Магнито планарные наушники что это
Планарно-магнитные наушники Audeze: привычка к хорошему
Планарно-магнитные наушники выпускаются многими брендами. Но лидер в этой сфере — американская компания Audeze, именно она смогла преодолеть ограничения технологии и расширить её применение. Первые в мире внутриканальные планарно-магнитные наушники — дело рук её инженеров. Ни у кого больше нет столь широкого выбора портативных моделей, которые не требуют неподъёмных усилителей и могут работать с любыми мобильными устройствами. А раз так, то есть повод сравнить их между собой, заодно рассказав о фирменных фишках моделей и самих технологиях, реализованных в них.
Физика успеха
В динамических драйверах звуковые колебания создаются движущейся мембраной. При движении она деформируется и даёт очень высокий уровень искажений — настолько высокий, что его стесняются указывать в технических характеристиках. В планарно-магнитном драйвере мембрана куда легче и обладает меньшей инерцией. Большая площадь мембраны позволяет ей перемещать требуемые объёмы воздуха при меньшей амплитуде колебаний. В итоге звучание планарно-магнитных драйверов характеризуется высоким разрешением, они лучше передают высокие частоты.
Именно эти качества — крайне низкие нелинейные искажения и необыкновенно чистые и прозрачные высокие частоты — стали основой успеха планарно-магнитной технологии у меломанов и профессионалов.
Патентованные рецепты
Возникает вопрос: раз планарно-магнитная технология так хороша, почему же она не вытеснила все остальные и не стала доминирующей?
Прежде всего потому, что до недавнего времени общий уровень технологического развития не позволял преодолеть недостатки таких драйверов. Нужны очень мощные магниты, особые полимерные плёнки — тонкие, прочные и лёгкие, и технология нанесения на них тончайших плоских катушек. Успех Audeze во многом связан с тем, что к её основателям, Санкару Тьягасамурдраму (Sankar Thiagasamudram) и Александеру Россону (Alexander Rosson), присоединился инженер Пит Юка. Он разработал по заказу NASA особый материал для гибких печатных плат, который идеально подошёл для изготовления диафрагм. Эта инновационная технология была развита и подкреплена опытом Драгослава Колича (Dragoslav Colich), который 30 лет занимался созданием планарных акустических систем.
Старые знакомые
Модели iSINE10 и iSINE20 читателям 4PDA уже знакомы, поэтому описывать их подробно не стоит. Напомним только, что буква «I» в обозначении серии указывает на совместимость наушников с устройствами Apple, включая те, что лишены аналогового 3,5-миллиметрового выхода. В комплект обеих моделей входит цифровой кабель Cipher с разъёмом Lightning. Это миниатюрный ЦАП и усилитель для наушников, причём весьма высокого класса — выше, чем аудиотракт iPod и iPhone. Более того, устройство оснащено продвинутым DSP (цифровым сигнальным процессором), на основе которого работает 10-полосный эквалайзер с двумя профилями, управляемый через мобильное приложение. Питается устройство от источника звука, потребляя порядка 50 мВт, и лишь незначительно уменьшает автономность «яблочного» гаджета.
Единственное конструктивное отличие моделей — в меньшем числе витков звуковой катушки у iSINE10. Из-за этого у неё ниже импеданс и чувствительность, правда, разница всего в 2 дБ — на слух заметно, но не критично. Немного отличаются и частотные характеристики, в основном в области верхней середины, что в общем-то и предопределяет отличия в звучании. Кстати, благодаря кабелю Cipher и продвинутому эквалайзеру удастся свести эту разницу к минимуму. При аналоговом подключении она может быть существенной из-за того, что наушники с импедансом 16 Ом более требовательны к источнику, чем 24-омные, — в идеале им нужен усилитель с очень низким выходным импедансом. Получается интересная ситуация: пользователи Apple-устройств должны приплачивать за кабель Cipher, тогда как приверженцы других платформ могут сэкономить на цифровом кабеле, но им придётся раскошелиться на Hi-Fi плеер или «музыкальный» смартфон с выделенным ЦАП.
Новый друг против старых двух?
Охватывающим наушникам SINE DX стоит уделить немного внимания. Модели семейства iSINE построены на драйверах диаметром 30 мм, а SINE DX — на ассиметричном размером 80 х 70 мм. Больше площадь мембраны — больше витков у плоской катушки — выше масса подвижной системы и ниже чувствительность.
Мембраны увеличенного размера в совокупности с охватывающей конструкцией создают более масштабную звуковую сцену. Хотя надо признать, что iSINE в этом плане превосходят все другие типы внутриканальных наушников. Некоторые сетуют, что они слишком сильно высовываются из ушей, ну так именно за счёт этого звучание настолько объёмное.
Ещё один важный момент: многие принципиально не признают внутриканальные наушники — они вызывают у них дискомфорт. Вот для таких пользователей и сделаны SINE DX.
Что касается более высокой цены, то она объясняется применением других материалов: механизм оголовья и корпуса выполнены из металла, подушки отделаны качественной натуральной кожей. Дизайн, как и у моделей iSINE, разработан стратегическим партнером Audeze — компанией Designworks, входящей в состав концерна BMW.
Интеллигентный напор
Чтобы в полной мере раскрыть потенциал наушников, их слушали с разными источниками: плеером iPod Touch 6G (c кабелем Cipher и по аналогу), со смартфоном LG V30 (ЦАП — QUAD DAC ES9218P), а также с компактным USB-ЦАП для наушников Schiit Fulla 2. Аппарат в высшей степени интересный и серьёзный, несмотря на малые размеры: он построен на чипе AK4490, одном из лучших по звуку у компании Asahi Kasei. Питается по USB, поэтому может использоваться в роли портативного усилителя со смартфонами (через OTG-адаптер) и ноутбуками. Музыка — самая разная: симфоническая классика, джаз, электроника, блюз и рок.
Характер звучания всех трёх моделей очень близок — пожалуй, у них общий звуковой «почерк». Его можно охарактеризовать как «эмоциональный»: наушники хорошо передают суть музыки, всё, что в ней наиболее важно, и деликатно обходят дефекты записи. Даже даже современные инди-релизы с DR5 (Dynamic Range — динамический диапазон, измеряемый специальным плагином к плееру foobar2000), а то и меньше, играют на удивление чисто и приятно. Конечно, есть и заметные отличия, но они связаны в основном с разницей в импедансе. С мобильными источниками (iPod c аналоговым подключением и «обычные» смартфоны) они проявляются сильнее: у iSINE10 чуть подчёркнуты верхние средние, поэтому они кажутся немного грубее, а SINE DX представляются более светлыми. С цифровым кабелем Cipher и небольшой коррекцией в эквалайзере две модели iSINE звучат очень похоже. При работе с «музыкальным» смартфоном и ЦАП Schiit Fulla 2, имеющими усилители с высоким выходным импедансом, модели различаются уровнем громкости и незначительными вариациями в ходе частотной характеристики, наиболее ровная, сбалансированная и гармоничная — у SINE DX. Как и предполагалось, звуковая сцена у них тоже более масштабная и объёмная.
Жанровых предпочтений наушники не проявляют. С ними что классические произведения, что современный рок, звучат одинаково хорошо. Так же наушники справляются с быстрыми и сложными басовыми пассажами. Не добавляют к перкуссии нездорового блеска, но передают её так, будто бы находишься в студии. Тяжёлый рок играет максимально близко к тому, как он звучит на стадионных концертах, разве что басы не ощущаются всем телом.
Осторожно: опасность привыкания!
После динамических или арматурных наушников звучание Audeze может показаться непривычно мягким и даже темноватым. Это следствие того, что многие привыкли к наушникам, сделанным по массовому вкусу — с задранными краями, с так называемой V-образной характеристикой. Но любой профессиональный звуковик скажет, что именно этот звук не является правильным и точным, разве только более эмоциональным и выразительным по сравнению с профессиональными мониторами.
Для адаптации к честному саунду Audeze потребуется пара дней. Правда, следует осознавать, что после этого может исчезнуть желание слушать динамические наушники, даже дорогие — их звучание может казаться грубым и искусственным.
Планарно-магнитные наушники HiFiMan Edition X
Компания HiFiMan основана в Нью-Йорке химиком китайского происхождения Dr. Fang Bian (выиграл грант и получил степень Ph.D в США, специализация нанотехнологии). Интересно, что образование не прошло даром: нанотехнологии активно используются при проектировании очень тонких и прочных мембран наушников HE-1000. В сети есть забавное видео, где основатель компании играет с материалом мембраны. В ролике показывается невесомость пленки, из которой сделана мембрана.
К чести HiFiMan, все ее продукты являются на 100% собственной разработкой и собственным производством. В настоящее время штаб-квартира перенесена в Китай, ближе к своим фабрикам. Разработка ведется в Шанхае и в Шеньжене. Таким образом, компанию нельзя назвать чисто китайским народным чудом — скорее, это продукт глобализации. На наш взгляд, в продуктах чувствуется сильное американское влияние, особенно в комфорте и в звуке. Китайское влияние тоже прослеживается: в первую очередь, это тяга к огромному модельному ряду и эксперименты с отделкой в младших моделях. Главное преимущество от переноса компании в Китай и открытия собственных фабрик — зачастую намного более доступная цена, чем у других моделей Hi-End-наушников на рынке, при очень интересном и конкурентоспособном звуке.
Наши читатели уже успели оценить первые доступные по цене планарно-магнитные наушники HiFiMan HE-400S. Мы также остались очень впечатлены и довольны звуком. Некоторые написали в обсуждении, что им не нравится слишком низкая цена и велюровые амбушюры. Таким пользователям можно посоветовать посмотреть на более дорогие модели, например на очень интересные наушники HiFiMan Edition X. Это новая версия флагманской модели HE-1000, со сниженным весом, более высокой чувствительностью и незначительным упрощением в отделке (если считать таковым замену декоративной многослойной фанеры чашек на пластик).
До начала обзора хотелось бы обратить внимание на важный вопрос импеданса наушников. Многие очень радуются, когда у наушников низкий импеданс. Возможно, потребителям кажется, что любые 16-32-омные наушники уже по определению совместимы с любым источником звука, тогда как 250-600-омные уже требуют мощный наушниковый усилитель. Это не совсем так, а радость оказывается преждевременной. Действительно, некоторые модели чувствительных наушников (независимо от их импеданса) не требуют большой мощности усилителя. Однако к усилителю есть и другие требования, такие как достаточный ток и напряжение, электрическое демпфирование и качественный звук без искажений. Только в этом случае можно рассчитывать на раскрытие потенциала качества любых наушников, от самых массовых моделей до редких и экзотических.
Если говорить о планарно-магнитных наушниках, то они обычно имеют одновременно низкий импеданс и низкую чувствительность. Таким образом, наушниковый усилитель должен иметь возможность выдавать очень высокий ток и иметь как можно более низкий внутренний импеданс, чтобы избежать сюрпризов с АЧХ. Высокий ток предъявляет повышенные требования к блоку питания и к выходному токовому буферу. Мобильные телефоны в 99,9% случаев всем этим требованиям не удовлетворяют, хотя и способны довольно сносно работать на IEM (вставные) наушники с импедансом 16 Ом и с очень высокой чувствительностью более 110 дБ/мВт. Но даже с самыми совместимыми наушниками в паре со смартфоном о выдающемся звуке все равно речи не идет. Банально могут быть высокие искажения из-за перегрузки схемы питания и разные чудеса с перекосом АЧХ на арматурных моделях. Вывод прост: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Чтобы получить хороший звук, нужно прикладывать усилия — как производителю оборудования, так и пользователю, который выбирает аппаратуру.
Среди прочих моделей HiFiMan версия наушников Edition X как раз имеет такие параметры, которые существенно облегчают поиск наушникового усилителя (или ЦАП со встроенным наушниковым усилителем). Как заявляет производитель, достаточно усилителя с максимальной мощностью 500 мВт на низкоомной нагрузке.
Существует версия Edition X V2. Отличия от героя нашего тестирования Edition X гомеопатические: изменена толщина и наклон амбушюров, добавлено два шага регулировки оголовья, изменен материал вилки. В остальном модели совпадают.
Как мы уже говорили, конструкция и корпус модели Edition X позаимствованы от флагмана HE-1000. Основные отличия касаются не отделки, а излучателей. Здесь они по-прежнему планарно-магнитные, но по виду и по характеристиками полностью другие. Совпадает только мембрана. Катушка и магниты облегчены.
Магнитная система — двусторонняя. На фотографии показана внутренняя сторона при снятом амбушюре. Здесь же видно, что мембрана излучателя с нанесенной катушкой действительно занимает все габариты чашки наушников. Это не случай Sennheiser, где 37-миллиметровый излучатель стоит в огромной чашке. Культ HD580/HD600/HD650 длится десятилетиями и способен утомить даже владельца таких наушников.
Технические характеристики HiFiMan Edition X
Скорее всего, упрощение излучателя в Edition X относительно флагмана выполнено по тому же принципу, что и в младшей модели 400i→400S, где также уменьшился импеданс и возросла чувствительность, а цена стала более доступной. А вот что стало со звуком — это и есть самый интересный вопрос!
Если оценивать комфорт наушников — здесь все просто отлично. Наушники Edition X довольно легкие, без преувеличения прекрасно сидят на голове. Что важно, габариты и оголовье рассчитаны на самые крупные головы и уши белых людей. Для азиатских производителей характерно делать малюсенькие чашки и оголовья с очень сильным прижимом, не будем показывать пальцем на армию этих нерадивых японцев и китайцев. У автора статьи, при средних, самых типичных параметрах головы и ушей белого европейца, это всегда большая проблема: из наушников нормально подходят только европейцы с американцами, а азиатские модели обычно оставляют ощущение «наушников для детей и женщин». С HiFiMan такой проблемы нет и в помине. Комфорт даже в самых недорогих моделях — это просто праздник какой-то.
В комплекте предусмотрительно идут два отдельных кабеля, с разъемом миниджек. Стоит похвалить производителя за стандартные разъемы и за отдельное подключение каждой чашки наушников. Таким образом, достаточно легко сменить кабель и найти балансный кабель c 4-контактным XLR-разъемом. Производитель предлагает свои варианты: например, есть интересный кабель Crystalline balanced cable (4 pin XLR plug) for HiFiMan HE Series. Он официально подходит к моделям HE-400S, upgraded HE-400i/HE-560, HE-1000 и Edition X. Также можно без труда найти и кабели сторонних производителей.
Измерения АЧХ
При измерениях использовался программно-аппаратный комплекс RightMark Audio Analyzer Pro. Применялся измерительный стенд Brüel & Kjær 4153 — Artificial Ear/Ear Simulator (IEC 60318-1), произведенный в Дании, стоимостью около 5000 евро.
Данные изменения приводятся в качестве справочных, не стоит по ним угадывать звучание модели. Стенд Brüel & Kjær эффективно эмулирует акустический импеданс уха до частоты 16 кГц.
Наши измерения в целом повторяют графики, которые можно найти в сети. Смещение наушников на стенде немного меняет кривую, но суть остается такой же.
АЧХ до 1 кГц представляет собой ровную линию, далее идет спад. Мы попробовали применить аппаратный фильтр high shelf с параметрами: частота среза 1 кГц, амплитуда +6 дБ. Такая эквализация действительно помогает, выравнивает тембральный баланс, делает звук более сбалансированным.
Мы подключали наушники к различным высококачественным источникам и усилителям. Во всех случаях результат был отличным. Например, для проверки мобильного применения использовался плеер Astell & Kern A70 на базе ЦАП CS4398, который интересен сенсорным экраном, а также балансным выходом. Импеданс 1 Ом и низкие искажения при высоком токе под нагрузкой делают его годящимся для качественных наушников любой ценовой категории. Наушники HiFiMan Edition X для такого плеера, возможно, overkill, лучше выбрать плееры вроде A&ultima SP1000 на dual AK4497EQ и Astell&Kern Kann на AK4490.
В качестве стационарного усилителя для HiFiMan Edition X можно использовать практически любую современную модель ЦАП со встроенным усилителем — конкретно эти наушники не настолько требовательны. Если все надоело и хочется экзотики, есть вариант HiFiMan EF2C — недорогой гибридный усилитель для наушников с ламповым утеплением. Это позволит получить совсем другой характер звука, которого нельзя достичь никакими экспериментами по замене проводов на более экзотические.
Впечатления от прослушивания
Звучание наушников HiFiMan Edition X отличное. Сразу ощущается продукт высокой ценовой категории. Подкупает комфортность в звуке, отсутствие окрасов и искажений. Если сравнивать с более бюджетными моделями, то здесь совсем другой звук. Нет акцента на среднечастотный диапазон, не слышно проблем на высоких частотах. Наушники на любой громкости не напрягаются, нет ощущения крикливости. Мембрана просто огромная, что дает очень слитный звук и хорошую проработку деталей на НЧ и СЧ. Возможно, это прозвучит заезженно и банально, но звук в хорошем смысле напоминает качественные колонки — доходит до слушателя извне, не звучит внутри головы. Музыку можно слушать хоть несколько часов без намека на усталость. По общему ощущению, звук примерно как в Hi-End-моделях наушников гораздо более высокой ценовой категории.
Наушники можно эквализовать средствами плеера, и звучание станет более натуральным. Можно поднять немного, буквально на 3 дБ, самый нижний бас. Можно убрать слишком ранний спад на высоких, с 1 кГц. Все эти диапазоны наушникам очень даже есть чем играть.
Выводы
С учетом большого количества крайне интересных наушников у производителя, даем простой совет читателям: послушайте весь модельный ряд HiFiMan и выберите то, что вам больше понравится.
Планарная акустика для новичков: конструкция, плюсы и минусы
После выхода цикла об устройстве акустики и ее типах стало ясно, что о некоторых конструкциях стоит рассказать поподробнее. И начнем мы с планарной (ленточной) акустики. Хотя бы уже потому, что по частоте использования она стоит на втором месте после динамического драйвера. Преимуществ же у нее немало, и доля планаров на рынке, судя по всему, в ближайшее время будет увеличиваться.
Как это работает
На первый взгляд, мотивация для разработки планарной акустики похожа на желание создать плоский телевизор. Но это совсем не так. Хотя бы потому, что планарная акустика появилась гораздо раньше. К тому же вешать эти колонки на стену в подавляющем большинстве случаев крайне нежелательно.
Напольники Magneplanar 1.7i и бас-панель Magneplanar DWM
Принцип же работы планарной акустики предельно прост. Источником звука является пленка, колеблющаяся в электрическом или магнитном (в общем случае — электромагнитном) поле. Если применяется электростатический принцип — это пленка с электрическим зарядом. Второй, более простой и перспективный вариант — тоже пленка, на поверхности которой размещен проводник с током, а сама она находится в поле постоянных магнитов.
Планар vs динамик
Самое главное — источником звуковых колебаний является именно тонкая пленка (еще ее называют мембрана или диафрагма). Если мы вспомним известный всем динамик, то в нем сразу видны недостатки, следующие из самого принципа его работы. В динамике используется катушка с током, размещенная в цилиндрическом магнитном зазоре. Вся излучающая поверхность приводится в движение этой катушкой.
Динамик (слева) и электростатический планар
То есть сила переменного направления в локальной области прикладывается к довольно большому диффузору. Следовательно, этот диффузор должен иметь достаточную жесткость чтобы двигаться как можно более плоскопараллельно, в идеале — в так называемом, поршневом режиме. Иначе в результате деформаций одни части поверхности отстают от других по фазе. Отсюда — специфические искажения, растущие при уменьшении жесткости.
Но увеличение жесткости приводит к увеличению веса, что поднимает инертность подвижной системы и снова-таки приводит к искажениям. Такой вот замкнутый круг. Кроме того, диффузор динамика, как правило, имеет, как минимум, два подвеса, характеристики которых — их жесткость и упругость — также влияют на качество звука. Поверьте, не в лучшую сторону!
Схема работы электростатической акустики
Планарная технология напрочь лишена этих проблем. Практически невесомая пленка, колеблющаяся в магнитном поле излучает звук со всей своей поверхности. И самое важное: движущая сила равномерно прикладывается ко всей поверхности пленки. Диафрагме в этом случае совсем не надо быть жесткой, даже наоборот.
Результат — минимальная, исчезающее малая инертность подвижной системы и минимальное влияние подвеса на ее перемещение — кстати, как раз плоскопараллельное. Уровни коэффициента нелинейных искажений, на которые способны планарные системы, для динамика практически недостижимы. И если с динамиками можно говорить, что львиную долю искажений в системе акустика/усилитель вносит именно акустика, то планары способны поменять эту ситуацию.
Планар: вопросы и особенности
Однако и у планаров есть свои недостатки. Прежде всего, это относительно большая площадь поверхности излучения при мощности, сопоставимой с аналогичным динамическим драйвером. То есть планары, при прочих равных, имеют большую площадь, чем традиционные динамики.
Конструкция планарного излучателя наушников Audeze
Эта особенность практически не совместима со стремлением к священному Граалю акустических систем — эмуляции точечного источника звука. Так что позиционирование источников звука — как в классическом стерео, так и в иммерсивных вариантах — у планаров, как правило, хуже.
Ленточные твитеры Fountek
В планарной технологии выпускаются как широкополосные системы (для них она просто создана), так и узкополосные драйверы — в частности, твитеры. В пищалках возможности планаров проявляются особенно ярко. Им свойственна плоская АЧХ, способная уходить в область ультразвука намного выше, чем традиционный динамический драйвер (в данном случае, купольный твитер).
Кроме того, в планарной акустике есть специфические моменты, тормозящие ее распространение. В случае с электростатами — это необходимость применения специализированных блоков питания, дорогостоящих и весьма прожорливых.
Проблемная зона технологии магнито-планаров — это те самые проводники, которые полагается размещать на поверхности пленки, работающей в магнитном поле. На первый взгляд, токопроводящей можно было бы сделать саму пленку. Но тогда она получается слишком уж тонкой и слишком длинной, так что ее лучше делать гофрированной. Правда, это уже будет не совсем планар.
Магнито-планарная диафрагма: низкочастотное звено с проволочными проводниками и твитер с фольгой (справа)
Проводники для пленки, как правило, реализуются в двух вариантах. Первый, более дешевый и применимый для более низких частот — это когда медная проволока прошивается сквозь пленку либо крепится на ней с помощью клея. Недостатки — неравномерность, немонолитность и повышенный вес.
Лучшие результаты дает вариант с токопроводящей фольгой (чаще всего алюминиевой, реже — медной), которая может быть нанесена на пленку, например, с применением температурной адгезии — или также с использованием клея.
Мембрана твитера 10ГИ-1 (обновленный вариант)
Здесь появляется другая проблема. Соединение пленка/проводник подвергается серьезным температурным и механическим нагрузкам, и требования к самой пленке и к соединению очень высоки.
Аудиофилы старшего поколения, возможно, помнят советские колонки 25 АС Амфитон, в которых устанавливались изодинамические пищалки 10 ГИ-1. Эта акустика действительно неплохо звучала в верхнем частотном диапазоне. Но увы, через некоторое время, особенно после небольшого сеанса повышенной громкости, системы на высоких частотах начинали хрипеть, затихали и полностью прекращали работать.
Когда такую пищалку рассмотрели подробнее, оказалось, что медные токопроводящие вертикальные проводники просто отклеивались от лавсановой пленки, растягивались и болтались отдельно.
Винтажные Magneplanar MG2 в интерьере — вполне актуальная система
Эта проблема преследовала разработчиков по обе стороны океана до тех пор, пока в восьмидесятых годах прошлого века не начали применять более прогрессивные технологии. О которых, впрочем, изготовители и по сей день не стремятся рассказывать подробно — как-никак, ноу-хау.
Например, известный бренд планарной акустики Magnepan использует фольгу, соединенную с майларовой пленкой посредством спекания при повышенной температуре. Технология проверена временем — акустика бренда сорокалетней давности (при бережном отношении) работает по-прежнему стабильно, и владельцы нечасто готовы расстаться с ней.
Примером могут служить Magneplanar MG-II, производившиеся с 1980 по 1999 год, даже ранних выпусков. Они полностью работоспособны и по сей день.
Строение излучателя магнито-планарных наушников Quad ERA-1
Еще одна проблемная зона планарной акустики — чаще всего она применяется в режиме диполя. Это послужило причиной тому, что планарные наушники, как правило, конструируются в варианте отрытого типа. И чаще всего это модели референсного класса, с отменным качеством звучания.
ДК от Wisdom Audio на CEDIA Expo 2019 традиционно включал в себя планары — 13 колонок LS4i
В случае с полноразмерной планарной колонкой, как правило, перед нами система в виде плоского щита. Кстати, как раз системы Wisdom Audio LS4i на картинке выше — одно из редких исключений. Обычно в ленточной системе акустическое оформление — бокс, коробка, кабинет — отсутствует как таковое. Планар звучит свободно и чисто. Он излучает звук как с фронтальной, так и с тыловой поверхности — причем практически одинаково.
Электростатическая акустика Martin Logan Neolith, как и другие модели бренда, дополнена динамическими сабвуферами
Для кого-то это может оказаться минусом, но серьезнейший плюс в этом случае — специфическая пространственность звука. Планарная акустика может потребовать гораздо большего внимания к размещению колонок, чем обычный вариант. На самом деле, это не так уж плохо. Например, появляется возможность «поиграть» с расстоянием до задней стенки комнаты, которое в определенной степени позволяет регулировать характер воспроизведения низких частот.
Кстати, именно низкочастотный диапазон является наиболее проблемной зоной чисто планарных систем. В частности, многими отмечается, что он «малоактивный, хотя и быстрый». Поэтому во многих случаях вместе с планарной акустикой (гораздо чаще — в электростатических моделях) применяют сабвуферы, обеспечивающие мощное, сбалансированное звучание, расширенное в область низких частот.
Да здравствует планар!
Несмотря на указанные проблемы, планар не является сосредоточением неприятностей. Не хотелось бы оставлять такое впечатление. Тем более что точность и качество звучания планарной акустики не может оставить равнодушным.
Акустика AlsyVox Caravaggio, представленная в Мюнхене в 2019 году
Не исключено, что, однажды услышав планар, вы уже не сможете использовать что-то другое — бывало и так. Как известно, многие обладатели планаров утверждают, что колонки с динамиками — это чистая профанация. Что ж, дело вкуса!