиться над невестой, но жених ударил его колом по голове. Помещик приказал высечь жениха. Терпел мужик истязание, но не смог вытерпеть, когда заметил, что его любимую повели в дом другие братья. Он выхватил «заборину» и стал защищать себя и невесту. Крестьяне окружили господ и забили их насмерть. Господин Крестьянкин ушел со службы, чтобы не участвовать в несправедливом суде.
Автор получает письмо от приятеля из Петербурга. Он рассказывает новость: поженились два старика. Невесте 62 года, жениху – 78 лет. Барон Дурындин женится из-за наживы. В таком возрасте он мечтает о деньгах. Жена разбогатела на девушках. Она хозяйка «дома терпимости», в бывшем сама занималась непристойным трудом.
Крестьцы
Здесь автор становится свидетелем прощания отца с сыновьями, уезжающими на службу. Отец обязан выполнять государственную обязанность, но отпустить от себя детей ему тяжело. Он обращается к ним со словами скорби. Отец говорит о любви к ним матери. Речь звучит трогательно. Рассказчик начинает рассуждать об отношениях между поколениями.
Яжелбицы
Здесь то же прощание, но более тяжелое. Отец хоронит сына. Он не дает опустить гроб, вцепившись в крышку. Крики и слезы отца задевают автора. Он начинает понимать причину слез. Распутство в молодости привело отца к страшно болезни. Чтобы излечиться, он принимает лекарство, которое влияет на потомство. Именно отец виноват в болезни сына и скорой смерти. Автор размышляет о «смрадной болезни», которая уничтожает целые поколения. Бороться с развратом должны все государства.
Валдаи
Путь проходит через городок Валдаи. Он славится банями, где можно заняться развратом и любовью с женщинами. История города символична. Монах влюбился и каждую ночь покидал свою келью, чтобы насладиться женскими ласками. Встречи проходили в бане. Монаху приходилось плыть через озеро. Взаимная страсть была настолько сильна, что мужчину не пугали ветра и дожди. В одну из ночей природа взбушевалась и помешала добраться до берега. Монах утонул. Женщины, по размышлению путешественника, недолго горюют. Уже на следующую ночь они ублажали в бане других путников. Валдайские бани сделали город известным на всю страну.
Едрово
Путешественник выходит из кибитки, чтобы отдохнуть и попадает в толпу деревенских женщин. Автор рассказа понимает, что крестьянки намного привлекательнее знатных барышень, «городских боярынек». Дорогие корсеты и модные ткани не сравнимы с внешностью деревенских девушек с чистейшими белыми зубами, веселым взором, здоровьем на щеках. Одна из девушек Анна. Она не может выйти замуж по любви, так как у жениха нет денег на свой выкуп. Нужно 100 рублей. Автор так покорен искренностью речей девушки, что готов дать ей нужную сумму. Он идет в дом Анны. Мать отказывается от денег. Она объясняет, что им не могут давать деньги просто так. Все в округе воспримут это платой за безнравственность, а ей дорога честь дочери.
Путешественнику приходится согласиться с бедной женщиной. Он продолжает свой путь в раздумьях о неравных и нелепых браках, когда зрелых крестьянок выдают замуж за 10 –летних мальчишек, а богатые дворяне престарелого возраста берут в жены юных девушек.
Хотилов
Автор наслаждался внутренней тишиной, когда на почтовом разъезде нашел замаранную грязью бумагу. Путешественник расспросил, кто проезжал и оставил бумаги, попросил отдать их ему, так как знал владельца записей. Размышления велись об уничтожении рабства в России. Особое внимание пишущий обращал на сельское рабство, с него и призывал начинать. Крепостничество – зло, преступление. Его отмена – дело ближайшего будущего, поэтому у главы есть другое название – проект в будущем.
Вышний Волочок
Выдропуск
Рассказчик возвращается к чтению записок приятеля «Проект в будущем». Речь идет о придворных чинах. Правители окружают себя толпой прихвостней и льстецов из знатных людей и мелких придворных. Они живут в роскоши и лени. В записках речь идет о необходимости делать добрые и полезные дела. Только поступки отличают настоящего правителя, а не уровень его благополучия.
Торжок
Господин считает, что цензором должен стать народ, а при демократии ей «ценсуре» вообще не будет места.
Медное
Тверь
Путешественник остановился на обед в Твери. Беседа с товарищем по трактирной трапезе шла о поэзии. Речь идет о Ломоносове, Сумарокове и других авторах. Собеседник говорил о правилах стихосложения. Автор слушает оду о свободе, он рад ее завершению. Стихи были ему очень неприятны, а колокольчик обрадовал, что можно продолжать путь.
Городня
Завидово
На почтовой станции стало шумно. Воин в гренадерской шапке требовал, чтобы у всех отобрали лошадей для важной персоны, приближающейся к станции. Путешественник дает отпор наглому воину, когда тот чуть не распряг его кибитку. Примчался его превосходительство, все в смятении разбежались. Смена лошадей прошла за считанные минуты. Автор понимает, как много таких глупых людей, как этот воин. Они пресмыкаются перед власть имущими, надеясь на похвалу и покровительство. А сами важные персоны вряд ли достойны уважения, чаще они глупы и ничтожны.
Путешественник слушает пение слепого старца. Слова народных песен проникают далеко в душу, плачут женщины, юноши, даже мужчины. Старцу дают денежки, хлеб, он все принимает с благодарностью. Автор положил певцу рубль, стал ждать молитву старца, но тот, узнав, о монете, велел ее вернуть. Если бы у старика было зрение, он принял бы рубль, чтобы отдать его нуждающимся. Так объяснил он свой поступок. Пока автор стоял в стороне, оторопев от такого отказа, к певцу подошла женщина с пирогом. Он принял его с великим чувством благодарности. Путешественник вернулся и спросил, почему старик так обидел его. Старец извинился, он не мог и предположить, что огорчил состоятельного добродетеля. Старик попросил платка для шеи. Автор снял платок и отдал его слепому. Возвращаясь через город, он не увидел старика. Женщина рассказала, что он заболел и умер, но платок остался с ним в гробу. Автор почувствовал великое облегчение от таких слов.
Пешки
Голод заставил путешественника остановиться в крестьянской избе. Обед был хуже обычного, но автор завершает его привычным кофе. Хозяйка увидела сахар и подослала мальчика попросить «боярского кушанья». Автор удивлен названием. Он начинает беседу с крестьянкой. Женщина говорит, что сахар куплен на слезы крестьян. Разговор переходит к хлебу. Его состав совсем несхож с хлебом богатых. Дети и взрослые мрут от голода, а то, что они создают, достается другим. Путешественник услышал скорбь в голосе женщины и стал осматривать избу. Его сердце сжалось от боли. Посуда из дерева, животные, издающие невозможный запах, свет от свечи. Автор обращается к жестокосердным помещикам, призывает их пожалеть тех, над кем властвуют.
Черная грязь
Свадьба двух несчастных людей. Их эмоции ближе к тем, кого ведут на казнь. Автор осуждает служителей церкви, которые благословляют такие браки. Кроме них брак делают законным наемники, градодержатели, дворяне. Горестная участь людей не интересует их, они пекутся только о своей выгоде.
Слово о Ломоносове
Автор рассуждает о Ломоносове. Он читает статью поэта, с которым обедал в Твери. Ломоносов открыл многие области науки, но самый большой вклад он внес в развитие русского языка.
Автор прощается с теми, для кого писал свои заметки, он подъезжает к Москве. Путешествие закончилось.
Что осуждает радищев в главе любани
Наверное, каждого школьника интересует краткое содержание повести Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Глава “Любани” данного произведения является четвертой частью прозаического труда знаменитого российского писателя. Именно о ней и пойдет речь в нашей статье.
Краткое содержание “Любани” передает нам не только характер главного героя, но и раскрывает главную тему повести. Вот почему так важно ознакомиться именно с этой частью произведения.
Более того, из краткого содержания “Любани” видно, что автор поднимает в своем труде серьезные и злободневные (особенно на тот момент) вопросы. Они показывают, что писатель не равнодушен к окружающим его людям, что он хочет изменить мир и сделать его лучше посредством своего слова. Более того, детальный анализ “Любани” показывает, что вопросы, поднятые в этой главе, актуальны и по сей день.
Чему мы можем научиться из повествования? Какие животрепещущие темы поднял в “Любани” Радищев? К чему побуждает читателей мировоззрение автора? Детальный пересказ главы “Любани” ответит на эти и многие другие вопросы.
Но вначале давайте познакомимся с автором повести и его бессмертным произведением.
Детство и юность литератора
Написавший повесть “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев Александр Николаевич родился в августе 1749 года, в небольшом селе Саратовской губернии. Семья будущего литературного деятеля была зажиточной и именитой, имела несколько поместий и множество крепостных.
Вначале писателя воспитывал отец, глубоко верующий и образованный человек, знающий несколько языков и основных научных дисциплин. Затем мальчик был отвезен в столицу для жительства у родного дяди (по материнской линии), где познавал науки, учил языки и постигал правила придворной жизни.
А в возрасте двенадцати лет повзрослевший Саша получил должность пажа при Екатерине Второй и поступил в петербургский Пажеский корпус, готовящий светских служителей царственной особы.
Спустя четыре года он удостоился чести, наряду с некоторыми другими молодыми людьми, отбыть в Германию, чтобы обучаться там праву.
Именно там будущий писатель осознал важность социальной и политической жизни. Именно там он постиг, что надо жить не только одними развлечениями, но и мыслями о простом народе, о других людях, о новых преобразованиях.
Служба в Петербурге
Вернувшись в Россию, уже познавший мир Александр Николаевич стал по-иному смотреть на окружающие его предметы.
Начиная с 1771 года Радищев служит на государственном поприще, вначале в сенате в качестве титулярного советника, затем – как обер-аудитор, в штабе Брюса, генерала-аншефа. После небольшого перерыва, связанного с женитьбой, вновь возвращается на службу, но уже в коллегию по торговым и промышленным делам, где знакомится с графом Воронцовым. Это знакомство сыграло важную роль в жизни писателя – Александр Романович, по старой дружбе, много раз будет помогать своему менее родовитому товарищу.
Затем Радищев устроился в городскую таможню, где через десять лет занял место начальника.
Литературная и политическая сенсация
Примерно с 1780-х годов Александр Николаевич начинает работать над своим самым известным произведением — “Путешествие из Петербурга в Москву”. Радищев всю душу вложил в данный труд, идею которого выносил еще со своего возвращения из Германии в 1771 году.
Весной 1790 года Александр Николаевич впервые напечатал его в своей домашней типографии. Таким образом свет увидела самая критикуемая и самая злободневная книга того времени.
Книга стала сразу же раскупаться и привела в восторг многих передовых людей того времени.
Что произошло после выпуска произведения
Однако это не могло остаться безнаказанным. Размышления о крепостном праве, описания жестоких унижений и бесчеловечных издевательств, которым подвергались крепостные, смелое обличение существующего в те дни порядка – все это не могло не повлечь за собой печальные последствия не только для самого произведения, но и для его автора.
Императрица Екатерина, читая “Путешествие из Петербурга в Москву”, делала пометки на полях и высмеивала в них не только писателя, но и сами ситуации, описанные в повествовании. Она назвала повесть возмутительной и оскорбительной, разрушающей покой и умаляющей уважение к власти, наполненной вредными идеями и подстрекающей простой народ к восстанию.
Радищев был арестован и судим. Его приговорили к смертной казни как человека, покусившегося на жизнь государыни и замышляющего измену родине. Однако Екатерина сменила гнев на милость, заменив смертный приговор на десятилетнюю высылку в Сибирь.
Тираж книги был практически полностью уничтожен.
Жизнь после помилования
Спустя шесть лет после изгнания Александр Николаевич был возвращен из ссылки сыном Екатерины, Павлом Первым, с условием, чтобы его постоянным местом проживания стало небольшое имение в Калужской области.
Через пять лет после своего возвращения, сразу же после восшествия на престол Александра Первого, Радищев был вызван в царский Петербург в качестве опытного государственного деятеля для участия в составлении новых законов и Конституции Российской империи. Конечно, такая честь была доверена ссыльному писателю не случайно – перед императором за него замолвил слово граф Воронцов.
Тайна смерти государственного деятеля
До сих пор ученые и литературоведы не могут разобраться в причине смерти литератора. Дело осложняется тем, что утеряна могила Александра Николаевича.
Согласно хронике, существует, по меньшей мере, две версии его смерти:
Очень важно было осуществить небольшой экскурс по биографии Радищева, так как его личная жизнь и собственные мировоззрения нашли отображение в повести “Путешествие из Петербурга в Москву”. Глава “Любани” является ярким образцом темы всего произведения.
Однако прежде чем ознакомиться с ней, давайте кратко узнаем, какое влияние труд Радищева оказал на последующие поколения.
Социальное послание в века
Примечательно, что влияние, которое оказала повесть на дальнейшую историю Российской империи, поистине впечатляющее. Многие декабристы на допросах признавались, что первые свободолюбивые мысли они почерпнули именно из страниц репрессированной книги.
Современники Радищева, такие как историк и литератор Карамзин и публицист и критик Вяземский, утверждали, что Александр Николаевич являлся не просто свободомыслящим человеком, но и добродетельным, искренним и правдивым.
Мнение знаменитых литераторов
Пушкин же отзывался о Радищеве как о дилетанте, критикуя его некоторый фанатизм, царящий на страницах повести. Также резкую оценку великого поэта вызвали преувеличения автора, надуманность сюжета, карикатурство.
Достоевский же считал идею произведения обрывчатой и неоконченной, списанной с трудов французских просветителей.
Что же это за произведение такое — “Путешествие из Петербурга в Москву”? Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием “Любани” (четвертой главы интересующей нас повести), давайте больше узнаем о самом труде.
Кратко об основном произведении
“Путешествие из Петербурга в Москву” написано в популярным по тем временам жанре, называемом сентиментальным путешествием. Строго придерживаясь европейского канона, Радищев даже главам дал названия, соответствующие не сути поднятых в них тем, а наименованиям городов и селений. Именно поэтому цензура и пропустила повесть, не прибегнув к ее прочтению. Подумали, что в труде содержатся краткие сведения о российских глубинках.
Тема же “Путешествия из Петербурга в Москву”, впрочем, как и тема главы “Любани”, — положение крепостных крестьян на Руси, их тяготы и порабощение. В книге разоблачались безжалостность и зверства помещиков, которые бессовестно эксплуатировали и угнетали крестьян, осознавая себя безнаказанными.
Также в произведении поднимался вопрос, имеют ли право одни люди порабощать других? Почему заведено, что кто-то прислуживает, а кто-то живет в роскоши?
Более того, в своем труде Радищев поднимал тему не только бесправного народа, но и безнравственности самодержавия. Осуждение абсолютной монархии красной нитью проходит через все страницы повести.
Что же представляет собой рассказ “Любани” Радищева? Давайте узнаем.
Коротко о повествовании раздела
В центре главы “Любани” – диалог с крестьянином, который ведет праздный и богатый путешественник. О чем могли говорить столь разные по складу ума и социальному положению люди? Из краткого содержания “Любани” видно, когда произошел этот диалог и что являлось основной его темой.
Жаркое лето. Время пахоты. Праздничный день. Так описывает автор от лица своего героя обстоятельства, послужившие причиной его диалога с крестьянином.
После продолжительного и неудобного путешествия уставший путник (богатый помещик-аристократ) решает пройтись вдоль дороги, чтобы отдохнуть от тряски в кибитке. Вдруг он замечает крестьянина, пахавшего быстро и тщательно, из чего заключил, что в данный момент работает мужчина не на господина, а на себя.
Путешественника удивило, что крестьянин пашет в христианский праздник, поэтому он решил поинтересоваться, почему он это делает.
Из ответа пахаря следует, что тот — искренне верующий православный, но он не считает себя виноватым в нарушении церковных правил. Бог, как отмечает сам работник, на его стороне, так как ему нужно кормить семью.
Тогда путешественник спрашивает, почему тот пашет именно в праздник, да еще в самый полдень. Неужели он не может работать в другой день?
Такая неосведомленность проезжего говорит о том, что раньше он не задумывался о жизни простого народа, его тяготах и проблемах. Поэтому далее, в своем рассказе “Любани”, Радищев приводит краткую историю крестьянской жизни и непосильного труда.
У крепостного большая семья – шестеро детей, из которых старшему всего десять лет. Их он должен одеть, обуть, накормить, да еще и барину оброк выплатить.
Тяжела работа на помещика – шесть дней в неделю, с раннего утра и до позднего вечера. Для своей семьи и своих нужд остается лишь малая толика времени и сил – по ночам да по воскресеньям и праздникам.
Также крестьянин указывает еще на одну социальную проблему – это разобщение простого народа, деление его на подневольных и свободных, а также еще один ужас и произвол барщины – продажа людей или сдача их в наем другому хозяину.
Вот такова история крепостного. Отвечая барину кратко и односложно, он продолжил свою тяжелую изнурительную работу в поле.
Размышления автора
Только вдумчиво читая слова крестьянина, можно осознать смысл “Любани”, вложенный в рассказ самим писателем. Более того, Радищев приводит собственные размышления по поводу того, что происходит в народе.
После разговора с крепостным путешественник воспылал праведным гневом против всех жестокосердных помещиков-поработителей. И в то же время он понял, что сам тоже не прав, так как пользуется чужим трудом практически бесправных крестьян.
И хотя главный герой не сечет своих людей батогами и заботится об их основных нуждах, все же и он бывает несправедлив к ним, считая, что имеет право наказать за провинность или дать пощечину.
Вспоминая подробности общения со своим камердинером Петрушей, путешественник испытывает стыд от того, что позволял себе некоторые вольности и господские замашки.
“Любани” и современность
И хотя сейчас нет барщины и оброка, вопросы, поднятые в рассказе, до сих пор являются актуальными и животрепещущими. Почему существует такая огромная пропасть между богатыми и бедными? Кто дал право одним ставить себя выше других? Наступит ли время, когда все люди буду равны не только перед богом, но и перед друг другом?
Согласно отзывам о “Любани”, эти вопросы требуют скорейшего разрешения и ответа. В свое время “Путешествие из Петербурга в Москву” оставило неизгладимое впечатление в сердцах и умах размышляющих людей. Произведение сподвигло их к действию, осуществлению социальных и политических перемен.
Сможем ли мы добиться всеобщего равенства и справедливости, научившись на отрицательных примерах прошлого? Кто знает.
Человечество развивается и движется вперед. Помещичий строй уже глубоко канул в Лету. Возможно, в скором времени мы больше не услышим о социальной несправедливости или расовом неравенстве.
Ф.И._______________________________ класс_____________ число_____________
К каждой позиции А, Б, В подберите позицию из текста. Ответ запишите в таблицу.
А) ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ
1. — Бог в помощь, — сказал я, подошед к пахарю, который, не останавливаясь, доканчивал зачатую борозду. — Бог в помощь, — повторил я.
— Спасибо, барин, — говорил мне пахарь, отряхая сошник и перенося соху на новую борозду.
2. Ты во гневе твоем, — говорил я сам себе, — устремляешься на гордого господина, изнуряющего крестьянина своего на ниве своей; а сам не то же ли или еще хуже того делаешь? Какое преступление сделал бедный твой Петрушка, что ты ему воспрещаешь пользоваться усладителем наших бедствий, величайшим даром –сном?
3 — Нет, барин, грешно бы было так же работать. У него на пашне сто рук для одного рта, а у меня две для семи ртов, сам ты счет знаешь.
Ответьте на вопрос 5-7 предложениями. За что осуждает себя герой-путешественник?
Он получает плату, сыт, одет, никогда я его не секу ни плетьми, ни батожьем (о умеренный человек!) — и ты думаешь, что кусок хлеба и лоскут сукна тебе дают право поступать с подобным тебе существом как с кубарем? Ведаешь ли, что в первенственном уложении, в сердце каждого написано? Если я кого ударю, тот и меня ударить может. Вспомни тот день, когда Петрушка пьян был и не поспел тебя одеть. Вспомни о его пощечине…
Дайте значение устаревшим словам:
Ответы: подобие волчка, юлы; подушный государственный налог, которым облагалось мужское население, кроме дворян, духовенства и чиновников; мороз, холод; помещик-арендатор, приобретавший за плату во временное владение имение с крепостными крестьянами.
Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
Почему крестьянин работает в воскресенье? Какие чувства и мысли вызвал у путешественника этот разговор?
Номер материала: ДВ-455372
- 15.02.2016 282
- 15.02.2016 412
- 15.02.2016 798
- 15.02.2016 288
- 15.02.2016 221
- 15.02.2016 691
- 15.02.2016 1117
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Нечасто в русской литературе встретишь книгу в которой собрано большое количество очерков на различные темы и между собой мало связанные временем. Путешествие из Петербурга в Москву. Написанное Александром Радищевым и опубликованное в 1790 году, является таким уникальным произведением, которое имеет 25 полноценных глав. В них отражены все чувства и мысли, которые автор описывал в форме путешествия и описания сложившейся ситуации в стране. Автор едет по всей стране и погружается в этот простой мир и видит реальную жизнь. В то время очень легкомысленно относились к жизни крестьян, а вельможи и помещики купались в сытости и в раздолье.
Обычно название главы соотносится с характером описываемого места или с его названием, поэтому при прочтении главы Любани мы оказываемся в небольшом селе находящемся на реке Тигода в конце 18 века. Все повествование идет последовательно, поэтому чувствуется, как тяжело бороться за каждую копейку и за каждый кусок хлеба. Главными героями этой главы является писатель, слуга Петрушка и крестьяне. Здесь автор встречает рабочего человека, который с помощью пары слов показывает, насколько жизнь крестьянина тяжела. Радищев представляется читателю как человек со стороны, который наблюдает за всем происходящим нейтрально и только в конце начинает выражать искренние эмоции в горьких слезах и в сострадании. Писатель очень ярко противопоставляет жизнь лошади с жизнью крестьянина, и мы понимаем, что жизнь лошади гораздо проще чем у простого человека. Жизнь этих крестьян связана с желаниями барина и никуда от них не деться. Ни зависимо от времени суток и от праздников их главная задача является прокормить семью, ведь только это имеет смысл.
В этом произведении автор показал, как тяжело отражались на простом народе законы государства и бездумные решения власти. От прочтенного не только у писателя, но и у читателя формируются чувства негодования и несправедливости в отношении к крестьянам. Особенными ключевыми словами, раскрывающие смысл главы и самого произведения являются слова жестокосердный и закон. Это дает отражение на внутреннем душевном состоянии крестьянина, который смирился со своей судьбой.
В те времена очень пренебрежительно относились к крепостному народу. Считалось, что у них нет прав и даже голоса, хотя основой государства всегда является рабочее население. Они отдавали частичку себя, а взамен получали лишь пренебрежение, поэтому в любые времена у человека должно быть сострадание не только к своим родным, но и к тем, кому повезло меньше в этой жизни.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ главы Любани (Путешествие из петербурга в Москву Радищева)
Популярные сегодня темы
Сказки великого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина — важная часть детства каждого русского человека. Многие знают отрывки из этих сказок наизусть, а У лукоморья дуб зелёный
Алеша. Мальчик родом из провинции, лет девяти-десяти, которого родители отвезли в Петербург и отдали в пансион. Алеша чувствует себя очень одиноким, особенно по субботам и воскресеньям, когда его товарищи р
Исаак Ильич Левитан — известный русский художник конца 19 века, который работал в жанре пейзаж. В то время его работы были очень востребованы обществом.
Источники:
http://infourok.ru/praktikum-po-povesti-a-radischeva-lyubani-881799.html
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-glavy-lyubani-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-radishcheva