М4 и е115 в чем разница
Транспортная компания «Шелковый путь»
г. Санкт-Петербург,
ул. Маршала Новикова
д. 41 /1
silkhway@yandex.ru
тел: 8 (964) 610-05-17
Федеральная автомобильная дорога М4 «Дон»
Федеральная автомобильная дорога М4 «Дон» — автомобильная дорога федерального значения.
Москва — Видное — Ефремов — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск. Основная часть трассы от Москвы до Краснодара является составной частью европейского маршрута E 115.
Участок от Краснодара до Джубги образует маршрут E 592. От Джубги до Новороссийска входит в состав E 97. По дороге М4 проходит участок европейского маршрута E 50 от пересечения с М19 у Новошахтинска до ответвления М29 у станицы Павловской.
В Московской области дорога имеет режим автомагистрали, на других участках — режим обычной дороги.
Протяжённость автодороги составляет
1544 км.
Количество полос движения: от 2 до 6.
Проходит по территории Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской и Ростовской областей, Краснодарскому краю и территории республики Адыгея.
По трассе выполнены объездные дороги вокруг городов Воронеж и Ростов-на-Дону.
Дорога имеет подъезды к: г. Елец (12 км), г. Липецк (65 км), г. Новочеркасск (5 км)
На платном участке в Липецкой области установлены дорожные знаки, ограничивающие скорость 110 км/ч, хотя этот участок не является автомагистралью..
Ряд участков дороги является опасным для движения и требует особого внимания водителя:
— с крутыми спусками и подъемами (60 км, 98 км, 109 км, 116 км, 298 км, 347 км, 356 км, 386 км);
— с крутыми поворотами и участками с ограниченной видимостью (26 км, 49 км, 95 км, 364 км).
Дорога пересекает значительные реки: Оку (у г. Кашира), Красивую Мечу (у г. Ефремов), Сосну (у г. Елец), Дон (у г. Задонск), Воронежское водохранилище, Северский Донец (у г. Каменск- Шахтинский).
Мосты длиной более 50 м имеют грузоподъемность 60-80 т.
Страна | Россия |
Регион | Московская область Тульская область Липецкая область Воронежская область Ростовская область Краснодарский край Республика Адыгея |
Часть дороги | Европейский маршрут E 115 |
Статус | федеральная |
Владелец | государственная |
Управляется | ГК Российские автомобильные дороги |
Длина | |
Начало | Москва |
Через | Ефремов Воронеж Ростов-на-Дону Краснодар Джубга |
Конец | Новороссийск ( 1544 км) |
Дорожное покрытие | цементобетон, асфальтобетон |
Маршрут
Дорога М4 начинается на пересечении МКАД и Липецкой улицы (направление на Липецк), далее проходит по территории Московской области в южном направлении в виде современной автомагистрали с развязками и разделительными полосами, идёт западнее города Видное, восточнее города Домодедова (между городом и аэропортом), проходит западнее городов Каширы и Ступина, примерно там же от неё ответвляется трасса M6, уходящая на юго-восток.
Далее автодорога идёт по территории Тульской области, проходит западнее города Венёва, далее — между городами Киреевском и Узловой, обходит Богородицк и Ефремов.
Далее автодорога идет по территории Липецкой области, обходит город Елец с востока, обходит город Задонск.
Затем дорога следует по территории Воронежской области, до Воронежа, обходит Воронеж по объездной дороге, проходящей по северо-восточной окраине, проходит мимо городов Павловска, и Богучара, через сёла Лосево и Верхний Мамон.
Далее автодорога идёт по территории Ростовской области, пересекая трассу E 40 Волгоград — Кишинёв в городе Каменск-Шахтинский, оставляя города Миллерово (к западу), Красный Сулин (к западу), Шахты (к востоку), подходит к городу Ростову-на-Дону. Далее, после объездной дороги вокруг Ростова-на-Дону и моста через реку Дон, следует на юг через Батайск и Самарское.
По территории Краснодарского края дорога проходит станицы Кущевскую, Павловскую (начало магистрали М29 «Кавказ»), город Кореновск и доходит до Краснодара. Здесь отходит прямая дорога на Новороссийск А146 E 115, а М4 продолжается на юг до куроротного посёлка Джубга. Отсюда на восток отходит дорога М27, а М4 следует вдоль берега Чёрного моря на запад, проходит Геленджик и заканчивается в городе Новороссийск. При этом для движения в сторону Новороссийска, Анапы и Геленджика имеется более короткая и удобная дорога через Тимашевск и Славянск-на-Кубани.
Наиболее опасным участком для движения является отрезок от въездной стелы в Ростовскую область из Воронежской до въезда в город Каменск-Шахтинский (
140км). Здесь дорога при большой загруженности имеет по 1 полосе движения в каждую сторону при больших перепадах высот. Ведутся массовые дорожные работы и это является причиной частых ДТП.
Начало
(100 км)
Кашира
(209 км)
Новомосковск
(390 км)
Елец
(420 км)
Задонск
(470 км)
Конь-Колодезь.
(Воронеж)
(680 км)
Павловск
(873 км)
Миллерово
(1020 км)
Майский
(1079 км)
Аксай.
(Ростов-на-Дону)
(1160 км)
Кущевская
(1280 км)
Кореновск
(1340 км)
Краснодар
(1352 км)
Адыгейск
(1392 км)
Горячий ключ
(1432 км)
Джубга
(1487 км)
Михайловский
перевал
(1514 км)
Геленджик
(1544 км)
Новоросийск
М4 (трасса)
Тульская область
Липецкая область
Воронежская область
Ростовская область
Краснодарский край
Ростов-на-Дону
Краснодар
Джубга
Содержание
Маршрут
Далее автомагистраль идёт по территории Тульской области, где также недавно закончилась реконструкция трассы, проходит западнее города Венёва, далее — между городами Киреевском и Узловой, по западной окраине проходит Богородицк, по восточной окраине — город Ефремов.
Далее автомагистраль идет по территории Липецкой области, где реконструкция только началась, проходит по западной окраине города Ельца, обходит город Задонск по новой современной автомагистрали. Проходит часть платной (в 2008 году для легкового автомобиля — 20 рублей) дороги (17 километров) в объезд села Конь-Колодезь, через которое проходит бесплатный «двойник» трассы.
Далее автомагистраль проходит по территории Воронежской области, до Воронежа — в виде современной автомагистрали, обходит Воронеж по объездной дороге, проходящей по северо-восточной окраине, проходит мимо городов Верхнего Мамона и Богучара, через село Лосево.
Далее автомагистраль идёт по территории Ростовской области, пересекая трассу Волгоград — Кишинёв, оставляя города Миллерово (к западу), Красный Сулин (к западу), Шахты (к востоку), подходит к городу Ростову-на-Дону. Далее, после объездной дороги вокруг Ростова-на-Дону и моста через реку Дон, следует на юг через Батайск и Самарское.
Наиболее опасным участком для движения является отрезок от въездной стелы в Ростовскую область из Воронежской до въезда в город Каменск-Шахтинский. Здесь дорога при большой загруженности имеет по 1 полосе движения в каждую сторону и часто ведутся дорожные работы.
Текущее состояние
В летнее время автомагистраль часто бывает перегружена из-за большого количества отдыхающих, выезжающих на автомашинах с семьями из Москвы и других крупных городов на Черноморское побережье Кавказа, в другие благоприятные для отдыха районы Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краёв, а также из-за большегрузных автомашин — фур, вывозящих сельскохозяйственную продукцию из южных регионов России в Москву, Санкт-Петербург и другие регионы для реализации. После реконструкции всех участков трасса будет представлять собой современную автомагистраль с развязками, разделительными полосами и 2—3 полосами движения в каждую сторону.
Платная дорога M-4 «Дон» — стоимость проезда, тарифы, способы оплаты 10:56, 4 августа 2021 Версия для печати
Платная дорога М4 разгружает южное направление в летний сезон и помогает регулировать грузопоток из порта Новороссийска. Давайте вместе разберемся с ценами на проезд и способами оплаты — это будет особенно полезно тем, кто собирается воспользоваться трассой впервые.
Платная дорога М-4 «Дон», соединяющая Москву с Краснодаром и Новороссийском, уже давно стала одной из важных «туристических» трасс. По этому шоссе поток туристов направляется к морю, на курорты Краснодарского края и — через Керченский мост — в Крым. Кроме того, трасса имеет большое значение и для грузовой логистики. При планировании такого рейса важно оценить объем предстоящих расходов. Однако в нюансах тарификации проезда по платной дороге М-4 неподготовленному владельцу транспорта легко запутаться. Постараемся устранить все пробелы и подробно рассмотреть как формируется стоимость, и сколько нужно платить за перевозку грузов по платной магистрали.
Характеристики магистрали
Строительство автомагистрали началось в 60-х годах XX века. В 2010 году дорога была передана на баланс «Автодора». После комплексного аудита состояния дорожного полотна госкомпания провела капремонт и модернизацию трассы.
Сегодня М-4 — автомагистраль федерального уровня. Она пересекает семь субъектов федерации. По этой трассе можно доехать из Москвы в Ростов-на-Дону, в Краснодар и до Новороссийска. Ее общая протяженность составляет 1543 километра.
Платные участки дороги М-4 «Дон» проходят от Москвы до Краснодара — с 21 по 1319 км. Всего на трассе 11 платных отрезков.
Как взимается оплата
Проезд по платной дороге М-4 «Дон» оплачивается исключительно на пунктах взимания платы (ПВП). Всего по трассе оборудовано 19 ПВП.
Оплата может производиться следующими способами:
Для водителей грузового автотранспорта оптимальным способом будет оплата по транспондеру.
Особенности тарификации проезда
Стоимость платной дороги М-4 зависит от ряда факторов:
Размеры оплаты проезда для каждого участка трассы Москва — Краснодар указаны на сайте «Автодора», в специальной тарифной таблице.
Дневной период проезда автомобилей по платной трассе — с 07:00 до 00:00. Расчет по ночному тарифу осуществляется в период с полуночи до семи утра.
Категории транспортных средств
Расчет цены платной дороги М-4 «Дон» осуществляется в зависимости от категории транспортного средства. Всего предусмотрено четыре категории:
Транспондер и его преимущества
Транспондер — компактное электронное приемно-передающее устройство для автоматизированной оплаты проезда по платным трассам, которое размещается в салоне машины. Прибор привязан к лицевому счету владельца. Чтобы оплачивать платную дорогу М-4 в автоматическом режиме, на этом счету обязательно должны быть деньги — система не работает «в кредит».
Пересечение транспортных средств с транспондерами пунктов взимания платы осуществляется по отдельной полосе. При пересечении ПВП производится автоматическое списание платежа со счета владельца прибора. При этом автомобиль не нужно останавливать для внесения платы. Это значительно повышает удобство и уменьшает время проезда транспорта по платным участкам дороги М-4.
За использование транспондеров владелец получает скидку. Ее размер для трассы Москва — Краснодар фиксированный и составляет 10% от базовой стоимости. Обратите внимание, что скидка действует только при использовании транспондеров T-pass от «Автодора». Если в автомобиле установлен прибор от другого оператора, за проезд придется вносить плату в полном размере.
Заказать электронный прибор для автоматизированной оплаты проезда можно в специализированном интернет-магазине T-Pass и в офисах продаж. Можно купить транспондер для платных дорог и прямо на М-4, где расположены 13 пунктов продаж (они есть вдоль всей трассы и расположены более-менее равномерно).
Использование транспондера особенно выгодно для грузового транспорта. Помимо скидки за оплату проезда по дороге, вы существенно экономите время при пересечении ПВП. Соответственно, увеличивается скорость доставки грузов, что дает дополнительный экономический эффект. По итогу стоимость прибора можно окупить за 1–2 поездки. Если же вам регулярно приходится совершать рейсы по трассе «Дон», то транспондер просто необходим.
Как посчитать стоимость проезда по платной дороге М-4 «Дон»
Чтобы определить, сколько стоит проезд по платной дороге М-4 для вашего рейса, необходимо точно спланировать маршрут, рассчитать расстояние и время пересечения тех или иных участков. После этого нужно сложить тарифы для каждого из пересекаемых отрезков дороги с учетом времени их пересечения.
Для примера рассмотрим, сколько стоит платная дорога М-4 Москва — Краснодар при проезде всего маршрута с 21 по 1319 километр для разных условий.
Проезд для транспорта первой и второй категории
Стоимость платной дороги М-4 для легковых автомобилей первой группы рассчитывается с учетом дней недели.
Проезд с понедельника по четверг в дневные часы для первой категории по базовому тарифу стоит 1760 рублей, а в ночное время — 1430 рублей. При использовании транспондера стоимость в дневные часы составляет 1584 рубля и 1287 ночью.
В период с пятницы по воскресенье стоимость пересечение платной дороги М-4 несколько увеличивается. Дневной базовый тариф составляет 2070 рублей, а ночной — 1440 рублей. В случае использования транспондера оплата в дневное время составит 1863 рубля, а при проезде трассы ночью — 1296 рублей.
Для всех остальных категорий транспортных средств тарификация осуществляется по одинаковым тарифам в любой день недели.
Для автотранспорта, относящегося ко второй категории, базовая оплата днем составляет 2495 рубля, а ночью — 1735 рублей. По транспондеру днем придется заплатить за проезд 2245,50 рубля, а в ночные часы 1561,50 рубля.
Проезд для транспорта третьей и четвертой категории
Коммерческий транспорт преимущественно относится к третьей и четвертой категории транспортных средств.
Для третьей проезд по всей протяженности платной дороги М-4 до Краснодара из Москвы в дневное время обойдется в 3200 рублей. В ночные часы тариф для этой категории транспорта составит 2205 рублей. При оплате по транспондеру применяется скидка: днем нужно заплатить 2627,50 рубля, ночью — 1874,25.
Самые высокие тарифы действуют для грузовых автомобилей и автобусов, которые относятся к четвертой категории ТС. В дневной период за проезд такого транспорта по трассе от Москвы до Краснодара нужно заплатить 6090 рублей. Оплата по ночному тарифу составляет 4070 рублей.
В случае, если в автомобиле установлен транспондер стоимость платной дороги М-4 в 2021 году составляет 5001,50 рубля. За проезд в ночное время размер оплаты с транспондером составляет 3459,50 рубля.
Ощутимая экономия, как видим, достигается и при движении в ночное время, хотя пересечь всю трассу М-4 за ночь на грузовом автомобиле не получится. Исходя из действующих тарифов, наибольшие расходы приходятся на участок дороги с 21 по 715 километр. Поэтому рационально будет выезжать из Москвы поздно вечером, чтобы пересечь этот отрезок в ночные часы.
К морю на колесах
Наслушавшись страшных рассказов, про поездку дикарями на юг, мы решили испытать эти ощущения на собственной шкуре. Поездка была назначена на 1 сентября 2003 года. Почему осенью? Все просто. Во-первых.
Наслушавшись страшных рассказов, про поездку дикарями на юг, мы решили испытать эти ощущения на собственной шкуре. Поездка была назначена на 1 сентября 2003 года. Почему осенью? Все просто. Во-первых, отсутствие утомительной жары, во-вторых дешевое жилье и в третьих разумное число отдыхающих. Набралось нас 8 человек (6+2). Девушки естественно в меньшинстве. В качестве средства передвижения были выбраны: девятка девятьсот японского года ухоженного вида и развалюшка 99-ая, которую к поездке пришлось специально восстанавливать, поменяв в ней все, что только можно было поменять.
Старт был назначен на 6 утра, но как это обычно бывает, когда собирается большая компания исключительно “одаренных” людей, какой-то умник обязательно воспользуется своим даром и опоздает. Так что вместо 6 утра, мы выехали в 8, когда по улицам уже гордо вышагивали огромные букеты с белыми бантами и школьными рюкзаками. Выскочили на трассу Е105 и понеслись навстречу неизведанным нами просторам. Все расслабились, кому-то постоянно хотелось в туалет, кого-то одолевал голод, у кого-то затекали ноги и уставали глаза. Часам к семи вечера мы въехали на МКД, попали аккурат в самую пробку, когда толпа москвичей неслась с работы домой, а другая толпа неслась через Москву на юг или еще бог знает куда. Видимо посчитав, что пробка это не слишком уж большое для нас препятствие, кто-то наверху организовал сильный ливень с ураганным ветром. Щетки, пыхтя и скрипя, пытались создать хоть какую-то видимость. Несколько раз ситуация была почти близка к аварийной. Но все позади, мы повернули направо (вот подзабыла как отворотка называется, память, знаете ли, девичья) и покинули МКД по Е105 в направлении Тулы. Какая-то “редиска”, сказала нам еще перед поездкой, что ехать лучше через Тулу, т.е. сделать небольшую петлю, перед тем как выехать на трассу Е115(М4), там якобы и дорога лучше и вообще сказка. Ага, испытав на собственной шкуре эту сказку, ответственно заявляю, езжайте сразу по Е115 и никого не слушайте. В почти кромешной темноте, нарушаемой шумом льющейся с неба воды и завыванием ветра, мы продолжали свой путь к Туле. Трасса так себе, без так любимых мной указателей, типа до Тулы столько-то и еще столько-то. От них как-то сразу душа радуется, что мол еще чуть-чуть потерпеть осталось, тем более, что Тула, была конечной целью нашего путешествия намеченного на первый день. Так вот никаких указателей на этой трассе вы почти не встретите и о том, что эта трасса та самая будете лишь догадываться на интуитивном уровне. Ближе к полуночи шоссе закончилось тупиком, из которого был крутой поворот направо на раздолбайку. И по этой раздолбайке, мы как раз в Тулу и приехали.
Город темный, на улице не души. Стали искать ночлег, но не тут-то было оказалось, что в Туле просто беда с гостиницами. Один раз клюнули на какую-то вывеску Мотель, ярко красными буквами, оказалось это название магазина. Ну не идиотизм? Проехали всю Тулу насквозь, забрались на окраины в надежде выехать на трассу, но и тут облом. Оказалось, что если уж ты заехал в Тулу и особенно ночью, то так там и останешься, пока кто-нибудь тебе не укажет путь на шоссе. Объездная в Туле, конечно же, имеется, но указатель на нее тщательно замаскирован. А как иначе? Должен же ночной автостранник хоть где-то поплутать. Служащая последней гостиницы, мест в которой не оказалось, по доброте душевной, посоветовала выехать нам на трассу через территорию какого-то завода, будь она трижды проклята (территория завода конечно). А поскольку за этим заводом туманно маячила возможность все-таки переночевать, мы поехали. На этом заводе мы и остались бы колесить в поисках выхода, не подвернись нам ночная смена. Направо, потом налево, потом прямо, потом налево, направо, направо, налево и прямо и все это по отсутствию дороги как таковой. Короче когда мы вынырнули с этого завода на трассу, радость была неописуемая, даже на время подзабыли, что еще и ночлег-то не найден и направление пути не определено. Сначала была радость, потом спокойствие, затем нарастающее ощущение усталости, а мотели все не появлялись…Потом я отрубилась, и проснулась, только когда заднюю дверцу резко открыли и я почти вывалилась наружу. Оказывается парни все-таки, хвала Аллаху, нашли какой-то бомжатник для местных, аж с бассейном. Бассейн естественно в 2 часа ночи не работал, что вызвало мое бурное недовольство, но койки имелись и не так дорого (200руб.с носа). Уставшие в беспамятстве мы завалились на кровати и уснули как младенцы. Утро следующего дня встретило нас серым набухшим небом и не по-осеннему холодным ветром. Мы позавтракали в кафе при гостинице и отправились в путь. Не помню каким образом, но нам таки удалось выехать на долгожданную Е115(М4), которая если следовать карте, должна была привести нас прямо к морю.
Проехали Елец, затем по объездной Воронеж. Самые незабываемые ощущения в этот день нам удалось испытать на 300-от км-ом участке дороги до Ростова-на-Дону. Это было что-то по круче американских горок. Представьте себе узкую дорогу с двумя полосами туда и обратно, на которых еле-еле умещаются машины, того и гляди соскочат на обочину. А теперь представьте сумерки, в которых местные водилы, ну никак не хотят включать фары. А теперь представьте бесконечное количество фур, которые друг за дружкой едут в оба направления. А потом еще и стемнело…Страшно? Нам тоже было не весело. Все сидели в обеих машинах притихшие, словно партизаны на допросе, никто не просился в туалет, потому что тогда терялся смысл в обгоне фур, никто не отвлекал водителя. И в тишине салона только время от времени раздавался гремящий отборный мат, из-за спинки водительского сидения. Проехав, таким образом, Каменск-Шахтинск мы часам к 2 ночи добрались до Ростова. С чем здесь повезло так это с мотелем, здесь проблем в этом плане не возникло и почти сразу, немного проехав по объездной, мы нашли кемпинг, по огромной вывеске стоящей у дороги. Девушка на рекламном щите с бокалом в руке торжественно приглашала провести у них ночь. “О девушка, Нам туда!” простонала мужская часть компании и мы отправились в этот мотель. Там мы привели в состояние покоя наши усталые тела. На утро выглянуло солнышко и небо встретило приветливой голубизной. Весь народ, что ночевал в этом же кемпинге, к 9 утра уже смылся и наши машины одиноко красовались на стоянке. На улице было прохладно. Когда же обещанное тепло?- спрашивали мы Женю, который утверждал, что уже после Воронежа наступят тропики. Скоро.- ответил он. Служащий мотеля, заплывший мужчина неопределенного возраста тихо, почти на ухо сообщил нам, что рано утром, не дождавшись пока мы проснемся, по этой самой дороге промчался кортеж Путина в направлении к Сочи и теперь куча гаишников по надобности и без оной стоит через каждые двадцать метров и что-то блюдет. По этому во избежании столкновений с так дорогими сердцу гаишниками мы выехали из мотеля по всем правилам, повернув сначала направо, а потом, проехав прямо и развернувшись, где положено, поехали в сторону Черного моря. Но в этот день столкновения с ними нам избежать не удалось. Причем не удалось три или четыре раза.
Мы срочным образом сели в машину и рванули с места, не хуже спортивных тачек. А скоро показался и центр. Он встретил нас теплым оранжевым светом фонарей, огнями горящих реклам и прочими радостями. Хоть усталость и валила с ног, но жилье решили искать сразу, чтобы не тратить на это драгоценные дни отдыха, тем более, что на обочинах возле дороги, каждый метр красовалась табличка: “Сдаю жилье у моря. Недорого.”. Возле одной, мы и тормознули. Молодой человек Алексей, узнав, что нас 8 человек, предложил коттедж у моря за 1300 руб. в день. Мы решили посмотреть его. Он поехал с нами. Проехав через центр и огромный мост, мы очутились у вывески “Чайка” и возле нее свернули направо. Там по корявой дороге через метров 500 оказались у шлагбаума, который пропустил нас внутрь коттеджного городка. Сразу же подъехали к 3-х этажному домику с гаражом на 2 машины и ломанулись внутрь. На первом этаже был гараж, лестница вверх вела на второй этаж с 1 комнатой на 3 места, кухней, курильней и туалетом с душем. Далее вверх по лестнице, на третьем этаже, были 2 комнаты, одна 2-х местная и одна 3-х местная, кухня, туалет с ванной. А еще выше находилось что-то типа открытого чердака, с видом на ночную тьму, там стоял стол, стулья и был летний душ. Так же в коттедже имелись холодильник, телевизор, гладильная доска, утюг соответственно, у вся кухонная утварь начиная с тарелок и заканчивая средством для мытья посуды. В холодильнике предыдущие жильцы, добрые люди, оставили нам пол арбуза, видимо собирались в страшной спешке.
Кстати в гараже тоже имелся душ. И все это комнаты, кухни, туалеты и т.д. были в состоянии “Помой меня. ”. “Ребята не переживайте.”- обнадежил нас Алексей- “Завтра придет уборщица, она все помоет и приберет, просто отдыхающие только сегодня съехали, а уборка была задумана на утро завтрашнего дня.”. “О’кей!”- cогласились мы, при этом, не забыв скинуть немного денег. После долгих препирательств, у нас получилось по 138 руб. с человека в сутки. Что, вообщем-то неплохо, учитывая местонахождение домика, а также тот факт, что в августе месяце он обошелся бы нам за 3000 руб. в сутки. Довольные мы завалились спать. На следующий день погода была замечательной, мы решили пойти на пляж вечером, а пока светло и тепленько, пойти разведать, где чего. Оказалось, чтобы выйти на пляж, надо было пройти метров 50. Пляж галечный, дно каменистое, вода чистая. На пляже куча развлекаловок: катание на банане –70 руб. на человека 20 минут, на скутере- 350 руб. 5 минут, на ватрушке- 150 руб. с человека 5 минут (самый экстремальный аттракцион, советую попробовать, впечатлений на всю жизнь), катание на парашюте над морем- 700 руб. 10 минут, купание в море бесплатно. По пляжу безостановочно ходят пожилые дамы с предложением рыбы (чехунь или чухунь, я не поняла – 80 руб.), кукурузы (15 руб.) и сладких вкусностей (30 руб.) со стаей ос вокруг оных в предачу абсолютно даром. Покинув пляж, мы отправились в центр Лазаревского. От нашего коттеджа до основной дороги было минут 10 хотьбы. По Сочинскому шоссе до центра пешком еще минут 15, итого в общей сложности около 20-25 минут у нас уходило на то, чтобы добраться до центра пешком. На маршрутки никогда не садились, пару раз ездили на такси, таксисты такие же как и везде ушлые. Центр. Ну что центр? Если бы не аллея с пальмами, вдоль дороги пересекающей центральную и уходящей к морю, впечатлений никаких особенных бы не вызвал. Обычный советский городок, с населением, превосходящим по количеству “место-койку” в жилых домах для этого населения. Побывали на рынке, купили матрасы для купания (зря), стаканчик ежевики- 15 руб., потопали дальше. Почти на каждом углу стоят щиты с предложениями экскурсий и завлекающие тетки.
Мы отрывались на полную катушку все 9 дней, за исключением тех дней когда шли проливные дожди, с сильным ветром. Тогда нам приходилось отрываться в помещение холодного коттеджа, потому что как оказалось при температуре +17-19С, температура внутри коттеджа падает до 14С. Пришлось приподнять местный вязальный бизнес и купить свитер дико голубого цвета с воротом, за 200 руб., и тем самым сохранить себе здоровье. Для нас, 2-х женщин, обидно было еще и то, что зная что мы едем на юг, никому из нас даже в голову не пришло взять с собой джемпера, носки, закрытую обувь, куртку. За то куча купальников, маечек, открытых платьев и сабо, заполняла весь мой чемодан, их я одела один, максимум два раза, опять же из принципа, что я зря это тащила что ли? Пусть замерзну и умру, но я в маечке пойду. Наша с Лешиком комната оказалась самой холодной в доме. Днем там было 17С, а ночью 12С. Из носа потекло уже на третий день и потом насморк стал моим неотъемлемым атрибутом на все время отдыха. На экскурсии к водопадам в Аше, нашли единственный плюс плохой погоды. Оказывается, если бы дождей не было, то и водопад был бы без воды. А так…Наши парни разделись догола и побежали под этими водопадами фоткаться, а вода в них +10С. Сами понимаете, что на следующий день все стали смаркаться и кашлять, как старички. За то скока ощущений! Теперь немного о питании. Если вам повезет и вы поедите в Лазаревское, а если очень повезет и вы найдете хорошее дешевое жилье, а если повезет так сильно, что станет перед другими совестно, что вы еще и жилье возле их него бульвара “тысячи фонарей”, что на берегу моря у центрального пляжа, нашли, то советую вам питаться в столовых.
Мы там увидели не меньше 2-х. Цены ниже среднего если не сказать больше. Вот например салат- 5-10руб.,суп (борщ)- 8 руб., котлета с пюре – 20-25 руб. и конечно же компот – 5 руб. Забивайте на все кафешки и кушайте только здесь, и сытно и дешево. Обслуживание в тамашних кафе и ресторанах мягко говоря поршивое, еда в одних местах ничего, в других и 10 таблеток закрепителя не помогут (как вспомню этих мидий с песком, который скрепит на зубах, даже противно становиться), да еще ко всему прочему с вас сдерут 10% от счета за это самое поршивое обслуживание и 5% за однообразную музыку типа Владимирский централ, ветер северный. Мы однажды попытались разнообразить репертуар и Лешик заказал “Позови меня” Любе, что вы думаете под эту музыку никто и танцевать не пошел, было даже приятно, что мы одни танцуем. Один раз я попыталась заказать у Диджея песню для Лешика. “Аэросмит,- говорю- хочу, Крэзи.”. “Нэту росмита!”- говорит диджей. “А есть что-то похожее?” “Нэту.”- говорит диджей. “Селин Дион?” “Диона то же нэту!” “Но могу поставить очень хороший музыка!” “Ладно- говорю- ставь.” И что бы вы думали он поставил?…Ладно, не буду о грустном, хорошо хоть объявил твердо, слово в слово и без запинки. Ну и содрал еще 100 рублей.
В один из дней, когда солнце намекнуло, что типа поболтается в небе пару часиков, мы взяли руки в ноги и быстро отправились в Небуг. Это поселок, где построен самый крутой аквапарк на побережье, и строил его этот, как его там…Черномырдин. Машина отказалась заводиться, выяснилось: приказал долго жить топливный фильтр, видимо из-за особого качества последнего бензина (Внимание! Заправка в Джубге, почти сразу как выезжаете к морю.). Как только устранили поломку, ринулись в путь. До Небуга примерно 1,5 часа езды. У экскурсоводов эта поездка стоит 500 руб. Причем сам аквапарк в часы с 15 до 19 стоит 300 руб. с носа, так что сэкономили порядочно. Черномырдин конечно мужик толковый, возможно в чем-то, но только не в строительстве аквапарков. Представьте себе кучу горок, аттракционов и прочего, что вы будите пожирать глазами, но так и не отважитесь попробовать после одного раза. Дело в том что вода в бассейнах, что окружают эти горки, видимо берет свое начало где-то в горах и поэтому жутко холодная. Скотившись, один раз в прорубь, я решила, что последние 2,5 часа буду наблюдать за мучениями других. Парни, опять же из принципа: “Если заплатил денег, то их надо хотя бы отработать, раз вернуть не получится”, попробовали каждую из горок, двое из них двумя днями позже об этом пожалели, они были атакованы страшной болезнью с высокой температурой. А я просто снимала их на видео и злорадствовала. Если вы все же рискнете там что-то испытать, советую красную горку, по словам “полный улет” в прямом и переносном смысле, и “унитаз”, желтый сосуд, в котором вас долго крутит по внутреннему кольцу, а потом через сливное отверстие выкидывает в бассейн. Еще один серьезный минус аквапарка, отсутствие в кафешках на его территории нормальной еды, сфера обслуживания недоразвита. То ли в состоянии регенерации, то ли дегенерации. А жаль. Обратно неслись, как сумасшедшие и надо сказать Лешик преуспел в профессиональном вождении по горному серпантину. Неслись, потому что еще утром с дуру, возле наших коттеджей у тетки с экскурсиями забронировали на завтра поездку на джипах по аулам в Аше, а бронь стоила 50 руб. с носа. Но потом днем нашли место, где этот джиппинг нас устраивал больше по ряду причин, и там выложили бабки уже за полную стоимость билетов. Теперь нам предстояло забрать у предыдущей тетки наши кровные 50 с носа. Конечно же, тетка нас напарила. В шесть часов ее и след простыл. А на следующий день никто эти деньги нам бы уже не вернул. Это как залог того, что даже если вы передумаете, это никого кроме вас не расстроит. Так что советую сначала хорошо подумать поедите вы или нет, а уж потом делать предоплату.
Так что отдохнули мы что надо, конечно отдых был слегка омрачен погодой, но для истинно веселого человека у природы нет плохой погоды, есть только хорошая компания, которая была и у нас.