Магердо у цыган что это
Магердо у цыган что это
Я – мэ
С меня – мАндэр
Мне – мАнгэ/мангЭ
Со мной – мАнца
Без меня – би мирО
У меня – ман о/мандэ
Ко мне – кэ мэ
Мой (моя, мои) – мирО (мирИ, мирЭ)
Мы – амЭ
Нам – амЭнгэ
Наш (наша, наши) – аморО (аморИ, аморЭ)
К нам – кэ ямэ
Ты – ту
Тебя – тут
У тебя – тУтэ
Тебе – тУкэ
Твой (твоя, твои, твоё) – тё/тэрО (ти/тэрИ, тэрЭ, тирО/тэрО)
К тебе – ки ту
Без тебя – би тэрО
Вы – тумЭ
Ваш (ваша, ваши) – тумарО (тумарИ, тумарЭ)
Он – ёв
Ему – лэскэ
Его (в родительном падеже) – лэс
Его (как прилагательное) – лэскО
Они – Ана
Им – лэнгэ
Их ( в родительном падеже) – лэн
Сам – кокурО
Свой – пЭнго
Себе – пэскЭ
Себя – пЭс
Это – ада
Этот – какО
Всё – са (сарО)
Все – саворЭ
Всех – сарЭн
Всем – сарЭнгэ
Совсем – сарЭса
Кто – кон
Никто – никОн
С кем – кАса
Так – кадЯкэ
Вместе – кхэтанэ
Потому что – дулЭски
Что – со
Что? – Со?
Где? – Кай?
Куда? – КарИк?
Как? – сыр?
Зачем? – палсО?
Почему? – сОски? (но чаще – так же, как по-русски)
Когда? – кедЫ?
Кто? – кон?
Сколько? – бут?
Какой? – савО?
Красивый – гОжо
Уродливый – бэнк
Ты мой (моя) миленький (ая) – ту мирО (мирИ) миленько
Дорогой – дрАго
Любимый (ая) – камлО (камлЫ)
Хороший (хорошенький) – лачО (лачинько)
Дура (дурак) – дырлЫны (дырлЫно)
Маленький – мАленько
Большой – барО
Бедный – чарОро
Богатый – барвАло
Цыган – ром/ромал
Не цыган – гАджо
«Черт с рогами» – Бенг рогЭнса
Новый – нЭво
Хитрый/хитрая (хитрые) – ужЯнгло (ужЯнгле)
Умная – годявир
Счастливый (счастливая, счастливые) – бахталО (бахталЫ, бахталЭ)
Удалец (мужчина) – мурш
Цыганский – ромАно
Золотой (золотая, золотое, золотые) – санакУно (санакУны, санакУно, санакУнэ)
Нет больше таких на свете – нанэ ада вавир прэ свето
Мне плохо (мне хорошо) – мангэ нАшука (мангэ шукАр)
Я устала – мэ кхраниО
Я поспала – мэ попАсио
Я заболела – мэ занасвалуЁ
С меня хватит! – МандЭр хватит!
Новый – нЭво
Счастлив (счастлива) – бахталО (бахталЫ)
Хочется спать – камЭлпэ тэсовЭс
Год – бэрш
Месяц – шён
День – дэвЭс/дэс
Ночь – рят; ночью – рЯтэ
Утро – дэдиминянцы
Вечер – дэкусарэ
Утром – додэсара
Сегодня – дадывэс
Завтра – тасЯ
Послезавтра – палтасЯ
Сейчас – так же, как и по-русски
Дом – кхр (можно – кхэр)
Там – дутЭ
Здесь – датЭ
Дорога – дрОм; по дороге – пэ дромА
Сюда – дарИк
Туда – дурИк
Отсюда – датЫ
Вперед – палЭ
Назад – ангЕл
Существа и животные
Бог – дэвЭл
Черт – бэнг
Собака – джюкЕл
Конь – грай
Птица – чирЕклы
Брюки – халуЁ
Платок – дыкхлО
Юбка – так же, как по-русски
Золото – сумнакАй
Золотое кольцо – санакУно ангрустЫ
Серебро – руп
Чтоб тебя Бог покарал! – Тэ скарИн ман дэвЭл!
Пес пса не укусит – джюкел джюклес на хала
Лежачий камень – пАшло бар
Поет как птица – багала сыр чирЕклы
Твои глаза как звезды – тэрЭ якхА сыр чиргинЯ
Разные фразы и действия
Иди/приди ко мне – яв кэ мэ
Он все знает – ёв сарО джинЭл
Дождь идет – бришинд джяла
Куда мне идти? / Знаешь, куда идти? – КарИк тэджав? / ДжинЭс, карИк тэджЯс?
Кто приходит? – кон авЭла?
Мы идем вместе – амЭ джЯса кхэтАнэ
Не бойся – на дАрпэ
Дай руку – дэ васт
Я это слышал(а) – мэ ада шуньдем
Я тебя прошу – мэ тут мангАв
Ни о чем я тебя не прошу – ничИ мэ тУтэр на мангАва
Я тебе скажу – мэ тут пхэнАва
Ничего я тебе не скажу – нИчи мэ тУтэр на пхэнАва
Слышишь? – шунЭса?
Пошли (домой) – явЭн (кхарЭ)
Что мне делать? / что будем делать? – со мАнгэ тэ кирА? / Со кирАса?
Я думал(а) – мэ думиндЁм
Горит, но не греет – хачЕн, нэ на татькирЭла
Целую – чамудЭв
Помню я песню – рапирАва мэ гилЫ
Ищу – родАм; нашёл – лакхтЁм
Ты разозлился – ту холысЯн
Ты тоже видишь это? – Ту чи дыкхЭс ада?
Ладно, я приду – Мишто, мэ явА
Ты врешь, я знаю – ту хохавЭса, мэ джинОм
Я ничего не знаю – Мэ ничИ на джинОм
Мэ жили в… – амЭ джиндЯм дэ…
Мы побывали в… – амЭ самАс дэ…
Мы идем на танцы – амЭ гаЁм по дискотЕке
Мы уезжаем – амЭ карадАса
Хочу к тебе – камАм/камАв ки ту
Да ладно тебе! – мишто акана брэ!
Ты что, ушел (пришёл)? – ту со, угеЯ (явдЯ)?
Хочется знать – камЭлпэ жянАв
Александр Босяцкий: мы хотим жить в Беларуси и быть цыганами
Людьми вредными и бесполезными называл цыган Статут Великого княжества Литовского 1588 года. А вот цитаты уже из XXI века — наших читателей, оставивших свои комментарии под публикацией «Милиция не видит разницы между преступниками и цыганами?» : «95% из этих людей действительно преступники, которые обманывают людей, ввозят в Беларусь и продают наркотики… всех их нужно выселить в зону отчуждения, пусть там поищут, что можно украсть»…
Почти пять веков минуло, а определенная часть белорусского общества по-прежнему мыслит средневековыми категориями. Почему не только обыватели, но и отдельные представители власти так предвзято относятся к цыганам? Об этом в интервью интернет-газете Naviny.by рассказывает исполняющий обязанности главы общественного объединения «Белорусская ассоциация цыган «Рома» Александр Босяцкий.
— Александр Иванович, милиция Волковыска, разместив на своем сайте так называемую профилактическую публикацию под дискриминационным заголовком «Осторожно! Цыгане!», по сути, нанесла оскорбление всем белорусским цыганам.
— Я очень информированный человек. Покажите мне на карте Беларуси любую точку, я вам скажу: сколько там живет цыганских семей, чем они занимаются. Да ведь в Гродненской области почти нет цыган. Есть несколько семей в Ошмянах, в Радуни, а в Волковыске нет цыган. Но дело даже не в этом. Я не хочу обижать представителей других национальностей. Однако представьте, что в публикации речь шла не о цыганах… Как вы думаете, какая бы реакция проявилась, если бы милиции рекомендовала остерегаться, например, евреев, грузин или азербайджанцев и запоминать их приметы?
Дипломаты такой бы шум подняли, что мало не показалось бы! А у цыган нет посольств, за нас некому заступиться. Такие случаи нагнетают напряжение, образуют вокруг нас вакуум. А у меня, к примеру, теща русская, соседи мои люди разных национальностей. Мы дружно живем со всеми, мы граждане Республики Беларусь, уважаем законы и подчиняемся им. А так получается, что цыгане всю Гродненскую область ограбили! Да, не все цыгане идеальные, законопослушные, как и представители других народов. Но если человек совершает преступление, то причем тут его национальность? Есть милиция, есть суд.
— Возможно, речь шла о гастролерах из Украины или Молдовы?
— Возможно. Но в таких случаях я бы сам порекомендовал нашей милиции обращаться ко мне или нашим представителям. Если приезжие люди набедокурили, то мы готовы помочь их найти. Поверьте, нам не нужны проблемы такого рода. Вот, кстати, был случай, когда наш минский цыган повел себя неправильно за рулем. Ко мне приехали два офицера Советского РУВД, показали мне фотографию, я его сразу опознал и решил все проблемы. Если есть претензии к цыганам в том же Волковыске, пусть милиционеры обращаются в наши общественные структуры. Поможем.
— Прошло почти 500 лет, а к цыганам на земле белорусской сохранилось далеко не дружеское отношение. Почему?
— Я не могу сказать, что все жители Беларуси видят в нас только преступников. И в милиции, уверен, есть понимающие ситуацию люди, которые считают, что нельзя всех стричь под одну гребенку. Нам неприятно слышать, когда в сообщениях о преступлениях подчеркивается только наша национальность. Со всеми национальностями мы разделяли горе и радость. Мы пережили фашистский геноцид, пережили вместе с белорусским народом, выжили, сохранили свой язык и традиции. Мои оба деда воевали в партизанах. У нас одна судьба, делить нам нечего, а тем более нет нужды отделяться. Нам ведь международные структуры предлагали создать цыганскую школу, деньги готовы были на это выделить. Мы отказались. Наши дети ходят в обычные школы, там их никто в глаза не попрекает, что они цыгане. Белорусские цыгане не подвергаются дискриминации. Они пользуются всеми правами, гарантированными Конституцией. Я не раз был за рубежом, поверьте, в странах Европы у цыган проблемы не сравнимы с нашими. Там им действительно тяжело жить только потому, что они цыгане. У нас с белорусским народом нет проблем, есть некоторое непонимание со стороны отдельных чиновников. А если вы у меня спросите, есть ли среди цыган жулики, я отвечу — да, есть, как и среди других национальностей, живущих в Беларуси.
— Цыган, можно сказать, поголовно обвиняют и в торговле наркотиками…
— Что значит — магердо?
— Как бы вам правильно перевести… В тюрьмах таких людей называют «опущенными». Магердо — это как клеймо, что ты изгой, с тобой никто не будет общаться, тебе никогда не помогут.
— И такой приговор выносит цыганский суд? У белорусских цыган, знаю, он тоже есть.
— И какой самый тяжкий приговор способен вынести цыганский суд?
— Наказания бывают очень жесткие. Для цыган самое главное — общение. У нас нет письменности, только общением мы сохранили свой язык, традиции и культуру. В языке цыганском заложена вся основа нашего выживания. Когда человека исключают из круга общения, вот это и есть самое страшное наказание. В беде тебе не помогут и радость твою никто не разделит. Если цыганский суд решает, что этот человек плохой, то он на какое-то время может быть исключен, образно говоря, из табора. Его не приглашают на различные мероприятия, свадьбы, например…
— Были такие случаи?
— Да, на год-два отлучали от общения.
— А за что, если не секрет?
— Например, муж жену бросил, детей обидел. В основном это касается семейных проблем внутри цыганской структуры. Был и очень серьезный случай в Бобруйске, когда дело могло кровью закончиться. Цыганский суд вмешался и постановил: чтобы стороны забыли о конфликте, в течение десяти лет жили мирно и не ругались. Три года уже прошло, все мирно. Потому что суд сказал, что если кто ослушается, то вся семья будет виновата. У нас свои традиции, свои законы, они не противоречат законам государства. Поэтому мы сохранились, не растворились среди других национальностей. У каждого народа есть свои секреты. Есть он и у нас, цыган. Мы хотим жить в Беларуси и быть цыганами.
— Говорят, у вас очень хорошо развита так называемая цыганская почта? Информация распространяется со скорость интернета.
— Есть у нас такая «служба», я же вам говорил, что я очень информированный человек.
— Я так понимаю, Александр Иванович, что цыгане создавали свои общественные организации, в том числе и для защиты собственных интересов?
— Да, это так, но сегодня наша организация находится в стадии перерегистрации. К сожалению, процесс этот затянулся…
— Прошло уже несколько лет после смерти Владимира Ивановича Матвеева, который возглавлял ассоциацию «Рома» и одновременно являлся цыганским бароном. Цыгане так и не смогли определиться с новым лидером?
— Владимир Иванович был очень мудрым и уважаемым человеком, пользовался авторитетом не только среди цыган. Пока достойной замены ему не нашли.
Ученый: Мы живем рядом с цыганами, но почти ничего не знаем друг о друге
За что оно может последовать?
Цыгане по-прежнему кочуют по свету? Все мы помним по книгам и фильмам кибитки, табор в степи…
Лучше всего я знаком с группой цыган-сербиян, это ответвление от цыган-котляров. К слову, проследить, откуда пришли рома можно по золотым старинным монетам, которые они передают из поколения в поколения молодым на свадьбах. У семьи моих друзей цыган есть австрийские монеты с профилем Марии Терезии. То есть вполне возможно они действительно, когда-то пришли из Сербии.
Что заставило цыган перейти на оседлый образ жизни?
Данил Сергеев: Главным образом то, что в 1956 году вышел Указ «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Он приравнял странствующих цыган к тунеядцам и запретил кочевать под угрозой тюремного срока на три года. Они должны были обосноваться ровно там, где на тот момент стоял их табор. Так по всей стране образовались цыганские поселки. Власти выделили им землю, на ней они построили дома, там и живут до сих пор. И надо сказать, сегодня во многих городах возникла серьезная проблема.
Причем, парни получают образование класса до седьмого, потом женятся и в школу больше не ходят. Какая школа, когда нужно кормить семью?! Девочки учатся класса до пятого-шестого. Самый образованный среди табора цыган-сербиян парень, который закончил девять классов.
Я как-то был свидетелем такого разговора: один цыган говорит, как хорошо, наверное, иметь высшее образование, вот бы выучиться. А другой отвечает, а зачем оно нужно, куда с ним, деньги-то как зарабатывать? Хотя, надо сказать, так думают цыгане не во всех сообществах. Есть, например, так называемые «русские цыгане» («руска рома»), среди них довольно много людей и с высшим образованием. И национальную одежду они надевают разве что во время праздников. Но большинство все-таки рано бросают школу, традиции мешают им учиться дальше.
Чем все-таки они зарабатывают?
Часть цыган торгует на рынке, мужчины нанимаются строить бани в поселках, собирают металлолом. Причем, что показательно, зная, что не каждый возьмет их на работу, они представляются выходцами из Таджикистана, Кавказа, а то и Молдовы, наивно полагая, что их сложно узнать. Улыбка с золотыми зубами разоблачает моментально.
А наркотики? По-прежнему торгуют?
К слову, некоторым сообществам цыган торговать наркотиками строго запрещают их традиции. Например, цыгане-сербияне наркотики никогда не продавали. Да, они могут гадать и попрошайничать, но дурманом не торговали принципиально. Однако очень многие сербияне сами стали жертвами наркобума 90-х: увлечение запрещенными веществами стало пагубным для многих молодых цыган в те годы.
Данил, цыгане все-таки довольно закрытое сообщество, как вас пустили в табор?
Данил Сергеев: Еще мой дядя в 1970-е годы снимал дом у одной цыганской семьи, с ними дружила моя бабушка, а потом и я. Мы не теряли отношений даже в 90-е годы, когда цыган обвиняли во всех смертных грехах. К рома и сегодня относятся настороженно. Конечно, они чувствуют это, когда приходят в больницы, госучреждения. И стараются лишний раз не пересекаться с «нашим» миром. С одной стороны, это отношение может и заслуженно, но все же нельзя всех под одну гребенку. Ведь не все воруют и торгуют наркотиками. Стереотипы очень сильны, и думаю, даже если все цыгане вмиг перестанут гадать и попрошайничать, этот шлейф будет тянуться за ними еще не одно десятилетие.
Но вот что интересно, не только мы мыслим о цыганах стереотипами. И в их сознании полно разных клише по отношению к нам. Знаете, кого они считают самой опасной колдуньей, которая может навести на них порчу? Женщину с голубыми глазами! И я в этом не раз убеждался. Получается, мы боимся цыган-гадалок с огненно-черными глазами, а они блондинок с голубыми глазами. Кажется, невероятным в нашем-то веке. И так во всем. Так что нам предстоит разрушить еще очень много ложных установок друг о друге. И думаю, процесс этот должен быть обоюдным.
Нет у этого народа желания жить исключительно воровством. Стойкие традиции, отсутствие образования мешают их интеграции. Знаете, они очень любят и часто пересматривают фильм про Будулая, про цыгана, который жил честно.
Откуда пошли цыгане?
Данил Сергеев: Среди многих исторических теорий самая стойкая говорит о том, предки цыган жили в центральных районах Индии. Сегодня они живут почти во всех странах мира, от США до Восточной Европы. В России, по данным последней переписи, насчитывается 220 тысяч цыган.
Какая религия у цыган?
Данил Сергеев: В России больше православных цыган. Они массово крестят детей в Пасху. Меньше цыган мусульман. Религия обусловлена страной проживания цыган.
Как гадалкам удается обмануть, обладают ли они какими-то психотехниками?
Данил Сергеев: Считается, что цыганки обладают элементами гипноза, которым овладели за долгие годы своей деятельности.
Главные тайны цыган, которые необходимо знать каждому
Откуда путь держите?
Раньше ошибочно считалось, что цыгане – египтяне. Сегодняшние генетические исследования однозначно доказывают, что начальной точкой миграции «вольного народа» была Индия. Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане, как и индусы – хорошие дрессировщики животных. Свойственен цыганам и синкретизм духовных верований, который является одной из особенностей современной индийской культуры.
Цыгане оказали огромное влияние на мировую культуру. Балканская музыка и стиль Бохо, находящиеся сегодня в тренде – продукты цыганского влияния.
«Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная»
Рома уникальны своей музыкальной культурой. Они не только сами глубоко интегрированы в музыку, но и влияют на культуру народов тех стран, в которых оказываются. Это влияние можно встретить практически везде. Иногда культуры переплетаются настолько, что мы не всегда знаем, когда слушаем романс – русским его называть или цыганским.
Семиструнная гитара – русская она или цыганская?
Считается, что семиструнную гитару изобрел в 1790-х годах Андрей Осипович Сихра. Первые образец инструмента он сделал в Вильнюсе, а позже, по приезде в Москву, его доработал. Он стал настоящей звездой, к нему записывались на уроки, он давал концерты и обладал несомненным музыкальным даром. Его отец также был музыкантом. Не стану притягивать факты и утверждать, что Сирха был цыганом, но развитие инструмент получил именно в цыганской среде.
До революции 1917 года семиструнная гитара, отличительной чертой которой является строй – соль мажорный – была очень популярным инструментом. Цыганские романсы и Пушкин, и Толстой, и Тургенев, и Лесков слушали именно под аккомпанемент семиструнной гитары.
Как один из символов «царского строя» семиструнка в СССР утратила свои позиции, и на смену ей пришла шестиструнная гитара с классическим испанским строем.
Однако цыгане не оставили семиструнную гитару. Больше того, именно русские цыгане впервые привезли эти гитары после революции за океан – в Бразилию. Семиструнная гитара звучит и сегодня – не только в театре «Ромэн», но и на поп-сцене. Например, у Мадонны был целый тур, где ей аккомпанировал Вадим Колпаков, солист ансамбля «Via Romen».
Также огромную популярность сегодня приобрела балканская музыка, плоть от плоти – цыганская. Её развитию, к слову, способствуют великолепные фильмы Эмира Кустурицы, который ещё и музыкант, лидер группы No smoking Orchestra.
Семиструнная гитара выжила в СССР также благодаря бардовской песне. Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей Никитин – все они «семиструнники».
Цыганский гипноз – невероятно увлекательная и объемная тема, поэтому скажу лишь о некоторых его основных принципах и методиках.
Главное, чего добивается любой гипнотизер – получения так называемого раппорта – управляющего контакта. Техника цыганского гипноза основана на управлении сознанием через внимание, поэтому первое, что делает гипнотизер – это пытается переключить ваше внешнее внимание на внутреннее.
Искусство цыганского гипноза передается из поколения в поколение. Ему учат как на словах, так и эмпирическим путем. Каждый цыган-гипнотизер – это отличный психолог, долгой практикой развивший в себе тактильное, зрительное, слуховое, даже обонятельное восприятие. Любые движения человека, даже микродвижения, вроде моргания или работы мимических мышц о чем-то говорят. И цыгане знают – о чем.
В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два – верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция, однако принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.
Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Их не напрасно называли «фараоново племя». Поразительным было для европейцев и то, что цыгане бальзамировали своих покойников и хоронили в склепах, куда закладывали всё необходимое для жизни после смерти. Эти похоронные традиции живы у цыган и сегодня.
Передается из поколения в поколение и мастерство предсказания на картах. Как на Таро, так и на обычных. Не каждая цыганка умеет гадать. В многодетных цыганских семьях, в таборах, для обучения выбирают не больше 5 % девочек. Это искусство и не может быть массовым, его секреты хранят, а хорошая гадалка в цыганской общине – на вес золота.
Не стоит романтизировать гадалок, а тем более завидовать их дару. Принятие на себя этой роли требует от цыганки ясного понимания огромного бремени, которое она на себя возлагает. В Средние века с цыганами не особо церемонились, гадалок же признавали ведьмами и жгли на кострах. Резко негативно относится к цыганским гадательным ритуалам и современная христианская церковь.
Добро пожаловать! – Мишто явъЯн!
Счастливо пребывать! (многим людям) – тэ явЭн бахталЭ!
Счастливо пребывать! (мужчине) – тэ явЭс бахталО!
Добрый день (всем) – дэвЭс лачО (сарЭнгэ)
Чтоб тебя Бог покарал! – Тэ скарИн ман дэвЭл!
Пес пса не укусит – джюкел джюклес на хала
Лежачий камень – пАшло бар
Поет, как птица – багала сыр чирЕклы
Твои глаза, как звезды – тэрЭ якхА сыр чиргинЯ
В цыганском языке баро – старший. Так как в цыганском обществе строго закреплено право старшего, а не право сильного, как во многих других культурах, то и главным в таборе является старый и мудрый человек. На нём лежит огромная ответственность за жизнь каждого в таборе, он лично отвечает за каждого, разрешает разногласия и заботится об экономическом процветании своей большой семьи.
По цыганским понятиям женщина не должна быть над мужчиной. У рома существует понятие «скверны», связанное с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Место, над которым она прошла становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь также считаются «осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук, а цыгане предпочитают жить в одноэтажных домах.