Магазин ритейлер что это

Что такое ритейл: разбираемся вместе

Узнайте, в чем суть ритейла и ознакомьтесь с его видами

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Ритейл — это принцип организации торговли, согласно которому супермаркеты, гипермаркеты, интернет-магазины закупают товар оптом, а затем продают его с наценкой в своих торговых точках. Ритейл — это синоним розничной торговли.

Содержание

В это видео Дмитрий Потапенко рассказывает о том, как управлять продажами в ритейле.

Давайте рассмотрим особенности ритейла.

Особенности ритейла

Главный признак ритейла — большое разнообразие товаров и услуг, которые можно приобрести в одном месте. Зачастую люди покупают больше товаров в одной торговой точке, чем они планировали, благодаря приемам стимулирования продаж. Для покупателей ритейл привлекательный из-за того, что в таких магазинах можно найти много вариантов товара, сделать более взвешенный выбор и приобрести именно то, что хочется.

Ритейл отличается от других принципов организации торговли следующими приемами, которые позволяют сбывать большие объемы товара по розничным ценам.

Давайте рассмотрим разновидности этого вида торговли.

Виды ритейла

Существуют следующие основные виды ритейла.

Поздравляем, вы ознакомились с понятием ритейла и знаете, какие разновидности ритейла существуют.

Источник

Что такое ритейл и ритейлер?

Рыночные отношения прочно укрепились в нашей жизни. Каждый потребитель ежедневно приобретает товары в торговых сетях. Каково значение понятия ритейл, что это такое и какую роль играет в экономике?

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Что такое ритейл?

Ритейл (Retail) в переводе с английского означает «розница» или процесс продажи товара или услуги конечному потребителю.

Согласно общепринятому определению, в бизнес-кругах словом ритейл принято называть розничную торговлю. Сам процесс состоит из закупки оптовых партий товаров и продажи его конечному потребителю в розничной (ритейлерской) сети.

Ритейл по объёмам розничных продаж сопоставим с оптовой торговлей.

Ритейлер

Компания, осуществляющая оптовые закупки товаров народного потребления и производящая розничную торговлю потребителям данного товара, называется ритейлером. Дословно означает «продавец», «реализатор».

К понятию «ритейлер» можно отнести супермаркеты, розничные магазины, банковский учреждения, автомобильные салоны и другие предприятия, осуществляющие продажу товаров и услуг.

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Помимо крупных и мелких торговых точек под это понятие попадают и лица, осуществляющие ряд упомянутых услуг. Так, индивидуальный предприниматель или сотрудник сетевого маркетинга также являются ритейлерами.

Значение в экономике

Ритейл это огромная доля экономики в любой стране. Помимо важности данного вида деятельности следует отметить, что в торговой сфере заняты огромные трудовые ресурсы.

Ритейл охватывает все деловые сферы от малого бизнеса до крупнейших мировых корпораций. В области ритейла существует разделение на категории.

Категории ритейла

Принято выделять 4 основных сегмента в области ритейла. К ним относятся:

Как работает рынок ритейла?

Чем занимаются компании-ритейлеры и как они работают?

Учитывая затраты на производство товара, производитель рассчитывает его стоимость, прибавляет процент прибыли. На каждом этапе движения товара существует определённая маржа, за счёт которой любое звено в цепочке продвижения торгового ассортимента получает свою долю прибыли.

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Цепочка состоит из нескольких звеньев:

Технологии

В распоряжении ритейлера множество инструментов, применяемых в процессе торговых операций. К ним относятся:

Сетевой ритейл

К данному виду деятельности относятся одноформатные (в некоторых случаях многоформатные) сетевые ресурсы, объединённые одним лицом и системой логистики. Данные ресурсы имеют единую ценовую политику.

Снижение стоимости обусловлено отсутствием затрат на аренду торговых площадей, выплаты заработной платы большому количеству обслуживающего персонала, оплату охранных предприятий и других пунктов.

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Ритейл определяет классификацию пунктов розничных продаж в зависимости от масштабности площадей, идеологии, подходу к образованию цен и прочим критериям.

Доход

Основным пунктом дохода ритейлера является наценка на закупленный товар. Размер наценки зависит от вида товара, спроса и сезонности.

Помимо торговой наценки в доходную часть ритейла включены продажа маркетинговых услуг, средства, полученные от рекламы и сдачи в аренду торговых площадей для реализации непрофильного (сопутствующего) товара, и прочие услуги.

На предметы роскоши наценка может составлять до 200% от оптовой цены товара.

Ритейл-брендинг

Ритейл-брендинг это имя, используемое продавцом, создание бренда. Данный инструмент особенно важен в условиях жесткой конкуренции. Маркетинговый ход призван воздействовать на сознание потребителя в качестве образа для совершения покупок.

Особенности

К особенностям розничной торговли относятся следующие аспекты:

Для осуществления данного вида деятельности ритейлер обязан исполнять «Закон о защите прав потребителя», а при осуществлении продажи предоставить клиенту кассовый чек, свидетельствующий об оплате товара.

Заключение

Ритейл понятие розничной торговли. К ритейлеру можно отнести все торговые розничные точки от лотка вблизи дома до крупнейших гипермаркетов, а также интернет-магазины и предприятия, оказывающие платные услуги населению. Продуктовый, мобильный, цифровой или какой другой ритейл существует для отдельно взятого потребителя.

Источник

Ритейл: что это такое в торговле, как работают компании, чем занимаются ретейлеры

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

В последнее время очень динамично развивается практика продажи товаров широкого потребления, бытовой техники, продуктов питания, строительных материалов и других групп в одном месте, то есть в супермаркете. Все сделано для удобства потребителей, чтобы они смогли закупиться всем необходимым в большом помещении, а не искать маленькие точки по всему городу. Экономика диктует свои правила, поэтому владельцам приходится обеспечивать покупателей как можно большим ассортиментом и предоставлять услуги, удобные для посетителей. Давайте вместе рассмотрим, что это такое — ритейл (ретейл, retail) в торговле, определение слова.

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Обозначение

С английского retail обозначает розничную торговлю. Значит, если объяснить простым русским языком, то индивидуальными предпринимателями или компаниями закупается на оптовой базе большая партия товара, затем она разбивается на мелкие части, которые и вывозятся в конечные пункты для реализации.

До сих пор французы ведут спор с англичанами по поводу значения термина. Первые утверждают, что они стали первопроходцами в этой области и слово переводится, как «дробить». Но суть от этого не меняется, получается, что ретейл означает «мелкий бизнес». Но по объему полученных товаров все-таки сопоставим с оптовыми продажами.

Теперь разберемся, что значит ритейлер. Дословно можно перевести, как продавец или реализатор. К понятию ритейлинг можно отнести супермаркеты, салоны сотовой связи, магазины по продаже автомобильной техники, обуви, одежды, розничные точки, финансовые учреждения, предоставляющие населению различные услуги.

В чем экономическая выгода

Важно знать, что такой метод ведения дел распространился во всем торговом сегменте и охватывает не только огромные корпорации, но и мелкие точки, лавочки. Значение розницы неоценимо на всей планете, так как благодаря ей люди могут приобретать то, что им хочется.

Помимо продаж за наличный расчет, в схему включены разные методы оплаты и получения:

Благодаря инновационному подходу у потребителя появляется индивидуальный выбор, этим самым он определяет предпочтения в торговой сфере и повышает качество жизни людей в государстве.

Большим преимуществом для экономики является обеспечение людей трудовыми местами. Как оказалось в рейтинге самых востребованных профессий является ритейлер. В России с каждым годом увеличивается сегмент розничной торговли, которая по некоторым оценкам в 1,5 раза превышает рост ВВП.

Разделы

Во всем мире в приоритете стоят четыре категории продаж:

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Готовые решения для всех направлений

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».

Покупатель идет в розничный магазин с конкретно поставленной задачей: купить продукты питания, холодильник, стиральную машину, планшет или приобрести одежду. И он находит для реализации своей цели определенного типа торговую точку или направляется в целый комплекс, если хочет приобрести несколько разномастных позиций.

Поэтому современные здания стараются разделить на несколько форматов для удобства покупателя во время выбора товара. Рассмотрим каждый вид розничной торговли.

Продуктовый

Люди, несмотря на экономическую ситуацию в стране и личный доход, стремятся закупить продукты питания, являющиеся жизненно необходимыми для ежедневного потребления. Индивидуальные предприниматели и компании, занимающиеся продуктами, не стоят на месте и через короткое время обустраивают все новые и новые магазины по всему городу. Даже маленький павильон с минимальной торговой площадью и одним-двумя сотрудниками окупает вложенные средства через три месяца, и в дальнейшем становится рентабельным.

Сетевой

Под данным видом понимается то, что все объекты объединены одним лицом и реализуют продукцию под одной маркой. Имеется своя транспортная компания, которая осуществляет доставку по всей стране. Также сеть сосредоточена на единой ценовой политике. То есть, например, в гипермаркете «Ашан» Воронежа будут такие же ценники, как и в Волгограде. За счет внутренней экономии ресурсов такие комплексы могут составить хорошую конкуренцию различному мелкому бизнесу.

Другая торговля

Главная особенность состоит в том, что на одном участке разрешено продавать любые виды продукции за исключением продуктов. Если вы заметите, что рядом с промышленными товарами на полке стоят съестные припасы, то об этом можно смело заявить в соответствующие проверяемые органы. Это является прямым нарушением закона РФ.

Что это такое retail через интернет

Это такая же торговля любыми видами товара только через глобальную сеть.

Преимущества покупки при помощи сайтов для потребителя очевидны:

Для продавцов также имеется один, но существенный плюс: им не надо платить большие средства сотрудникам-консультантам и за аренду помещения.

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Как работает рынок

Начиная от производителя и кончая конечной точкой продаж, каждое звено этой цепочки намерено получить свой процент. Иначе нет смысла работы в этой области.

Прежде чем подключится ритейлерская компания, товар проходит два этапа:

После этого к делу подключаются ритейлеры, закупают продукцию у дистрибьюторов и оптовиков, и развозят по мелким розничным точкам.

Какие используются методики

В своей работе профессионалы для высокой эффективности используют различные технологии, применяемые во время торговых операций:

Как происходит сетевая продажа

Юридическое лицо регистрирует свою компанию, дает определенное название. И под своей маркой и с помощью собственного автопарка продает продукцию с идентичной ценой в различных точках города. Получаемая прибыль в сетевых магазинах позволяет бизнесу расшириться практически по всей стране.

Доходность

Прежде чем начать торговую деятельность, вам стоит изначально просчитать все риски. Что это в сфере ритейла: в стоимость наценки на полученный от оптовиков, дистрибьюторов товар вы должны включить не только прибыль, но и аренду занимаемого помещения, транспортные расходы, заработную плату сотрудникам, затраты на рекламу различного вида (телевидение, газеты, промоутеры, создание сайтов).

Имейте в виду, что обычно к первоначальной цене прибавляют от 25 до 30 процентов. А на предметы старины (антиквариат), искусства и роскоши доходность может увеличиться в два раза.

Успешность предприятия зависит от того, в каком месте будет находиться точка, сколько покупателей будет ежедневно проходить через нее, и уровня доходности (он зависит от количества клиентов или от завышенной наценки на сопутствующие товары).

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Собственное имя — что это в ритейле

В условиях конкуренции предпринимателям и компаниям приходится придумывать название, которое впоследствии станет брендом, отличающееся какими-нибудь нюансами от других. Как правило, марка не должна быть плагиатом, иначе за использование чужого имени грозит судебное разбирательство и, как следствие, высокие штрафные санкции. И также она должна отражать то направление в торговле, которое вы изначально выбрали. Чтобы потребитель мог запомнить название, сделайте его лаконичным. Емкое наименование будет «на слуху» у клиента, и тот, в свою очередь, сможет его разрекламировать другому человеку. «Сарафанное радио» до сих пор является эффективным видом рекламы.

Некоторые нюансы

Ритейлер имеет право вести свою деятельность, только основываясь на основной документ «Закон о защите прав потребителя». Он не только защищает клиентов от недобропорядочных предпринимателей, но и регулирует все процессы между обеими сторонами (продавцом и покупателем).

Для успешной работы необходимо помнить три «золотых» правила:

Принцип работы

Часто люди в поисковой строке интернета задают вопрос: что это означает, ритейлер или ритейлинговая компания. Термин в последнее время стал очень популярен среди населения, занимающихся торговой деятельностью. А обычным обывателям он незнаком и непонятен. Это обычная розничная продажа продукции любой категории, которые поэтапно поступают от производителя до оптовой базы, а далее и в магазины. Положительный результат (получение прибыли) зависит от технологий, направленных на увеличение продаж.

Методы

Как правило, во всем мире используются различные способы доведения до массового покупателя:

Таким образом, мы разобрались, что это — ритейл-компания, ее принципы и особенности, а также методы работы.

Магазин ритейлер что это. Смотреть фото Магазин ритейлер что это. Смотреть картинку Магазин ритейлер что это. Картинка про Магазин ритейлер что это. Фото Магазин ритейлер что это

Сетевой способ

Здесь вырабатывается единая концепция торговли, где все комплексы создаются одним человеком или юридическим лицом, придумывается название. И под этой маркой обустраиваются гипермаркеты или небольшие павильоны по всей стране. Как правило, они управляются одним руководителем, имеют собственную логистику, одну систему закупки и ценовую политику.

Прибыль

Теперь о том, как формируется цена в ритейле и что это. Для успешной работы применяют метод маржи. Это формирование стоимости между закупочной и продажной ценой. Целесообразно не завышать ценник. Так как в условиях конкуренции жадность приведет к обратному результату. Таким действием вы отпугнете клиентов, что приведет к снижению торговли и, соответственно, к банкротству. Остановитесь на двадцатипроцентной накрутке на товары массового потребления, в том числе на продукты. Предметы, которые можно долго хранить и их стоимость от этого не уменьшится, можно продать и подороже. К ним относятся вещи роскоши, искусства и раритет.

Чистая прибыль у компании складывается так: из суммы маржи вычитаются расходы. К издержкам относятся: аренда помещения, выдача сотрудникам заработной платы, транспортные и клининговые услуги, проведение различных рекламных акций и связь. В продуктовом сегменте прибыль может составить от 20 до 30 процентов, а для сетевого – хорошим параметром считается 1—3%.

Брендинг-ритейл, что это значит

Это разработка и создание графических и вербальных компонентов марки розничной сети. Каждый человек, попавший в магазин, должен не просто купить определенный товар. Для него необходимо создать такое пространство, где будет приятно находиться, и не захочется побыстрее закрыть за собой двери. Дизайн помещений, залов и офисов, реклам, ценников, плакатов – всем этим занимаются специалисты компаний по оформлению.

В итоге вы получите уникальный фирменный стиль, который раскроет ваш бренд, прекрасное цветовое решение, подробную схему зонирования и правила выкладки товаров на стеллажах. А применение ароматерапии позволит вам получить дополнительную прибыль, так как определенные запахи влияют на подсознание голодного человека. Такой способ можно использовать в различных продуктовых группах.

Особенности

Если вы никогда не работали в этой сфере и не имеете представления о нюансах торговли, то вам перед принятием решения необходимо взвесить все за и против. Продумайте все до мелочей:

Если приняли решение по открытию своего дела, то постарайтесь минимизировать риски. Для этого не поленитесь и купите специальную программу от компаний-разработчиков ПО. Как пример, специалисты «Клеверенс» помогут вам оптимизировать рабочий процесс и не допустить фатальных ошибок. Программные продукты компании подходят для оптимизации работы и ведения товарного учета как в крупных, так и маленьких магазинах, складах, в работе курьерских служб.

Заключение

Мы постарались вам подробно рассказать, что это — ритейл, способы ведения дела, нюансы, правила торговли и политику применения лучшей цены. Для усвоения материала просмотрите видео:

Источник

В какой реальности существует ритейл и что из этого получается

Ритейл неизменно заинтересован в снижении расходов и увеличении целевой аудитории. За 15 лет работы с заказчиками из розничного сектора мы успели в этом убедиться. А вот инструменты достижения цели, а также условия, в которых розница вынуждена существовать – постоянно меняются, и именно потому это самое интересное.

В своей статье я решил рассмотреть самые свежие факторы, влияющие на сегодняшний ритейл и, вытекающие из этого тренды.

В первую очередь, борьба за внимание покупателя подстегивает интерес бизнеса к внедрению самых новых технологий. Это может быть как нечто уже в целом прижившееся, например, мобильные приложения и кобрендинговые инструменты, так и что-то с пока еще из разряда экзотики: дополненная и виртуальная реальность или роботы-продавцы. Но я всегда говорил, и продолжу это делать: внедрять технологии ради технологий – категорически неправильно. Например, с началом самоизоляции в 2020 году парадигма «не настроишь онлайн-продажи – умрешь» и «раскусив прелести онлайна, в офлайн уже никто не вернется» казалась как никогда реалистичной. И большинство ритейлеров как под копирку устремили свои бюджеты в проекты по настройке этого канала и соответствующей инфраструктуры. А что имеем по факту? Согласно статистике СберИндекс, дополнительные расходы, перешедшие в интернет, составили всего лишь 3%, а те, кто до пандемии не прибегал к онлайн-услугам, после вынужденного перерыва быстро вернулись к прежней модели поведения. При этом, потраченные бюджеты уже, конечно, не вернешь.

Мы всегда рекомендуем внедрять цифровые решения, действуя по составленной стратегии, которая у каждого будет индивидуальной.

А пока делюсь своим видением картины внешних факторов и вытекающих тенденций, действие которых можно проследить на различных сферах работы бизнеса ритейлеров.

Улучшение клиентского опыта и повышение конкурентоспособности

В условиях постоянно ожесточающейся конкуренции и растущих требований потребителей предоставлять качественные услуги уже недостаточно. Важно оказывать их наиболее удобным для клиента способом. И поскольку разные группы потребителей вкладывают разный смысл в понятие «удобство», ритейлеры постепенно отказываются от работы в одном формате. Онлайн и офлайн в чистом виде перестают существовать, и им на смену приходит омниканальность.

Например, такие крупные офлайн-ритейлеры, как X5 и сети «Магнит», сегодня предлагают услуги по доставке товара, и делают это довольно успешно. А компании, которые изначально «обитали» исключительно в онлайн-среде, – например, Lamoda, Wildberries, Ozon – сейчас открывают физические точки выдачи и шоу-румы.

Еще один показательный пример – компания OTTO, ранее распространявшая товар только через каталоги. Сегодня потенциальные покупатели могут воспользоваться сайтом, сделать заказ по телефону, посетить физические шоу-румы, магазины и даже аутлеты.

При этом, интересно отметить, что гипермаркеты сегодня постепенно сдают позиции. Смысл офлайн-ритейла сегодня в том, чтобы быть ближе к наибольшему числу покупателей. Ведь если недалеко от дома есть несколько магазинов разной специализации, необязательно выезжать раз в неделю в крупный гипермаркет. Именно поэтому, особенно в условиях пандемии, форматы «у дома» и «минимаркет» стали превалирующими в бизнес-стратегии ритейлеров.

Этот тренд не в последнюю очередь развивается в результате уменьшения покупательской способности. Влияние этого фактора бывает скоротечным, но нередко сохраняется надолго, и в этом случае ритейлерам приходится пересматривать свою среднесрочную стратегию. Запуск нового формата магазинов, как это сделала, например, сеть «Азбука Вкуса», становится лишь одним из способов справиться с кризисом. Обычно в таких ситуациях бизнес также меняет ассортиментную и ценовую политику, шире использует СТМ и корректирует модель работы с поставщиками.

Кроме того, с целью повысить качество покупательского опыта продавцы активно применяют различные способы сбора персональной информации о каждом покупателе для формирования его поведенческой модели. В виртуальной среде для этого используется анализ соцсетей, реакций на предложения, чеков, карт лояльности и не только. В физическом мире анализируются видеоряд движения по торговому залу, геопозиционирование, эмоциональная реакция на рекламу и прочие данные.

На основе полученной информации формируется «цифровой двойник» потребителя, с которым в дальнейшем работает продавец, чтобы сподвигнуть его к спонтанной покупке или сформировать выгодное предложение.

Доступ к личным данным о потребителе в том или ином объеме есть практически у каждого, даже самого мелкого ритейлера. Следовательно, инвестировать приходится уже даже не столько в сбор, анализ и хранение данных, сколько в инструменты их использования.

В борьбе за покупателя побеждает тот, кто умеет корректно применить доступную информацию, то есть не навязывает потребителю свои услуги, а делает подходящие предложения в правильном контексте.

Однако не всегда информация, которую собирает продавец, обезличена. Развитие онлайн-торговли, распространение альтернативных форм оплаты и идентификации гражданина (например, через телефон), а также систем видеофиксации и биометрического контроля привели к взрывному росту использования персональных данных, которые нуждаются в надежной защите.

С точки зрения регулирования это означает появление законов (например, в России это ФЗ-44) и стандартов (таких как PCI DSS), определяющих требования к методам и технологиям защиты и обработки персональных данных. В результате бизнес, с одной стороны, сталкивается с дополнительными затратами и ограничениями, а с другой – получает определенную выгоду. В частности, облегчение процессов идентификации и оплаты ведут к тому, что человек проще и быстрее расстается с деньгами, нежели при классических формах оплаты.

Смена парадигмы ведения бизнеса

Под парадигмой бизнес-управления мы обычно понимаем единство мышления, идеи, инструментария и модели управления. Другими словами, человек мыслит определенным образом (например, как капиталист), формирует конкретную идею (к примеру, создание магазина) и реализует ее с помощью инструментария. Но для того, чтобы все работало, важно наличие управляющего элемента.

Сегодня обеспечение и поддержание инфраструктуры бизнеса может осуществляться силами аутсорсинга. Речь идет о том, что набирать огромный штат уже нет необходимости: его функции могут выполнять специалисты на аутсорсе, а частично – и нейросети.

Так, использование нейросетей для исследования клиентского поведения и маркетинговых активностей – не редкость. Но также достаточно перспективным представляется их применение для автоматизации процессов бэк-офиса ритейла. В частности, на основе исторических статистических данных и информации из открытых источников специально обученные нейросети помогают рассчитать наиболее эффективную цену на отдельные товары, группы и целые категории продукции. Более того, цены могут автоматически рассчитываться по несколько раз в течение дня и сразу фиксироваться на полках персоналом или с помощью «умных ценников». Это позволяет наилучшим образом управлять как стоками товара, особенно с ограниченными сроками годности, так и поддерживать маржинальность на приемлемом уровне.

Еще одним примером применения нейросети является автоматизированное управление товарным запасом. Причем система настраивается в зависимости от вводных и настроек обучения с учетом таких параметров, как минимизация стоков, максимизация прибыли, оптимизация графика и объема пополнения. Также рядом ритейлеров, например, «Магнит» и Х5, нейросети используются при прогнозировании спроса, а некоторыми, к примеру, H&M, для планирования ассортимента.

Повышение общего уровня цифровизации

Поскольку внешняя среда и требования клиента меняются сейчас быстрее, чем когда-либо, бизнес особенно сильно нуждается в инструментах, которые позволяют оперативно принимать решения.

Технологически обеспеченным можно считать того ритейлера, у которого автоматизировано абсолютное большинство бизнес-процессов, а уровень цифровой зрелости существенно выше среднего.

Однако понимание ритейлом необходимости быстрой цифровизации наталкивается на сроки внедрения и цены цифровых решений. Поэтому в большинстве случаев речь идет, к сожалению, об интересе только к решению локальных задач и реализации небольших, но быстроокупаемых проектов.

Отдельного внимания заслуживает вопрос обслуживания торгового оборудования и кассовых решений. Ритейлеры постоянно испытывают необходимость в замене и обновлении существующих систем. При этом на рынке постоянно появляются новые решения, а также приходится учитывать изменения в законодательстве. Так, на смену фискальным регистраторам с ЭКЛЗ пришли онлайн-кассы с фискальными накопителями. Нововведения регулятора в принципе выступают в качестве немаловажного фактора, влияющего на рынок.

Среди трендов в области торговых и кассовых решений можно отметить удешевление технологий «умных» ценников, которые позволяют ритейлерам экономить трудозатраты и практически мгновенно обновлять ценники на полках. Такие решения уже используются, к примеру, в магазинах Metro.

Уже стали нормой кассы самообслуживания, которые ранее осмеливались использовать, в основном европейские новаторы, например, «Глобус», «Ашан». При этом Х5 самостоятельно разработал и выпускает кассы самообслуживания как для своей сети, так и для рынка.

Интернет вещей в виде «умных» полок и RFID-меток на товарах позволяет снижать трудозатраты при пополнении полок: при снижении количества товара до определенного уровня мерчендайзер получает сигнал о необходимости оперативного пополнения. Пионерами этой технологии в России были Х5 и MediaMarkt.

Изменения в логистике

Логистические операторы и ранее использовали ИТ-системы для управления основным видом деятельности. Однако изменение парадигмы потребления, уход в онлайн и резкое ускорение изменений внешней среды потребовали не просто более функциональных, но и более гибких решений.

Кроме того, за счет перехода к 3PL и 4PL-операторам начали стираться грани между чисто транспортной и чисто складской моделями бизнеса. Спектр услуг, предоставляемых бизнесом, расширился, что также определило рост важность формирования гибкой архитектуры решений.

Поэтому логистические операторы все чаще прибегают не просто к внедрению слабосвязанных монофункциональных решений, но и к собственным разработкам на базе микросервисных платформ. Так действуют, например, DPD, СберЛогистика и Почта России.

Одним из блокирующих обстоятельств для быстрой доставки товара грузополучателю являются проблемы так называемой последней мили, или обеспечение транспортировки от места комплектации заказа до грузополучателя. Даже при наличии собственного автотранспорта обеспечить своевременную подачу машины нужного тоннажа и с обеспечением требуемых условий перевозки (например, температурный режим) не всегда возможно.

На выручку приходят специализирующиеся на доставке транспортные и курьерские компании. Часто это означает, что сначала согласовывается текст контракта, затем стороны обмениваются сканами и наконец оригиналами договора. Однако при необходимости срочной доставки столь длительный процесс становится проблемой. Для ее решения была разработана процедура, которая получила название «смарт-контракты». Ее суть сводится к тому, что стороны заключают договор в электронном виде с использованием блокчейн-технологий. В целом, подобные контракты далеко не новость в логистике, но в российской практике применение блокчейна пока ограничено. Впрочем, есть и исключения: к примеру, подобные технологии использует сеть магазинов «Дикси».

Давать прогнозы – одна из наиболее неблагодарных вещей на свете. В наше время, полное неопределенностей, так тем более. Но смело можно сказать, что цифровые решения не просто глубоко проникли в ритейл или выполняют роль «палочки-выручалочки», а уже в каких-то областях являются неотъемлемой частью ритейл-организма. Поэтому чтобы не потратить бюджет на «третью руку», которая окажется в итоге не нужной – важно не только смотреть и делать «как у других», а в первую очередь основываться на собственном укладе и плясать от этого.

Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса ИТ-компании КРОК в ритейле

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *