Любостяжание что это в православии
Грех любостяжания и борьба с ним
Слово «любостяжатель» и «любостяжание» встречается в Новом Завете в Евангелиях и посланиях апостола Павла. Для современного человека это определение не совсем точно и мешает понять весь смысл текста.
Существует теория, что это слово изобрели сами переводчики на Синодальный текст Писания, поскольку точного термина не было в русском языке. Что же на самом деле любостяжание и почему оно опасно для верующего?
Определение
Слово любостяжание изредка заменяется синонимом лихоимство, потому что греческое слово «πλεονεξία» или плеонексия переводится именно так. Это можно проследить и в тексте Священного Писания: первое послание Коринфянам 6:10, Римлянам 1:29 и Колоссянам 3:5. Так что не будет ошибки использовать оба слова.
Есть несколько вариантов толкования данного понятия:
Любостяжание является страстным желанием не только иметь богатство, но и приумножать, не обращая внимание на моральность или законность методов. Причем речь идет не о необходимых для жизни человека благах (продукты питания, минимум одежды или обуви), но о богатстве «сверх меры», т.е. определенном капитале. Человек начинает любить «стягивать» к себе все, до чего может дотянуться.
Читайте о других грехах в православии:
Проблема такого человека в том, что богатство заполонило все мысли, он страстно желает обогащения и эта страсть сводит с ума. Он пренебрегает жизнь близких и их чувствами, Богом и христианской моралью, единственное желание — иметь как можно больше денег или имущества. Несмотря на синонимичность понятий любостяжание и лихоимство у них есть незначительное семантическое отличие:
То есть любостяжатель только начал накапливать имущество, а лихоимец уже обманывает людей ради этого. Семантическое отличие этих понятий невелико, так что не будет ошибки использовать их синонимично. Данный грех (независимо от определения) относится к идолопоклонству, поскольку человек сознательно выбирает страсть по материальным предметам, а не по Господу.
Идол — это некий предмет, который вызывает у человека чувство поклонения, обожания. А когда деньги стоят на первом месте и вызывают страстное желание ими обладать, это и есть поклонение. Человек служит богатству, а не своему Создателю и тем самым становится идолопоклонником.
Апостол Павел четко определяет любостяжание как идолопоклонство (послание к Колоссянам, третья глава) и сравнивает такую персону с блудником и нечистым. Об это говорит и Христос, упоминая в Евангелии от Матфея (6 глава), что нельзя служить богатству и Господу одновременно, потому что служба одному из них будет поверхностная.
Православное понимание
Любостяжание — это не просто забота о своем имуществе, это страстное попечение о приобретении, которое затмевает не только всякую меру, но и заботу о близком. Человек становится жадным и алчным, отвергает всякое милосердие и попирает близких людей.
Многие противники веры говорят, что «вера требует быть нищим» — это не так.
Важно! Церковь не против, чтобы человек работал и зарабатывал, она побуждает к труду, как и сам Господь. Но когда стремление заработать становиться одержимостью — вот против этого Церковь и протестует.
Писание говорит: «Сребролюбие — корень всех бед» в Притчах Соломоновых. Любостяжание является отраслью корня, ведь начинается оно из любви к деньгам. Именно из страстной любви к финансам и вырастает корень любостяжания. Писание призывает верующих заботиться о душе и отвергать страсть по финансам во множестве мест: послания Колоссянам, Ефесянам, Притчи и Евангелия.
Православие называет любовь к материальному грехом, потому что духовная подоплека — идолопоклонничество. Любовь к некоему предмету — это и есть создание идола. И первым признаком этого является переступание через милосердие и готовность навредить другому человеку в погоне за наживой. К лихоимцам относятся все ростовщики, нечестные продавцы, которые настраивают весы неправильно, мошенники и прочие негодяи.
В чем разница поклонения идолам и живому Богу? Почему первое должно верующим отвергаться, а второе поощряться? Потому что служение Господу требует принести в жертву собственные жизни и желания, а поклонение идолу — чужие. То есть служа Богу, верующие жертвуют своими жизнями, а идолопоклонники — приносят в жертву близких. Так и страстно жаждущие наживы жертвуют чужими целями и имуществом ради собственного обогащения.
Любой грех произрастает из одного семени: какая-то мысль попадает в голову и человек уже не может от нее избавиться. Он ходит с ней, поливает ее своими желаниями и рано или поздно из нее вырастает целое дерево и начинает приносить плоды. Любостяжание начинается с мысли побольше заработать, чтобы позволить себе больше.
Потому начинают приходить мысли о том, что зачем людям, которые не могут правильно распорядиться деньгами, вообще нужны средства? Или что небольшой обман на весах не представляет ничего страшного. И со временем из этих, казалось бы, незначительных мыслей вырастают мошенники и воры, для которых милосердие совсем чуждо. Вместо служения Творцу и людям, человек начинает служить своей страсти и предает всех.
Как бороться с грехом
Как оставить страсть по деньгам, как побороть любостяжание? Любой грех можно оставить, было бы для этого желание. Как желание подогревает и усиливает страсть по финансам, так желание усиливает страсть по Господу.
Важно! Есть один выход из любого порока — возжаждать Господа и стремиться к Его познанию так сильно, чтобы эта страсть вытеснила все прочие.
Преимущества человека заключается в свободном выборе, который подарил нам Отец Небесный, поэтому всегда можно захотеть и избавиться от любого порока, который поразил сердце и мысли.
Что необходимо для оставления этого греха? Для начала:
Читайте о православной вере:
Любой грех оставляется с трудом, ведь побороть его всегда сложнее, чем начать делать. Но осознание своего неправильного пути может помочь в этом. Необходимо понять, что богатство — это всего лишь пустота, его не возьмешь с собой после смерти (несмотря на то, что предки пытались), оно не согреет ночами и не поддержит в трудностях, как близкий человек.
Если посмотреть на деньги и материальные блага с позиции вечности, то это всего лишь пустота. Сегодня оно есть. А завтра человека не стало и лишняя машина ему больше просто не нужна.Необходимо понять, что эта жизнь лишь маленький незначительный кусочек перед целой вечностью, в которой не будет ничего материального. С такой позиции можно осознать суетность и ничтожество финансов.
Важно! В вечной жизни есть богатство, которое ждет людей, и оно не материальное — это спасение и вечная жизнь, которую подарил нам Иисус Христос. И только это богатство важно! К нему надо стремиться и зарабатывать его добрыми делами, познанием Творца и милостью по отношению к остальным людям. И это лишь важно!
Любостяжание – это излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ
Любостяжание – это жадность, корысть, непомерное стремление к обогащению (грехи и беды человеческие). И все людям бывает мало, хочется побольше всяческих благ. А когда достигается желаемое, то возникают новые потребности, превышающие прежние.
Определение
Синонимы
Если использовать синонимы, можно сказать, что любостяжание – это корысть, сребролюбие, стяжательство, алчность, златолюбие и своекорыстие. Эти термины встречаются в речи чаще, чем «любостяжание», значение при этом имеют примерно одно и то же.
Материальная польза всегда превалирует над остальными проявлениями чувств, если сам человек слаб духовно, падок на деньги и наживу. Такие люди могут предать друзей или близких людей ради своего обогащения. Им чужды светлые помыслы, благородные поступки. Чаще всего рядом с любостяжанием идут чревоугодие и гордыня.
О грехе
Проповедник Ефрем Сирин говорил о том, что рядом с любостяжанием не может быть любви. Тот, кто пристрастился к деньгам, ненавидит ближних и стремится забрать у них что-либо.
Любовь к деньгам и наживе порою так сильна, что человек полностью теряет свое лицо. Он уходит от Бога все дальше в своей непрекращающейся погоне за материальными благами. Душа его не получает должных уроков, которые ей были предназначены свыше. Таким образом происходит духовная деградация человеческого существа. Вот поэтому вера православная любостяжание считает грехом.
Библия о любостяжании
Поговорим также о том, что такое любостяжание в Библии. Слово Божие не оставляет в стороне данную проблему и раскрывает понятие, соотнося его с аналогичными пороками:
Также в Библии написано, что те люди, которые берегут от взяток свои руки и «презирают корысть», будут «обитать на высотах». И будут у них всегда хлеб и вода, необходимые для жизни.
Назидательная проповедь
Евангельская христианская баптистская церковь также выразила своё отношение к пороку. Создав одну из своих проповедей – проповедь на жадность (ЕХБ). Любостяжание в ней – ключевой предмет обсуждения.
В проповеди говорится о том, что в наше время отовсюду: из СМИ, телевизионных передач поступает большое количество информации о деньгах, о стремлении их зарабатывать, о способах достижения финансовых вершин. Именно это и приводит к любостяжанию среди молодого поколения.
Все большее количество людей из-за жажды наживы забывают о других людях, порою зависимых от них. Позволяют неисправным самолетам взлетать в небо и на теплоходы помещают больше пассажиров, чем он может вместить.
Примеры любостяжания
Мы будем говорить о том, что примеров любостяжания в жизни очень много. Причем встречаются крайние формы проявления этого качества, когда личность человека полностью теряется, исчезает. Вместо нее рождается некое новое существо, порою лишь отдаленно напоминающее первоначальный облик. Писатели в образах героев произведений представили нам примеры своего понимания, что означает любостяжание.
«Мертвые души»
Иногда самые крайние формы любостяжания описывали классики русской литературы. Например, Н.В. Гоголь использовал свой синоним – скопидомство. Показав, что порою рождается фантастическая нечеловеческая жадность к наживе, деньгам. Причем скопидомство полностью деформирует личность, рождает на свет «монстров».
Роман «Мертвые души» можно назвать великолепным каталогом, в котором автор ярко и образно представил некие разновидности любостяжателей. Рассмотрим их на примерах:
Гоголь разложил по полочкам для нас, читателей, образы любостяжателей: скупердяев, лжецов и чревоугодников. В его ряду есть еще незабываемый Чичиков – главный герой романа, который воплощал в жизнь непревзойденную по своей наглости аферу – скупал «мертвые души». Это еще один вид любостяжания, когда под прикрытием «благих намерений» решаются вопросы собственной выгоды.
Что объединяет литературных героев
В любой разновидности любостяжания, описанных Н.В. Гоголем, есть одна общая черта –потеря человеческого облика. Трансформация личности в подобие людей. Но самое главное – их души являются «мертвыми». Именно это хотел передать классик потомкам.
Если оглянуться, то можно увидеть в современном мире чичиковых, плюшкиных, коробочек или собакевичей. Они реальны, осязаемы, их видно и слышно рядом с нами и с экранов телевизоров. Среди любостяжателей существуют экземпляры, вобравшие в себя несколько описанных образов.
Гобсек
Оноре де Бальзак сделал бессмертным образ Гобсека – еще один классический пример любостяжания и скопидомства. На примере главного героя мы видим, как могут быть погублены природные таланты, честность, благородство из-за стяжательства и наживы.
Гобсек – состоятельный ростовщик, накопивший миллионы. Жадность его такова, что он ведет очень скромный образ жизни, отказывая себе во всем. Он исключил из жизни родных людей только лишь для того, чтобы не делиться с ними богатством. Все мысли поглощены исключительно наживой. Герой отрешен от Бога и от земных желаний, он страшен и зловещ.
По сути, так человек стал одержимым «стражем» накопленного богатства. Душа его мертва, а золото Гобсек считает единственным надежным «земным благом», к которому стоит стремиться. Так, в своем произведении Оноре де Бальзак показал губительную мощь денег и показал свое понимание того, что означает слово «любостяжание».
«Иудушка» Головлев
Ярчайшим примером любостяжателя в русской литературе является Порфирий Головлев в произведении Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Прозвище «Иудушка» ему дано не случайно, оно намекает на личностные качества героя произведения. У Порфирия были и другие прозвища: «Крапивушка», «Кровопивец».
Ради стяжательства и наживы Порфирий Головлев с детства притворялся и подстраивался под обстоятельства. Был услужлив с властной маменькой и доносил на родных братьев. Еще с малых лет он «примирялся» к будущей наживе, а когда повзрослел – суметь обобрать родных братьев и сделать приживалкой собственную мать. И своих детей Иудушка не пощадил: не помог деньгами, отказался, выбросил из своей жизни.
Цинизм, бессердечие, лицемерие, лживость, сребролюбие – качества, которыми наделил Иудушку Салтыков-Щедрин. Писатель в свойственной ему манере, язвительно и остро описал человеческий порок – грех любостяжательства.
Мифы и высказывания великих людей
Из Древней Греции до нас дошел миф о царе с ослиными ушами – Мидасе. Правитель однажды оказал небольшую услугу Дионисию, древнегреческому богу, и взамен возжелал, чтобы любой предмет, к которому прикоснется Мидас, был тут же превращен в золото. Такое желание стало проклятием алчного человека. Царь даже свою еду превращал в драгоценный металл, а в итоге едва не умер. Проклятие было снято с огромным трудом.
Этот миф доносит до нас мысль о том, как любостяжание способно погубить человека.
Философ Сократ говорил, что можно назвать настоящим богатством не наличие множества вещей или денег, а способность обходиться без такого же количества оных. Но понимать и воплощать эту идею – участь лишь высоко духовных, нравственных людей.
ЛЮБОСТЯЖАНИЕ
Любостяжатель же преимущественно живет во тьме, и на всех распространяет великий мрак. Любостяжатель — вор и разбойник, даже хуже, потому что бесчеловечнее.
ЕВАНГЕЛИЕ
Апостол Лука
Предостережение перед любостяжанием
Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк.12:13-15).
Что возлюбил человек в настоящем мире сем, то и обременяет его мысль, как бы влечет и толкает вниз и не дает ей воспрянуть к Богу.
Преподобный Исаак Сирин
Кто связан любостяжательностию, тот раб страстей
Когда человек пребывает в нестяжательности, непрестанно приходит ему на мысль переселение из сей жизни, – и всегдашнее прилагает он попечение о приготовлении к тому, – бегает всякого покоя, помысел о пренебрежении мiра животрепещет в уме его, крепкое стяжает он сердце для встречи опасностей без страха, не боится смерти, потому что ежечасно устремляет на нее взор, скорби, если встретятся, принимает с веселием и радованием, зная, что они доставляют венцы. Если же случится ему приобрести что-либо преходящее, то в сей же самый час в душе его начинает пробуждаться любовь к телу, возникают помыслы о плотском покое, и о способах достать все служащее к тому, от сего далее отъемлется у него та твердость сердца, какую имел он, когда в своей нестяжательности был выше мiра, и душу его начинают обуревать мысли, наводящие страх за жизнь, потому отходит от него крепкое упование на Бога.
Кто с ведением убегает суетной славы, тот ощутил в душе своей будущий век
Кто говорит, что оставил мир, и препирается с людьми из-за какой-либо потребности, чтобы не было у него в чем-либо недостатка к упокоению его, тот совершенно слеп, потому что, хотя добровольно оставил целое тело, однако же, ратует и препирается об одном его члене. Кто бегает покоя в настоящей жизни, у того ум соглядал уже будущий век. А кто связан любостяжательностию, тот раб страстей. Не думай, что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность, она есть приобретение чего бы то ни было, такого, к чему привязана воля твоя.
Как с корнем вырываются деревья сильным и постоянным потоком вод, так искореняется и любовь к миру в сердце притоком искушений, устремленных на тело.
Презревший вещество избавился от словооправданий и прекословий, любостяжательный же за иглу готов состязаться до смерти.
В чем состоит любостяжание?
Как недостаток горючего вещества тушит пожар, так любостяжательное сердце и несытый глаз одним только останавливается, тем, чтобы не иметь ни одного соседа на рубеже своих владений.
Самый худший род любостяжательности — не уделять нуждающимся и того, что может повредиться.
Ад не скажет: довлеет (Притч. 30:16), и любостяжательный никогда не говорит: «довольно».
Море знает свои пределы, ночь не преступает издревле положенных ей границ, но любостяжательный не уважает времени: не знает предела. все захватывает, все пожирает.
В чем состоит любостяжание? Когда преступает кто предел закона. А сие по Ветхому Завету значит заботиться больше о себе, нежели о ближнем.
Мучительство любостяжательности
Мучительство любостяжательности не превосходит ли меру всякой жестокости? Поработив бедную душу, всегда принуждает исполнять ненасытимые свои пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, у которого приобретение никогда не служит хотя малым насыщением, но всегда получаемое делается пищею и поджегою к пожеланию большего.
Авва Исайя
Любостяжание есть злая матерь всех зол. Кто любит мир сей, тот помрачает душу свою.
Да не будет для нас сладостною любовь к земному, чтоб не соделался горьким плач наш там (по смерти)! Пренебрегая здесь любовию Божией и Царством Божиим, мы предпочли землю и все, что на ней.
Ничто столько не подвергает нас власти диавола, как желание большего и любостяжание
Не так море воздымается волнами, как такая душа объятая любостяжанием обуревается помыслами и страстями и ко всем, своим и чужим, питает неприязнь.
И в настоящей жизни это дело (т.е. любостяжание) не может доставить никакого удовольствия, а сопровождается ежедневными тревогами и неприятностями.
Если кто из любостяжательных лишится хотя некоторой части своего богатства, вот тогда-то именно увидишь, что жизнь для них становится невыносимой.
Любостяжательным мы называем того, кто хочет присвоить чужое и не довольствуется своим.
Любовь к богатству противна любви к поучениям.
Представь любостяжание, когда бываешь чужд этой страсти. Нет ничего гнуснее, ничего отвратительнее хищения и любостяжания.
Любовь к богатству — страсть неестественная. Естественные пожелания вложены в нас с самого начала, а о золоте и серебре долгое время даже не было известно, существуют ли они. Отчего же усилилась эта страсть? От тщеславия и крайней беспечности.
Если приятною представится тебе любостяжательность, тогда подумай, что на это не соизволяет Христос, и она тотчас же покажется тебе противною.
Если мы не удержим рук от любостяжания и не прервем этого нечистого потока, то, хотя бы стали давать и милостыню, все будет напрасно.
Любостяжание в том и состоит, чтобы желать иметь больше надлежащего. Так бывает и с имуществом: когда мы хотим собрать его больше и больше, то, сами не замечая, питаем в себе дикого зверя, имея многое, нуждаемся во многом, навлекаем на себя бесчисленные заботы и представляем диаволу множество поводов.
Любостяжатель же преимущественно живет во тьме, и на всех распространяет великий мрак.
Любостяжатель — вор и разбойник, даже хуже, потому что бесчеловечнее. Вор не настолько, по крайней мере, дерзок, он таится и налагает руку ночью, как бы стыдясь и боясь греха, напротив, любостяжатель, поправ всякий стыд, с открытым лицом среди площади грабит всех, будучи в одно и то же время и вором, и мучителем. Он не подкапывает стен, не гасит светильника, не открывает сундука, не разламывает печатей. Но что? Он поступает более дерзко, нежели те: на глазах обижаемых он выкидывает все вон, с дерзостью открывает все и заставляет их самих выкладывать свое имущество. Это верх насилия! Он тем гнуснее воров и разбойников, чем бесстыднее и бесчеловечнее. Потерявший что-нибудь вследствие обмана хотя и скорбит, но немало утешается тем, что обидевший его, по крайней мере, боится его самого, а тот не только претерпел зло, но еще подвергся презрению, не имея возможности противиться наглости, так как возбудил бы только больший смех.
Порок любостяжания, как бы охватывая нашу душу своими, так сказать, бесстыдными руками и крепко держа ее, даже против нашей воли влечет и удаляет ее оттуда.
Любостяжание хуже всякой грязи, оно оскверняет не тело, но душу, так что трудно бывает очистить ее.
Доколе это неистовство наживы? Доколе эта неугасимая печь будет все наступать и пожигать? Разве вы не знаете, что этот пламень производит тот вечный неугасимый огонь, что это изнурение рождает того ядовитого червя?
Сильная и на все отваживающаяся любовь к многостяжательности, не зная сытости, нудит плененную душу идти до крайнего предела зол
Посему будем отражать ее от себя, наипаче в самом начале, потому что, возобладав, сделается неодолимою.
Всякая почти другая страсть имеет свою степень зрелости, знает и упадок сил, известно ей и пресыщение, сама собою приходит к концу: но страшная любовь к многостяжательности, будучи не врожденной, но привнесенной откуда-то совне, не знает упадка сил, не признает возможности пресыщения, и веселие ей неизвестно, и конца она не терпит, но всегда. усиливая свою зрелость, старается стать юнее и самоуправнее себя самой. Ибо не с другими только страстями, но и с собою ведет состязание, и усиливается сама себя препобедить. Скорее иной достигнет недостижимого, нежели она ощутит сытость, потому-то приращение, не знаю почему, почитая убавлением и умалением, больший и больший возжигает огонь, который, говорят иные, и твоей коснулся души. Поэтому угаси его скорее, а если не угасишь, то и здесь будешь вести жизнь, не похожую на жизнь, и там подвергнешься тяжкой ответственности.
Желающий большего, хотя бы у него были тьмы сокровищ, никогда не почувствует удовольствия, потому что не знает сытости. А кто соблюдает себя в пределах потребности, тот никогда не подвергнется этой неисцельной болезни, но будет в благодушии и радости и останется недоступным для других страстей, которым подвергается постоянно желающий богатства.
Страшная, неудобоизлечимая болезнь любостяжательности не кончится иначе, разве когда одержимый ею отступится от мысли найти выгоду, в чем думает, потому что в действительности найдет весьма великий ущерб. Если же кто не верит сему, то справедливо будет поверить Божественному Судии, изрекшему: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 16:26). Если мало-помалу перестанет собирать и начнет раздавать другим, то возвратится в совершенное здравие.
Если хочешь угасить в себе пещь любостяжательности, будь надежен, удобно успеешь в этом отнятием, а не прибавлением у нее пищи, к угашению же сребролюбия служат милостыня и благотворение нуждающимся.
Поелику впадшему в любостяжательность трудно, т. е. нелегко изникнуть из этой страсти (такой делается не скажу неисправимым, но трудно исправимым), то надлежит сделать все, чтобы не быть уловлену этим злом. Ибо удобнее избежать плена, нежели плененному освободить себя.
Горе любостяжательному! Богатство от него бежит, ожидает же его огонь.
Будучи отягощаем печалью о вещественных стяжаниях, страстный ум во глубину отчаяния погружается помыслами своими.
Где налицо это холодное слово «мое», там, как говорят божественные отцы, нет союза любви и Христос изгнан, те, которыми овладела эта страсть (собственничества), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их.