Люфт крыльчатки турбины что делать

Тема: Турбина. Люфт крыльчатки

Опции темы
Поиск по теме

Pointer Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делатьРегистрация 17.01.2010 Возраст 50 Сообщений 25

Спасибо:
Получено: 0
Отправлено: 0

Ребят, насколько это страшно и будет ли влиять небольшой, как мне кажется, люфт крыльчатки на вибрацию?

Какой люфт? Радиальный или осевой?

Pointer Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делатьРегистрация 14.11.2009 Адрес Украина, Киев Возраст 54 Сообщений 18

Спасибо:
Получено: 0
Отправлено: 0

Пока турбина нормально работает и масло не гонит- не стоит заморачиваться, и вибрацию она давать не будет. Посмотри вагкомом параметры работы-3,4,7,11,13 группи.Может в 13 разбаланс по цилиндрам.

Pointer Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делатьРегистрация 17.01.2010 Возраст 50 Сообщений 25

Спасибо:
Получено: 0
Отправлено: 0

Ну определитесь как нибудь.

Какой из этих осевой и радиальный?

Pointer Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делатьРегистрация 17.01.2010 Возраст 50 Сообщений 25

Спасибо:
Получено: 0
Отправлено: 0

Радиальный! Радиальный люфт у меня!
Чего делать то? Не он ли причина вибрации? Прогонял машину vag-comом. Все в норме турбина дует.

Passat Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делатьРегистрация 14.03.2008 Адрес Королевская Гора Возраст 43 Сообщений 1,381

Спасибо:
Получено: 0
Отправлено: 0

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делатьПомойму осевого быть не должно,а радиальный допустим.

Pointer Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делатьРегистрация 17.01.2010 Возраст 50 Сообщений 25

Спасибо:
Получено: 0
Отправлено: 0

Спасибо ребят. А я уже на поиски тубины завтра собрался.
Значит тубина еще походит. Тфу, тфу, тфу.

Никак не могу наити причины вибрации и звона при ускорении. Я думал что тубина разваливается, звенит и движок колбасит из за этого.
Может катализатор забит? Только как проверить его. Хотел тубину от катализатора отсоеденить и посмотреть отразиться ли это на вибрации.

Источник

Без надувательства: почему ломаются турбины, и как их ремонтируют

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Он был запатентован в далеком 1911 году, прошел долгий путь от авиации до Формулы-1 и, наконец, получил свое место на автомобильном конвейере лишь в 1977 году на Saab, после чего медленно, но уверенно продвигался на все ведущие предприятия по производству автомобилей, сломив, в конце концов, даже таких апологетов атмосферных двигателей, как BMW. Да, сегодня речь пойдет о турбокомпрессоре. В этот раз рассмотрим основные проблемы этого узла, возможные неисправности и процесс ремонта оных.

Кратко об устройстве и работе

В се гениальное просто. Правда, это относится к самой идее – концепции, так сказать, турбокомпрессора. Многим инженерам не давала покоя расходуемая впустую энергия вылетающих из выпускного коллектора отработанных газов. Наконец один из них (Альфред Бюхи) все-таки создал конструкцию, в которой на одном валу были установлены два колеса с крыльчатками – компрессорное и турбинное. Поместив вал с колесами в корпус, он получил турбокомпрессор.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Так, на турбинное колесо попадали вылетающие через выпускной коллектор отработанные газы и раскручивали его, а вместе с ним и компрессорное колесо, благодаря которому атмосферный воздух под давлением подавался во впускной коллектор. Компрессорное и турбинное колеса имеют свои корпусы, называемые еще «улитками», вал на втулках помещен тоже в свой корпус, который называют «картриджем». В последний подводится моторное масло для смазки, а иногда и охлаждающая жидкость для дополнительного охлаждения. Сам вал, на котором установлены турбина и компрессор, чаще вращается на подшипниках скольжения – втулках из бронзы. Есть варианты и на подшипниках качения, но такие турбокомпрессоры имеют очень высокую стоимость.

Для контроля за частотой вращения турбины, а, следовательно, и давлением наддува установили перепускной клапан (wastegate), который при необходимости сбрасывает часть отработанных газов в обход турбины. Управляется этот клапан с помощью актуатора, который может быть вакуумным или с электрическим сервоприводом. На впуске же установлен байпасный клапан, призванный перенаправлять воздух обратно на вход компрессора в моменты закрытия дроссельной заслонки. Кстати, знаменитый «пщщщ» при переключении передач в фильме «Форсаж» – это работа заменителя байпаса – блоу-офф клапана (blow-off). Именно при его работе избыток воздуха столь эффектно отправляется в атмосферу.

Но никто и ничто не стоит на месте, а потому те, кому не нравилась грубая работа перепускного клапана, решили, что неплохо было бы управлять направлением потока отработанных газов. Так появились турбокомпрессоры с изменяемой геометрией. Внутри корпуса турбинного колеса установлены по кругу направляющие лопатки, которые при помощи специального механизма изменяют свое расположение, по-разному направляя поток отработанных газов на лопатки турбинного колеса. Тем самым регулируется частота вращения турбины в зависимости от нагрузки на двигатель.

В рамках этого материала мы не будем рассматривать ни сдвоенные, ни комбинированные системы наддува, так как на сегодня главное – понять, какие проблемы могут возникнуть, и как они решаются.

Что может поломаться

Так, например, при попадании посторонних предметов или пыли во впускной трубопровод могут разрушиться лопатки компрессорного колеса.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Что-либо подобное случается и с лопатками турбинного колеса, а вместе с ним и лопатками изменяемой геометрии, если таковые имеются.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Масляное голодание, неправильный подбор масла, перегрев, нарушение регламента замены моторного масла – все это приводит к износу рабочих поверхностей вала турбокомпрессора.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Износ может стать причиной заклинивания системы изменения геометрии турбины.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Возможны заклинивания актуаторов привода перепускного и байпасного клапанов, которые управляются ЭБУ двигателя.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Из-за чрезмерных перегрузок есть вероятность деформации вала турбины. Все перечисленное – только основные причины. Выявленное же в процессе ремонта может неприятно удивить, ведь турбина – это высоконагруженный агрегат, и причин выхода из строя может быть множество.

Как понять, что с турбокомпрессором проблемы

Базовых признаков только два – потеря тяги или такая тяга, которой не было раньше. При потере тяги сервисмен первым делом «грешит» на турбину, потому что она – одна из самых уязвимых единиц под капотом. Крутится порой до 150 000 об/мин, с одной стороны греется, с другой – охлаждается, а потому если тяга на авто куда-то начала пропадать, то подозрение в первую очередь падет на нее. Все остальное можно узнать только после снятия турбокомпрессора с автомобиля.

Предварительно мастер просто обязан выполнить диагностику всех систем, чтобы убедиться в том, что ни один из датчиков не вышел из строя, и нет ни одного места, через которое воздух попадал бы во впускной коллектор в обход системы впуска.

Есть еще один момент – это шум турбины высокой частоты, почти писк, который зачастую говорит о слишком большом осевом или радиальном люфте вала турбокомпрессора. Двигатель при этом может тянуть, как и прежде, но время жизни турбины резко начинает стремиться к нулю.

А теперь о том, что касается тяги, нехарактерной для двигателя – то есть, если вы вдруг обнаружили, что больше нет турбоямы и чего-то подобного, и автомобиль «на подрыве» всегда. Такие признаки могут говорить о том, что перепускной клапан (wastegate) заклинило, отработанные газы не сбрасываются, и оттого турбина качает воздух по полной, повышая давление наддува. «Подрыв» – это хорошо, но он может закончиться прогоранием поршня или клапанов из-за перегрузки. Так что следите за «характером» своего автомобиля.

После снятия турбокомпрессора

Все, что описано выше, касается исключительно диагностики до снятия турбины с двигателя. Теперь же представим, что мастер провел диагностику и выдал неутешительный вердикт, что скорее всего проблемы связаны именно с турбокомпрессором. В этом случае механик демонтирует его и отправляет на участок дефектовки и ремонта.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Теперь начинается самое интересное. Первое, на что смотрит мастер, – это компрессорное и турбинное колеса и состояние корпуса турбинного колеса. По нагару и саже на впуске корпуса турбины мастер может приблизительно сориентировать, что является их причиной – может, «заливает» форсунка, или износились поршневые кольца, отчего в наддув гонит масло из картера двигателя. Осмотром же турбинного и компрессорного колес можно выявить чрезмерный износ оных, как в нашем случае.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

В идеале каждая из лопаток должна проходить рядом с корпусом с минимальным зазором – слишком большой зазор означает потери. Далее мастер на ощупь проверяет люфт вала турбины.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Почему на ощупь? Да потому, что люфта практически не должно быть, причем ни радиального, ни осевого. Далее следует разборка. Ничего сложного в ней нет: болты и гайки долой – и вот уже «улитки» отдельно, картридж отдельно. Далее мы отвернули гайку крепления компрессорного колеса и сняли его, после чего вал извлекли из картриджа. Втулки – выпрессовали. Вот по сути и вся разборка. Турбинное колесо, к слову, образует с валом одну неразъемную деталь.

Все элементы корпуса турбокомпрессора отправляются на пескоструйную очистку.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Рабочие элементы отправляются на обмер – там, в частности, измеряется диаметр вала в местах установки втулок. При необходимости заменяется компрессорное колесо. Если с валом или с турбинным колесом все плохо, то поможет только замена. Помимо этого, при проверке подают разрежение и проверяют работу актуаторов. Если же актуатор электрический, его проверяют с помощью соответствующих диагностических приборов.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Ремонт турбины

Если поверхности вала изношены в пределах допустимого, то их шлифуют, если вне пределов – заменяют. После шлифовки снова измеряют наружный диаметр и вытачивают под него втулки.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Затем вал отправляют на проверку его биения – и никакого диссонанса или нарушения технологии здесь нет. Дело в том, что вал можно условно разделить на две части – рабочую, на которую установлены втулки, и часть, на которую установлено компрессорное колесо. Последняя не может быть отшлифована из-за того, что компрессорные колеса, как запчасти, поставляются только в номинальных размерах. Шлифовка вала пусть и на малую долю, но изменит его диаметр. А изменение зазора между валом и колесом недопустимо. Потому мастер ставит вал на специальный стенд с индикатором часового типа и, вращая его, определяет точки деформации.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Затем с помощью специальных инструментов и молотка правит его. Правит до тех пор, пока не добьется почти идеальных результатов по биению.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

После правки вал отправляется на балансировку. Процесс этот сам по себе интересный. На специальный стенд ставят вал, на него накидывают приводной ремень, который и прижимает вал к опорам. На турбинное колесо наносится метка, а напротив него ставится лазерный датчик частоты вращения. После включения приводного электромотора вал раскручивается до определенных оборотов, чтобы откалибровать стенд. Затем мастер прилепляет небольшой кусок пластилина напротив метки турбинного колеса и снова включает стенд. Потом лепит приблизительно такой же кусок пластилина с обратной стороны турбинного колеса, но напротив первого куска.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

После этого мастер включает стенд, доводит обороты до требуемых и выключает. По итогам процедуры на экране дисплея стенда выводятся приблизительные точки дисбаланса вала с весом материала, который необходимо удалить для балансировки.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Глядя на эти точки, мастер немного стачивает поверхность гайки турбинного колеса.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Затем вал снова отправляется на стенд – и весь процесс повторяется по кругу, пока не будут достигнуты требуемые показатели.

После удачной балансировки мы ставим на вал уже подготовленные втулки и собираем то, что называют картриджем – корпус вала.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Турбину почти полностью собирают – лишь без установки «улитки» компрессора.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

В таком виде ее устанавливают на стенд для окончательной проверки перед сборкой.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Гайку крепления компрессорного колеса предварительно намагничивают специальным магнитом. Делают это с целью снятия показаний работы вала – его частоты вращения и биения. Установка на стенд подразумевает подключение подачи масла и холодного сжатого воздуха. На стенде мастер раскручивает турбину до частоты немного выше рабочей, проверяя основные показатели работы.

Убедившись, что все в порядке, устанавливают корпус компрессора и актуатор. Далее подсоединяют к актуатору вакуумный шланг, а на его шток устанавливают электронный индикатор, который является частью специального оборудования для регулировки начала открытия и хода штока.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

В память стенда внесена база данных по турбокомпрессорам – мастеру достаточно внести номер турбины в эту базу (номер нанесен на корпусе каждой турбины) и запустить процесс диагностики.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

Стенд подведет определенное разрежение к актуатору, а индикатор считает ход штока. Если что-то окажется не в порядке, мастер отрегулирует длину штока. На этом ремонт турбины можно считать оконченным.

Перед установкой турбокомпрессора на двигатель, особенно если сам ДВС «капиталился», многие рекомендуют промыть систему смазки промывочным или просто недорогим маслом. Рекомендуется сделать это как минимум четыре раза и только после этого ставить турбокомпрессор. Если не учесть этого, то следующий ремонт турбины потребуется раньше, чем предполагалось.

Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть фото Люфт крыльчатки турбины что делать. Смотреть картинку Люфт крыльчатки турбины что делать. Картинка про Люфт крыльчатки турбины что делать. Фото Люфт крыльчатки турбины что делать

В заключение

Вал турбины очень чувствителен к качеству моторного масла, и продукты износа двигателя могут сделать свою коварную работу. Потому, когда дело касается ремонта турбокомпрессора, не стоит дешевить. В целом даже самый сложный ремонт всегда будет приблизительно в два раза дешевле самой дешевой, но новой турбины. Если усреднить цены, то ремонт может стоить около 250 долларов, а новая турбина в сборе – приблизительно 500 долларов. Ну а чтобы подольше не заезжать в сервис за столь дорогостоящим ремонтом, следите за своим автомобилем и качеством используемого моторного масла, а также не ленитесь читать рекомендации по правильной эксплуатации автомобилей в зимний период.

Особая благодарность в подготовке материала организации «РемТурбоСервис» (+38 057-762-98-26, Харьков; +7 917-540-61-20, Белгород; +7 495-255-46-96, Москва)

Источник

Люфт турбины – проверка и допустимые значения

Люфт вала турбины в осевом и радиальном направлениях не должен превышать допустимых нормативов. Отклонения говорят о сильном износе турбокомпрессора и возможной поломке. К тому же увеличенный осевой люфт турбины может стать причиной разрушения крыльчатки, сальников и других деталей. Разберемся, какой люфт является нормой и как правильно самостоятельно снимать замеры.

Люфт вала турбины: основное понятие

Конструкционно между валом втулкой и средним корпусом турбины заложен зазор определенного размера. Он обеспечивает беспрепятственное вращение ротора. Собственно, смещение самого вала от оси вращения, которое появляется из-за зазора, это и есть люфт ротора турбины.

Зазор оставляется для образования масляной пленки. Она предотвращает трение деталей друг об друга во время вращения турбины двигателя. Турбина дизеля способна совершать до 250 тыс. об/мин. Если эта пленка отсутствует, металл начинает тереться об металл. Происходит перегрев запчастей и как результат быстрый их износ. Это и приводит к поломкам турбокомпрессора.

Сам люфт не указывает на выход из строя ТКР, а вот его увеличение 100 % свидетельствует о серьезной неисправности. Например, вы услышали нетипичный шум в моторе или скрежет в районе турбины, усиливающийся при разгоне. В такой ситуации проблему нужно решать срочно или придется покупать новый турбокомпрессор, потому что старый починить слишком дорого обойдется. Во время диагностики в первую очередь проверяют люфт.

Должен ли быть люфт в исправной турбине?

Различают радиальный и продольный (осевой) люфты. Оба обязательны в исправной турбине. Однако не каждый из них ощутим.

В конструкции турбины вал ротора удерживается посредством подшипников скольжения: 1 упорный, 2 радиальных. Подача масла в зазоры к вращающимся деталям осуществляется под давлением. При этом образуется масляная пленка, исключающая трение металлических поверхностей. Эта пленка центрирует вал, он как будто «плавает» в масляной ванне.

Зазор необходим для образования этой защитной масляной пленки. Какой он должен быть? Всего несколько десятков микрон. При смещении ротора в осевом направлении люфт можно и не почувствовать. В радиальном же направлении перемещение будет заметным даже визуально. Важно, чтобы люфты не выходили за пределы допустимых значений.

Многие люди думают, что люфт ротора или вала это люфт крыльчатки турбины. Скорее всего, такое понятие в обиходе появилось из-за постоянной проверки состояния лопаток во время диагностики люфта вала и зазоров. Однако с технической точки зрения люфт крыльчатки говорить неправильно.

Осевой (продольный) люфт вала турбины

Расстояние, на которое смещается вал параллельно оси это и есть продольный люфт. Часто такой люфт называют осевым.

Для дизельного двигателя осевой люфт турбины практически не должен быть ощутим. Допуск в пределах 0,05-0,09 мм, зависит от типа турбокомпрессора и его изношенности.

Как проверить осевой люфт

Перед началом диагностики не забудьте отсоединить впускной патрубок. На «глаз» проверить осевой люфт не получится. Для этих целей у вас должен быть измерительный прибор – микрометр. Однако, если попробовать рукой переместить ротор вверх/вниз и ничего не почувствовать, то значит все хорошо.

Болтание ротора свидетельствует о поломке и изношенности турбины. В такой ситуации важно не усугубить положение, а выполнить ремонт турбокомпрессора и устранить первопричину нарушения значений допустимого люфта. Ни в коем случае нельзя доводить до того, что турбина начнет гнать масло. Чаще проверяйте патрубки, небольшой конденсат допустим, а вот масляные подтеки – уже верный признак серьезной поломки.

Если продольный люфт ощущается и его значение превышает 0,1 мм, срочно нужно к специалистам. Неполадки следует искать в выхлопной системе, а также топливной аппаратуре. А возможно уже стерлись стопорные кольца и вал начинает задевать корпус. При очередном запуске дизельного двигателя крыльчатки просто могут разлететься на части. Обломки затянет в мотор. И тогда уже понадобится не только замена турбины на новую, но дорогостоящий ремонт движка. Нужно ли это вам? Чтобы избежать данной ситуации следует периодически делать диагностику турбокомпрессора, в том числе проверять и осевой люфт, а также состояние упорного подшипника.

Радиальный люфт вала турбины

Допустимый радиальный люфт в каждой модели турбины свой. Но он точно больше осевого, поэтому даже при самостоятельной проверке будет отчетливо заметным. Главное, чтобы крыльчатки не соприкасались со стенками корпуса и между элементами был небольшой зазор.

Не ощутим люфт только в турбинах на шарикоподшипниках. У Garrett есть такие модели.

Как проверить радиальный люфт

Этот вид люфта называют еще поперечным. Проверяется он аналогично продольному.

Алгоритм проверки радиального люфта:

Во время проверки радиального люфта турбины движения должны производиться аккуратно, сильно вдавливать деталь запрещается. Не стоит вставлять внутрь турбокомпрессора посторонние предметы, чтобы сместить вал. Так вы можете повредить узлы турбины.

При отсутствии микрометра можно попробовать размер люфта определить на глаз. Показатели не нормированы, но производители турбин указывают допустимые значения в спецификации к своим моделям.

Крыльчатки не должны касаться стенок. Если касание присутствует, будьте уверенны, что уже совсем скоро лопатки сломаются. Тут срочно необходим ремонт турбины.

Допустимые значения люфта новой турбины

Считается, что люфт — это показатель изношенности турбины. Поэтому многие автовладельцы думают, что в новых турбокомпрессорах люфта быть не должно. Это мнение не верно, так как зазоры необходимы для нормального вращения ротора. Однако показатели имеют четкие ограничения.

ТипМинимальное значениеМаксимальное значение
Осевой люфт0,05 мм0,09 мм
Радиальный люфтне нормированне нормирован
Люфт колесо/корпус турбокомпрессора0,2 мм0,8 мм
Зазор колесо/корпус турбины0,4 мм0,97 мм

Допустимый люфт в новых турбинах.

Радиальный люфт у всех турбин разный. Он бывает в пределах 0,5-1,5 мм, зависит от модели. То есть точную его норму может определить только специалист. Если отклонение в радиальном направлении имеется, следует искать поломку. В большинстве случаев проблемы связаны с маслом. Увеличение же осевого люфта говорит о загрязненности выхлопной системы.

Большой люфт, сломанная крыльчатка и задранные стенки – признаки дорогого ремонта или уже полной замены турбины. Проводите иногда диагностику турбокомпрессора, своевременно меняйте масло, а также правильно эксплуатируйте дизель и тогда сможете значительно продлить ресурс турбокомпрессора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *