«Хейнкель-111» в бреющем полете бомбит советский нефтепровод
Полезное
Смотреть что такое «Люфтваффе» в других словарях:
люфтваффе — сущ., кол во синонимов: 1 • германизм (176) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ЛЮФТВАФФЕ — (нем. Luftwaffe), военно воздушные силы Германии в период Третьего рейха … Юридическая энциклопедия
Люфтваффе — Deutsche Luftwaffe Военно воздушные силы Германии Эмблема ВВС Германии 1933 1945 Годы существования 15 мая … Википедия
люфтваффе — люфтв аффе, нескл., ср … Русский орфографический словарь
люфтваффе — невідм., мн. Військово повітряні сили гітлерівської Німеччини та сучасної ФРН … Український тлумачний словник
Люфтваффе (значения) — Первоначально немецкий термин Luftwaffe (инф.) означал военно воздушные силы Германии, но в современном немецком языке он может также применяться для обозначения военно воздушных сил любой страны. В русском языке применяется прежде всего к… … Википедия
История Люфтваффе 1933-1945 — Deutsche Luftwaffe Военно воздушные силы Германии Эмблема ВВС Германии 1933 1945 Год формирования 15 мая 1933 года Страна … Википедия
Верховное командование люфтваффе — ОКЛ (нем. Oberkommando der Luftwaffe, нем. OKL) Верховное командование люфтваффе верховный орган управления ВВС Германии во время Второй мировой войны. Создано 2 июня 1937 года на базе структурных подразделений Министерства… … Википедия
Эскадра (люфтваффе) — Эмблема 52 й истребительной эскадры (Jagdgeschwader 52) Эскадра люфтваффе (нем. Geschwader) организационная единица военно воздушных сил Германии (люфтваффе) времен Второй мировой войны. Эскадры люфтваффе были однородными: истребительные,… … Википедия
Люфтваффе асы вермахта: история самой эффективной авиации
Люфтваффе (нем. Luftwaffe воздушные силы Германии) был одной из самых элитных военных подразделений нацистской Германии от начала его существования вплоть до мая 1945 года, когда страна капитулировала по результатам Второй Мировой войны. Мальчишки мечтали служить в летных эскадрильях, собирали статьи о легендарных летчиках, знали все самолеты. Сформированные в рекордные сроки, ВВС Германии обеспечили ей победу во многих военных операциях, сыграли огромную роль, как в истории Великой Отечественной войны, так и Второй Мировой войны в целом.
Люфтваффе имело четко организованную структуру. Все военно-воздушные силы были поделены на воздушные флоты, отвечающие каждый за определенную территорию, всего их было 5 (позже цифра выросла до 9). Каждый флот состоял из корпусов и дивизий.
Структура и задачи Люфтваффе
Основные боевые единицы люфтваффе – эскадры подразделялись на группы, а те на эскадрильи. Каждая эскадра выполняла определенные задачи. Были такие эскадры: истребители, ночные истребители, тяжелые истребители, штурмовики, ночные штурмовики, бомбардировщики, пикирующие бомбардировщики, скоростные бомбардировщики, транспортники, учебно-боевые, специального назначения.
Тактика воздушного боя Люфтваффе
Хорошо продуманная тактика Люфтваффе обеспечивала победы в воздушных боях и перенималась авиацией других стран. Вот основные из ее принципов.
1. Немецкая армия первая стала применять авиацию не просто, как отдельный вид войск, но и как сопровождение других родов войск, сообщая о слабых местах в строю противника и расчищая дорогу налетами перед атакой танков и пехоты.
2. Воздушные бои проводились продуманно. Вылеты истребители совершали не поодиночке, а двойками или четверками, отрабатывая совместные маневры многие летные часы. При этом, в отличие от авиации других стран того времени, пилоты Люфтваффе предпочитали маневры не в горизонтальных плоскостях, а в вертикальных. Так, нападая с большой высоты, они пикировали на самолеты противника, а оказываясь ниже самолета врага, обстреливали его «брюхо».
3. Еще одна особенность, подлет проводили максимально незаметно, либо со стороны облаков, либо со стороны солнца и всегда на максимальной скорости – это давало преимущество за счет неожиданности и стремительности, и не оставляло времени противнику приготовиться к бою. При этом, сразу после внезапной атаки, летчики уходили от врага, не вступая в маневренный бой.
4. Тактическим ходом было и сохранение численного превосходства. Если самолетов противника было больше, пилоты люфтваффе просто покидали поле боя для перегруппировки.
5. Нельзя не отметить и того, что проводить воздушно-десантные операции первыми стали также ВВС Германии. В 1940 году была произведена первая в мире воздушно-десантная операция, по захвату укрепленного бельгийского форта Эбен-Эмаля. Десантники сыграли значительную роль в капитуляции Норвегии в период Второй мировой войны, участвовал во многих других военных операциях.
История создания Люфтваффе
История Люфтваффе (в переводе «Воздушное оружие») начинается еще во времена Первой Мировой войны, когда со стороны Германии поддержку с воздуха осуществляли «Имперские военно-воздушные силы». По окончании войны в 1918 году, проигравшей Германии, по результатам Версальского договора, запрещалось иметь авиацию, воздушный флот был расформирован.
Однако уже в 1922 году, запрет на создание гражданской авиации был снят, и начался ее бурный расцвет. Крупные заводы такие как «Дюнкерс», «Хейнкель», «Дорньер» занимались самолетостроением, разрабатывая новые конструкции и совершенствуя летающие машины.
Авиакомпания «Люфтганза» получила вторую жизнь и обеспечила коммерческие рейсы в страны Западной Европы. При этом, она была признана лучшей авиакомпанией того времени – современные самолеты на порядок обходили деревянные бипланы авиакомпаний других стран. Это время для Германии ознаменовано массовой заинтересованностью в авиации – повсеместно создаются авиационные клубы, летные кружки, а планеризм становится спортом №1.
Герман Геринг в Первой мировой войне
15 мая 1933 года создается Имперское министерство авиации, что и считается датой создания Люфтваффе. На это время, Германия имела уже солидный арсенал самолетов. На пост командующего был назначен Герман Геринг, бывший летчик-истребитель времен Первой Мировой войны. Под его руководством появляются военные разработки, хоть пока еще в режиме секретности. Но уже в 1934 году в Германии была создана эскадрилья истребителей. Далее были созданы эскадрильи всех других типов авиации. Удивительно, но, несмотря на явное нарушение Версальского договора, ни одна из стран его подписавших, не высказала претензий к Германии по этому поводу.
26 февраля 1935 года Гитлер подписал указ о создании военно-воздушных сил. После этого началась усиленная подготовка летчиков-истребителей, наращивалась военная авиация. Для проверки новых самолетов, а также для подготовки летчиков высокого класса, не хватало реальных военных операций. Подходящей возможностью стала Гражданская война в Испании в 1936 году. Несмотря на официальные уверения о невмешательстве, Германия отправила в поддержку лидера националистов Франциско Франко порядка 15 000 бойцов.
Пикирующий бомбардировщик Юнкерс-87 «Штука»
В апреле 1940-го года, нацистская Германия продолжила реализацию «блицкрига» и Люфтваффе вновь были передовым отрядом для его осуществления. Так бомбардировки мостов и узлов связи, командных пунктов, авиабаз помогли захватить Данию буквально за несколько часов.
Относительно быстрым был захват Югославии, а также Франции, которая в тот момент проводила реорганизацию своих войск и не могла дать должного отпора захватчикам.
Бомбардировки Люфтваффе над Лондоном
Нападение на Советский Союз 22 июня 1941 года началось, как обычно с налета авиации, которая уничтожала стратегические цели, в том числе и военные самолеты на авиабазах. Первые дни атак имели головокружительный успех для Люфтваффе, как обычно. Тем не менее, командование Германии не учитывало возможности своего врага.
Промышленность СССР производила колоссальное количество военных машин, советские летчики перенимали тактику у пилотов Люфтваффе, инженеры изучали конструкции немецких самолетов. К тому же дальность расстояния, которое требовало большого расхода топлива и климатические условия Советской России – все это играло против военно-воздушных сил фашистской Германии.
На Люфтваффе в этой войне накладывались и дополнительные обязанности. Помимо точечных бомбардировок, тактического сопровождения войск, разведки, значительные силы ВВС должны были обеспечивать снабжение армии по воздуху. Для этого были разработаны новые самолеты, один из них Мессершмитт Ме-323 «Гигант» имел грузоподъемность до 23 тонн, что превосходило все возможности авиации до этого. Так, транспортник Ju-52, применявшийся ранее, Ме-323 превосходил по грузоподъемности почти в пять раз при меньшем (почти в два раза) расходе топлива.
Военно-транспортный самолёт Германии Messerschmitt Me.323 Gigant
Битва под Москвой была первой неудачей плана «Барбаросса», оказалось, что бомбардировщики не в состоянии вести продолжительные бои, кроме того опытные летчики столкнулись с невиданной самоотверженностью советских пилотов.
В качестве оправдания неудачи, Люфтваффе отмечали и износ техники, и резко сократившееся число опытных пилотов: старые погибали в многочисленных боях, а летные часы для подготовки новых летчиков были сокращены на треть для скорейшей их отправки на боевые операции. Отмечалось также, что часть сил оттягивали западный фронт, велась бомбардировка городов Британии и защита своих городов от ответных бомбардировок. Но даже тогда Люфтваффе оставался элитным военным подразделением, куда стекались тысячи добровольцев.
Крестьяне рассматривают сбитый самолёт Люфтваффе
Впоследствии, после перехода СССР в наступление, помимо оборонительных воздушных боев у ВВС оставалось еще немало задач: снабжение, поддержка войск. Гибло огромное количество самолетов, всего за два месяца отступления после Курского сражения авиация потеряла порядка 2000 боевых машин. Инженеры-конструкторы, увлеченные бомбардировкой Великобритании, тратили громадные средства на разработку и строительство самолетов-снарядов Фау-1 и Фау-2, в то время как фронт нуждался в истребителях и бомбардировщиках.
История Люфтваффе заканчивается в день падения нацистской Германии, возглавлял ВВС на тот момент генерал-фельдмаршал Роберт риттер фон Грейм, Герман Геринг сложил свои полномочия после неудачного государственного переворота 23 апреля 1945 года, он был арестован в начале СС Гитлера, а 8 мая союзными войсками.
Историки признают Люфтваффе самой эффективной авиацией времен Второй Мировой войны. Использование новейших конструкторских особенностей, тщательно разработанная тактика, опытность пилотов обеспечило фашистской Германии преимущество в воздухе на целое десятилетие существования Люфтваффе.
Верховное командование люфтваффе Имперское министерство авиации
Входит в
вооружённые силы нацистской Германии
Тип
военно-воздушные силы
Численность
Самолеты: 119 871 (общее производство) [1] Персонал: 3 400 000 (всего в эксплуатации на любой момент в 1939—1945) [2]
Люфтва́ффе (нем. Luftwaffe — воздушный род войск) — название германских военно-воздушных сил в составе вооружённых сил Германии (рейхсвер, вермахт, бундесвер). В русскоязычном сегменте это название чаще всего обычно применяется к ВВС периода нацистской Германии (1933—1945).
Люфтва́ффе (нем. Luftwaffe — воздушные силы) — название германских военно-воздушных сил в составах Рейхсвера, Вермахта и Бундесвера. В русском языке это название обычно применяется к ВВС вермахта (1933—1945).
Содержание
Люфтваффе в составе вермахта
Главнокомандующим силами люфтваффе вермахта являлся Герман Геринг (9 марта 1935 года — 23 апреля 1945 года), впоследствии генерал-фельдмаршал и рейхсмаршал, который одновременно возглавлял и Рейхсминистерство авиации. Последнее осуществляло руководство авиационной промышленностью, гражданской авиацией и авиационно-спортивными организациями.
Структурная организация и обозначение
В довоенные годы Германия была разделена на воздушные округа (нем. Luftkreiskommando ), командующим которыми подчинялись все соединения ВВС на их территории.
Первоначально в люфтваффе были созданы два руководящих штаба: Генеральный штаб (нем. Generalstabes der Luftwaffe ) и Главный штаб (нем. Luftwaffenfuhrungsstabes ). Весной 1942 г. их объединили в Главное командование люфтваффе (нем. Oberkommando der Luftwaffe — OKL). К 1939 году сложилась организационная структура (разработанная Герингом и Мильхом) люфтваффе, сохранявшаяся в течение всей Второй мировой войны.
Наиболее крупным формированием в структуре люфтваффе был воздушный флот (нем. Luftflotte ). Первоначально было пять воздушных флотов, затем в 1943—1944 годах было сформировано ещё три флота. У командующего воздушным флотом было звание генерал-оберста или генерал-фельдмаршала.
Флоты
Высшим оперативным соединением в люфтваффе стал воздушный флот (нем. Luftflotte ). Первоначально в составе люфтваффе было три воздушных флота с зонами ответственности на территории Германии. После захвата территорий соседних стран в начале Второй мировой стало пять воздушных флотов. В дополнение к ним в 1943 г. был сформирован один (6-ой), а в 1944 г. ещё два флота (10-й и флот «Рейх»). В течение 1940—45 годов каждый из флотов действовал на определённом театре военных действий. Общая ответственность воздушных флотов была следующей:
Помимо этого в разное время существовали независимые от флотов командования люфтваффе; например, командование люфтваффе «Юго-Восток» в мае—октябре 1944 года контролировало Югославию, Албанию и Грецию.
Флот состоял из корпусов (нем. Fliegerkorps ) и дивизий (нем. Flieger-division ). Основными же боевыми единицами в люфтваффе являлись эскадра (нем. Geschwader ), группа (нем. Gruppe ) и эскадрилья (нем. Staffel ). Штатная эскадрилья люфтваффе состояла из 12 самолётов.
Эскадра
В документах эскадры обозначались аббревиатурами:
Эскадрилья
Эскадрилья имела в своем составе от 12 до 16 самолетов. Нумерация эскадрилий в эскадре была сквозной: в I группу входили 1-я, 2-я и 3-я эскадрильи, во II — 4-я, 5-я, 6-я и т. д. Номер эскадрильи записывался арабской цифрой с точкой. За номером через дробь следовало обозначение эскадры или группы (если группа не входила в состав эскадры). В скобках могло уточняться назначение эскадрильи:
Эскадрильи, в свою очередь, делились на звенья (нем. Kette ), которые в большинстве родов авиации состояли из трёх самолётов. В истребительных частях имелись звенья из четырёх самолётов (нем. Schwarm ), делившиеся ещё на пары (нем. Rotte ).
Деление разведывательной и морской структур люфтваффе
Разведывательная и морская авиация эскадр не имела (там структурных единиц выше группы не было) и делилась непосредственно на группы, в соответствии с назначением:
Спецназ люфтваффе
Существовали также группы специального назначения:
Наземные части люфтваффе
В состав люфтваффе входили следующие наземные воинские подразделения [1] :
образован в составе полка «Генерал Геринг» (нем. Regiment «General Goring» ), подчинённого лично Герману Герингу, в 1938 г. стал ядром 7-й воздушной дивизии (нем. Flieger Division ); до апреля 1945 г. образовано 11 воздушных (парашютно-десантных) дивизий;
первые пехотные батальоны люфтваффе из наземного персонала были образованы в январе 1942 г. во время Московской битвы для защиты инфраструктуры люфтваффе от партизан и десантов РККА, но были распущены до декабря 1942 г.; с октября 1942 г. вследствие больших потерь вермахта на Восточном Фронте начинается формирование регулярных полевых дивизий люфтваффе (нем. Luftwaffe Feld Division ), и до мая 1943 г. была создана 21 полевая (пехотная) дивизия люфтваффе; в ноябре 1943 г. перешли (кроме зенитных частей) под управление Сухопутных ВС (нем. Heer );
В состав люфтваффе входил Форшунгсамт (нем. Forschungsamt ; букв. научно-исследовательский институт) — название службы разведки и контрразведки. Имелись отделы криптографии.
История
К середине 1920-х годов в Германии была создана высокоэффективная авиационная промышленность (заводы «Фоккевульф» в Бремене, «Дорнье» в Фридрихсхафене, «Хейнкель» в Варнемюнде, «Юнкерс» в Дессау, «Мессершмитт» в Аугсбурге). В то время, как победившие союзники всё ещё летали на устаревших деревянных бипланах, немецкие конструкторы разработали более современные металлические монопланы со свободнонесущим крылом и убирающимся шасси.
Реорганизованная авиакомпания «Люфтганза», получив разрешение на коммерческие рейсы в Западной Европе, стала в техническом отношении самой современной авиакомпанией в мире. В нарушение Версальского договора, боевые экипажи проходили подготовку в четырёх лётных школах «Люфтганзы», приобретая опыт в ночных и всепогодных условиях.
Когда Гитлер в 1933 году стал канцлером, он уже имел серьёзную финансовую базу для создания новых военно-воздушных сил. Были найдены крупные капиталовложения для строительства люфтваффе. Рейхскомиссаром военно-воздушных сил с неограниченными полномочиями был назначен заместитель фюрера Герман Геринг, бывший во время 1-й мировой войны высококлассным лётчиком. Именно ему Гитлер поручил создание самого мощного в мире воздушного флота. Не имея возможности заниматься исключительно авиационными делами, Геринг пригласил в свое министерство бывшего директора «Люфтганзы» Эрхарда Мильха, оказавшегося именно тем человеком, который был способен справиться с этой задачей. Подчинённым Мильха являлся генерал-лейтенант Вальтер Вефер, неофициальный начальник штаба люфтваффе и шеф управления авиации, в прошлом пехотинец. Под руководством Геринга, Мильха и Вефера, работавших в обстановке строжайшей секретности и при полной поддержке Гитлера, по всей Германии развернулось строительство новых авиационных заводов, аэродромов и тренировочных баз. В марте 1935 года фюрер почувствовал, что новые военно-воздушные силы Германии уже набрали достаточную мощь, чтобы продемонстрировать их всему миру. К этому времени люфтваффе насчитывала 1888 самолётов различного типа и около 20 тыс. человек личного состава. Сообщения о мощи немецкой авиации вызвали панику за пределами Третьего рейха.
Ситуация к началу Второй мировой войны
Руководство вермахта видело в люфтваффе, прежде всего, «летающую артиллерию», инструмент поддержки войск. Таким образом, люфтваффе создавались как один из инструментов «блицкрига». В соответствии с этим подходом, строились, в основном, тактические бомбардировщики малой или средней дальности, способные нести среднюю бомбовую нагрузку. Стратегических бомбардировщиков, подобных Boeing B-17 «Flying Fortress» или Avro Lancaster в рейхе тогда не было. Четырёхмоторный немецкий Focke-Wulf Fw 200 был значительно слабее и использовался только как транспортный самолет и разведчик в Атлантике.
Начало Второй мировой войны
С наступлением сезона дождей и холодов немецкие полевые аэродромы превратились в площадки с грязью, и немецкое командование официально решило, что погодные условия воспрепятствуют проведению десантной операции (у Гитлера возникли серьёзные опасения относительно нападения СССР после морского десанта в Англию), и стало ясно, что битва за Британию проиграна. [5]
Битва за Британию
Битва за Британию — одно из крупнейших и самое продолжительное авиационное сражение Второй мировой войны, продолжавшееся с июля 1940 по май 1941 года. Проводилась силами 2-го и 3-го воздушного флотов, базировавшихся вдоль атлантического побережья от Дании до Бордо во Франции, и дальней авиацией 5-го воздушного флота в Норвегии, которая отвлекала часть истребительной авиации Великобритании на северо-восток страны. Промежуточные цели кампании, в результате отсутствия единства мнений у военного командования Рейха, на всём её протяжении оставались неясными, в результате чего силы воздушных флотов распылялись на решение сразу нескольких задач (удары по аэродромам, борьба с судоходством, уничтожение авиапромышленности, уничтожение портовой инфраструктуры, изматывание истребительной авиации Великобритании и т. д.), и ни одна из них не была доведена до конца.
На начало компании (20 июля) во 2-м и 3-м воздушных флотах числились следующие силы:
В ударных силах 5-го воздушного флота числилось:
После завоевания господства в воздухе планировалось начать десантную операцию по высадке в Англии. Несмотря на то, что на 23 августа разведка установила, что ВВС Великобритании для восполнения потерь лётчиков-истребителей привлекают пилотов бомбардировочной авиации, операция против сил британского Командования истребительной авиации была неожиданно прекращена, а главные силы истребителей люфтваффе были направлены на сопровождение бомбардировщиков, наносивших по приказу Гитлера «удары возмездия» (за бомбардировку Берлина и окрестностей) по крупным городам Великобритании.
В ходе ожесточённых воздушных боёв Королевские ВВС Великобритании отразили попытки люфтваффе завоевать господство в воздухе и добиться поставленных целей — уничтожив британские ВВС, разрушить промышленность и инфраструктуру, деморализовать население и тем самым принудить Великобританию к заключению выгодного Германии мира. Характеристики самолётов люфтваффе, в первую очередь истребителей, оказались непригодными для решения множества стратегических задач и завоевания устойчивого господства в воздухе: Ме-110 оказались не в состоянии вести манёвренные бои с Харрикейнами и Спитфайрами Королевских ВВС, а Ме-109 не хватало дальности действия. Непродуманность действий не позволила нанести военному потенциалу Великобритании какой-либо трудновосполнимый ущерб.
Подготовка вторжения в СССР вынудила люфтваффе прекратить Битву за Британию. Битву за Британию называют первым крупным поражением люфтваффе. Потери Великобритании составили: 1547 самолётов, 27 450 гражданского населения убитыми, 32 138 — ранеными.
Нападение на Советский Союз
О решении Гитлера напасть на СССР штабы наземных войск и люфтваффе узнали вскоре после падения Франции в июне 1940 годa, что стало для большинства старших офицеров люфтваффе полной неожиданностью — согласно материалам допросов зам. Герингa Мильха, начальника службы разведки люфтваффе генерал-майора Йозефа Шмидта и генерала Гальдерa. Будучи трезвомыслящим практиком Мильх, узнав о принятом решении, которое было по его мнению катастрофической ошибкой и означало поражение в войне, отправился к Герингу и попытался убедить его в необходимости предотвратить войну с Советским Союзом, заявив при этом, что Геринг может повлиять на ход истории. Шмидт сообщил о своих опасениях начальнику штаба люфтваффе Ешоннеку, который также обратился к Герингу. Геринг высказал возражения Гитлеру, но не смог его переубедить.
Колебания
В апреле-мае 1941 года делегация Германской промышленной комиссии, состоявшая из инженеров, работавших под началом Удета, во главе с оберстом Генрихом Ашенбреннером (военно-воздушным атташе в Москве) посетила советские авиационные заводы. Комиссия дала благоприятные отзывы о советской авиапромышленности, но Шмидт им не поверил, посчитав что инженеров Удета, как и французов перед Мюнхеном, обвели вокруг пальца. Поэтому их отчёты с согласия Геринга были оставлены без внимания.
После принятия решения
Люфтваффе против ВВС РККА
Немецкая атака с воздуха 22 июня 1941 г. вследствие постоянных провокаций не была полной неожиданностью для личного состава ВВС РККА, в отличие от Народного комиссариата обороны. На рассвете 22 июня, после начала бомбёжек, радиограммами были подтверждены приказы: «на провокации не поддаваться, одиночные немецкие самолёты не сбивать», а приказ о рассредоточении самолётов по полевым аэродромам и маскировке поступил лишь накануне 22 июня. В силу этого лётчики Люфтваффе работали по скоплениям самолётов на открытых аэродромах и по инфраструктуре как по учебным целям, без всякого противодействия. Благодаря этому сразу удалось лишить боеготовности многие лётные части советских ВВС, нарушить координацию действий частей и управление ими. Первая запись на фотопулемёт атаки немецкого самолёта на советский И-153, продолжительностью 20 секунд и датированная 22 июня 1941 года 5 часами 20 минутами утра, хранится в коллекции Британского музея Второй мировой войны в Лондоне.
Вместе с Люфтваффе войну с СССР начали ВВС Румынии. ВВС Финляндии присоединились к люфтваффе 25 июня (люфтваффе использовали финскую территорию с 22 июня), ВВС Венгрии — 27 июня, лётчики Италии из состава экспедиционного корпуса в России (83 боевых самолёта) — в середине июля, ВВС Хорватии — в ноябре. Сотни советских самолётов были уничтожены в первые дни войны, большая часть — на земле, однако летный состав практически не пострадал.
Таким образом, большинство молодых советских лётчиков в первые дни войны значительно уступали немецким с их богатым боевым опытом. Другим фактором выступал устаревший парк советских машин, по своим тактико-техническим данным значительно уступавших немецким. [8]
Тем не менее, в противостоянии Люфтваффе и ВВС РККА победили последние (см:Капитуляция Германии)