Любите чтение потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший
Сжатое изложение «Литература дает глубочайший опыт жизни»
Текст для сжатого изложения:
Литература дает глубочайший опыт жизни. Она делает вас интеллигентным, развивает в вас не только чувство красоты, но и способность к пониманию жизни, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей — одним словом, делает вас мудрыми.
Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи, ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием. Не потому, что то или иное произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится и вы почувствовали, что автору есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что то или иное произведение читают сейчас все. Умейте читать с интересом и не торопясь.
У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые он знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к произошедшему с вами или с кем-либо другим.
Микротемы:
Сжатое изложение:
Литература дает глубочайший опыт жизни. Она делает вас мудрыми: делает вас интеллигентными, развивает способность к пониманию жизни, раскрывает перед вами сердца людей.
Важно уметь читать, вникая во все мелочи, в которых кроется главное. Это возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием. Умейте читать с интересом и не торопясь.
У человека должны быть любимые произведения, которые он знает в деталях, к которым он обращается неоднократно, чтобы использовать прочитанное в разных жизненных ситуациях. (72 слова)
Дмитрий Лихачев: Любите читать!
Каждый человек обязан (я подчеркиваю — обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.
Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития — чтение.
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.
Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.
Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.
Опасность чтения — это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.
«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.
Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?
Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится — вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно — читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках — то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами.
Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы — все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.
«Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все — она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.
Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует — как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, — свое время.
Отрывок из книги: Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.
Нравственные заповеди Д. С. Лихачева
Дмитрий Сергеевич Лихачёв – личность, перед которой я преклоняюсь за его мудрость, интеллект, преданность Родине, неоценимый вклад в развитие русской культуры. В его работах я нахожу отражение собственных мыслей на многие затронутые им вопросы. Я его воспринимаю, как близкого мне человека, с которым у нас родственные души.
Позволю себе привести только одну цитату из его статьи «Любите читать!»:
«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми».
Д. С. Лихачёв прожил долгую, наполненную трудностями и лишениями жизнь, очень переживал за будущее России, за наше с вами будущее и оставил, как заповеди для последующих поколений свой моральный кодекс. Все его положения были составлены на основе христианского Евангелия.
О своих религиозных чувствах академик Д.С. Лихачев публично не рассуждал, редко писал, но веру свою крепко хранил. В заметках «О жизни и смерти» он писал так: «Нельзя верить в Бога „попутно“, „между прочим“, признавать Бога как постулат и вспоминать о Нём только, когда спрашивают».
Немного переосмыслив лихачевские заповеди, мне захотелось воплотить их в стихотворную форму. Удивительно легко подбирались слова и складывались рифмы, возможно, потому, что это есть язык духовный!
1. «Люби людей – и ближних, и дальних»
Любите людей – и ближних, и дальних,
И будет всё меньше на свете печали:
Чем больше любви вы во вне отдаёте,
Тем больше её для себя обретёте.
2. «Твори добро, не видя в том заслуги»
Твори добро, не видя в том заслуги,
Не выставляя славу напоказ,
Господь пожмёт дарующую руку
И стОрицей за всё тебе воздаст!
3. «Люби мир в себе, а не себя в мире»
Любите мир в себе, а не себя в сём мире,
К гармонии стремясь мятущейся душой,
Сам не твори ты из себя кумира,
Чтоб не смешать свой дух с тщеславною толпой!
4. «Будь рыцарем и с женщиной, и в споре»
Будь рыцарем и с женщиной, и в споре,
И на полшага просто отступи,
Порою лишь уступкой дверь откроешь,
В которую и силой не войти!
5. «Пей из неиссякаемого источника культуры, но не захлебнись»
Из чистого источника культуры
Ума и сердца голод утоли!
Бери, но знай: всё хорошо, что в меру,
А мера то, что сможешь унести!
6. «Твори по силам – дело не в масштабе»
Твори по силам – дело не в масштабе,
Пусть будет мал кирпичик для стены,
Так, дальний путь мы отмеряем шагом,
Ведь в этом шаге смысл любой длины!
7. «Не уставай в труде и самосовершенствовании: творчески обогащая мир – изменяешь себя, нравственно совершенствуя себя – изменяешь мир»
Не уставай в труде и чЕрпай знанья,
Достойным людям будет путь открыт
Для творчества и миросозиданья,
И Божьих промыслов и малых, и больших…
8. «Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай»
Ни зависти, ни жадности, ни злобы
Ты в сердце никогда не допускай,
Коль в нём живёт Любовь и Вера в Бога,
Там места не останется для зла!
9. «Не помни зла и злого пожалей»
Не помни зла и злого пожалей,
Когда поймёт он, что такое горе,
Не помня зла, воды ему налей,
Он так ничтожен в злобе, так ничтожен…
10. «Будь скромен – чванство низко и смешно»
11. «Настраивай себя сам – достоинство твой камертон»
Внутри себя достоинство храни,
И будешь почитаем ты людьми:
Кто сдержан – тот спокоен и умён,
И низостью не будет уязвлён!
12. «Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам»
13. «Не казни себя за ошибку, а извлеки из неё урок»
Мы на ошибках учимся своих,
Едва лишь сделав в детстве первый шаг,
Ведь в жизни каждый учится ходить
Не на чужих, а на своих ногах!
14. «Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!»
Читая книгу, проживаешь
Ты столько жизней, сколько книг
В своей ты жизни прочитаешь,
И знанья почерпнёшь из них!
15. «Над временем человек не властен, но будь хозяином своего времени»
Неуловимо Время,
Никто над ним не властен,
Лишь оценив мгновенье,
Ты будешь в жизни счастлив!
16. «Не отказывайся от временного, служи вечному, но не будь рабом ни того, ни другого»
Мы пришли в этот Мир на время,
Чтоб постичь и улучшить его,
Для духовного преображенья,
Не прося взамен ничего!
17. «Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух»
Нам Вера, как маяк в ночи,
Как пламя трепетной свечи,
Что мы, как душу бережём,
Пока Создателю вернём!
18. «Будь памятлив – в прошедшем твой исток!»
Будь памятлив – в прошедшем твой исток,
И сколько бы веков не отсчитало Время,
История есть жизненный урок,
В котором судьбы многих поколений!
19. «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое»
Не ищите вы лёгких дорог,
Смысл развития – в преодолении,
Чем труднее и выше прыжок,
Тем весомей его значение!
20. «Старайся всегда соблюдать чувство меры»
21. «Не отчаивайся и не уставай в поисках смысла жизни – своего, а не взятого с чужого плеча»
Бывает, мы устало опускаем руки,
Не видя смысла жизни впереди,
Но, лишь пройдя страдания и муки,
Мы этот смысл сумеем обрести!
22. «Будь совестлив: вся мораль – в совести»
Быть может, вам предложат лёгкий путь,
Где нужно только грань перешагнуть,
И малодушно отвести глаза
От той черты, где «можно» и «нельзя».
На этот счёт лишь совесть даст ответ:
Достойно это будет или нет!
23. «Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!»
Чти прошлое – начало всех начал,
Хоть в настоящем всё же твой причал.
И, жизнь творя, в ней постигая суть,
Ты в будущее пролагаешь путь!
24. «Будь патриотом и не будь националистом»
«Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим».
Будь патриотом, Родине служи,
Но с разными народами дружи!
Народ, что уважать других привык
Для мира будет ценен и велик!
25. «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!»
Каждая эпоха находила своих пророков и свои заповеди. На рубеже ХХ-ХХI веков появился человек, сформулировавший вечные принципы жизни применительно к новым условиям. Эти заповеди, по мысли ученого, представляют собою новый нравственный кодекс третьего тысячелетия:
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и всё, сотворенное ими сохраняй, и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслью свободного творца, а не раба.
9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.
Эти десять заповедей служат «завещанием Лихачева и его автопортретом, в которых ярко выражено совмещение ума и добра». Для педагогической науки эти заповеди могут явиться теоретической основой содержания нравственного воспитания.
Любите чтение потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший
(1)Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе? (2)Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. (3)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. (4)Одним словом, делает вас мудрыми. (5)Но все это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. (6)Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. (7)А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (8)Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. (9) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. (10) «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (11)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (12)Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (13) Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и порадоваться предстоящему. (14)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (15)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (16)А дома отец и мать любили читать вечерами. (17)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (18)Помню, как читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и нам. (19) «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. (20)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. (21)Умейте читать с интересом и не торопясь. (22)Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (23)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (24) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (25)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (26)Но я говорю: смотрите с выбором. (27)Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (28)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (29)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (30)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (31)А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? (32)Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. (33)С ним вы не потеряете своего времени. (34)Но классика не может дать ответ на все вопросы сегодняшнего дня. (35)Поэтому надо читать и современную литературу. (36)Только не бросайтесь на каждую модную книгу. (37) Не будьте суетны. (38)Ведь суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время. (По Д.С. Лихачеву) Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999 г.г) – советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик Российской академии наук
Дмитрий Сергеевич Лихачев в прочитанном мною тексте заставляет задуматься над такой актуальной в нашем мире проблеме, как чтение. Эта тема волнует многих, потому что в наш век развитых информационных технологий современный человек все меньше и меньше отводит времени бумажной книге. Сейчас, как верно замечает автор, люди читают больше «для галочки»: то, что надо прочесть «(по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия)», а не для собственного удовольствия.
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ
ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ
ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!
Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой.
Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жёстко, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читателя интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.
Чтение, для того, чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.
Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.
Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различному виду скоростным методам чтения.
Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например, на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?
Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но всё это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное иногда кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте ещё раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-то другим. «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-то фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринуждённо садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что0нибудь почитать. Мы уже знали, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – всё, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.
«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.
Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых жить нельзя, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ
О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ
Могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплётов и т.д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой – через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдёт своего читателя. Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-тот запас книг, потом она опять найдёт своего читателя.
Что касается личной библиотеки, то, думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял.
Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять её книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите библиографию по своей специальности и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.
Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, её приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздержаться от приобретения таких книг.
ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТОЕ
БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ
(Ответ на письмо школьника)
Цитируется по:
Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.