Магазин пятерочка что происходит

Почему в Пятерочках так много пустых полок. Что случилось на складах сети.

Магазин пятерочка что происходит. Смотреть фото Магазин пятерочка что происходит. Смотреть картинку Магазин пятерочка что происходит. Картинка про Магазин пятерочка что происходит. Фото Магазин пятерочка что происходит

Поискал в интернете и нашел официальный ответ компании. В Х 5 утверждает, что пустые полки связана с повышенным спросом на товар и временными проблемами с логистикой. На самом деле, это правда только на 50%.

Если взглянуть на планы продаж и динамику их выполнения, то никакого взрывного спроса сейчас нет, а вот проблемы с логистикой — есть, причем эти проблемы пришли вообще откуда никто не ждал. Уверен, что руководство Пятерочки не могло спрогнозировать такое любопытное развитие событий. Логистика хромает

Обычно проблемы с логистикой в Пятёрочке всегда были связаны с водителями грузовиков. Эти ребята регулярно устраивали всякие забастовки и высказывали недовольство по поводу низких зарплат и повышенных нагрузок, но на этот раз они вообще не при делах.

Для тех, кто совершенно не разбирается, буквально в двух словах, как в Пятёрочке товары попадают на полку магазина. Есть прямые поставки, это когда поставщик сам привозит продукцию прямо в магазин. Например, так доставляют хлеб, колу или молочку.

Магазин пятерочка что происходит. Смотреть фото Магазин пятерочка что происходит. Смотреть картинку Магазин пятерочка что происходит. Картинка про Магазин пятерочка что происходит. Фото Магазин пятерочка что происходит

А есть доставка с распределительных центров. Это порядка 80-90% всех отгрузок. В таком варианте поставщики привозят свой товар на склад Пятерочки, там его комплектуют на паллеты и транспортом сети развозят по точкам.

Почему пустеют полки

Сейчас компания неожиданно начала испытывать жесткий дефицит грузчиков и комплектовщиков на своих складах. Товар завались, но собирать его просто некому. А случилась такая ситуация из-за двух причин:1. Ребята комплектовщики работают сменами и стоит хоть одному человеку заболеть, как на две недели приходится снимать всю смену. А это означает, что все сроки будут 100% сорваны, потому что сейчас просто невозможно найти подмену или какую-то мобильную бригаду. А в этом виновата уже вторая причина.

2. Дело в том, что сейчас с Пятерочки очень жестко спрашивают за прививки. Добровольно-принудительно должны быть привиты 60% сотрудников. Первоначальный срок стоял до 15 июля. Именно в этих числах и началась история с пустыми полками. Люди в распределительных центрах отказываются делать укол и предпочитают увольняться. Не буду сейчас о причинах такого отношения к прививке, но вот такой факт. Люди уходят, а собирать паллеты некому.

Когда всё будет как прежде

Есть мощное ощущение, что проблему не удастся решить в ближайшее время, так как магазины начали получать вот такие письма:

Магазин пятерочка что происходит. Смотреть фото Магазин пятерочка что происходит. Смотреть картинку Магазин пятерочка что происходит. Картинка про Магазин пятерочка что происходит. Фото Магазин пятерочка что происходит

Честно говоря, даже не помню, когда в последний раз в Пятерочке единовременно всем магазинам уменьшали план из-за каких-то неполадок.

Видимо, там все намного серьёзнее, чем в этих пространных официальных ответах о неожиданно высоком спросе (ага, в летний сезон) и незначительных проблемах с логистикой.

Источник

Пустые полки в «Пятёрочке» и протест ретейлеров против новых поборов

Последние несколько дней на полках сети магазинов «Пятёрочка» наблюдается явная нехватка товаров. Представители бренда уже выпустили в СМИ официальное объяснение.

20 июля крупнейшие торговые сети и онлайн-ретейлеры, в том числе «Магнит», X5 Group (владеет брендом «Пятёрочка»), Wildberries и Ozon, предупредили правительство о «пустых полках» в магазинах из-за нового закона об ответственности производителей за утилизацию товаров и упаковки. По их словам, инициатива властей приведёт к разрушению сложившейся системы товарооборота в стране и «обнулению выбора в ассортименте».

Правительство хочет запретить продажу товаров, которые не попадут в специальный реестр системы учёта отходов. Речь идёт о Единой государственной информационной системе учёта отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ). Через этот реестр власти намерены контролировать уплату экосбора производителями за последующую утилизацию. Минприроды подготовило соответствующий законопроект в рамках реформы расширенной ответственности производителей (РОП).

Чтобы заставить компании платить экосбор, власти придумали принцип: «нет в реестре – нет на рынке». По словам гендиректора «Российского экологического оператора» Дениса Буцаева, никаких других способов обеспечить исполнение требований властей не существует. Он также заверил, что «никакого роста пустых полок нет» – компании должны лишь внести в систему информацию о выпущенных товарах и упаковках.

«Это международная практика», – говорит Буцаев.

Компании розничной сети («Магнит», «Лента», X5 Group) и компании интернет-торговли (Ozon, Wildberries и «Утконос») написали письмо главе Минприроды, в котором предупредили о последствиях принятия данного закона об утилизации упаковки. Об этом сообщает РБК.

Ретейлеры пишут, что применение такого запрета «с большой долей вероятности может привести к пустым полкам», а также к «обнулению выбора в ассортименте интернет-магазинов». Действия властей приведут к разрушению сложившейся системы товарооборота в стране. Есть риски «блокировки легальных каналов сбыта огромного числа наименований товаров». В этом случае производители уйдут в серую зону – на рынки, развалы и ярмарки.

Пустые полки в «Пятёрочке»

Начиная со среды, 21 июля, в соцсетях распространяются видео и фото, на которых покупатели российской сети «Пятёрочка» демонстрируют пустые полки магазинов.

Одним из самых виральных (2,5 миллиона просмотров) стало видео тикток-блогера с ником fil0804. В московском магазине мужчина снял на камеру пустые коробки из-под овощей, холодильники с замороженными мясными продуктами и полки с яйцами, которые смогли «порадовать» клиентов парой упаковок, а также практически пустые полки с напитками (в особенности с водой). По словам тиктокера, подобная ситуация сложилась из-за забастовки поставщиков, отказывающихся делать прививки от COVID-19.

Пресс-служба X5 Retail Group, которой принадлежит «Пятёрочка», объяснила случившееся приходом аномальной жары.

«Из-за жаркой погоды спрос на напитки и некоторые другие продукты резко вырос. Мы оперативно увеличиваем наши логистические мощности, чтобы обеспечить их доступность на полке», — говорится в сообщении пресс-службы X5 Retail Group.

Как видно, ретейлер не связывает пустые полки в своих магазинах с введением закона об ответственности производителей за утилизацию товаров и упаковки. Тем более что накануне Минприроды, призвало ретейлеров «не пугать россиян пустыми полками», напомнив, что ответственность производителей за утилизацию товаров и упаковки действует уже более четырёх лет.

«Заявления о якобы рисках похожи на манипуляции, связанные с внедрением реального контроля за соблюдением действующего законодательства», — считает Минприроды.

По данным Росприроднадзора, система расширенной ответственности производителей (РОП) работает с 2020 года, но в ней зарегистрировано всего 20 тыс. компаний из 4 млн. С бизнеса за год собрали 4 млрд руб. Чиновники решили усилить нажим – к 2022 году в стране должна быть введена 100%-ная утилизация упаковки, а экосбор вырастет с 10 до 45% от стоимости товара. Цель властей – собирать 136 млрд руб. в год. Естественно, это приведёт к росту цен на все товары для конечных потребителей.

Источник

Почему Пятёрочкам и Магнитам не долго осталось и что будет после них?

Магазин пятерочка что происходит. Смотреть фото Магазин пятерочка что происходит. Смотреть картинку Магазин пятерочка что происходит. Картинка про Магазин пятерочка что происходит. Фото Магазин пятерочка что происходит

Уже в ближайшие годы они могут потерять свои доминирующие позиции на рынке, а виной тому станут стремительные перемены в ритейле (которые уже во всю идут). Как в свое время Нокия и Блекебери, которые просто не успели перестроиться под рынок и разорились. Хотя за пару лет до краха никто о таком и подумать не мог.

Неповоротливость гигантских торговых сетей может закончиться стремительной потерей трафика и доходов. Например, только что Лента отчиталась о снижении своей чистой прибыли на сумасшедшие 43% за первое полугодие 2021 г.

Все это приведет не только к тому, что вы останетесь без вашего любимого магазина у дома, но и к тому, что много людей потеряют работу, если не смогут вовремя освоить новые навыки и перестроиться.

25 июля был день работников торговли. Знаете сколько человек у нас в стране работает в этой сфере? 13 млн человек. 13 млн человек связаны с торговлей и ближайшее время многие из них могут оказаться на бирже труда.

Знаком с женщиной, которая более 20 лет работает продавцом в одном и том же магазине. Не представляю, какой у нее будет стресс, когда он закроется. Причем не «если», а именно «когда». Сейчас объясню к чему это все идет.

Лет 20 назад было тотальная доминирование нецивилизованной торговли, но пришли сети и просто уничтожили все эти рыночки и лавки с вывеской «продукты 24».

Сети галопом пронеслись захватили всю страну. 80% населения России сегодня может дойти из дома до магазина менее, чем за 10 минут. Казалось бы, какие события могут остановить этих монстров? Достаточно двух вещей:

обнищание населения
деформация самой структуры рынка розницы

Малообеспеченные люди ищут альтернативы магазинов у дома, потому что они стали не по карману. «Светофор», «Доброцен», «Хлеб-Соль» сейчас не просто захватывают новые территории, но и являются фаворитами у многих покупателей.

Да, в Пятерочке новое оборудование, яркий свет, широкий ассортимент, но все это проигрывает цене. Людям в России с каждым годом все сильнее плевать на какие-то доп ценности, если где-то можно взять этот товар дешевле.

Крупные ребята тоже хотят участвовать в этом празднике жизни и срочно открывают свои «Чижики», магазины «Моя цена» и «365 дней». К сожалению, опыт подсказывает, что у них вряд ли получится создать что-то конкурентоспособное.

В свое время позавидовав оборотам «КрасноБелого», Пятерочка открыла 45 магазинов «Пятьница», а Магнит магазины «Магнит вечерний». Несмотря на колоссальные возможности федералов, оба этих пилота провалились. Так что есть сомнения в успехе крупных игроков на поле харддискаунтеров.

ОК. Бедные уйдут в «Светофоры», но останутся люди среднего и высокого достатка. Они же продолжат ходить в магазины у дома? Нет. Причиной этому послужат изменения структуры рынка ритейла, которые видны уже сейчас.

Например, заказывать пиццу и безделушки с алиэкспресс мы научились давно, а вот продукты с доставкой многие попробовали купить только год назад. И в этом сегменте сейчас есть только один «затык» – это логистика, но эту неприятность уже активно устраняют.

Представим себе, что через какое-то время дарксторов и курьеров будет столько, что ваши продукты будут привозить за 30 минут (как ту же пиццу) и не брать за доставку денег. Больше никаких очередей, никаких неправильных ценников, никаких бесконечных поисков товара по залу.

Уверен, что следующие поколение даже будет удивляться тому, что мы когда-то ходили в магазины своими ногами, а не просто делали заказ за 2 минуты из приложения. На самом деле многие люди уже сейчас живут именно так.

Мой товарищ, несколько лет живущий в Китае, заказывает продукты строго через доставку. Заказал воду – 25 минут и ее привезли. Рассчитался с курьером при помощи WeChat (такой аналог WhatsApp) и все. Не надо держать забитый холодильник. Все покупается исключительно свежим по мере необходимости.

Если же посмотреть дальше, то доставка не просто уничтожит «магазины у дома», но вообще поменяет нашу модель покупок. Например, представьте, что у вас в подъезде стоит специальный постамат, который может принимать и хранить продукты. Вы по пути домой с работы сравниваете цены у разных продавцов и заказываете самые привлекательные варианты. Причем этом могут быть даже прямые предложения от производителей, без посредников.

Это не какая-то фантазия из рассказа Азимова, а будущее, которое нас ждет буквально через 3-4 года. Бедное население уйдет в «нищемаркеты», а у кого останутся деньги будут пользоваться доставкой. В такой парадигме не останется места для привычных нам сейчас магазинов у дома. Зачем они будут нужны?

Источник

Сергей Гончаров: «Мы стремимся, чтобы «Пятёрочка» стала центром местного сообщества, а не просто магазином»

После того как в 2019 г. «Пятёрочка» представила обновленную концепцию своих магазинов, ситуация в мировой и российской экономике принципиальным образом изменилась. Удалось ли в этих условиях реализовать задуманное? Какие результаты показал новый концепт и какие перспективы его дальнейшего развития? На эти и другие вопросы генеральный директор торговой сети «Пятёрочка» Сергей Гончаров ответил в пресс-центре Retail.ru на конференции X5 Dialog 2021.

Магазин пятерочка что происходит. Смотреть фото Магазин пятерочка что происходит. Смотреть картинку Магазин пятерочка что происходит. Картинка про Магазин пятерочка что происходит. Фото Магазин пятерочка что происходит

– «Пятёрочка» продолжает обновляться. Как вы могли бы оценить промежуточные результаты?

– За текущий год была проделана колоссальная работа по развитию нового концепта «Пятёрочки». Старые магазины проходили масштабную реконструкцию в соответствии с требованиями нового концепта. В целом уже можно говорить, что все запланированное мы сумели реализовать. Сегодня уже более 4 тыс. магазинов «Пятёрочка» работают в новом концепте, а это более 20% от общего количества.

NPS нового концепта в 1,5 раза выше, сопоставимые продажи также выше на 8%, и в целом мы видим, что удовлетворенность наших гостей от посещения магазинов обновленного формата находится на очень высоком уровне, а это значит, что мы развиваемся в правильном направлении.

– Сегодня одним из ключевых конкурентных преимуществ является лояльность покупателя. Что помогает сохранять и повышать уровень доверия к сети?

– Доверие со стороны гостей магазинов – наша ключевая ценность. В рамках обновленного концепта мы скорректировали ценностную составляющую нашего бренда и сфокусировались на четырех основных пунктах: свежесть, удобство, низкие цены, забота о сообществе. Если говорить о свежести, то, по последним данным, 70% наших гостей оценивают товары в «Пятёрочке» как соответствующие высокому качеству, причем 40% из них поставили нам наиболее высокие оценки – 9 или 10 баллов по десятибалльной шкале. При этом по ценовому позиционированию мы по-прежнему остаемся доступным магазином у дома, в котором удобно совершать покупки. 2021 год стал не менее, а может быть, даже более сложным, чем 2020 год. В результате пандемии снизились реальные доходы населения, а потребительский спрос сместился в низкий ценовой сегмент. Однако покупатели видят, что при сохранении низких цен качество товаров не снижается, и это, конечно, способствует поддержанию лояльности. При этом магазины нового концепта выглядят совершенно иначе, чем прежняя «Пятёрочка» – в них совершенно другая атмосфера, приятно находиться, они располагают к покупке – и все это тоже повышает доверие покупателей к сети. Причем мы заметили, что новый концепт у некоторых гостей поначалу вызывал настороженность, им казалось, что в таком магазине не может быть низких цен. Но эта настороженность полностью исчезала после первой покупки, когда становилось очевидно, что ценовая политика обновленной «Пятёрочки» не изменилась. В результате индекс удовлетворенности наших гостей сейчас находится на рекордном уровне.

– Вы всегда говорите «гости», а не «покупатели». Почему?

– «Покупатели» пришли в магазин, вы им продали товар, они заплатили и ушли. На этом коммуникация заканчивается, а когда к вам приходят «гости», то это уже долгосрочные отношения. Мы хотим быть не просто магазином у дома, а местом, где приобретается основная часть продуктов питания и где «Пятёрочка» является центром местного сообщества. Именно так мы видим миссию магазина у дома. Наша цель – чтобы «Пятёрочка» удовлетворяла не только потребности в продуктах питания, но и потребности в живом общении и в хорошем настроении.

Магазин пятерочка что происходит. Смотреть фото Магазин пятерочка что происходит. Смотреть картинку Магазин пятерочка что происходит. Картинка про Магазин пятерочка что происходит. Фото Магазин пятерочка что происходит

Магазин пятерочка что происходит. Смотреть фото Магазин пятерочка что происходит. Смотреть картинку Магазин пятерочка что происходит. Картинка про Магазин пятерочка что происходит. Фото Магазин пятерочка что происходит

Фото из магазина «Пятерочки» нового концепта

– Какие цифровые сервисы вы сейчас наиболее активно развиваете?

– У нас два вида цифровых сервисов: внешние, те, что видит наш гость, и внутренние – корпоративные. Из внешних сервисов отмечу в первую очередь экспресс-доставку.

Сегодня мы осуществляем доставку примерно 30 тыс. заказов в день. А начинали в феврале прошлого года с 300 заказов в день. Продукты доставляются из 800 магазинов, которые находятся в 20 регионах страны. Кроме этого, у нас есть дарксторы.

Также большие планы по совершенствованию нашего мобильного приложения, у которого сегодня уже около 8,5 миллиона активных пользователей. С ними налажена хорошая обратная связь и по программе лояльности, и по оценке товаров, и по различного рода маркетинговым мероприятиям. Комплекс аналитических инструментов CVM позволяет нам не проводить масштабные промокомпании, а формировать индивидуальные таргетированные целевые предложения каждому нашему гостю, исходя из его потребностей. И здесь есть очень хорошие перспективы дальнейшего развития.

Что касается внутренней цифровизации «Пятёрочки», то здесь мы делаем акцент на повышение бизнес-показателей с помощью цифровых инструментов, которые позволяют увеличить эффективность ценообразования, ассортиментного планирования, прогнозирования спроса и т.д. Например, до недавнего времени в Москве у нас было несколько ценовых матриц, которые администрировались через таблицы excel. Сегодня в столице более сотни ценовых кластеров, и их администрирование происходит автоматически с минимальным влиянием человеческого фактора.

– Меняются ли процессы взаимодействия c партнерами «Пятёрочки»?

– В первую очередь хотелось бы поблагодарить наших партнеров за высокие оценки, которые они нам поставили в последнем рейтинге компании Advantage, посвященном оценке сотрудничества между компаниями – поставщиками товаров и розничными сетями. Сегодня «Пятёрочка» вышла на второе место в общем рейтинге среди 15 крупнейших продовольственных сетей России. При этом первое место заняли наши друзья из «Перекрёстка». Таким образом, Х5 занимает первые две лидирующие позиции рейтинга. Это стало результатом целенаправленной работы с нашими партнерами по улучшению качества прогнозирования поставок, совместным усилиям по работе над категориями.

– Расскажите о ваших ожиданиях от поставщиков.

– Конечно, мы ждем появления интересных новинок, решения проблемы доступности товаров на полках (здесь, действительно, еще многое нужно сделать). Со своей же стороны мы будем оптимизировать те процессы внутри компании, которые кажутся нашим партнерам излишне забюрократизированными, например, связанные с обновлением ассортимента. Мы доработали и улучшили кабинет поставщика и в целом уже реализовали более 40 инициатив, которые упрощают работу с нами.

– Каковы главные приоритеты в развитии «Пятёрочки» на 2022 год?

– В первую очередь – повышение эффективности бизнеса. Эта задача у нас всегда в приоритете. Дело в том, что рано или поздно наступает момент, когда рост таких крупных торговых сетей, как наша, естественным образом начинает замедляться – становится сложнее находить подходящие локации под магазины, появляются ограничения, связанные с высокой долей рынка, которую мы начинаем занимать в регионе.

Сегодня у нас работает более 17 500 магазинов, и каждая новая открытая торговая точка вносит меньшую долю в общий объем продаж, чем это было раньше. Поэтому для нас очень важен рост сопоставимых продаж. Вот его-то мы и будем стремиться повышать.

Другое, не менее важное направление – повышение эффективности наших сотрудников и их удовлетворенности работой. Это два взаимосвязанных параметра, без их улучшения мы не сможем дальше развиваться.

И, конечно же, наши гости. Благодаря всем нашим инициативам у них должно сохраняться устойчивое чувство удовлетворенности от посещения наших магазинов. Они должны стать частью сообщества «Пятёрочки».

И последнее, на чем я хотел бы остановиться, связано с реализацией принципов ESG – экологического, социального и корпоративного управления. Это соответствует глобальным трендам развития отрасли, и мы не можем оставаться в стороне от этих процессов. Здесь акцент будет делаться на бизнес-практики, которые помогают заботиться об окружающей среде, минимизируют углеродный след, уменьшают использование пластика, используют современные экологически безопасные технологии переработки и утилизации отходов.

Посмотрите видеозапись интервью с Сергеем Гончаровым.

Источник

Ненасытные. Российские торговые сети скупают друг друга. Почему из-за этого могут вырасти цены на продукты?

В России началась волна сделок по слиянию крупных торговых сетей. Отечественный рынок продовольственного ретейла меняется уже несколько лет, но в 2021 году изменения стали радикальными. В итоге в стране может остаться всего несколько крупных игроков, конкуренция снизится, а цены в магазинах еще больше вырастут, что особенно актуально на фоне многолетнего снижения реальных располагаемых доходов населения и подорожания отдельных продуктов. Чтобы сдержать цены, власти еще в прошлом году ввели жесткое регулирование, после чего президенту пришлось напоминать о рыночных методах воздействия. Снижение конкуренции всегда негативно отражается на потребителях. Специалисты опасаются, что так будет и на этот раз, когда на кону — обеспечение страны продуктами питания. Поглощай и властвуй — в материале «Ленты.ру».

Взбудоражили

Большую часть времени рынок продовольственного ретейла интересен только профессионалам, а новости с него редко выходят за пределы финансовых СМИ. Но в середине мая россияне два дня подряд узнавали о сделках, которые затрагивают многих. 18 мая вторая по показателю годового оборота торговая сеть «Магнит» объявила о приобретении другого крупного игрока — «Дикси». Новому владельцу достанутся 2612 торговых точек под брендом «Дикси» (в основном в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях) и еще 39 под торговой маркой «Мегамарт» (преимущественно в Свердловской области) общей торговой площадью 854 тысячи квадратных метров. До сих пор «Магнит» управлял 21,5 тысячи магазинов, 14,9 тысячи из которых приходилось на формат «у дома».

Сумма сделки, как ожидается, составит 82,4 миллиарда рублей, которые будут выплачены собственными средствами «Магнита» и, отчасти, неиспользованными банковскими кредитными линиями. При этом выкупленные магазины «Дикси» сохранят прежние вывески и бренд, а сама сеть — нынешнее юридическое лицо. Не претерпит изменений и команда управленцев во главе с Вячеславом Султановым. Для упрощения логистики в распоряжение «Магнита» перейдут пять распределительных центров общей площадью 189 тысяч квадратных метров.

Сделка противоречит недавно принятой стратегии развития компании, в которой прописан органический рост (за счет открытия новых магазинов с нуля). Но глава «Магнита» Ян Дюннинг называет развитие через покупку конкурентов вполне приемлемым способом укрепить позиции в Москве и Санкт-Петербурге, куда сеть пришла на несколько лет позднее, чем во многие регионы (первые магазины были открыты в родном для Галицкого Краснодарском крае). Так, количество торговых точек в столичном регионе удастся удвоить — до 8,2 процента от общего количества супермаркетов.

Магазин пятерочка что происходит. Смотреть фото Магазин пятерочка что происходит. Смотреть картинку Магазин пятерочка что происходит. Картинка про Магазин пятерочка что происходит. Фото Магазин пятерочка что происходит

Фото: Зотов Алексей / «Коммерсантъ»

Между тем «Дикси», основанная на два года раньше «Магнита», сама еще недавно участвовала в громкой сделке. В 2019 году компания объединилась с алкогольными сетями «Бристоль» и «Красное & Белое». В результате появился третий по размеру выручки продовольственный ретейлер России Mercury Retail Group Limited с более чем 13 тысячами магазинов по всей стране (8,1 тысячи из них работали под вывеской «Красное & Белое»). Тогда использовалась похожая схема: все три сети сохранили собственные бренды, управленцев и бизнес-модели. Теперь Mercury лишается одного из своих активов, однако распределение долей собственности в самом холдинге останется прежним: 51 процент у основателей «Дикси» и «Бристоля» Игоря Кесаева и Сергея Кациева, 49 — у владельца «Красного & Белого» Сергея Студенникова.

По одной из версий, акционеры Mercury решили сосредоточиться на развитии быстрорастущего алкогольного сегмента (на что будут пущены вырученные за «Дикси» деньги) и вскоре продадут входящую в холдинг сеть «Виктория». Аналитики подчеркивают благоприятность момента: в прошлом году «Дикси» добилась рекордных прибыли (7,2 миллиарда рублей) и рентабельности, что заметно повысило стоимость магазинов. Кроме того, успехи компании сделали бренд по-настоящему ценным для покупателя, из-за чего его и решено было сохранить.

Вдохновились

Уже на следующий день после покупки «Магнитом» «Дикси» принадлежащая владельцу «Северстали» Алексею Мордашову торговая сеть «Лента» приобрела российский филиал австрийской Billa за 215 миллионов евро (18,7 миллиарда рублей). В этом случае покупатель собирается полностью интегрировать новый актив в собственную сеть — в ближайшие месяцы прекратят существование и торговая марка Billa, и российское юридическое лицо, до сих пор принадлежавшее немецкой REWE Group.

Планируется, что «Лента» существенно нарастит присутствие в Москве — до сих пор оно было существенно ниже, чем в регионах, а больше всего магазинов (в форматах гипермаркетов, супермаркетов и минимаркетов) у сети традиционно в «родном» Санкт-Петербурге. После завершения сделки под управление «Ленты» перейдет 161 супермаркет по всей стране, в результате чего их общее число удвоится. «Кроме того, выгодное расположение торговых точек Billa даст «Ленте» возможность расширить онлайн-доставку на всю территорию Москвы, что является частью нашего амбициозного плана по значительному развитию онлайн-бизнеса в ближайшие годы», — говорилось в сообщении ретейлера.

Магазин пятерочка что происходит. Смотреть фото Магазин пятерочка что происходит. Смотреть картинку Магазин пятерочка что происходит. Картинка про Магазин пятерочка что происходит. Фото Магазин пятерочка что происходит

Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

Головная REWE Group объяснила продажу российской «дочки» желанием сосредоточиться на рынке Евросоюза. «Компания нацелена на лидирующие позиции на всех рынках присутствия, а ситуация на российском рынке ретейла — его размер, сложность, уровень развития — не позволяют достичь этой цели, несмотря на значительные инвестиции», — рассказали в немецком холдинге.

В середине июня стало известно о еще одной сделке с участием «Ленты», уже регионального масштаба. За 2,4 миллиарда рублей компания приобрела пермскую сеть «Семья» (включает 75 магазинов), принадлежавшую группе «ЭКС» бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Планируется, что за счет слияния присутствие «Ленты» в регионе вырастет с 1,3 до семи процентов, а сервис доставки существенно расширится. Особое внимание уделяется четырем гипермаркетам под брендом «Семьи», поскольку именно этот формат «Лента» считает приоритетным.

Примечательно, что еще в 2019 году «Магнит» пытался приобрести «Ленту» и даже посылал ее тогдашним владельцам «серьезное предложение», датированное 1 апреля. Несколько дней спустя основным собственником сети стала «Севергрупп» Мордашова, у которого уже тогда были планы на «безусловное лидерство в отрасли с точки зрения лояльности клиентов через создание уникального предложения». До лидирующих позиций по основным финансовым показателям и числу торговых точек «Ленте» еще далеко, но покупка конкурента говорит об амбициях компании и ее владельца, занимающего четвертое место в списке богатейших людей России.

На своих местах

В обозримом будущем «Лента» вряд ли сможет существенно улучшить позиции в списке крупнейших продовольственных ретейлеров. Сейчас она находится на четвертом месте с прошлогодней выручкой в 445,5 миллиарда рублей (рост на 6,7 процента за год) и чистой прибылью в 17,4 миллиарда (против убытка в 2,1 миллиарда в 2019-м). На одну строчку выше — Mercury Retail Group с 950 миллиардами рублей выручки (18 процентов роста), но в статистике за 2020 год учитываются показатели «Дикси» (281,4 миллиарда рублей), которые теперь будут приплюсованы к результатам «Магнита».

Первые две строчки с большим отрывом занимают X5 Group, в которую входят сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель», с 1,9 триллиона рублей выручки по итогам 2020-го и «Магнит» с 1,5 триллиона. Ниже «Ленты» российский филиал французского «Ашана» с 223 миллиардами, немецкой Metro с 224 миллиардами, а также «Светофор» (189 миллиардов), «О’кей» (152 миллиарда), «Монетка» (120 миллиардов) и «Вкусвилл» (114 миллиардов). При этом у всех конкурентов, уступающих «Ленте» по обороту, кроме «О’кей», гораздо больше магазинов. Совокупно первая десятка крупнейших ретейлеров занимает 37 процентов рынка.

Billa по итогам прошлого года не вошла в первую десятку, ее выручка составила всего 47,9 миллиарда рублей, чистый убыток — 725 миллионов. Такой результат почти не повлияет на текущее положение «Ленты» — в отличие от показателей «Дикси», которые позволят «Магниту» вплотную приблизиться к своему давнему главному конкуренту X5 Group. Оба они еще больше оторвутся от преследователей, а рынок сильнее монополизируется: фактически он разделится на «большую двойку» и всех остальных. Похожая ситуация традиционно наблюдается среди отечественных мобильных операторов, где к изначальной «большой тройке» из МТС, «Мегафона» и «Билайна» несколько лет назад добавился Tele2. Попытки компаний поменьше, таких как Yota или Skylink, составить настоящую конкуренцию лидерам на федеральном уровне не удались — сейчас они могут рассчитывать лишь на региональные ниши.

Магазин пятерочка что происходит. Смотреть фото Магазин пятерочка что происходит. Смотреть картинку Магазин пятерочка что происходит. Картинка про Магазин пятерочка что происходит. Фото Магазин пятерочка что происходит

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

10 июня стало известно, что «Яндекс» ведет переговоры о покупке сети премиальных супермаркетов «Азбука вкуса». Российский интернет-гигант рассчитывает таким образом развивать сервис доставки «Яндекс.Лавка», также рассчитанный на состоятельных клиентов. Востребованы будут собственная кухня и налаженные закупочные и логистические цепочки «Азбуки вкуса», которая после 2014 года успешно справляется с российским продуктовым эмбарго.

Параметры сделки пока неизвестны. Неясно, сохранятся ли собственные магазины и торговая марка «Азбуки вкуса». Не называется и возможная сумма, которую придется заплатить покупателю. Специалисты приводят в пример покупку американским IT-холдингом Amazon сети дорогих супермаркетов Whole Foods. Впрочем, сам «Яндекс» пока никак не комментирует информацию. В прошлом году слухи приписывали ему приобретение Тинькофф Банка, которое в итоге не состоялось.

Формально такое положение вещей не противоречит действующим правилам. В законе о защите конкуренции не прописаны четкие требования, но Федеральная антимонопольная служба (ФАС) старается не допускать, чтобы в какой-либо сфере оставалось меньше трех соперничающих компаний. Сделки по слиянию и поглощению, угрожающие нарушить баланс, как правило, блокируются. Особняком стоят естественные монополии — отрасли, в которых существование большого числа конкурирующих предприятий невозможно технически или неэффективно с экономической точки зрения, например, железнодорожные перевозки и водоснабжение.

На тоненького

На рынке продовольственного ретейла соревнуются много игроков, и, на первый взгляд, угроз для конкуренции нет. Однако ФАС уже несколько раз блокировала крупные сделки по покупке одних сетей другими. Еще в 2013 году ведомство не одобрило слияние X5 и «Седьмого континента». Чиновники указывали, что обе сети занимали доминирующее положение в некоторых отдельных регионах (главным образом в Москве), и предписывали закрыть часть торговых точек, чтобы было невыгодно обеим сторонам. В итоге владелец «Седьмого континента» Александр Занадворов решил развивать компанию самостоятельно, но через четыре года потерял интерес к бизнесу и закрыл его, продав торговые точки «Азбуке вкуса», «Дикси» и «Ленте».

Тем не менее большинство сделок в последние годы получали одобрение ФАС и проходили успешно. Среди наиболее заметных — объединение крупнейших торговых сетей Сибири и Дальнего Востока — «Красного Яра», «Самбери» и «Слаты» — в холдинг «Восточный союз» в мае 2021 года. Новая компания сходу вошла в десятку крупнейших ретейлеров страны с прошлогодним оборотом в 120 миллиардов рублей (девятое место в рейтинге). Владельцы всех трех брендов получили по 33,33 процента акций и заявили, что не собираются отказываться от привычных и хорошо зарекомендовавших себя торговых марок, а вместо этого консолидируют бизнес-модели и операционные процессы.

Магазин пятерочка что происходит. Смотреть фото Магазин пятерочка что происходит. Смотреть картинку Магазин пятерочка что происходит. Картинка про Магазин пятерочка что происходит. Фото Магазин пятерочка что происходит

Пять лет назад «Лента» за 174,9 миллиона долларов (11 миллиардов рублей на тот момент) купила у финского Kesko сеть супермаркетов «К-руока». Как и в случае с Billa, новые торговые площади были полностью интегрированы в компанию-покупателя и сменили вывески. В число крупнейших слияний и поглощений также входит уже упомянутое создание Mercury Retail за счет объединения «Дикси», «Бристоля» и «Красного & Белого» двухлетней давности и приобретение сетью «Дикси» калининградской «Виктории» в 2011 году за 914 миллионов долларов (25,6 миллиарда рублей по тогдашнему курсу).

Себе на уме

Отдельного внимания заслуживает нидерландский бренд Spar, развивающийся во всем мире по нестандартной для ретейла схеме. Вместо создания дочерней структуры в каждой отдельно взятой стране материнская компания продает лицензии на ведение бизнеса. По своей сути они отличаются от широко распространенных — особенно в международном бизнесе — франшиз: головная компания, продающая лицензию, почти не имеет права вмешиваться в дела местного партнера, ограничиваясь ролью советника. Первый российский магазин Spar был открыт в Москве в 2001 году.

С тех пор лицензии покупали многие компании, в результате чего в стране параллельно работают сразу несколько независимых друг от друга сетей под единой торговой маркой. Причем некоторые из них соперничают в одних и тех же регионах. Так, в начале 2020 года обанкротился один из крупнейших отечественных партнеров Spar — компания Мушвига Абдуллаева «Интерторг», владевшая 180 магазинами в Северо-Западном федеральном округе и Москве. Но их закрытие не привело к исчезновению бренда в крупнейших городах страны.

Несколько лет назад главного московского лицензиата Spar, «Спар-Ритейл», выкупила X5, переделав 26 магазинов сети под «Перекрестки». Однако работать по лицензии продолжили другие партнеры, сейчас крупнейшим в столице является «СПАР Миддл Волга», начинавшая свою деятельность в Нижегородской области. Таким образом, рассматривать магазины Spar в качестве единого бизнеса и оценивать их долю на рынке было бы неправильно.

Измельчали

Сделки последнего десятилетия по своему масштабу не идут в сравнение с теми, что совершались в 2000-х. В 2006-м в результате слияния «Пятерочки» и «Перекрестка» была образована X5. Сперва «Пятерочка» выкупила «Перекресток» за 37,6 миллиарда рублей деньгами и своими акциями, затем владельцы «Перекрестка» заплатили 33,1 миллиарда за долю в объединенной компании. В последующие четыре года новый холдинг поглотил «Карусель», «Копейку» и «Патэрсон». В 2007-м филиал французского «Ашана» выкупил российское подразделение турецкой сети «Рамстор» за 6,5 миллиарда рублей, сменив вывески на некогда популярных гипермаркетах.

Аналитики отмечают, что по сравнению с 2000-ми годами российский рынок продовольственного ретейла выглядит сформировавшимся и довольно зрелым, что объясняет отсутствие столь же громких слияний и поглощений. Однако большинство специалистов называют происходящее монополизацией и опасаются снижения конкуренции. Некоторые указывают на неоднозначность ситуации и допускают, что соперничество будет происходить в различных эшелонах по отдельности: между лидерами в лице X5 и «Магнита» и догоняющими. Согласно еще одной точке зрения, в ближайшее время конкуренция может даже обостриться, но на длинной дистанции снизится на фоне общей консолидации рынка.

Магазин пятерочка что происходит. Смотреть фото Магазин пятерочка что происходит. Смотреть картинку Магазин пятерочка что происходит. Картинка про Магазин пятерочка что происходит. Фото Магазин пятерочка что происходит

Фото: Алексей Майшев / РИА Новости

Также эксперты считают, что крупнейшие ретейлеры смогли извлечь выгоду из пандемии коронавируса, воспользовавшись сговорчивостью переживающих не лучшие времена арендодателей и существенно снизив расходы. К тому же на руку продавцам сыграли прошлогодний ажиотаж на многие категории продуктов, закрытие ресторанов, выплата субсидий от государства и запрет выездного туризма. В то же время снижение активности покупателей, вопреки ожиданиям, оказалось небольшим, и его удалось восполнить развитием онлайн-направления и сервисов доставки. Правда, в этом направлении традиционные сети испытывают давление со стороны тех, кто изначально специализировался на интернет-торговле (Ozon, Wildberries, «Яндекс.Лавки», «Самоката»), и СберМаркета.

Сами ретейлеры утверждают, что на самом деле не получили преимуществ от пандемии. «Мы не бенефициары карантина. Ажиотажный спрос потребовал мобилизации всех финансовых и нефинансовых ресурсов торговых сетей, чтобы соответствовать запросам покупателей и исключить даже малейшую возможность дефицита», — заявлял глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. Представители сетей указывают на необходимость тратиться на меры предосторожности и средства защиты для сотрудников и посетителей.

В любом случае более востребованными оказались магазины в формате «у дома». Покупатели боялись ходить в далекие и людные магазины, что принесло убытки в том числе Billa и вынудило ее уйти с российского рынка. Супер- и гипермаркеты уже несколько лет теряют популярность по всему миру, говорят специалисты, и это не связано напрямую с коронавирусом. В дальнейшем стоит ждать сокращения их числа как в крупных городах, так и в провинции.

Чуть помедленнее

Но главный вопрос связан с резким ростом цен, впервые зафиксированным еще в прошлом году. Если весной 2020-го его можно было объяснить ажиотажным спросом на фоне введения локдауна, то к декабрю даже президент и правительство признали, что ситуацию необходимо решать. С главными производителями и торговыми сетями было заключено соглашение о заморозке цен на сахар и подсолнечное масло: сперва до апреля, затем — до июня на сахар и до октября на масло.

Магазин пятерочка что происходит. Смотреть фото Магазин пятерочка что происходит. Смотреть картинку Магазин пятерочка что происходит. Картинка про Магазин пятерочка что происходит. Фото Магазин пятерочка что происходит

Фото: Денисов Роман / ТАСС

Экономисты критиковали такой шаг за нерыночность и напоминали о дефиците во времена Советского Союза, возникшем из-за ручного регулирования цен. Из-за него производство многих товаров, в том числе продуктов питания, становилось нерентабельным, а неоправданно низкая стоимость приводила к повышенному спросу, из-за которого «опоздавшие» покупатели оставались ни с чем. После таких рассуждений даже президенту пришлось призывать правительство вспомнить о базовых законах экономики и отказаться от чрезмерного регулирования.

Для компаний-производителей предусмотрены меры поддержки: они получат пять рублей за каждый килограмм сахара, проданный магазинам по оговоренной цене. Власти уверены, что даже после истечения этих мер цены сильно не вырастут, и негласно просят производителей не повышать их. Но даже если они послушаются, подорожание может произойти как раз из-за снижения конкуренции среди ретейлеров, ведь никаких компенсаций для них не предусмотрено.

Будущее зависит от них

Российский рынок продовольственного ретейла неожиданно оказался в центре внимания после двух громких сделок: «Магнит» купил «Дикси», «Лента» — Billa. Обе они еще должны пройти согласование регулирующих органов и получить одобрение ФАС, но участники не сомневаются в итоговом успехе. Еще одна пока только готовится и предполагает покупку «Азбуки вкуса» «Яндексом» для объединения с «Лавкой». Если все пройдет по плану, в России станет больше крупных торговых сетей, а у них самих останется меньше стимулов учитывать интересы потребителей: поддерживать цены и качество продуктов на приемлемом уровне.

Магазин пятерочка что происходит. Смотреть фото Магазин пятерочка что происходит. Смотреть картинку Магазин пятерочка что происходит. Картинка про Магазин пятерочка что происходит. Фото Магазин пятерочка что происходит

Фото: Пресс-служба Совета Федерации РФ / РИА Новости

Власти уже выступили с неожиданной инициативой — закрывать или как минимум ограничивать работу крупных магазинов по ночам и в выходные. Так, по мнению главы комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова, удастся соблюсти баланс и интересы мелких игроков. Идею уже раскритиковали за все ту же директивность, а сами торговцы пригрозили повысить цены в стремлении заработать больше за отведенное время.

На фоне растущей инфляции, вынуждающей Центробанк повышать ключевую ставку даже в условиях продолжающегося кризиса, любое обострение в продовольственных магазинах может стать особенно острым. Правительству предстоит определиться, как действовать: продолжить применять избирательные директивные меры или стимулировать появление новых торговых сетей, способных повысить общую конкурентность среды. Впрочем, министр промышленности и торговли Денис Мантуров считает, что все в порядке, и не видит угрозы для «диктата» крупных сетей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *