Мачта корабля это что такое
Значение слова «мачта»
1. Высокий столб или высотное сооружение на кораблях для постановки парусов, наблюдения, сигнализации, боевого управления и т. п.
2. Тех. Вертикальная высотная конструкция для различных целей (для подвешивания электрических проводов, для сигнализации, для укрепления антенн радиостанций и т. п.).
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МА’ЧТА, ы, ж. Высокий столб на судне для парусов. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. Лрмнтв. || Высокий, тонкий столб (для сигнализации, для подвески электрических проводов или др. целей). На береговой мачте был поднят флаг. Трамвайная м. Причальная м. (вышка для причала дирижаблей; авиац.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ма́чта
1. морск. высокий столб, часть парусного вооружения судна
2. морск. высотное сооружение на корабле или судне для наблюдения, сигнализации, боевого управления и т. п.
3. техн. вертикальная высотная конструкция для подвешивания электрических проводов, для сигнализации, для укрепления антенн радиостанций и для прочих специальнных целей; обычно — высокий столб с растяжками
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: исправительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Судовая мачта
Судовая мачта
Мачта (нидерл. mast ) — вертикально стоящая конструкция, обычно поддерживаемая растяжками.
Содержание
Корабельная мачта
На кораблях и судах поддерживает радиоантенны, световые приборы, посты наблюдения, на яхтах и парусниках — парусное вооружение.
Первоначально представляла собой цельный деревянный столб, укреплённый в гнезде палубы и поддерживаемый растяжками — поперечными вантами и продольными штагами, с увеличением числа парусов стала составной (см. стеньга), с переходом на тепловые двигатели обрела форму треногой, ажурной или пустотелой металлической башни. Нижняя часть мачты называется «шпор».
В связи с необходимостью прохода под мостами часто выполняется «заваливающейся».
Фок-мачта
Первая, считая от носа к корме, мачта на судне с двумя или более мачтами.
Грот-мачта
Обычно вторая мачта, считая от носа судна. На двух- или трехмачтовых судах наиболее высокая мачта вне зависимости от ее местоположения. На четырех- и более мачтовых судах — вторая, третья и т. д. мачты между первой (фок-мачтой) и кормовой (бизань-мачтой). Во избежание путаницы при работе различаются порядковыми номерами («первая грот-мачта», «вторая грот-мачта» и т. д.), считая от носа к корме. Например, российский учебный четырехмачтовый барк «Крузенштерн» имеет фок-мачту, первую грот-мачту, вторую грот-мачту и бизань-мачту. Грот-мачта может быть и единственной (суда с парусным вооружением «шлюп», «тендер» и др.)
Бизань-мачта
Биза́нь-ма́чта (нидерл. bezaansmast ) — название кормовой мачты на трёх- и более мачтовом судне. На трёхмачтовых судах бизань всегда третья, на многомачтовых — последняя, а все мачты между бизань-мачтой и фок-мачтой называются грот-мачтами и различаются порядковым номером. Кормовая мачта на двухмачтовом судне также может называться бизань-мачтой, если носовая значительно её больше и находится в середине судна.
Приставка «крюйс» означает принадлежность элемента рангоута или такелажа к бизань-мачте, например, «крюйс-стеньга».
Мачты парусных судов
Мачты малых старинных судов обычно изготовляли из одного целого ствола дерева — мачты однодревки. Нижняя часть мачты, соединенная непосредственно с судном — нижняя мачта. Обычно для парусных судов изготовляли из пихты или других легких смолистых пород деревьев: пинии, американской смолистой сосны и т. пр.. Приблизительно до XIX века нижние мачты парусных судов и бушприт изготовляли из нескольких брусьев, сблоченных друг с другом и стянутых бандажами — вулингами (5-6 шлагов троса, положенного вокруг мачты), а с XVIII века — железными обручами — бугелями (могли быть и деревянными). Надевали их на мачту в горячем состоянии. Такой рангоут называли составным.
Техника изготовления
Вокруг нескольких главных брусьев — шпинделей, проходящих по всей длине мачты, накладывается ряд сегментов — фиш. Пустые пространства заполняли заделками — чиксами, а весь блок скрепляли при помощи бугелей. С XVIII века вначале в военном, а потом и в торговом флоте мачты стали подкреплять дополнительными наделками — шкало, также скрепленными с мачтой вулингами.
Строительная мачта
В сухопутном строительстве мачтой называют высокий столб с оттяжками — в отличие от башни, являющейся самонесущей конструкцией.
Паруса, рангоут, такелаж и дельные вещи | |
---|---|
Паруса | Апсель · Бизань · Блупер · Брамсель · Генуя · Генакер · Грот · Кливер · Лисель · Марсель · Мунсель · Ричер · Спанкер · Спинакер · Стаксель ·Топсель · Трисель · Фок |
Рангоут | Бушприт · Выстрел · Гафель · Гик · Краспица · Лисель-спирт · Лонга-салинг · Марс · Мачта · Рей · Салинг · Стеньга · Спинакер-гик · Утлегарь · Эзельгофт · Фок-мачта · Грот-мачта · Бизань-мачта |
Стоячий такелаж | Ахтерштаг · Бакштаг · Ванты · Вант-путенс · Перты · Фордуны · Штаг |
Бегучий такелаж | Брас · Галс · Гитов · Гордень · Дирик-фал · Нирал · Топенант · Фал · Шкот |
Дельные вещи | Битенг · Блок · Вертлюг · Иллюминатор · Карабин · Клюз · Кнехты · Коуш ·Лебедка · Леерное устройство · Люверс · Мочка · Погон · Рым · Стопор · Талреп · Трап · Утка · Шпигат |
Полезное
Смотреть что такое «Судовая мачта» в других словарях:
МАЧТА — судовая вертик. металлич. или дерев. конструкция, возвышающаяся над верх. палубой и устанавливаемая в продольной плоскости симметрии судна (см. рис.). К М. крепят грузовые стрелы и антенны, на М. устанавливают наблюдат. площадки и навигационные… … Большой энциклопедический политехнический словарь
мачта — ы; ж. [от голл. mast] 1. Высокий столб или высотное сооружение на кораблях для постановки парусов, наблюдения, сигнализации, боевого управления и т.п. Носовая, кормовая м. Корабельная м. Поднять флаг на мачте. 2. Техн. Вертикальная высотная… … Энциклопедический словарь
МАЧТА — (от голландского mast), 1) судовая вертикальная металлическая или деревянная конструкция на верхней палубе. К мачте крепят антенны, средства сигнализации и др. На парусных судах мачты служат для постановки парусов; носовая мачта называется фок… … Современная энциклопедия
МАЧТА — (от нидерл. mast) судовая вертикальная металлическая или деревянная конструкция на палубе. К мачте крепят грузовые стрелы, судовые огни и т. д. На парусных судах мачты основа всего рангоута служат для постановки парусов; носовая мачта называется… … Большой Энциклопедический словарь
МАЧТА (в кораблестроении) — МАЧТА (от нидерл. mast) судовая, вертикальная металлическая или деревянная конструкция на палубе. К мачте крепят грузовые стрелы, судовые огни и т. д. На парусных судах мачты основа всего рангоута служат для постановки парусов; носовая мачта… … Энциклопедический словарь
Мачта — (от голландского mast), 1) судовая вертикальная металлическая или деревянная конструкция на верхней палубе. К мачте крепят антенны, средства сигнализации и др. На парусных судах мачты служат для постановки парусов; носовая мачта называется фок… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Мачта судовая — Мачты фрегата Grand Turk Мачта (нидерл. mast) вертикально стоящая конструкция, обычно поддерживаемая растяжками. Содержание 1 Корабельная мачта 1.1 Фок мачта … Википедия
Мачта — 1) судовая М. вертикальная металлическая или деревянная конструкция, возвышающаяся над верхней палубой корабля (судна). На парусных кораблях М. служат для постановки парусов. 1 я М. от носа корабля называется фок М., 2 я грот М., 3 я (кормовая)… … Словарь военных терминов
Мачта судовая — вертикальное металлическое или деревянное сооружение (рангоутное дерево), устанавливаемое на палубе в продольной плоскости симметрии судна и служащее для крепления парусов, грузовых стрел, радиоантенн, световых, флажных и других сигналов … Большая советская энциклопедия
Грот-мачта — Грот мачта судовая мачта, обычно вторая мачта, считая от носа судна. На двух или трехмачтовых судах наиболее высокая мачта вне зависимости от её местоположения. На четырёх и более мачтовых судах вторая, третья и т. д. мачты… … Википедия
Мачта
Мачта (нидерл. mast ) — вертикально стоящая конструкция на судне (корабле), обычно поддерживаемая растяжками, часть парусного вооружения на яхтах и парусниках.
Содержание
Мачты современных судов
На современных не парусных кораблях и судах мачты утеряли роль основы для установки парусного вооружения, постов наблюдения и служат:
На современных судах есть довольно интересные мачты. Например, труба-мачта (смотри фотографии внизу). В связи с необходимостью прохода под мостами часто выполняется «заваливающейся».
Мачты парусных судов
Первоначально мачта представляла собой цельный деревянный столб, укреплённый в гнезде палубы и поддерживаемый растяжками — поперечными вантами и продольными штагами, с увеличением числа парусов стала составной (см. стеньга), с переходом на тепловые двигатели обрела форму треногой, ажурной или пустотелой металлической башни. Нижняя часть мачты называется «шпор».
Мачты малых старинных судов обычно изготовляли из одного целого ствола дерева — мачты однодревки. Нижняя часть мачты, соединенная непосредственно с судном — нижняя мачта.
Обычно для парусных судов изготовляли из пихты или других лёгких смолистых пород деревьев: пинии, американской смолистой сосны и т. пр.
Приблизительно до XIX века нижние мачты парусных судов и бушприт изготовляли из нескольких брусьев, сблоченных друг с другом и стянутых бандажами — вулингами (5-6 шлагов троса, положенного вокруг мачты), а с XVIII века — железными обручами — бугелями (могли быть и деревянными). Надевали их на мачту в горячем состоянии. Такой рангоут называли составным.
Виды мачт
Фок-мачта
Первая, считая от носа к корме, мачта на судне с двумя или более мачтами.
Грот-мачта
Обычно вторая мачта, считая от носа судна. На двух- или трёхмачтовых судах наиболее высокая мачта вне зависимости от её местоположения. На четырёх- и более мачтовых судах — вторая, третья и т. д. мачты между первой (фок-мачтой) и кормовой (бизань-мачтой). Во избежание путаницы при работе различаются порядковыми номерами («первая грот-мачта», «вторая грот-мачта» и т. д.), считая от носа к корме. Например, российский учебный четырёхмачтовый барк «Крузенштерн» имеет фок-мачту, первую грот-мачту, вторую грот-мачту и бизань-мачту. Грот-мачта может быть и единственной (суда с парусным вооружением «шлюп», «тендер» и др.)
Бизань-мачта
Биза́нь-ма́чта (нидерл. bezaansmast ) — название кормовой мачты на трёх- и более мачтовом судне. На трёхмачтовых судах бизань всегда третья, на многомачтовых — последняя, а все мачты между бизань-мачтой и фок-мачтой называются грот-мачтами и различаются порядковым номером. Кормовая мачта на двухмачтовом судне также может называться бизань-мачтой, если носовая значительно её больше и находится в середине судна.
Приставка «крюйс» означает принадлежность элемента рангоута или такелажа к бизань-мачте, например, «крюйс-стеньга».
Техника изготовления
Вокруг нескольких главных брусьев — шпинделей, проходящих по всей длине мачты, накладывается ряд сегментов — фиш. Пустые пространства заполняли заделками — чиксами, а весь блок скрепляли при помощи бугелей. С XVIII века вначале в военном, а потом и в торговом флоте мачты стали подкреплять дополнительными наделками — шкало, также скреплёнными с мачтой вулингами.
Выбор места расположения
Х.Л.Дюмальде Монсо [4] для французских судов указывает, что фок-мачта своим передним краем должна стоять на нижнем конце кницы штевня (приблизительно на 1/10 длины судна, считая с носа).
Положение грот-мачты определяли, исходя из расчёта 7,5…8 линий на каждый фут длины судна позади миделя, либо отсчитывая 4 линии на каждый фут длины судна позади миделя.
Для бизань-мачты Монсо приводит случай, когда её передний край был установлен между пятой и шестой частями длины судна, причём её кормовой край находился в 2/3 наибольшей ширины судна (считая по нижней палубе от шпунта архштевня).
Для судов торгового флота таких строгостей не придерживались: в большинстве случаев грот-мачта находилась вблизи миделя, а фок- и бизань-мачты ставили произвольно.
Наклон нижних мачт зависел от дифферента судна, однако в большинстве случаев мачты были наклонены назад. Судостроители полагали, что на коротких и широких судах мачте, стоящей вблизи середины стоит давать больший наклон назад, а на длинных исудах лучше иметь мачты стоящие вертикально, так как наклонённые мачты своим весом нагружают пяртнерсы вследствие чего возникала опасность что под действием ветра они расколются или сломаются.
Бриги и другие суда с двумя мачтами имели грот-мачту, удалённую от головы штевня примерно на 2/3 их общей длины. Фок-мачта находилась на 3/20 этой длины. Наклон грот-мачты устанавливался в 3/4 дюйма на ярд длины мачты от киля до стень-эзельгофта, у фок-мачты — 1/8 дюйма на ярд длины мачты.
На тендерах и других судах с одной мачтой наклон составлял 1,5 дюйма на ярд длины мачты, а бушприт стоял почти горизонтально.
Материал
В качестве основного материала для изготовления мачт применялась ель, массово произраставшая в лесах Восточной Европы и Северной Америки. А.Рисс [5] указывал что до войны за независимость все большие мачты английских судов (в первую очередь боевых кораблей) изготовлялись из сосен Новой Англии, как наиболее высокой и пригодной для данной цели. После того, как поставки прекратились, английский флот стал применять мачты из рижской сосны. Учитывая что самые большие деревья редко были толще 24″, в основном 19…21″, составные мачты изготавливали из большего количества частей, что вкупе с с большим весом восточно-европейской древесины утяжеляло мачту почти на четверть веса, что в свою очередь требовало большей остойчивости судна. В результате, мачты предварительно тщательно проектировали на чертёжной доске.
Мачты по конструкции
Различают мачты-однодревки и составные.
Мачты-однодревки
Мачты-однодревки изготавливались из ствола одного дерева быстрее рассыхаются и растрескиваются, поэтому их ставили на малых судах либо только как стеньгу на больших. Их крепили железными бугелями (как и составные мачты) и по своему исполнению (фиши и т.п.) они повторяли составные мачты.
Иногда на малых судах, таких как тенднеры и им подобные, нижняя мачта и стеньга выполнялась из одной штуки дерева, с чиксами, «стопом» и четырёхуголным топом, причём верхняя треть или четверть мачты представляла стеньгу.
Иногда мачта таких судов состояла из нижней мачты и стеньги и имела и салинг марса и стень-эзельгофт.
Составные мачты
Составная мачта обладает большей, о сравнению с мачтой-однодревкой, эластичностью и позволяет изготовить её сооветствующей длины.
Изготовление мачты
Изготовление мачты начинали с осевой части, называемой шпинделем. Шпиндель состоял из двух штук, которые врезали друг в друга и через каждые пять футов скрепляли болтами. Боковые штуки больших мачт (пластины) также выполняли из двух штук. Пластины врезали через каждые десять футов и соединяли, как и шпиндель, болтами. Таким образом, получали мачту необходимой длины и толщины.
Для скрепления мачты использовались вулинги — шлаги троса, положенные тесно рядом друг с другом на мачте. Число вулингов зависело от величины судна и было различным. Стилл указывает, что на больших сужах на грот-мачте их было 11, на малых фрегатах по 9 (по другим источникам от 6 до 9). Каждый вулинг (по Стиллу) состоял из 13 шлагов, каждый из которых крепили к мачте вулинг-нагелем. Чтобы предотвратить перерезание троса, под головки нагелей подкладывали кожаные шайбы. Выше и ниже вулингов к мачте крепили нагелями деревянные обручи, которые были несколько толще тросовых шлагов и ширина которых составляла примерно 1,5″.
После 1730 года бизань-мачту также стали снабжать вулингами; обычно на ней было на два вулинга меньше, чем на фок-мачте. Бизань-мачты малых судов и в конце столетия не имели ни вулингов, ни железных бугелей, хотя некоторые большие суда несли их с 1700 года а, возможно, и раньше.
Для придания собранной мачте большей прочности, на неё надевали железные обручи — бугели. Первоначально (примерно до 1750 года), бугели использовались лишь на топах мачт; остальную часть мачты крепили либо используя только тросовые вулинги, либо используя вулинги совместно с бугелями. После примерно 1800 года, бугели полностью вытеснили вулинги.
Чтобы придать мачте круглую форму, её переднюю и заднюю стороны накрывали длинными планками (фишами), врезая их через каждые десять футов. Планки для закрывания передней части называются фор-фиша, для задней части мачты — ахтерфиша.
Над железными бугелями устанавливали ещё одну закруглённую фишу, прикрывающую всю переднюю часть мачты и служащую для предохранения собственно мачты от трения при подъёме и опускании реев и парусов, Фронт-фишу. На английских военных кораблях эту фишу ставили начиная с 1775 года (на некоторых кораблях она встречается с середины века). Фронт-фиша не-английских кораблей была меньше и заканчивалась над верхней палубой.
В первые 20 лет XVIII века длина топа мачты составляла 4″ на каждый ярд длины мачты, затем, до 1775 года, 5″ для грот-мачты, 4¾» для фок-мачты и 3¾ для бизань-мачты. В последней четверти она составляла 5″ для обеих больших мачт и 4″ для бизань-мачты.
Для французских судов Мансо приводит 4″.
Изготовление мачты заканчивалось установкой выделяющихся боковых наделок — «мачтовых щёк» (нем. Mastwangen ). «Щёки» служили для установки салинга марса и образовывали бо́льшую часть четырёхугольного топа. Их выполняли из дуба, затем в конце века из ели. Эти планки имели длину 9/20 (если из дуба, то 3/7) длины мачты. К 1750 году они имели только половину этой длины. Позднее, «щёки» увеличились до 1/3 длины мачты, но к 1775 году снова достигли первоначальной длины.
«Мачтовые щёки», расположенные непосредственно под слингами марса, были усилены чиксами, длина которых составляла 7/15 длины топа мачты. Для дополнительного подкрепления салингов использовали «открытые» чиксы, которые болтами толщиной ¾…1″ соединяли с «закрытыми». «Открытые» чиксы изготавливали из вяза; их толщина 3…5″, длина 9/10 длины «закрытых» и ширина 6/15 «закрытых». Чтобы лучше закрепится на «закрытых» чиксах, задние края «открытых» чиксов имели выступы, а передние имели вид S-образной кривой.
Конструкция мачт английских судов отличалась от других европейских: топ выполнялся четырёхугольным а не круглым; их фронт-фиша заканчивалась над верхней палубой; на других европейских судах того времени не было мачтовых щёк.
Чтобы предотвратить повреждения такелажа и топа от трения, над чиксами на железные бугели часто ставили доски — «мачт-латы». Обычно их количество составляло восемь лат длиной 3/5 длины топа, шириной 1/8 его диаметра и толщиной 1/2 его ширины.
На чиксах лежали салинги, которые образовывали опору для платформы марса. Продольные опоры — лонга-салинги, поперечные — краспицы.
По российской терминологии, салинг находится на топе стеньги, а брам-салинг на топе брам-стеньги. Салинги нижних мачт вместе с площадками называют марсами, которые называются фока-, грота- и бизань-салингами в отличие от фор-, грот- и крюйс-салингов которые находятся на топах соответствующих стеньг.
Размер лонга-салингов: длина 1/4 длины стеньги, высота 1/2 диаметра стеньги, ширина 2/3 высоты. Стороны лонга-салингов были прямые и параллельные друг другу. Их концы, если смотреть сверху, закруглены, если сбоку — скошены. Этот скос ограничивался нижней половиной салинга и простирался по длине спереди на 1,5 высоты лонга-салинга, а сзади на 1 высоту. Нижний внешний край слегка скошен по всей длине, а с внутренней стороны скос был только между краспицами. На не-английских судах скос салинга был длиннее и частично закруглён.
Краспицы представляли собой четырёхуголные бруски длина которых составляла 1/3 длины стеньги за вычетом 6″, ширина равнялась лонга-салингу, а высота составляла 2/3 ширины. По нижней стороне к концам по обеим внешним четвертям размер краспицы был уменьшен на 1/2 нормальной толщины. Концы, ели смотреть сверху, были закруглены так же как у лонга-салингов. Нижние края тоже скошены.
Все детали салинга, лонга-салинги и краспицы, сединены в раму. Глубина выреза на логнга-салинге была на 1″ меньше, чем высота краспицы. Недостающий дюйм вырезали на нижней стороне краспицы. Собранную раму скрепляли болтами. В качестве основного материала для изготовления салинга применялся дуб.
При креплении салинга с мачтой требовалось, чтобы середина лонга-салинга находилась приблизительно у переднего края мачты. При этом учитывался наклон мачты, так как лонга-салинги должны быть расположены горизонтально. Для этого вырезали верхний край чикс, называемый «стоп».
Чтобы избежать трения шлагтова о салинг, на лонга-салингах, сразу позади выреза для передней краспицы, устанавливали железную плиту толщиной 3/4″, длиной 3/4 длины отверстия для стеньги и шириной 2/5 ширины салинга.
В отличие от английских, лонга-салинги прочих европейских судов были прямые, а не закруглённые а краспицы имели загиб назад. Другим отличием, на которое указывают Э. Пари и Рёдинг, были вырезы в лонга-салингах в месте крепления к топу мачты — из-за того что марс больше свешивался назад, лонга-салинги также были больше протянуты к корме. По Пари, длина лонга-салингов составляла 86/1000 длины судна, длина краспиц — 47,3/1000 ширины судна, толщина салинга — 5/72 его длины.
Чтобы движение мачты не повредило салинг, для отвода вант от мачт нагелями по обеим сторонам мачты на лонга-салингах крепились штуки, изготавливаемые из ели — калвы. С внешней стороны они были закруглённой формы. Их длина выбиралась из соображения не мешать ни задней краспице, ни шлагтову спереди; по ширине они на 1,5″ или больше выдавались за салинг, высота калва равнялась его ширине. Прежде, чем ставить такелаж, калвы закрывали старой парусиной, сложенной в несколько слоёв и затем хорошо протированной.
На нижнем салинге находится марс. Главное предназначение марса — дать стень-вантам достаточно большой разнос для удержания стеньги. Для этого для путенс-вант стень-вант по внешнему краю марса были прорезаны четырёхугольные отверстия. Кроме того, марсы использовались при обслуживании и ремонте парусов, а во время боя были позицией для стрелков для чего задняя сторона марса имела релинги, которые вместе с боковыми вантами удерживали большое количество принайовленных гамаков, служащих для стрелков бруствером. В обычном состоянии релинг был обтянут сеткой с натянутой на ней парусиной.
Марс представляет собой платформу сперва круглой формы (которую он потерял уже к началу XVIII века) которая получила сзади спрямление с закруглёнными краями спереди оставаясь полукруглой. В 20-е годы начинается постепенное скругление передней части, из которой она становится элипсоидальной; к середине века задние углы ещё слегка скруглены, а по сторонам марса поставлены балки служащие подставками для фальконетов.
Стил приводит следующие размеры марса: ширина 1/3 длины стеньги, длина 3/4 ширины стеньги, ширина отверстия 2/5 ширины марса, длина отверстия 13/14 его ширины. Задняя сторона марса, считая от кормового края марса вперёд, находится в 1/5 длины марса.
Доски обшивки марса по обеим сторонам мачты укладывали в направлении диаметральной плоскости судна, а спереди и сзади — поперёк судна. В качестве материала использовались доски их вяза толщиной 3″. Продольные и поперечные доски в местах пересечения были утоньшены, так что общая толщина перекрытых частей тоже не превышала 3″. После того, как доски были тщательно уложены и закреплены нагелями, а передняя часть закруглена, на внешнюю сторону платформы нагелями крепили бортик, также изготовляемый из вяза, толщиной 1 1/8″, шириной 7…8″; он возвышался над краем обшивки на 4″.
По данным, приводимым Пари и Рёдингом, платформа французских марсов за мачтой шире, чем на английских, и что полукруг платформы впереди мачты на протяжении мачтовой дыры иногда спрямлён. Однако, на рисунке 64-пушечного судна «Le Proteceur» 1793-1974 годов можно увидеть, что и в это время применяли невыпрямленную спереди полукруглую часть марса.
Д. Левер утверждает, что торговые суда чаще имели полукруглый марс, покрытый дубовой решёткой — рустером, вместо сплошного покрытия использовавшегося на военных судах.
Топ нижней мачты заканчивали стень-эзельгофтом. На английских судах он представлял собой четырёгугольную штуку из вяза с двумя вертикальными отверстиями служивших для соединения мачты со стеньгой. Размеры были следующими:
Если эзельгофт изготавливали из двух штук дерева, то их врезали друг в друга и скрепляли при помощи шести болтов.
Отверстие для нижней мачты выполняли четырёгугольным, а для стеньги круглым. Отверстие для стеньги на 3/4″ превышало её диаметр для установки кожаной манжеты, служившей для улучшения скольжения стеньги в отверстии. Расстояние между краями отверстия равнялось 2/5 диаметра отверстия для стеньги плюс половина сужения топа. Для подвески блоков топенантов и стень-вынтрепа, с нижней стороны эзельгофта устанавливались четыре мощных обуха толщиной 1 3/4″.
Английский эзелтгофт имел форму кирпича, французский, голландский и немецкий сверху часто были четырёхугольными, сбоку же половине эзельгофта, сидевшая на топе мачты, была полукруглой вверх, а на стороне стеньги плоской. Расположение отверстий соответствовало английским, только четырёхугольное отверстие для топа мачты было не сквозным.
Пари приводит следующие размеры эзельгофтов: длина и ширина равны трём диаметром мачты, толщина толстой части — диаметру мачты, тонкой — половине наибольшей.
С обеих сторон от отверстия для стеньги при необходимости сверлили по сквозному отверстию; от них в продольном направлении через полукруглую часть эзельгофта вплоть до его нижней стороны шли канавки, кипы. Эти отверстия и кипы служили для проводки фала нижнего рея.
Эзельгофты стеньг брам- и бом-брам-эзельгофты таких отверстий не имели. Стил указывает, что на яхтах и подобных судах рядом с отверстием для мачты с двух сторон в эзельгофтах были шкив-гаты со шкивами, через которые и проходил фал нижнего рея.
В средние века в Нидерландах переходят к английскому типу постройки судов и английскому парусному вооружению, что значительно повлияло на судостроение в соседних странах — так, Рёдинг в своей работе 1789 года [6] говорит только об английском и французском типе эзельгофиа.
В последние десятилетия XVIII века европейский эзельгофт, кроме английского и французского, обычно не имел кипов и отверстий для фала, так как фал проводили через блоки на топе мачты.
На больших судах и особенно английских, под стень-эзельгофты перед стеньгой предпочитали ставить опору, которая уменьшала давление стеньги на свес эзельгофта. На английских судах с количеством пушек более 50, опоры ставили приблизительно вплоть до 1720 года.