Магазин секонд хенд что это такое
Секонд-хэнд, что это такое? — Особенности покупки эксклюзива за копейки
Секонд-хэнд, что это такое? В странах Западной Европы и Северной Америки подобные заведения считаются нормой, чего пока нельзя сказать о нашей стране. До сих пор большинство наших соотечественников относятся к подобным покупкам с долей брезгливости. Другие же, наоборот, столкнувшись с низкой ценой, не могут отказать себе в удовольствии, и с жадностью выносят оттуда полные баулы. Обнаружив дома отсутствие фирменных этикеток, они приходят в ужас от понимания того, что эти наряды уже кто-то носил.
Содержание:
Отличительные особенности
Если говорить о секонд-хендах с точки зрения потребителей, то их мнения можно смело разделить на две группы. Представители первой группы готовы целыми днями разгребать огромные кучи в поисках уникальных вещей, продажи которых в брендовых шоу-румах закрыты навсегда. Люди, имеющие прямо противоположное видение, обходят здания с яркими вывесками стороной, морща лоб от брезгливости и негодования.
Идеальный вариант для экономных людей
К сожалению, людей, считающих, что в подобных местах продаются грязные, дешевые и некачественные товары, — неизменное большинство. Эту тенденцию не могут переломить даже те, кто пытается привести пример европейский государств, где такие магазины пользуются невероятной популярностью. Но скептически настроенные граждане, к счастью, не способны повлиять на развитие этой сферы, поэтому сейчас секонд-хенды появляются в невероятном количестве во всех крупных городах России. Поэтому всем, кто собирается в ближайшее время совершить вылазку в одну из таких торговых точек, мы рекомендуем ознакомиться со всеми тонкостями «особенных» покупок.
Совет! Если вы причисляете себя к категории людей, которые брезгуют надевать вещи с чужого плеча, мы рекомендуем вам пересмотреть свои взгляды. Все поступления тщательно обрабатываются химическими веществами, что исключает возможность заражения кожными и инфекционными заболеваниями.
Сток, комиссионка или винтаж?
Неудивительно, что обсуждаемые нами площадки часто путают с бутиками винтажной одежды. Действительно, если провести параллель, можно найти огромное количество общих черт. Граница между ними настолько тонкая, что порой спутать их очень легко. Целесообразно сразу расставить все точки над «i»: историки и законодатели моды утверждают, что раритетными можно назвать только те наряды, которые были популярными в прошлых столетиях. Изделия переходят в эту категорию только тогда, когда их возраст перевалит за отметку 30 лет. При этом должно сохраняться одно условие: одежда должна содержать в себе декоративные элементы или крой, которые считались модными в момент ее возникновения. В секонд-хенды обычно поступают изделия из прошлых коллекций, не представляющие ценности для общества и предназначающиеся для использования не на театральной сцене, а в повседневной жизни.
Некоторые люди часто путают эти торговые точки и с комиссионными магазинами. Но здесь в большинстве случаев можно встретить в большом количестве наряды для торжественных случаев. Простой пример: молодая пара отгуляла свадьбу несколько лет назад, а смокинг и платье продолжают пылиться в шкафу. Они относят их в комиссионку, сотрудники магазина продают их, а супругам выплачивается определенный процент.
Стоковые магазины – еще одна похожая сфера. Но сюда стекаются абсолютно новые вещи, которые по каким-то причинам не были реализованы в брендовых бутиках. Крупные производители сотрудничают с такими учреждениями, благодаря чему стоимость их продукции становится очень низкой.
Ассортимент
Как говорилось ранее, в местах скопления бывших в употреблении товаров всегда можно найти так называемый «клад» — коллекционные изделия за символические деньги. При этом велика вероятность столкнуться с качественными материалами, которые уже не продаются в современных шоу-румах. Сейчас мы приведем несколько фактов о секонд-хендах и их посетителях.
А покупатели кто?
Безусловно, среди посетителей секонд-хендов встречается абсолютно разношерстная публика. Многих людей подталкивает к такому решению крайняя нужда и отсутствие денег на покупку новых нарядов. Другие же ищут возможность сэкономить на составлении сезонного гардероба. Третьи предпринимают попытки поиска раритетных элементов, которые украсят повседневные образы. Именно они являются потенциальными обладателями интересных ансамблей, поэтому их трудно обвинить в отсутствие вкуса и чувства стиля.
Современные реалии нашей жизни заставили пересмотреть видения собственного имиджа. Масс-маркеты предлагают огромный ассортимент обезличенной одежды по низким ценам. Порой они лишены не только индивидуальных особенностей, но и элементарного соблюдения правил обработки швов. Но еще остались среди нас «стиляги», предпочитающие не следовать столь слепо навязанным стереотипам. Они часто становятся постоянными покупателями нарядов, бывших в употреблении в США и странах Европы.
Сюда часто заворачивают и девушки, мечтающие найти винтажные варианты. Вероятность обрести такое сокровище, конечно, невелика, но все же имеет место быть.
Люди преклонного возраста – еще одни поставщики прибыли. Некоторые из них обращаются в торговые точки для приобретения пусть даже старых, но очень качественных «обновок», которые прослужат, как они утверждают, до «конца жизни». Но есть среди них и те, кто безумно скучает по эпохе дефицитных спортивных костюмов Adidas и джинсов Levis.
Еще одна интересная категория – люди в «теме». Они считают себя настоящими охотниками до стильных вещей, поэтому не упускают возможности прикупить курточку стильной кричащей расцветки, в которой, возможно, танцевала бразильянка на одном из знаменитых карнавалов.
Советы и рекомендации
Теперь перейдем непосредственно к описанию инструкций, которые вы можете соблюдать при выборе продукции из секонд-хенда:
Совет! В секонд-хенде можно найти наряды, которые не надевались никогда, кроме как в примерочных бутиках. Их отдают люди, которые, также как и вы, приобретают вещи, не утруждаясь сверить их с индивидуальными параметрами внешности.
Как распознать в общей массе такие варианты? Вот ряд рекомендаций, которые следует учитывать.
Теперь поговорим о вещах с явными признаками использования. Перед покупкой таких изделий тщательно осмотрите всю поверхность тканей. Дело в том, что некоторые следы ношения могут в значительной степени испортить общую картинку. Например, изысканное черное короткое платье (классика жанра!) будет смотреться изношенным, если возле застёжек будут зиять потертости. Не бойтесь катышек – их легко удалить с помощью специальных приборов. Они продаются в любых хозяйственных магазинах и стоят недорого.
Теперь об обработке. Ни для кого не секрет, что надевать на голое тело можно только выстиранные наряды. А если они наделены специфическим запахом, справиться с ним поможет смесь теплой воды и нашатырного спирта. Оставьте в растворе обновки на несколько часов, а потом постирайте их привычным способом. И еще одно предостережение: внимательно изучите состав материалов детских изделий. В них не должны быть включены волокна искусственного и натурального происхождения, которые могут вызвать аллергические реакции у вашего малыша.
Можно ли одеваться в секонд-хенде: личный опыт
Секонд-хенды – рай для стиляг или ад для модников? В статье разбираемся, как устроен рынок вторичного потребления и почему покупать чужую одежду может быть выгодно и приятно.
Отношение к секонд-хендам колеблется от «обожаю винтаж и топлю за разумное потребление» до «фу, это же кто-то носил».
Я не впадаю в крайности – люблю заглядывать в секонды в поисках качественных вещей по приятным ценам, отслеживаю ситуацию на рынке, но не покупаю там все подряд.
В этой статье расскажу, как вещи из-за границы попадают в наши магазины, почему покупать чужую одежду становится модно и где еще ее искать, если в обычных секондах ничего не найти.
Почему секонд-хенд – это модно и экологично
Тренд на осознанное потребление становится нормой, перетекающей в необходимость.
Посудите сами. Производство одежды относится к одному из самых вредных для окружающей среды видов промышленности. При выращивании хлопка в воду попадают пестициды и химикаты, а при производстве синтетики в атмосферу выделяются вредные газы.
Модная индустрия требует обновлять ассортимент каждый сезон. В результате магазины переполнены вещами, качество и актуальность которых оставляет желать лучшего. Продолжать потребление и отправлять вещи на свалку не вариант. Одежда из натуральных тканей разлагается за 2-3 года, а из синтетических – до 40 лет.
Спасением становится реюз (от английского reuse – вторичное использование). Ведь выглядеть стильно можно и не покупая новую одежду. Плюс ко всему мода довольна циклична и многое из того, что сейчас есть на прилавках магазинов, легко найти в секонд-хенде.
Качество вещей «из прошлого» высокое, так как раньше их шили не на один сезон. И если одежда в масс-маркете одинаковая – можно обойти 5-10 магазинов и увидеть там одно и то же, – то секонд-хенд – это как сундук с сокровищами, в котором хранятся уникальные экземпляры.
Расскажу немного о моем отношении к одежде. Для меня одежда – больше про способ прикрыть наготу и согреться, поэтому желательно сделать это с комфортом. Мне нравится выглядеть красиво, но куда важнее, чтобы ткани были приятными, а фасон – удобным. Я выбираю вещь долго – жду идеального мэтча, как в Тиндере – зато потом ношу ее от 3 до 10 лет.
Считаю, что одежда в модных магазинах переоценена. Если следовать за модой, придется делать обновки каждый сезон – это дорого, а выглядеть будешь как все. Поэтому секонд-хенды для меня – это квинтэссенция оптимального соотношения цены, качества и уникальности.
Важно: стилисты советуют не собирать 100% гардероба из секонд-хенда, иначе есть риск выглядеть не стильно, а странно.
Хороший вариант – купить базу из новых вещей и дополнить ее экземплярами с историей. Чтобы купить качественную одежду, которая обычно стоит недешево, воспользуйтесь картой рассрочки «Халва». Среди партнеров Халвы много магазинов и маркетплейсов, а это значит, что можно совершить покупку в любой момент и разделить платеж на несколько месяцев без переплаты.
Как устроен секонд-хенд и почему мы платим за чужие вещи
Секонд-хенд переводится как «вторые руки». Название подразумевает, что в таких магазинах продают вещи, бывшие в употреблении. Но трактовка секонд-хендов различается в разных странах. Если в российских секондах чаще всего продают одежду, обувь, аксессуары, то, например, в Японии продают вообще все – от алкоголя с этикетками, который кому-то не подошел, до мебели.
Откуда в российских секондах появляются вещи
У европейцев высокий доход и культура потребления. Эти факторы приводят к тому, что они часто покупают новую одежду и не выбрасывают старую, а отдают ее нуждающимся. Иногда за небольшую цену, но чаще бесплатно.
Сбором вещей занимаются специальные компании. Контейнеры устанавливают в крупных магазинах или на улицах. А иногда семьям выдаются специальные пакеты, которые люди наполняют одеждой и выносят за дверь в определенные дни.
После этого вся одежда направляется на так называемые фабрики – большие помещения, где ее сортируют и упаковывают в мешки. Перед отправкой на продажу всю одежду дезинфицируют.
Чаще всего в Россию попадает одежда из Англии, Германии и Голландии. Спрос на европейскую одежду высокий, потому что у нее хорошее качество и выверенные лекала.
Вещи, которые бренды не смогли продать, попадают в секонд-хенды под категорией «стоковые». Как правило, это одежда, обувь и аксессуары из старых коллекций. Их можно купить совершенно новыми и с биркой.
Как сортируется одежда
Все вещи, которые сдают люди, перед дальнейшей продажей сортируют на несколько категорий.
Как дезинфицируется одежда
Перед упаковкой в мешки для дальнейшей продажи все вещи обязательно дезинфицируют. Делают это раскаленным паром и специальными средствами. Именно поэтому вещи и сами магазины приобретают соответствующий запах, который отпугивает некоторых покупателей.
Однако следует понимать, что это – своеобразный залог безопасности. Специфичный запах одежды из секонд-хендов безопаснее запаха некоторых китайских вещей – так как заграничные ароматы никем не контролируются и могут быть вредны для здоровья.
Важно: избавиться от запаха можно стиркой, проветриванием или химчисткой.
Для обработанных вещей выдается сертификат дезинфекции, который проверяют на таможне. В некоторых магазинах эти документы можно запросить у владельцев, чтобы убедиться в обработке одежды. Но проще ориентироваться на запах – он говорит за себя сам.
Почему то, что в Европе сдают бесплатно, мы покупаем за деньги
Закономерный вопрос – почему мы платим за чужой «хлам»?
Во-первых, даже бесплатные вещи из-за границы обрастают стоимостью, пока добираются до России. Прежде чем попасть в российские секонд-хенды, они проходят через руки десятков работников, которые собирают, сортируют, дезинфицируют вещи, складывают их в мешки, оценивают и транспортируют.
Транспортировка – отдельный пункт ценообразования. Перевозка товара по воздуху, воде или суше требует средств. Цена перевозки, в свою очередь, зависит от стоимости горючего. Чем выше цена на топливо, тем дороже становится товар. А тенденций к снижению стоимости топлива, к сожалению, не наблюдается.
Во-вторых, если есть спрос, почему бы не сделать на этом деньги? Перепродажа – обычный и отличный бизнес. Кто-то продает одежду тюками по установленной цене, а кто-то не ленится и выискивает бриллианты, получая за это хорошие деньги.
Какими бывают секонд-хенды
Спрос на повторное потребление одежды растет, и это влияет на внешний вид секонд-хендов: они бывают большими и маленькими, заваленными грудой вещей или очень стильными. Сейчас смогут найти магазины по душе и те, кто любит покопаться в горе хлама, и те, кто готов прийти только на самое вкусное.
Просторные помещения с отсортированной одеждой, кабинками для переодевания и камерами хранения. В дни привоза там много новинок и покупателей.
Обычно одежды в них много, а места мало – выискивать «свою» вещь приходится среди вороха других. Кабинки в них бывают небольшими, а запах весьма специфическим. Зато именно эти магазины считаются самыми «трушными» и атмосферными.
В последнее время появляются магазины, для которых владельцы собственноручно выбирают уникальные товары. Среди них часто бывает брендовая и модная одежда, классная обувь и аксессуары.
Можно прийти в такой магазин, собрать полный лук и быть уверенным, что окажешься в тренде. Однако цены там часто близки к масс-маркету. И это немудрено, ведь люди зарабатывают на своем экспертном взгляде на вещи.
Еще одна вариация на тему тщательно отобранного товара. В таких магазинах чаще всего выставляют брендовую одежду класса люкс. То, о чем можно говорить с важным видом: «Винтаж, а не секонд!» Ценник в таких местах высокий, зато там можно найти такие бриллианты, как сумочки Louis Vuitton, лодочки Chanel, платье от Dolce & Gabbana, люксовую бижутерию и даже новые комплекты белья от известных брендов.
Покупатели, которые ценят время и комфорт, могут найти товар на онлайн-площадках – в частности, в Инстаграме. Там одежда уже отобрана, собрана в луки и красиво сфотографирована. Получить такой товар из разных уголков России можно прямо на дом через службы доставки.
Ценообразование
Магазины оценивают товары по-разному. Кто-то продает одежду на развес, а кто-то оценивает каждую вещь отдельно.
Изначально вещи, упакованные в мешки, поставщики продают на развес. Поэтому и купить одежду в некоторых магазинах можно так же.
Для получения прибыли владельцы делают наценку и сортируют вещи. Например, одежда класса люкс может стоить 900 рублей за килограмм, а обычная – 300 рублей за килограмм.
В таких магазинах выгодно покупать что-то легкое – например, дешево будут стоить вещи из шелка или детская одежда.
Если оценить каждую вещь отдельно, можно сделать бóльшую наценку и, соответственно, бóльше заработать. Поэтому в некоторых магазинах делают так: ставят определенную цену на рейл или приклеивают ценник на каждый товар. Иногда наценка составляет 100% и больше, тогда суть секонд-хенда – купить классную вещь за недорого – пропадает. Но, конечно, и на такой товар находятся свои ценители.
Кто покупает в секонд-хенде
Стереотипы о покупателях секонд-хендов в прошлом. Ни финансовое состояние, ни какой-либо другой статус не влияет на посещение магазинов вторичного потребления.
Условно покупателей в секонд-хендах можно разделить на:
Всех этих людей объединяет рациональный подход к покупкам.
Предубеждения о секонд-хендах
Кроме любителей вторичного потребления и поисков сокровищ, есть люди, которые не любят секонд-хенд по ряду причин. Рассмотрим основные мифы и попробуем их развеять.
Мы уже говорили о том, что специфический запах связан с обработкой одежды. Это залог того, что она обеззаражена и безопасна. Устранить этот запах можно самостоятельно.
Да, одежду до вас, если она не стоковая, точно кто-то носил. Кто-то с таким же чувством стиля, как у вас, – здорово же? А еще у этой вещи есть своя история: это не бездушная одежда из обычного магазина, а уникальный товар, который вы не встретите ни на ком другом.
Также можно просто откинуть мысли о прошлых владельцах и не накручивать себя – ведь одежду уже обработали.
Важно: одежду из крупных магазинов тоже кто-то мерил до покупки. Возможно, ее брали на съемки или кто-то поносил ее и вернул, потому что она не подошла.
Это не так. В секонд-хендах можно найти вещи из прошлогодних коллекций известных брендов. А еще, секонды – это не про моду, а про стиль. Там можно найти отличную классику или шикарный винтаж и вписать это в свой гардероб.
Если вам не нравится подолгу искать жемчужины в песках, идите в модные секонды, где хозяева сделали все за вас и отобрали только лучшие вещи. Будьте готовы к тому, что за такую работу придется переплатить.
Альтернативы секонд-хенду
Если вам все же не нравятся секонд-хенды, но идея разумного потребления по душе, взгляните на альтернативные места для покупок.
Наверное, самый очевидный способ купить вещи с рук. На «Авито» есть хорошие варианты детской и верхней одежды, но вообще там можно найти все что угодно.
Если не доверяете незнакомцам из-за рубежа, купите вещь у более близких.
Гаражные распродажи, как на Западе, входят в моду. К примеру, в Казани проводится фестиваль «КультТорг», на котором люди продают свои вещи. Особенность таких маркетов в том, что:
На такие маркеты часто приносят украшения, домашние растения, книги, игрушки и многое другое.
Еще одна модная новинка – свопы. Своп переводится как «обмен», и в нашем случае это обмен вещами. На свопы можно принести что-то свое и обменять на то, что тебе нравится. Например, шубу на рубашку. Получается такой вещевой бартер: расхламляешь свое пространство и сразу получаешь что-то новое взамен.
Секонд-хенды быстро утомляют меня обилием вещей. Чтобы подолгу гулять там, мне нужно особое настроение и силы. Поэтому мне нравятся варианты с гаражными распродажами и свопом. В Казани на такие мероприятия часто приходят блогеры и местные стиляги, у которых можно купить классную одежду за копейки. Так я купила шелковое платье-рубашку за 350 рублей и новые джинсы за 500.
Кроме выгодных покупок на таких мероприятиях, мне нравится формат живого общения и контакта с владельцем. Покупка вдвойне приятнее, когда ты знаешь, что ее бывший хозяин – стильный и классный человек.
Правила покупки в секонд-хендах
Чтобы покупки в секондах были для вас в удовольствие, мы подготовили несколько советов.
Магазины делают поставки новинок до 4 раз в месяц. Как правило, постоянные покупатели об этом знают и приходят в дни поставок, чтобы урвать себе самое лучшее.
Ходовые размеры разлетаются сразу, и чтобы распродать остатки к следующему завозу, многие магазины устанавливают скидки. Часто начинают с 20% и доходят до 90%. А где-то размер скидки зависит от дня недели.
Эта категория вещей относится к личным, и покупать их не стоит из соображений гигиены и этики.
Как правило, обувь принимает форму стопы владельца, а подошва со временем теряет свои амортизационные свойства, что делает ее непригодной для носки. Конечно, если обувь вам очень понравилась, это уникальная модель или вы ищете что-то на один раз – берите. Также если на условных колготках или купальнике есть все бирки и вещь новая – ничего страшного в покупке нет.
Какой бы классной и брендовой ни была вещь, если она растянутая, выцветшая и в катышках – она вас не украсит и не порадует. Лучше дайте себе время на поиски и найдите вариант получше.
Кстати, о поисках. Когда дело касается секонд-хендов, строить планы и точечные запросы – например, «хочу коричневые брюки-клеш 40 размера» – бессмысленно. За чем-то конкретным лучше идти в магазины с новой одеждой, а в секонд-хенде отдаваться фортуне и духу шопоголизма – если будете хорошо искать и вам повезет, найдете что-то классное.
Чтобы поиски были комфортными – не берите лишних сумок в руки, не делайте сложных причесок и яркого макияжа, надевайте удобную обувь и одежду, в которой легко переодеваться.
Отношение к секонд-хендам может быть разным. И попробовать пойти туда хотя бы раз, чтобы сложить свое впечатление, однозначно стоит.
Секонд-хенд: одежда для бедных или модных?
Одежда секонд-хенд в последние годы стала особенно популярна в российских регионах. И все потому, что зачастую качество бывших в употреблении вещей заметно выигрывает у новинок масс-маркета, а низкие цены не оставляют шансов ни рыночным торговцам, ни, тем более, статусным бутикам. Как устроена «кухня» российских секонд-хендов, и почему кемеровчане все чаще обращают внимание на подержанную одежду, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
В Европе и США одежда секонд-хенд появилась в 1920-х годах, но популярной стала скорее вынужденно, после Второй мировой войны, когда экономика многих стран была подорвана, а обедневшему населению нужно было что-то носить. В России секонд-хенды появились в 1990-х после распада СССР, но долгое время, особенно в провинции, считались магазинами для людей бедных, ну или очень смелых. Своими впечатлениями об этом с нами поделилась жительница кузбасской столицы Наталья Савик:
– Раньше я не представляла, что меня могут заинтересовать вещи из секонда. Было время, когда очень хотелось зайти в такие магазины, возможно, из любопытства, поковыряться. Но я и подумать не могла, что хочу найти что-то для себя. Видела симпатичные «тряпочки» на знакомых девчонках, спрашивала, и очень удивлялась, когда они отвечали, что та или иная вещь из секонда, причем, из кемеровского. Выглядело все вполне прилично и максимально стильно, – вспоминает Наталья.
Сегодня многое изменилось. Молодежь без стеснения выстраивается в очередь у дверей секонд-хендов в день пополнения ассортимента и подтягивает за собой родителей. А популярные блогеры из крупных городов, вроде Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, регулярно записывают видео-обзоры, составляя модные ансамбли из вещей, найденных в секондах, ни в чем не уступающих топовым дизайнерским лукам. И, несмотря на то, что многие до сих пор скептически относятся к дешевой бэушной одежде, она все активнее входит в жизнь не только людей с низкими доходами, но и, так называемого, среднего класса, а также состоятельных людей, лишенных предрассудков. К слову, некоторые звезды совершенно не стесняются признаваться в том, что время от времени приобретают одежду в секондах. Среди зарубежных – это актрисы Джулия Робертс и Шерон Стоун. Если говорить о российских селебрити, не брезгующих секонд-хендами, то это певец Рома Зверь, телеведущая Ксения Бородина и актриса Эвелина Бледанс.
Но вернемся на несколько шагов назад и выясним, как же вещи попадают в секонд-хенды, чего стоит опасаться, приобретая одежду, бывшую в употреблении, и стоит ли стесняться своей любви к «старью»?
Практически все вещи попадают в российские секонд-хенды из-за рубежа, но разными путями. Первый путь – когда крупные магазины избавляются от старых коллекций и продают одежду за символическую плату 1-5 евро. Так в секонд-хендах появляется абсолютно новая одежда с этикетками.
Второй, основной путь наполнения ассортимента секонд-хендов – сбор поношенных вещей, якобы для бедных регионов. На улицах европейских и американских городов устанавливают контейнеры с надписями типа «помощь Африке» или вовсе без опознавательных знаков. В них обычные горожане безвозмездно складывают свою одежду. Такими сборами занимаются компании, которые формируют секонд-хенд и продают в Россию, Украину и другие страны бывшего СССР. Вот что об этом журналисту VSE42.Ru рассказал Роман Комаров, бывший владелец нескольких магазинов секонд-хенда в Кемерове:
– Одно время я общался с владельцем секонд-хенда из Дании, и он мне объяснил, что в Европе люди копят одежду и ждут, когда волонтеры приедут и заберут ее или же сами относят в пункты приема. Такое поведение в культуре европейцев. Для них выбросить хорошую вещь – крайне нерационально. Даже если человек сам не получит ни одного цента, он никогда не выбросит добротную одежду, а отдаст сборщикам, чтобы она послужила кому-нибудь еще раз, – рассказывает Роман Комаров.
Одежда, которую европейцы отдают на благотворительность, бывает самая разная. Это и дорогие брендовые вещи, но чаще обычные предметы гардероба.
С того момента, как вещь попадает в контейнеры сборщиков, начинается ее коммерческий путь. Из контейнеров вещи перекладывают в мешки и везут на сортировочные фабрики.
– Раньше такие фабрики располагались в Европе, например, много было в Германии, а сейчас они все чаще открываются в Прибалтике, потому что здесь их дешевле содержать, – говорит Роман.
«Сортировочные фабрики» это только название. На самом деле фабрики представляют собой большие помещения (спортзалы, склады или подвалы), где одежду сортируют по состоянию и по видам: отдельно джинсы, отдельно платья, футболки, обувь и т.д. После сортировки за каждый тип вещей назначается цена за килограмм.
– Весь секонд-хенд покупается килограммами. Разбег цен приблизительно такой: вещи похуже стоят 6-12 евро за килограмм. Хорошие вещи продаются по цене 12-15 евро за килограмм. Ну и все, на что цена доходит до 20 евро – это вещи очень хорошего качества, – поясняет Роман.
Так, по опыту предпринимателя, его небольшой секонд-хенд в Кемерове закупал от 3 до 15-ти мешков одежды в месяц, то есть от 50 до 400 килограмм вещей.
Отдельно стоит упомянуть обувь. Ее кемеровские секонд-хенды закупают мало, потому что на подержанную обувь в России низкий спрос. К тому же она много весит. Секонд-хендам не выгодно покупать обувь – слишком дорого за малое количество пар.
Чтобы понять, как формируются цены на вещи в секонд-хендах в России, в частности в Кемерове, разделим их на два типа: мелкие и крупные (сетевые). В чем их отличие?
– Например, вы открыли небольшой магазинчик в Кемерове. Естественно вы не покупаете для него вещи за границей, а едете в Новосибирск или Новокузнецк и закупаетесь у оптовиков, которые себя называют операторами. Операторы тоже делятся на мелких и крупных. Мелкие перекупают товар у больших операторов. Крупные получают товар прямо из заграницы. На тот момент, когда я работал (2012-2017 годы), в России было четыре-пять крупных операторов, которые завозили весь секонд-хенд в страну и распределяли его по оптовикам помельче. А уже через них вещи попадали в магазины, – говорит Роман.
Наиболее успешными оказываются те секонд-хенды, которые привозят одежду прямо из-за рубежа. Но это себе могут позволить только крупные сети. Минуя российских операторов, они приобретают товар в Европе максимально дешево, без посреднических наценок. Соответственно и в своих секонд-хендах они выставляют одежду дешевле, чем это могут себе позволить небольшие магазины, которые сотрудничают с оптовиками. Кроме того сетевики периодически делают на товар очень большие скидки, до 90%. В то время как маленькие секонды могут позволить себе распродажи с максимальным снижением цен на 50%. Небольшим секонд-хендам сложно конкурировать с крупными сетями. Большие скидки им просто не по карману.
Понятно кому потребители отдают предпочтение – конечно, крупным сетевым секонд-хендам. Качество одежды в них такое же, как и в маленьких, а цены ниже.
– Ну и вдобавок, секонд-хендщики всегда ходят в гости друг к другу и мониторят цены. У них есть правило: одежда в секонд-хенде должна быть дешевле, чем новая. И оно соблюдается на 100%. Приведу наиболее яркий пример. Новые мужские джинсы Tom Tailor в бутике в торговом центре стоят 10 000 – 12 000 рублей. А в секонд-хенде они будут стоить не дороже 2 000 рублей. Но вообще это касается абсолютно всех вещей, – поясняет Роман Комаров.
Каждый, кто покупал одежду в российском секонд-хенде или хотя бы просто заходил в такой магазин, замечал специфический запах, который исходит от вещей. Кого-то он раздражает и лишает желания что-либо примерять, а кто-то не обращает на него внимания и с удовольствием носит, найденные в секонде сокровища, несмотря на специфический аромат, который, к слову, бесследно исчезает после одной-двух стирок. Откуда берется этот запах и стоит ли его бояться, пояснил Роман Комаров:
– Сразу скажу, что одежда в секонд-хендах совершенно безопасна благодаря обработке, следствием которой и является запах, витающий в этих магазинах. Когда хозяин секонда покупает вещи у оптовика, он обязательно получает сертификат, где написано, что одежда прошла обработку. Ее проводят специальным раствором, который имеет химический запах. Для его нейтрализации в состав добавляют парфюмерную отдушку. Ей и пахнет одежда в секонд-хенде, – говорит Роман.
То есть, характерный сладковатый запах – это как раз гарантия того, что одежда, представленная в секонд-хенде, прошла обработку. Она чистая и безопасная. Подозрение как раз должна вызвать одежда, которая не имеет этого запаха. Его отсутствие означает, что вещи не были обработаны и, возможно, попали в страну нелегально.
Посещение секонд-хенда, по многолетним наблюдениям Романа, не зависит от материального положения покупателя.
– Я бы так сказал. В секонд-хенд заходят люди, для которых это психологически приемлемо, а имущественный ценз здесь вообще ни при чем, – говорит мужчина.
Сам Роман, вспоминая свои первые опыты посещения секонд-хендов, отмечает, что испытывал при этом неловкость. Он рассказывает, что очень хорошо запомнил те ощущения. А потом, открыв свой секонд-хенд, наблюдал за людьми, которые приходили к нему впервые и анализировал их поведение.
– Есть люди, которые не хотят афишировать свои походы в секонд-хенды. Дело в том, что в России существует два мифа о секонд-хендах. Первый, что в них ходят только бедняки и бродяги. А любому нормальному человеку не хочется попадать в эти категории. Поэтому некоторые боятся, что если знакомые увидят, как они заходят в секонд-хенд, то подумают, что с ними что-то не так. Второй миф о том, что в секондах продается ветошь, – поясняет Роман.
По опыту мужчины, новичку нужно посетить магазин подержанной одежды от трех до шести раз, чтобы начать чувствовать себя в нем комфортно.
– Интересно, что когда разговоришься с человеком, заглянувшим в секонд-хенд впервые, он нередко начинает рассказывать о том, что у него в жизни все в порядке, дома куча вещей, а в секонд он просто зашел ради прикола. Хотя об этом его никто не спрашивает, человек, тем не менее, пытается оправдаться. А через какое-то время, когда видит, что в секонд-хенде продаются хорошие вещи и никаких бродяг нет, он начинает спокойно приходить, без стеснения. Но, разумеется, так ведут себя не все. Есть люди, для которых секонд-хенд – это обычный магазин, куда они приходят за обновками и даже не думают стесняться, – рассказывает Роман.
Есть люди, которые покупают одежду в секонд-хенде, чтобы просто пополнить гардероб новыми качественными вещами из Европы. А есть те, для кого приобретение вещей именно секонд-хенд стало особым удовольствием. Ведь зачастую в секонды попадают уникальные вещи, единственные в своем роде.
К примеру, Наталья Савик всегда относилась к секонд-хендам положительно. Девушка считает, что если образ продуман грамотно, и человек его может «презентовать», то значит, вещь нашла своего человека, у нее появилась вторая, а может быть третья и четвертая жизни. Вот как Наталья описывает свое знакомство с секонд-хендами, где она почему-то не побоялась встретить бродяг.
– Мое знакомство с европейским секондами произошло во Франции, в маленьком городе Антиб. Мы с подругой гуляли и зашли в неприметный бутик. У меня тогда глаза разбежались от роскоши и эстетики увиденного. Я представляла, что хочу «владеть» хотя бы частью этих «сокровищ»! Купила тогда маленькую кожаную сумочку, без всяких обозначений бренда, без намека на авторство. Кстати, периодически выгуливаю ее сейчас, с теплыми воспоминаниями о проведенном времени в те дни, – вспоминает Наталья.
Кстати, сегодня в инстаграме можно найти массу профилей, выставляющих на продажу винтаж и вещи секонд-хенд. Так, совсем недавно, Наталья приобрела в московском магазине винтажа школьный портфель из 1980-х.
– Я была счастлива, потому что у меня такого портфельчика в детстве не было, а видимо, хотелось, – делится эмоциями Наталья.
Наташа рассказала, что случайно познакомилась с девушкой, которая живет на Антибах, ходит по блошиным рынкам и покупает интересные вещи.
– У нее я купила пару старых рубах в хорошем состоянии: в одной привлек оверсайз и фактура ткани, в другой красивый округлый воротник с рюшами. А еще приобрела у нее двое винтажных клипс, очень массивных, но таких душевных. Если их надеваю, то эффекта «вау» не избежать, – рассказывает Наталья.
Нередко люди боятся покупать одежду в секонд-хендах из-за, якобы негативной энергии, которую она впитала от предыдущих владельцев. Но у Натальи Савик на этот счет есть своя теория.
– Я всегда думаю, что каждая вещь, если она сохранилась так долго, имеет право найти своего следующего хозяина, быть амулетом, оберегом, носиться или просто лежать, чтобы любоваться. Если она легко приходит к человеку, значит и принесет ему только приятные эмоции. Мне покупка таких вещей доставляет огромное удовольствие и радость. Я фантазирую, кому она могла бы принадлежать, как выглядела та или другая женщина, как она была красива, каким тонким вкусом обладала, раз носила такое или имела у себя в обиходе. Я бережно и с трепетом отношусь к каждой покупке, мы с интересом рассматриваем их с детьми, и я с радостью передам эти находки своим дочерям. Уверена, что интерес к старине передастся кому-то из них точно, – размышляет Наталья.
Конечно, выбор каждого, покупать одежду, украшения, утварь или мебель, бывшие в употреблении или нет. Но возможно, иногда стоит расширить границы привычного мира и заглянуть в мир вещей, проделавших длинное путешествие сквозь время и огромную часть земного шара, чтобы по странному стечению обстоятельств оказаться в Кемерове.
Имя владельца секонд-хенда изменено по его просьбе.