Любить иных тяжелый крест о чем
Анализ стихотворения Пастернака «Любить иных тяжелый крест»
«Любить иных тяжелый крест» — произведение Бориса Пастернака, написанное в период жизни, когда его чувствам к законной супруге было суждено стихнуть. У поэта появилась новая любовь, вдохновившая на написание строк. Жизнь автора вообще была полна мимолетных романов и интрижек. Но делая анализ стихотворения «Любить иных тяжелый крест», можно увидеть глубину чувств и переживаний Пастернака.
История написания
Первая строка стиха, начинающаяся словами «Любить иных», Пастернак посвятил своей жене. Ею была Евгения Лурье — талантливая художница, с которой у поэта сразу после знакомства закрутился роман. Вскоре пара поженилась, их семейная жизнь казалась образцовой. Но уже через несколько месяцев, когда страсть утихла, супруги столкнулись с проблемами.
Евгения Лурье была младше мужа, отличалась буйным нравом и любила жить одним днем. Как творческая личность, девушка любила заниматься рисованием, посвящая этому все свое время, так что на быт и домашние дела его не оставалось. Борис Пастернак так и не смог дождаться от супруги заботы, взял на себя бытовые дела. На этой почве в паре возникало много ссор, и чувства быстро угасли.
В то время Пастернак познакомился с супругой своего близкого друга — пианиста Генриха Нейгауза, Зинаидой. Эта женщина была полной противоположностью его жены — в ней не было творческих амбиций и своенравности. При этом она была скромной, домашней, готовой посвящать себя домашнему очагу и растворяться в любимом мужчине. Борис Пастернак отбил Зинаиду у мужа, сам развелся с первой женой, и пара стала жить вместе.
Главный образ
Слова, посвященные новой музе поэта, на первый взгляд кажутся нелестными. Он обращается к возлюбленной, говоря «А ты прекрасна без извилин». Но на самом деле, в эти строки вложена теплота и восхищение качествами Зинаиды, покорившей сердце поэта.
Вспоминая ссоры и скандалы с первой женой, он делал вывод: «любить иных тяжелый труд». А новые отношения с незамысловатой женщиной, уступавшей Евгении Лурье по интеллекту и образованности, приносили ему только положительные эмоции. Героине произведения и одной из роковых женщин в жизни Пастернака были присущи такие качества, как:
Борис Пастернак на собственном опыте убедился, что женщину красят не высокий интеллект и умение держать лицо, а искренность и способность идти за своим мужчиной. Зинаида стала музой поэта на долгие годы и ей были посвящены позже другие произведения автора.
Стиль и композиция
Произведение имеет форму монолога — автор как бы разговаривает то ли с собой, то ли делится своими мыслями с читателями. Стихотворение условно делится на две части:
Жанр стихотворения — элегия, в которой затрагиваются глубокие, философские темы, навеивающие нотки грусти. Рифмовка перекрестная, размер произведения — четырехстопный ямб.
В стихе хорошо заметен, присущий Пастернаку стиль — немногословный, но наполненный смысла. Поэт делится с читателями чувством, которое считает самым важным и поглощающим человека полностью — любовью. Но все свои переживания и эмоции он умещает в 12 строк, причем глубина мыслей раскрывается полностью.
Главная тема
Главная тема произведения — восхищение образом любимой женщины, способной стать музой и вдохновлять мужчину. При этом автор прибегает к сравнению первого неудачного опыта семейной жизни, научившего его ценить в избранницах действительно важные качества. Осознав, что двум творческим натурам вместе не ужиться, Борис Пастернак признал, что ему нужны другая.
«Твой смысл, как воздух, бескорыстен» — это одна из ключевых строк стихотворения. Автор приклоняется перед женщиной, которой чужды кокетство, притворство, но которая умеет готовить обед, вести хозяйство и быть ведомой мужчиной. Такой была Зинаида, к которой поэт привязался душой и которую ценил выше всего в жизни.
Настоящая женщина может «Легко проснуться и прозреть, словесный сор из сердца вытрясть». Другими словами, ее день начинается с того, чтобы освободить свой ум от переживаний, быть легкой и радовать окружающих, излучая теплоту и заботясь о них. К такой женщине, способной создать уют и непринужденную атмосферу в доме, будут тянуться мужчины. Даже если она не обладает высоким интеллектом, умением вести светские беседы и яркой внешностью.
Литературные приемы
Борис Пастернак использует в произведении литературные приемы, придающие ему выразительность. К ним относятся:
Такие простые, но лаконичные литературные приемы характерны для стиля написания поэта. Они не отвлекают от главной тематики, поэтому произведение читается легко. Читатель сосредотачивается на смысле, в воображении появляются образы, побуждающие задумываться.
Борис Пастернак — Любить иных, тяжелый крест: Стих
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.
Анализ стихотворения «Любить иных — тяжелый крест» Пастернака
В творчестве Б. Пастернака всегда отражались его личные чувства и переживания. Немало произведений он посвятил своим любовным отношениям. Одним из них является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест». Пастернак был женат на Е. Лурье, но его брак нельзя было назвать счастливым. Жена поэта была художницей и хотела посвятить искусству всю свою жизнь. Она практически не занималась домашним хозяйством, взвалив его на плечи мужа. В 1929 г. Пастернак познакомился с женой своего друга – З. Нейгауз. Он увидел в этой женщине идеальный образец хозяйки семейного очага. Буквально сразу же после знакомства поэт посвятил ей стихотворение.
Автор сравнивает свою любовь к жене с несением «тяжелого креста». Занятия творчеством когда-то сблизили их, но оказалось, что для семейной жизни этого недостаточно. Е. Лурье ради написания новой картины пренебрегала своими прямыми женскими обязанностями. Пастернаку приходилось самому готовить и стирать. Он понял, что двум одаренным людям вряд ли удастся создать обычную уютную семью.
Автор противопоставляет жене свою новую знакомую, причем сразу же указывает на ее главное преимущество – «ты прекрасна без извилин». Он намекает, что Е. Лурье хорошо образована, с ней можно на равных поговорить о самых сложных философских темах. Но «ученые» разговоры не принесут счастья в семейной жизни. З. Нейгауз почти сразу же призналась поэту, что ничего не понимает в его стихотворениях. Пастернак был умилен этой простотой и доверчивостью. Он понял, что женщину нужно ценить вовсе не за наличие большого ума и образованности. Любовь – это великая тайна, которая не может быть основана на законах рассудка.
Поэт видит секрет обаяния З. Нейгауз в простоте и бескорыстии ее жизни. Только такая женщина способна создать спокойную семейную атмосферу и принести счастье своему мужу. Пастернак готов спуститься с заоблачных творческих высот ради нее. Он действительно пообещал З. Нейгауз, что расстанется с туманными и неясными символами и станет писать стихотворения простым и доступным языком («словесный сор… вытрясть»). Ведь это – «не большая хитрость», но наградой за нее станет долгожданное семейное счастье.
Пастернак смог отбить жену у своего друга. В дальнейшем супруги все равно испытывали семейные неурядицы, но З. Нейгауз очень сильно повлияла на поэта и на его творчество.
💕 Любить иных — тяжелый крест
Стихотворение «Любить иных — тяжелый крест» написано в 1931 году на фоне любви Пастернака к Зинаиде Нейгауз, которую автор сравнивает с её предшественницей Евгенией Лурье. Это были полные антиподы, тем интересен анализ строк, ведь он поможет взглянуть на женские достоинства и недостатки глазами поэта.
Тяжёлый крест Лурье
Евгения Лурье была художницей, то есть, человеком творческим до мозга костей, как и сам Пастернак. Это помогало творить, поддерживать друг друга в творческих начинаниях по первому времени, но никак не стало основой быта. Евгения была отстранена от домашних дел, как янычар от благотворительного фонда, поэтому домашние хлопоты в совместной жизни легли на плечи Бориса Леонидовича.
Как говорят в народе «руки не отвалятся» от уборки дома и готовки, но это уже мешало творить самому поэту. Получается, что он вознёс себя на алтарь Лурье и стал её придатком, обеспечивая тыл в ущерб собственному таланту. Первая строка стихотворения посвящена именно ей:
Евгения не терпела компромиссов и не хотела не могла возложить на себя хотя бы часть домашних хлопот, что и стало причиной их расставания. Пастернак был не готов стать кухаркой для художницы, она не готова была быть домохозяйкой для поэта.
Красота без извилин Нейгауз
Совсем другой тип представляла собой Зинаида Нейгауз, которая была до банальности простой и искренней. Домашние дела не были для неё чужими, а лесть не имела места в обращении, что и подкупило Пастернака, несмотря на то, что на момент знакомства Зинаида была замужем.
Отношения стартовали и развивались, Нейгауз ушла от мужа и в СССР появилась ещё одна ячейка общества, в которой роли были расписаны согласно классическому представлению о семье.
Вторая строка стихотворения не должна быть оскорбительной для Зинаиды, ведь под словами:
Автор понимает не тупость, а простоту любимой. Она не пытается вступать в философские споры, белое называет былым, а чёрное чёрным. Зинаиде чужды поиски истины, для неё главное любовь любимого человека и благополучие в доме. Такой микс по душе Борису Леонидовичу, поэтому союз крепок и Зинаиде даже посвящено несколько стихотворений.
По мнению Пастернака, женщине не нужен большой аналитический ум, так как это отнимает у неё женственность и прелесть, делая «мужиком в юбке». С простой женщиной жить легко, ведь бытие не засоряется лишними спорами и домыслами, что оставляет больше простора для творчества.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Как отнеслись к строкам Лурье и Нейгауз, ставшая вскоре Пастернак, история умалчивает, но думается женщины адекватно отнеслись к своей оценке. В конце концов, в стихотворении нет ничего оскорбительного, автор лишь сравнивает свою новую любовь с предыдущей без перехода на неуместные детали.
Кстати, похоронена Зинаида Пастернак (Нейгауз) в 1966 году рядом с могилой мужа в Переделкино.
Краткий анализ
Стихотворение посвящено Зинаиде Нейгауз, ставшей впоследствии женой Пастернака, и содержит небольшое сравнение преимуществ новой любви перед бывшей – Евгенией Лурье. Образ лирического героя и автора строк полностью слит, форма представления монолог-обращение.
Стих написан в жанре элегии четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (крест – извилин – секрет – равносилен). В качестве средств выразительности поэт использует сравнение, эпитеты (не большая хитрость, твой смысл бескорыстен) и метафоры (шорох снов, любить иных тяжёлый крест и др.).
Строфы легко запоминаются, не имеют скрытого между строк подтекста и мелодичны.
Текст
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.
Слушаем запись
«Любить иных тяжелый крест» анализ стихотворения Пастернака по плану кратко – жанр, идея, образы
В жизни Пастернака было три женщины, которые смогли покорить его сердце. Двум из возлюбленных посвящено стихотворение, разбор которого представлен в статье. Изучается оно в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Любить иных – тяжелый крест» по плану.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано осенью 1931 г., спустя два года после знакомства с Зинаидой Нейгауз.
Тема стихотворения – любовь; качества женщины, заслуживающие любви.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к любимой. Он лаконичный, но, тем не менее, делится на смысловые части: попытка героя разгадать тайну особой красоты возлюбленной, краткие раздумья над умением жить без «сора» в сердце.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написан четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «любить иных тяжелый крест», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть».
Эпитеты – «ты прекрасна», «смысл… бескорыстен», «не большая хитрость».
Сравнение – «твой смысл, как воздух».
История создания
Историю создания стихотворения следует искать в биографии Пастернака. Первой женой поэта стала Евгения Лурье. Женщина была художницей, поэтому не любила и не хотела заниматься бытом. Борису Леонидовичу пришлось самому заниматься домашними делами. Ради любимой жены он научился готовить, стирать, но надолго его не хватило.
В 1929 г. поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, женой его друга-пианиста Генриха Нейгауз. Скромная, миловидная женщина сразу понравилась Пастернаку. Как-то он прочитал ей свои стихи, вместо похвалы или критики Зинаида сказала, что ничего не поняла из прочитанного. Автору понравилась эта искренность и простота. Он пообещал писать понятнее. Любовные отношения между Пастернаком и Нейгауз развивались, она ушла от своего супруга и стала новой музой поэта. В 1931 г. появилось анализируемое стихотворение.
В стихотворении развивается популярная в литературе тема любви. На строки произведения накладывают отпечаток жизненные обстоятельства поэта, поэтому читать стихи нужно в контексте биографии Пастернака. Лирический герой произведения полностью сливается с автором.
В первой строке Пастернак намекает на отношения с Евгенией Лурье, любить которую действительно было непросто, так как женщина была вспыльчива и своенравна. Далее лирический герой обращается к возлюбленной. Ее преимуществом он считает «отсутствие извилин», то есть не слишком высокий интеллект. Поэт считает, что именно это придает женщине прелести. Такая представительница слабого пола более женственная, может быть прекрасной хозяйкой.
Автор считает, что возлюбленная живет не столько умом, сколько чувствами, поэтому она умеет слышать сны, новости и истины. Она такая же естественная, как воздух. В последней строфе поэт признается, что рядом с такой женщиной легко меняться и ему. Он понял, что очень легко «словесный сор из сердца вытрясть» и не допускать, нового засорения.
Композиция
Стихотворение создано в форме монолога-обращения к любимой. Его можно разделить на смысловые части: попытка героя разгадать тайну особой красоты возлюбленной, краткие раздумья над умением жить без «сора» в сердце. Формально произведение состоит из трех катренов.
Жанр стихотворения – элегия, так как автор раздумывает над вечной проблемой, в первой строке чувствуется грусть, видимо от того, что он на себе почувствовал этот «тяжелый крест». В произведении есть также признаки послания. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использует перекрестную рифмовку АВАВ.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и создания образа идеальной женщины Пастернак использует художественные средства. Главную роль играет метафора: «любить иных тяжелый крест», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть». Гораздо меньше в тексте эпитетов: «ты прекрасна», «смысл… бескорыстен», «не большая хитрость». Сравнение всего одно: «твой смысл, как воздух».
Стихотворение и анализ «Любить иных тяжелый крест»
Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это – небольшая хитрость.
Краткое содержание
Б. Пастернак и З. Нейгауз. Фотография
Пастернак рассказывает читателям о том, как непросто любить. Дело в том, что в определённый момент жизни, супруга стала для поэта непосильной ношей, которую невозможно скинуть и приходится тащить, превозмогая боль и отчаяние. Первая строчка, которая стала крылатой, косвенно свидетельствует об этой сложной ситуации.
Во второй строке романтический герой повествует о своей новой избраннице, которая «прекрасна, без извилин». Несмотря на то, что с новой возлюбленной невозможно разговаривать на сложные философские темы, она от этого не теряет своей привлекательности. Лирический герой повествует о чувствах любимой женщины: она способна слышать новости, понимать сны и следовать истинам. Избранница романтического героя естественна, словно воздух. Она не требует никакой платы за свою любовь.
В рамках третьего четверостишия герой клянётся «вымести» из своего сердца весь лишний сор, желая начать жизнь с чистого листа. Герой мечтает «легко проснуться и прозреть». Он приходит к выводу, что гораздо проще жить без философских споров и разгадывания таинственных символов, ведь для всего этого не требуется никакая особая хитрость.
В финале произведения герой получает всё то, о чём так активно мечтал: дом, в котором возлюбленная мастерски ведёт быт. Герой счастлив, и его нисколько не смущает тот факт, что дама его сердца не обладает высоким уровнем интеллекта.
История создания
Первопричину появления на свет данного произведения следует искать в биографии автора. Первой супругой Пастернака была художница по имени Евгения Лурье. Всё своё время женщина посвящала живописи, категорически не желая заниматься бытом. Поэтому все житейские проблемы легли на плечи Пастернака. Поэт вынужден был заниматься домом: стирать, убираться, готовить и пр. Но, как показывает история, надолго его не хватило: поэт страшно устал от быта, и супруга стала раздражать его всё больше.
Судьбоносная встреча с Зинаидой Нейгауз случилась в жизни Пастернака в 1929 г. Зинаида являлась супругой Генриха Нейгауз, его друга пианиста. Женщина приглянулась поэту с первой встречи: она обладала миловидной внешностью и заметной скромностью. Особенно на Пастернака произвёл впечатление один забавный случай: как-то раз он прочёл Нейгауз свои стихи, но вместо ожидаемой похвалы либо критики, услышал от Зинаиды признание в том, что она ничего не поняла из прочитанных им произведений. Поэт был сражён естественностью, искренностью и простотой женщины. В ответ на её замечание, Пастернак пообещал писать стихи понятнее.
Любовная связь между Зинаидой Нейгауз и Борисом Пастернаком оказалась весьма прочной. Искренне полюбив, Зинаида призналась мужу в измене, и принялась строить отношения с женатым на тот момент Пастернаком, у которого помимо законной супруги имелся ещё и малолетний сын. Всё в их отношениях было невероятно сложно и неоднозначно. Данное произведение, написанное по мотивам всех вышеизложенных событий, появилось на свет в 1931 г.
Жанр, направление, размер
Данное стихотворение является ярким образцом жанра элегии: в нём лирический герой размышляет над вечной проблемой любовного выбора. Также, в стихотворном тексте легко заметить очевидные признаки лирического послания. Поэтический размер – любимый поэтом четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная.
Композиция
Произведение короткое, насчитывает всего лишь три катрена. Исходя из того, что оно создано в форме монолога – обращения к возлюбленной, с композиционной точки зрения стихотворение можно разделить на две семантических части:
Образы и символы
Стихотворное «полотно», созданное Пастернаком, содержит широкую образную палитру:
Темы и настроение
Пастернак обращается в своём произведении к самой популярной теме не только русской, но и мировой литературы – теме любви. Чтобы осознать смысл стихотворных строк, следует понимать, какие события в личной жизни поэта побудили его взяться «за перо». Данное произведение невозможно читать вне контекста биографии Пастернака. Настроенческий пафос стихотворения жизнеутверждающий, благостный и миролюбивый. Автор признаётся в чувствах к своей новой избраннице, прекрасно осознавая все сильные и слабые стороны её натуры.
Основная идея
Главная идея произведения изложена Пастернаком в начале произведения, буквально с самых первых строк. Основная идея заключается в следующем утверждении: истинная красота женщины заключается в её естественности, искренности и простоте. Ни одну женщину невозможно понять в полной мере, так как «прелести её секрет разгадке жизни равносилен». Автор уверяет читателей: самое ценное, что даётся человеку от рождения – это способность любить. Только в любви люди проявляют лучшие стороны своей натуры.
Средства выразительности
С целью максимально полного раскрытия темы любви и формирования образа идеальной возлюбленной Пастернак обращается к следующим средствам художественной выразительности: