Люневильская вышивка что это
История люневильской вышивки. Часть 1
Люневильская вышивка, вышивка люневильским крючком, тамбурная вышивки, вышивка Высокой Моды… Столько понятий, и как в них не запутаться? История люневильской вышивки: мое видение.
Давайте немного разберемся, вообще что такое люневильская вышивка, чем она отличается от тамбурной вышивки крючком и индийской вышивки Ари.
Тамбурная вышивка крючком — это народная техника вышивки ниткой с помощью крючка. На Руси долго называли этот шов «цепочкой». Кто помнит белые полотенца с красными петухами, вышитые цепочкой? Их вышивали крючком. Инструмент состоял из обыкновенного крючка, очень напоминающего вязальный и деревянной ручки.
Тамбурная вышивка крючком была развита у многих народов Азии и Европы. Процветала она и в Персии. Именно в Персии зародилась техника Ари. Персы стали добавлять бисер и камни на крючок сверху и нанизывать их на петли.
Из Персии, после войн Александра Македонского, искусство перекочевало в Индию и там смешалось с индийской вышивкой золотом зардози.
Во Франции же искусство вышивки крючком появилось лишь в 17 веке. По легенде это случилось так.
Было всемирно известное своими вышивальщицами герцогство Люневиль. Вышивки «от Люневиль» славились своим качеством и изысканностью. Тамбурный шов часто использовался в работе, но вышивали только иглой. Один из Люневильских герцогов, Филипп, привез из своих странствий по миру крючок и научил своих вышивальщиц создавать вышивки с его помощью.
По легенде, еще через несколько лет, ему пришло в голову добавить на нить бисер и пайетки и подхватывать их крючком, пришивая с изнанки. Так появилась техника, которую сейчас принято называть люневильской.
Во времена французской революции много вышивальщиц покинуло Францию. Так эта техника начала распространятся по миру и попала в Россию. В XIX веке этой техникой вышивали в ателье Надежды Ламановой.
В наше время все Европейские дома мод предпочитают в своих лабораториях использовать для вышивки бисером и пайетками именно люневильскую технику, так как скорость и аккуратность в работе для них имеют большое значение.
Люневильская вышивка
Вам не приходило в голову, почему именно во Франции придумали моду? Скорее всего, потому, что именно во Франции возникло так много всевозможных видов рукоделия. Шьют, вышивают все народы мира. Но делают это с таким разнообразием и смекалкой, пожалуй, только французы. Вы вот догадались бы вышивать крючком? А во Франции подобная техника существует с XVIII века. Это называется люневильская вышивка.
Техника вышивки люневильским крючком используется в двух случаях: когда расшивать нужно большие площади или изнанка должна быть так же аккуратна, так и лицо – или когда оба случая совпадают. Поэтому преимущественно этот вид вышивки используют для украшения одежды и аксессуаров всех видов.
Люневильская вышивка для начинающих может показаться немного странной, хотя ничего особенно сложного в ней нет – она одновременно напоминает и вышивку, и вязание крючком, но одновременно существует как бы сама по себе. Как и в двух этих видах рукоделия, здесь важна только точность, аккуратность и верный расчёт натяжения стежка – ничего более.
Заинтригованы? Хорошо, давайте попробуем, что это за фрукт такой. Для люневильской вышивки мы проведём простой мастер-класс, и нам понадобятся:
Многие из нужных вещей требуют пояснения. С них и начнём.
Вышивка люневильским крючком требует крючка не какого-нибудь, а особого. Люневильский крючок больше всего похож на острую и тонкую иглу на ручке. Техника вышивания такова, что вы не всегда будете видеть бородку крючка, поэтому на рукоятке хорошего инструмента всегда есть указатель, где она располагается.
Пяльцы и рамка для вышивки подходят любые. Но это только для образцов. Если вы всерьёз увлечётесь рукоделием, то ку-снап как раз будет удобнее.
Для французской вышивки люневильским крючком используют не все подряд ткани, а только особые – всё же исторически эта вышивка использовалась для одежды. Более всего для вышивки подходят ткани тончайшие, вроде батиста и шёлка, либо же тяжёлые, вроде бархата. Хотя и на рогожке тоже можно вышивать.
Нитки для люневильской вышивки должны быть довольно прочными, но в то же время тонкими – особенно, если вы используете для вышивки бисер и бусины. Кроме того, люневильская вышивка как особый вид искусства не терпит контрастов – нитки выбирают либо в тон, либо деликатных, нейтральных оттенков, близких к цвету ткани.
Рисунок для вышивки подходит любой. Но если вы хотите всё сделать по правилам, выбирайте растительные мотивы.
Бисер и бусины хороши любые. Особенно же подходят те, что имитируют драгоценные камни
Техника вышивки люневильским крючком
Предлагаем начать с самого простого – с вышивания простой ниткой, без бусинок. Как начать? Ткань с переведённым на неё рисунком натяните на ку-снап или пяльцы. Рисунок удобнее расположить на изнанке, потому что работать будем именно с нею.
Итак, введите крючок в ткань. С лица ткани подведите к крючку нить, соорудив на её конце петельку. Если не уверены в себе, можно завязать на свободном кончике и узелок.
Накиньте петлю на бородку крючка, потяните на себя. Вытянув петлю, поверните крючок на 180 градусов.
Следуя по рисунку, сделайте второй прокол недалеко от первого. Подведите нить к крючку, подцепите, вытащите на изнаночную сторону. Не забывайте поворачивать крючок.
Теперь сделайте ещё несколько стежков, стараясь выдерживать одинаковую длину. Вы заметили? У вас получается на изнанке тамбурный шов, а с лица – ровная строчка. Так вышивает детская швейная машинка-однонитка, правда?
Говорят, что с помощью крючка работа вышивальщицы идёт в 4 раза быстрее, чем с иглой. Если вы уже немного освоились, можно попробовать ещё один приём, добавив бисер.
Люневильская вышивка бисером практически не отличается от того, что вы уже попробовали – разве только нитку придётся обрезать, тогда так простую вышивку можно шить прямо с катушки. Сделав первый стежок, нанижите на нитку несколько бисерин. Каждый раз, подцепляя новый стежок, отделяйте по одной бусинке. Тогда на каждом вышитом стежке с лица у вас будет располагаться сверкающий «бриллиантик».
Попробуйте завершить свой узор, используя как простые, так и бисерные стежки. У вас обязательно получится, не переживайте.
Видеоматериалы по теме
Люневильская вышивка – это интересная техника. Один раз попробовав, немудрено увязнуть в этом рукоделии надолго! Впрочем, большой беды в этом нет. Зато теперь даже самые простые по крою платья вы сможете украсить с истинно королевским вкусом!
История возникновения люневильской вышивки
В начале 17 века большое число ремесленников-вышивальщиц обосновалось в городе Люневиле, где находилась одна из резиденций герцогов Лорренских. Они использовали название этого города в качестве названия своей вышивки. В основном в работах использовался тамбурный шов (шов в виде цепочки), и в Люневиле того времени его вышивали исключительно иглой. Благодаря герцогскому двору, люневильская вышивка постепенно завоевывает всеобщее признание.
В 1850 году в голову вышивальщицам приходит идея, унаследованная по легенде из оригинальной китайской техники и внедренная во Франции в 1760-м году, заменить иголку на крючок для выполнения стежков в виде цепочки. Но данная информация не точная, так как крючок для вышивки тамбурным швом использовался также в народных вышивках России, Узбекистана, Азербайджана, Индии и многих других странах.
В 1865 году Луи Ферри-Боннешо первым догадался добавить в вышивку бусины и стеклярус. Так и выделилась люневильская техника вышивания, которая выполняется преимущественно по тонким прозрачным тканям специальным люневильским крючком с применением бисера, пайеток, металлизированной нити.
При этом сама вышивка находится на нижней стороне натянутой ткани, а вышивальщик видит только ее изнанку. В то время как одна рука вышивальщицы находится над тканью (повернутой к вышивальщице изнанкой), другая рука располагается под тканью. Вторая рука держит нить, а если вышивают бисером, второй рукой бусины поднимаются вверх. Первым движением крючок прокалывает ткань и протаскивает нить на другую сторону полотна. Обратное движение нити происходит снизу через петлю предыдущего стежка. По сути, это то же зардози, только не подчиненное традициям и используемое в высокой моде западного мира.
Позже, когда вышивка стала профессиональным занятием, вышивка люневильским крючком стала цениться за скорость. Ведь люневильским крючком можно вышивать вчетверо быстрее, чем иглой. И, поскольку использование тамбурного стежка позволяет прикреплять к полотну разнообразные материалы, ее стали применять при декорировании изделий высокой моды (haute couture). По сей день эта техника широко используется в изготовлении нарядов коллекций дизайнеров, а также свадебных и вечерних нарядов.
Люневильская вышивка: секреты мастерства
Покорив сердца многих рукодельниц за границей, в нашей стране люневильская вышивка знакома немногим. Вместе с тем, эта техника позволяет создавать немудреным образом настоящие шедевры красоты. Зародившись еще четыре столетия назад, сегодня люневильская вышивка – не редкость на подиумах модных показов.
О главном
Выполнение вышивки происходит контрастными и/или металлизированными нитями, бисерными принадлежностями, пайетками, с использованием люневильского крючка. Да, да – именно крючка! Каждая вышивка ассоциируется у нас с иглой. В данном случае применяется специальный крючок.
Люневильский крючок
Значительно отличается от стандартного вязального. Состоит из двух частей: винтовой ручки (рукоятки) и крючковой иглы. На рукоятке есть специальный указатель, который помогает ориентироваться в процессе вышивания – он находится с той же стороны, что и прорезь язычка иглы.
Размер крючка выбирают исходя из того, на какой ткани выполняется вышивка.
Как правило, для вышивания используются либо очень тонкие, полупрозрачные ткани либо плотные. На тонкой (шелковой, батистовой, шифоновой, муслиновой) основе вышивка напоминает плетеное кружево и смотрится очень элегантно. Большое распространение в последнее время получила люневильская вышивка на сетке. Плотные ткани – такие как бархат, льняное или хлопковое полотно – идеально подходят для работ, насыщенных бисером и стразами.
Всю необходимую фурнитуру – бусины, пайетки и прочее – пришивают к ткани с помощью тамбурного шва, составляющего основу люневильской вышивки. Визуально этот шов похож на цепочку, звеньями которой являются стежки.
При выполнении люневильской вышивки требуется задействовать две руки, и должно быть удобно. Для комфортной работы понадобятся специальные пяльцы или гобеленовый рамный держатель. С целью переноса узоров и изображений на ткань пользуются трафаретами, смывающимся маркером или копировальной бумагой.
Предлагаем вам посмотреть видео о том, как происходит процесс вышивания тамбурным швом и бисером.
Красота, актуальная во все времена
История люневильской вышивки берет свое начало в XVII веке, когда во французском городке Люневиле обосновалось большое число ремесленников-вышивальщиц, применяющих эту технику. Сначала в работе пользовались исключительно иглой и вышивали нитями. Лишь в середине XIX века в голову вышивальщицам приходит идея заменить иголку крючком при выполнении тамбурного шва. Примерно тогда же в вышивку начинают добавлять бусины и стеклярус – стеклянные цилиндрики удлиненной формы с продольным отверстием для нити.
Позже, когда вышивка становится профессиональным занятием, работа с использованием люневильского крючка начинает цениться за скорость (ведь таким крючком можно вышивать вчетверо быстрее, чем иглой).
Со временем техника приобрела популярность во всем мире, ее стали применять при декорировании изделий высокой моды. И по сей день знаменитые во всем мире кутюрье используют люневильскую вышивку в своих дизайнах: их работы отличаются изысканностью и шиком.
Сегодня люневильская вышивка встречается во многих предметах одежды, свадебных принадлежностях невесты, украшениях, сумочках и даже обуви.
Своим опытом в технике «люневильская вышивка» мы попросили поделиться создателя собственного бренда «ANN KALIANI» Анну Нуктулову.
В интервью она дает советы начинающим вышивальщицам.
Анна, расскажите, пожалуйста, как и когда вы начали заниматься люневильской вышивкой.
Вышиванием я увлеклась с рождения ребенка. Начинала с крестика, потом пробовала гладь, якобинскую вышивку… А мечтала расшивать платья – такие, как на показах мод. Муж говорил, что это очень долго и вообще нереально. Некоторое время спустя в интернете увидела рекламу обучения люневильской вышивке – решение было принято в тот же момент. На онлайн-курсах я познакомилась с азами вышивания в этой технике; участницы делились своими идеями, выкладывали фотографии работ. И… искра зажглась! Теперь люневильская вышивка – моя страсть и работа.
“Благодаря люневильскому крючку вышивать получается не только быстрее, но и аккуратнее, бусинка к бусинке.”
Какие изделия вы украшаете такой вышивкой?
В основном, вышиваю нашивки на одежду. Пробовала расшивать сумочку, броши. Вышивала на ткани, из которой затем шилось платье. В такой технике можно выполнить все, что угодно – главное захотеть.
Какие ткани и материалы используете в работе?
Вышиваю на английской и итальянской сетке. Считаю, что хорошо подходят для работы костюмные ткани, бархат, шифон. Нитки использую европейского качества – гутерманн, мадейра №120 (Германия), бисер – чешский и японский. Пайетки покупаю оптом в Индии (очень хорошими считаются итальянские, но приобрести их непросто). Помимо этого в работу идут камни, бусины, шелковые нити.
Какие рисунки выбираете: сами придумываете или откуда-то берете?
Рисунок на нашивку рисую сама, для вдохновения смотрю Пинтерест. Иногда беру идею оттуда и добавляю в нее свое.
На каких тканях какие узоры лучше смотрятся?
Для легких тканей нужен неплотно расшитый узор – для того, чтобы основа не провисала и не морщилась. На плотных тканях можно вышить густо расшитый узор.
Пяльца или станок лучше выбрать?
Вышивать удобно и на пяльцах, и на раме. Когда объем работы небольшой, можно обойтись пяльцами, закрепив их специальными фиксаторами – струбцинами.
Насколько важно, на ваш взгляд, обучение в таком виде рукоделия? Что необходимо для достижения мастерства?
Обучение позволяет избежать ошибок, которые могут возникнуть при самообразовании, и таким образом значительно сократить время, необходимое для достижения мастерства. Конечно, обучение не является панацеей – много интересного можно открыть для себя и вне его. Но начать все же советую с человеком, который покажет верный путь.
Сейчас несложно найти онлайн-курс со вполне доступным материалом, где нет ничего лишнего. Могу сказать на личном опыте, что дистанционно обучаться очень удобно: вышиваешь, когда есть на это время. Книг, где бы доходчиво говорилось о том, как и с чего начать самообучение, я не встречала. Советую принимать участие в рукодельных мероприятиях, искать единомышленников и заряженных позитивом мастеров.
Какие еще советы вы можете дать начинающим вышивальщицам?
Прежде всего, приготовьтесь к тому, что вышивка потребует от вас терпения. Не начинайте выполнение техники с большой площади. Сначала попробуйте вышивку на небольшом изделии, например на закладке для книги. Обратите внимание, что для вышивки бисером или пайетками нужна очень прочная нить. При этом она должна быть достаточно тонкой, чтобы можно было надеть на нее принадлежности. И по поводу крючка: по сравнению с вязальным крючком такое приспособление достаточно острое, поэтому будьте осторожны в обращении с ним.
Что такое люневильский крючок?
Люневильский крючок в настоящее время набирает большую популярность. Мы привыкли традиционно связывать крючок с вязанием. Но в статье речь пойдет о совсем другом крючке.
Люневильский крючок совершенно не связан с привычным для нас вязанием. Это специальный инструмент, пришедший к нам из Франции, с помощью которого делают утонченную вышивку.
Люневильский крючок состоит из двух частей: игла и ручка с винтом, которая фиксирует иглу-крючок. Иглы можно менять, в зависисмости от плотности ткани. Эти иглы значительно острее, чем в вязальном крючке.
Люневильский крючок используют для декоративной вышивки по ткани пайетками, бисером или нитью. Люневильскую вышивку также называют ещё тамбурной вышивкой, поскольку основной шов здесь тамбурный, который напоминает цепочку, состоящую из стежков.
Особенной изысканностью тамбурная вышивка отличается на тоненьких тканях или сетке и напоминает дорогое кружево. Бисер и стразы хорошо смотрятся на плотных тканях.
Люневильским крючком вышивают на тонких и прозрачных тканях (шёлк, батист, органза, муслин), а также на более грубых (бархат и полотно). Очень активно используют для вышивки итальянскую сетку.
Рассмотрим какие недостатки выявляют при работе с люневильским крючком по сравнению с вышивкой иглой:
1. Необходимо приобрести крючок, который является достаточно дорогим и его купить можно в специализированных магазинах, больше заказать в интернете.
Качественный инструмент со временем окупает ваши затраты.
2. Необходимо научиться свободно работать крючком при пришивании бисера и пайеток. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Даже опытные вышивальщицы обращаются к специалистам за помощью.
При достаточном усердии такую вышивку возможно освоить.
3. Работать возможно только с тканью, заправленной в раму. Вышивать на уже готовых вещах не получится.
Поскольку вышивка производится чаще всего на прозрачной и тонкой органзе или итальянской сетке, то готовый вышитый элемент легко вырезается и нашивается на изделие как аппликация или нашивка.
4. Рамы всегда должны быть в держателе, чтобы у вас были свободны обе руки.
Скорость работы значительно повышается за счет использования обеих рук.
Татьяна Синягина
Татьяна — художник по кутюрной вышивке и росписи ткани. Она закончила кутюрную школу вышивки и поступила на курсы по росписи ткани в колледж Фаберже.
Татьяна рисует платки, косынки, палатины из шелка и украшает их ручной вышивкой. Цель ее творчества — дарить прекрасное, делать женщин красивыми, желанными, уверенными в себе.
С работами Татьяны можно познакомиться на ее страничках в Instagram, ВКонтакте, Facebook.