М вебер считал что социология должна изучать
Понимающая социология Макса Вебера
Социология – наука, изучающая общество, особенности его развития и общественные системы, а также социальные институты, отношения и общности. Она раскрывает внутренние механизмы строения социума и развития его структур, закономерности общественных действий и массового поведения людей и, конечно же, особенности взаимодействия общества и человека.
Макс Вебер
Одним из самых выдающихся специалистов в области социологии, а также одним из её основоположников (вместе с Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом) является немецкий социолог, политический экономист, историк и философ по имени Макс Вебер. Его идеи оказали сильнейшее влияние на развитие социологической науки, а также ряда других общественных дисциплин. Он придерживался методов антипозитивизма и утверждал, что для изучения общественных действий следует применять не сугубо эмпирический, но более интерпретирующий и объясняющий подход. Само же понятие «социальное действие» также было введено Максом Вебером. Но, кроме всего прочего, этот человек является ещё и основоположником понимающей социологии, где не просто рассматриваются любые социальные действия, но распознаётся их смысл и цель с позиции вовлечённых в происходящее людей.
Понимающая социология
Согласно идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой именно «понимающую» науку, т.к. поведение человека осмысленно. Однако это понимание нельзя назвать психологическим, ибо смысл не относится к области психического, а значит, его нельзя считать предметом изучения психологии. Этот смысл является частью социального действия – поведения, соотносящегося с поведением других, ориентируемое, корректируемое и регулируемое им. Основой созданной Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре). Социология, в свою очередь, является пограничной наукой, в которой должно сочетаться самое лучшее из них. Получается, что из гуманитарного знания взята методология понимания и соотнесения с ценностями, а из естественного знания – причинно следственное толкование окружающей действительности и приверженность к точным данным. Суть понимающей социологии должна заключаться в понимании и объяснении социологом следующего:
Но, если Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм рассматривали социальные явления с позиции объективизма, а основным предметом анализа для них было общество, то Макс Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение отдельного человека. Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи и т.д. Ведь именно индивид с его представлениями, мотивами, целями и т.п. делает возможным понять, чем обусловлены социальные взаимодействия. И, исходя из тех посылок, что основным признаком социального является доступный и подлежащий пониманию субъективный смысл, социология Макса Вебера и получила название понимающей.
Социальное действие
Социальное действие по Веберу может быть нескольких видов, основанных на четырёх типах мотивации:
Идеальный тип
Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение человека Максом Вебером был введён термин «идеальный тип». Этот идеальный тип является исксусственно-логически сконструированным термином, позволяющим выделять основные черты изучаемого социального феномена. Идеальный тип образован не абстрактными теоретическими построениями, а основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни. Причём, само понятие является динамическим – т.к. социум и область интересов его исследователей могут меняться, необходимо образование новых типологий, которые будут соответствовать этим изменениям.
Социальные институты
Исследование бюрократии
В работах Макса Вебера исследуются и такие явления как бюрократия и бюрократизация социума. Следует сказать, что отношение социологической науки к бюрократии является нейтральным. Вебер рассматривал её сквозь призму рациональности, которой, в его понимании, и является бюрократия. В понимающей социологии действенность бюрократии является её основополагающей характеристикой, вследствие чего сам этот термин приобретает положительное значение. Однако Вебер также отмечал, что бюрократия представляет потенциальную угрозу для демократии и либерально-буржуазных свобод, но, несмотря на это, никакое общество не может полноценно существовать без бюрократической машины.
Влияние понимающей социологии
Появление понимающей социологии Макса Вебера и её развитие самым серьёзным образом повлияло на западную социологию середины и второй половины XX столетия. Даже в настоящее время она является предметом бурных споров в сфере теоретико-методологических проблем социологического знания в целом. Те исходные предпосылки, которые сформулировал Макс Вебер, впоследствии развивались такими известными социологами как Эдвард Шилз, Флориан Витольд Знаненцкий, Джордж Герберт Мид и многими другими. А благодаря деятельности американского социолога Талкотта Парсонса по обобщению концепций понимающей социологии, теория социального действия послужила фундаментальной отправной точкой для всей поведенческой науки современности.
Выводы
Если рассуждать с позиции Макса Вебера, то социология является наукой о социальном поведении, стремящейся к его пониманию и толкованию. А социальное поведение отражает субъективное отношение человека, его внешне или внутренне проявляемую позицию, которая ориентирована на совершение поступка или отказ от него. Это отношение можно считать поведением тогда, когда в сознании человека оно связано с определённым смыслом. И считается поведение социальным, когда по этому смыслу оно соотносится с поведением других людей. Главной же задачей понимающей социологии является определение мотивов, которые движут людьми в тех или иных ситуациях.
Если вас заинтересовали идеи Макса Вебера, вы можете обратиться к изучению одного (или всех) из его главных трудов – «Протестантская этика и дух капитализма», «Экономика и общество», «Основные социологические понятия», а также работ, посвящённых вопросам религии — «Древний иудаизм», «Религии Индии: социология индуизма и буддизма» и «Религия Китая: конфуцианство и даосизм».
Социология Вебера
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социология М. Вебера: сущность
Макс Вебер был одним из выдающихся социологов, который изучал общество в точки зрения человеческого поведения. О предполагал, что человек поступает так или иначе не потому, что ориентируется на внешние факторы, а потому, что понимает процессы и явления по-своему. Соответственно, и его поведение нужно изучать не с точки зрения внешнего описания, а скорее с точки зрения понимания, примерки обстоятельств и ситуации на самого себя и осознания собственных действий и интенций в тех или иных ситуациях.
С точки зрения М. Вебера ключевым аспектом социологической науки является исследование таких факторов и элементов человеческого поведения, как:
Чтобы постигнуть смысл человеческого действия, его необходимо понять. То есть, концепция понимания – это метод, которые делает возможным социологическое объяснение процессов и явлений, в которых главным действующим лицом является человек со своими смыслами, поведением, пониманием процессов изнутри. В особой степени на это оказывает влияние человеческое мировоззрение, поскольку оно уникально и неповторимо, как и внутренний мир любого человека, его интеллектуальные и физические способности.
Метод социологического понимания заключается в том, что социолог как специалист пытается мысленно стать на место другого человека, тем самым понять как рациональные, так и эмоциональные причины и принципы, которые двигали человеком в осуществлении определенных действий. При этом сам социолог обязан избавиться от своих субъективных оценок, полностью отключить собственное понимание чего-либо, так как на определенное время, то есть на время эксперимента и исследования он становится другим лицом. По этой причине М. Вебер неоднократно подчеркивал, что смысл социологии заключается в том, чтобы изучить общество, а изучение общества – это значит глубокий анализ и исследование индивидов, мотивов их поступков, поиск рационального объяснения любым процессам и явлениям.
Готовые работы на аналогичную тему
Отсюда вывод исследователя о том, что социология должна отбросить любые субъективные оценки и попытки изучать эмоции человека, а должна стать рациональной наукой, которая будет направлена на постижение смысла социального действия. Важной миссией социолога является освоение понятийного аппарата с его многообразными конструкциями, которые позволили бы социологической науке выделять смыслы, ранжировать их, анализировать каждый в соответствии с набором требований и качеств.
Методологические инструменты М. Вебера
Поскольку М. Вебер очень глубоко рассматривал социологические особенности различных явлений и процессов, а также самого человека, то он выявил несколько методологических инструментов. Одним из них является понятие «идеальный тип». Согласно М. Веберу, это особая, уникальная теоретическая конструкция, которая предназначена для того, чтобы выделять самые значимые характеристики, которыми обладает человеческая социальная реальность. Она, в свою очередь, представлена как феномен, поэтому нуждается в особом изучении и отношении.
Идеальный тип не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется в качестве теоретической схемы, для разработки которой нужны дополнительные знания, более углубленное изучение отдельных областей. Можно сказать, что идеальный тип – это утопии, которые создает сам исследователь, и которые на самом деле в реальности формироваться не могут. Но зато благодаря понятию идеального типа перед ученым открываются возможности исследовать конкретные исторические события и ситуации, применяя разработанные измерительные планки. Таким образом, благодаря искусственно созданной системе исследуются настоящие типы, процессы, поведения человека, которые когда-либо наблюдались в реальности.
По сути, идеальный тип – это конструкция, которая служит средством для реализации ценностно-независимого исследования. Социолог – это человек, свободный от субъективных оценок, свободный от собственного мнения, от своих интересов и желаний, стремящийся к тому, чтобы создать ту, настоящую реальность, какой она была. Отсутствие субъективного восприятия со стороны исследователя – это важная черта специалиста, поэтому М. Вебер обращал на это особое внимание.
Таким образом, Макс Вебер сделал большой вклад в развитие социологической науки, в частности ввел такие понятия, как «понимающая социология» и «идеальный тип». Они позволили рассмотреть социологию с иной точки зрения – как научную дисциплину, которая ориентирована на изучение человеческого поведения с точки зрения его основных намерений, мнения, интересов и потребностей, которые являются движущими силами деятельности индивида. Данная идея оказала значительное влияние на развитие иных общественных наук, и в особенности это коснулось социологии и религиоведения. Несмотря на то, что Вебер находился под значительным влиянием со стороны кантианской этики, он полагал, что она устарела для его современников, поэтому совершенствовал ее и трансформировал в соответствии с состоянием социологической реальности.
Также стоит отметить, что исследователь углубленно рассматривал отношения объективности и субъективности. Он различал несколько понятий:
Социальное действие можно было изучать через призму субъективных взаимозависимостей и отношений, которые складываются между индивидами, так как действие всегда предполагало обратную реакцию на чье-либо поведение. Изучение поведения и действий подразумевалось через субъективные способы, то есть полный отказ от своего видения и примерка на себя роли того, за кем собственно и производится наблюдение, чье поведение анализируется. При этом, Вебер подчеркивал, что нет одного субъективного действия, и исследователь в любом случае может представить несколько вариантов рассмотрения социальной действительности, необязательно все они будут зависеть от его собственных желаний и потребностей.
М вебер считал что социология должна изучать
1. Понятие социологии и «смысла» социального действия.
1.1. Методологические основы.
Главной задачей данной работы является способность сформулировать целесообразно и корректно проблемы, которые рассматривает эмпирическая социология.
М. Вебер в своем исследование представляет нам социологию как «наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие» [стр.453]
Социальное действие является предметом изучения. Толкование, понимание – метод, благодаря которому причинно объясняются явления. Тем самым понимание является средством объяснения.
Одним из центральных понятий социологии Вебера выступает социальное действие. Вот как он определяет его сам: « «Действием», мы называем действие человека ( независимо носит ли он внешний или внутренний характер, сводит ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку движущий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл».[стр.453]
Под социальным действием Вебер понимает «действие, которое по предлагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» [стр.454]
Различие между этими понятиями состоит в том, что «социальное действие» носит субъективный смысл – личностное осмысление возможных вариантов действия. В социальном действии важна социальная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих. Действие же всеми этими признаками не обладает.
В своем исследовании Вебер выделяет два значения слова «смысл»:
— «смысл, действительно субъективно предполагаемый действующим лицом в данной исторической ситуации, или приближенным, средним смыслом, субъективно предполагаемым действующими лицами в определенном числе ситуаций»[стр.454]
— «теоретически конструированным чистым типом смысла, субъективно предполагаемым гипотетическим действующим лицом или лицами в данной ситуации»[стр.454]
Вебер говорит о том что такая трактовка смысла отделяет социологию как эмпирическую науку от догматических наук: этики, логики, юриспруденции. Эмпирические науки не стремятся «обнаружить в своих объектах «правильный», «значимый» смысл»[стр.454]
Вебер говорит о том, что невозможно провести четкую границу между осмысленным и реактивным поведением. Он утверждает, что «осмысленное действие, в ряде психофизических случаев вообще отсутствует или же может быть обнаружена только специалистами»[стр.454]. так же он говорит о том, что можно воспроизводить действия, но не всегда их понимать и переосмысливать.
В понимании Вебера всякая интерпретация стремится к «очевидности»[стр.454]
Вебер выделяет следующие виды очевидности понимания:
1. Рациональная ( логическая или математическая) «присуща тому действию, которое может быть полностью доступно интеллектуальному пониманию в своих преднамеренных смысловых связях»[стр.454]
2. Эмоционально и художественно рецептивная «сопереживание того, что пережито субъектом а определенных эмоциональных связях»[стр.454]
По мнению Вебера наиболее понятны действия с логической или математической очевидностью, то есть рациональные так как они имеют смысловые связи. Любые истолкования рационально направленного действия, мы можем понять с большей очевидностью, нежели те действия, которые основываются на наших сопереживаниях. Однако, по мнению Вебера, еще труднее нам понять, те действия, которые основываются на «ценностях», которые мы интеллектуально понимаем и способны сопереживать, но не можем принять, так как нам эти «ценности» не присущи.
В данной работе Вебер предлагает объяснить иррациональные действия в качестве «отклонений от чисто целерационального сконструированного действия» [стр.455]
Он рассматривает данный способ в связи с тем что Макс Вебер считает, что для полного понимания необходимо рассмотреть действие изначально, без каких либо оказанных на него посторонних аффектов, а потом уже рассматривать это действие в представленном виде.
По мнению Вебера рациональное действие, вследствие своей понятности и однозначности служит «идеальным типом», с помощью которого «реальное, обусловленное различными иррациональными факторами ( аффектами, заблуждениями) поведение может быть понято как отклонение от рационального сконструированного» [стр.456]
«Лишь в этом смысле и только по своей методологической целесообразности метод «понимающей» социологии «рационалистичен», но его не следует понимать как предпосылку социологии, его надо рассматривать как методический прием»[стр.456]
В понимание Вебера материальные артефакты это то что «может быть понято и истолковано только исходя из того смысла, который действующий человек связывает с его изготовлением и применением»[стр.456]
Так же Вебер говорит о том, что «чуждые смыслу остаются все процессы или явления, решенные предполагаемого смыслового содержания, выступающие не в качестве средства или цели поведения, а являющие собой лишь его повод, стимул или помеху» [стр.456] Автор приводит пример «процесс угасания и органический жизненный цикл, имеет социологическое значение, ввиду различий в человеческом поведении», так же он выделяет и другую категорию например « эйфория, при различных аскетических самоистязаниях, расхождение индивидуальных реакций по тепу, виду, ясности»[стр.456]
В своем исследовании Вебер выделяет несколько видов понимания:
— непосредственное (рациональное непосредственное понимание действий)
Понимание мы рассматриваем как объяснение фактического действия.«Объяснить значит постигнуть смысловую связь в которое по своему субъективному смыслу входит доступное непосредственно пониманию действие» [стр.458]
Как утверждает сам Вебер «понимание означает интерпретирующее постижение»[стр.458]
Реальное поведение чрезвычайно редко поэтому оно не может претендовать на реальную каузальную значимость.
По Веберу: « “Мотивом” называется некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия.»[стр.460]
«“Адекватным смыслу” мы назовем единое в своих проявлениях действие в той мере, в какой соотношение между его компонентами представляется нам с позиций нашего привычного мышления и эмоционального восприятия типичным (мы обычно говорим, правильным) смысловым единством.» [ стр.460 ]
«“Каузально адекватной” мы назовем последовательность событий, если в соответствии с опытными правилами можно предположить, что она всегда будет таковой.»[стр.460]Следовательно, «каузальное объяснение означает, что в соответствии с правилом вероятности за определенным наблюдаемым (внутренним или внешним) событием следует определенное другое событие (или сопутствует ему)».[стр.460]
«Правильное каузальное толкование конкретного действия означает, что соответствие внешнего хода событий его мотивам познано правильно и что они стали понятны по смыслу своего соотношения.»[стр.460] То есть Вебер выделяет несколько признаков правильного каузального объяснения это: правильность и понятность.
По Веберу «социологическими закономерностями» является «статистические виды регулярности, которые соответствуют субъективно понятному смыслу социального действия»[стр. 460]
«Социологическая статистика занимается исчислениями только осмысленных процессов»[стр.461], в отличии от статистики, которая занимается исчислением как осмысленных так и лишенных смысла процессов.
М.Вебер считает, что для социологии неприемлемо рассматривать индивида как объединение клеток или совокупность биохимических реакций. Так как для социологии «объектом постижения является именно смысловая связь действий.» [стр.461] Конечно же мы можем наблюдать за клетками или психическими элементами и делать какие то заключения, но принимать во внимание эти факты можно только, как физические и никак по-другому.
Вебер говорит о том, что для юридических (практических) целей может быть, целесообразно и даже неизбежно рассматривать социальные образования (“государство”, “ассоциацию”, “акционерное общество”, “учреждение”)
Однако «для понимающей социологии, интерпретирующей поведение людей, эти образования — просто процессы и связи специфического поведения отдельных людей, так как только они являются понятными для нас носителями осмысленных действий.»[стр.461-462]Но социология не может игнорировать коллективные мысленные образования, полученные с других позиций.
Функциональный метод «направлен на то, чтобы объяснить совокупность социальных действий, отправляясь от “целого”»[стр.463] В понимающей социологии такой метод может служить следующим целям:
— laquo; практической наглядности и предварительной ориентации»[стр.463]
— «позволяет нам выявить тот тип социального поведения, интерпретирующее понимание которого важно для объяснения определенных связей»[стр.463]
Вебер утверждает, что «неверно считать основой понимающей социологии, какую бы то ни было “психологию”.»[стр.466] Свою позицию он объясняет тем, что «результаты психологической науки, которая исследует средствами естественных наук действительно только “психическое” и, следовательно, не стремится истолковать человеческое действие с точки зрения его предполагаемого смысла»[стр.466]
оциология отличается от истории тем, что «конструирует типовые понятия и устанавливает общие правила явлений и процессов»[стр.467]. История же в свою очередь «стремится дать каузальный анализ и каузальное сведение индивидуальных, обладающих культурной значимостью действий, институтов и деятелей»[стр.467]
По мнению Вебера в области социологии «“средние типы” можно в некоторой степени однозначно образовать только там, где речь идет о различии в степени качественно однородных, определенных по своему смыслу поведений»[стр.467-468] Но в большинстве случаев «средние типы» образовать совершенно невозможно, так как «исторически или социологически релевантное поведение испытывает воздействие гетерогенных мотивов»[стр.468]
В качестве одного из важных исследовательских инструментов в своем социальном анализе Вебер использует понятие идеального типа. Вебер дает определение этому понятию. «Идеальный тип – это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя в качестве теоретической схемы изучаемого явления и выступает как эталон»[2]
Социологи отбирают в качестве характеристик идеального типа определенные аспекты поведения, которые доступны для наблюдения в реальном мире и гипертрофируют их. Не все характеристики гипертрофируемой конструкции могут существовать в реальном мире, но любую конкретную ситуацию можно понять лучше, сравнивая ее с идеальным типом.
laquo;Чем отчетливее и однозначнее конструированы идеальные типы, чем дальше они, следовательно, от реальности, тем плодотворнее их роль в разработке терминологии и классификации, а также их эвристическое значение» [стр.468]
Вебер исходил из того, что социология должна познавать те значения, которые люди придают своим действиям. Но социология не может посвятить себя выявлению мотивов каждого отдельно взятого индивида. Вебер считал, что все люди имеют общую человеческую природу и нужно просто составить типологию различных поступков людей в их социальном окружении.
Социология Вебера носит не только объективный смысл, но и субъективный.
По Дюркгейму, основу социальной жизни составляют «социальные факты», не сводимые не к психологическим, не к физическим факторам действительности. «Социальные факты» обладали рядом характеристик:
— независимое от индивида существование
— обладает «принудительной силой» (способность оказывать на индивида давление)
1.2. Понятие социального действия.
Вебер считает, что «Социальное действие может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других»[стр.469] Вебер говорит о том, что социальное действие ориентировано на кого-то, ориентировано на «другого». Под «другим» он понимает «отдельные лица, знакомые или неопределенное множество совершенно незнакомых людей.»[стр.469]
Вебер утверждает, что не все действия являются «социальными». Несоциальным может быть действие, как внешнее, так и внутренние. Что касается внешнего действия, то оно не будет являться «социальным» в том случае «если оно ориентировано только на поведение внешних объектов.»[стр.469]В свою очередь внутреннее действие будет «социальным» в том случае «если оно ориентировано на поведение других»[стр.469]
В качестве примера несоциального действия Вебер приводит действия религиозного характера «если они не выходят за пределы созерцания, прочитанной в одиночестве молитвы»[стр.469]
То есть Вебер говорит о том, что социальное действие ориентировано на поведение других людей. Например, если произошло столкновение двух велосипедистов, то это не будет являться социальным действием, но если велосипедисты будут пытаться избежать этого столкновения или же впоследствии, будет происходит разрешение конфликта, то тогда действие будет «социальным», так как в этом случае действия индивидов будет направлено друг на друга.
По Веберу, единообразное поведение многих и воздействие массы на индивид не являются социальными действиями. Так например, если множество людей на улице во время дождя открывают зонты, то это вовсе не значит, что их действия ориентированы на поведение других, это просто способ защиты от дождя. Так же как допустим употребление пищи не является социальным действием, так как когда мы едим то наше действие не ориентировано на поведение кого-то другого, это действие происходит потому, что этого требует наш организм.
Так как человек существует в обществе, то человек находится среди большого количества людей и соответственно на его поведение оказывает воздействие эта масса людей и он воспринимает их поведение, как поведение многих. Индивид ощущает себя частью массы, поэтому способен дать реакцию определенного типа. Однако такое поведение «обусловленное (или отчасти обусловленное) только фактом присутствия в толпе как таковым, выражающееся в простой реакции на данное обстоятельство и не соотнесенное с ним по своему смыслу, не входит в понятие “социального действия” в установленном нами значении»[стр.470]
Вебер считает, что «подражание» не является социальным действием, так как оно не ориентировано на поведение другого лица. Подражание нельзя назвать социальным действием, тогда когда человек при помощи наблюдения ознакомился с возможностями другого индивида и перенес эти возможности на свое поведение. « Это действие каузально, но не осмысленно определено поведением другого лица.»[стр.470]
laquo;если поведению других подражают потому, что оно “модно”, считается традиционным, образцовым, “престижным” или из каких-либо иных соображений такого рода, то такое подражание по своему смыслу соотнесено либо с поведением того, кому подражают, либо с поведением третьих лиц, либо с поведением тех и других.» [стр.470] в этом случае «подражание» можно считать «социальным действием»
2.Мотивы социального действия.
Вебер выделяют следующие типы социального действия:
1.Целерационнальный тип, «в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве “условий” или “средств” для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели»[стр.471]
Такое поведение обязательно свободно. То есть не содержит какого-либо воздействия со стороны коллектива.
2. Ценностно-рациональный тип, «основан на вере в безусловную — эстетическую, религиозную или любую другую — самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет»[стр.471] В этом типе идеал стоит выше любых целей.
3. Аффективный, «прежде всего эмоциональный, т. е. обусловлен аффектами или эмоциональным состоянием индивида»[стр.471]Не ориентирован на поведение других и сознательный выбор цели.
4.Традиционный, «т.е основанный на длительной привычке»[стр.471] Его трудно назвать сознательным действием, так как в нем лежит некое притупление реакции на привычное раздражение. Раздражителями могут выступать различного рода запреты, нормы, обычаи, традиции. Они передаются из поколение в поколение, им следуют автоматически, потому что так нужно. Иными словами оно протекает по однажды принятой схеме.
Представленные типы это нечто иное как «созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или — что встречается значительно чаще — из которых оно состоит»[стр.472-473]
Вебер следующее определение социальному отношению «поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это» « социальное отношение полностью и исключительно состоит в возможности того, что социальное поведение будет носить доступный (осмысленному) определению характер»[стр.473]
Признаком данного определения будет служить «степень отношения одного индивида к другому»[стр.473] Содержание этого отношения может быть различным: дружба, любовь, борьба, уважение, рыночный обмен, выполнении; уклонение или отказ от соглашения; сословная, национальная или классовая общность.
Вебер выделяет «одностороннее» и «двустороннее» социальное отношение. Если индивиды «связывают со своим поведением различный смысл, социальное отношение является объективно “односторонним” для каждого из его участников.»[стр.474]
Объективно “двусторонним” отношение это когда «его содержание соотнесено таким образом, что оно соответствует ожиданиям партнеров»[стр.474]