Магазин магнит что случилось

ВТБ прощается с «Магнитом»: чего ждать розничным инвесторам, ретейлеру и банку

18 ноября поздно вечером ВТБ объявил о том, что продаст свою долю в розничном ретейлере «Магнит». 4,9% акций продаются на бирже через процедуру ускоренного формирования книги заявок, оставшиеся 12,4% покупает действующий акционер «Магнита» Marathon Group Александра Винокурова, бизнесмена и зятя министра иностранных дел Сергея Лаврова. В результате сделки после одобрения ФАС Marathon увеличит свою долю до 29,2% и станет крупнейшим акционером «Магнита». «Этого достаточно, чтобы управлять компанией, но это меньше 30%, после которых формируются обязательства выкупа акций у миноритариев», — объясняет гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Что сделка значит для розничных инвесторов, самого «Магнита» и ВТБ?

Что произошло за четыре года

В апреле 2020-го «Магнит» впервые за пять лет обогнал X5 Retail Group (сейчас — X5 Group), своего основного конкурента, по темпам квартальной выручки. В июле 2021 года «Магнит» купил одного из своих крупных конкурентов — сеть «Дикси». Сделка позволила ему увеличить присутствие в столице с 3,8% до 8,2%, а в Санкт-Петербурге — с 9,9% до 17,2%», говорит аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Егор Макеев.

«В 2017 году доля «Магнита» на рынке розничной торговли продовольственными товарами составляла 7,4%, а в первом полугодии 2021 года выросла до 8,9%. С учетом покупки «Дикси» по итогам второго полугодия 2021 года она приблизится к 11%», — считает Михаил Бурмистров. Выручка компании увеличилась с 1,14 трлн рублей по итогам 2017 года до 1,51 трлн рублей в 2020-м.

«Магнит» сейчас находится в своей лучшей форме с момента сделки по продаже пакета акций основателем Сергеем Галицким», — считает Егор Макеев.

Для розничных инвесторов

Аналитики Sova Capital написали, что исключили бумаги «Магнита» на Лондонской и Московской биржах из числа «топовых бумаг», поскольку ожидают, что в ближайшее время на бумаги будет «давить» сделка.

«Велес Капитал» и «Финам» поставили целевую цену для бумаг «Магнита» на пересмотр. Аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин даже написал, что немного удивлен временем, которое ВТБ выбрал для сделки. «Разворот в бизнесе сравнительно недавно начал приносить свои плоды, а покупка «Дикси» обеспечивает ретейлеру дополнительный потенциал роста, — говорится в его комментарии. — На наш взгляд, для инвесторов продажа акций со стороны ВТБ может стать неплохой точкой для входа. Наша рекомендация для акций «Магнита» остается «покупать».

Еще одна хорошая новость для инвесторов заключается в том, что у компании вырастет число обращающихся на бирже бумаг, — сейчас оно составляет 63%.

А это значит, что у «Магнита» есть шансы на увеличение веса в индексе MSCI Russia, сказал портфельный управляющий «Альфа-Капитала» Эдуард Харин. Это приведет к тому, что в акции «Магнита» будет больший приток средств фондов и других инвесторов. Сейчас доля «Магнита» в индексе из 25 компаний составляет 1,84%, самый большой вес у «Газпрома» — 18,23%.

В долгосрочном плане увеличение free float позитивно влияет на ликвидность, поэтому целевая цена для акций «Магнита» на горизонте 12 месяцев остается прежней — 7 000 рублей, сказал эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.

Что значит для ВТБ

ВТБ «не остался в накладе, а получил вполне солидную прибыль», говорит ведущий аналитик отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков. По расчетам аналитической команды Газпромбанка, с учетом выплаченных дивидендов общая доходность, полученная ВТБ за пакет «Магнита», составила порядка 60% за 3,5 года.

«ВТБ не скрывал, что он — финансовый инвестор, — говорит управляющий директор компании «Атон» Виктор Дима. — Поскольку ВТБ заработал на этой сделке, его выход кажется логичным. На рынке всегда было понимание того, что рано или поздно это произойдет. За три с половиной года компания существенно улучшила свою форму».

Аналитики Sova Capital пишут, что балансовую стоимость доли в «Магните» ВТБ в 2020 году оценивал в 69,8 млрд рублей, а сейчас она вероятнее выше. По их оценке, прибыль ВТБ от продажи пакета в Магните превысит 25 млрд рублей. Это позволит банку существенно превзойти свой прогноз по чистой прибыли в 2021 году, который сейчас составляет 300 млрд рублей. А это положительно скажется на цене акций банка в будущем, говорится в утренней аналитической записке Sova Capital. Дивидендная доходность по обыкновенным акциям ВТБ, по их оценкам, с учетом всего вышеизложенного, превысит 13%.

Аналитики «Атона» оценили потенциальную сумму чистой прибыли ВТБ от продажи доли в 20-25 млрд рублей, или 8% от общей чистой прибыли банка. «Мы прогнозируем чистую прибыль ВТБ за 2021 год на уровне около 350 млрд рублей. Данная сделка также положительно повлияет на дивиденды ВТБ — их размер может несколько увеличиться», — написали они.

Что это значит для «Магнита»

Goldman Sachs в записке отмечает, что сейчас ключевыми рисками для «Магнита» являются в том числе усиление конкуренции на рынке, возможная смена менеджмента, макроэкономические риски и ухудшение контроля за расходами. Но серьезных стратегических последствий от смены акционеров не будет, считает Панарин из «Ренессанс Капитала». Marathon Group заявила, что ее инвестиции в Магнит являются долгосрочными, кроме того, инвестгруппа намерена сохранить большинство в совете директоров, состоящее из независимых директоров, пояснил он. В бизнесе «Магнита» ничего кардинально не измениться: представители Marathon Group были в совете директоров давно, и их мнение учитывалось при разработке стратегии, считает аналитик Егор Макеев из Райффайзенбанка.

Для Marathon Group инвестиция является профильным активом (у нее в портфеле, к примеру, уже есть KFC и Fix Price), обращает внимание Андрей Кочетков. Поэтому, по его мнению, можно лишь ждать усиления работы менеджмента над эффективностью розничной сети.

«Мы полагаем, что акции «Магнита» будут оставаться под давлением некоторое время на фоне избыточного предложения и с учетом предложенного в ходе продажи дисконта к рыночной цене, — рассуждает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. — На наш взгляд, для инвесторов это будет отличная возможность купить хороший актив с потенциалом краткосрочного и долгосрочного роста по низкой цене». «Падение в несколько процентов — нормальная здоровая реакция рынка, — полагает Виктор Дима из «Атона». — Особенно учитывая, что акции выросли на 20% за последние несколько месяцев».

Источник

Ужасный конец. Почему миллиардер Галицкий решил оставить «Магнит»

«Пришло время что-то изменить в своей жизни. Это было хорошее время. Это было непростое решение. Я основал эту компанию. Но ничто не вечно. Толчком послужило то, что инвесторы не совсем так видят будущее, как основатель. Я не должен стоять поперек процесса, если инвесторы хотят изменений, они должны их получить», — заявил миллиардер. Казалось бы, Галицкий должен вздохнуть с облегчением: сделка с ВТБ освободит его от стресса, на который бизнесмен жаловался, выступая в «Сколково». Но особого счастья он не демонстрировал и на пресс-конференции с трудом сдерживал слезы.

В тот же день Галицкий был уже в Краснодаре. Попрощаться с ним в головной офис «Магнита» пришли сотни человек. «Рынок нас нечестно оценивает, у нас самая большая EBITDA, большая прибыль, — заявил миллиардер, обращаясь к теперь уже бывшим коллегам. — Мы очень достойная компания, и не может она состоять из одного человека. ВТБ предоставил шанс, благодарю их, что они помогли в этой сделке ребятам из Краснодара возглавить компанию. Никто не умер, жизнь продолжается. Я взрослый человек, такую психологическую нагрузку нести очень тяжело вести. Наверное, я должен уйти и должны прийти более амбициозные и молодые». После этого миллиардер сел в вертолет и покинул «Магнит». Forbes вспоминает, как он создавал свое детище.

Как все начиналось

Финансист по образованию, Галицкий еще в институте начал работать в одном из краснодарских банков, однако вскоре после окончания вуза уволился и в 1994 году вместе с партнерами основал «Трансазию». Компания закупала продукцию Procter & Gamble, Avon, Johnson & Johnson.

Как рассказывал сам бизнесмен газете «Коммерсантъ», компании не сразу удалось стать прибыльной. «Мы были не толстой свиньей, а худой, которая все время бегает и ищет в лесу яблоко», — говорил он. Тем не менее уже через год, в 1995 году, «Трансазия» стала эксклюзивным партнером-дистрибьютором Procter & Gamble в регионе.

Еще через некоторое время партнеры решили разделить бизнесы. В 1998 году Галицкий открыл первый магазин формата Cash & Carry в Краснодаре.

Отличительной особенностью «Магнита» стала работа на региональных рынках. Сам Галицкий признавался, что не хотел конкурировать с крупными западными ретейлерами. «Я спросил себя: а когда в Старонижнестеблевской будет Carrefour? — объяснял Галицкий. — Если учесть, что мне осталось жить в лучшем случае сорок лет, — никогда. Этот ответ меня удовлетворил».

«Сейчас они (X5, развивающийся преимущественно за счет сделок M&A. — Forbes) опять кого-нибудь купят, и мы опять будем вторые. У нас уже развился комплекс провинциальной неполноценности, потому что мы все время вторые», — говорил тогда бизнесмен в интервью Forbes.

В итоге так и произошло: 13 февраля 2017 года X5 обогнала по капитализации «Магнит» на Лондонской бирже. Правда, причиной тому стала не агрессивная политика X5, а проблемы самого краснодарского ретейлера.

Почему все так плохо

Проблемы у «Магнита» начались еще в 2016 году, когда ретейлер впервые сократил прибыль. Сам Галицкий объяснял это тем, что сеть активно инвестировала в обновление старых магазинов, открытие​ новых, запуск и увеличение собственных производств, например инвестиции в грибную ферму в Краснодаре.

Что подкосило «Магнит»? Парадоксально, но компания, из года в год входившая в рейтинг самых инновационных компаний по версии Forbes, перестала отвечать на вызовы времени. Галицкому удалось выстроить эффективную логистику внутри компании и построить крупнейшую федеральную сеть из магазинов. В 2000-е этот подход привел «Магнит» к успеху, теперь же оказалось, что штамповать магазины, напоминающие, по словам одного из конкурентов, жестяные сараи, уже недостаточно.

«Многие из магазинов «Магнита», которые открывались в последнее время, напоминали магазины из 1990-х. Между тем потребитель сильно поменялся, и поменялись представления о том, как должен выглядеть ретейл», — говорит старший аналитик по потребительскому сектору компании «Атон» Виктор Дима. Он отмечает, что конкуренты уловили этот тренд: тот же X5 улучшил внешний вид и ассортимент продукции, пройдя эту трансформацию.

По словам эксперта, после очень длинной фазы роста «Магнит» столкнулся с тем, что у него старая база магазинов, которые требуют обновления. «Компания была очень сфокусирована на росте и на рыночной доле, что было правильной стратегией, но при этом конкуренты очень эффективно сфокусировались на улучшении внешнего вида магазинов, на улучшении наполняемости магазинов и управляемости. Это просто конкурентная борьба. И сектор ретейла более конкурентен, что многие другие сектора в России», — заключает Дима.

«Средний чек падает, выручка тоже падает, и гэп, который возник с «Пятерочкой» из-за того, что они позже начали заниматься обновлением магазином, очень сильно начал давить на их финансовые показатели», — описывает проблемы «Магнита» старший портфельный управляющий УК «КапиталЪ» Вадим Бит-Аврагим.

Свою роль сыграли и сыграли макроэкономические факторы — сочетание замедления инфляции и падение доходов населения. «Магнит» работает в основном в регионах, где реальные доходы продолжают снижаться», — напоминает Бит-Аврагим.

Управляющий активами Da Vinci Capital Святослав Арсенов напоминает, что в начале 2016 года пост руководителя «Тандера» покинул миноритарий компании Владимир Гордейчук, работавший с Галицким с самого ее основания. В компании он занимался операционными вопросами, такими как ассортимент, логистика, которые нужно контролировать на ежедневном уровне, и его отставка негативно сказалась на происходящем в ретейлере, считает аналитик.

Именно проблемы с менеджментом стали фактором, который со временем привел к плохим результатам. «Управление, менеджмент, формирование ассортимента — все это влияет на маржинальность бизнеса, на какие-то совсем небольшие цифры, которые при общем огромном обороте оказываются в результате существенными», — резюмирует Арсенов.

Дорогу молодым

«Я думаю, что продажа его доли и есть следствие того, что он осознал себя как неэффективного менеджера. Он понял, что не может справиться с конкуренцией, которая в этом сегменте только растет, поэтому рассчитал свои силы и решил выйти в кеш», — полагает управляющий активами S R Solutions Роман Андреев.

«Я думаю, что у него была идея кому-то продать свой пакет, но возможности такой не было. Я думаю, что человек «перезрел» для этого бизнеса и решил, что ему нужно отдохнуть, и «Магнит» будет развиваться кем-то другим», — считает Бит-Аврагим.

Источник

Государство отступает: ВТБ продал долю в «Магните» офшору

Группа ВТБ продаёт принадлежащие ей акции торговой сети «Магнит» многопрофильной инвестиционной компании Александра Винокурова Marathon Group. Банк Андрея Костина, как известно, хоть и является коммерческим, но бó‎льшая часть акций (60,9%) принадлежат государству. Уход банка с государственным участием из капитала крупнейшего ретейлера означает лишь одно – влияние государства будет уменьшено. И это на фоне рекордных финансовых результатов, которые показывает розничная торговля. Ситуация усугубляется и тем, что фирма господина Винокурова регулярно выводит денежные средства в зарубежные офшоры.

На отечественном рынке ретейла произошло очень важное событие – группа ВТБ приняла решение выйти из капитала торговой сети «Магнит». Банк Андрея Костина намеревается продать 17,28% принадлежащих ему акций. Из них 12,88% отойдут компании Marathon Group, принадлежащей предпринимателю Александру Винокурову. Консультантом в рамках данной сделки будет «ВТБ Капитал». Стоимость одной акции «Магнита» на фондовом рынке сейчас – 5950 рублей. За прошедший месяц акции ретейлерской сети потеряли 6,49%.

В капитал «Магнита» ВТБ вошёл в феврале 2018 года, когда группа приобрела 29,1% акций у основателя сети Сергея Галицкого за 138 миллиардов рублей. После этого Сергей Николаевич покинул пост генерального директора, а банк Андрея Костина продал многопрофильной инвестиционной компании Marathon Group 11,82% ценных бумаг ПАО «Магнит».

Несбывшаяся надежда государственников

Тогда многие поверили, что государство решилось, наконец, на установление контроля над ретейлом, ведь ВТБ, напомним, коммерческий банк с госучастием (государству принадлежит 60,9% обычных акций, остальные находятся в свободном обращении). Во многом поэтому данная структура не имеет пагубной привычки выводить заработанные средства в заграничные офшоры. Фирма Александра Винокурова, увы, напротив, старается вывести как можно больше за рубеж.

Ранее телеканал Царьград уже писал про то, как ретейлерские сети провоцируют рост цен на социально значимые продовольственные товары. Откровенная спекуляция розничных сетей – реальный взрывоопасный фактор, который может подорвать социально-политическую стабильность в стране (вспомним, что февральский переворот 1917 года начался отнюдь не с лозунга «Долой самодержавие!», а с надписей «Хлеба!» на красных транспарантах).

Сказать, что этого не понимают на Краснопресненской набережной, нельзя. В мае текущего года председатель правительства России Михаил Мишустин выступил с довольно жёсткими обвинениями в адрес розницы и даже пригрозил особо ненасытным крупным предпринимателям решительными мерами.

Важно сказать ещё об одной причине, почему растут цены. Это жадность отдельных производителей и торговых сетей. И здесь хочу напомнить: у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах,

Ретейлеры – настоящие жирные коты. Их прибыли растут, несмотря ни на какие кризисы. Согласно прогнозам аналитиков, прибыль «Магнита» за 2021 год составит 50,26 миллиарда рублей (+52,3% по сравнению с пандемийным 2020-м). Такие же позитивные для себя цифры демонстрируют X5 Retail Group (+116%) и «Лента» (+3,9%).

Что с того?

В этой связи возникает закономерный вопрос: почему государство на фоне рекордных прибылей розничной торговли не усиливает свои позиции в данной сфере, а трубит отступление? Продать долю в «Магните» Marathon Group – значит, не только ослабить позиции государства, но и санкционировать вывод ещё больших сумм за пределы нашего Отечества. Следует уяснить одну простую мысль: ретейл, так же как транспорт, система здравоохранения или топливно-энергетический комплекс, это инфраструктура, а никак не способ выкачивания денежных средств из населения, которое и так едва держится в нынешней не самой благоприятной экономической конъюнктуре. И эту инфраструктуру нужно держать под контролем, а не отдавать её на откуп частникам.

Источник

ВТБ продаст купленные у Галицкого акции «Магнита»

Магазин магнит что случилось. Смотреть фото Магазин магнит что случилось. Смотреть картинку Магазин магнит что случилось. Картинка про Магазин магнит что случилось. Фото Магазин магнит что случилось

ВТБ планирует выйти из состава акционеров розничной сети «Магнит» (MGNT), говорится в сообщении ретейлера. Сейчас банку принадлежат 17,3% акций компании, которые будут проданы по следующей схеме.

Как отметил Юрий Соловьев, первый заместитель президента — председателя правления банка ВТБ (его слова приводятся в сообщении банка), с тех пор как группа ВТБ стала акционером «Магнита» в 2018 году, «была сформирована профессиональная управленческая команда, которая проводит постоянную работу по улучшению финансовых и операционных показателей»: «Завершая свой инвестиционный цикл в качестве финансового инвестора, ВТБ приветствует решение крупнейшего частного акционера «Магнита» об участии в сделке».

Исходя из средневзвешенной цены «Магнита» на Московской бирже на 18 ноября, выкупаемый Marathon Group пакет стоит около 84 млрд руб.

Что было с «Магнитом» за последние четыре года

Акционером «Магнита» банк стал в начале 2018-го: тогда Сергей Галицкий, основатель и крупнейший акционер розничной компании, продал ВТБ 29,1% акций компании. Сумма сделки составила около 138 млрд руб., или примерно 4661 руб. за бумагу. Спустя несколько месяцев, в мае, группа продала 11,82% акций из своего пакета Marathon Group (сумма сделки не раскрывалась, но исходя из капитализации на 23 мая могла составить 62,5 млрд руб.). Затем в течение нескольких лет Marathon Group постепенно увеличивала свой пакет, и сейчас он составляет примерно 16,8%.

Сразу после сделки с банком и инвестиционной группой в «Магните» начались изменения — кадровые и на уровне стратегии. Весной 2018-го в компанию перешла Ольга Наумова, до этого долгое время руководившая сетью «Пятерочка». Специально под нового топ-менеджера была создана должность исполнительного директора, затем она стала гендиректором компании. В сентябре 2018-го Наумова представила инвесторам новую стратегию: ее суть была обозначена так — «Магнит» должен «стать выбором для каждой российской семьи, отвечая всем потребностям и желаниям покупателей в любой локации». В цифрах это означало рост доли «Магнита» на продуктовом рынке с 9 до 15% к 2023 году. Уже к концу третьего квартала 2018-го «Магнит» отчитался о росте чистой прибыли впервые за восемь финансовых кварталов. В четвертом квартале того же года впервые за двухлетний период произошел рост сопоставимых продаж. Но в июне 2019-го Наумова приняла решение покинуть свой пост из-за разногласий с советом директоров по поводу стратегии развития компании. Ее место занял президент ретейлера Ян Дюннинг.

Кроме органического роста значительно сократить разрыв с X5 по размеру бизнеса «Магниту» удалось в 2021 году за счет приобретения сети «Дикси»: ретейлер договорился купить 2612 магазинов «Дикси», а также 39 торговых точек под брендом «Мегамарт» (сумма сделки составила 87,6 млрд руб.). По итогам девяти месяцев 2021-го выручка «Магнита» составила 1,311 трлн руб. (+14,4% к аналогичному периоду прошлого года), EBITDA — 92,97 млрд руб. (+15% год к году). Выручка X5 за аналогичный период — 1,597 трлн руб. (+10,2%), EBITDA — 123,7 млрд руб. (+8,5%). На конец 2020 года X5 Retail Group занимала долю в 12,8% рынка с выручкой 1,973 трлн руб., в то же время у «Магнита» доля составила 10,9%, следовало из отчетности компаний.

Зачем Marathon Group увеличила пакет

Комментируя в 2018 году приобретение акций «Магнита», Александр Винокуров, сооснователь Marathon Group, заявлял в интервью РБК, что «Магнит» — «недооцененный актив»: «Мы верим, что при определенных усилиях со стороны менеджмента и акционеров сети удастся вернуть ее справедливую стоимость и первое место среди российских ретейлеров».

«Эта позиция, как мы видим, нашла подтверждение в жизни», — заявил РБК Александр Винокуров в четверг, 18 ноября. Он объясняет решение существенно увеличить долю в «Магните» высокими темпами роста по всем ключевым показателям, успешными сделками M&A, улучшением операционной эффективности: «Последние несколько лет мы в качестве одного из основных акционеров активно поддерживали компанию в формировании и реализации ее стратегии». По его словам, у группы нет намерения менять «направление движения компании».

Чем известна Marathon Group

Инвестиционная группа была основана Александром Винокуровым и Сергеем Захаровым, выходцами из А1, в 2017 году. Основные направления проектов были выбраны преимущественно в четырех сферах: фармацевтика, FMCG и ретейл, транспортная инфраструктура и сельское хозяйство. Группа владеет франчайзи сети кафе KFC (ее партнеры в проекте — ВТБ и группа инвесторов, в том числе арабский фонд Al Nahdha Investment), зерновой «Деметра Холдинг» (ВТБ и структуры Таймураза Боллоева), производителем антисептиков «Бентус Лаборатории», компанией IQSport (занимается спортивным сопровождением и консалтингом в пяти циклических видах спорта) и профессиональной велокомандой Marathon-Tula Cycling Team.

Что про сделку думают инвесторы

Сразу после объявления о сделке, акции «Магнита» стоимость бумаг начала снижаться — на конец торгового дня на Московской бирже они стоили 6 тыс руб. (-5,8% за день). Аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов считает, что на ретейлере сделка ВТБ по продаже акций значительно не отразится, банк хорошо заработал на компании — с учетом выплаченных дивидендов общая доходность инвестиций в акции «Магнита» составила для ВТБ около 60%, подсчитал он. Marathon Group же сможет увеличить собственную инвестицию. «Но я ожидал, что банк будет держать бумаги еще 2-3 года, потому что в результате действий новой команды менеджеров компания продолжает показывать операционные улучшения: растет плотность продаж и повышается операционная рентабельность. В результате у «Магнита» сейчас самый высокий темп роста выручки среди крупнейших ретейлеров и не только за счет приобретения «Дикси», но и за счет роста сопоставимых продаж и активного расширения сети», — объясняет Ибрагимов. Оставаясь в капитале «Магнита», банк смог бы также увидеть синергию от сделки с «Дикси», добавляет он.

Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко считает позитивной сделку по продаже ВТБ акций «Магнита». «Для ВТБ все, что связано с небанковской деятельностью — не ключевой актив и не нужно для бизнеса. В случае «Магнита» у него есть небольшое операционное взаимодействие благодаря которому «Магнит» приводит банку клиентов, но оно могло бы существовать и без владения долей в капитале ретейлера. В целом, это не дело банков владеть промышленными компаниями. Хотя путь владения «Магнитом» ВТБ и Marathon Group был не без «американских горок», даже с поправкой на ситуацию с «СИА Интернейшнл» (фармдистрибутор принадлежал Marathon Group и был продан самому «Магниту», что вызывало негодование миноритариев — РБК) это была хорошая работа. За прошлый год «Магнит» выплатил рекордные дивиденды за свою историю, а с полной консолидацией «Дикси» Магнит обойдет X5 Group по чистой прибыли в 2022 году», — считает Кривошапко.

Источник

Тотальное размагничивание: почему Сергей Галицкий продал «Магнит»

16 февраля 2018 года у главного офиса «Магнита» в Краснодаре разыгралась небольшая драма — сотни сотрудников компании стихийно высыпали на улицу, чтобы попрощаться с ее отцом-основателем. За несколько часов до этого на инвестиционном форуме в Сочи Сергей Галицкий объявил, что продал почти весь свой пакет акций «Магнита» банку ВТБ. Стоя перед своими, теперь уже бывшими, сотрудниками, он как мог пытался их успокоить: «Никто не умер. Жизнь продолжается. Просто я уже взрослый человек — такую психологическую нагрузку нести очень тяжело… Изо дня в день, изо дня в день». Сотрудники с сожалением и благодарностью скандировали: «Спа-си-бо! Спа-си-бо!» Галицкий, открывший первый магазин в 1998 году, в 2018 году предоставил работу для 270 000 человек, его сеть по всей стране выросла почти до 17 000 магазинов. Продав ВТБ 29,1% акций «Магнита», его основатель получил 138 млрд рублей, себе он оставил миноритарный пакет, 2,7% акций, в декабре 2018-го он стоил около 10 млрд рублей. Сергей Галицкий мог бы получить намного больше, если бы, как выяснил Forbes, годом ранее сумел договориться о продаже бизнеса с другим миллиардером, владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым.

Без штурмана и капитана

Три года, в 2013–2016 годах, созданный с нуля провинциальный «Магнит» был лидером рынка по выручке, семь лет, в 2010–2018 годах, — по капитализации. Он стал легендой российского ретейла. Однако в последние два года от компании приходило все больше негативных новостей.

Одиннадцатого января 2016 года должность генерального директора АО «Тандер», операционной компании «Магнита», покинул Владимир Гордейчук, давний партнер Сергея Галицкого. Гордейчук начал работать на Галицкого в 1996 году, когда тот еще торговал продукцией Procter & Gamble, бывший штурман дальнего плавания пришел в компанию простым водителем и вырос до генерального директора и совладельца «Магнита» (ему принадлежало более 2% компании).

«Магнит» создали два человека — Галицкий и Гордейчук, — говорит один из бывших топ-менеджеров компании. — Первый стоял над схваткой и давал толчки к изменениям, а второй был машиной, которая приводила в движение весь механизм». Хорошо знакомый с Галицким финансист утверждает, что Гордейчук многие годы был неформальным CEO «Магнита». Почему он ушел? Собеседники Forbes считают, что между давними партнерами пропал личный контакт. «Гордейчук перестал находить поддержку у Галицкого», — говорит бывший топ-менеджер. Галицкий отказался от комментариев для этой статьи.

В 2014 году оборот и чистая прибыль «Магнита» все еще оставались выше, чем у X5 (764 млрд рублей против 634 млрд и 48 млрд рублей против 13 млрд соответственно), но стало ясно, что основной конкурент наступает на пятки. Однако именно в этот момент Галицкий решил, что может передохнуть. В 2015 году он сказал, что «команда спокойно может развивать этот бизнес» без него и Гордейчука. «Сергей был лицом компании, когда речь шла об инвесторах, но его время нахождения в офисе с каждым годом стремительно сокращалось», — рассказывает его знакомый. Все больше внимания Галицкий стал уделять своему футбольному клубу «Краснодар».

После ухода Гордейчука Галицкий назначил генеральным директором «Тандера» заместителя по продажам Александра Барсукова, но он проработал в должности меньше года. Затем началось коллективное руководство. По сути, компанией управляли три менеджера: финансовый директор Хачатур Помбухчан, заместитель генерального директора по логистике и персоналу «Тандера» Илья Саттаров и брат Галицкого, заместитель генерального директора «Тандера» по развитию Андрей Арутюнян. Троевластие только ухудшило обстановку в компании, бизнес не развивался. «Помбухчан и Саттаров принимали странные решения, — говорит знакомый с ситуацией в «Магните» финансист, — и пытались доказать друг другу, кто круче». Бесхозной, например, оказалась система централизованного автозаказа товаров, которая дает руководству возможность оперативно видеть управленческую отчетность, улучшать доступность товаров и ускорять оборачиваемость запасов. Эти возможности были переведены на уровень ниже — в маркетинг.

В 2016 году в компании снизились такие важные показатели, как средний чек и валовая маржа. В «Магните» объясняли это «слабой макроэкономической ситуацией», а также «переходом покупателей на менее дорогие товары». А X5 тем временем продолжала набирать темп и в 2016 году продемонстрировала самый высокий с 2011 года рост выручки, вплотную приблизившись по этому показателю к лидеру. Выручка X5 по итогам года составила 1,026 трлн рублей, «Магнита» — 1,075 трлн рублей. «Галицкий упустил руководство, ушел на какое-то время, а получившие в управление компанию менеджеры были замкнуты на себя», — считает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. В 2017 году Ибрагимов на одном из дней инвестора подходил к топ-менеджеру «Магнита» с вопросом, почему не используется опыт X5, которая децентрализовала многие операции и тем самым сделала открытие новых точек более эффективным. «Он ответил, что X5 для них не пример», — вспоминает аналитик.

Нервное напряжение

В I квартале 2017 года X5 обошла «Магнит» по выручке, и, как вспоминает бывший топ-менеджер компании, весной Галицкий вернулся к управлению: «Футбол и все остальное отошло на второй план, он проводил на работе все субботы и воскресенья». Однако рыночная ситуация изменилась. «Если раньше мы были безусловным лидером отрасли и бежали впереди всех, то теперь стали догоняющими», — вспоминает собеседник Forbes.

Сергей Галицкий понимал, что вряд ли сможет справиться с ситуацией в одиночку. Еще весной 2017 года он начал переговоры о продаже «Магнита» с владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым. В «Северстали» подтвердили Forbes факт этих переговоров. У Мордашова был давний интерес к ретейлу, его структуры владеют онлайн-гипермаркетом «Утконос» с выручкой больше 8 млрд рублей. Слияние онлайн-торговли с розничной сетью «Магнита» теоретически могло бы произвести синергетический эффект. Однако переговоры «не были завершены, потому что запрошенная цена оказалась слишком высока», объясняет знакомый Мордашова. Галицкий боялся продешевить, но в итоге продал свой пакет в два раза дешевле, чем мог бы. В конце мая 2017 года акция «Магнита» стоила 9127 рублей, во время совершения сделки с ВТБ в 2018 году — 4473 рубля.

К концу 2017 года Галицкий был готов и на привлечение управленцев со стороны, он начал переговоры с генеральным директором «Пятерочки» Ольгой Наумовой и с главным исполнительным директором торговой сети «Лента» Яном Дюннингом. Наумова успешно провела реорганизацию главного конкурента «Магнита», у Дюннинга был большой опыт развития гипермаркетов. Переход Наумовой в «Магнит» состоялся только летом 2018 года, уже при новом собственнике.

«В январе 2018 года Галицкий попросил ВТБ найти ему покупателя, а в банке подумали и решили купить «Магнит» сами», — рассказывает знакомый основателя «Магнита». Сделку провели очень быстро, подтверждает бывший топ-менеджер компании. По его словам, Галицкий «болезненно воспринимал неудачи и винил во всем себя; на продажу он решился в стадии высокого нервного напряжения».

Большую часть из вырученных за свой пакет денег он вложил в инвестиционный фонд под управлением созданной в июне 2018 года компании «СН Капитал». «Фонд — это альтернатива депозиту: все деньги от «Магнита» пойдут на социальные, благотворительные проекты, — рассказывает знакомый с Галицким финансист. — Он хочет превратить Краснодар в город европейского уровня». Бывший топ-менеджер «Магнита» говорит, что основатель сети все еще приходит в себя после стресса и ищет душевное равновесие: «Галицкий пока просто отдыхает».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *