Люди нового времени чем занимались
Экономический менталитет человека Нового времени
Человек Нового времени – это прежде всего человек рациональный. Рационализм не являлся лишь данью науке и философии. Сама жизнь потребовала рационального мышления. В немалой степени этому способствовала изменившаяся экономическая ситуация.
Как же менялась психология людей под воздействием развития торговли и промышленности? Покажем это изменение на примере создания несемейных видов предприятий. В Средневековье большинство купеческих ассоциаций (кроме сообществ семейного типа) создавались лишь для одной сделки, для одной поездки, на срок редко более одного года. У средневекового человека нет и мысли о долговременных инвестициях, непрерывности ведения совместных дел. В Новое время появляются предприятия, в которых постоянно работают чужие друг другу люди. (Попутно отметим, что в Китае и Индии таких предприятий не возникло.)
В связи с этим потребовалась концепция предприятия, работающего так же дружно и с тем же доверием, как и прежняя семейная модель. Но как можно доверить свои капиталы чужому человеку? Кредит, поставка и закупки товаров, участие в расходах и доходах – все это требует гарантий и элементарной честности. Поэтому поначалу работники и компаньоны подбираются из той же религиозной общины, членом которой является предприниматель. На братьев по вере, которые вместе с тобой ходят в церковь, можно положиться с большим основанием. Позднее был выработан общий критерий проверки честности – это обязательность в выполнении соглашений.
Честное ведение дел, выполнение обязательств и верность данному слову, пунктуальность, трудолюбие и прилежание – становятся основой поведения делового человека Западной Европы. Торговцы вырабатывают свой кодекс чести, который прежде всего включает в себя своевременную уплату долгов и верность обязательствам. Именно европейские торговцы выработали пригодную для жизни систему нравственных норм. Без нравственных норм были бы невозможны несемейные предприятия, осуществившие проекты колонизации, развития внешней торговли, строительства каналов и железных дорог.
Возрастает значение уметь вести диалог, быть терпимым. Чтобы вступить в производственные отношения, люди должны были научиться договариваться.
* * *
Бурно развивающийся рынок нуждается в предсказуемости поведения власти, игры по твердым правилам. Это прежде всего относится к законам и налоговой политике. Нелишне напомнить, что средневековая практика правительств характеризуется конфискациями, поборами, произвольными захватами. Даже размер и время сбора пошлин были непредсказуемы. Постоянные угрозы конфискаций приводили к тому, что накопления держались в мобильной и легко скрываемой форме. Низы боялись делать запасы, ибо их могли конфисковать для каких-нибудь нужд.
Экономика Нового времени заставляет власть перейти к внятной налоговой политике. Правительства получают налоги и кредиты, торговцы и промышленники получают свободу. Если в Испании еще господствует, образно говоря, финансовый рэкет со стороны правительства, то в Англии и Голландии война за автономию капитала от финансовых претензий государства успешно завершена. Стабильность налогообложения в этих странах способствует их экономическому подъему.
Для долгосрочных торговых операций (длящихся более года), должны были быть надежные обязательства и правовая защита. Это требовало рационального законодательства, ибо капитализму нужен закон не только надежный, но и рациональный. Закон, не опирающийся на логику, содержит элементы магии, мистики. Например, прощение князем должника выглядит весьма гуманно. Но это приводит к экономическому хаосу, поскольку власть, чтобы возместить потери, усиливает давление на других собственников. (Сравните с сегодняшними российскими реалиями). О том, насколько была обеспечена правовая защищенность участников рынка, можно судить по тому факту, что даже во время европейских войн участники рынка не слишком страдали от мародерства, ибо войны того времени не отменяли правовые гарантии собственности.
Происходят изменения и в правоприменении: решение судов также становится предсказуемым. Запад вводит предсказуемость в идеал.
Для сравнения укажем, что в Азии того времени по-прежнему господствовала система конфискаций и поборов. Помимо этого, штрафы и конфискации применялись в качестве подавления неугодных представителей богатого класса. Поэтому люди скрывали действительные размеры имущества, вкладывали средства лишь в те сферы деятельности, где можно было соблюсти тайну операций. Разумеется, это негативно отражалось на развитии экономики азиатских империй и мусульманских государств Среднего Востока.
* * *
Рост числа независимых государств дает возможность экономического маневра. Поэтому правительства вынуждены поощрять своих предпринимателей, иначе грозило бегство капиталов, например, в Амстердам, который неплохо на этом наживался. Экономика освобождается от мелочной государственной опеки. Теперь власть поддерживает торговцев. Между правительствами и торговцами возникают взаимовыгодные союзы (так называемая политика меркантилизма).
Отметим, что некоторые католические регионы, под влиянием успехов протестантов, тоже встали, по сути, на протестантский путь экономического развития (Италия, южная Германия, католические районы Нидерландов). Местные католические церкви, в отличие от Ватикана, одобряли бизнес, поскольку получать пожертвования в деньгах было выгоднее.
* * *
Наконец, следует сказать о том, что немало способствовало становлению деловой этики кальвинистское учение. Кальвинизм, руководствуясь Писанием, поддерживал преданность своему призванию (делу жизни), верность товарищам (компаньонам), надежность, обязательность и пунктуальность, усердие и самоотверженность, простоту и бережливость. Все эти качества, несомненно, требовались новой экономике. Таким образом, промышленность и торговля в тех странах, где распространился кальвинизм, получали дополнительный моральный стимул.
§5. Повседневная жизнь людей в XVI—XVII вв.
Людям Нового времени порой казалось, что история будто ускорила свой ход, поскольку условия жизни людей по сравнению со Средними веками решительно изменялись. Конечно, повседневная жизнь населения Европы и Азии в XVI—ХVII вв. заметно отличалась от жизни людей нашего времени. В чем проявлялись эти отличия?
Давайте вспомним! 1. Какой была продолжительность жизни людей в Средние века? 2. Какую болезнь называли в Европе «черной смертью»? 3. Можно ли считать, что жизнь людей в Средние века была комфортной?
1. Жизнь людей раннего Нового времени.
В XVI—XVII вв. численность населения Европы увеличилась вдвое и достигла 180 млн человек. Самыми густонаселенными странами были Нидерланды, Германия, Италия. Число жителей Парижа, Рима, Генуи, Лиссабона, Праги и некоторых других городов превысило 100 тыс. человек.
В Новое время миграции населения иногда приобретали общеевропейские масштабы. Люди искали работу и лучшие условия жизни, спасались от войн, эпидемий, религиозного или национального гнета. Миграции были тяжелым испытанием, ведь люди выбивались из привычного образа жизни. С другой стороны, происходило взаимное обогащение опытом, навыками, достижениями культуры.
В это время заметно выросла продолжительность жизни людей. Многие аристократы доживали до 64—68 лет, а, например, король Испании Филипп II (1555—1598) умер на 72 году. Продолжительность жизни простых людей обычно была значительно меньше. По-прежнему очень высокой оставалась смертность детей, особенно новорожденных. В XVII в. в провинции Бовези (Франция) от 25 до 33% детей умирало, не дожив до одного года.
♦ Рис. 1. Танец смерти. Художник Ганс Гольбейн (Младший). XVI в.
Какие слои населения участвовали в танце со смертью?
Одной из главных причин высокой смертности были многочисленные болезни, с которыми врачи еще не умели бороться. Например, туберкулезом болели даже французские короли Франциск II, Карл IX, Людовик XIII. Европейцы страдали также от скарлатины, тифа, дизентерии. Время от времени в странах Европы вспыхивали эпидемии чумы и холеры. В 1561 г. житель Тулузы спокойно рассуждал: «Этот заразный недуг всегда набрасывается на бедных людей. Господь по милости своей этим ограничивается. Богатые же принимают меры предосторожности». Практически единственным средством спасения от эпидемий было бегство из густонаселенных городов.
Врачей не хватало, медицинская помощь стоила очень дорого. Так, ученый XVIII в. писал: «В Германии крестьянин и бедняк умирают, ни разу не воспользовавшись каким бы то ни было лекарством. Никто и не помышляет о враче — отчасти потому, что он слишком далеко, отчасти же потому, что он слишком дорог».
2. Брак и семья.
В Новое время законным считался брак, заключенный в церкви, отметку о котором заносили в специальный список. Здесь же крестили и регистрировали детей. Только тогда дети считались законно рожденными. В это время действовал строгий запрет разводов. Повторный брак был возможен только по благословению священника в случае смерти одного из супругов.
По сравнению со Средневековьем в Новое время значительно увеличился возраст вступления в брак — 23—26 лет для женщин и 28—29 — для мужчин. Как правило, семьи были многодетными. В среднем выживало пять-шесть детей, а в некоторых районах Европы и больше. В сельских семьях детей обычно было больше, и они с 10—12 лет привлекались к работе по дому или в поле. Рабочие руки в крестьянском хозяйстве всегда ценились.
Женщина несла на своих плечах все заботы по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Она находилась в полной власти мужа. Беспрекословная покорность жены мужу считалась залогом супружеского счастья. Автор трактата о семейной жизни советует женщине, обиженной мужем: «Не сетуй на судьбу; пойди к себе, поплачь, пожалуйся Богу».
♦ Рис. 2. Сельская семья. Художник Луи Ленен. XVII в.
♦ Рис. 3. Крестьянская свадьба. Художник Питер Брейгель (Старший). XVI в.
Как подают блюда к столу?
Источники не сохранили имен женщин — членов парламента или городского управления, мы не встретим женщин и среди студентов европейских университетов Нового времени. Заметное влияние на государственную и общественную жизнь оказывали женщины исключительно из аристократических и королевских родов. Например, усилиями Изабеллы I Кастильской (1469—1504) произошло объединение Испании и завершилась Реконкиста, состоялась экспедиция Колумба. В годы правления Елизаветы I (1558—1603), одной из самых образованных женщин своего времени, владевшей восьмью языками, в Англии наступил расцвет культуры и науки, страна превратилась в ведущее европейское государство.
3. Питание.
В XV—XVIII вв. пища простых людей состояла в основном из продуктов растительного происхождения. Сокращение потребления мяса в Европе было связано с резким ростом численности населения. Крестьяне ели преимущественно просяную кашу, раз в неделю — мясо, а на рынок несли лучшую часть своей продукции: пшеницу, яйца, птицу, козлят, телят, ягнят.
В начале XVII в. рабочие медных рудников в Верхней Саксонии (Германия) могли на свой заработок питаться только хлебом, кашей и овощами. Солонина (соленая говядина или свинина) входила в убогий мясной рацион европейских бедняков от Франции до России.
♦ Рис. 4. Девочка — продавщица фруктов. Художник Бартоломе Эстебан Мурильо. XVII в.
♦ Рис. 5. Сенокос (фрагмент). Художник Питер Брейгель (Старший). XVI в.
Основными продуктами питания простых людей были творог и рыба. В те времена в реках водилось много рыбы. Луара славилась своими лососями и карпами, а Рейн — окунями. Воды северных морей были богаты сельдью. Народными напитками считались пиво и вино. Разнообразные сорта пива употребляли в странах Северной Европы. В Испании, Португалии, Италии и Франции отдавали предпочтение вину, которое было доступно всем слоям населения. В странах Восточной Европы пили квас. Для приготовления блюд использовали местные пряности: чабрец, майоран, лавровый лист, анис, чеснок.
Богатые и знатные люди не знали ограничений в пище. Столы аристократии ломились от изысканных и дорогих блюд. В соусы добавляли особые продукты: перец, миндаль, амбру, розовую воду и другие. «Богатыми» считались блюда, приготовленные с большим количеством пряностей: корицей, гвоздикой, мускусным орехом, имбирем.
Уже в XVI в. общепринятым стало использование за столом ложки. Каждый участник трапезы имел персональный кубок и свою тарелку (оловянную или деревянную, золотую или серебряную). Постепенно европейцы привыкли пользоваться вилкой. Многие блюда ели руками, в первую очередь это касалось мясной пищи, преобладавшей за столом. Поэтому в некоторых домах во время обеда прислуга часто подавала хозяевам миски для мытья рук.
Сладкая жизнь
Фламандский картограф Ортелий в 1572 г. писал: «Сахар, который раньше можно было достать только в лавках аптекарей, кои держали его лишь для больных, теперь поглощают из обжорства. Что некогда служило лекарством, ныне служит нам пищей». В некоторых европейских странах сахар оставался роскошью до конца XVI в.
Экзотическим фруктом считались апельсины. Их хранили как драгоценность с Рождества до мая. В лучших европейских домах подавали арабский кофе, мексиканский шоколад, китайский чай. Употребление крепких спиртных напитков и курение табака также были признаками обеспеченной жизни.
В урожайные, мирные и спокойные годы население Европы, как правило, не испытывало нехватки продуктов. Качество питания людей зависело от их социального положения и достатка.
4. Жилище, комфорт, санитария.
В селах сооружали крытые соломой или деревом дома. Небольшие окна закрывали промасленной бумагой или бычьим пузырем. Полы были земляными или глиняными. Зимой их покрывали соломой, а летом — душистыми травами. Европейские крестьяне в основном жили на хуторах. В странах Восточной Европы преобладали большие села.
В городах первые этажи домов строили из камня, в то время как другие этажи оставались деревянными. Поэтому городской пожар превращался в настоящее бедствие. Например, в страшном пожаре 1666 г. сгорело три четверти Лондона. После этой трагедии в городе запретили строить деревянное жилье и возводили только каменные или кирпичные дома.
Как правило, европейский город был разделен на кварталы или районы в соответствии с социальным и материальным статусом его жителей. Для городской бедноты строили многоэтажные дома с крохотными комнатушками. Их жители готовили пищу на углях в переносных печах из кирпича, обшитых деревом. Эти убогие, без удобств помещения, полные насекомых и крыс, были главными рассадниками болезней.
Просторные каменные дома купцов, банкиров, юристов, аристократов покрывали черепицей. Окна таких жилищ были застеклены прозрачным или непрозрачным цветным стеклом, а пол застелен паркетом. В домах появляется дорогая мебель из редких пород дерева, привезенных из колоний. Помещения освещались свечами и масляными лампами. Однако даже в таких домах ванная комната в XVII—XVIII вв. оставалась редкостью.
В городах Европы раннего Нового времени было мало общественных и частных бань. Отсутствие ежедневной гигиены приводило к быстрому распространению болезней. Люди разного достатка и общественного положения в равной степени страдали от блох, вшей и клопов. Врачи прописывали мытье в бане как лечебное средство. Иначе дело обстояло в Восточной Европе. Здесь сохранилась традиция пользования общественными или частными банями как естественная необходимость.
♦ Рис. 6. Мастерская портного. Гравюра конца XVI в.
5. Одежда. Мода. Косметика.
Как и во все времена, одежда человека свидетельствовала о его положении в обществе. Одежда простых людей должна была защищать от холода и непогоды, быть практичной и удобной для работы. Поэтому шили ее из недорогого полотна и грубой шерсти. Многие крестьяне сами ткали полотно для пошива одежды. Ткани красили природными красителями. Например, в качестве черной краски использовали кору дуба.
Состоятельные люди нуждались в большом количестве дорогой одежды, чтобы с ее помощью подчеркнуть свой социальный статус. При дворе французского короля Генриха IV (1589—1610) человек не считался состоятельным, если у него не было 25—30 туалетов разного фасона, которые надлежало менять ежедневно. Аристократы и богачи внимательно следили за модой. В Новое время в Европе постепенно формируются национальные моды: французская, английская, итальянская.
В эпоху раннего итальянского Возрождения преобладал роскошный костюм из ярких и дорогих тканей: парчи, атласа и бархата, расшитых золотом и серебром. В XVI—XVII вв. предпочитали более сдержанный наряд темных тонов с облегающим камзолом, штанами и пуфами, коротким плащом с очень высоким воротом, окантованным небольшим жабо. Значительным спросом пользовалась одежда, украшенная мехом. Часто мода формировалась в королевских дворах.
♦ Рис. 7. Портрет Сюзанны Фоурмент (Соломенная шляпка). Художник Питер Пауэль Рубенс. XVII в.
Косметические достижения Нового времени
Туалет — это набор всех пудр, всех эссенций, всех румян, необходимых для того, чтобы изменить внешность и сделать юной и очаровательной самую старую и уродливую. Именно при туалете исправляют недостаток роста, делают себе брови, вставляют зубы, создают себе лицо и, наконец, изменяют фигуру и кожу. («Обучающий словарь», XVII в.)
♦ Рис. 8. Портрет французского короля Карла IX. Художник Франсуа Клуэ. XVI в.
Какие предметы мужского гардероба не сохранились до нашего времени?
Уже в то время люди понимали, что мода переменчива. Купцы и торговцы способствовали постоянным изменениям моды, ведь торговля шерстью, шелком, хлопком и другими дорогими тканями приносила огромные доходы.
Кроме модной одежды, состоятельные люди оставляли немалые деньги у парикмахеров. В XVII—XVIII вв. насчитывалось около 400 видов стрижки. В это время распространялась мода на причудливые парики.
Большие средства тратились на косметику. На туалетных столиках аристократов и просто состоятельных людей можно было увидеть духи на основе эссенций розы, фиалки, жасмина, нарцисса, лилии, ландыша и других. Из заморских стран и колоний доставляли стойкие ароматы на основе амбры и мускуса.
Европейская христианская цивилизация раннего Нового времени достигла значительных перемен к лучшему в повседневной жизни человека. Однако качество жизни людей во многом зависело от их места жительства, возраста, социального и материального положения.
Вопросы и задания
1. От каких факторов зависела продолжительность жизни людей в раннее Новое время? 2. Можно ли утверждать, что в XVI—XVIII вв. коренным образом изменилось положение женщины в семье и обществе? 3. Почему именно жители городов особенно сильно страдали от эпидемий инфекционных заболеваний? 4. Какие изменения в обустройстве городских жилищ происходили в Новое время? Что из этих нововведений сохранилось в наши дни? 5. Из каких тканей шили одежду европейцы Нового времени? 6. Кто влиял на развитие моды этого времени? 7*. Какие изменения в повседневной жизни Нового времени дошли до наших дней?
Как люди проводили свой досуг в 18-19 веке?
Развлечения эпохи Нового времени не сильно отличались от досуга Средневековья и Ренессанса, но некоторые причудливые новшества тогда всё-таки появились.
Развлечения эпохи Нового времени: были ли отличия от предыдущих эпох?
История общественного досуга на протяжении второго тысячелетия нашей эры в первой своей половине развивалась не особо динамично. Если развлечения элиты и претерпевали отдельные изменения, то досуг простого народа вплоть до XVIII столетия особо не менялся.
Знать всё так же любила охоту и пышные пиры, прогулки и поэзию. Тем временем простой народ посещал ярмарки, пел песни и плясал под музыку на светских и церковных праздниках. Но постепенно в низшие слои населения пробивается театральная культура и цирковые представления. Ещё в XVI столетии во Франции на городских праздниках, карнавалах появляются циркачи с фокусниками и театральные труппы, которые ставили мистерии, фаблио, сатиры и т. п.
Питер Брейгель Старший. «Игры детей». Источник: Wikimedia Commons
По-прежнему и в XVII веке в Европе была популярна игра в мяч, хоть она и была травмоопасна. Французы, например, в это же время открывали в залах для игры в мяч и помещения для бильярда. Ярым фанатом этой игры был сам кардинал Ришелье, по приказу которого выпускники Королевской академии должны были сдавать экзамен на наличие навыков игры в бильярд.
В студенческих кругах запрет на танцы существовал фактически до середины XVII века. Обучающихся не пускали на балы к знатным особам. Альтернатива — пляски в таверне. Именно туда и направлялась молодёжь — к тому же там был алкоголь. Студенты следовали простой и понятной мудрости немецкого реформатора Мартина Лютера: «Кто не любит песен, вина и женщин — тот дураком и умрёт». Поэтому пляски в тавернах заканчивались бурными загулами и дебошем.
Но постепенно ситуация менялась: в программы обучения университетов стали включать хореографию и танцевальное мастерство чтобы студиозусы приобщались к светской культуре.
Азартные игры. Источник: Wikimedia Commons
XVIII столетие постепенно приносит изменения в массовый и элитарный досуг европейского общества. В первой четверти XVIII века в Париже на праздниках гости французской столицы были удивлены тем, что на бесплатных спектаклях непросвещённый народ аплодирует в нужном месте. Набирают популярность азартные карточные игры, также постепенно входят в моду настольные игры.
Досуг и развлечения: Россия после Петра
Если говорить о кардинальных переменах в развлечениях и досуге, то безусловно нужно обратить внимание на петровскую эпоху в российской истории. На селе, конечно, по-прежнему существовали традиционные для Руси формы досуга: например, гостевание.
После посещения европейских стран Петр I основательно берётся за обновление светского досуга элиты. Первое, что приходит на ум — это ассамблеи. Вечера для знати с танцами и настольными играми, которые позднее превратились уже в дворянские балы.
Россия с петровской эпохи приобщается к карнавалам и маскарадам. Красочные шествия сопровождались танцами и салютами. Первые подобные мероприятия, как полагают исследователи, прошли во время празднования по случаю заключения Ништадтского мира в 1721 году в Петербурге и в 1722 году в Москве.
Дворянская среда быстро впитывала в себя новые формы развлечений: танцы, бильярд (который привезли французы в 1720-х гг.), кости и карты (которые подверглись запрету, но в них всё равно с удовольствием играли). Уже спустя век азартные игры «захватили» элитарные круги России. Дворяне частенько проигрывали своих крепостных крестьян целыми семьями.
Русская знать играет в карты. Источник: Pinterest
Вплоть до начала XX века на периферии Российской империи в городах и сёлах центральными событиями в культурной и развлекательной жизни были светские и церковные праздники.
Русская ярмарка. Источник: Pinterest
Они, как правило, сопровождались массовыми народными гуляниями. Ярмарки на городских площадях радовали местную публику всевозможными балаганами, кукольными представлениями, похождениями медведчиков с учёными медведями, катаниями на качелях.
Карусель. Источник: Pinterest
Ближе к концу XIX столетия появляются карусели и профессиональные цирковые коллективы, которые выступают на празднествах, и даже кинематограф. Грамотность населения росла, а с ней росли и запросы в плоскости досуга и развлечений.
Досуг и развлечения: популярные игры в XVIII-XIX столетиях
Несмотря на всеобщее порицание азартных забав, карточные игры имели колоссальный успех в высшем обществе и среди интеллектуалов. «Продвинутая» молодёжь посещала салоны, где процветали картёжные игрища. Играли и дамы, и девушки, и юноши. Штосс и фараон были особо популярны в светских кругах России. Подвижные игры также не оставляли в стороне — игра в фанты считалась хорошим тоном.
В XVIII столетии получило распространение лото (в Россию оно попало из Италии). Эта игра стала пользоваться успехом не только на светских вечерах, но и в семейном кругу. В 1840-е гг. в России уже появились целые клубы для игры в лото, где победитель получал денежное вознаграждение. Именно в это время появляются привычные современному человеку настольные игры с фигурками и правилами, в которые до сих пор играют люди всех возрастов.
» src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/cfa/cfa798f4bf75ef388c818b59b8e9a861.webp» style=»height:627px; width:700px» title=»6.jpg» />
Подвижные игры детей. Источник: Pinterest
Английский картограф Джон Спилсбери в 1760 году с помощью географической карты и клея изобрёл пазлы или пузеля (так их называли ранее). Сбор целой картины из небольших элементов и частичек пришёлся по вкусу европейцам, и вскоре игра стала развлечением для светских салонов.
Источники
Материалы по теме
А вот ещё:
Немецкий погром в Москве 1915г
Пятьдесят тысяч москвичей в мае 1915 г. устроили националистический погром, разнесли семьсот помещений и убили несколько человек. Два дня город был во власти толпы.
Против «внутреннего врага» — погромы 1914 года
Начало Первой мировой войны вызвало в России небывалый всплеск национализма и германофобии. Июль и август 1914 года сопровождались патриотическими манифестациями и воззваниями. Почти сразу это привело к беспорядкам, направленным против этнических немцев (очень многочисленных в империи). В июле 1914 года в Петербурге демонстранты призывали к бойкоту немецких товаров и предприятий, разгромили несколько немецких лавок и кафе, «венскую булочную» и редакцию газеты «St Petersburger Zeitung». Полиция препятствовала погромщикам, но её численности едва хватало. Не удалось городовым и удержать толпу от разгрома здания немецкого посольства на Исаакиевской площади.
Общество в целом отнеслось к погромам неодобрительно. На какое-то время они прекратились. В Москве власти приняли некоторые предупредительные меры, в том числе сняли множество немецких вывесок. В Первопрестольной беспорядки начались только осенью 1914 г. 10 октября на Красной площади состоялся молебен, после которого молодёжь пошла по городу и под возгласы «Долой немцев!» громила магазины — всего пострадало 30 немецких контор, а также 1 русское, 1 английское и 2 бельгийских предприятия.
Сотрудник газеты «Речь» писал, как выглядела Москва после погрома: «Я проехал по Мясницкой. Точно неприятель побывал на одной из главных деловых артерий города. Было жутко и стыдно глядеть. Зияли дыры на месте окон, поблёскивало на электрическом свете битое стекло, белели доски, которыми наскоро зашиты злополучные магазины. То же, хотя и не так часто — на Кузнецком мосту, на Петровке, Арбате».
Патриотическая манифестация в Санкт-Петербурге, 1914. Источник: pastvu.com
Полиция арестовала 21 человека из числа наиболее яростных погромщиков и продержала их по 3 месяца в тюрьме; московские власти обещали строго карать хулиганов в случае повторения беспорядков. Тем не менее волна германофобии в обществе продолжала нарастать. Народ бойкотировал немецкие фирмы, на многих предприятиях увольняли немецких служащих (чего часто требовали их русские коллеги), газеты плодили слухи о шпионах и изменниках в правительстве и при дворе. Журналисты давно уже называли русских немцев, даже обрусевших, которых нельзя было заподозрить в каком-либо сотрудничестве с врагом, «мирными завоевателями» и «спрутом», а само их присутствие — «засильем».
Насаждался образ «немца-врага», происками которого объяснялись многие проблемы и происшествия. Русский генерал Ю. Н. Данилов вспоминал, как «шпиономания не щадила никого, и самые нелепые и гнусные обвинения возводились на людей с безупречным именем». Правительство, с одной стороны, шло у общественного мнения на поводу, с другой — само подогревало германофобию различными антинемецкими мерами (например, запретом преподавания на немецком языке, переименованием столицы в Петроград, выселением интернированных, ограничениями для немецких коммерсантов и т. д.).
» height=»445″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/79c/79c5487eaae190a658cf16858395fa42.webp» title=»Ещё одна демонстрация в Петербурге на Дворцовой площади, 1914. (russianphoto.ru)» width=»600″ />
Ещё одна демонстрация в Петербурге на Дворцовой площади, 1914. Источник: russianphoto.ru
На этом фоне с особенной яростью москвичи встретили вести о военных неудачах — 1−6 мая немцы прорвали фронт под Горлицей-Тарновом, и последовало «Великое отступление» Русской императорской армии. В то же самое время в очередной раз подорожали продукты питания — народная молва вновь объясняла это происками «врагов-немцев». К 26 мая Москва уже готова была разбушеваться и начать «бить немца» в тылу. Это и случилось.
» height=»458″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/70f/70fcf26d8e8b1bb0a2e2c5b2e7470740.webp» title=»Патриотическая манифестация в Москве, январь 1915 г. (pastvu.com)» width=»600″ />
Патриотическая манифестация в Москве, январь 1915 г. Источник: pastvu.com
Майская «буря разрушения»
26 мая 1915 года на Тверской заставе начался «бабий бунт» — небольшая группа женщин не получила подработку в благотворительном комитете великой княгини Елизаветы Фёдоровны (немки по происхождению) и теперь у дома генерал-губернатора Москвы Феликса Феликсовича Юсупова требовала сатисфакции; тут же к ним присоединились зеваки, зазвучали антинемецкие речи. Полиция разогнала манифестантов. В это же время рабочие ситценабивной фабрики Гюбнера взяли портреты императора и пошли по московским улицам — требовать удалить с фабрики всех немцев. Полиция не рискнула разгонять их, дабы не спровоцировать беспорядки. Но это не сработало.
27 мая толпа (в этот раз собралось ещё больше людей) двинулась «бороться с немецким засильем» к «мануфактуре Эмиль Циндель». Полиция бездействовала. Манифестанты ворвались во двор и занялись яростным избиением директора фабрики Карлсена. Дочь Карлсена, сестра милосердия, видела, как убивают её отца. Шесть полицейских попытались спасти директора, но тщетно. После этого погромщики разгромили фабрику Роберта Шрадера, а затем и дом её хозяина, где убили четырёх женщин (жену распорядителя Э. Янсен, его сестру К. Янсен, пожилую тёщу Э. Штолле и подданную России Б. Энгельс).
» height=»319″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/228/228979ce8002a8ab1e8fa5f48cea24d5.webp» title=»Начало погрома, Тверская улица. (pastvu.com)» width=»600″ />
Начало погрома, Тверская улица. Источник: pastvu.com
Утром 28 мая полиция свозила немцев, владевших московскими предприятиями, в тюрьму — только там им не угрожал суд Линча. А погромы продолжились. Грабежи сопровождались распитием украденного в немецких магазинах спиртного, что усиливало кураж выпивших. В тот же день манифестанты на Красной площади осмелели настолько, что выкрикивали уже не только антинемецкие лозунги, но требовали отречения Николая II и замены его на великого князя Николая Николаевича, обругивали Распутина и придворных.
В погромах участвовали рабочие, студенты, националисты, городская беднота
Тем временем начался погром на Мясницкой и других центральных улицах — Тверская, Петровка, Большая Спасская, Сретенка, Пресня… Газетчики уже давно опубликовали списки немецких предприятий в центре города — для тех, кто присоединился к их бойкоту. По этим спискам погромщики и действовали, а заодно наведывались ко всем иностранцам и вламывались прямо в их квартиры.
Спасти от разгрома жилища человека могли только документы, доказывающие его не немецкое происхождение. О происходившем на Кузнецком мосту вспоминал свидетель: «По обеим сторонам улицы из многих магазинов летели вещи, грохотал треск, звенело стекло, лязгало железо. Впечатление увеличивалось до демонических размеров тем, что на всех улицах, пересекающих Кузнецкий, бушевала такая же буря разрушения».
» height=»407″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/49f/49fbd959d13cb793e2eff17319653611.webp» title=»Одна из разгромленных лавок. (LiveJournal)» width=»600″ />
Одна из разгромленных лавок. Источник: LiveJournal
Вечером погром охватил весь город. Буйство продолжалось и ночью на 29 мая. Очевидцы позднее рассказывали, что из разгромленных лавок и домов вещи таскали даже полицейские, — тоже не постеснялись «поживиться». Беспорядки происходили и в Лефортове, где избивали немцев и одного из них убили (Г. Г. Филиппа). Днём и вечером бушевали москвичи в Петровско-Разумовском — громили и жгли дачи немцев и австрийцев. За последние сутки погромов в Москве произошло 150 пожаров.
Власти наконец поняли, что пора действовать. Утром 29 мая в Москву вошли войска, которые занялись разгоном бушующих толп. В ряде случаев пришлось прибегнуть к стрельбе — погибло 16 погромщиков. К позднему вечеру город успокоился.
Через несколько дней чиновники занялись выяснением последствий случившегося. Москвичи разгромили 476 торгово-промышленных заведений и 217 жилищ; пострадало 113 подданных Германии и Австро-Венгрии и 485 подданных России с иностранными фамилиями; под горячую руку попали и 90 человек с русскими именами и фамилиями. Потерпевшие понесли убытки более чем на 50 млн рублей; историк Н. В. Савинова констатирует, что при этом «более всего пострадали российские подданные и подданные нейтральных и дружественных Российской империи государств».
Ф. Ф. Юсупов. Источник: wikipedia.org
Правительство отреагировало на погромы противоречиво. С одной стороны — однозначно осудило их. Юсупов лишился своего поста, под суд попали градоначальник Адрианов и его помощник полицеймейстер Севенард. В отставку вышел и министр внутренних дел Н. Маклаков. Пострадавшим назначили компенсации — беспроцентные ссуды (не невозвратные, но хотя бы так…). С другой стороны — 1 июня 1915 г. московские власти издали указ об увольнении всех немцев с городских предприятий; немецким предприятиям велели закрыться: по сути, государство уступило напору толпы.
Немцы стали сами покидать город. К тому же все возбужденные уголовные дела полиция через какое-то время прекратила «за необнаружением виновных». Судя по всему, виновных установить действительно было в этой ситуации непросто — в погромах, по оценке властей, участвовало около 50 тыс. человек; но важно иметь в виду и тот факт, что германофобия охватила саму полицию, которая не жаждала расследовать дела погромщиков. Не состоялось ни одного суда.
Другой современник вспоминал: «Погром немецких фабрик, магазинов, квартир в Москве летом 1915 года в действительности был только прелюдией к тому страшному, безумному человеческому пожару, который разразился и обуглил потом всю Россию. Уже тогда можно было заметить, что нервное напряжение в народе, его неудовольствие достигли кульминационного пункта и что разрядить эту атмосферу должно и необходимо».
Через два года неудовольствие народа обернулось революцией.