Лютеранство это что такое кратко
Лютеранство
Интересуются
Практикуют
Новости
| Евангелическое христианство, Lutheranism. | |
| Протестантизм → Лютеранство. |
Лютеранство (от имени основателя Мартина Лютера) — христианское протестантское учение, возникшее в 16 веке в результате реформационного движения в Германии. Основные принципы вероучения сформировались в ходе борьбы лютеранства со злоупотреблениями, распространёнными в римско-католической церкви, а также с другими более радикальными протестантскими учениями, такими как анабаптизм, кальвинизм и др.
Мартин Лютер (1483–1546 гг.) родился в Саксонии, в городе Эйслебен. Несмотря на то, что семья Лютеров была бедной, Мартин смог получить хорошее образование, окончив Эрфуртский университет. Отказавшись от преподавательской работы, М. Лютер, принимает монашеский постриг и становится католическим священником. Обычно момент основания лютеранства связывают с 31 октября 1517 года, когда Лютер открыто выступил с критикой римско-католической церкви, прибив доску с 95 тезисами к дверям своей церкви в Виттенберге. Но сам термин «лютеране» впервые возник только в 1520 году, причём он использовался оппонентами учения исключительно в уничижительном смысле. Во время контрреформации лютеране, как и другие протестанты, подвергались жестоким гонениям со стороны римско-католической церкви.
Все положения лютеранского вероучения изложены в Книге Согласия. Её квинтэссенцией являются 5 принципов, сформулированных в виде кратких латинских лозунгов:
Лютеране признают только 2 таинства: крещения, посредством которого люди становятся христианами, и причастия, через которое укрепляется вера. При этом священники в лютеранской общине воспринимаются исключительно как проповедники, ничем не возвышенные над мирянами.
В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране проводят чёткую границу между сферами действия Евангелия и мирских законов. Первая относится к церкви, а вторая — к государству. Закон рассматривается как Божий гнев, Евангелие же — как Божья милость.
Лютеранские богослужения характеризуются хоровым исполнением гимнов (иногда количество участников хора достигает нескольких тысяч), а также использованием органной музыки, в частности многих произведений Иоганна Себастьяна Баха, написанных специально для лютеранских собраний.
Среди других известных лютеран, внёсших большой вклад в искусство и науку, можно отметить В.И. Даля (русский писатель и лексикограф), И.В. Гёте (немецкий поэт, естествоиспытатель), Г.Р. Герца (немецкий физик), Ф.Ф. Беллинсгаузена (русский мореплаватель), И. Кеплера (немецкий астроном) и мн.др.
В настоящее время в мире насчитывается около 85 миллионов лютеран. После возникновения в Германии учение Лютера распространилось в странах Европы — Австрии, Венгрии, Франции, Нидерландах, Скандинавских и Прибалтийских регионах, в дальнейшем проникло в Северную Америку. В качестве преобладающей религии лютеранство сейчас существует в северной Германии, Скандинавии, Финляндии и Прибалтике. На территории России лютеранство получило распространение с 16 века, благодаря немецким переселенцам. При этом не существует единой мировой лютеранской церкви — есть несколько достаточно крупных церковных объединений и ряд независимых деноминаций, которые делятся на две группы:
Немалый вклад лютеране внесли в развитие искусства. В частности, большое внимание всегда уделялось архитектурной красоте церквей (кирх), выполненных в барочном, классическом и модерновом стилях. При этом вероучение не предъявляет никаких требований к эстетическому оформлению церковных строений, что обеспечивает архитекторам широкую свободу для творческого самовыражения. Наряду с росписью зданий, лютеране уделяли внимание портретной живописи: внешность многих деятелей Реформации увековечена такими известными художниками как Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах Старший.
Лютеранство сыграло ключевую роль в реформировании христианской церкви, став первым протестантским учением, открыто выступившим против злоупотреблений католической церкви, дав дорогу распространению гуманистических ценностей на севере Европы.
Лютеранство это что такое кратко
Лютеранство
Лютеранство | Мартин Лютер | Суть лютеранства
Название: Лютеранство (учение Лютера)
Время возникновения: XVI век
Основатель: Мартин Лютер
Лютеранство (от имени основателя Мартина Лютера) — христианское протестантское учение, возникшее в результате реформационного движения в Германии. Основные принципы вероучения сформировались в ходе борьбы лютеранства со злоупотреблениями, распространёнными в римско-католической церкви, а также с другими более радикальными протестантскими учениями, такими как анабаптизм, кальвинизм и др.
Все положения лютеранского вероучения изложены в Книге Согласия. Её квинтэссенцией являются 5 принципов, сформулированных в виде кратких латинских лозунгов:
Лютеране признают только 2 таинства: крещение, посредством которого люди становятся христианами, и причастие, через которое укрепляется вера. При этом священники в лютеранской общине воспринимаются исключительно как проповедники, ничем не возвышенные над мирянами.
В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране проводят чёткую границу между сферами действия Евангелия и мирских законов. Первая относится к церкви, а вторая — к государству. Закон рассматривается как Божий гнев, Евангелие же — как Божья милость.
В настоящее время в мире насчитывается около 85 миллионов лютеран. После возникновения в Германии учение Лютера распространилось в странах Европы — Австрии, Венгрии, Франции, Нидерландах, Скандинавских и Прибалтийских регионах, в дальнейшем проникло в Северную Америку. В качестве преобладающей религии лютеранство сейчас существует в северной Германии, Скандинавии, Финляндии и Прибалтике. На территории России лютеранство получило распространение с XVI века, благодаря немецким переселенцам.
Немалый вклад лютеране внесли в развитие искусства. В частности, большое внимание всегда уделялось архитектурной красоте церквей (кирх), выполненных в барочном, классическом и модерновом стилях.
Лютеранство сыграло ключевую роль в реформировании христианской церкви, став первым протестантским учением, открыто выступившим против злоупотреблений католической церкви, дав дорогу распространению гуманистических ценностей на севере Европы.
Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Лютеранство
Общество лютеран (часто называемое протестантством) составляют народы, исповедующие христианскую веру в том виде, как установлено это на Западе в XVI веке под главным влиянием Мартина Лютера. Сравнительно с учением Православной Церкви, лютеранство заблуждается в следующих пунктах своего вероучения:
о Св. Писании, как единственном источнике и единственном правиле веры;
о состоянии человека по падении и об оправдании его верою, без добрых дел;
о Церкви, как невидимом обществе святых, что повлекло за собою отрицание иерархии;
об отношении между Церковью земною и небесною.
Кроме того, имеют также отличительные особенности лютеранское
3. По лютеранскому учению, Церковь есть невидимое общество святых, в котором верно проповедуется Евангелие и правильно совершаются таинства. Под святыми, составляющими Церковь, нужно разуметь не святых людей, находящихся на небе, а истинно верующих на земле, оправданных и возрожденных. Могут быть в Церкви и дурные члены, но они только по имени, номинально принадлежат к ней, а не действительно – реально, почему при определении понятия Церкви и не берутся в расчет. Отрицая Церковь видимую, лютеранство вместе с тем отрицает иерархию как богоучрежденное сословие людей, которым одним, и по Господню установлению, и по силе благодати, полученной ими в таинстве священства, принадлежит право и обязанность учить, священнодействовать и управлять. По лютеранскому учению, все верующие по силе таинства крещения суть равно священники и из среды себя избирают особых мужей, как своих представителей, для отправления духовных обязанностей, как-то: для проповедования Евангелия, совершения таинств, духовного руководствования ко Христу. Эти духовные лица, назначенные на служение Церкви, не составляют особенного сословия, не суть священники в собственном смысле, а только проповедники в наставники (пасторы) и по сану все существенно равны между собою, по божественному праву (jиге divinо) имеют одни и те же служебные полномочия и от прочих верующих отличаются только должностью (Аmt) или служебными обязанностями, а не свыше дарованными им правами и благодатными дарами.
4. По воззрению лютеран, действенность таинств исключительно зависит от веры лиц, приемлющих таинства, так что таинство бывает таинством и имеет свою силу только во время самого принятия и употребления его с верою, а вне употребления или в случае принятия без веры оно не есть таинство и остается бесплодным. Таинства сами по себе не суть проводники благодати, а только знаки для возбуждения и укрепления веры в Искупителя,– напоминания о том, что благодатью Его род человеческий спасен. Уверенность человека в его спасении без внешних напоминаний может ослабевать,– и вот для поддержания и воспитания ее и даны таинства – эти внешние знаки. И насколько таинство в момент совершения его возбуждает в душе верующего веру в Искупителя и сообразное с нею настроение, настолько оно и имеет для него силу и значение.
Вечеря Господня, по учению лютеран, установлена для утверждения нас в вере, для внешнего исповедания нашей веры и для возвращения благодеяний Христовых; через нее и в ней мы получаем отпущение грехов; тело и кровь Христовы, духовно принимаемые с истинною верою, питают нас в жизнь вечную, и при сем через Святого Духа, обитающего во Христе и в нас, мы более и более соединяемся с Его телом. Значение евхаристии, как жертвы, лютеранами отрицается. По их учению, хлеб и вино не пресуществляются в тело и кровь Христову. Но отрицая действительность пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христовы, лютеране, вместе с тем, учат, что Иисус Христос невидимо и таинственно присутствует в таинстве хлеба и вина, пребывает Своим телом здесь же вместе с хлебом, и вкушающий хлеб и вино невидимо вкушает тело и кровь Христовы не духовным только, но и плотским образом. Как это так, на это лютеране отвечают обыкновенно следующими, ничего не объясняющими выражениями: «In pane, cum pane, sub pane» (в хлебе, с хлебом и под хлебом).
6. Что касается нравоучения, то, отрицая вообще значение добрых дел в спасении, лютеране особенно восстают против всяких внешних подвигов благочестия: странствований к святым местам, соблюдения постов, аскетических подвигов самоотречения, безбрачия. Протестанты отвергли их не только как бесполезные, но как излишние и вредные, так как будто ими заменяются для людей внутреннее нравственное настроение и дается повод к тщеславию и лицемерию. Отвергая высшие нравственные подвиги самообуздания и самоотречения и ограничивая всю нравственность общими обыденными обязательствами и требованиями, лютеране нравственную жизнь христиан приводят к одному невысокому нравственному уровню.
7. Отвергая внешние выражения благочестия в жизни, протестанты, вместе с тем, стараются, сколько возможно, упростить всякую внешность – обрядность в богослужении. Отвергнув большую часть церковных украшений, служб и обрядов, они оставили в своих храмах только изображение распятия, некоторые иконы, удержали пение и музыку при богослужении, колокольный звон, некоторые церковные процессии и вместо древних, оставленных ими, молитв и гимнов составили свои новые.
На практике, впрочем, протестанты далеко не вполне проводят свой принцип. Вопреки отрицанию предания на словах, они на деле многое удерживают из старого церковного предания, именно: канон священных книг, о чем в самом Писании не говорится, три древние символа – никейский, так называемый апостольский, и известный под именем Афанасия Великого.
По Лютеру, стоит только человеку прикоснуться мыслью к идее Христа, чтобы быть блаженным. Стоит быть уверенным в получении блаженства, чтобы в действительности обладать им. Оправдывающая субъективная вера протестантов есть не просто признание новозаветного Откровения, но и уверенность в том, что человеку прощены грехи, что он оправдан и будет блажен. Смысл всех рассуждений Лютера об оправдании сводится к следующему положению: «Мысли о деле спасения, и оно будет твоим достоянием».
Хотя всякий христианин, по учению лютеран, возрожденный Духом Святым, содействуя Богу в деле своего оправдания, обязан творить добрые дела из чувства благодарности и ради повиновения Богу, однако эти дела его не имеют никакого значения для получения им вечного спасения, так что когда идет речь об этом последнем спасении, то о добрых делах человека не следует и упоминать, потому что они не суть средства к спасению, и христианин не должен делать их с целью получить награду в вечной жизни; вечная блаженная жизнь приобретается одною верою.
Отвергнув миропомазание, как таинство, Лютер превратил его в простой благочестивый обряд, сохраняемый лютеранами доныне под именем конфирмации и являющийся на самом деле не более, как публичным экзаменом отрока-христианина в знании истин веры, совершаемом с торжественною обстановкою.
Почитание святых, по Лютеру, есть унижение заслуг Иисуса Христа, как единственного Ходатая между Богом и людьми; призывать святых в молитвах, как наших ходатаев и заступников перед Богом, значит смешивать заслуги Христа с человеческими подвигами, которые сами по себе ничто, – с человеческою слабостью и бессилием. Святые, по учению Лютера, – только замечательные исторические лица, о которых нужно воспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвою. Другими словами, святым, по Лютеру, нужно воздавать почтение только гражданское, но не религиозное.
В лютеранском молитвослове (см. Краткий Молитвослов Евангелическо-лютеранской Церкви. Изд. А.В. Ферман, Москва, 1906 г.) в молитве «за все человечество» имеется моление об усопших; откуда следует, что, по крайней мере, современные нам лютеране творят частные молитвы за умерших (см. подр. Ц. В. 1906, 28).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
лютеранство
Лютеранство названо по имени основателя Мартина Лютера (1483—1546). М. Лютер родился в небольшом саксонском городке Эйслебен в бедной семье. Его отец дал сыну хорошее образование. Окончив Эрфуртский университет и получив степень магистра, М. Лютер, однако, отказывается от преподавательской работы в университете, принимает монашеский постриг и затем становится католическим священником. Будучи священником, он получает степень доктора теологии.
Обычно датой основания лютеранства считают 31 октября 1517, когда М. Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он служил священником, доску с 95 тезисами, в которых подверг суровой критике католицизм. Но иногда основание этого течения приурочивают к зиме 1513—14, так как именно в это время М. Лютер пришёл к выводу о решающем значении для спасения Божьей милости. Существует ещё одна точка зрения, согласно которой возникновение лютеранства связывают с 1530, когда было опубликовано написанное сподвижником М. Лютера Филиппом Меланхтоном (1497—1560) Аугсбургское исповедание, содержащее основы лютеранского вероучения.
Доктринальные положения лютеранства даны в так называемой Книге согласия. В неё включены три исторических символа веры (Апостольский, Никейский, или Никео-Константинопольский, и Афанасьевский), Аугсбургское исповедание и Апология Аугсбургского исповедания (1531), Малый и Большой (для детей и для взрослых) катехизисы Лютера (1529), Шмалькальденские статьи (содержащий резкую критику католицизма ответ лютеранских лидеров на приглашение папы Павла III на собор в Мантуе, который должен был состояться в 1537) и Формула согласия (принятый в 1577 церковный документ, в котором был разрешён возникший после смерти М. Лютера спор между его сторонниками). Среди этих документов особое значение придаётся Аугсбургскому исповеданию и Малому катехизису Лютера.
Лютеране, как и большинство христиан, принимают учения о Святой Троице и о двойной природе Иисуса Христа — божественной и человеческой. Они верят также в искупительную жертву Христа, Его воскресение и вознесение.
Догматика лютеранства строго христоцентрична, в отличие от учений кальвинизма, для которого скорее характерен богоцентризм, и пятидесятничества с его духоцентристскими тенденциями.
Двумя общепризнанными таинствами в лютеранстве являются крещение и причащение (Вечеря Господня, евхаристия, таинство алтаря). Они не рассматриваются лишь как простые культовые обряды. Крещение, совершаемое в детском возрасте, воспринимается лютеранами как вода возрождения, крещёный человек как бы вновь рождается во Христе, ему прощаются грехи и он освобождается от власти зла. Крещение считается обязательным условием спасения. Оно обычно совершается у лютеран окроплением, но может совершаться и в другой форме. Вечеря Господня, считают лютеране, была учреждена Христом для укрепления веры, для выражения союза верующего с Богом. Веря в истинное присутствие в элементах причастия — хлебе и вине — тела и крови Христа, лютеране тем не менее отказались от католической и православной доктрины пресуществления (изменения субстанции) хлеба и вина. Вечеря Господня празднуется в одних лютеранских церквах только раз в году — в Великую Пятницу, в других — значительно чаще. На исповедь у лютеран не выработалось единого взгляда. Если в лютеранских исповеданиях XVI в. она считалась таинством, то теперь часть лютеран рассматривает её просто как обряд. Только обрядами считают лютеране также конфирмацию, рукоположение, брак и соборование.
В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране строго разделяют сферы действия Евангелия и закона. Первая из них связана с церковью, вторая — с государством. Закон осуждает, а Евангелие оправдывает. Закон рассматривается как Божий гнев, Евангелие же — как Божья милость.
Богослужебная практика в лютеранских церквах, как и в других церквах протестантизма, сильно упрощена по сравнению с католическим культом. Тем не менее лютеране не пошли так далеко в упрощении обрядности, как кальвинисты, баптисты, методисты, и сохранили ряд элементов католической литургии. Во время богослужения в лютеранских церквах возжигаются свечи, в некоторых из них используется ладан. Не признавая икон, лютеранство допускает наличие в церквах настенной живописи на библейские сюжеты. В церквах имеется алтарь, крест является официальным церковным символом. В отличие от кальвинистских священнослужителей, лютеранские пасторы надевают особые церковные облачения, хотя они гораздо скромнее, чем у католических священников. Прежде облачения были чёрного цвета, теперь же пасторы носят альбу (белое литургическое одеяние), поверх которого надевается ещё одно облачение, различающееся в разных национальных церквах.
Центральное место в церковных службах занимает проповедь. Кроме неё поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания. Богослужения совершаются на национальных языках. В XX в. некоторые лютеранские церкви несколько упростили свою обрядность.
Лютеранство провозгласило священство всех верующих и этим стёрло резкую грань, отделявшую мирян от священников. Тем не менее священнослужители (пасторы) в лютеранских церквах всё же имеются, поскольку священнослужение, как подчёркивают лютеране, было установлено самим Христом. Пасторы в лютеранских церквах избираются и остаются в сане пожизненно. Рукоположение (ординация) рассматривается в лютеранстве как обычай, имеющий корни ещё в древней церкви, но не считается обязательным. В связи с этим большинство лютеранских церквей утратило апостольскую преемственность рукоположения. В последние десятилетия XX в. во многих лютеранских церквах была введена в практику ординация женщин. Отсутствует в лютеранстве и единая система церковного устройства. В лютеранских церквах существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Главы церквей могут иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Как правило, лютеранские церкви в различных государствах совершенно самостоятельны (в некоторых странах, например, в США, существует по нескольку лютеранских церквей).
Вообще лютеранские церкви склонны рассматривать и обрядность, и церковное устройство как сферы адиафоры, то есть того, что безразлично с точки зрения веры, так как оно не подтверждается, но и не опровергается Священным Писанием. Поэтому некоторые обряды можно совершать, но можно и не совершать. Церковное устройство также может быть различным.
В 1947 в Лунде (Швеция) была создана Всемирная лютеранская федерация, штаб-квартирой которой стала Женева. Однако эта организация не является каким-то управленческим центром, а лишь призвана способствовать единению лютеранских церквей, оказывать помощь нуждающимся, содействовать миссионерской работе.
Общая численность последователей лютеранства во всём мире составляет 76 млн. человек. Наибольшее число лютеран по-прежнему сосредоточено в Германии (27 млн., или 35% населения страны). Сторонники лютеранства образуют большинство населения в странах Северной Европы: в Дании (4,6 млн., или 89%), Швеции (4,4 млн., или 53%; данные церковной статистики показывают гораздо более высокую цифру, однако значительная часть лиц, формально числящихся лютеранами, на самом деле отошла от религии), Финляндии (4,2 млн., или 85%), Норвегии (3,8 млн., или 89%), Исландии (243 тыс., или 96%), на Фарерских островах (38 тыс., или 79%). Из других европейских стран значительные группы приверженцев лютеранства имеются в Эстонии (569 тыс., или 36%), Латвии (491 тыс., или 18%), Венгрии (450 тыс., или 4%), Австрии (359 тыс., или 5%), Словакии (326 тыс., или 6%), Франции (263 тыс., или 0,5%), России (170 тыс., или 0,1%, — преимущественно немцы), Румынии (137 тыс., или 0,6%, — немцы, венгры). Меньшие по численности группы лютеран есть в Польше (91 тыс.), Чехии (49 тыс.), Югославии (41 тыс. — словаки, венгры), Литве (32 тыс.), на Украине (25 тыс.), в Великобритании (20 тыс.), Словении (19 тыс.), Хорватии (15 тыс. — немцы), Швейцарии (13 тыс.).
В Америке самые крупные группы сторонников лютеранства имеются в США (12 млн., или 5% населения) и Бразилии (1,1 млн., или 0,7%). Значительно меньше лютеран в Канаде (301 тыс.), Аргентине (97 тыс.), Гренландии (53 тыс., или 95%), Боливии (27 тыс.), Гайане (13 тыс.), Парагвае (11 тыс.), Сальвадоре (10 тыс.).
В Африке крупные группы последователей лютеранства имеются в Танзании (1,5 млн., или 5%), Эфиопии (1 млн., или 2%) и Намибии (около 1 млн., или 51%). Лютеране есть также на Мадагаскаре (852 тыс., или 7%), в ЮАР (748 тыс., или 2%), Нигерии (410 тыс.), Камеруне (132 тыс.), Либерии (70 тыс.), Зимбабве (60,5 тыс.), Чаде (44 тыс.), Ботсване (24 тыс.), ЦАР (22 тыс.), Анголе (12 тыс.), Гане (10 тыс.).
Из азиатских стран значительной численностью сторонников лютеранства выделяются Индонезия (3,5 млн., или 2%, — часть батаков и ниасцы) и Индия (1,2 млн., или 0,1%). Лютеране имеются также в Казахстане (50 тыс., немцы), Сянгане (37 тыс.), Японии (29 тыс.).
В австралийско-океанийском регионе приверженцы лютеранства представлены в Папуа — Новой Гвинее (около 1 млн., или около 1/4 населения) и Австралии (134 тыс., главным образом немцы).