Магометанство это что такое
Значение слова «магометанство»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МАГОМЕТА’НСТВО, а, мн. нет, ср. Религия, распространенная преимущ. среди тюркских народностей; то же, что мусульманство. Принять м. [По имени основоположника этой религии Магомета, жившего в 7 веке н. э.]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
магомета́нство
1. устар. то же, что ислам ◆ Я не помню, как его зовут; но достоверно известно, что он, вместе с одною повивальною бабкою, хочет по всему свету распространить магометанство, и оттого уже, говорят, во Франции большая часть народа признаёт веру Магомета. Н. В. Гоголь, «Записки сумасшедшего», 1835 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: усеивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «магометанство»
Предложения со словом «магометанство»
Цитаты из русской классики со словом «магометанство»
Сочетаемость слова «магометанство»
Понятия, связанные со словом «магометанство»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «магометанство»
Сношения с арабами и хазарами распространили между болгарами магометанство и некоторую образованность.
Полумесяц и крест в одном узоре! Христианство и магометанство подавали друг другу руку! Какое значение придать подобной эмблеме?
Инородцы, в войсковом составе находящиеся, принадлежат к последователям суннитского магометанства: татары – по задушевному верованию, черкесы – по имени.
МАГОМЕТАНСТВО
Полезное
Смотреть что такое «МАГОМЕТАНСТВО» в других словарях:
МАГОМЕТАНСТВО — (от соб. им.). Религиозное учение Магомета, жившего в VII веке по Р. Х. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАГОМЕТАНСТВО [по имени собств. Магомет] устарелое название мусульманства. См. ИСЛАМ. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
магометанство — См … Словарь синонимов
МАГОМЕТАНСТВО — МАГОМЕТАНСТВО, магометанства, мн. нет, ср. Религия, распространенная преим. среди тюркских народностей; то же, что мусульманство. Принять магометанство. (По имени основоположника этой религии Магомета, жившего в 7 веке н.э.) Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
МАГОМЕТАНСТВО — МАГОМЕТАНСТВО, смотри Ислам … Современная энциклопедия
МАГОМЕТАНСТВО — см. Ислам … Большой Энциклопедический словарь
МАГОМЕТАНСТВО — МАГОМЕТАНСТВО, а, ср. Старое название мусульманства (ислама). | прил. магометанский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
МАГОМЕТАНСТВО — МАГОМЕТАНСТВО, см. ИСЛАМ. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
МАГОМЕТАНСТВО — см. ИСЛАМ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Магометанство — МАГОМЕТАНСТВО, смотри Ислам. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
магометанство — а; ср. Устар. = Мусульманство, ислам. * * * магометанство см. Ислам. * * * МАГОМЕТАНСТВО МАГОМЕТАНСТВО, см. Ислам (см. ИСЛАМ) … Энциклопедический словарь
магометанство — МАГОМЕТАНСТВО, а, ср Устар. То же, что ислам; Син.: мусульманство. Поручик Данилов, служивший вместе с Лермонтовым на Кавказе и попавший в плен к горцам, в конце концов остался там жить, перенял все обычаи местного населения и даже перешел в… … Толковый словарь русских существительных
Магометанство
Ислам (араб. الإسلام , от корня сэлэмэ араб. سلم , al-Islām — покорность Богу (Аллаху), покорность воле Бога) — одна из мировых религий. Ислам — монотеистическая религия. Вместе с иудаизмом и христианством входит в группу авраами́ческих рели́гий. Приверженцы ислама называются мусульманами (от араб. مسلمون , муслимуна — мн.ч., ед. ч. араб. مسلم (муслим) приставка му- и огласовка «касра» [краткое «и»] формирует причастие глагола четвёртой породы от упомянутого выше корня سلم). Само слово «муслим» на арабском языке означает «предавшийся воле Господа Бога».
Чтобы стать мусульманином, необходимо и достаточно верить в то, что нет бога, кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха, произнести «Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха» ((араб. أشهد أن لا إله إلاَّ الله و أشهد أن محمد رسول الله ) Ашhаду-а-ль-ля-иляhа-и-ль-ля-л-Лаh. Уа-ашhаду-анна-Мухаммадар-расулю-л-Лаh). Такое свидетельство называется Шахада.
Содержание
Ислам об исламе
Согласно учению Ислама Адам был первым человеком и первым пророком Ислама, поэтому мусульмане считают Ислам Первой Религией человечества. В Исламе считается, что Адам, Моисей (Муса) и Иисус Христос (Иса) проповедовали Ислам(то есть были предавшимися воле Бога, см. перевод слова Ислам), но основы веры были искажены людьми и утратили свою подлинность, и поэтому Аллах ниспослал пророка Мухаммеда. В Исламе считается, что Мухаммед был последним пророком, принесшим знания о Монотеизме, а после него уже не будет пророков несущих знания. Будет только один пророк Иса (Иисус), которого Аллах вернет на землю, чтобы он выполнил последнюю свою миссию для человечества, возглавил борьбу против Даджаля (Антихриста) и призвал людей к Исламу.
Священная книга (Коран)
Священная книга Ислама — Коран — пользуется среди большинства мусульман непререкаемым и абсолютным авторитетом. Ряд направлений в Исламе, однако, считают, что Коран должен пониматься аллегорически, а не буквально. В суннитской теологии существует доминирующая точка зрения, что Коран не является сотворенным (махлюк), то есть существовал вечно, тем самым являясь одним из атрибутов Всемогущего. В шиитской теологии эта точка зрения тоже представлена, хотя и менее распространена.
Согласно учению ислама, Коран был ниспослан Всевышним Богом на седьмое Небо, а затем ангел Джабраиль (Архангел Гавриил) передавал его частями пророку Мухаммаду в течении 23 лет его пророческой деятельности.
В Исламе боговдохновенными также признаются книги Мусы (Тора Моисея), Забур Дауда (Псалтирь Давида) и Инджиль Исы (Евангелие Иисуса). Мусульмане считают, что эти Писания были искажены правителями и недобросовестными служителями религии. Принимая во внимания также неточности перевода этих Писаний и утраты оригиналов многих из них, мусульмане не принимают полностью и дословно их современные варианты и переводы. Иудеи и христиане упоминаются в Коране как Люди Писания. Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый закон Бога, имеющий малозначительные отличия от ветхозаветного закона, а также что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений в них.
Мы Книгу в истине тебе послали
Для подтверждения того,
Что прежде из Писания пришло,
Для охранения его (от всяких искажений).
Суди же между ними по тому,
Что Бог тебе низвёл,
Не следуй их страстям,
Что в сторону от истины идут,
Когда она тебе уже предстала.
Мы каждому из вас предначертали
Устав (для жизни) и дорогу (к свету).
И если бы желал Господь,
Он сделал бы вас всех одним народом,
Но (волею Своей Он хочет) испытать вас
(на верность в соблюдении того), что Он вам даровал.
Стремитесь же опередить друг друга в сотворении благого,
к Аллаху — возвращение вас всех,
Тогда Он ясно вам покажет
Всё то, в чём расходились вы!
Коран, перевод смысла и комментарии Иман (Валерии) Пороховой, сура 2, стих (аят) 48.
Столпы Ислама
Согласно Корану (15:29, 16:4, 23:14), Аллах создал человека из глины, придав ей форму и вдохнув в нее дух. Согласно учению Ислама, всё в этом мире создано для человека, а сам человек — для поклонения Всевышнему Богу. Земная жизнь в учении Ислама выступает в качестве проверки на веру, в которой Аллах испытывает людей, ниспосылая Свои знамения и испытания и помогает, посылая пророков людям. В конечном итоге люди будут воскрешены на суд в Судный день и будут «рассчитаны по их делам». В Коране (2:30) сказано, что первоначально ангелы усомнились в том, что человек сможет стать наместником Аллаха на земле, но Он ответил: «Я знаю то, о чём не ведаете вы».
«Ведь верующие — только те, Сердца которых трепета полны При поминании Аллаха, Чья вера укрепляется сильнее, Когда читают им знамения Его; И кто надежду возлагает Лишь на Владыку своего, Кто постоянен в совершении молитвы И (щедро) раздаёт из благ, Что Мы им дали на потребное (в сей жизни).» Коран, перевод смысла и комментарии Иман (Валерии) Пороховой, сура 8, стихи (аяты) 2—3:
Пророк Мухаммед сказал:
…Суть веры (Имана) заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха [Единого Бога], и в Его Ангелов, и в Его Писания, и в Его Посланников, и в Последний [Судный] День, а (также в том, чтобы) уверовал ты в Предопределённость как хорошего, так и плохого… («Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима).
Клятва в Исламе
Клясться в Исламе можно только Всевышним, и клятвой считается только то, что было произнесено. То, что пронеслось в голове, как мысли, или даже осознанная решительная клятва, если она не была озвучена, — это не клятва.
Если Вы поклялись Аллахом что-то сделать и не сделали, то Вы должны заплатить штраф за не исполненную клятву. В виде штрафа Вы должны накормить десятерых бедняков мусульман или же одеть их, (согласно мазхабу Абу Ханифы, можно выплатить стоимость штрафа деньгами). Если Вы не в состоянии сделать этого, то Вы должны поститься три дня, можно и с перерывами, не обязательно подряд.
Если человек принес две клятвы, противоречащие одна другой, то вторая недействительна и он не обязан ее выполнять, также вторую клятву искуплять не нужно, нужно просить прощение у всевышнего Аллаха.
Клятвы же, допущенные в ходе мирских разговоров, спонтанные и не преднамеренные, прощаются Всевышним, но тем не менее это крайне не желательно. В Коране сказано: Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что Вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем Вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление Ваших клятв, если Вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет Вам Свои знамения, — быть может, Вы будете благодарны.
Отношение к иудаизму и христианству
Согласно учениям ислама, мусульмане обязаны относиться к приверженцам других религий Единобожия с почтением и уважением. Мусульмане-мужчины имеют право брать в жены женщин из иудеев и христиан. Мясо животных, зарезанных в соответствии с иудейскими и некоторыми восточнохристианскими традициями, также считается дозволенным.
Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах — Слышащий, Знающий. Коран 2:256, перевод и комментарии Э. Кулиева
Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (приданое), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон. Коран 5:5, перевод Э. Кулиева
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах, и да приветствует) сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках жизнь Мухаммада (да благословит его Аллах, и да приветствует), нет ни одного из этой общины, будь то еврей или христианин, кто услышит обо мне, затем умрет, не уверовав в то, с чем я был послан, чтобы он не был из обитателей Огня». (Хадис из свода Муслима)
Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения мне будет предоставлено право заступничества, и я скажу: „О Господь мой! Введи в рай тех, у кого было в сердце (веры хотя бы) с горчичное зерно!“ — и они войдут (в рай), а потом я скажу: „Введи в рай тех, у кого было в сердце (хоть) что-нибудь (от веры)!“» Анас сказал: «И у меня до сих пор стоят перед глазами пальцы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует «. Бухари, 7509
Юсуф Кардави так говорит об отношении к людям Писания:
Поистине, заповедана нам любовь к людям Писания, рекомендовано предоставить им возможность ознакомиться с Последним Откровением Господа — Священным Кораном. Нам, мусульманам, разрешено делить трапезу с ними, брать в жены благонравных, благочестивых женщин из их числа, а также проявлять к ним благородство во всем. Все это делается во имя того, чтобы и христиане, и иудеи имели возможность полноценно и всесторонне ознакомиться с Исламом, понять, что Ислам есть религия истинного Единобожия, которому следовали их отцы, вера Авраама, Моисея, Иисуса. Чтобы они осознали, что учение Ислама свободно от искажений и человеческого вмешательства, что Ислам — продолжение и завершение того учения Единобожия, которое ранее было ниспослано Божьим пророкам [1]
Исламское право
Некоторые элементы исламской этико-правовой системы называются шариатом. Границы того, что регулируют право и моральные нормы в исламе и в традиции, идущей от римского права и греческой философии, не совпадают. Нормы шариата различаются в различных течениях ислама и мазхабах суннитов. Шариат основывается на Коране, Сунне (совокупность общепризнанных в данном течении ислама хадисов) и общем согласии мусульманских богословов (иджма). В различных мазхабах и течениях ислама в качестве вспомогательных могут рассматриваться кыяс (умозаключение по аналогии), а также иджтихад (собственное мнение ученого-богослова на основе его знаний и опыта). Человеческие поступки могут быть разделены на пять типов: харам (запретное), макрух (нежелательное или порицаемое), мубах (дозволенное), мандуб (желательное) и фард (обязательное). Кроме норм шариата в исламских странах основой законодательства является обычное право (адат) и светское законодательство. Так, например, хотя в законодательство Египта инкорпорировано много шариатских норм, тем не менее его основой является Кодекс Наполеона. В мусульманских странах для христиан, евреев и зороастрийцев, а также индусов и сикхов действует самостоятельная система гражданского и административного права, в которую мусульманские власти стараются не вмешиваться, хотя сохраняют право аппеляции в мусульманские суды для немусульман.
Различные течения в Исламе
Расхождение течений в Исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда ученые начали переводить на арабский язык сочинения иранских и древнегреческих ученых и анализировать и интерпретировать их с исламской точки зрения. Хотя Ислам и сплачивал людей на основе общности религии, но этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах отнюдь не исчезли. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии. С. Гафуров, в частности, утверждал, что все различия между течениями в Исламе (суннизмом и различными направлениями шиизма) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики, так как для того, чтобы быть мусульманином необходимо и достаточно публичного принятия символа веры, состоящего всего из двух положений:
Все течения шиизма, как и мазхабы суннизма признают оба положения. Он полагал, что оформление отдельного течения сводится к кодификации и созданию отдельного, самостоятельного квази «мазхаба», то есть правовой школы и норм права, отличающих данное течение от других направлений в Исламе. Его аргументация строилась на опыте правоприменения в Британской Индии и (в части друзов и алавитов) в подмандатных Сирии, Ливане и Палестине. Гафуров подчеркивал, что даже категорически антиалавитски настроенный Ибн Таймийа, отказывая алавитам в праве пользоваться многими благами членства в умме, тем не менее, не позволял себе прямо квалифицировать их в своей фетве как немусульман.
Хотя Ислам и считается Единой Религией всех мусульман, между представителями Исламских течений существует ряд разногласий. Существуют также значительные разногласия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.
Суннизм
Кроме того, отдельно выделяются сенсуисты. Суннитами является большинство мусульман мира (85 %). Сунниты враждуют с шиизмом: в Ираке — эта вражда поставила страну на грань гражданской войны.
Суфизм
Суфизм (араб. تصوف ) — ряд учений, мистико-аскетическое течение в исламе, акцентирующее идею Пути к Аллаху, выделяющееся нормой поклонения, которая объявляется несущественной или вторичной часто на основании обращения к опыту пророка Хызра. Хотя суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с абсолютом (богом), на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), чьи лидеры имеют духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Салафиты (в том числе ваххабиты) часто считают суфизм замутнением ислама, например, христианскими и индуистскими традициями, а ряд практик суфизма даже объявляются антиисламскими: почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге.
Суфийские ордена и традиции могут сильно отличаться друг от друга.
ТАСАВВУФ (Суфизм) — духовное учение и практика в Исламе, направленное на борьбу человека с сокрытыми душевными пороками и духовное воспитание личности. Часто употребляется как синоним термина «суфизм». В отличие от фикх (права), регулирующего внешние, видимые аспекты проблем, Т. обладает способностью воздействовать на духовный мир человека и совершенствовать его посредством искреннего и преданного служения Богу. Считается одной из исламских наук, однако всегда подчеркивается, что положения Т. должны быть приняты на веру, постигаться душой и сердцем, восходят к практике пророка Мухаммада и его первых сподвижников, имеют своими источниками Коран и Сунну. Путь к духовному совершенству совершается различными тарикатами.
Слово «Т.» в Коране и Сунне не упоминается, но его основы были сформулированы пророком Мухаммадом посредством откровения — Корана, либо нашли отражение в хадисах. Некоторые сподвижники пророка Мухаммада вели аскетический образ жизни и превосходили других в совершенствовании своих духовных качеств. Начиная со II в. х. таких людей стали называть суфиями. Точное происхождение слов «Т.» и «суфий» неизвестно. Их возводят к греческому софия («мудрость»), к арабским суф («шерсть», так как суфии надевали накидки из грубой шерсти), суффа («скамья», см. Ахль ас-Суффа), сафа («чистота»), сифат («свойство») и пр.
Цель Т. — воспитание «совершенного человека» (аль-инсан аль-камил), свободного от мирской суеты, сумевшего возвыситься над негативными качествами своей природы. Т. сыграл большую роль в развитии мусульманской этики, эстетики, поэзии, литературы, архитектуры, изобразительного искусства, музыки.
Мировоззрение Т. выражено, в частности, в сочинениях Хариса ибн Асада Мухасиби, Хакима ат-Тирмизи, Абу Насра Сарраджа, аль-Газали, Сухраварди, аль-Араби, Руми.
Приоритеты Т. определяют его методологические особенности по отношению к исламским первоисточникам. В толковании Корана методы Т. отличаются попытками дать объяснение тем аятам, которые в ортодоксальной религии отнесены к непостижимым разумом (муташабих), акцентируют эзотерические, сокрытые (батин) смыслы Корана и применятют для их понимания аллегории и иносказания (тавиль), что часто противоречит положениям ортодоксального Ислама.
При отборе хадисов классики Т. обращали внимание прежде всего на их духовную составляющую и часто игнорировали проблемы достоверности и передачи, из-за чего в суфийских сборниках хадисов (Китаб аз-Зухд — «Книга аскезы») содержится большое количество слабых и даже сомнительных (с точки зрения суннитской методологии) хадисов.
Мистическая практика Т. имеет особое отношение к праву. Т. развивается в лоне ортодоксальной религии и расценивает правовые аспекты как неотъемлемую часть Ислама, однако подводит под них духовные основы. Благодаря Т. закон приобретает возвышенные моральные качества: за каждым правовым предписанием скрываются духовные аспекты, которые и развивает Т. В истории Т. выделяются 3 периода:
1. Период зухда (аскетизма) включает пророчество пророка Мухаммада, деятельность его сподвижников и поколений таби`унов и таба` ат-таби`унов. Выделяется значение Асхаб ас-Суффа — первой в истории Ислама группы, которая отдавала приоритет духовной и аскетической практике и которую считают основоположниками завии и медресе.
2. Период Т. начался приблизительно с конца II в. х., когда стала формироваться теоретическая база, понятия и терминология суфизма. Мутасаввифы (теоретики Т.) исследовали проблемы духовности человека, состояния его души, ступени на пути ее совершенства (макамы) и очищения. Усилились мистические воззрения некоторых мутасаввифов, развивались идеи беспредельной любви (ашк) к Богу, скорби и богобоязненности. Этот период характеризовался формированием различных суфийских школ, наиболее известными из которых являлись нишапурская, египетская, сирийская и багдадская.
Нишапурская школа Т. была представлена известным мистиком Баязидом аль-Бистами (ум. в 262/875), учение которого содержало положения об исчезновении «Я» человека, растворившегося в Боге (фана). Сопутствующими фана состояниями в его учении являются восторг (калаба) и опьянение любовью к Богу (сукр). Йахйа ибн Му`аз ар-Рази (ум. в 258/871) проповедовал идеи опьяняющей, безмерной любви к Богу. Хамдун аль-Кассар (ум. в 271/884) ввел понятие малама — порицания и осуждения страстей; считал, что суфий обязан считать недостаточными свои молитвы, посты и другие виды служения Богу и постоянно усердствовать в еще большем их исполнении.
Египетская школа представлена прежде всего Зун-Нуном аль-Мисри (ум. в 245/859), отводившим большую роль внеопытному знанию (марифа), разделенному им на 3 категории. Это знание не может выводиться опытным путем, а исходит из глубин человеческой души путем озарения и вдохновения, которое дается Аллахом и является проявлением Его милости к Своему преданному служителю. Аль-Мисри считается основателем суфийского учения о стоянках (макам) и состояниях (ахвал) на мистическом пути к Богу. Сирийская школа практиковала усиленные ночные богослужения в состоянии голода. Абу Сулейман ад-Дарани считал, что возвышенное духовное состояние и удовольствие от богослужения по ночам гораздо лучше любого другого чувственного удовольствия, и проповедовал идеи безграничной, экзальтированной любви к Аллаху.
Багдадская школа Т. представлена Ма`руфом аль-Кархи, который пытался связать практику внеопытного знания (марифа) и положение о взаимной любви между Богом и человеком (махаббат), и Джунайдом аль-Багдади (ум. в 297/909), развившим идею рационального служения и противопоставившим ее экзальтированной практике некоторых суфиев.
Формирование различных школ и направлений Т. уже в III—IV вв. х. привело к возникновению различных суфийских учений (мухасибиты, кассариты, тайфуриты, джунейдиты, хафифиты и др.). В V—VI вв. х. в условиях распада `Аббасидского халифата образовались локальные школы Т. В этот же период идеи Т. стали выражаться в поэзии. Многие поэты были выходцами из Ирана.
3. Период тарикатов, которые стали оформляться с VI/XII-VII/XIII вв. и приобрели большое влияние на общественно-политическую жизнь мусульманского общества. Началось сближение умеренных суфийских воззрений и ортодоксального Ислама. Ибн Араби (ум. в 638/1240) систематизировал основные положения Т. и развил доктрину «единства бытия» (См. Вахдат аль-Вуджуд). Противники этой доктрины выдвинули доктрину «единства свидетельства» (См. Вахдат аш-Шухуд), соответствовавшей положениям ортодоксального суннитского Ислама.
Авторитет суфийских учений и проповедников возрос в условиях экспансии крестоносцев и монголов, когда среди мусульман усилились тенденции возврата к духовным ценностям, нравственному очищению и преданному служению Богу. Сельджукские султаны выделяли тарикатам территории, где те строили свои обители (завии), становившиеся центрами культурной жизни. На протяжении этого времени сформировались суфийские центры в том виде, в котором они функционировали на протяжении последующих столетий. Большую роль играли суфии и в `Османской империи, способствуя распространению и популяризации Ислама в Анатолии и на Балканах (См. Кадириты, Йасавиты, Рифаиты, Сухравардиты, Чиштиты, Шазилиты, Мавлавиты, Бадавиты, Дасукиты, Накшбанди, Хальватиты, Байрамиты, Бекташи).
Ок. XI/XVII в. начался постепенный упадок Т., представители которого замкнулись на схоластической полемике и многократных вариациях учений о единстве бытия (вахдат аль-вуджуд), опьянения и взаимной любви к Истинному (аль-Хакк), Божественного самопроявления (таджалли) и все больше отходили от объективной реальности меняющегося мира. Обострились конфликты между различными суфийскими сектами (некоторые мусульманские историки указывают, что их было до 400). Кризис суфизма шел параллельно с общим политическим и экономическим кризисом `Османской империи и других мусульманских государств. Многие деятели Т. пытались реформировать, оживить суфийское учение. После падения `Османской империи позиции Т. сильно ослабли по причине углубления процессов секуляризации, призывов к возврату к первоначальной чистоте Ислама, развитию националистических доктрин. Тем не менее, представители Т. продолжают играть активную роль в общественной жизни некоторых регионов мусульманского мира.
Ваххабизм
ВАХХАБИТЫ — последователи «салафитского» религиозно-политического движения в Аравии (под «салафизмом» подразумевается учение Ибн Таймии, а не подлинное следование истинным салафам. По мнению некоторых ученых, использование слова «В.» нежелательно, так как аль-Ваххаб — одно из прекраснейших имен Аллаха (аль-`Асма аль-Хусна); предлагается называть движение В. «учением Ибн `Абд аль-Ваххаба», «надждитским» или же «таймиитским»).
Основатель — Мухаммад ибн `Абд аль-Ваххаб, проповедовал идеи строжайшего единобожия, отказа от поклонения могилам святых (вали) и святым местам, очищения Ислама от поздних нововведений (бида). Относил многие запретные, сомнительные и даже дозволенные положения к ширку, на основе которого он и его последователи обвинили в неверии (такфир) не только свое поколение мусульман, но и несколько предыдущих поколений. Не считал неприкосновенными (запретными) жизнь и имущество тех, кто не согласен с его убеждениями, относил их к многобожникам (мушрик) и неверующим (кафир), вел против них военные действия. В основу деятельности положено теоретическое наследие Ибн Таймии. Некоторые положения заимствованы из учения хариджитов.
Аль-Ваххаб родился в Уяйне (или в Дирии) (Аравия) в 1116/1703 г. С ранних лет выучил Коран, под руководством отца изучал толкование (тафсир) и хадисы. Совершил путешествия по различным регионам Аравии и сопредельных провинций `Османской империи, познакомился с верованиями населения. Находясь в Басре, выступил с призывами отказа от нововведений и возвращения к вероубеждению пророка Мухаммада, его сподвижники и «праведные предки» (ас-салаф ас-салихин). Главным в проповедях была доктрина строжайшего Единобожия (Таухид) и призыв к отказу от нововведений и мистицизма.
Вернувшись в Уяйну, аль-Ваххаб заручился поддержкой местного эмира `Османа ибн Хаммада ибн Муаммара. Собрав сторонников, с помощью эмира приступил к уничтожению святых мест, почитаемых местным населением. Идеи нашли последователей и послужили толчком к новому реформаторскому религиозно-политическому движению, которое принято называть «ваххабитским». В. приняли на вооружение не только мирную проповедь, но и силовые агрессивные методы распространения убеждений.
С 1157/1744 г. аль-Ваххаб установил близкие отношения с эмиром Мухаммадом ибн аль-Саудом, обосновался в Дирии, откуда его последователи совершали походы на близлежащие оазисы. Проповеди В. послужили идеологической базой для арабского движения, возглавляемого саудовскими эмирами, против власти `Османской империи.
В 1178/1765 г. эмиром стал `Абд аль-Азиз, имам В., сумевший превратить Дирийский эмират в сильное государство. В 1190/1773 г. после захвата Рияда весь Центральный Наджд попал под власть дирийских эмиров (Саудитов); на всех контролируемых ими территориях шла активная проповедь «чистого Ислама» и «истинного Единобожия».
Ко времени смерти аль-Ваххаба (1206/1792) Дирийский эмират распространил свое влияние и на Восточную Аравию. Здесь также были разгромлены различные святыни, в том числе и шиитские. Столкновения дирийцев с мекканскими шарифами в Западной Аравии усиливали Саудитов. Опасаясь дальнейших успехов Саудитов, турецкие власти отправили против них военные силы, которые потерпели неудачу. Преследуя их, войска Саудитов вошли в Сирию и Ирак и в 1212/1802 г. разгромили шиитские святыни в Кербеле. В 1213/1803 г. войска саудитов взяли Мекку, но у Джидды и Медины турецким войскам удалось нанести им поражение и отбросить назад. В том же году в результате заговора погиб `Абд аль-Азиз. Его место занял его сын Сауд, который в 1215/1805 г. захватил Медину и почти весь Хиджаз. В 1215/1805-1220/1810 гг. В. продолжали вторжения в Ирак и Сирию.
В 1221/1811 г. против Дирийского эмирата выступил вассал турецкого султана правитель Египта Мухаммад Али, армия которого начала теснить Cаудитов. В 1222/1813 г. египтяне отбили Хиджаз, и В. не смогли подавить восстание оманцев. Позже В. удалось одержать серию побед над египтянами, которые, однако, уже не изменили расстановки сил в регионе. К моменту смерти Сауда (1223/1814) Дирийский эмират потерял контроль над Хиджазом, Оманом, Бахрейном и частью Тихамы. В 1226/1817 г. почти весь центральный Наджд был захвачен сыном Мухаммада Али Ибрахимом. В 1227/1818 г. Дирия пала и была сровнена с землей.
Уже через несколько лет в результате восстания государство Саудитов было восстановлено с центром в эр-Рияде. Его эмиром стал Турки, представитель побочной ветви Саудитов. Это государство было разгромлено египтянами в 1247/1838 г.
К 1259/1850 г. Саудиты во главе с Файсалом восстановили свою государственность с центром в эр-Рияде и контролировали всю Центральную и Восточную Аравию. Затем в результате междоусобиц государство Саудитов снова ослабло, но в 1321/1902 г. `Абд аль-Азиз II снова захватил эр-Рияд; государство Саудитов обрело полную независимость и сохранило ее даже в период «подмандатных территорий» Британии и Франции на Ближнем Востоке. «Реформаторские» идеи В. нашли приверженцев за пределами Аравии. За «чистоту Ислама» и очищение от нововведений стали выступать многие группы в Индонезии, Африке, Индии. Идеи В. часто использовались в антиколониальной борьбе.
Идеи мусульманского реформаторства оказали большое влияние на антиколониальные движения в Ливии, Судане и др. странах.
Иточник: Исламский энциклопедический словарь А. Али-заде http://shop.islam.ru
Шиизм
Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению принадлежит небольшая часть азербайджанцев в Дагестане, кундровские татары в городах Нижнего Поволжья и большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 70 процентов населения).
Исмаилизм
В XI—XII веках христианского летоисчисления от исмаилитов откололись Друзы.
Друзы
Алавиты
Хариджизм
Ибадиты
Азракиты
Суфриты
Суфриты — одна из исламских сект, образовавшихся в результате распада секты Хариджитов. Секта выделилась во второй половине VII в. в Басре. Основатель секты — Зийяд ибн аль-Асфар. Занимали среднюю позицию между ибадитами и азракитами. Они считали допустимым временное прекращение священной войны, осуждали убийство детей неверных [26] [27]
Другие направления ислама
Из других направлений ислама можно отметить такое движение, как Ахмадие.
Ахмадия
Ахмадия — секта, большинство сторонников которой находится в Пакистане, Индии, Бангладеш и Индонезии. Отличий от суннизма очень мало, но два из них существенны: во-первых, сторонники Ахмадии не признают необходимость джихада. Во-вторых, они считают, что Аллах может посылать пророков и после Мухаммада.
История ислама
Страны, где ислам признан официальной религией
Литература: Первоисточники
Первоисточниками ислама являются: