Люди считающие что причиной возникновения государства были экономические факторы являются
Тест с ответами: “Теория происхождения государств”
1. Из указанных теорий происхождения государства не существует:
а) палеонтологическая +
б) теологическая
в) договорная
2. Существует эта теория происхождения государства:
а) объединенная
б) патриархальная +
в) матриархальная
3. Существует эта теория происхождения государства:
а) основная
б) указательная
в) договорная +
4. Существует эта теория происхождения государства:
а) теория насилия +
б) теория ласки
в) теория “кнута и пряника”
5. К мифологическим и религиозным концепциям относится эта теория:
а) геологическая
б) философская
в) теологическая +
6. С каким понятием связана патриархальная концепция:
а) Патриарха
б) Отца нации +
в) Отцов церкви
7. Кто являлся одним из авторов договорной теории:
а) Маркс
б) Спенсер
в) Руссо +
8. Согласно теории Гоббса, люди создают государство, потому что:
а) они эгоистичны и без договора будут всё время враждовать +
б) людям свойственно стремление к торговле
в) людям нравится подчиняться монарху
9. Каждый человек стремится к поиску авторитета. Эти убеждения свойственны:
а) теории насилия
б) договорной теории
в) психологической концепции +
10. Марксистской концепции происхождения государства придерживался этот философ:
а) Беркли
б) Энгельс +
в) Сартр
11. Марксистской концепции происхождения государства придерживался этот философ:
а) Ленин +
б) Кант
в) Юм
12. Марксистской концепции происхождения государства придерживался этот философ:
а) Ницше
б) Маркс +
в) Декарт
13. Какую из представленных теорий относят к волюнтаристическим:
а) расовую +
б) классовую
в) межрасовую
14. Какую из представленных теорий относят к волюнтаристическим:
а) иррациональную
б) физическую
в) спортивную +
15. Какую из представленных теорий относят к волюнтаристическим:
а) ирригационную +
б) классовую
в) иррациональную
16. Существует эта теория происхождение древнерусского государства:
а) Варяжская
б) Антинорманская +
в) Нормандская
17. Легитимность государственной власти означает:
а) ее законность
б) ее авторитет
в) принятие ее населением +
18. Поддержка малого предпринимательства относится к:
а) административной функции государства
б) экономической функции государства +
в) социальной функции государства
19. Не является признаком государства:
а) издание законов и подзаконных актов
б) официальное представительство всего общества
в) наличие одной нации +
20. Не является признаком государства:
а) символика
б) наличие единого языка общения +
в) аппарат управления и насилия
21. Необходимо выбрать суждение, наиболее соответствующее современному пониманию государства:
а) единственная организация политической власти, управляющая всем обществом +
б) организация политической власти для защиты интересов госслужащих
в) организация политической власти, управляющая определенной частью общества
22. Государство, как политическое состояние общества, определял:
а) Платон
б) Макиавелли +
в) Аристотель
23. Теория происхождения государства, известная как теория «двух мечей», уподобляет двум мечам:
а) исполнительной и законодательной власти
б) государство и право
в) духовной и светской власти +
24. Люди, считающие, что причиной возникновения государства были экономические факторы, являются сторонниками:
а) теологической теории происхождения государства
б) материалистической теории происхождения государства +
в) договорной теории происхождения государства
25. Представитель договорной теории происхождения государства:
а) Спенсер
б) Каутский
в) Руссо +
26. Представитель договорной теории происхождения государства:
а) Дюринг
б) Локк +
в) Энгельс
27. Представитель договорной теории происхождения государства:
а) Гоббс +
б) Гумплович
в) Ленин
28. Как называется теория, согласно которой государство возникает из необходимости подавления недовольства бедных:
а) насилия
б) патриархальная
в) марксистская +
29. Государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка, это теория:
а) договорная +
б) патриархальная
в) патримониальная
30. Государство произошло от права собственника на землю, это теория:
а) психологическая
б) патримониальная +
в) патриархальная
Тест с ответами на тему: Теория государства
Теория, согласно которой государство есть результат расширения общения семей, и его власть есть власть главы семьи:
Согласно этой теории государство произошло от права собственника на землю:
Согласно этой теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка:
Теория, согласно которой государство возникает из необходимости подавления недовольства бедных:
Представители договорной теории происхождения государства:
а) Маркс, Энгельс, Ленин;
б) Гумплович, Каутский, Дюринг;
в) Руссо, Локк, Гоббс;
г) Петражицкий, Спенсер.
Люди, считающие, что причиной возникновения государства были экономические факторы, являются сторонниками:
а) договорной теории происхождения государства;
б) материалистическ ой теории происхождения государства;
в) патримониальной теории происхождения государства;
г) теологической теории происхождения государства.
Теория происхождения государства, известная как теория «двух мечей», уподобляет двум мечам:
а) духовную и светскую власть;
б) государство и право;
в) внешние и внутренние функции государства;
г) исполнительную и законодательную власть.
Государство, как политическое состояние общества, определяли:
Выбрать суждение, наиболее соответствующее современному пониманию государства:
а) это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом;
б) это организация политической власти, управляющая определенной частью общества;
в) это организация политической власти для защиты интересов госслужащих;
г) это организация политической власти крупного капитала для защиты их интересов.
Не является признаком государства:
в) аппарат управления и насилия;
г) наличие единого языка общения.
Не является признаком государства:
а) официальное представительств о всего общества;
б) издание законов и подзаконных актов;
в) наличие одной нации;
г) верховенство государства на своей территории.
Легитимность государственной власти означает:
б) принятие ее населением;
г) всё, указанное выше.
Поддержка малого предпринимательс тва относится к:
а) социальной функции государства;
б) экономической функции государства;
в) административной функции государства;
г) гражданской функции государства.
В США – конгресс, в Польше – сейм, в РФ – федеральное собрание. О каком органе государства идет речь:
в) правоохранительн ом органе;
г) местном органе государственной власти.
Форма правления, при которой глава государства получает свою власть по наследству, называется:
Республика – это форма правления, при которой государственная власть осуществляется:
а) выборными органами, избираемыми на определенный срок;
б) всем населением страны;
в) одним должностным лицом, получающим власть по наследству;
г) председателем правительства.
Если глава государства, избранный населением, имеет право роспуска парламента, а парламент не может выразить недоверие правительству, то это:
а) смешанная республика;
б) парламентская республика;
в) президентская республика;
г) полупарламентска я республика.
Современная Россия по форме правления:
а) парламентская республика;
б) президентская республика;
в) смешанная республика;
г) унитарная республика.
Форма правления, при которой есть парламент, но его верхняя палата и правительство формируется монархом:
а) абсолютная монархия;
б) дуалистическая монархия;
в) парламентская монархия;
г) смешанная республика.
Государство, на территории которого созданы административно- территориальные единицы (области, округа), не являющиеся государственными образованиями, называется:
а) союз государств, обладающих суверенитетом;
б) союз государств и государственных образований, обладающих ограниченным суверенитетом;
в) государство, отличающееся целостностью, неделимостью;
г) союз государств, объединившихся для достижения общих целей.
а) союз государств, обладающих суверенитетом;
б) союз государств и государственных образований, обладающих ограниченным суверенитетом;
в) государство, отличающееся целостностью и неделимостью;
г) союз государств, объединившихся для достижения общих целей.
Право выхода из состава федерации за их субъектами признается:
б) признается, но только по итогам референдума населения субъекта федерации;
в) признается, но только по итогам референдума населения федерации в целом;
Унитарное государство, федерация, конфедерация — это:
б) форма территориального государственного устройства;
в) виды политического режима;
г) типы правового государства.
Россия по форме территориального государственного устройства является:
а) суперпрезидентск ой республикой;
б) федеративным государством;
в) демократическим государством;
Совокупность методов осуществления государственной власти, а также уровень политической свободы в обществе соответствуют понятию:
а) политического режима;
б) механизма государства;
в) форме государства;
г) структура государства.
Демократического политического режима не может быть без:
б) выборности органов местного самоуправления;
в) равенства граждан перед законом;
г) открыто существующей оппозиции.
Признак авторитарного режима:
а) полный контроль государства над обществом;
б) чрезмерный централизм;
в) наличие однопартийной системы;
г) подконтрольность режима народу.
Политический плюрализм — признак:
а) демократического режима;
б) диктаторского режима;
г) тиранического режима.
Орган государства может воплощаться в одном лице?:
в) орган государства всегда воплощается в одном лице;
г) орган государства никогда не может воплощаться в одном лице.
Правительство – это орган:
а) законодательной власти;
б) исполнительной власти;
в) правоохранительн ый орган;
г) правительство органом власти не является.
Администрация президента – это орган:
а) законодательной власти;
б) исполнительной власти;
в) и законодательной и исполнительной власти;
г) вспомогательный орган при президенте.
К правоохранительн ым государственным органам относятся:
а) суд, прокуратура, адвокатура;
б) милиция, прокуратура, армия;
в) органы внутренних дел, органы юстиции, прокуратура, ОГБ;
г) налоговая полиция, нотариат, детективные агентства.
Осуществлять правосудие имеет право:
г) присяжный заседатель.
Совокупность внегосударственн ых, экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных и религиозных отношений — это:
б) гражданское общество;
в) правовое государство;
г) социальное государство.
Таблица правильных ответов к тесту по теории государства.
Государство: происхождение и сущность
Понятие, признаки, функции государства
Значение термина «государство»
В понятие «государство» с момента его появления вкладывался различный смысл. Когда-то французский король Людовик XIV, которого придворные льстецы прозвали «король-солнце», изрек: «Государство — это я». Это соответствовало истине, поскольку за 72 года царствования (1643—1715) он превратил королевскую власть в абсолютную монархию, а Францию — в самую могущественную европейскую державу. Однако это было далеко не бесспорное суждение о государстве, поскольку каждая историческая эпоха вносила в него свой смысл.
Пожалуй, ни одно явление социальной жизни не вызывало столько споров и прямо противоположных суждений, как государство. Так, древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н.э.) считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству». Человек, нашедший свое завершение в государстве, — замечал Аристотель, — совершеннейшее из творений, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире.
Английский мыслитель Т. Гоббс (1588—1679) сравнивает государство с левиафаном — чудовищем, описанным в Библии: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляют угли, а из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас».
Парадокс истории состоит в том, что совершенно очевидной оказалась польза государства для всех и менее очевидной она была для каждого человека в отдельности. Создав однажды государство во имя общего блага, свободная личность в последующем тяготилась его опекой и пыталась всячески ограничить власть государства над собой.
Как показывает исторический опыт, государство не может быть ни добрым, ни злым. Оно является особой организацией власти, цель которой — согласовывать несовпадающие интересы людей, групп и выражать их общезначимые потребности, опираясь на принуждение и нормы права.
Не менее парадоксально возникновение универсального термина «государство» позже появления самого феномена. Дело в том, что первые государственные образования появились около 5 тыс. лет назад. Это были государства Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон и т.п.
Однако само понятие «государство» в современном значении возникло лишь в начале XVI в. В науку его ввел итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527). Он использовал для обозначения государства слово stato (от лат. status — положение, статус). До этого все государственные образования обозначались различными терминами: «республика», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление», «тирания», «олигархия» и т.п. Теперь все эти государственные образования обозначались одним термином.
Два подхода к сущности государства
Сущность государства, т.е. устойчивая совокупность внутренних черт, свойств, отражающих цели, природу и назначение государства в обществе, до сих пор остается в юридической науке дискуссионной проблемой. Можно выделить два подхода в понимании сущности государства.
Общесоциальный, коммуникативный, подход связан с именем древнегреческого философа Аристотеля. Государство воспринималось им как политическое общение, как ассоциация граждан, возникшая для того, чтобы служить «общему благу».
Цель человеческого общежития, замечал Аристотель, состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо.
Фактором, который объединяет людей свободных и равных в союз граждан, является власть.
В дальнейшем понимание государства как единого политического сообщества активно развивается в европейской мысли. Так, римский оратор и мыслитель Цицерон (106—43 до н.э.) рассматривал государство как соединение в единое целое (гражданскую общину) всех составляющих его граждан1. Данная традиция тянется через Средневековье до немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он замечал, что «государство — это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой», это «объединение людей под эгидой правовых законов»2. Следовательно, государство в рамках данного подхода тождественно обществу и не связывалось с властными институтами и должностными лицами, пребывающими вне этого сообщества.
Основоположником другого подхода в понимании сущности государства был французский юрист Ж. Боден (1529—1596). Его подход можно определить как институциональный. Он трактовал государство как особую организацию верховной политической власти, наделенную суверенитетом.
Суверенитет государства выражается в его исключительной возможности творить право и проводить в жизнь законы. В этой связи Ж. Боден рассматривал государство как правовое управление семействами и тем, что у них есть, верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и составляет цель государственного устройства3.
Государство служит механизмом реализации интересов политического сообщества, опираясь на специальные органы: армию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы государства во главе с правителем (монархом) являются носителями суверенитета.
Таким образом, органы государственной власти выделяются из общества и противопоставляются ему.
Оценивая оба рассмотренных подхода, можно отметить следующее. В первом случае сущность государства понимается широко — как объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы.
Во втором случае государство понимается в узком смысле — только как система институтов публичной власти, как аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп. На основе широкого и узкого понимания государства в его сущности выделялась либо его способность выражать общезначимые интересы большинства общества (общесоциальная сущность), либо классовая сущность государства — его способность осуществлять интересы экономически господствующего класса. В определениях современных авторов два этих подхода объединяются.
В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, наделенной суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Сущность государства может выражаться в осуществлении интересов либо большинства, либо отдельных социальных групп.
Признаки государства
Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни, дифференциации экономических, социальных, культурных интересов и потребностей, составляющих общество индивидов и групп.
Образование государства обусловлено необходимостью отражения общих потребностей и интересов, которые прежние институты не могли удовлетворить: в безопасности, соблюдении прав и свобод индивидов, сохранении гражданского мира и правопорядка и т.д.
Преимущество государства в реализации общих целей и интересов было связано с тем, что:
Государство как политический институт имеет ряд качественных признаков, как внутренних, так и внешних, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.п.), оказывающих существенное влияние на общество:
По части введения новых налогов государство проявляет чудеса изобретательности, иногда следуя старому правилу: деньги не пахнут. Происхождение этой фразы приписывают римскому императору Веспасиану, который правил в 69—79 гг. н.э. Он был бережлив и изобретателен. Заботясь о пополнении казны, Веспасиан ввел новый сбор — налог на римские отхожие места. «Туалетные» деньги дали государству существенную прибавку. Однако сын и наследник императора Тит стал упрекать отца за то, что тот опустился до такой меры. В ответ Веспасиан поднес к лицу сына монету и спросил, ощущает ли тот неприятный запах. Тит ответил: нет. «А всетаки она из мочи», — заметил Веспасиан.
Кроме основных признаков каждое государство имеет еще и неосновные, так называемые внешние символы, отличающие одно государство от другого: гимн, герб, флаг. Идея государственного флага сравнительно нова, но сами флаги существовали давно и использовались для обозначения местонахождения командного пункта во время боевых сражений. В качестве первых флагов использовались украшенные шесты. Древние греки использовали в качестве флага кусок ткани с какой-либо буквой, прикрепленный к шесту. Первый матерчатый флаг в форме квадратного полотнища на перекладине, которое крепилось к копью, изобрели римляне.
Самыми ранними государственными флагами являются флаг Дании, принятый в 1219 г., и флаг Швейцарии — в 1229 г. После Великой французской революции белый флаг Бурбонов был заменен трехцветным знаменем. В 1787 г. был введен государственный флаг США, на котором изображались 13 звезд, означавших тринадцать штатов, вошедших в новое государство. В 1805 г. был принят зелено-бело-красный государственный флаг Италии.
На протяжении истории человечества основные признаки государства не оставались неизменными по содержанию и механизму реализации властной воли. Они преобразовывались одновременно с изменениями в структуре институтов государственной власти, в специализации и дифференциации их функций и ролей.
Так, первоначально государственная власть концентрировалась в руках единоличного правителя (монарха, деспота, императора, царя), являвшегося одновременно собственником всей земли, верховным священнослужителем и судьей. Монарх защищал интересы имущих классов: дворянства, баронов, духовенства, родовой знати — и опирался на их поддержку. В свою очередь бароны, дворяне, знать служили монарху и за это получали различные пожалования: землю, привилегии, титулы.
Со временем бароны и духовенство становятся крупными земельными собственниками, не уступая в богатстве самому монарху.
Они требуют участия в осуществлении государственной власти.
Единоличная власть монарха начинает дробиться. В Англии в XIII в. возникает первый представительный орган — парламент, первоначально представлявший интересы не всего общества, а лишь первых двух сословий: духовенства и дворян. Этот орган назывался сословно-представительным, первоначально он исполнял совещательные функции и созывался монархом преимущественно для утверждения новых налогов.
Лишь буржуазные революции XVII—XVIII вв. в Европе и Северной Америке ограничивают всевластие государства и утверждают принципы народовластия и приоритета прав человека перед правами государства и общества. Отстаивая идею о том, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, буржуазные революции не только провозгласили принцип формального равенства людей независимо от их имущественного и социального положения, но и выработали конкретные способы ограничения абсолютной власти государства в лице монарха.
Первоначально общество перешло от абсолютной монархии к ограниченной, т.е. ограниченной представительным органом на основе избирательного права и конституцией (основным законом), а затем и к республике, когда все органы высшей власти избираются населением на определенный срок и каждый из них выполняет строго определенные законом функции. Кроме того, в Англии уже в Нортхэмптонском статуте (законе) 1328 г. говорилось, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия.
Следовательно, постепенно, с развитием экономики, появлением индивидуальной частной собственности и самостоятельной личности — гражданина, возникает система государственной власти, где реальным было уважение к суду и действовал механизм сдерживания и противовесов во взаимоотношениях органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Сама власть была связана нормами права и действовала строго в границах этих норм.
Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной властей в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе.
Число и объем этих функций обусловливаются состоянием экономической, социальной и культурной сфер жизнедеятельности общества, ролью основных институтов власти и принципами их формирования.
Зрелое гражданское общество сокращает до минимума число функций, закрепленных за государством, оставляя лишь наиболее важные: обеспечение правопорядка и безопасности личности, охрану окружающей среды и т.п. Общества, в которых нет самостоятельной личности, зрелых демократических традиций, напротив, характеризуются стремлением государства контролировать все стороны жизнедеятельности человека. В таких государствах не реализуется принцип разделения властей, сдерживания и противовесов трех ветвей власти; специализация политических ролей и функций; верховенство права и т.п.
Функции государства
Государство выполняет ряд функций, осуществление которых отличает его от других политических институтов и обеспечивает стабильность и развитие общества. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей.
К внутренним функциям можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.п.
Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и денежно-кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.
Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страховании жизни, собственности, здоровья.
Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов. Защита правовых норм осуществляется специальными правоохранительными органами государства (судом, прокуратурой и др.).
Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения его к достижениям мировой культуры, возможности самореализации в творчестве.
Одна из главных — политическая функция, которая состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения или поддержания политического господства класса-собственника.
Среди внешних функций можно выделить осуществление взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой сферах с другими странами и функцию обороны страны.
Происхождение государства: теория и практика
Причины возникновения государства
Оценивая роль государства в жизни общества и личности, французский поэт Поль Валери (1871—1945) как-то заметил: «Если государство сильное, оно подавляет нас, если же слабое — мы погибаем». Почему же человек не может существовать без государства, но и одновременно всегда противостоит ему? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к причинам, которые способствовали формированию государства.
Государство существовало не всегда. Догосударственно организованные общества упорядочивали взаимоотношения между людьми, согласовывали их интересы, используя мононормы как нерасчлененное единство норм морали, религиозных верований, традиций, обычаев, кровнородственных связей. При этом функции управления не закреплялись на постоянной основе за какой-либо группой рода или племени. Власть принадлежала собранию рода, которое делегировало ее на определенное время какому-то лицу (вождю, военачальнику, старейшине) и было вправе изъять ее у него.
В государственно организованном обществе властные функции монополизируются привилегированным меньшинством общества, осуществляющим их с помощью специально подготовленных для управления людей (бюрократии), органов принуждения и правовых норм. За эту деятельность такие люди получают жалованье.
Аппарат управления часто был достаточно многочисленным. Например, в Афинском государстве в период его расцвета (V в. до н.э.) государственный аппарат состоял из 6 тыс. судей, 160 стрелков, 1200 всадников, 500 стражников верфей, 500 членов совета и т.п. — всего около 20 тыс. человек. Это при том, что полноправных граждан, т.е. лиц старше 18 лет, было около 35 тыс.
Потребность в государстве была обусловлена различными причинами, которые, однако, сводились к тому, что общество сотрясали конфликты, вызванные как естественным, так и имущественным и социальным неравенством между людьми. Когда-то создатель американской конституции Дж. Мэдисон (1751—1836) заметил:
Если бы люди были ангелами, то не требовалось бы никакого правительства. однако. до тех пор пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и он свободен пользоваться им, различия во мнениях неизбежны. Таким образом, скрытые причины раздоров заложены в человеческой природе.
Вместе с тем Мэдисон полагал: Наиболее общий и долговременный источник раздоров — неравное распределение богатства. Интересы, связанные с земельной собственностью, производством, торговлей, финансами, вместе со многими другими интересами вырастают в цивилизованных странах из необходимости, они делят общество на классы, и это деление усиливается разными чувствами и взглядами1.
Следовательно, можно выделить экономические причины возникновения государства (переход от присваивающей к производящей экономике, общественное разделение труда, появление частной собственности), социальные (раскол общества на классы), географические, культурные и др.
Пути формирования государства
Очевидно, что при своем возникновении государства у различных народов имели особенности. Они были обусловлены историческим развитием конкретной страны, ее национальными традициями, культурой, религией, географическим положением.
Условно можно выделить группы стран, которые имели некоторые общие предпосылки формирования государства, что позволяет выделить три пути возникновения государства:
Различия между ними состоят в том, как происходил процесс слома органов родоплеменной организации и возникновения институтов государства.
Восточный путь формирования государства характеризуется тем, что государственный аппарат возникает из аппарата управления родоплеменными объединениями путем закрепления управленческих функций за определенными лицами и передачей их по наследству. Государства Древнего Востока возникали в силу необходимости организации трудоемких ирригационных работ, которые обеспечивали пропитание всем общинникам.
Самостоятельно каждая община была не в состоянии решить эту задачу, поэтому необходимо было объединить усилия многих общин для строительства дамб, рытья каналов и т.п. Потребности согласования усилий объединенных общин обусловили необходимость в централизованном управлении со стороны государства, создания разветвленного аппарата управления. Этот аппарат вырастал из родоплеменной знати, которая постепенно закрепляла за собой функцию управления.
В условиях низкой производительности труда эта функция включала и распределение произведенного продукта. Занятие «должности» позволяло общиннику забирать себе бо´льшую часть произведенного продукта, накапливать богатства. Так постепенно образовалась замкнутая каста управленцев (ближайших советников деспота (монарха), визирей, чиновников низшего ранга), ставшая благодаря выполнению ими функций управления господствующим классом.
Земля, составлявшая главное богатство, оставалась общинной собственностью.
Западный путь образования государства был иным. Разрушение родоплеменной организации здесь осуществлялось вследствие развития частной собственности. Экономическое господство богатых общинников позволило отстранить от власти родовую знать, и они стали правящим классом. В основе процесса деления общества на классы лежал переход от присваивающей экономики к производящей, когда человек сам стал создавать орудия труда и предметы первой необходимости (пищу, домашнюю утварь). Происходило глубокое разделение общественного труда: стали обособляться друг от друга скотоводство и земледелие, выделились ремесла, появились купцы, занятые в сфере обмена товаров.
Благодаря постоянному совершенствованию орудий труда отдельные семьи могли уже самостоятельно производить достаточное количество продукции для своего существования. Земля из общинной собственности путем присвоения знатью различными способами переходит в частную.
Развитие частной собственности породило и имущественное неравенство среди людей: появились богатые (аристократы), которые имели много земельных наделов, рабов, скот, и бедные общинники.
Долгая борьба имущих и неимущих классов привела первых к пониманию необходимости создания государства, которое подавляло бы недовольство масс и защищало интересы богатых собственников. Наиболее богатые из них стали занимать ответственные государственные должности.
Следовательно, государство на Западе стало результатом деления общества на классы, в основе которого лежал процесс развития частной собственности на орудия производства. Подобным путем формировалось государство в Древней Греции (Афины) и Риме. Правда, в Древнем Риме потребность в сильном государстве была вызвана не только конфликтом внутри римского общества — между патрициями (аристократами) и плебеями (бедными), но и необходимостью удержания в повиновении населения подвластных захваченных территорий — неграждан (перегринов). Так, во II в. до н.э. из 70 млн населения Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 млн, что составляло менее 3%.
Его особенностью является отсутствие имущественного неравенства, сохранение общественной собственности на землю, которая лишь передавалась в пользование полноправным гражданам, т.е. они не могли ее продать, подарить, завещать. Таким образом, государство в Спарте было следствием конфликта между полноправными гражданами (спартиатами) и покоренными народами (неполноправными).
Синтезный путь формирования государства был свойствен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к феодальным. Для этого пути образования государства характерно длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии и одновременно имущественного неравенства и на этой основе появление институтов раннефеодального государства.
Рабский труд здесь не получил распространения. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Так формировалось государство у германских племен, в Древней Руси, Ирландии и т.п.
Теории происхождения государства
Стремление понять природу государства, его место и роль в жизни человека заставляло ученых искать причины и условия его возникновения. Выявление истоков государственности, особенностей ее формирования у различных народов во многом позволяет понять причины различий в функционировании современных государств. Однако единство мнений по проблемам возникновения государства отсутствует. Существует несколько теорий происхождения государства.
Одной из самых ранних теорий, объясняющих процесс возникновения государства, была теократическая. Ее создатели (Аврелий Августин (354—430), Фома Аквинский (1225 или 1226—1274), Тертуллиан (ок. 160 — после 200)) рассматривали государство как Божий промысел, считая, что вся власть от Бога. Бог является творцом всего сущего на земле, в том числе и государства. Проникнуть в тайну божественного замысла, а следовательно, постичь природу государства невозможно.
Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность. Так, в законах древневавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 до н.э.) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»».
Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. В послании, например, апостола Павла римлянам говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».
Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, где отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Согласно этой теории государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, в затем в государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю. Государство, по мнению одного из основателей патриархальной теории — китайского философа Конфуция (551—479 до н.э.), должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость добродетельного правителя и его талантливых и достойных помощников.
В XVII—XVIII вв. появляется договорная теория происхождения государства, согласно которой государство понималось как общественный договор, на основании которого люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство. Французский мыслитель Д. Дидро (1713—1784) заметил:
Люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей.
Марксистская теория (XIX в.) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы, который был следствием разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. В.И. Ленин (1870—1924) подчеркивал:
Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов.
По мнению сторонников теории насилия, государство — результат прямого политического действия — внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.
Один из авторов теории насилия — австрийский правовед Л. Гумплович (1838—1909) отмечал: История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе.
Как результат психологических взаимодействий людей, как совершенную форму эмоционального общения, обеспечивающую человеку приспосабливание к изменениям среды обитания, рассматривали государство сторонники психологической теории. Один из основоположников психологической теории — русский юрист Л.И. Петражицкий (1867—1931) полагал, что государство является закономерным итогом психологической потребности человека в общении.
Психологическая теория происхождения государства обращает внимание на значение биологических и психологических особенностей человека.
В значительно большей мере роль биологических факторов учитывают авторы расовой теории происхождения государства. Одним из основателей расово-антропологической школы в социологии был французский писатель Жозеф Артур де Гобино (1816—1882). Согласно его теории в мире существуют «высшие» расы, которым предназначено господствовать, и «низшие» расы, которым по своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших».
В период своего создания расовая теория обосновывала правомерность колониальных захватов развитыми странами отсталых народов Азии, Африки, Латинской Америки. Затем она стала теоретической основой построения расового государства в Германии в 1930-е годы, в Южно-Африканской Республике. Сущность расового государства — арийского — выразил один из его создателей — Адольф Гитлер (1889—1945): Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой.
В рассмотренных теориях отмечается один из аспектов социальной сущности государства: государство служит либо интересам общества и личности, либо средством подавления имущими классами неимущих и «низших». На определенных этапах исторического развития преобладала классовая природа государства, однако определяющим всегда было его общесоциальное значение. Если партии, движения выражают групповые потребности, то государство должно представлять всеобщий интерес. Государство является важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества, интеграции различных групп вокруг общепризнанных целей.
Тест по дисциплине обществознание по теме по теме Теория государства
Теория, согласно которой государство есть результат расширения общения семей, и его власть есть власть главы семьи:
Согласно этой теории государство произошло от права собственника на землю:
Согласно этой теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка:
Теория, согласно которой государство возникает из необходимости подавления недовольства бедных:
Представители договорной теории происхождения государства:
а) Маркс, Энгельс, Ленин;
б) Гумплович, Каутский, Дюринг;
в) Руссо, Локк, Гоббс;
г) Петражицкий, Спенсер.
Люди, считающие, что причиной возникновения государства были экономические факторы, являются сторонниками:
а) договорной теории происхождения государства;
б) материалистической теории происхождения государства;
в) патримониальной теории происхождения государства;
г) теологической теории происхождения государства.
Теория происхождения государства, известная как теория «двух мечей», уподобляет двум мечам:
а) духовную и светскую власть;
б) государство и право;
в) внешние и внутренние функции государства;
г) исполнительную и законодательную власть.
Государство, как политическое состояние общества, определяли:
Выбрать суждение, наиболее соответствующее современному пониманию государства:
а) это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом;
б) это организация политической власти, управляющая определенной частью общества;
в) это организация политической власти для защиты интересов госслужащих;
г) это организация политической власти крупного капитала для защиты их интересов.
Не является признаком государства:
в) аппарат управления и насилия;
г) наличие единого языка общения.
Не является признаком государства:
а) официальное представительство всего общества;
б) издание законов и подзаконных актов;
в) наличие одной нации;
г) верховенство государства на своей территории.
Легитимность государственной власти означает:
б) принятие ее населением;
г) всё, указанное выше.
Поддержка малого предпринимательства относится к:
а) социальной функции государства;
б) экономической функции государства;
в) административной функции государства;
г) гражданской функции государства.
В США – конгресс, в Польше – сейм, в РФ – федеральное собрание. О каком органе государства идет речь:
в) правоохранительном органе;
г) местном органе государственной власти.
Форма правления, при которой глава государства получает свою власть по наследству, называется:
Республика – это форма правления, при которой государственная власть осуществляется:
а) выборными органами, избираемыми на определенный срок;
б) всем населением страны;
в) одним должностным лицом, получающим власть по наследству;
г) председателем правительства.
Если глава государства, избранный населением, имеет право роспуска парламента, а парламент не может выразить недоверие правительству, то это:
а) смешанная республика;
б) парламентская республика;
в) президентская республика;
г) полупарламентская республика.
Современная Россия по форме правления:
а) парламентская республика;
б) президентская республика;
в) смешанная республика;
г) унитарная республика.
Форма правления, при которой есть парламент, но его верхняя палата и правительство формируется монархом:
а) абсолютная монархия;
б) дуалистическая монархия;
в) парламентская монархия;
г) смешанная республика.
Государство, на территории которого созданы административно-территориальные единицы (области, округа), не являющиеся государственными образованиями, называется:
а) союз государств, обладающих суверенитетом;
б) союз государств и государственных образований, обладающих ограниченным суверенитетом;
в) государство, отличающееся целостностью, неделимостью;
г) союз государств, объединившихся для достижения общих целей.
а) союз государств, обладающих суверенитетом;
б) союз государств и государственных образований, обладающих ограниченным суверенитетом;
в) государство, отличающееся целостностью и неделимостью;
г) союз государств, объединившихся для достижения общих целей.
Право выхода из состава федерации за их субъектами признается:
б) признается, но только по итогам референдума населения субъекта федерации;
в) признается, но только по итогам референдума населения федерации в целом;
Унитарное государство, федерация, конфедерация — это:
б) форма территориального государственного устройства;
в) виды политического режима;
г) типы правового государства.
Россия по форме территориального государственного устройства является:
а) суперпрезидентской республикой;
б) федеративным государством;
в) демократическим государством;
Совокупность методов осуществления государственной власти, а также уровень политической свободы в обществе соответствуют понятию:
а) политического режима;
б) механизма государства;
в) форме государства;
г) структура государства.
Демократического политического режима не может быть без:
б) выборности органов местного самоуправления;
в) равенства граждан перед законом;
г) открыто существующей оппозиции.
Признак авторитарного режима:
а) полный контроль государства над обществом;
б) чрезмерный централизм;
в) наличие однопартийной системы;
г) подконтрольность режима народу.
Политический плюрализм — признак:
а) демократического режима;
б) диктаторского режима;
г) тиранического режима.
Орган государства может воплощаться в одном лице?:
в) орган государства всегда воплощается в одном лице;
г) орган государства никогда не может воплощаться в одном лице.
Правительство – это орган:
а) законодательной власти;
б) исполнительной власти;
в) правоохранительный орган;
г) правительство органом власти не является.
Администрация президента – это орган:
а) законодательной власти;
б) исполнительной власти;
в) и законодательной и исполнительной власти;
г) вспомогательный орган при президенте.
К правоохранительным государственным органам относятся:
а) суд, прокуратура, адвокатура;
б) милиция, прокуратура, армия;
в) органы внутренних дел, органы юстиции, прокуратура, ОГБ;
г) налоговая полиция, нотариат, детективные агентства.
Осуществлять правосудие имеет право:
г) присяжный заседатель.
Совокупность внегосударственных, экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных и религиозных отношений — это:
б) гражданское общество;
в) правовое государство;
г) социальное государство.
Таблица правильных ответов к тесту по теории государства.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-504872
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест. Тема I. Теория государства
б) Гумплович, Каутский, Дюринг;
в) Руссо, Локк, Гоббс;
б) материалистической теории происхождения государства;
в) патримониальной теории происхождения государства;
б) государство и право;
в) внешние и внутренние функции государства;
б) это организация политической власти, управляющая определенной частью общества;
в) это организация политической власти для защиты интересов госслужащих;
в) аппарат управления и насилия;
б) издание законов и подзаконных актов;
в) наличие одной нации;
б) принятие ее населением;
в) административной функции государства;
в) правоохранительном органе;
б) всем населением страны;
в) одним должностным лицом, получающим власть по наследству;
б) парламентская республика;
в) президентская республика;
б) президентская республика;
в) смешанная республика;
б) дуалистическая монархия;
в) парламентская монархия;
б) союз государств и государственных образований, обладающих ограниченным суверенитетом;
в) государство, отличающееся целостностью, неделимостью;
б) союз государств и государственных образований, обладающих ограниченным суверенитетом;
б) признается, но только по итогам референдума населения субъекта федерации;
в) признается, но только по итогам референдума населения федерации в целом;
б) форма территориального государственного устройства;
в) виды политического режима;
б) федеративным государством;
в) демократическим государством;
в) форме государства;
б) выборности органов местного самоуправления;
в) равенства граждан перед законом;
б) чрезмерный централизм;
в) наличие однопартийной системы;
б) диктаторского режима;
в) орган государства всегда воплощается в одном лице;
б) исполнительной власти;
в) правоохранительный орган;
б) исполнительной власти;
в) и законодательной и исполнительной власти;
б) милиция, прокуратура, армия;
в) органы внутренних дел, органы юстиции, прокуратура, ОГБ;
Тест с ответами на тему: Теория государства
Теория, согласно которой государство есть результат расширения общения семей, и его власть есть власть главы семьи:
Согласно этой теории государство произошло от права собственника на землю:
Согласно этой теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка:
Теория, согласно которой государство возникает из необходимости подавления недовольства бедных:
Представители договорной теории происхождения государства:
а) Маркс, Энгельс, Ленин;
б) Гумплович, Каутский, Дюринг;
в) Руссо, Локк, Гоббс;
г) Петражицкий, Спенсер.
Люди, считающие, что причиной возникновения государства были экономические факторы, являются сторонниками:
а) договорной теории происхождения государства;
б) материалистическ ой теории происхождения государства;
в) патримониальной теории происхождения государства;
г) теологической теории происхождения государства.
Теория происхождения государства, известная как теория «двух мечей», уподобляет двум мечам:
а) духовную и светскую власть;
б) государство и право;
в) внешние и внутренние функции государства;
г) исполнительную и законодательную власть.
Государство, как политическое состояние общества, определяли:
Выбрать суждение, наиболее соответствующее современному пониманию государства:
а) это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом;
б) это организация политической власти, управляющая определенной частью общества;
в) это организация политической власти для защиты интересов госслужащих;
г) это организация политической власти крупного капитала для защиты их интересов.
Не является признаком государства:
в) аппарат управления и насилия;
г) наличие единого языка общения.
Не является признаком государства:
а) официальное представительств о всего общества;
б) издание законов и подзаконных актов;
в) наличие одной нации;
г) верховенство государства на своей территории.
Легитимность государственной власти означает:
б) принятие ее населением;
г) всё, указанное выше.
Поддержка малого предпринимательс тва относится к:
а) социальной функции государства;
б) экономической функции государства;
в) административной функции государства;
г) гражданской функции государства.
В США – конгресс, в Польше – сейм, в РФ – федеральное собрание. О каком органе государства идет речь:
в) правоохранительн ом органе;
г) местном органе государственной власти.
Форма правления, при которой глава государства получает свою власть по наследству, называется:
Республика – это форма правления, при которой государственная власть осуществляется:
а) выборными органами, избираемыми на определенный срок;
б) всем населением страны;
в) одним должностным лицом, получающим власть по наследству;
г) председателем правительства.
Если глава государства, избранный населением, имеет право роспуска парламента, а парламент не может выразить недоверие правительству, то это:
а) смешанная республика;
б) парламентская республика;
в) президентская республика;
г) полупарламентска я республика.
Современная Россия по форме правления:
а) парламентская республика;
б) президентская республика;
в) смешанная республика;
г) унитарная республика.
Форма правления, при которой есть парламент, но его верхняя палата и правительство формируется монархом:
а) абсолютная монархия;
б) дуалистическая монархия;
в) парламентская монархия;
г) смешанная республика.
Государство, на территории которого созданы административно- территориальные единицы (области, округа), не являющиеся государственными образованиями, называется:
а) союз государств, обладающих суверенитетом;
б) союз государств и государственных образований, обладающих ограниченным суверенитетом;
в) государство, отличающееся целостностью, неделимостью;
г) союз государств, объединившихся для достижения общих целей.
а) союз государств, обладающих суверенитетом;
б) союз государств и государственных образований, обладающих ограниченным суверенитетом;
в) государство, отличающееся целостностью и неделимостью;
г) союз государств, объединившихся для достижения общих целей.
Право выхода из состава федерации за их субъектами признается:
б) признается, но только по итогам референдума населения субъекта федерации;
в) признается, но только по итогам референдума населения федерации в целом;
Унитарное государство, федерация, конфедерация — это:
б) форма территориального государственного устройства;
в) виды политического режима;
г) типы правового государства.
Россия по форме территориального государственного устройства является:
а) суперпрезидентск ой республикой;
б) федеративным государством;
в) демократическим государством;
Совокупность методов осуществления государственной власти, а также уровень политической свободы в обществе соответствуют понятию:
а) политического режима;
б) механизма государства;
в) форме государства;
г) структура государства.
Демократического политического режима не может быть без:
б) выборности органов местного самоуправления;
в) равенства граждан перед законом;
г) открыто существующей оппозиции.
Признак авторитарного режима:
а) полный контроль государства над обществом;
б) чрезмерный централизм;
в) наличие однопартийной системы;
г) подконтрольность режима народу.
Политический плюрализм — признак:
а) демократического режима;
б) диктаторского режима;
г) тиранического режима.
Орган государства может воплощаться в одном лице?:
в) орган государства всегда воплощается в одном лице;
г) орган государства никогда не может воплощаться в одном лице.
Правительство – это орган:
а) законодательной власти;
б) исполнительной власти;
в) правоохранительн ый орган;
г) правительство органом власти не является.
Администрация президента – это орган:
а) законодательной власти;
б) исполнительной власти;
в) и законодательной и исполнительной власти;
г) вспомогательный орган при президенте.
К правоохранительн ым государственным органам относятся:
а) суд, прокуратура, адвокатура;
б) милиция, прокуратура, армия;
в) органы внутренних дел, органы юстиции, прокуратура, ОГБ;
г) налоговая полиция, нотариат, детективные агентства.
Осуществлять правосудие имеет право:
г) присяжный заседатель.
Совокупность внегосударственн ых, экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных и религиозных отношений — это:
б) гражданское общество;
в) правовое государство;
г) социальное государство.
Таблица правильных ответов к тесту по теории государства.
Теория государства и права
Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 2. Происхождение государства и права
2.1. Причины и формы возникновения государства у разных народов
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, поскольку этнографическая и историческая наука предоставляют новые факты, позволяющие по-новому взглянуть на причины происхождения этого института. Причины и генезис объясняются в различных теориях возникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознание); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т. д.
Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. В теории государства и права выделяют два пути: восточный и западный.
Восточный путь происхождения государства
Первые государства, возникшие на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.), были доклассовыми, так как основной их функцией было одновременное управление сельскими общинами, объединенными в государство-полис, и организация общественных работ на ирригационных сооружениях. В таких государствах наибольшее распространение получил «азиатский способ производства». Основные причины появления государства здесь тесно связаны с сельским хозяйством: требовались масштабные ирригационные работы в связи с засушливым климатом и развитием поливного земледелия; необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого, централизованного руководства ими. Так называемая «знать» как высшее сословие возникает из родоплеменной знати, постепенно превращаясь в обособленную социальную группу, осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные интересы, не совпадающие с общественными.
Таким образом, этот (восточный или азиатский) путь возникновения государства отличается прежде всего тем, что политическое господство основывалось не на богатстве, а на отправлении какой-либо общественной функции, занимаемой должности. Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность, однако она не оказывала существенного влияния на экономику — решающий вклад в общественное производство вносил труд «свободных» общинников.
Восточное государство возникло до появления сословий. Основное средство производства — земля — формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного бюрократическо-чиновничьим аппаратом во главе с абсолютным монархом. Все восточные государства имели много общего в главном: все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства (власть-собственность), а частная собственность имела второстепенное значение.
Западный путь возникновения государств
По другому историческому пути шел процесс в европейских странах.
Афинское рабовладельческое государство возникает без внутреннего и внешнего насилия в результате появления частной собственности и раскола общества на сословия. С развитием частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания и передать власть своим представителям. Конфликт между наследственной аристократией и массами сопровождался борьбой за власть группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В результате богатейшие собственники стали занимать ответственные государственные должности, и господство родовой знати было ликвидировано.
В главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что в Греции. Так же, как в Греции, экономически сильная группа постепенно захватывает власть, формирует выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, обладали богатством, полученным в результате развития торговли и ремесла. Экономическое могущество плебеев возрастало. Их длительная борьба против патрициев — родовой римской аристократии, развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором образования государства.
Несколько иным путем шло формирование государства на Руси и во Франкском государстве. Этот путь получил наименование синтезного. Ранее в научной литературе он не выделялся как самостоятельный, а просто оговаривались особенности этих государств в рамках западного пути. При таком пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к протофеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Наблюдается активное заимствование государственности у других народов (Русь — Византия, Германия — Рим).
Европейский путь возникновения государства характеризуется следующими чертами: родовая знать оттесняется от власти богатой аристократией, военным, насильственным путем; основой государства является частная собственность; классы определяются по отношению к собственности; политическое господство определяется количеством богатства; административная структура складывается после появления частной собственности.
2.2. Происхождение права
Причины и условия, ставшие основанием для возникновения права, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Мононормы были едиными, нерасчлененными специфическими нормами, содержавшими в себе нормы морали, религии, права. Они носили универсальный характер, то есть подходили на все случаи жизни. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного.
С точки зрения обязательности их выполнения можно выделить две группы мононорм: нормы-запреты (табу) — обеспечивались страхом перед божественной карой; нормы-ожидания — формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. Существовали они в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов, норм морали. В первобытном обществе существовали также и проторелигиозные нормы, связанные с поклонением первобытным богам.
Наиболее ценные из мононорм в дальнейшем были санкционированы государством и стали важным источником права — обычным правом.
Признаки социальных норм, сложившихся в догосударственный период:
• отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (то есть исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
• существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
• обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами общественного убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
• ведущим способом регулирования выступал запрет (система табу);
• выражали интересы всех членов рода и племени.
Восточный путь происхождения права характерен для стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник правовых норм — сборники нравственно-религиозных положений (поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии и т. п.). Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.
Западный путь происхождения права присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников. Нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определенности. Очень хорошо развито гражданское право. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).
Правовые нормы устанавливались преимущественно тремя основными путями: перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их силой государства; правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы — нормативных актов (законов, указов и др.); прецедентное право, представляющее собой конкретные решения (принимаемые судебными или административными органами и приобретающие характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).
2.3. Основные теории происхождения государства
Рассмотрим наиболее известные теории происхождения государства.
Теологическая теория происхождения государства
Теологическая теория получила распространение в трудах Аврелия Августина, Тертуллиана, в Средневековье — Фомы Аквинского, в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). По мнению представителей данной теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с ним необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, то есть это в конечном счете вопрос веры.
Патриархальная теория происхождения государства
К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Платона, Конфуция, Филмера и др. Они обосновывают свою теорию тем, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит в конечном итоге к образованию государства. Отсюда власть государя — продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети.
Договорная теория происхождения государства
Договорная теория происхождения государства возникла в XVII–XVIII вв. и в наиболее логически завершенном виде представлена в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Л. де Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Н. Радищева, Т. Джефферсона и др. Согласно данной теории государство возникает как результат сознательного творчества — договора. Люди находились вначале в «естественном, первобытном состоянии», которое характеризовалось наличием у каждого индивида одинакового набора прав и свобод. Но в результате появления частной собственности в общество проникают конфликты, в результате чего индивид перестает чувствовать себя защищенным от посягательств на его правовой статус. Индивиды заключают между собой общественный договор, в результате которого и возникает государство. Таким образом, государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, власти государ ству.
Органическая теория происхождения государства
Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально еще древнегреческими мыслителями: Платоном, Аристотелем. Широкое распространение они получили во второй половине XIX в. и изложены в трудах Г. Спенсера, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то и клетки его функционируют нормально. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.
Материалистическая теория происхождения государства
Представителем данной теории является М. Вебер. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и при появлении государственности разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий дали толчок росту производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном итоге и привел к возникновению различных форм собственности: коллективной и частной. Важнейшим последствием появления частной собственности является выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.
Марксистко-ленинская теория происхождения государства
К представителям материалистической теории обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами, так же как и материалистическая теория. Однако главной причиной возникновения государства является раскол общества на имущих и неимущих, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Властная роль переходит к богатым людям, становящимися в процессе развития государства управляющим сословием. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего служит инструментом реализации их воли. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организма. То есть государство — это машина для подавления одного класса другим. Авторы, основываясь на исторических факторах, выделяли следующую логическую последовательность в становлении государства: оно появляется на базе постепенно усложняющегося и укрепляющегося общинного и родового самоуправления как аппарат, способный разрешать классовые и экономические противоречия.
Психологическая теория происхождения государства
Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. Петражицкого, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики — потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других — подчинять, быть образцом для подражания. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др., их магической силе, особой психической энергии. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют агрессивные намерения, инстинкты.
Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных намерений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными принимать ответственные решения, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.
Кроме рассмотренных выше теорий существует ряд менее распространенных. Среди них:
а) психоаналитическая. Автором является З. Фрейд, который утверждал, что необходимость создания государства исходит из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды появляется государство для подавления (сдерживания) в дальнейшем агрессивных комплексов человека;
б) расовая. Авторы (например, Жозеф Артур де Гобино) считали, что существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими — так и возникает государство;
в) патримониальная. Галлер считал, что государство возникло из права собственника на землю (патримониум). Право владения землей подразумевало власть над проживающими на ней людьми. Историки полагают, что именно в этом заключаются причины возникновения феодального сюзеренитета;
г) ирригационная. Возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы. Таким образом, государство выступало как организатор масштабных работ;
д) юридическая. Авторы Н. Коркунов, Н. Трубецкой рассматривали происхождение государства исключительно с правовой точки зрения, как «юридическое олицетворение нации» (признаки государства, отличающие его от догосударственных форм социальной организации; отличие государственной власти от общественной власти родового строя; государственная власть как особая разновидность социальной власти).