М вебера что открыл
Макс Вебер: основные идеи и воззрения
Почему одни люди становятся богатыми, а другие проживают всю жизнь в малом или среднем достатке? Почему одни готовы рисковать, а другие предпочитают спокойную жизнь? Являются ли деньги самоцелью или они лишь средство жить в гармонии с собой и окружающим миром?
Нет, это не программа новомодного бизнес-тренинга или тренинга личностного роста. Это вопросы, ответы на которые пытался найти в своих трудах немецкий философ, историк, правовед, экономист и социолог Макс Вебер (1864-1920). Разумеется, методы поиска были сообразны тому времени и возможностям, которые предоставляла эпоха.
Сегодня таких возможностей больше, в чем вы можете убедиться, если пройдете нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления». А пока начнем с биографии Макса Вебера и краткого экскурса в историю Германии того периода.
Из биографии Макса Вебера
Макс Вебер родился в 1864 году в Эрфурте (Пруссия). Он был старшим из семи детей в достаточно состоятельной семье госслужащего Макса Вебера-старшего и имевшей французские корни Элены Вебер. К слову, «французская родословная» матери будущего ученого напрямую связана с гугенотами – французскими протестантами-кальвинистами.
В детстве Вебер-младший любил читать и пытался переосмыслить прочитанное. Так, в свои 13 лет он сделал родителям на Рождество не по возрасту интеллектуальный подарок: написал 2 исторических эссе, посвященных истории Германии и истории Римской империи.
В юности он успел отучиться на юридическом факультете, сдать адвокатский экзамен и защитить одну за другой две диссертации, после чего начал преподавать в Берлинском университете. Основную часть жизни Макс Вебер посвятил научным изысканиям с перерывом на службу в армии в период Первой мировой войны. Кстати, в армию он отправился добровольно, хотя на тот момент ему уже было 50 лет.
Помимо Первой мировой войны, охватившей весь европейский континент, в истории самой Германии в 19-начале 20 века произошло несколько важных событий. Особо следует акцентировать внимание на процессе объединения Германии, который завершился в результате победы Пруссии во франко-прусской войне 1870-71 гг.
В свою очередь, объединение Германии дало мощнейший толчок экономическому развитию единой страны, что позволило до 1913 года нарастить объемы промышленного производства в 6 раз и занять 2-е место в мире после США.
Бурное развитие капитализма предопределило интерес ученых к различным аспектам его становления. Макс Вебер капитализм исследовал в контексте своих весьма широких научных интересов. Как считал Макс Вебер, протестантская этика, имевшая достаточно мощное влияние во многих индустриальных регионах, во многом способствовала развитию так называемого «духа капитализма». Этому посвящен один из главных научных трудов всей его жизни.
Макс Вебер: протестантская этика и дух капитализма
В своей научной работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается доказать, что фундаментальные религиозно-этические принципы протестантизма породили капитализм в том виде, в каком его увидели его современники [М. Вебер, 2002]. Книга была впервые издана в 1905 году на немецком языке, и за последующие сто с лишним лет была переведена на многие языки мира и выдержала немало переизданий.
Как считает Макс Вебер, протестантская этика и дух предпринимательства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Столь далеко идущие выводы Вебер сделал на основе статистических или, как бы сейчас сказали, социологических исследований экономического положения католиков и протестантов в Бадене. Исследование было проведено его учеником Мартином Оффенбахером, обобщено в работе Konfession und soziale Schichtung. Eine Studie über die wirtschaftliche Lage der Katholiken und Protestanten in Baden («Конфессия и социальное расслоение. Исследование экономического положения католиков и протестантов в Бадене») и вошло в сборник экономических трактатов университетов Бадена [М. Offenbacher, 1901].
Так, собранные данные наглядно свидетельствовали, что среди промышленников, предпринимателей и высококвалифицированных рабочих протестантов в процентном отношении заметно больше, нежели протестантов по отношению к общей численности населения региона. Эти данные Макс Вебер экстраполировал на историческую ситуацию, в целом.
К слову, впоследствии такая региональная ограниченность статистических данных стала основой для критики воззрений Вебера и сомнений в том, насколько корректно распространять статистику по региону на всю страну и уж тем более эпоху. К тому же далеко не во всех странах Европы наблюдалось преобладание протестантов над католиками в среде коммерсантов и промышленников даже в процентном отношении относительно общего состава населения.
Впрочем, разумные основания для глобальных выводов, сделанных Вебером в начале 20 века, есть. Если вкратце, протестантизм в большей степени, чем прочие религии, приветствует финансовую состоятельность и накопительство, усилия по наращиванию материального благосостояния, и никак не осуждает ростовщичество и кредитование, кои осуждают многие другие религиозные течения. Нужно ли уточнять, что кредиты и ссуды под процент не просто так называют кровеносной системой бизнеса. Без кредитов не смог бы развиваться ни бизнес в 21 столетии, ни зарождающийся капитализм как таковой в 19 веке.
Кроме того, как указывал Макс Вебер, протестантская религия приветствует аскетизм и сдержанный образ жизни, не предполагающий расходов на алкоголь, предметы роскоши и прочие излишества, на что весьма снисходительно смотрят те же православие и католицизм. В этом плане набожный протестант имеет намного больше шансов сколотить состояние, чем столь же набожный католик или православный. Такое понимание протестантской этики Макса Вебера нашло поддержку у многих его современников, о чем наглядно свидетельствует научный труд Германа Шелла Der Katholizismus als Prinzip des Fortschrittes («Католицизм как принцип прогресса») [Н. Schell, 1897].
В работе Вебера есть множество отсылок к идеям Бенджамина Франклина (1706-1790), американского политического деятеля, чей портрет украшает 100-долларовую купюру. В частности, к тезису «время – деньги», который он последовательно развивает, и акцентирует внимание, что протестантизм едва ли не единственная религия, где накопление денег имеет самодостаточную ценность и напрямую связано с нравственностью, скромностью, сдержанностью и прилежанием.
«Следует учитывать, – пишет Макс Вебер, что самые незначительные действия влияют на решение ваших кредиторов. Стук вашего молотка, который слышит ваш кредитор в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых полгода. Однако если он увидит вас за бильярдом или услышит ваш голос в трактире в часы, когда вы должны быть за работой, то он уже следующим утром напомнит вам о платеже и потребует свои деньги в момент, когда их у вас не окажется» [М. Вебер, 2002].
Таким образом, набожность и следование этическим устоям в протестантизме – это, как считает Макс Вебер, дух капитализма в чистом виде, позволяющий людям делать деньги и богатеть.
Поэтому ответ на все вопросы, поставленные в начале статьи (почему одни люди становятся богатыми? почему одни готовы рисковать, а другие нет?), кроется, по Веберу, в религиозных убеждениях. Забегая вперед, скажем, что Вебер, в принципе, основной детерминантой поведения человека считал его внутренние взгляды, а не внешние обстоятельства, и именно они наиболее интересны науке.
Макс Вебер полагал, что гуманитарные науки – социология, в частности – должны заниматься поиском понимания целей и смысла тех или иных социальных процессов. А вклад Вебера в социологию заслуживает отдельного разговора.
«Понимающая социология» Макса Вебера
Итак, Макс Вебер считал, что социология должна вникать в первопричины общественных явлений, а не просто их описывать. В этом было принципиальное отличие его научной позиции от подхода, предложенного основоположником социологии Огюстом Контом.
Напомним, что Огюст Конт с позиции позитивизма считал необходимым полностью отказаться от теоретических обобщений и сосредоточиться на экспериментальной составляющей, перенеся методы, свойственные естественным наукам, в гуманитарную сферу, в том числе и социологию. Об этом он прямо говорит в своей книге Discours sur l’esprit positif, которая была переведена на русский язык и известна читателям под названием «Дух позитивной философии» [О. Конт, 1910].
Впоследствии он развил эту мысль в своей следующей работе Discours sur l’ensemble du positivisme, тоже переведенной на русский язык и вышедшей под названием «Общий обзор позитивизма» [О. Конт, 2012]. Сам Огюст Конт полностью следовал озвученным им принципам и никогда не углублялся в исследование причин наблюдаемых в обществе явлений.
В этом смысле Макс Вебер был самым настоящим антипозитивистом, т.е. был уверен, что социальная наука не может слепо копировать методы исследования, принятые в естественно-научной сфере, и полагал, что социология обязана сосредоточиться на понимании и интерпретации социальных действий. При этом Вебер не пытался создать жесткий свод правил, по которым нужно вести социологические исследования. Он сосредоточил свое внимание на человеке и культуре в целом.
В своей лекции «Наука как призвание и профессия» Вебер заметил, молодежь сегодня склонна видеть науку как некую арифметическую задачу, которая решается в лабораториях путем расчетов, и не требует душевных сил, как, условно говоря, «на фабрике». При этом рассуждающие таким образом, говорил Вебер, обычно не владеют ни тем, что происходит на фабрике, ни тем, что происходит в лаборатории» [М. Вебер, 1990].
К слову, именно Макс Вебер ввел в научный оборот словосочетание «социальное действие». По Веберу, под социальным действием следует понимать невмешательство или принятие, которое, с точки зрения действующего лица, соотносится с действиями окружающих либо же ориентируется на это действие. Немного запутанно, но если в двух словах, то социальное бездействие тоже является действием и точно так же имеет значение, как и активное физическое действие.
От обычного бездействия социальное действие отличается тем, что носит осознанный характер и ориентировано на реакцию окружающих. Именно такое определение социального действия можно найти в сборнике избранных работ Вебера в разделе «Основные социологические понятия» [М. Вебер, 1990]. Вебер выделяет 4 основных типа социальных действий.
Типы социальных действий по Веберу:
Из этой классификации социальных действий складывается система социальных отношений. Социальные отношения – это, по сути, все, что происходит в социуме. Это любовь и ненависть, конкуренция и сотрудничество, дружба и вражда, покупка и продажа и многое другое. Те социальные отношения, которые индивид воспринимает как обязательные, обретают статус законного социального порядка. Адекватно видам социальных действий различают и типы законного социального порядка.
4 типа законного социального порядка:
Исходя из вышеизложенного, думается, ясно, почему социология Вебера называется «понимающей». В ней делается акцент на понимании целей и смысла социального действия. Причем понимающая социология предполагает анализ непосредственных субъектов социальной активности, в том числе отдельных индивидов.
У Вебера акцентируется так называемая «рамка личности» в социологическом знании, а само социальное действие объясняется смыслом, который переживает субъект внутри себя и который требует соотнесения возможного на его основе действия с возможными действиями других. Другими словами, субъект совершает некие социальные действия не в силу внешних факторов, а в меру своей личной интерпретации происходящих событий, которая основывается на его мировоззрении.
Это сложное хитросплетение внутренних переживаний и ожиданий реакции окружающих складывается в «смысловую связь поведения». Собственно, изучение смысла поведения, стремление его расшифровать и объяснить как раз и составляет суть социологии в понимании Макса Вебера. Здесь мы вплотную подошли к рассмотрению взглядов Вебера в политической социологии и социологии власти.
Макс Вебер: социология власти
Другими словами, единственным источником прав на насильственные действия является государство. Далее Макс Вебер в теории выделял 3 типа политической власти.
Типы политической власти:
По Веберу, харизматический тип власти очень нестабилен и потому мигрирует в более четкие форматы. Традиционный тип тоже не вполне устойчив и часто уходит в прошлое путем революций. На определенной стадии развития социум всегда приходит к рационально-легальному виду власти, который предполагает государственный менеджмент и институт госслужбы.
В своем научном труде «Хозяйство и общество» Макс Вебер выделил разные виды управления на уровне государства [М. Вебер, 2016]. Однако в контексте социологии власти нас интересуют исследования Вебером бюрократии и чиновничьего аппарата как социального института. Бюрократизация, по Веберу, является действенным и более рациональным, чем прочие, вариантом менеджмента больших территорий. Это ключевой признак рационально-легального вида власти. Чтобы бюрократизация произошла, а чиновничество сформировалось как государственный институт, нужны определенные условия.
Основные предпосылки возникновения бюрократии:
В идеале, государственное управление должно иметь четкую иерархию, строго определенные компетенции для каждого госслужащего, четко прописанные правила (протоколы) работы. Само же чиновничество должно проходить специальную подготовку и обучение.
В то же время, признавая бюрократический аппарат наиболее эффективным средством организации государственной власти, Вебер видел в нем риск для соблюдения свобод отдельного гражданина. Поэтому для создания системы сдержек и противовесов обществу нужны авторитетные политики и мощный класс предпринимателей.
При этом Вебер вовсе не говорил, что политик обязан разделять все постулаты христианской этики. Более того, он полагал, что в политике не место праведникам, потому что тут должна превалировать этика убеждений и этика ответственности за собственные действия [М. Вебер, 2006].
К слову, в какой-то степени подобный подход он считал уместным и для науки. До сих пор ходит байка, что перед началом своей лекции «Наука как призвание и профессия» в университете Мюнхена Вебер спросил у аудитории, есть ли кто-то, кто идет в науку, чтобы спасти Отчество и сделать мир лучше? Всех поднявших руку ученый цинично удалил из аудитории, заявив, что таким людям в науке не место [postnauka.ru, 2018].
Макс Вебер и его теория бюрократии по сей день вызывают интерес научной общественности. Так, ученых интересует проблема ограничения власти бюрократии в контексте взглядов Вебера [М. Масловский, 1997], а также вклад теории бюрократизации Вебера в парадигму индустриального общества [Н. Серкина, 2017].
Это далеко не полный список интеллектуального наследия, оставленного великим ученым Максом Вебером и сохранившего актуальность по сей день. Заметим, что сгенерировать такой огромный массив знаний можно лишь при условии, что вы много читаете и нестандартно мыслите. Нестандартно мыслить можно научиться на нашей программе «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы сможете освоить новые приемы мышления и применить их на практике.
Мы не обещаем, что после нашего курса вы станете великим ученым и оставите масштабное интеллектуальное наследие. Но если вы хотите получить шанс на то, что ваши мысли будут интересны кому-то, кроме вас, их нужно формулировать и фиксировать. Конечно, кто-то может привести в пример Сократа, который не записывал свои мысли, потому что это делает более слабой память. Однако эта умная мысль дошла до потомков только потому, что ее записал Платон.
А в заключение предлагаем пройти небольшой тест по теме статьи:
Мы желаем вам быть решительней на пути к знанию и истине. И обязательно делиться нестандартными мыслями с другими людьми!
Макс Вебер Биография, мысль и вклад
Макс Вебер (1864-1920) был социологом, философом, юристом и немецким экономистом, чьи идеи сильно повлияли на социальную теорию и социальные исследования. Его вклад в социологию огромен и продолжает влиять на интеллектуальные умы, поэтому он считается отцом современной социологии.
Основная интеллектуальная задача Вебера заключалась в том, чтобы увидеть процессы секуляризации, рационализации и разочарования, которые он связывал с появлением современности и капитализма..
Вебер был крайне независимым, отказываясь подчиняться какой-либо идеологической линии. Хотя он неоднократно выходил на политическую арену, на самом деле он не был политическим человеком, человеком, который мог идти на уступки в достижении своих целей..
Вебер считал, что мир современности был оставлен богами, потому что человек изгнал их: рационализация заменила мистику.
Он был ответственным за появление изучения религии, социальных наук, политики и экономики в социологическом контексте в Германии, который был затронут нестабильностью и политическими беспорядками.
Это дало Западу возможность изучить экономические и политические амбиции Дальнего Востока и Индии через их соответствующие религии и культуры..
Хотя Макс Вебер сегодня более известен и признан одним из ведущих ученых и основателей современной социологии, он также многого достиг в области экономики..
биография
Макс Вебер родился 2 апреля 1864 года в Эрфурте, Пруссия, вместе со своими родителями Максом Вебером-старшим и Хелен Фалленштейн.
Первые годы
Он был старшим сыном из семи братьев и был необычайно умным мальчиком. Его отец был выдающимся юристом, политически связанным с «национал-либералами», в пользу Бисмарка.
Дом Вебера посещали видные интеллектуалы, политики и ученые. Среда, в которой рос Макс, питалась философскими и идеологическими дебатами. После окончания средней школы Вебер поступил в 1882 году в Гейдельбергский университет, где изучал право, философию и экономику..
Ему пришлось прервать учебу после трех семестров, чтобы завершить службу в армии, возобновив свое образование в 1884 году в Берлинском университете. В 1886 году он сдал экзамен на адвоката, а в 1889 году он получил докторскую степень. в законах.
Взрослая жизнь
В 1893 году Вебер женился на Марианне Шнитгер, далекой кузине, и начал свою академическую карьеру, преподавая экономику в Фрайбургском университете, в 1894 году. В следующем году он вернулся в Гейдельберг, где ему предложили должность профессора..
Инаугурационная речь Вебера во Фрайбурге в 1895 году ознаменовала кульминацию его карьеры, где он провел анализ политической ситуации в Германии после изучения рабочего класса и либералов в течение пяти лет. В своей речи он породил концепцию либерального империализма.
1897 год был трудным для Вебера, после смерти отца он перенес серьезный психический срыв и пережил эпизоды депрессии, тревоги и бессонницы, которые сделали его неспособным работать.
Из-за психического заболевания он был вынужден провести следующие пять лет в психиатрических учреждениях и за их пределами. Он наконец выздоровел в 1903 году. Он вернулся на работу, будучи редактором в известном обществоведческом журнале.
Его эссе подпитывали его славу, вдохновляли несколько интеллектуальных умов и сделали Макса Вебера нарицательным.
Последние годы
Он продолжал преподавать до 1918 года, а также активно участвовал в политике, защищая трезвость и единодушные решения..
Он хотел построить дополнительные тома о христианстве и исламе, но не сделал этого, когда заразился испанским гриппом. Вебер помог в разработке новой конституции и создании Германской демократической партии.
Он умер от инфекции легких 14 июня 1920 года. Его рукопись «Экономика и общество» осталась незаконченной, но была отредактирована его женой и опубликована в 1922 году..
Управленческое мышление
Рационально-правовая бюрократическая модель
Вебер писал, что современная бюрократия, как в государственном, так и в частном секторах, основана, прежде всего, на общем принципе точного определения и организации общих компетенций различных ведомств..
Эти компетенции поддерживаются законами или административными правилами. Для Вебера это означает:
— Жесткое разделение труда, которое четко определяет регулярные задачи и обязанности конкретной бюрократической системы.
— Правила описывают твердо установленные цепочки командования, обязанности и способность заставлять других соблюдать его..
— Наем людей с определенной и сертифицированной квалификацией способствует регулярному и постоянному выполнению возложенных на них обязанностей..
Вебер отмечает, что эти три аспекта составляют сущность бюрократического управления в государственном секторе. В частном секторе эти три аспекта составляют сущность бюрократического управления частной компанией..
Вебер полагал, что даже при социализме рабочие будут работать в иерархии, но теперь иерархия слиться с правительством. Вместо диктатуры рабочего он предвидел диктатуру чиновника.
Основные характеристики
— Набор на основе заслуг; это доказано в открытом конкурсе.
— Единые принципы размещения, продвижения по службе и перевода в административную систему.
— Сделать карьеру с систематической структурой заработной платы.
— Подчинение официального поведения строгим правилам дисциплины и контроля.
— Превосходство абстрактных правил.
Типы власти
Вебер полагал, что осуществление власти является универсальным явлением и что существуют три типа доминирования, которые характеризуют отношения власти, которые являются харизматическим, традиционным и правовым доминированием..
Эти типы указывают на отношения между верховным правителем (например, пророком, царем или парламентом), административным органом (например, учениками, королевскими слугами или должностными лицами) и управляемыми массами (например, последователями, подданными или граждане).
При харизматическом господстве осуществление власти правителя основано на исключительных качествах, которые, как он и его последователи считают, вдохновлены некой трансцендентной силой.,
При традиционном господстве правитель подчиняется извечному обычаю, который также санкционирует его право на произвольное исполнение своей воли. Под правовым господством осуществление власти подчиняется системе обобщенных правил..
Мышление в социологии
Ранние работы Вебера были связаны с индустриальной социологией; однако, его наибольшая известность прибывает из его более поздней работы по социологии религии и социологии правительства.
Социологические теории Вебера вызвали большой переполох в социологии двадцатого века. Он разработал понятие «идеальные типы», которые являются примерами ситуаций в истории, которые могут быть использованы в качестве ориентиров для сравнения и противопоставления различных обществ..
Социология религии
В 1905 году он опубликовал свое знаменитое эссе «Протестантская этика и дух капитализма». В этом эссе он связал рост капитализма с формами накопления денег протестантами..
Он показал, как цели некоторых протестантских конфессий, в частности кальвинизма, сместились в сторону рациональных средств экономической выгоды как способа выражения того, что они были благословлены.
Он утверждал, что рациональные корни этой доктрины вскоре стали несовместимыми и более крупными, чем религиозные. Поэтому, наконец, последние были отброшены.
Вебер признал, что капиталистические общества существовали до кальвинизма. Однако это указывало на то, что религиозные взгляды не поддерживали капиталистическое предприятие, а ограничивали его..
Только протестантская этика, основанная на кальвинизме, активно поддерживала накопление капитала как знак Божьей благодати.
Религия в Китае и Индии
В своих работах «Религия Китая» (1916 г.), «Религия Индии» (1916 г.) и «Древний иудаизм» (1917–1918 гг.) Вебер представил западному миру всестороннее изучение религий в тех частях света, где царили амбиции империализма. Западные были поставлены на карту.
Этот подход анализирует основные элементы социальных институтов и исследует, как эти элементы связаны друг с другом. Его изучение социологии религии позволило новый уровень межкультурного понимания и исследований.
Социальная экономика
Вебер считал, что экономика должна быть широкой наукой, охватывающей не только экономические явления, но и неэкономические явления..
Эти неэкономические явления могут влиять на экономику (экономически значимые явления) или могут зависеть от экономических явлений (экономически обусловленные явления).
Имя, которое Вебер дал этому широкому типу экономики, было социальной экономикой. Размышления Вебера в этой области обеспечили платформу для продуктивного междисциплинарного диалога между экономистами и социологами..
стратификация
Социальный класс
Он основан на экономически определенных отношениях с рынком (владелец, арендатор, работник и т. Д.).
Класс статуса
Он основан на неэкономических качествах, таких как честь, престиж и религия.
Политический класс
Относится к членству в политической сфере.
Антипозитивистская революция
Макс Вебер вместе с Карлом Марксом, Парето и Дюркгеймом был одним из основателей современной социологии. Тем временем Дюркгейм и Парето, следуя за Контом, работали в позитивистской традиции, Вебер создал и работал в антипозитивистской, герменевтической и идеалистической традициях..
В его работах началась антипозитивистская революция в социальных науках, которая подчеркнула контраст между естественными и социальными науками, в основном из-за социальных действий человека.
взносы
Вклад Макса Вебера в область социологии имел большое значение и побудил многих авторов классифицировать его как одного из великих институционалистов в этой области..
Его работа помогла социологии превратиться из академического экзотического продукта в легитимную дисциплину на университетском уровне. За тот вклад, который Вебер сделал со своими социологическими работами, его считают представителем «третьего пути»..
Работа Вебера оказала большое влияние на последующее развитие различных социологических тем. К ним относятся религия, образование, право, организация, семья и даже этносоциология.
Теоретическая литература по социологии
Самым важным вкладом, который сделал Вебер, было теоретическое развитие социологии в его книге. Экономика и общество. По мнению нескольких исследователей этой дисциплины, эта книга является наиболее представительной в социологии двадцатого века.
Вебер также опубликовал другие книги, которые являются ключевыми в преподавании любой программы академической социологии. Среди этих книг: Протестантская этика и дух капитализма, Социология религии и Методология общественных наук.
Рационализм в социологии
Вебер в своем объяснении человеческих отношений и значения мира и истории отмечает разницу между старой интерпретативной концепцией и его объяснением эмпирически рационального мира..
В соответствии с этим Вебер разработал конкретные концепции для исторической интерпретации. Эти понятия содержали, помимо эмпирических знаний, рациональную интерпретацию.
Именно поэтому теории Вебера отличались от традиционно метафизических интерпретаций.
Вклад в политику
Многие из вкладов Вебера в социологию были в области политики. По словам Вебера, наибольшая политическая ценность была найдена в национальном государстве, которое впоследствии вызвало несколько критических замечаний..
В нескольких своих политических идеях Вебер был назван продолжателем мысли Макиавелли..
Эти идеи были не очень хорошо приняты европейскими социологами, однако они привели к важным дебатам, которые привели к большему развитию политической социологии во всем мире..
Социология в религии
Одним из наиболее признанных вкладов Вебера в социологию является его работа по социологии в религии. Его исследования в области привели к публикации его работы «Социология религии«.
Некоторые авторы, близкие к религиозной социологии, стали называть Вебера «христианским социологом». Это основано на работе, проделанной Вебером в этой области, и его уважении к религиозности..
Вышесказанное происходит несмотря на тот факт, что Вебер прямо заявил, что он не имеет большого сходства с религиозной мыслью.
Влияние в современной социологии
Вклад, который Вебер внес в социологию благодаря своим научным знаниям, по-прежнему широко используется для разработки современных социологических теорий..
В основном это объясняется тем, что теории Вебера, не намереваясь делать это напрямую, сохранили старую социологическую традицию. Именно эта характеристика его мышления определила его как представителя «третьего пути».