Люди верили что у человека есть бессмертная
О бессмертии человеческой души
Ни один вопрос так не волновал человеческие умы за все время существования человека, как вопрос о бессмертии души, о загробной жизни. Раньше, чем приступить к раскрытию этого вопроса, необходимо сказать, что и для нынешнего времени он является самым настоятельным вопросом, трудность которого сознают величайшие философы и мыслители. Но мы будем руководствоваться не только собственным разумом, а главным образом Священным Писанием.
Я знаю, что, избравши предметом сегодняшней беседы с вами такой вопрос, я столкнусь с предубеждениями и разными учениями настоящего времени и должен буду идти против течения современных философов. С тех пор как существует христианство, ни одна эпоха не была менее преисполнена сознанием о вечности, как настоящая. Мысли современных поколений, нас окружающих, направлены к настоящему часу, к области видимого мира. Вопрос, который будет служить предметом сегодняшней беседы, с первого взгляда не представляет ничего реального, действительного. Такой взгляд несколько смущает меня, руки как бы опускаются, чувствуется несостоятельность своих богословских и философских знаний, и готов, кажется, сойти с этой высокой церковной кафедры с немым молчанием, но и не теряя энергии. Мысли современных поколений, как я уже сказал, направлены к настоящему часу, к области видимого мира, но христианство не есть религия эпохи или часа, оно неизменно в своих догматических и нравоучительных истинах. Религия христианская касается души человека, а не вкусов времени, отдельных лиц или школ, веяний или направлений. Христианство создано на крепком фундаменте, основания которого непоколебимы, и оно не ищет себе опоры в господствующих мыслях дня, оно ищет ее и находит в страданиях и постоянных стремлениях человечества.
Будущая жизнь отрицалась многими во все времена, она многими отрицается и в наше время. Одни приходят ко гробу умершего для того только, чтобы взять его тело как ненужную и даже вредную вещь и похоронить на кладбище. Из уст их не выходит ни одной молитвы, ни одно божественное слово не освещает их печали, и на что им молитвы и божественные слова, когда они не веруют в Бога и в загробную жизнь. Другие – верующие – провожают умершего в надежде встретиться в загробном мире. Одни себе говорят: Станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15: 32), а если иногда и признавали будущую жизнь, то делали это из-за практического материализма. Другие со страхом и трепетом совершают свое спасение. Одни утверждают, что со смертью все кончается для человека. По их собственному мнению, в человеке никакой души нет, и то, что мы называем душою, по их словам, умирает вместе с человеком. Это говорят только те, которые вместе с душою отрицают и бытие Бога. Главная характерная черта таких людей – беспечность: они живут, не задумываясь ни над чем, ничто их из области высшей, духовной не интересует, они живут большею частью беззаконно, стараясь только об одном: как бы прожить получше, повеселее и поудобнее, лишь бы жизнь их удовлетворяла, хотя бы она была исполнена всякой лжи, неправды, мерзости и лукавства. Вот почему существование Бога и бытие души для них одно только неприятное явление: они мешают их широкой жизни течь так, как она течет, и вот почему они отрицают Бога и душу. Они сознают, что за беззакония необходимо отвечать, и вот они успокаивают себя и говорят, что нет никакого Бога и нет никакой бессмертной души. Взгляд такой на Бога и душу льстит их греховной и испорченной природе, взгляд такой дает им смелость есть, пить и веселиться, ибо, по их мнению, завтра все равно умрут, а там, за гробом, жизни нет, души нет и отчета о своих деяниях некому давать.
Но пусть они говорят и утверждают так. Мы знаем, что душа есть и что она бессмертна. Это подтверждает нам Священное Писание. В книге Екклесиаста Ветхого Завета говорится: Отходит человек в вечный дом свой (то есть после телесной смерти)… И возвратится прах (то есть тело) в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12: 5, 7). То же самое и в книге Премудрости говорится: Праведники живут во веки; награда их – в Господе и попечение о них – у Вышнего (Прем. 5: 15).
В бессмертие человеческой души (следовательно, и в загробную жизнь) веровали и все ветхозаветные праведники. Но особенно ясно бессмертие души человека чувствуется в Новом Завете. Там прямо сказано: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геене (Мф. 10: 28); Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22: 32). Те из христиан, которые умерли и достигли воскресения из мертвых, умереть уже не могут, ибо они равны ангелам (Лк. 20: 35–36). Вот почему Господь наш Иисус Христос многократно повторял и говорил Своим ученикам и последователям: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6: 19–20). Или прочтите 25-ю главу Евангелия от Матфея о десяти девах – о пяти мудрых и пяти юродивых, как Он предостерегает Своих последователей вместе с горящими свечами запастись и елеем, чтобы свечи не потухли и внезапно не пришел Жених. Здесь раскрыт момент Страшного суда. Если бы загробной жизни не было или, что то же, если бы душа человека не была бессмертна, то зачем было Христу Спасителю предупреждать Своих последователей о грядущем Суде.
По прибытии в Петербург он с большим трудом нашел здесь своих земляков и спросил о судьбе своего отца. Те сказали ему, что в начале весны отец его со своими товарищами отправился в море, но прошло уже четыре месяца, а о них не было никаких известий. Не имея покоя в душе, Ломоносов сам хотел поехать на виденный им во сне остров, который был ему знаком с детства, но его не отпустили из Петербурга. Тогда он упросил местных рыбаков побывать на том острове и, если они найдут там тело отца его, предать погребению. Действительно, в указанном им месте рыбаки нашли тело отца Ломоносова и погребли его. Не ясно ли отсюда, что сыну во сне явилась сама душа его отца, чтобы сказать о своем предсмертном томлении и посмертной туге вследствие того, что тело оставалось без погребения и молитв? Так верил и сам знаменитый Михаил Васильевич Ломоносов.
Души умерших являются не только во сне, но еще и наяву. Бессмертие души человеческой тут является более точным и открывается еще яснее. Тут человек своими глазами видит умершего как живого, и так как до его смерти он хорошо знал покойника, то тут он безошибочно может сказать, что он видит вот именно того-то, такого-то своего знакомого или близкого.
Цели, по которым души умерших являются живым людям, бывают разные. Очень часто они являются для того, чтобы тем или другим способом улучшить свое положение в загробной жизни. Ибо, как всем нам, православным христианам, известно, молитва живых, особенно молитва Церкви, приносит большую пользу душам умерших: она облегчает тяжелую участь их, если умершие за свою греховную земную жизнь в загробной жизни терпят мучения. И вот души многих умерших и являются на землю просить о себе молитв. А иногда души умерших, по воле Божией, являются на землю для блага того или другого своего родственника, желая оказать ему какую-нибудь духовную пользу. Чаще всего они являются тем родственникам, которые начинают вести жизнь плохую – безбожную или развратную. В этом случае они тем или другим способом помогают своему родственнику исправиться, помогают ему встать снова на путь истины. Или они являются сделать то доброе для своего близкого родного, что они при жизни не успели сделать. Следовательно, душа без тела является на некоторое время как бы продолжательницей жизненных дел души в теле.
Иногда души умерших являются родственникам просто по чувству родства, как бы скучая по ним. Очевидно, душа по выходе своем из тела некоторое время не теряет той связи с ними, какую имела, будучи в теле, и вот, по воле Божией, так или иначе и показывает эту связь. При этом нередко своим явлением души умерших приносят родственникам и какую-нибудь житейскую прибыль, разъясняя то или другое недоразумение, не разъясненное при их земной жизни, или указывая им, что они должны сделать для получения себе какого-нибудь прибытка.
После близких родственников самый близкий человек каждому есть его друг и благодетель. К друзьям и благодетелям люди питают искреннюю привязанность и благодарность. Душа человека, никогда не умирающая, бессмертная, и после выхода своего из тела удерживает эти чувства и нередко из загробного мира является к своим живым друзьям и благодетелям, чтобы засвидетельствовать им дружбу или благодарность.
Перечитывая Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, я нашел в нем слова «вечная жизнь» 40 раз. И, не сомневаясь, могу утверждать, что Спаситель целью Своего учения поставил вечную жизнь. Ищите прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6: 33), – сказал Он. А как искать Царства Божия, если нет загробной жизни? Царство Божие и правда Его начинается здесь, внутри нас, но оно будет полным и вечным после смерти, ибо наше жительство на небесах (Флп. 3: 20), а здесь, на земле, мы чужеземцы, жизнь эта – это жизнь ожиданий, мы временные путешественники, стремящиеся к тихой вечной пристани неба. Я не понимаю состояние души таких людей, которые совершают свое земное течение со всеми его трудностями без Бога и Его помощи, без веры и надежды. В самые тяжелые минуты жизни, в самых ужасных страданиях у меня в сердце была и есть торжествующая надежда, которая укрепляет меня на тернистом пути. Я рассуждаю так: земле всецело я не принадлежу, моя земная жизнь временная, но я могу страдать, ибо знаю, что мои страдания имеют цель, которую объяснит мне вечность; знаю также, что кого Бог милует, того и наказывает. С таким убеждением я могу страдать. Страдайте и вы, братья мои, в надежде, что страдания ваши приведут вас к цели. Сейте везде за собой и кругом себя свои живые надежды, расточайте эту надежду в ночи сомнения, проповедуйте о будущей жизни, без которой настоящая земная жизнь была бы самой бестолковой, ненужной и бесцельной. Будем верить, что Христос, восста от мертвых, начаток умершим бысть (1 Кор. 15: 20). Аминь.
Сказано в Кишиневской митрополии 8 февраля 1910 г.
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс (8 стр.)
Храмы обычно строили в виде огромных прямоугольных зданий. Их возводили на каменных террасах и окружали высокими стенами. В стене оставляли узкий проход, пройдя через который можно было попасть во внутренний двор, украшенный колоннами. Им придавали сходство со связками стеблей папируса или стволами пальм, увенчанных цветами. Проходя между колоннами, можно было подумать, что идешь сквозь чащу каменных деревьев. Лишь миновав этот сказочный каменный лес, человек попадал в сам храм.
После залитого яркими солнечными лучами двора огромное внутреннее помещение храма казалось темным, мрачным и таинственным. Здесь царил полумрак, свет шел лишь сквозь небольшие отверстия в крыше. Торжественность обстановки подчеркивали ряды массивных колонн. Стены храма были украшены рельефами, прославлявшими богов и фараонов. Прошедший сквозь главный зал попадал в святилище. Здесь помещалась статуя бога. Но войти сюда могли лишь главные жрецы или фараон.
Захоронение фараона. Древнеегипетский рисунок
Египтяне верили, что у каждого человека есть бессмертная душа. После смерти она покидает тело и отправляется в подземное царство бога Осириса. Представ перед ним, душа должна держать ответ за те дела, которые человек совершил при жизни. Души тех, кто совершал добрые дела, ждала награда; тех же, кто творил зло, подвергали наказанию.
Египтяне считали, что душа человека может существовать вечно, но тело его – вместилище души – должно было оставаться на земле в полной сохранности. По поверьям египтян, душа время от времени возвращалась в тело. Чтобы сохранить тело умершего, его превращали в мумию – обрабатывали соляным раствором и ароматическими маслами, после чего высушивали. Затем заворачивали в льняное полотно и клали в саркофаг, напоминавший по форме тело человека. Саркофаг помещали в гробницу, называвшуюся у египтян «домом вечности».
Золотая маска из гробницы фараона Тутанхамона
Величайшее из чудес света
Самое грандиозное и величественное из всего, созданного архитекторами и строителями Древнего Египта, – это пирамиды. Самая большая из них была возведена около 2600 года до н. э. для фараона Хеопса. Ее высота равняется почти 150 метрам, а чтобы обойти вокруг нее, надо пройти около километра. Сложена эта пирамида из многотонных каменных плит, так хорошо обработанных и плотно пригнанных друг к другу, что в стыки между ними не вошло бы и лезвие ножа. Это сооружение считается одним из чудес света. Так называют семь самых знаменитых сооружений древности. Пирамида Хеопса – единственное из чудес света, сохранившееся до наших дней.
Фараоны возводили грандиозные сооружения для того, чтобы обессмертить свое имя и обеспечить себе роскошную жизнь в загробном царстве. В толще каждой пирамиды строители оставляли множество помещений. Их стены украшали рельефами и рисунками, прославлявшими подвиги фараона. Здесь же размещался саркофаг и предметы обстановки дворца. Пирамиды строились руками простых египтян и рабов. На возведение каждой из них требовались десятки лет. Поэтому фараоны приказывали начинать строить пирамиды еще при своей жизни.
Египтяне поклонялись множеству богов и возводили для них храмы. Служителями богов были жрецы. Египтяне верили в бессмертие души и сооружали для умерших гробницы, наиболее грандиозными из которых были пирамиды.
Жрецы – служители богов.
Рельеф – выпуклое изображение, высеченное на камне.
Пирамиды – гробницы египетских фараонов.
2600 год до н. э. Возведение пирамиды Хеопса.
«Египтяне сами воздвигли себе памятники, перед которыми время оказалось бессильным».
Российский историк Е. С. БогословскийВопросы и задания
1. Каких богов более всего почитали древние египтяне и почему?
2. Какую роль играли жрецы в жизни Египта?
3. Что можно узнать о жизни и религии египтян из их погребений?
4. Придумайте рассказ о прогулке по египетскому храму.
5. Пользуясь рисунками и текстом, расскажите об устройстве пирамид, о том, кто и для чего их возводил.
§ 10. Наука и искусство Древнего Египта
Письменность Древнего Египта
В те времена, когда люди еще не знали письменности, они передавали свои знания изустно. Жители Древнего Египта стали зарисовывать то, что они хотели запомнить: волнистой чертой, например, начали обозначать воду, кружком – солнце, изображением ног – слово «идти» и так далее. Так у египтян зародилась письменность, одна из древнейших на Земле. Позднее жители Египта научились обозначать знаками не только целые слова, но и отдельные слоги. Подобные знаки-рисунки называют иероглифами. В египетской письменности их насчитывалось более 700!
Писали египтяне заостренными палочками, обмакивая их в черную или красную краску. Бумаги люди тогда еще не знали, но у египтян был материал, очень на нее похожий, – папирус. Его изготавливали из болотного тростника. Стебли этого растения вначале разрезали на тонкие полоски, а затем склеивали друг с другом. Получалась длинная лента, которую и использовали для письма. Исписанную ленту сворачивали в свиток. Такие книги-свитки хранили в деревянных футлярах.
Научные знания египтян
Главными хранителями научных знаний, самыми грамотными, образованными людьми в Древнем Египте были жрецы. При каждом храме находилась библиотека, где они хранили, изучали и переписывали свитки, собранные за тысячелетнюю историю страны. Жрецы и сами занимались научными исследованиями. Они следили за небесными светилами, изучали окружающий мир, строение тела животных и человека.
Египетскими жрецами было сделано немало открытий, которыми пользуемся и мы. Так, например, наблюдая за звездами, они заметили, что разливы Нила начинаются тогда, когда под утро в небе появляется яркая звезда Сириус. Жрецы подсчитали, что от одного ее восхода до другого проходит 365 дней. Так египтяне сумели определить продолжительность года. Восход Сириуса стал считаться в Египте началом нового года. Год делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, а неучтенные 5 дней считались праздничными. Египетские жрецы не только вычисляли продолжительность года, но и могли предсказать солнечные и лунные затмения, появление комет и многое другое. Из подобных наблюдений за небесными телами зародилась одна из древнейших наук – астрономия.
13 От кого учение о бессмертии души
Тематический сборник «Спорные вопросы Библии»
13. В христианской среде сильное влияние имеют идеи, возражающие церковным догматам о бессмертности души, аде и рае.
Они утверждают: после физической смерти души пребывают в состоянии сна, после которого пробудятся при всеобщем воскресении на Суд. Никаких посмертных страданий нет, поскольку, Бог не является злым и не может желать мучений человеку, тем более вечных мучений, поэтому, ад и геенна огненная – всего лишь аллегорические, образные выражения прекращения бытия. Так, от кого учение о бессмертии души?
Мнение:
1. Человек сотворён смертным.
Бог в книге Бытие сказал «умрёте» – это отправная точка. Как мы знаем, многие нехристианские учения проповедуют о бессмертии души. Существует, например, учение о реинкарнации. Стоит задать вопрос: кто учит о бессмертии в Эдемском саду? Учит противник Божий. Чтобы не быть даже чуть-чуть причастным противнику (сатане), я не поддерживаю мысль о бессмертии души без Иисуса Христа ни в какой форме. Вот, смотрите, Бог говорит – умрёте, дьявол же говорит – не умрёте. Кто-то из них явно лжет.
Человек не имел бессмертия от начала. В эдемском саду стояло «дерево жизни» (Быт.3:24), от которого Адам и Ева должны были вкушать для продолжения своего существования.
Если, уж, и говорить о бессмертии, то данную способность имеет только Иисус Христос. О Нём сказано: «Господь господствующих, единый имеющий бессмертие» (1Тим.6:16). А, раз, Он единый, значит, все остальные бессмертия не имеют и не могут иметь. Это значит, что все остальные живут только временно, получая отведенный им срок жизни в качестве дара от Него.
2. Душа умершего спит до Суда.
О том, что мёртвые спят, написано в Ветхом Завете, так, Екклесиаст пишет, что псу лучше, чем мертвому льву, поскольку «5 Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, 6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чём, что делается под солнцем» (Еккл.9:5,6)
Как мы видим, в «том» мире нет осознанности, что мы имеем здесь на Земле, а, значит, нет ни боли, ни радости, нет жизни.
Христиане же имеют дар вечной жизни, который будет получен ими во Втором Пришествии Христа и не раньше. Тогда состоится воскресение людей во плоти, как написано у Иова и в других текстах:
«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:25—27).
«Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего» (Иов 14:12).
«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).
____________________В приведённом мнении слова Бога толкуются в том ключе, что человек создан смертным. А слова змея о том, что человек не умрёт – это впервые озвученная идея о бессмертии души, и, поскольку, её озвучил враг, значит, верить ей нельзя. Но верно ли такое толкование?
Потому ли Бог сказал, что человек умрёт, что человек был изначально создан смертным, и просто ставил его в известность? Нет. «Не вкушай!» – человеку была дана заповедь! Если ты вкусишь, в день, в который вкусишь – смертью умрёшь.
Человеку впервые был дан Закон Божий и озвучены последствия его нарушения. А сатана сказал: нет, не умрёшь, почему? Он так сказал для того, чтобы усомнить человека в словах Бога, склонить к непослушанию, к нарушению Закона Божьего. Сатана внушил, что человек, даже если и согрешит, то, всё равно, не умрёт. Он и по сей день так внушает, каждому человеку в мире. Не верь Богу, делай что хочешь, ничего не случится, ты будешь жить так же, как и раньше. Вот смысл слов сатаны. Его целью было обмануть человека и ввести в грех неверия и непослушания, успокоив, что никаких смертных последствий за грех не будет, и уничижить авторитет Бога в глазах человека.
Дерево жизни, очевидно, относится к физической сфере. И если бы смертный человек употреблял плоды и листья с этого дерева, то его тело исцелялось бы бесконечно и продолжало оставаться живым. А человек, однажды ставший грешником, продолжал бы в этом теле грешить, умножая зло и свою вину. Человека нужно останавливать. Срок, отведенный на греховную жизнь, должен быть ограничен. И Бог позаботился, чтобы человек не имел доступа к этому дереву, поставив ангела-охранника с мечом.
И, поскольку, человек был создан духовной личностью, причастной духовному миру, как и ангелы, его личность тоже имеет вечное сознательное существование, даже вне тела. Таким же образом существуют духи падших ангелов. Они существуют вне тела в сознательном состоянии в отведенных им местах и пределах, они активны и деятельны, но они духовно мертвы, в том смысле, что пребывают в духовной смерти, в отрыве от Бога.
«Я есмь Жизнь» (Иоанна 14:6). Пребывание в жизни – это пребывание в Боге. А держава смерти принадлежит дьяволу, и ему принадлежат все, кто грешит – и бесы, и людские души, они, как написано в Библии, его рабы. Душа человека принадлежит сатане, пока он не стал рабом Христа.
Поэтому, в момент смерти личность человека забирается его хозяином – демоны приходят и уводят душу в ад. До Христа демоны забирали грешников, а ангелы – праведников. История о богаче и Лазаре сообщает, как душу Лазаря забрали ангелы и отнесли на место, называемое Лоно Авраамово. Это не был рай, это был ад. Но праведники там не страдали, потому что, жили праведно при жизни.
Тексты же Экклезиаста сообщают не о состоянии душ в загробном мире, а о том, что умершие уже не соучастники этому миру, не имея уже отношения к нему, его заботам и переживаниям, и это акцентирует 6-й стих «нет им (умершим) более части во веки ни в чём, что делается под солнцем» (Еккл.9:5,6). Это философские размышления о смерти, и принимать их за откровение о загробном мире и, тем более, за доктринальную основу, неверно.
Вечное существование и вечная жизнь – не совсем одно и то же. Бессмертие можно понимать двояко: 1) как вечную жизнь, то есть, отсутствие смерти, святое состояние и пребывание в Боге. Такое существование у спасённых, возрождённых душ во Христе. И только их тело порочное должно ещё умереть, а душа уже искуплена и освящена. 2) как вечное сознательное существование. Оно может быть вне Бога, а, значит, вне жизни, а, значит, в смерти. Но в таком состоянии духовные существа, всё равно, ощущают себя. У них есть самосознание, чувствования и страдания, беспокойство духа. Точно так же, как существуют многие века демоны и дьявол по сей день, в таком же понятии существуют, или, обитают духи умерших людей в аду.
Очевидно, тьма внешняя – это то, что вне Бога, библейское понятие зла, ада, отлучения от Бога–Света. Покой – это дар Божий. Покой – это наследие спасённых, это признак спасения души. «Прийдите ко Мне. и найдёте покой душам вашим» (Матф. 11:28). Покой – Шаббат души – символом чего является последний день творения, и даты шаббата в еврейской традиции – это покой во Христе. Поэтому, нечестивым нет мира (Ис. 57:21), и души их не могут иметь покоя (Откр. 14:11). Духа Утешителя с ними не будет, утешать будет некому. Используется образ огня. «Бог наш есть Огнь поядающий» (Евр. 12:29).
Хочет ли Бог страданий грешнику? – Конечно же, нет. Грешник сам себе выбирает территорию страданий, территорию вне Бога. Эта участь не потому, что Бог желает кого-то мучить, а потому, что нет счастья, нет покоя, нет утешения вне Бога, во тьме внешней.
А самосознание есть. Как страдает душа, знает на себе каждый человек. Бывает, что тело здорово, и вроде ничего физически не болит, а душа изнывает, переживает, болит, ей плохо, и такие муки бывают, которые похуже физических. А страдания после смерти в отлучении от Божьей благодати, вполне логично, будут умножены многократно. Так, чему удивляться? И зачем сопротивляться, ложное самоуспокоение пользы не принесёт.
Да, это знание тяжкое, но лучше, как известно, горькая, но правда, чем приятная, но лесть. «Никто без святости не увидит Господа» (Евр.12:14). Лучше помнить об этом и бодрствовать, «бодрствуйте, ибо, не знаете, в который час Господь Ваш придёт» (Матф. 24:42).
Бессмертная ли душа? — Библия дает отрицательный ответ!
Бессмертная ли душа? — Библия дает отрицательный ответ!
А теперь посмотрим, что говорит на этот счет Библия — слово Божье.
Для начала, давайте обратим внимание на слова Иисуса, где Он учит не заботиться о душе. Это первая шайба в ворота «вечно живых», которые призывают о ней больше всего беспокоиться. Все четыре евангелиста говорят ясно и просто, что душу, оказывается, можно потерять:
ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
(Матф.16:25)
Мы не берем во внимание слова из притч, в которых Господь повторяет то же самое. Слова из притч зачастую нужно воспринимать как иносказание. Но в данном месте Учитель говорит буквально. Вот как об этом же записал Иоанн, он утверждает, что «бессмертную» душу можно и погубить:
Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
(Иоан.12:25)
Откуда взялось учение о бессмертной душе
Позднее, языческие верования оформились даже в философское направление учения Платона о небесном «мире идей» и земном «мире теней». Хотя, в ранних верованиях мы можем найти, будто бы все умершие, как «хорошие», так и «плохие» – все жили под землей.
Распространившаяся позже христианская вера, «наложилась» на основу многовековых традиций античных учений. Для удобства и легкости покорения и обращения язычников Церковь развила и несколько трансформировала платоновскую идею в труды, например, Аврелия Августина о «Граде Божьем».
Библейское основание бессмертной души.
Не станем делать акцент на философии, памятуя предостережение апостола Павла, не увлекаться философскими учениями, они могут быть сетью заблуждения (Кол.2:8). Лучше будем искать ответы в Библии, в слове Божьем.
Богословы отправляют к книге Екклесиаста:
И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.
Указывая на эту красноречивую фразу, обычно не замечают, что слово «душа» в этом отрывке отсутствует. Вероятно, богословы рассчитывают на то, что читатель не заметит попытки подменить смысл слова «дух» смыслом «душа».
Но апостол павел ясно дает понят, что дух и душа — это не одно и то же (1Фесс.5:23). Это вторая шайба в ворота команды «вечных душ».
Смерть Рахиль. Изображение:
http://1.bp.blogspot.com/-RZeL8jtj3Yg/VDIlht1za6I/AAAAAAAACHM/z1jKlwz0ZPY/s1600/Rachel_dies.jpg
Другие места, используемые в качестве аргументации, показывают выход из тела души. Одно из них, описание скоропостижного ухода матери Вениамина, жены Иакова Рахиль:
И когда выходила из нее душа, ибо она умирала…
(Быт.35:18)
Если мы посмотрим в контексте, то увидим, что Рахиль скончалась при родах. Распространенная причина, это кровотечение, с чем повитухи того времени были бессильны справиться. Если мы вспомним, что в крови душа, то поймем диагноз, ставший причиной смерти Рахиль:
ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его…
(Лев.17:14)
И еще, что нужно отметить, исходя из этого фрагмента текста: будь правдой, что душа бессмертна, то на небо возносится кровь? Разумеется нет, ибо сказано:
…плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
(1Кор.15:50)
Апостол Петр, зная о близком своем конце, написал об этом с использованием метафоры своего тела, как храма, который готовится покинуть. И это 4 : 0, поскольку в данном отрывке (2Пет.1:14) о бессмертной душе нет ни слова. Тело, действительно, может служить храмом Духа (1Кор.6:19).
Обезглавленные души в Откровении
Еще есть места, которые любят использовать в защиту «вечной» души, они находится в книге Откровения:
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою…
(Откр.20:4)
И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
(Откр.6:9-11)
Надо сразу сказать, что книга Откровения изобилует метафорами и образами, для объяснения которых нужно искать места в Ветхом Завете. Если же пренебречь этой особенностью Апокалипсиса, то мы вынуждены признать, что оказавшиеся на небе души разговаривают без головы. Хотя, в действительности, автор статьи так не считает.
Упомянутое уже место о крови и душе (Лев.17:14) поможет понять Иоанна, а так же еще одно место, где похожим образом доходит до Бога стон крови пострадавшего Авеля от бесчинства и греха Каина:
И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
(Быт.4:10)
Иоанн использовал оборот речи, известный любому еврею, с детства слышащему историю о первом убийстве. Разумеется, таким образом, Иоанн хотел показать, что у Бога все учтены и они записаны в книге жизни, и число убитых еще будет дополняться до определенного времени. Но, самое главное, Он всех помнит и за всех обезглавленных, перепиленных и т.д. – умерщвленных, приготовил Свое отмщение.
5 : 0 – защитники ворот «бессмертных душ» не держат оборону.
Есть ли в Библии хоть одно упоминание о бессмертной душе?
Если бы такое место было, то проще всего было бы начать именно с него. Но вы удивитесь, во всей Библии, от книги Бытие, до книги Откровения, нигде не встретите такое словосочетание, как «бессмертная душа» или «вечная душа».
Зато, Бог недвусмысленно и не в притче, а через пророка говорит прямо и понятно, что душа имеет смертность:
Кто заинтересован учении бессмертной души?
Наши прародители поняли это и единственный кто хотел разубедить в вероятности умереть, это дьявол:
И сказал змей жене: нет, не умрете,
(Быт.3:4)
И так, что мы имеем в сухом остатке. Счет 7 : 0, с учетом последней цитаты хитрого змея, которая так похожа на языческое учение о загробной жизни и, позже перенятой искаженной христианской философией.
Радостная весть
Пришествие Христа. Изображение: https://tayniymir.com/wp-content/uploads/2017/08/vtoroe-prishestvie-hrista.jpg
Евангелие, переводится, как радостная весть, говорит о главном:
Обещанное избавление от смерти, время пришло, хотя осталось дождаться возвращения Иисуса Христа, Который обещал прийти и взять с Собой всех, кто ожидал Его (Иоан.14:1-3).
А не через 40 дней, о которых нет ни слова в Библии. К стати, этого же – воскресения из мертвых, – дожидается и царь Давид (муж по сердцу Господу), который по словам апостола, лежит в могиле, а не на небесах (Деян.2:29, 34).