М2м оборудование что это
M2M: что из себя представляет и где применяется
Machine-to-machine или M2M-устройства, что это и где используется? В основу этих инфо технологий положены принципы взаимодействия объединенных устройств при помощи проводных или беспроводных связей. Используется при обмене данными в двух- или одностороннем направлении, предусматривая допустимость отслеживать объединенные в систему элементы.
Пользуясь различными технологическими устройствами, мы редко вникаем в суть принципов функционирования разного рода техники. Интернет-соединение стало способом коммуникации не только нас с вами, но и различной техники. В информационной индустрии прочно укрепился термин M2M. Если выражаться простым языком, то это не что иное, как межмашинное взаимодействие. Под этим понятием можно понимать как «интернет вещей».
Разобрать детально, каким образом происходит взаимодействие в m2m iot (m2m протокол) можно на таком несложном примере:
По подобным схемам работает вся технология m2m. Развитие этой области и использование данного принципа взаимодействия дали возможность изменить постулаты управления бизнесом на лучшее. Кроме этого, эта технология открывает для себя новые горизонты развития.
С чего все начиналось?
Пилотным проектом по межмашинному взаимодействию m2m, который был реализован в бизнес-сфере, считается система OmniTRACS фирмы Qualcomm. Эта система начала осваиваться с 1989 года. Ее предназначение – трекинг коммерческого автотранспорта.
Но признание к «интернету вещей» пришло несколько позже, а именно во временные рамки с 2008 по 2009 года. Именно в это время было зафиксировано, что число взаимодействующей в общей системе техники превышает количество людей, населяющих Землю. Именно в этот период состоялось превращение «интернета людей» в «интернет вещей».
В Россию волна межмашинного взаимодействия докатилась к началу 2000-х, когда всюду начали появляться терминалы для оплаты на прошивке GPS и Glonas, оснащенные промышленными модемами. И сегодня наша страна занимает одно из первых мест по самому большему числу установленных платежных терминалов.
Кроме этого принципы взаимодействия технологических устройств используются в торговле, навигации, системах безопасности и даже на промышленных объектах. В промышленности они реализуются в виде автоматизированных систем контроля параметров производственного процесса, а данные аккумулируются на общем сервере, где они и анализируются. То есть машина самостоятельно принимает решение о том или ином действии. Уже сегодня межмашинное взаимодействие входит с сельское хозяйство, а это путь к высокому развитию, сокращению штата сотрудников и как итог – максимизация прибыли.
Сюда же относится оснастка морских судов системами VSAT, позволяющей наладить канал постоянной связи с сушей даже без вмешательства человека. Такие технологии не только положительно сказываются на рентабельности всего судоходного дела, но и повышают уровень безопасности.
Использование m2m-оборудования в концепции «Умный город» дает возможность существенно улучшить качество жизни и безопасности жителей. Первые удачные примеры реализации состоялись в таких населенных пунктах, как Амстердам, Стокгольм, Сеул и Нью-Йорк.
Можно выделить следующие цели внедрения M-to-M:
Стандарты связи M2M коммуникаций
Взаимодействие обеспечивается безлицензионными частотами LPLA и LPWA или лицензируемыми – Cellular M2M и LPWA. Связь при использовании последнего вида частот причем предоставляются только операторами сотовой связи. Эти категории включают в себя различные методологии передачи данных.
M2M-решения – это распространенный способ для организации разного рода систем безопасности, промышленности и прочее. Но в основном все устройства передачи информации транслируют сигнал 2G, относящийся к лицензируемым частотам. При помощи сетей EDGE и GPRS передают небольшое количество данных, но имеют обширную зону по сравнению с более прогрессивными аналогами.
Дальнейшее развитие
Развитие межмашинного взаимодействия всегда актуально. Ведутся разработки по приданию устройствам большей функциональности, уменьшению габаритов систем, повышению надежности и упрощению в управлении. Кроме этого, ожидается скорое появление способа гармонизировать стандарты связи.
То, что «интернету вещей» есть куда развиваться далее является очевидным и само собой разумеющимся фактом. Мы уже стали свидетелями появления систем подключения бытовой техники по ZigBee, Bluetooth, Wi-Fi, «умного дома», систем наблюдения за детьми и прочего. Многообещающие пути развития – область телемедицины, систем авто-управления транспортными средствами и «умные города». И конечно, перспективы развития machine-to-machine в бизнес-сфере в наше время не имеют границ.
Бесплатная консультация
Мы бесплатно подберём оптимальное решение для Вашего объекта и разработаем концептуальный проект с оценкой бюджета!
Для уточнения условий предоставления услуги, пожалуйста, обратитесь по бесплатному телефону 8-800 301 24 45, по email: office@intelvision.ru или оставьте контакт и мы свяжемся с вами.
Вы также можете записаться на бесплатную онлайн* видео-консультацию с специалистом компании INTELVISION в удобное для вас время.
*Мы используем бесплатные для вас и удобные инструменты видеоконференций такие как Zoom и Google Meet не требующие установки дополнительного программного обеспечения и работающие прямо из браузера.
Проектирование
Компания INTELVISION выполяет разработку проектной и рабочей документации по инженерными и слаботочным системам, систамам автоматизации и безопасности.
Мы также работаем в среде Audodesk Revit и выполняем проекты с использованием BIM информационного моделирования.
Реализация
Мы внедряем решения на всех этапах: от поставки оборудования до пусконаладки и технического обслуживания.
За 12 лет на рынке компания INTELVISION выполнила более 100 комплексных проектов и зарекомендовала себя как надёжного технологичного партнёра. Компания обладает опытом, технической базой и штатом квалифицированных инженеров и программистов для реализации задач любого масштаба.
Что такое M2M: как машины общаются друг с другом и зачем это нужно
По прогнозам, рынок услуг M2M, или межмашинных взаимодействий вырастет к 2024 году почти на 29%. Мир движется к Индустрии 4.0, где аналитика, искусственный интеллект (ИИ) и интернет вещей (IoT) управляют принятием решений и производительностью.
В статье мы расскажем, что такое M2M, чем оно отличается от интернета вещей и зачем используется. Вы можете встретить мнение, что M2M и IoT — это одно и то же, на самом деле — их не стоит смешивать. Путаница возникает, потому что грань между этими понятиями довольно тонкая, обе технологии используют совместно и иногда сложно отделить одну от другой.
Что такое межмашинные взаимодействия
M2M расшифровывается как Machine-to-Machine, взаимодействие «от машины к машине». Это означает, что есть минимум два устройства, которые обмениваются данными между собой. Способ передачи данных не важен — важно, чтобы они перемещались между «машинами».
К М2М не относят взаимодействие машины с человеком. Например, у вас есть калькулятор. Вы вводите числа и видите результат — второй машины здесь нет, поэтому нет и М2М. А вот если калькулятор передает эти числа в какую-нибудь базу данных — то между калькулятором и базой данных возникает взаимодействие M2M.
Интернет для M2M-взаимодействия не обязателен. Телевизор принимает сигнал от телестанции — это M2M, взаимодействие телевизора и телевышки. Ваш смартфон подключается к вышке или к точке доступа Wi-Fi — между ними возникает M2M-взаимодействие.
В чем разница между M2M и IoT
Давайте посмотрим, какие есть отличия у интернета вещей и межмашинного взаимодействия.
IoT — это интернет вещей, то есть сеть, которая включает в себя устройства, каналы связи, варианты взаимодействий и способы передачи данных. M2M — не такое глобальное понятие, оно описывает только само взаимодействие между устройствами. IoT всегда включает отдельные M2M-взаимодействия.
Например, у нас есть умный чайник, который передает температуру воды на смартфон. Чайник и смартфон — умные узлы IoT, а передача данных между ними— M2M-взаимодействие.
Например, M2M-взаимодействия возникают в коммуникациях таких умных устройств:
Такое взаимодействие между устройствами нужно там, где требуется автоматизировать процесс или собирать и анализировать много данных. Машины справляются с этим лучше, чем люди.
Межмашинное взаимодействие – что это такое?
Что такое M2M технологии?
Машины из года в год становятся «умнее». И пока фантасты и режиссеры голливудских фильмов создают шедевры о сговоре машин против человечества, обычные люди уже используют новые возможности для упрощения жизни: для разных задач в бизнесе, дома, при благоустройстве города – где угодно, практически в любых сферах. Машины научились обмениваться информацией между собой благодаря М2М. И это очень упрощает жизнь человечеству.
M2M (machine to machine) – это технологии, созданные для того, чтобы машины могли обмениваться информацией друг с другом либо передавать ее в одностороннем порядке. К ним относят как проводные, так и беспроводные системы мониторинга датчиков, а также различных параметров оборудования, включая температуру, местоположение, уровень топлива/запасов и т.д.
Технологии активно используются в системах безопасности и охраны, в здравоохранении, промышленных телеметрических системах, системах позиционирования и т.д.
М2М – часть понятия Internet of Things (IoT). Но «Интернет вещей» и М2М – это не одно и то же, хоть они часто обобщаются. «Интернет вещей» – более широкое понятие (о том, что подключено), а М2М – это неотъемлемая часть Internet of Things (о том, как подключено, с помощью каких инструментов).
По сути, обе эти технологии способствуют повышению эффективности и точности производственных процессов, а также способны в целом позитивно сказаться на общем качестве жизни человека. В некотором смысле, M2M стала основой для IoT, однако если в первой информация может передаваться как по беспроводному, так и по проводному соединению, подключение к интернету вещей всегда осуществляется через беспроводную связь.
IoT – подключение интеллектуальных устройств к сети для сбора данных, их анализа и принятия решений. M2M – прямое соединение между двумя устройствами.
Для обмена информацией между машинами используются проводные и беспроводные системы. Беспроводные технологии М2М взаимодействия применяются значительно чаще. Их внедрение требует меньше ресурсов – и денежных, и временных. Это быстрее, дешевле и удобнее. Но если применение беспроводных систем невозможно, то используют проводные. На производстве, где полно стали и бетона, сигналу проникнуть без провода очень непросто.
Беспроводная система М2М состоит из:
Как работают коммуникации М2М понятно, а вот в жизни какой с них толк? Пример применения «умной» технологии в жизни: если новый счетчик передает информацию о нагоревших киловаттах автоматически к поставщику услуги, и больше не нужно звонить или приглашать «на чай» контроллера для сверки показателей, значит, технологии IoT М2М в действии. Машина работает без или с минимальным вмешательством человека, облегчая жизнь, делая ее комфортнее, проще и безопаснее. Конечно, передача данных со счетчиков – не единственная выгода от общения машины с машиной для человека.
Пример: на установку «умных» счетчиков в Свердловской области потратят 76 миллионов рублей. Местные власти полагают, что цифровизация и использование интеллектуальных приборов поможет повысить эффективность работы коммунальных служб, оптимизирует учет данных, а также обеспечит контроль подключения к сети и решит вопрос с умышленным занижением показателей.
Кому и где полезны технологии М2М IoT?
Сегодня М2М IoT технологии используются очень широко – от беспроводного интернета и контроля водителей, чтобы они не сбивались с пути и не сливали горючее, до измерения температуры тела, давления пациента и установления его местоположения.
Возможности систем М2М позволяют облегчить жизнь в любой сфере. И не только жизнь, но и бизнес: просканировал товар и уже есть информация о том, сколько остатков на складе – никаких пропаж и недостач, или установил GPS-датчик контроля на авто и есть данные о местоположении водителя на карте города.
M2M-системы используют даже для создания «умных» городов, что делает жизнь в мегаполисах комфортнее и безопаснее. Технологии уже активно используют в Сингапуре – самом «умном» городе мира, а также в Копенгагене, Лондоне, Стокгольме, Цюрихе, Барселоне, Амстердаме, Женеве, Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорке, Мельбурне, Токио, Сеуле, Берлине.
С 2018 года в России начал действовать проект «Умный город», который стал частью «Цифровой экономики» – программы по комплексной трансформации и цифровизации социальной и экономической сфер. По данным за 2019 год, в нем примут участие 37 городов страны (утверждены в качестве пилотных).
15 главных вопросов о том, что такое M2M и почему это интересно каждому
Если вы из тех, кто уверен, что человечество вымрет в тот момент, когда холодильники с автомобилями научатся запросто вступать в преступный сговор против своих хозяев, то у нас для вас есть две новости. Плохая и хорошая. Плохая заключается в том, что чисто технически возможности для этого уже практически есть. Любые устройства могут быть оборудованы доступом в интернет и обучены передавать данные в сеть без человеческого участия. Хорошая новость – благодаря этому самому взаимодействию устройства с устройством (M2M, то есть Machine-to-Machine, «машины-с-машиной») мы с вами сможем жить комфортнее, качественнее и безопаснее, и машинам предстоит сделать еще немало добрых и полезных вещей, прежде чем у них появится время и возможности для того, чтобы взбунтоваться, как пророчат нам классики фантастики.
Кое-какие возможности M2M доступны уже сегодня, причем даже в Украине. Кое-какие интересные кейсы применяются в других странах, но легко могут быть внедрены и у нас. Кое-что, конечно, все еще находится в стадии идей и задумок, но будущее надвигается так стремительно, что даже идеи уже не за горами. Мы в редакции задались вопросом, что уже происходит в мире, где машина научилась общаться с машиной, и вот что выяснили.
1. Что такое M2M и зачем мне об этом знать?
M2M, оно же межмашинное взаимодействие, оно же M2M телеметрия, вездесущая Википедия определяет как «общее название технологий, которые позволяют машинам обмениваться информацией друг с другом, или же передавать ее в одностороннем порядке». На бытовом уровне это могут быть счетчики, которые передают данные об использованных электричестве или воде напрямую в организацию, предлагающую услугу, минуя вашу беготню на лестничную клетку или под ванную за актуальными данными и специально обученных «бабушек», которые раз в какой-то период проверяют, чтобы вы не обманывали ЖЕК. На уровне общества – это возможность отслеживания движения автобусов, дополнительная плетка для таксиста, чтобы тот не гонял со скоростью 120 км/ч по городу, распугивая школьников и собак, это актуальная информация о состоянии лифтов в жилых домах. На уровне бизнеса – это контроль за работой всех объектов корпорации. На уровне промышленности – это мониторинг и своевременное исправление проблем на производстве. И многое другое, на чем мы подробнее остановимся дальше.
2. То есть это «интернет вещей»? Или «интернет вещей» – это M2M? Или это вообще все разное?
Сегодня развелось такое количество терминов на тему «умных» машин, которые лелеются различными вендорами и провайдерами услуг, что порой сам черт ногу сломит в том, кто кому интернет и что вообще для чего.
Начнем с того, что есть два параллельно существующих термина-синонима – «интернет вещей» (продвигается Intel) и «всеобъемлющий интернет» (детище Cisco, менее прижившееся в нашем массовом информационном пространстве). Это такое глобальное понятие, которое охватывает и мир устройств, способных взаимодействовать без человека, и мир оборудования (различных чипов, например), необходимых для реализации возможности этого общения), и технологии, протоколы, стандарты, и каналы связи. «Интернет вещей» – это Big Data, к которой лучшие умы и бизнесы современности только ищут подход для вычленения полезной информации.
M2M (для простоты понимания и сокращения объемов текста остановимся на этом термине) – это часть «интернета вещей» или «всеобъемлющего интернета». То, что касается подключенных устройств и ассоциированных с этим приложений, готовых программных и аппаратных решений, архитектур, конкретных структурированных данных, которые имеют конкретного владельца, который эти данные анализирует.
Мне на ум приходит ассоциация с литературным произведением, у которого есть тема и идея. Идея – это то, что хотел сказать автор, тема – каким образом он донес свою мысль. По аналогии «интернет вещей» – это о том, что подключено к сети, M2M – это как подключено, то есть конкретные инструменты.
Если заземлиться в конкретные цифры, то «интернет вещей» сегодня объединяет около 9 млрд устройств, подключенных друг к другу разным способом. 6% этих устройств используют операторскую инфраструктуру, остальные – другие типы подключения, например, радиорелейную связь, кабель и т.д.
Предполагается, что к 2020-му количество устройств в «интернете вещей» достигнет 23 млрд. Из них около 8% будут подключены при помощи обычной сотовой связи и еще около 11% при помощи нового стандарта LPWA, разработка которого в данный момент ведется 27 ведущими операторами мира, а также вендорами и производителями микросхем и оборудования для мобильных сетей. Этот стандарт подразумевает возможность передачи данных на большие расстояния и при этом низкое энергопотребление. Бытует мнение, что его внедрение приведет к взрывному росту M2M в частности и «интернета вещей» в целом.
3. Смарт-браслеты, часы, холодильники, «умные» счетчики – это все тоже M2M? Или это «интернет вещей»?
В потребительском сегменте, в масс-маркете, M2M – это как раз носимая электроника, медицинское оборудование, крупная бытовая техника, такая как холодильники, мелкая бытовая техника и даже совсем не техника. В связи с последними вспоминается интересный кейс с «умными» домашними фильтрами для воды, которые умеют оповещать производителя, когда пора менять кассету. В целом, многие производители электроники и бытовой техники работают в направлении «умной» техники. Но само понятие «умный» не указывает сразу на M2M. Есть устройства (и это большинство браслетов, например), которые подключаются к смартфону через Bluetooth и управляются через приложение. Это не M2M. M2M – это когда у устройства есть собственный чип или подключение к интернету другим способом для передачи данных, и передача эта происходит автоматически, без волшебного пинка со стороны пользователя.
4. А мобильные операторы тут причем?
M2M появился задолго до массового распространения передачи данных и даже до GPRS. Но внедрение и распространение доступных тарифов на мобильный интернет через GPRS позволило удешевить M2M и расширить сферу применения. Сегодня это очень перспективная технология.
Ранее, например, звонок из застрявшего лифта в диспетчерскую также осуществлялся при помощи аналоговой связи.
Многие данные вообще мониторились людьми.
У банков была возможность подключать свои терминалы только кабелем. Оптическим, медным, радиорелейным. Это все было крайне дорого – построить «последнюю милю» физическую, протянуть кабель к каждому банкомату. Поэтому они начали смотреть в сторону альтернативных решений. Первое время на GSM как замену кабелю смотрели с опаской из-за вопросов безопасности. Но GSM сама по себе достаточно безопасная связь, да и банки дополнительно шифруют соединение на всех уровнях. Например, когда вы платите в POS-терминале карточкой и таким образом отправляете данные о своих паролях, шифрование осуществляется на всех уровнях. То есть риска для банков нет, то же самое и с GSM-связью, и банки сейчас пришли к тому, что около 60% подключений банкоматов (в Украине) происходит через карточку оператора. Это дешевле, быстрее, это безопасно.
5. Значит, банкоматы уже такие умные, что сами себе деньги могут заказывать по телефону? А еще что интересного?
Да, действительно, украинские (а уж западные банки – тем более) не настолько богаты, чтобы нанимать бабушек с блокнотиками, которые будут проверять количество купюр в банкоматах и приносить свои данные в отделения, откуда потом будут отправляться инкассаторы. Но банки – не единственные пользователи M2M.
В автомобилях тоже есть тренд к тому, чтобы те были подключены к сети. В Украине это пока не работает, даже если вы привезете с собой машину с SIM-картой из-за границы. Но оператор AT&T, например, позволяет оснащать картой свой автомобиль, раздавать через нее Wi-Fi в салоне, подгружать данные о состоянии на дорогах, прокладывать маршрут, подгружать какой-то развлекательный контент. Если случается ДТП, то автомобиль сразу подает сигнал в соответствующую службу без человеческого участия. Технические узлы современного «продвинутого» автомобиля также мониторятся на предмет выявления проблем при помощи сети. Датчики говорят о том, что пора, например, масло поменять или в шинах давление измерить. Учитывается состояние дорог и многих других вещей. Все это есть и будет развиваться дальше.
Автомобиль будущего: и швец, и жнец, и Wi-Fi-точка доступа
В Европе вообще законодательно обязали оборудовать системой eCall все автомобили. ECall – это цифровой звонок, сигнал, который передается автомобилем куда надо в случае ДТП.
Это позволяет всем службам, которые необходимо задействовать в таком случае, быстро отреагировать на вызов, спасти жизнь. В России это же самое осуществляется при помощи GLONASS. В Украине пока ничего подобного нет. Но такие решения позволяют стране иметь свой собственный огромный массив данных (Big Data), который можно использовать, чтобы понять, какие автомобили, где и когда попадают в ДТП. Кроме того, это важно для спасения жизней и обеспечения безопасности на дороге, ведь в экстренных ситуациях счет идет на минуты.
Еще интересный момент, связанный с M2M в автомобилях. У крупных операторов, таких как AT&T, Telefonica, есть международные альянсы. В рамках этих альянсов есть договоренность, что есть некая одна глобальная SIM. И эта глобальная SIM работает в сетях операторов-партнеров как в родной сети, без дополнительных роуминговых затрат. Это очень важно для сегмента автотранспорта, когда, например, машина может быть произведена в Японии, а в итоге она приезжает в Германию. Или наоборот. Везде эта карточка операторов альянса должна работать так, чтобы пользователю не пришлось вникать в то, как ее заменять в поездках в другую страну. Есть порталы, есть платформы, которые позволяют производителю управлять этой карточкой, и девайсом. И активировать ее только тогда, когда она (в машине) дошла, например, до места назначения. И менять оператора, если вдруг по каким-то причинам оператор не подходит. Например, из-за проблем со связью. Эта карточка в таком случае умеет переходить в сеть другого оператора просто на лету.
Cледующий сегмент – финансы. M2M активно используется в платежных терминалах.
Если говорить об Украине, то конкретно на нашем рынке всплеск в сегменте платежных терминалов произошел в 2013 году, когда законодательно было прописано обязательство передавать данные о кассовых операциях в налоговую (кстати, у нас есть интересный материал о том, как госрегулирование влияет на телеком-отрасль в целом) онлайн. Владельцы тех терминалов, которые физически не могут быть подключены к проводу или к Wi-Fi, имеют только один выход – подключать их при помощи GSM-карточки. У бизнеса появилась необходимость покупать модемы к своим кассовым терминалам, чтобы передавать данные. Поэтому этот сегмент моментально увеличился. Влияние на законодательном уровне здесь было одним из ключевых.
M2M применяется и в такой важной для Украины сфере, как сельское хозяйство. Если говорить о конкретных кейсах, то, например, одна из украинских сельскохозяйственных компаний закупила большую партию современных очень дорогих тракторов. Теперь ей важно следить за тем, чтобы тракторы правильно эксплуатировались. Поскольку данная компания является сертифицированным партнером, ей разрешено врезаться в систему трактора без потери гарантии. M2M в данном случае собирает данные о состоянии разных частей трактора. Украинская специфика такова, что помимо этого надо контролировать, чтобы не сливалось топливо или не было «левых» рейсов.
M2M позволяет следить за показанием приборов в реальном времени. Снова отойдем немного от Украины за реальными кейсами. У оператора Turkcell есть сервис Smart Energy, который предоставляется совместно с партнерами. Он позволяет следить за потреблением электроэнергии в разных точках.
Например, у вас есть сеть аптек. Там устанавливается специальный цифровой счетчик с мультитарифной системой учета. Он умеет считать расходы по разному тарифу в зависимости от того, в какое время используются те или иные приборы. В нем есть GSM-модем с карточкой. В Турции такой счетчик ставится за основным счетчиком, поскольку основной традиционно принадлежит компании, предоставляющей услуги энергетики.
Ничего особенного, просто умный счетчик
Этот прибор мониторит потребление. Он может сравнить на карте показатели разных объектов и выявить, если в определенном месте есть странные результаты. Например, потребление в такой же точке зашкаливает, значит, надо разбираться. Фактически для владельца это означает не то, что он поставил такой счетчик и начал экономить. Нет. Он поставил такой счетчик и начал анализировать, собирать историю своего потребления.
Дальше владелец, например, понимает, что целесообразно заменить обычное освещение на LED-лампы. Или обязывает работников точек, уходя, гасить свет. Или он проводит какие-то кампании, и у него есть инструмент, который позволяет замерить результаты до и после. И он видит, что такая-то инициатива помогла сэкономить в деньгах столько, в киловаттах – столько. У этого сервиса есть специальный веб-интерфейс, на котором указывается и прогноз погоды, где есть привязка счетчиков к карте, отчеты и аналитика, удаленная настройка сбора данных, оповещения и нотификации.
В Турции, где высокие тарифы на электроэнергию, которые серьезно повышаются при превышении порога реактивной энергии, много мелких предприятий очень следят за своими расходами, поэтому там услуга пользуется популярностью.
6. А я могу договориться со поставщиком, поставить счетчик, и передавать ему данные онлайн, и платить онлайн, чтобы не приходилось бегать к счетчику за показаниями?
Дома новой застройки, как правило, уже оснащены системами, которые собирают данные по энергопотреблению каждой квартиры и централизованно передают в учетную систему поставщика. В домах старой застройки отдельные пилотные проекты в Киеве есть, но они не массовые, увы.
7. А что в Украине есть такого, что не только для бизнеса?
Есть инициатива диспетчеризации лифтовых хозяйств. Это значит, что каждый лифт должен быть автоматизирован и оснащен доступом в сеть.
Большинство лифтовых сервисных предприятий, уже давно использует SIM-карту для связи с диспетчером. Кроме этого связь нужна для передачи данных об аварийных ситуациях. До использования операторских M2M-каналов связь с диспетчерской осуществлялась по кабелю.
Практически все регулируемые светофоры в Киеве подключены кабелем. Это все очень дорого и тяжело. С кабелями регулярно что-то происходит. То пропадают, то выходят из строя. Поэтому GSM выглядит как хорошая альтернатива. Однако все упирается в дальнейшем в банальное отсутствие денег на переоборудование существующих систем.
8. У нас в некоторых городах Украины общественный транспорт оборудован трекерами, которые позволяют следить за его движением. Это тоже M2M?
Да, транспорт КиевПасТранса оборудован M2M-модулем для мониторинга, поэтому через, например, приложение EWAY можно следить за его перемещением. В нем стоят датчики GPS и карта GSM. GPS передает координаты, а GSM – данные об этих координатах на сервер. Многие владельцы маршруток также оборудуют свой парк автотранспорта, потому как получают реальные выгоды от возможности контролировать перемещение собственного парка.
9. То есть банкоматы и троллейбусы «едят» мой мобильный интернет? Какой объем трафика генерирует банкомат? Или транспорт, который мониторится?
Как правило, это зависит от того, где установлен банкомат, насколько часто происходят в нем транзакции. Но в среднем это 20-50 МБ в месяц. То есть меньше мегабайта в сутки. Один пакет в сессии для мониторинга транспорта в среднем весит 2 КБ, у банковского сектора больше, потому что банкомат генерирует запросы и получает ответы, и так несколько раз за одну транзакцию.
Зачастую в M2M для передачи данных небольшого объема достаточно 2G. Если же объем данных значительный, например, видеонаблюдение, то такие объемы передаются по сути 3G (которая, как мы помним, активно строится).
10. А для здоровья есть что-то?
Конкретно в Украине здравоохранение – та сфера, где с технологиями негусто. Но в мире M2M в медицине уже применяется. В частности, для мониторинга каких-либо показателей организма и передачи данных лечащим врачам. Хотя для полной гармонии и проникновения M2M в каждый дом необходимо еще наличие большого количества доступных устройств, которые бы могли снимать показания точно в домашних условиях, при этом были бы доступны для больных.
Ни для кого не секрет, что одной из глобальных проблем в здравоохранении является диабет. Количество заболевших исчисляется сотнями миллионов человек, это уже можно смело называть эпидемией. В цифрах в Украине около полутора миллиона страдающих диабетом 1 и 2 типа было только в 2013 году.
Понимая масштабы проблемы, турецкий оператор Turkcell в 2012 году запустил пилотный проект в медицинской школе в Стамбуле, который находится на стыке M2M и медицины. Была выбрана контрольная группа тех пациентов, за которыми врачи наблюдали при помощи M2M-решений. Пациентам с диабетом предлагался глюкометр с Bluetooth, пациентам, у которых есть проблемы с давлением, предлагался тонометр с Bluetooth.
«Умный» набор для ваших бабушек и дедушек
С большими кнопками на случай, если кто-то из них плохо видит
Эти устройства подключаются к специальному устройству-шлюзу, в котором установлена SIM-карта. Шлюз поддерживает два аккаунта, между которыми можно легко переключаться, что удобно для семьи из двух пожилых людей.
Пациенты использовали глюкометры с Bluetooth для регулярных измерений дома. После нажатия на кнопку Upload на шлюзе данные отправлялись через SIM-карту к врачу. Доступ к данным через веб-интерфейс имелся у врача, у родственников пациентов и также мог быть у пациента. Для продвинутых пользователей запущено приложение на Android. Но человеку, который не смыслит в технике, достаточно было померять давление или сахар и нажать на одну кнопку для передачи данных.
Врач, в свою очередь, знает своих пациентов, какие значения для них нормальные или избыточные. Более того, в таблице данных ненормальные значения подсвечиваются красным цветом. У врача собирается история показаний, он видит, когда происходит повышение сахара, если мы говорим о больных диабетом, или давления, если мы говорим о тех пользователях, у которых проблемы с давлением. Так врачу проще определить причину, а пациенту не надо лишний раз ездить в клинику. А в критических случаях при наличии тревожных данных от пациента к нему даже может выехать скорая.
Есть также специальный call-центр, который будет напоминать пациенту, если он вовремя не произвел замеры.
Система мониторинга позволяет снизить риск развития осложнений. Профилактика всегда дешевле лечения.
Продукт предлагается в Турции и на государственном уровне, и частным клиникам. Многие дети готовы оплачивать подобный мониторинг своим престарелым родителям. Они покупают годовую подписку, куда входит оборудование, поддержка call-центра и врачей. Это такое комплексное решение.
Турецкий опыт в будущем планирует перенять «дочка» Turkcell – lifecell.
11. Ну хорошо, а что бизнес в Украине может получить от M2M в нашей стране?
Сегмент платежных, кассовых терминалов и охрана и безопасность – две самые развивающиеся сферы M2M в нашей стране. Затем идет мониторинг транспорта. Также при помощи M2M можно обеспечивать мониторинг мобильных «объектов» компании, т.е. полевых сотрудников, курьеров.
12. Каким образом происходит мониторинг объектов компании?
У сотрудника компании есть телефон с ОС Android и GPS. На него устанавливается специальное приложение. Когда торговый представитель, мерчендайзер, супервайзер, промоутер, курьер выходит на маршрут, он включает это приложение. Включаться такое приложение может только на рабочее время этого сотрудника. Телефон служебный, соответственно, сотрудник должен в рабочее время работать, а не заниматься личными делами.
Сотрудник вышел на улицу – спутники определились. Любые отклонения от маршрута видны в интерфейсе. Был человек в этой торговой точке или не был, сколько времени он там провел. Расширенный пакет такого приложения позволяет назначать маршруты на каждый день. Пользователь просто включает программу и видит готовое задание на этот день. Также софт позволяет передавать фотографии с определенного места. Это полезно, например, для промоутера, который фиксирует результаты своей работы для отчета, или для мерчендайзера, который обходит торговые точки. Он может тут же через программу сфотографировать раскладку товара и передать этот снимок через GPRS в офис. А на месте, в офисе, у его руководителя сразу появляется вся информация из разных точек. Эта услуга давно работает у lifecell и называется «Мобильный GPS».
13. Мониторинг транспорта – это что, как, для чего?
Мониторинг транспорта – услуга, которая направлена как на владельцев логистических компаний, так и на службы такси или других транспортных перевозок. Точные возможности зависят не столько от оператора, сколько от партнера, который обеспечивает «железячную» и программную часть. Об одном из примеров реализации мониторинга транспорта рассказывает Янина Посохова, эксперт по управлению корпоративными продуктами lifecell.
«На сегодня мы работаем с 10 партнерами по предоставлению именно этой услуги. Мы общаемся с корпоративными клиентами, у которых есть свой автопарк, выясняем потребность в мониторинге и презентуем клиенту решение. Клиент выбирает то решение, которое его устраивает по тому, насколько широки возможности web-интерфейса, или по тому, какие датчики в машине он желает использовать, по финансовым соображениям. У некоторых партнеров есть датчики, которыми можно оснастить всю машину. У некоторых – чисто мониторинг и контроль скорости. Т.е. мы подключаем совместно с партнером. Кстати, на нашем сайте можно ознакомиться со всеми решениями для бизнес-клиентов.
Автопарк оснащается модулем GPS для сбора координат и GSM-картой со специальным тарифом для передачи данных на сервер сбора информации.
Когда машина передвигается по открытой местности, спутники ее всегда видят и передают данные о маршруте. Если машина находится в гараже, то спутники ее не видят. Но некоторые наши партнеры уже нашли выход и из этой ситуации – по cell ID, то есть по сотам, которые показывают, где находится автомобиль с SIM-картой, когда нет сигнала GPS.
Периодичность передачи сигнала настраивается на усмотрение пользователя. Обычно это 30-60 секунд, тогда маршрут видно полностью на карте. Можно увеличивать интервал опроса хоть до 1 часа, но тогда маршрут движения не будет выглядеть так отчетливо.
У владельца услуги есть огромные возможности для мониторинга и управления буквально всем. Можно обрисовать геозоны, чтобы в случае выхода машины за пределы какой-то геозоны владельцу услуги поступало оповещение об этом.
Услуга позволяет замерять скорость движения автомобиля. В веб-интерфейсе будут отображаться все нарушения скоростного режима и экстренные торможения, которые имели место.
Для контроля слива топлива тоже есть свои датчики.
Программное обеспечение для M2M умеет составлять маршрутные листы. Машину можно привязать к водителю и формировать маршрутные листы. Эта система позволяет автоматизировать и упростить многие процессы для транспортных компаний.
У нас, как у оператора, есть решение для таких компаний, специальный тариф. Как для использования в Украине, так и за ее пределами. В роуминге очень дорого использовать GPRS. Тем не менее, есть запрос со стороны бизнеса, поскольку из Украины за границу ездит как пассажирский, так и грузовой транспорт. Чтобы убрать этот ценовой барьер, мы определили около 20 стран, в основном Европа, плюс страны СНГ (Азербайджан, Казахстан, Россия, Беларусь, Молдавия), где установили перечень операторов, в сетях которых регистрируется карточка и передает данные. В этих сетях действуют льготные тарифы на GPRS – это 10 гривен за мегабайт. Для роуминга это совсем малые деньги. Поэтому наши корпоративные клиенты активно пользуются этим тарифом.
В январе месяце для компаний, которые работают в M2M-вертикалях, мы расширили возможности Системы самообслуживания и запустили услугу «M2M Менеджер» для мониторинга и управления M2M-линиями. Теперь Администратор корпорации может в своем Личном кабинете управлять своими линиями: и голосовыми, и M2M. В разделе «M2M-линии» будут доступны для управления, контроля и работы с данными/отчетами именно те линии, которые клиент определил как M2M. Имеется в виду, что он сам это определяет.
Администратор может изменять отображение информации в главном окне сервиса под себя. Например, добавить идентификатор устройства, положение объекта (например, через SMS-пинг), заметку (комментарий) по данному объекту (например, фамилию водителя, адрес) и многое другое.
Детали по линии он может посмотреть, кликнув на ее номер. Тут отображается та информация, которой не было в Главном меню. Статус предоставления услуг роуминга, какой баланс линии и остаток пакетов, что с доступами, есть ли кредитный лимит и т.д.
По клиентскому запросу в настройках услуги M2M VPN-тоннели могут быть построены с применением отдельной точки доступа, через которую будут передаваться данные. Точка доступа для подключения интернета, например, в смартфоне – стандартная, ею пользуются все. Она открытая и имеет динамический IP-адрес, который выдается на одну сессию. А клиентам надо иметь выделенный IP-адрес, иначе не будет возможности найти карточку в сети. Поэтому строятся отдельные точки доступа. Клиент, который уже имеет свою персональную точку доступа, может удалять общие точки доступа, которые ему не нужны, и добавлять собственную точку доступа на свои линии. С IP-адресом такая же ситуация. Возможность самостоятельно этим всем управлять значительно экономит время и клиенту, и оператору.
Для владельца корпорации M2M и обычная связь могут быть как на одном контракте, так и на отдельных. Все зависит от пожеланий владельца.
Всю информацию из личного кабинета можно экспортировать и работать с ним в Excel.»
14. А когда вы пишете, что речь идет о «готовом решении», что подразумевается под этим «решением»?
«Готовое решение» подразумевает предложение по оборудованию, программному обеспечению и тарифному плану оператора. Оператор не берется консультировать и подбирать оборудование для клиента, в данном случае это зона ответственности партнеров. Чем больше функциональных возможностей, тем выше стоимость решения. Оператор в свою очередь предлагает подходящий тариф и обеспечивает специальными SIM-картами, предоставляет возможность контроля и управления картами.
В случае с M2M это скорее будут даже SIM-чипы – более надежные и практичные решения, которые гарантировано будут служить лет 10 как минимум. Такие SIM-чипы не вставляются в GSM-слот, а впаиваются. Они позволяют минимизировать размер самого девайса, кроме того они термо- пыле- влагозащищенные. Впрочем, бывают и термо SIM-карты. Они стандартного размера, как обычные «симки», но с дополнительной защитой. Еще у них отсутствуют счетчики аутентификации, что позволяет продлить срок службы карточки..
SIM-чип и его устройство
15. SIM-карты M2M к нашим 140% проникновения мобильной связи в Украине имеют отношение? Или их отдельно считают?
M2M сидят в этих цифрах, никто их отдельно не считает. В крупных компаниях, таких как Turkcell, VimpelCom, AT&T ведется отдельная статистика и есть отдельный отчет по M2M-линиям. В Украине масштабы пока не те, поэтому необходимости такой нет. Все-таки наша страна отстала от значительной части мира в плане технологий.
Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.