Люстрация что это означает простыми словами в политике
WikiphilE
Агрегатор советов и знаний в сети
Что такое люстрация – описание простым и доступным языком, примеры
Люстрация не является новым политическим термином. Ее принципы применялись еще в середине 20-го века для окончательного устранения идеологии нацизма и во время десталинизации. В последние время данное понятие часто используют украинские политики.
Люстрация: что это значит в политике?
Люстрация означает «очищение» государственного аппарата от сторонников прежней власти. Явление характерно во время прихода к власти приверженцев другой идеологии или при желании новых руководителей по определенным причинам выставить прежнюю власть в негативном свете.
Сам процесс «очищения» может носить как мягкие, так и жесткие формы. К примеру, новая власть может полностью запрещать деятельность определенных партий или общественных движений. В лучшем случае сторонники прежней власти ограничиваются в возможностях. Например, их представители в парламенте должны быть в меньшинстве.
Люстрацию нельзя назвать однозначно положительным или отрицательным явлением. Она может быть связана со стремлением пришедших к власти людей устранить конкуренцию, а предыдущий правитель или доминирующая партия в правительстве не сделала ничего во вред государства.
Тем не менее, люстрация объявляется новой властью как необходимое и справедливое действие. В ходе нее инициируются расследования против коррумпированных чиновников и сотрудников силовых структур, преследовавших мирных граждан.
Часто люстрация происходит в нестабильные периоды политической жизни и на фоне экономических проблем. Общество, пережившее много бед и связывающее их с прежней властью, часто положительно воспринимает данное явление.
Люстрация включает следующий комплекс мер:
Примеры из истории
Стоит выделить три наиболее ярких примера люстрации:
Что такое люстрация в Украине?
Распад СССР открыл дискуссии по поводу начала люстрации в Украине. Предполагалось ограничить бывшим партийным коммунистам доступ к определенным управляющим должностям. Но дальше законодательных инициатив дело не пошло.
После Евромайдана и свержения Януковича в 2014-м году процесс люстрации был лишь делом времени. Именно люстрация была одним из главных требований протестующих на Майдане и тех, кто затем пришел к власти на волне политического кризиса.
Всего за полгода был создан и принят люстрационный закон. Под действия правового акта «Об очищении власти» в первую очередь попадают те, кто выступал против Евромайдана и являлся сторонником Януковича. Путь к руководящим должностям им был закрыт на 10 лет.
При этом люстрированными оказались не только чиновники, но и сотрудники силовых структур, оказывавших то или иное давление на сторонников Евромайдана.
Люстрацию, согласно опросам, поддержало большинство украинцев. Тем не менее, даже среди государственных деятелей было немало тех, кто считал закон спешным и не соответствующим международному праву.
Отрицательные последствия люстрации
Официальная люстрация на Украине запустила негативный процесс гражданской активности против некоторых госслужащих, которые считались противниками Евромайдана или подозревались во взяточничестве.
Активисты фактически устраивали самосуд, нанося побои представителю власти, а затем засовывали его в мусорный контейнер. К примеру, нападению подвергся Н. Шуфрич, который проводил предвыборную акцию в Одессе.
Пострадал от радикалов также бывший атаман А. Панченко. «Правый сектор» обвинил его в проявлении сепаратизма, так как он был замечен с георгиевской лентой на груди.
Люстрация Порошенко
По иронии подписанный несколько лет назад Порошенко люстрационный закон может обернуться против него. Зеленский считает, что бывший президент и его сторонники в органах власти допустили ряд ошибок, которые сильно навредили Украине. Поэтому будет справедливым запретить им в будущем занимать ответственные должности.
Насколько реализуема инициатива Зеленского пока неясно. С одной стороны, к Порошенко действительно накопилось немало претензий. Считается, что Петр использовал свое положение для отмывания 300 млн долларов. С другой стороны, действия Зеленского могут не поддержать другие политики и общественность.
Выходит, что люстрация при правильном применении несет немалую пользу государству. Она избавляет госаппарат от представителей старой власти, которые дискредитировали себя или даже вовсе проводили антинародную политику с применением террора.
Видео: разговор Зеленского с Путиным о люстрации
В этом ролике репортер Дмитрий Денисов расскажет, как новый президент Украины рассказал президенту России о своих планах люстрации украинской власти:
Что такое люстрация простыми словами: значение слова, предпосылки и исторический опыт
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. О люстрации вспоминают каждый раз, когда в стране меняется власть.
Одни граждане считают её актом справедливости, другие называют расправой новых чиновников над политическими соперниками. И в каждом мнении есть доля правды.
В статье вы узнаете, что такое люстрация простыми словами, с какой целью и как проводится. Также вы познакомитесь с историческим опытом отдельных государств, которые столкнулись с этим явлением.
Люстрация — это.
В Древнем Риме Люстр (lustrum) означал жертву богам. Каждые 5 лет после очередной переписи населения верховные лица государства проводили особый обряд: подвергали закланию свиней, быков или овец.
Считалось, что такие действия защищают страну от бедствий. Позже появилось слово lustratio, которое в переводе с латинского языка означает «очищение посредством жертвоприношения».
Иным было значение термина в России. Так, в словаре иностранных слов 1910 года указано, что люстрация – это проверка доходов с недвижимого имения. В Великом Княжестве Литовском таким словом обозначали подсчёт налоговых поступлений государства и опись имущества.
Только в конце XX века понятие приобрело современную окраску в связи с политическими событиями. Тогда многие страны Европы решили «разорвать связь» с коммунистическим или тоталитарным прошлым.
С тех пор люстрация – это (простыми словами) очищение государственного аппарата от чиновников, которые выступали активными сторонниками, проводниками идеологии и режима прежней власти.
Обычно выражается в следующих мероприятиях:
По сути, люстрация – это законная форма возмездия простых граждан и новых властей. Она направлена на тех, кто запятнал себя нечистыми делами во времена старых порядков.
Три важных условия для проведения люстрации
Рассуждая о люстрации, многие граждане утверждают, что это расправа одних олигархов над другими.
Действительно, пришедшие к власти люди часто стремятся устранить оппозицию, прикрываясь законом. Однако настоящая люстрация обладает тремя признаками.
Люстрация не проводится по устному распоряжению одного человека или узкой группы лиц. Перечень подпадающих под действие госслужащих, процедура проверки и ограничительные мероприятия закрепляются в нормативном правовом акте, например, законе.
Наказания должны быть соразмерны тем деяниям (бездействиям), которые совершали бывшие чиновники. Нельзя превращать процедуру в произвол.
Так, в 1996 году Парламентская Ассамблея Совета Европы в резолюции № 7568 указала, что никто не должен подвергаться люстрации только за факт принадлежности к какой-либо организации. Вину конкретного человека нужно доказать, а уже потом налагать на него ограничения.
Некоторые госслужащие, занимавшие должности при старом режиме, по сути, не были с ним согласны. Люди выполняли приказы и формально действовали в рамках закона, постоянно сталкиваясь с муками выбора.
Теоретически они могли уволиться из государственных органов, но не делали этого в силу жизненных обстоятельств (семья, дети, невозможность смены профессии).
Настоящая люстрация направлена только на «активистов». Она проводится для того, чтобы помешать нечестным, беспринципным и коррумпированным чиновникам вновь парализовать аппарат власти.
Нет смысла проводить зачистки абсолютно всех служащих, работавших, например, при определённом президенте. В таком случае процедура не достигнет цели, а лишь превратится в акт несправедливости по отношению к обычным труженикам.
Опыт люстрации в посткоммунистических странах
В 90-е годы люстрация проводилась в странах посткоммунистической Европы.
Самым радикальным был опыт Чехии. В 1993 году власти приняли закон, объявивший Коммунистическую партию преступной организацией, а её членов – виновными в программном разрушении традиционных ценностей европейской цивилизации, нарушении прав и свобод человека.
Под действие документа попали более 140 тысяч чиновников. Многие из них лишились должностей или подверглись уголовному преследованию.
Более «мягкие» формы люстрация приобрела в Болгарии, Словакии и Венгрии. Там основной мерой стало разглашение негативной информации о деятельности бывших служащих в органах исполнительной власти и госбезопасности.
Очевидно, что идея была рождена, чтобы ускорить отрыв стран бывшего соцлагеря и быстрый их дрейф в сторону «западного мира».
Заодно осуществлялась мечта бенефициаров (кто это?) капитализма — полностью дискредитировалась идей социализма (и, конечно же, коммунизма), как враждебные и убыточные для держателей мирового капитала.
Кстати, после развала соцлагеря капиталисты перестали соревноваться с ним в плане социальной защищенности населения и последнее время все четче просматривается «звериный оскал капитализма» даже в скандинавских странах, которые считались образчиками «заботы о человеке».
Что такое люстрация в Украине
Ещё в 2014 году в стране под давлением активных участников Евромайдана был принят люстрационный закон «Об очищении власти».
Документ подписал новоизбранный президент Пётр Порошенко. Под действие попали, в частности, следующие лица:
Должностей лишились около 900 чиновников в государстве. В июле 2019 года Конституционный Суд Украины начал рассмотрение дела о конституционности люстрационного закона.
С другой стороны, президент Владимир Зеленский предложил усилить люстрацию, распространив её действие на всех чиновников, которые занимали руководящие должности уже с 2014 года.
Выводы
Теперь вы знаете, что значит люстрация. Это и наказание для госслужащих, и инструмент обновления политического режима, и профилактика коррупции.
Многие считают идею абсурдной (что это значит?) и неправовой, поскольку с её помощью власти просто легко избавляются от оппозиции.
Однако недостатки скорее не в самой процедуре, а в тех, кто её проводит. Легитимная, законная и соответствующая моральным нормам люстрация достигает своих целей и позволяет улучшить жизнь в стране.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (8)
Давно пора уже не только говорить о люстрации, а проводить ее в полной мере в нашем государстве.
Люстрация — это то, чего очень не хватало после Освободительной Революции в августе 1991 года! И ведь были такие идеи, на пример у Старовойтовой.
Она совершенно верно предлагала не просто люстрировать весь аппарат КГБ и к нему причастных, но и пожизненно лишить их права занимать государственные посты, преподавать какие бы то ни было дисциплины в ВУЗах страны. Но к огромному разочарованию, к ее мнению не прислушались тогда.
А вот еще. Сейчас в США хотят люстрировать тех, кто работал в команде Трампа. Либеральная идея — она не умирает, ибо дураки не переведутся никогда (и те, кто подобно вам, тупо разделяет их бессмысленные и опасные идеи).
Плохое слово, тесно ассоциируется с националистическим переворотом 2014 года на Украине. Строго говоря, до этого не использовалось. Но если применительно к казнокрадам и взяточникам, то ничего плоходо не подразумевает.
На мой взгляд, опасность такого процесса, как люстрация, заключается в том, что когда приходит новая власть, она часто прикрывается этим понятием и стараясь угодить настроениям народа, просто расправляется со своими политическими конкурентами. Аргументация при этом обычно заключается в коррумпированности старых чиновников.
Не следует злоупотреблять этим понятием, так как люстрация, как это заведено — удобный инструмент в борьбе с политическими конкурентами.
Люстрация это «очищение» власти демагогами, которые дорвались наконец-то до государственного корыта!
Впервые на моей памяти люстрация была проведен в Европе после развала социалистического бока.
Люстрация — что это такое простыми словами.
Люстрация – это процесс отстранения от власти и ограничения в правах, лиц, которые были уличены в преступной или антинародной деятельности, за время их работы государственным служащим при правлении отстраненного от власти режима. Этимологическое значение термина «люстрация» происходит от латинского слова – lustratio, что буквально переводится как – очищение.
Что такое ЛЮСТРАЦИЯ — значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Люстрация – это процесс при котором новая власть, в целях очищения своих рядов избавляется от старых коррумпированных или антинародно настроенных чиновников и других государственных служащих. В качестве примера из недавних событий можно привести люстрационную реформу полиции в Украине. Бытует мнение, что данная реформа прошла не совсем удачно, и многим бывшим коррумпированным милиционерам удалось обойти закон о люстрации и попасть в новую полицию. Тем не менее общая картина, связанная с обновлением штата, привнесла много позитивных моментов.
Люстрация: суть и цели.
Люстрация — это явление, которое, как правило, возникает в сложные переходные периоды в политической жизни государства. Обычно такие изменения связаны с кардинальными переменами в векторе политического и социального развития страны. В подобной обстановке, как у народа, так и у нового правительства возникает спрос на восстановление справедливости за прошлые злодеяния, совершенные бывшими чиновниками. Именно с этим вопросом и призван разбираться закон об люстрации.
Какие меры предусмотрены при проведении люстрации?
В зависимости от страны в которой принимается подобный закон в него могут входить абсолютно различные пункты. Это может включать в себя такие ограничительные и профилактические меры в отношении бывших государственных служащих как:
Стоит понимать, что состав каждого отдельного закона о люстрации, целиком и полностью зависит от исторических событий, результатом которых и стала необходимость принятия подобных мероприятий. К примеру, после распада СССР, в странах где проводилась декоммунизация, люстрация была нацелена на чиновников, которые работали на коммунистический режим, тем или иным образом.
Опыт Чешской Республики был самым экстремальным, поскольку его законы о люстрации были самыми радикальными. Коммунистическая партия и ее идеология были признаны преступными и незаконными. Практически всем представителям компартии были выдвинуты обвинения в разрушении национальной культуры и истории. 140000 человек были лишены права занимать государственные посты. Было открыто много криминальных дел.
В каких странах происходил процесс люстрации?
Подобный путь прошли:
Моральные и технические особенности люстрации.
Первым и самым важным аспектом при проведении люстрации, является легитимность власти, которая ее осуществляет. Это значит, что новое правительство должно быть абсолютно законно избранным и поддерживаться большинством народа. При отсутствии данного факта, люстрация является ничем иным как чистками и расправой над политическими соперниками.
Вторым аспектом при проведении очищения и составления люстрационных списков, является моральный фактор. Дело в том, что исторически так сложилось, что под подобный закон часто попадают люди напрямую непричастные к преступлениям режима. Буквально это значит, что люди занимали определенные должности, которые предполагали исполнение приказов свыше. По факту они исполняли действующее законодательство. Вот именно в отношении таких людей, люстрационному комитету следует брать во внимание все аспекты дела, чтобы очищение не превратилось в расправу.
Почему люстрация — это не просто
«Люс-тра-ци-я!» — скандирует многотысячная толпа на митинге против блокировки Telegram. Поколение Z, которому больше по вкусу YouTube и телеграм-каналы, чем федеральное ТВ, хотело бы, чтоб страной правили люди со сходным бэкграундом, а не выходцы из партийного аппарата советских времен. Процедура, которой жаждут оппозиционные политики, была востребована во все века: само слово, от латинского lustratio — «очищение посредством жертвоприношения», восходит к традициям Древнего Рима. Примеров люстрации в современном понимании, когда новые власти ограничивают в правах сторонников прежнего режима, множество; примеров для подражания — намного меньше. Процесс сопряжен с целым комплексом реформ, именуемых «переходное правосудие», и иногда сложно точно выбрать правильный вектор.
Автор: Денис Примаков, кандидат юридических наук, международный эксперт ОБСЕ и Совета Европы по противодействию коррупции. Статья подготовлена для аналитического проекта «План Перемен».
Успех или провал проведенной люстрации определяется со временем и зависит от массы причин. Удачно прошла люстрация при объединении двух Германий. Примером успеха среди стран «арабской весны» можно назвать только Тунис. Почему люстрация на деле оказывается сложным процессом и какие выводы могла бы извлечь Россия из опыта других стран?
Что понимают под люстрацией в разных странах
Процесс люстрации в каждой стране носит индивидуальный характер. Даже в странах Восточной Европы в 90-е законы отличались довольно сильно. Самыми жесткими считаются законы в Чехии, где занимать публичные должности (в том числе в судах) не могут граждане, имевшие любые позиции в коммунистической партии, члены «народной милиции», информанты спецслужб и другие. Закон о люстрации в Польше от 1997 года ограничивает только функционеров бывшей власти, и его считают самым «мягким». Впрочем, в Польше был принят отдельный закон для судей, в 1944–1989 годы «предавших независимость судебной власти», который дает право Всепольскому судебному совету направить запрос об увольнении судьи с должности.
Следующая волна люстраций началась после «арабской весны» 2011 года. В Ливии вход во власть был закрыт для высокопоставленных представителей режима Каддафи, в Тунисе — для функционеров режима Бен Али. В Египте в 2013 году пошли на изменение Конституции — функционирование Национально-демократической партии было запрещено (правда, через год приняли новую Конституцию, откуда данное положение убрали).
Последняя люстрационная кампания прошла на Украине после падения режима Януковича в 2014 году. Администрированием люстрации по закону «Об очищении власти» занимается департамент Минюста Украины, однако его работа не раз становилась объектом критики. Закон был принят с третьей попытки и значительно смягчен относительно первоначальной версии. Были уволены около тысячи чиновников, еще четыре тысячи ушли по собственному желанию. Не была проведена судебная люстрация (это связывают с отсутствием законодательной базы), провалилась имущественная люстрация, которая предполагала проверку образа жизни чиновника на соответствие доходам. В данный момент вопросы люстрации снова на слуху в связи с событиями в Армении.
Законодательные рамки, а значит понимание, что такое люстрация, очень вариативны в каждой стране. Например, в первом типе люстрации (Чехия, Германия, Латвия) она представляет собой запрет определенным лицам занимать некоторые должности, во втором типе (Польша, Литва и Эстония) закреплено обязательное декларирование сведений о себе под угрозой ответственности за ложную декларацию, в третьем (Венгрия, Словакия) — официальное установление и раскрытие фактов, касающихся принадлежности определенных лиц к Компартии и их работы на госорганы, но без последствий для субъекта.
В чем сложность процедуры люстрации
При принятии законов о люстрации нужно понимать, что одновременно с наказанием необходимо вводить новую практику, которая не позволит повториться подобным нарушениям. Закон о люстрации должен приниматься в рамках общего пакета реформ переходного правосудия. Суть переходного правосудия с позиций демократических норм выглядит так: повышение подотчетности чиновников, усиление защиты прав человека, поддержание высокого уровня гражданского доверия для проведения институциональных реформ, повышение экономического развития и демократического управления (из отчета специального докладчика ООН в 2011 году).
При разработке законов экспертам по переходному правосудию очень важно отслеживать соответствие норм люстрации фундаментальным правам, в частности Хартии Европейского союза по правам человека. Скандальным примером может служить дело Яниса Адамcонса, который выиграл иск к Латвии в ЕСПЧ. В 2002 году ему было запрещено баллотироваться в парламент как бывшему офицеру КГБ, но ЕСПЧ посчитал, что нормы соответствующего закона слишком расплывчаты, Адамсонс «не совершал никаких антидемократических действий и не выражал антидемократичных идей, что характеризовало бы его как представителя советского режима».
Сложность процедуры люстрации можно увидеть на опыте Германии. Договор об объединении ФРГ и ГДР определил режим «очищения» через повторный наем государственных служащих на новых условиях. Госслужащие должны были обращаться с заявлением о приеме на прежнюю работу, учитывая при этом возможность отказа, если будут выявлены факты их причастности к деятельности секретных служб либо участия в иной деятельности, направленной на подавление личности. В случае признания судами объединенной Германии их политической или профессиональной деятельности преступной они подвергались уголовному преследованию. Процедуры люстрации должны были осуществляться обычными судами из Западной Германии или обновленными судами с судьями, вновь назначенными на должность, в Восточной Германии. Расследования по уголовным делам, возбужденным в период существования ГДР, были продолжены. Трудоемкость всего процесса сложно переоценить. Люстрация заняла значительное время, даже с учетом того, что в Германии ею было кому заняться: к услугам были суды бывшего ФРГ, а за основу была взята уже функционировавшая система западногерманского права.
Однако страны Ближнего Востока после «арабской весны» не имели фундаментальных демократичных законов и новых независимых судов. В случае стран Восточной Европы институциональные реформы принимались все одновременно и зачастую не были согласованы.
Отрыв проведения люстрации от других механизмов переходного правосудия — работы над восстановлением исторической правды, репарации, институциональных реформ, реабилитации жертв режима — могут свести всю работу по люстрации на нет. Примером могут служить Ливия или Йемен, где попытка люстрации чиновников прошлого режима вылилась в сведение политических счетов, а в Ливии, по сути, привела к гражданской войне. В рамках правосудия переходного периода люстрация призвана укрепить государственные институты и стать гарантией неповторения грубых нарушений прав человека.
О чем нужно помнить России
В постсоветской России была попытка поднять вопрос о люстрации, которая закончилась провалом. 30 ноября 1992 года Конституционный суд рассматривал дело о роспуске КПСС, в ходе которого отказался принять во внимание и приобщить к делу значительную часть документов, в том числе относящихся к участию компартии в политических репрессиях. Таким образом, вопрос о проведении люстрации был закрыт. В свете последних тенденций заигрывания с культом личности Сталина и определенными попытками пересмотреть роль коммунистов в истории России, а также учитывая фактор времени, вопрос люстрации государственных лиц, которые нарушали права человека во время советского строя, носит лишь теоретический характер.
В будущем, при движении к демократии (на данный момент актуально для Армении и Сирии), необходимо помнить об опыте других стран и учитывать определенные особенности люстрации.
Люстрацию необходимо проводить согласованно с другими реформами и процедурами в рамках переходного правосудия. В частности, процедура люстрации должна проводиться одновременно с установлением «исторической истины» (для чего нужна совместная работа исследователей и расследователей) и реабилитацией жертв прошлого режима.
Необходимо четко определить, на кого будет распространяться данный механизм, при этом его действие не должно быть слишком широким. Например, в Тунисе по закону о люстрации, который был признан успешным, было привлечено к суду 114 человек (преступников), и разработчики сразу отказались от идеи наказывать всех, кто был частью прошлого режима.
Люстрационный орган должен состоять из профессионалов-правозащитников, чтобы не повторить нелепые ситуации, как, например, на Украине, где департамент люстрации одно время возглавляла 23-летняя чиновница юстиции. Хотя она занимала пост временно, один этот факт демонстрирует всю «серьезность» процесса люстрации.
Цели люстрации не совпадают с целями уголовной политики. Это не политическая вендетта бывших соперников, а краткая по времени процедура (она не может длиться десятилетиями), предназначенная для того, чтобы предотвратить попадание в публичное поле чиновников и судей прошлого режима, запятнавших себя нарушением фундаментальных прав человека и коррупцией.