Люстрация что это такое

Значение слова «люстрация»

Люстрация что это такое. Смотреть фото Люстрация что это такое. Смотреть картинку Люстрация что это такое. Картинка про Люстрация что это такое. Фото Люстрация что это такое

Люстрационные процессы в широком смысле этого слова происходили в различные годы в странах Европы, освободившихся от нацистского порабощения, в странах Латинской Америки (при переходе от военных диктатур к демократическому правлению), а также в ЮАР и Ираке. В странах Латинской Америки и Южной Африке на практике наказание понесли лишь немногие представители прежней власти; люстрация в этих случаях превращалась в процесс национального примирения, который становился успешным как раз потому, что элиты, возникшие и процветавшие при старой власти, сильно не пострадали.

люстра́ция

1. полит. юр. в ряде стран — законодательное ограничение прав некоторых категорий лиц на занятие определённых должностей, профессиональную деятельность и неприкосновенность личной жизни

2. экон. периодическая опись имущества для учета доходов

3. истор. религ. культовый обряд, связанный с представлением об очистительной силе магических действий (включая жертвоприношение)

4. устар. тайное вскрытие государственными органами пересылаемой по почте корреспонденции

Делаем Карту слов лучше вместе

Люстрация что это такое. Смотреть фото Люстрация что это такое. Смотреть картинку Люстрация что это такое. Картинка про Люстрация что это такое. Фото Люстрация что это такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова анфас (наречие):

Источник

Что такое люстрация простыми словами: значение слова, предпосылки и исторический опыт

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. О люстрации вспоминают каждый раз, когда в стране меняется власть.

Одни граждане считают её актом справедливости, другие называют расправой новых чиновников над политическими соперниками. И в каждом мнении есть доля правды.

Люстрация что это такое. Смотреть фото Люстрация что это такое. Смотреть картинку Люстрация что это такое. Картинка про Люстрация что это такое. Фото Люстрация что это такое

В статье вы узнаете, что такое люстрация простыми словами, с какой целью и как проводится. Также вы познакомитесь с историческим опытом отдельных государств, которые столкнулись с этим явлением.

Люстрация — это.

В Древнем Риме Люстр (lustrum) означал жертву богам. Каждые 5 лет после очередной переписи населения верховные лица государства проводили особый обряд: подвергали закланию свиней, быков или овец.

Считалось, что такие действия защищают страну от бедствий. Позже появилось слово lustratio, которое в переводе с латинского языка означает «очищение посредством жертвоприношения».

Иным было значение термина в России. Так, в словаре иностранных слов 1910 года указано, что люстрация – это проверка доходов с недвижимого имения. В Великом Княжестве Литовском таким словом обозначали подсчёт налоговых поступлений государства и опись имущества.

Только в конце XX века понятие приобрело современную окраску в связи с политическими событиями. Тогда многие страны Европы решили «разорвать связь» с коммунистическим или тоталитарным прошлым.

С тех пор люстрация – это (простыми словами) очищение государственного аппарата от чиновников, которые выступали активными сторонниками, проводниками идеологии и режима прежней власти.

Обычно выражается в следующих мероприятиях:

Люстрация что это такое. Смотреть фото Люстрация что это такое. Смотреть картинку Люстрация что это такое. Картинка про Люстрация что это такое. Фото Люстрация что это такое

По сути, люстрация – это законная форма возмездия простых граждан и новых властей. Она направлена на тех, кто запятнал себя нечистыми делами во времена старых порядков.

Три важных условия для проведения люстрации

Рассуждая о люстрации, многие граждане утверждают, что это расправа одних олигархов над другими.

Действительно, пришедшие к власти люди часто стремятся устранить оппозицию, прикрываясь законом. Однако настоящая люстрация обладает тремя признаками.

Люстрация не проводится по устному распоряжению одного человека или узкой группы лиц. Перечень подпадающих под действие госслужащих, процедура проверки и ограничительные мероприятия закрепляются в нормативном правовом акте, например, законе.

Наказания должны быть соразмерны тем деяниям (бездействиям), которые совершали бывшие чиновники. Нельзя превращать процедуру в произвол.

Люстрация что это такое. Смотреть фото Люстрация что это такое. Смотреть картинку Люстрация что это такое. Картинка про Люстрация что это такое. Фото Люстрация что это такое

Так, в 1996 году Парламентская Ассамблея Совета Европы в резолюции № 7568 указала, что никто не должен подвергаться люстрации только за факт принадлежности к какой-либо организации. Вину конкретного человека нужно доказать, а уже потом налагать на него ограничения.

Некоторые госслужащие, занимавшие должности при старом режиме, по сути, не были с ним согласны. Люди выполняли приказы и формально действовали в рамках закона, постоянно сталкиваясь с муками выбора.

Теоретически они могли уволиться из государственных органов, но не делали этого в силу жизненных обстоятельств (семья, дети, невозможность смены профессии).

Настоящая люстрация направлена только на «активистов». Она проводится для того, чтобы помешать нечестным, беспринципным и коррумпированным чиновникам вновь парализовать аппарат власти.

Нет смысла проводить зачистки абсолютно всех служащих, работавших, например, при определённом президенте. В таком случае процедура не достигнет цели, а лишь превратится в акт несправедливости по отношению к обычным труженикам.

Опыт люстрации в посткоммунистических странах

В 90-е годы люстрация проводилась в странах посткоммунистической Европы.

Самым радикальным был опыт Чехии. В 1993 году власти приняли закон, объявивший Коммунистическую партию преступной организацией, а её членов – виновными в программном разрушении традиционных ценностей европейской цивилизации, нарушении прав и свобод человека.

Под действие документа попали более 140 тысяч чиновников. Многие из них лишились должностей или подверглись уголовному преследованию.

Более «мягкие» формы люстрация приобрела в Болгарии, Словакии и Венгрии. Там основной мерой стало разглашение негативной информации о деятельности бывших служащих в органах исполнительной власти и госбезопасности.

Люстрация что это такое. Смотреть фото Люстрация что это такое. Смотреть картинку Люстрация что это такое. Картинка про Люстрация что это такое. Фото Люстрация что это такое

Очевидно, что идея была рождена, чтобы ускорить отрыв стран бывшего соцлагеря и быстрый их дрейф в сторону «западного мира».

Заодно осуществлялась мечта бенефициаров (кто это?) капитализма — полностью дискредитировалась идей социализма (и, конечно же, коммунизма), как враждебные и убыточные для держателей мирового капитала.

Кстати, после развала соцлагеря капиталисты перестали соревноваться с ним в плане социальной защищенности населения и последнее время все четче просматривается «звериный оскал капитализма» даже в скандинавских странах, которые считались образчиками «заботы о человеке».

Что такое люстрация в Украине

Ещё в 2014 году в стране под давлением активных участников Евромайдана был принят люстрационный закон «Об очищении власти».

Документ подписал новоизбранный президент Пётр Порошенко. Под действие попали, в частности, следующие лица:

Должностей лишились около 900 чиновников в государстве. В июле 2019 года Конституционный Суд Украины начал рассмотрение дела о конституционности люстрационного закона.

С другой стороны, президент Владимир Зеленский предложил усилить люстрацию, распространив её действие на всех чиновников, которые занимали руководящие должности уже с 2014 года.

Выводы

Теперь вы знаете, что значит люстрация. Это и наказание для госслужащих, и инструмент обновления политического режима, и профилактика коррупции.

Многие считают идею абсурдной (что это значит?) и неправовой, поскольку с её помощью власти просто легко избавляются от оппозиции.

Однако недостатки скорее не в самой процедуре, а в тех, кто её проводит. Легитимная, законная и соответствующая моральным нормам люстрация достигает своих целей и позволяет улучшить жизнь в стране.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (8)

Давно пора уже не только говорить о люстрации, а проводить ее в полной мере в нашем государстве.

Люстрация — это то, чего очень не хватало после Освободительной Революции в августе 1991 года! И ведь были такие идеи, на пример у Старовойтовой.

Она совершенно верно предлагала не просто люстрировать весь аппарат КГБ и к нему причастных, но и пожизненно лишить их права занимать государственные посты, преподавать какие бы то ни было дисциплины в ВУЗах страны. Но к огромному разочарованию, к ее мнению не прислушались тогда.

А вот еще. Сейчас в США хотят люстрировать тех, кто работал в команде Трампа. Либеральная идея — она не умирает, ибо дураки не переведутся никогда (и те, кто подобно вам, тупо разделяет их бессмысленные и опасные идеи).

Плохое слово, тесно ассоциируется с националистическим переворотом 2014 года на Украине. Строго говоря, до этого не использовалось. Но если применительно к казнокрадам и взяточникам, то ничего плоходо не подразумевает.

На мой взгляд, опасность такого процесса, как люстрация, заключается в том, что когда приходит новая власть, она часто прикрывается этим понятием и стараясь угодить настроениям народа, просто расправляется со своими политическими конкурентами. Аргументация при этом обычно заключается в коррумпированности старых чиновников.

Не следует злоупотреблять этим понятием, так как люстрация, как это заведено — удобный инструмент в борьбе с политическими конкурентами.

Люстрация это «очищение» власти демагогами, которые дорвались наконец-то до государственного корыта!

Впервые на моей памяти люстрация была проведен в Европе после развала социалистического бока.

Источник

Почему люстрация — это не просто

«Люс-тра-ци-я!» — скандирует многотысячная толпа на митинге против блокировки Telegram. Поколение Z, которому больше по вкусу YouTube и телеграм-каналы, чем федеральное ТВ, хотело бы, чтоб страной правили люди со сходным бэкграундом, а не выходцы из партийного аппарата советских времен. Процедура, которой жаждут оппозиционные политики, была востребована во все века: само слово, от латинского lustratio — «очищение посредством жертвоприношения», восходит к традициям Древнего Рима. Примеров люстрации в современном понимании, когда новые власти ограничивают в правах сторонников прежнего режима, множество; примеров для подражания — намного меньше. Процесс сопряжен с целым комплексом реформ, именуемых «переходное правосудие», и иногда сложно точно выбрать правильный вектор.

Автор: Денис Примаков, кандидат юридических наук, международный эксперт ОБСЕ и Совета Европы по противодействию коррупции. Статья подготовлена для аналитического проекта «План Перемен».

Успех или провал проведенной люстрации определяется со временем и зависит от массы причин. Удачно прошла люстрация при объединении двух Германий. Примером успеха среди стран «арабской весны» можно назвать только Тунис. Почему люстрация на деле оказывается сложным процессом и какие выводы могла бы извлечь Россия из опыта других стран?

Что понимают под люстрацией в разных странах

Процесс люстрации в каждой стране носит индивидуальный характер. Даже в странах Восточной Европы в 90-е законы отличались довольно сильно. Самыми жесткими считаются законы в Чехии, где занимать публичные должности (в том числе в судах) не могут граждане, имевшие любые позиции в коммунистической партии, члены «народной милиции», информанты спецслужб и другие. Закон о люстрации в Польше от 1997 года ограничивает только функционеров бывшей власти, и его считают самым «мягким». Впрочем, в Польше был принят отдельный закон для судей, в 1944–1989 годы «предавших независимость судебной власти», который дает право Всепольскому судебному совету направить запрос об увольнении судьи с должности.

Следующая волна люстраций началась после «арабской весны» 2011 года. В Ливии вход во власть был закрыт для высокопоставленных представителей режима Каддафи, в Тунисе — для функционеров режима Бен Али. В Египте в 2013 году пошли на изменение Конституции — функционирование Национально-демократической партии было запрещено (правда, через год приняли новую Конституцию, откуда данное положение убрали).

Последняя люстрационная кампания прошла на Украине после падения режима Януковича в 2014 году. Администрированием люстрации по закону «Об очищении власти» занимается департамент Минюста Украины, однако его работа не раз становилась объектом критики. Закон был принят с третьей попытки и значительно смягчен относительно первоначальной версии. Были уволены около тысячи чиновников, еще четыре тысячи ушли по собственному желанию. Не была проведена судебная люстрация (это связывают с отсутствием законодательной базы), провалилась имущественная люстрация, которая предполагала проверку образа жизни чиновника на соответствие доходам. В данный момент вопросы люстрации снова на слуху в связи с событиями в Армении.

Законодательные рамки, а значит понимание, что такое люстрация, очень вариативны в каждой стране. Например, в первом типе люстрации (Чехия, Германия, Латвия) она представляет собой запрет определенным лицам занимать некоторые должности, во втором типе (Польша, Литва и Эстония) закреплено обязательное декларирование сведений о себе под угрозой ответственности за ложную декларацию, в третьем (Венгрия, Словакия) — официальное установление и раскрытие фактов, касающихся принадлежности определенных лиц к Компартии и их работы на госорганы, но без последствий для субъекта.

В чем сложность процедуры люстрации

При принятии законов о люстрации нужно понимать, что одновременно с наказанием необходимо вводить новую практику, которая не позволит повториться подобным нарушениям. Закон о люстрации должен приниматься в рамках общего пакета реформ переходного правосудия. Суть переходного правосудия с позиций демократических норм выглядит так: повышение подотчетности чиновников, усиление защиты прав человека, поддержание высокого уровня гражданского доверия для проведения институциональных реформ, повышение экономического развития и демократического управления (из отчета специального докладчика ООН в 2011 году).

При разработке законов экспертам по переходному правосудию очень важно отслеживать соответствие норм люстрации фундаментальным правам, в частности Хартии Европейского союза по правам человека. Скандальным примером может служить дело Яниса Адамcонса, который выиграл иск к Латвии в ЕСПЧ. В 2002 году ему было запрещено баллотироваться в парламент как бывшему офицеру КГБ, но ЕСПЧ посчитал, что нормы соответствующего закона слишком расплывчаты, Адамсонс «не совершал никаких антидемократических действий и не выражал антидемократичных идей, что характеризовало бы его как представителя советского режима».

Сложность процедуры люстрации можно увидеть на опыте Германии. Договор об объединении ФРГ и ГДР определил режим «очищения» через повторный наем государственных служащих на новых условиях. Госслужащие должны были обращаться с заявлением о приеме на прежнюю работу, учитывая при этом возможность отказа, если будут выявлены факты их причастности к деятельности секретных служб либо участия в иной деятельности, направленной на подавление личности. В случае признания судами объединенной Германии их политической или профессиональной деятельности преступной они подвергались уголовному преследованию. Процедуры люстрации должны были осуществляться обычными судами из Западной Германии или обновленными судами с судьями, вновь назначенными на должность, в Восточной Германии. Расследования по уголовным делам, возбужденным в период существования ГДР, были продолжены. Трудоемкость всего процесса сложно переоценить. Люстрация заняла значительное время, даже с учетом того, что в Германии ею было кому заняться: к услугам были суды бывшего ФРГ, а за основу была взята уже функционировавшая система западногерманского права.

Однако страны Ближнего Востока после «арабской весны» не имели фундаментальных демократичных законов и новых независимых судов. В случае стран Восточной Европы институциональные реформы принимались все одновременно и зачастую не были согласованы.

Отрыв проведения люстрации от других механизмов переходного правосудия — работы над восстановлением исторической правды, репарации, институциональных реформ, реабилитации жертв режима — могут свести всю работу по люстрации на нет. Примером могут служить Ливия или Йемен, где попытка люстрации чиновников прошлого режима вылилась в сведение политических счетов, а в Ливии, по сути, привела к гражданской войне. В рамках правосудия переходного периода люстрация призвана укрепить государственные институты и стать гарантией неповторения грубых нарушений прав человека.

О чем нужно помнить России

В постсоветской России была попытка поднять вопрос о люстрации, которая закончилась провалом. 30 ноября 1992 года Конституционный суд рассматривал дело о роспуске КПСС, в ходе которого отказался принять во внимание и приобщить к делу значительную часть документов, в том числе относящихся к участию компартии в политических репрессиях. Таким образом, вопрос о проведении люстрации был закрыт. В свете последних тенденций заигрывания с культом личности Сталина и определенными попытками пересмотреть роль коммунистов в истории России, а также учитывая фактор времени, вопрос люстрации государственных лиц, которые нарушали права человека во время советского строя, носит лишь теоретический характер.
В будущем, при движении к демократии (на данный момент актуально для Армении и Сирии), необходимо помнить об опыте других стран и учитывать определенные особенности люстрации.

Люстрацию необходимо проводить согласованно с другими реформами и процедурами в рамках переходного правосудия. В частности, процедура люстрации должна проводиться одновременно с установлением «исторической истины» (для чего нужна совместная работа исследователей и расследователей) и реабилитацией жертв прошлого режима.

Необходимо четко определить, на кого будет распространяться данный механизм, при этом его действие не должно быть слишком широким. Например, в Тунисе по закону о люстрации, который был признан успешным, было привлечено к суду 114 человек (преступников), и разработчики сразу отказались от идеи наказывать всех, кто был частью прошлого режима.

Люстрационный орган должен состоять из профессионалов-правозащитников, чтобы не повторить нелепые ситуации, как, например, на Украине, где департамент люстрации одно время возглавляла 23-летняя чиновница юстиции. Хотя она занимала пост временно, один этот факт демонстрирует всю «серьезность» процесса люстрации.

Цели люстрации не совпадают с целями уголовной политики. Это не политическая вендетта бывших соперников, а краткая по времени процедура (она не может длиться десятилетиями), предназначенная для того, чтобы предотвратить попадание в публичное поле чиновников и судей прошлого режима, запятнавших себя нарушением фундаментальных прав человека и коррупцией.

Источник

Люстрация

Люстра́ция (от лат. lustratio — «очищения посредством жертвоприношений») — вид политической цензуры, практика, состоящая в законодательном ограничении прав некоторых категорий лиц (выделяемых по профессиональным, партийным, религиозным или иным признакам) на:

Содержание

История

Как правило, люстрация применяется пришедшими к власти революционными режимами по отношению к их политическим противникам (состоявшим в дореволюционных политических партиях, работавших в полиции и спецслужбах свергнутой власти и т. п.). Люстрация также может использоваться правящим режимом по отношению к лицам, угрожающим его существованию (например, членам радикальных партий).

Практика люстрации применяется уже давно. Типичным образцом люстрации были советские «чистки» 1920—1930-х годов и ограничения прав «бывших».

Люстрация имела место в ходе денацификации Германии после 1945 года, демилитаризации Японии того же периода; следует также упомянуть «запреты на профессию» в ФРГ и маккартизм в США.

В наши дни о люстрации говорят применительно к законодательной практике, характерной для посткоммунистических стран Восточной Европы с конца 1980-х — начала 1990-х годов.

Правовое основание люстраций

С точки зрения права, люстрационные законы представляют собой сложный юридический казус, так как

Сторонники люстрации обычно обосновывают её необходимость:

Противники люстрации указывают на:

Европа

Судебные процессы и массовые увольнения лиц, имевших в прошлом связи со службами безопасности прежних коммунистических режимов, были призваны продемонстрировать стремление новой власти интегрироваться с некоммунистической Европой.

Законодательное оформление люстрации и практика её применения раскололи посткоммунистическую Европу на сторонников и противников люстрации.

Лех Валенса, Вацлав Гавел, Желю Желев и другие противники люстрации боролись за удержание процесса декоммунизации в узких рамках, предостерегали против сведения счетов с бывшей правящей номенклатурой. Конференция европейских церквей выступила в защиту прав преследуемых сотрудников расформированных органов безопасности в странах Восточной Европы.

В посткоммунистических государствах, где у власти остались представители прежнего режима, люстрация не проводилась или не принимала законодательно утверждённых форм (к таковым можно отнести Россию, Украину, Белоруссию, Румынию, Молдавию). В странах, где к власти через несколько лет после антикоммунистических революций вернулись посткоммунистические партии, процесс люстрации шёл в мягких формах и постепенно затихал (Венгрия, Словакия, Болгария).

Чехия

Под действие закона попали 140 000 лиц, сотрудничавших с коммунистическим режимом в 1948—1989 годах. Кадровые сотрудники и тайные агенты спецслужб, сотрудники партийного аппарата КПЧ, «политически руководившие» госбезопасностью, лишались на 5 лет права занимать ответственные посты в государственных органах, если специальная комиссия могла доказать их вину.

По закону на проверку отводилось два месяца, но иногда проверка затягивалась надолго. Уличённых в нежелательных контактах немедленно увольняли из госструктур.

В 1996 году граждане Чехии получили право знакомиться с досье спецслужб, заведёнными на них. В то же время вопросы прохождения люстрации стали активно использоваться в политической борьбе за определённые государственные посты. Нашли даже материалы допроса Вацлава Гавела, в результате которого сотрудник госбезопасности сделал вывод, что Гавела можно рассматривать как «возможного кандидата на сотрудничество».

Вацлав Гавел пытался наложить вето на продление Закона о декоммунизации до 2000 года (его действие заканчивалось в 1996 году), но парламент преодолел вето, и теперь он стал бессрочным.

Словакия

В Словакии руководство страны изначально негативно отнеслось к подобным «чисткам». Даже если суд признавал наличие вины, то наказание определялось минимальное.

Польша

В Польше, как и в Чехословакии, власть мирно перешла от коммунистов к оппозиции — «Солидарности». Правительство, образованное лидерами «Солидарности», гарантировало неприкосновенность бывшим коммунистам. В то же время часть активистов «Солидарности», недовольная распределением государственных постов, использовала проблему декоммунизации для того, чтобы попытаться получить большую власть.

После длительного периода политической борьбы вокруг этого вопроса, в ходе которой были оглашены списки лиц, сотрудничавших с прежним режимом, в 1997 году, несмотря на противодействие Валенсы, был наконец принят «Закон о люстрации» для проверки достоверности заявлений высших должностных лиц об их предполагаемых связях с органами безопасности в коммунистический период.

Все желающие поступить на госслужбу и кандидаты на парламентских выборах, прежде сотрудничавшие с коммунистическими спецслужбами, должны были покаяться публично и получить прощение. Те же, кто, по мнению властей, пытался скрыть свое прошлое, увольнялись, при этом сведения об их прошлом подвергались огласке.

Принятие закона привело к массовому доносительству. Самым известным из тех, кому пришлось подать в отставку, стал вице-премьер Януш Томашевский, бывший диссидент. Порочащие документы нашлись и на другого легендарного диссидента — Леха Валенсу, и на 7-го президента — бывшего коммуниста Квасьневского. Оба скандала, правда, закончились ничем.

Уже в 2004 году от этого закона пострадал маршалек (председатель) польского сейма Юзеф Олексы — польский люстрационный суд, который должен проверять депутатов на предмет прошлого сотрудничества со спецслужбами, постановил, что Олексы в 1970-е годы сотрудничал с армейской разведкой, но скрыл это в своем люстрационном заявлении.

21 июля 2006 нижняя палата польского парламента приняла законопроект, расширяющий действие прежнего закона о люстрациях (касавшегося лишь министров, депутатов, сенаторов, судей и чиновников) и позволяющий без дополнительных расследований увольнять с работы бывших сотрудников или агентов органов госбезопасности ПНР.

Законопроект распространяет действие существующего закона на глав администраций населенных пунктов, членов руководства фирм с государственным участием, ученых, работников университетов, директоров школ и журналистов.

В СМИ будет опубликован список бывших сотрудников и агентов госбезопасности, создаваемый на основе материалов фонда Института национальной памяти, которому передана значительная часть архивов органов госбезопасности ПНР.

В июне 2006 под давлением публикаций в СМИ вынуждена была покинуть пост министра финансов Зита Гилёвска, обвинённая в сотрудничестве с органами госбезопасности ПНР. Весной 2006 в польских СМИ было опубликовано несколько материалов о сотрудничестве со спецслужбами ПНР и нескольких сотен католических священников, однако новый законопроект не коснулся священнослужителей.

В январе 2007 в Польше вспыхнул скандал, вызванный отставкой митрополита Варшавского Станислава Вельгуса, признавшего свои связи со службами госбезопасности социалистической Польши в 1970-е годы. Внеочередной сейм польских епископов принял решение о создании комиссии, которая изучит биографии всех 45 епископов страны для выявления их связей с госбезопасностью ПНР.

Станислав Вельгус был назначен на свой пост 6 декабря 2006 г. В ходе собеседования в Ватикане, предшествовавшего его назначению, он отрицал какие-либо связи с органами госбезопасности. Однако в начале января 2007 года в польские СМИ попали архивные документы спецслужб, из которых следовало, что это сотрудничество продолжалось около 20 лет.

Принятые в 2007 году поправки к закону о люстрации, распространившие его действие на более широкий круг лиц, Коституционным судом Польши были частично признаны не соответствующими закону. От люстрации освободили журналистов, бизнесменов, представителей науки и преподавателей негосударственных ВУЗов. [3]

См. также

Германия

По Закону о документации Министерства государственной безопасности ГДР, принятому в 1991, все граждане Восточной Германии получили доступ к своим досье. Одновременно в договор об объединении Германий был включён пункт о том, что служащие государственных учреждений и судьи должны повторно подать заявления о приеме на работу. Все архивы были переданы так называемой комиссии Гаука — по имени пастора из Ростока, бывшего диссидента, которому доверили управлять доступом к документам. Его ведомство насчитывало несколько тысяч сотрудников, причём вначале эту работу поручали лишь западным немцам. Государственные органы получили право запрашивать из архива информацию о каждом новом соискателе места. Если отыскивалась информация, что претендент на должность сотрудничал с секретной службой, его увольняли.

Хотя предполагалось, что за архивами будет вестись строгий надзор, некоторые списки агентов всё же появились в прессе — а в наши дни — в Интернете, что привело к увольнениям из частных компаний и публичной травле. Власти ФРГ использовали архивы «Штази» для дискредитации восточногерманских политиков — например, лидера Партии демократического социализма (бывшей СЕПГ) Грегора Гизи.

Венгрия

Закон Зетени-Такача от 1992 установил уголовную ответственность без срока давности для лиц, совершивших в декабре 1944 — мае 1990 года предательство Родины, вплоть до пожизненного заключения. При этом под эту формулировку можно было при желании подвести любого участника советско-венгерского сотрудничества. Конституционный суд, рассмотрев обращение президента А. Гёнца, признал этот «закон мести» неконституционным.

В декабре 1994 года Конституционный суд Венгрии также вынес решение, ограничивающее «биографический контроль» в отношении лиц, занимавших государственные посты, и использование информации в отношении них.

Конституционный суд признал, что документы прошлых лет необходимо открывать для общественности, однако охарактеризовал первый этап люстрации (1992—1994) как «политическую месть».

Рассматривая вопрос о конституционности люстрации, Конституционный суд Венгрии сделал выбор в пользу права на доступ к значимой информации, нивелировав право на защиту частной жизни и указав, что политические деятели не могут в полной мере обладать последним в силу своей публичной должности.

Вопрос был передан в парламент с одновременным указанием на то, что список лиц, подпадающих под люстрацию, должен быть ограничен (исключены журналисты развлекательных программ, руководители университетов и колледжей, работники государственных предприятий и духовенство).

Второй этап люстрации (1994—2001) имел целью лишь достижение высокого уровня информирования общественности о деятельности публичной власти. Санкцией в этот период стало лишь разглашение сведений о деятельности в органах госбезопасности.

30 мая 2005 года парламент открыл широкий доступ к секретным ранее документам об агентах спецслужб.

Люстрация в Венгрии утратила репрессивный характер.

Болгария

В 1992 антикоммунистическое парламентское большинство сумело включить в несколько законов специальные статьи о декоммунизации, однако Конституционный суд объявил их не имеющими силы. Был отменён и Закон о декоммунизации науки и образования, принятый в декабре 1992 года и запрещавший бывшим активистам Компартии и преподавателям коммунистической идеологии занимать руководящие должности в научных учреждениях и вузах.

В то же время был принят Закон, запрещающий разглашение информации о деятельности тайной полиции и публикацию документов, подтверждающих отсутствие связи политиков и государственных чиновников с органами государственной безопасности.

Албания

В 1995 году были приняты Закон о верификации морального облика должностных лиц и прочих лиц, связанных с обороной демократического государства и Закон о геноциде и преступлениях против человечности, совершённых в Албании во время коммунистического режима по политическим, идеологическим и религиозным мотивам. Законами установлено, что кандидат на выборную должность должен пройти специальную административную процедуру, которая позволяет определить, какие должности ранее занимал кандидат и не был ли он «пособником» секретной полиции (то есть не был ли он причастен к геноциду либо другим преступлениям против албанского народа).

В 1993—1994 гг. здесь были организованы судебные процессы в отношении бывших членов албанского Политбюро, в их числе Неджмие Ходжи (вдовы бывшего коммунистического лидера Энвера Ходжи) и руководителя Социалистической партии Фатоса Нано. Их обвиняли в хищении государственных средств, злоупотреблении государственной властью, коррупции, нарушении прав человека.

Прибалтийские государства

В Прибалтике вопрос о люстрации впервые был поставлен в 1990 году в обращении Конгресса незаконно репрессированных Эстонии, Латвии и Литвы к Верховным Советам этих республик.

В Эстонии был принят Закон о внесудебных массовых репрессиях в Советской Эстонии в 1940—1950-е гг., по которому прокуратуре Эстонской ССР было поручено рассмотреть вопрос о возбуждении уголовных дел и привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в массовых убийствах, других преступлениях против человечности.

Латвийский Закон о выборах от 1992 года требовал от всех кандидатов в депутаты парламента письменное заявление о наличии либо отсутствии у них связей с советскими или иными секретными службами. Закон о выборах Сейма с 1995 запрещает избрание лиц, действовавших в компартии и ряде дружественных ей организаций после 13 января 1991 года, а также работников и агентов КГБ. Аналогичные запреты введены на натурализацию Законом о гражданстве в 1994.

В Литве был принят Закон о проверке мандатов депутатов, подозреваемых в сознательном сотрудничестве со специальными службами СССР или других государств. Согласно этому Закону, для проверки и расследования получивших огласку фактов сознательного сотрудничества депутата со специальными службами СССР или других государств должна была создаваться специальная депутатская комиссия соответствующего Совета, которая в случае надобности привлекала должностных лиц прокуратуры, внутренних дел и службы национальной безопасности.

Грузия

В октябре 2010 года парламент Грузии принял закон, запрещающий занимать высокие посты в государстве лицам, которые служили в КГБ или находились на руководящих должностях в КПСС.

Комиссия по люстрации, созданная согласно этому закону, занимается вопросами искоренения в Грузии коммунистической символики, в том числе в названиях улиц и площадей, а также ликвидирует монументы, восхваляющие тоталитарное прошлое.

Грузия — первая из неевропейских стран, провёдшая у себя десоветизацию. Интересно, что нынешний президент Грузии Саакашвили в молодости служил в советских погранвойсках, которые тогда находились в ведении КГБ СССР.

Чечня

Россия

Практика люстрации широко применялась в России в 1920 — 30 годы.

Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осуждённые за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Конституция РСФСР 1925 года содержала аналогичный список лиц, лишённых избирательных прав, в ст. 69 и предоставляла таковые права трудящимся иностранцам в ст. 11.

Фактически ограничения в правах касались не только права избирать и быть избранным. Лишенцы не могли получить высшее образование, часто фактически лишались права проживать в Москве и Ленинграде, а также вернуться в то место, где они были арестованы.

Конституция РСФСР 1937 года предоставила избирательные права всему населению.

Отдельные элементы люстрации власти пытались ввести в 1980 — начале 1990 годов. Например, предпринимались попытки обосновать необходимость привлечения к ответственности организаторов и проводников политики тоталитаризма. Суть высказывавшихся предложений состояла в том, чтобы ограничить участие этих лиц в общественно-политической жизни или устранить их из общественных и хозяйственных сфер, обеспечивающих им власть над обществом на любом уровне.

Эти предложения, однако, практически не получили законодательного оформления. Первой и единственной люстрационной мерой в России (введённой во время действия запрета на деятельность КПСС) стал закон о реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 года. Этот закон содержал норму, согласно которой работники ЧК, ГПУ-ОГПУ, НКВД, МГБ и прокуратуры, а также судьи, участвовавшие в расследовании и рассмотрении дел о политических репрессиях, должны были понести уголовную ответственность. Сведения о лицах, признанных виновными в фальсификации дел, применении незаконных методов расследования, преступлениях против правосудия, периодически публиковались средствами массовой информации. Однако практическая реализация данных положений не проводилась, и известны лишь единичные случаи постановки вопроса о привлечении к ответственности таких лиц (а также отказа в посмертной реабилитации лиц, самих занимавшихся репрессиями, хотя и здесь открыто имели место дискриминационные подходы).

Украина

В феврале 2005, после победы «Оранжевой революции», в СМИ появились сообщения о разработке сразу двух законопроектов о люстрации. [7] [8]

В одном из них, представленном народными депутатами Василием Червонием, Андреем Шкилем и Сергеем Олексиюком, предлагалось определить правовые и организационные принципы проведения люстрации в отношении кандидатов на руководящие посты в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, СМИ, политических партиях и общественных организациях. Каждого из них, по мнению разработчиков законопроекта, необходимо было подвергнуть проверке на причастность к фальсификации выборов президента в 2004 году. Второй причиной запрета на работу в документе было указано сотрудничество с оперативными сотрудниками бывшего КГБ СССР, а с 1991 года — с иностранными спецслужбами. От проверки, согласно законопроекту, автоматически освобождались президент Украины и руководящий состав его администрации.

Левко Лукьяненко, автор второго законопроекта, устанавливающего «определенные ограничения при занятии должностей в государственных органах власти Украины», предлагал ввести пятилетний запрет на исполнение руководящих должностей в органах законодательной, исполнительной и судебной власти и СМИ Украины должностным лицам, которые находились на руководящих должностях в КПСС, КГБ СССР или являлись резидентами, агентами, информаторами или внештатными работниками службы безопасности, а также начальниками политических отделов в Советской армии и МВД СССР.

Левко Лукьяненко заявлял, что взял за основу «чешскую модель» люстрации: «Поляки провели так называемую мягкую люстрацию. Однако в польском обществе никогда не было такого количества разных стукачей и „внештатных сотрудников“, как в бывшем СССР. И нам нужно не церемониться с этими людьми, а поступать максимально жёстко. Только в таком случае мы сможем очистить страну от метастазов коммунистической заразы, как это сделали чехи». [7]

В 2008 году процесс подхвачен украинскими юристами, создана Общественная Организация «Люстрация» (www.lustration.org.ua). Целью организации является справедливая оценка и осуждение преступлений против украинского народа и причастных к ним лиц.

31 августа 2009 года обнародованы результаты исследования «Люстрация или Украина во власти КГБ», которое свидетельствует о том, что практически каждый пятый государственный служащий Украины имеет критическую вероятность сотрудничества с КГБ. [9]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *