Махалля что это в узбекистане такое
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Махалля. Очаг добрососедства в культуре Востока
Узбекистан. Восточное общежитие
Махалля– традиции Средней Азии
Путешествуя по Узбекистану и Средней Азии – вы непременно окунётесь в колорит восточных кварталов и районов старинных жилых застроек. Тем более, если будете гулять возле туристических достопримечательностей. Во многих местах известных своим историческим прошлым – вы окажетесь в существующих и ныне так называемых «махалля». Но и находясь в Ташкенте, в столице Узбекистана, в городе, который не так богат архитектурными артефактами как Самарканд, Бухара или Хива, в районах современной застройки – вы всё равно не раз услышите это слово. Так что оно значит?
Махалля или гузар – как образ жизни
Одно из арабских значений слова «махалля» — городской стан или городской квартал. А к первым упоминаниям махаллей (в Каире) относятся строки из «Записок путешественника» («Сафар-наме») персидского философа и поэта Насира Хосрова. И датируются началом 40-50-ых годов прошлого тысячелетия. Сам Хосров был родом из нынешнего Таджикистана — территории Персии. В силу арабского влияния — понятие «махалля» распространилось по всему Среднему, Ближнему Востоку и Азии. И ныне махалли существуют практически во всех городах стран, где преобладает мусульманское население.
Изначально махалли обособлялись по ремесленному принципу. Как некие цеховые кварталы – гузары.
Квартал гончаров, квартал чеканщиков и т.д. и проч. Но со временем небольшие ремесленные «слободы» приобрели более широкое начало. Объединённое не только по профессиональному принципу, а ещё и по родственным связям и личным знакомствам. Махалля (для Таджикистана более характерное «гузар») — это община. В которой обязательно есть самоуправление. Община, в которой есть определённые правила и своя внутренняя культурная среда.
Обычаи и быт махалля
Гап —
обычай каждого жителя махалли, чередуясь с другими, устраивать членам общины посиделки за чашечкой чая в чайхане. Или в своём дворе.
Хашар-
этакая коллективная помощь всего квартала тому, кто не мог своими силами отремонтировать или отстроить свой дом. В махаллях совместно ведут общее хозяйство и следят за порядком и благоустройством квартала. Роют арыки. Каждый житель у своего дома должен подметать свою часть улицы. В махаллях совместно следят за чистотой и ухоженностью водоёмов (хаузов) в квартале.
Шафат-
семья махалли покидающая квартал, не может продать свой дом чужаку, не предложив его сначала своим родственникам. А в случае их отказа от покупки, выезжающие должны предлагать своё жильё ближайшим соседям.
Шафат препятствует попаданию «чужаков» в свою общину.
На территории каждой махалли, как правило, находится и «своя» мечеть. Являющаяся духовным и общественно культурным её центром. Считается, что границы одной махалля простираются на расстояние слышимости молитвы читаемой муэдзином с минарета мечети.
Подобная община в Средней Азии существует не только по территориальному принципу.
Это своеобразный институт сосуществования людей. И прежде всего соблюдение добрососедских отношений, уважение к старшим, забота о пожилых, детях и больных. Это определённые сложившиеся традиции взаимопомощи. Община совместно организует праздники, похороны или свадьбы.
Интересный факт. При Советской власти, в бытность среднеазиатских республик в составе СССР – институт махалля также существовал. Официальные власти признали, что выгоднее его держать под контролем. Чем разрушить.
Махалля в настоящее время
В настоящее время именно в Узбекистане подобная жизнь общин имеет и официальную часть. Старейшины и выбранные жители каждой махалли – являются представителями жилых кварталов в городах и кишлаках в сфере местного самоуправления и жилой инфраструктуры. И деление на махалля существует не только в исторических местах проживания населения. Но и в современных кварталах.
На Главную страницу Дранкисайта: Перейти
Оставить комментарий и подписаться на обновления темы можно в самом низу страницы
Подписаться на новые статьи на сайте:
Что такое Махалля в Узбекистане
Махалля – это жилой квартал города, который обычно образовывал сообщество и самоуправляющуюся административную единицу жителей, имевших значительное влияние в Узбекистане.
Исторически сложилось так, что каждой махаллей управляла группа признанных старейшин, которых называли аксакалами (что дословно переводится как «белые бороды»). До нынешней системы, в которой назначаются аксакалы, эти люди избирались руководить своими общинами на неофициальной основе и только позже были признаны исполнительной властью или государственным учреждением.
Совсем недавно, после обретения Узбекистаном независимости, махалли были институционализированы.
Таким образом, руководители махаллей обычно избираются их общинами, но затем должны быть официально утверждены или назначены в качестве руководителей своих махаллей городскими властям. До советской эпохи и приобретения независимости роль старейшины в Узбекистане включала в себя различные функции, такие как сбор налогов, передача заказов, поддержание безопасности, разрешение споров между жителями и попечительство над ними, а также над сиротами и вдовами. Однако под эгидой советской власти функции махалли были сокращены. Махалля в первую очередь оказывала взаимную поддержку членам общины и отвечала за поддержку инициатив советского правительства. Постсоветская трансформация махалли постепенно расширила роль махаллей и превратила их из неофициальных и добровольных объединений жителей в официальные административные единицы города. Махалли включали не только обмен информацией и укрепление общинной идентичности, но и определённые традиционные структуры, которые использовались в качестве методов для обеспечения взаимной поддержки между членами общины.
Слово «махалля» в широком смысле относится к району или местному сообществу. Продвигая её как «традиционный институт», узбекское правительство приняло махаллю как «фундаментальную ячейку» общества. Махалли были узаконены в 1993 году в соответствии с Законом об институтах самоуправления граждан, также известным как Закон о Махалли. Узбекистан разделён примерно на 10 000 махаллей разной численности населения, но в среднем около 2 000 человек. Технически каждый узбек принадлежит к махалле, и никто не может быть исключён по классу, профессии или религии.
Сообщества махаллей являются агентами гомогенизации, призванными обеспечить социальную солидарность, предъявляя к членам требования соблюдать общественные нормы. Эти учреждения в Узбекистане поддерживают общественные стандарты, обеспечивая авторитетную основу для мотивации жителей помогать друг другу и улучшать и поддерживать район. Члены сообщества предоставляют и получают социальные услуги, включая поддержку пожилых людей, вмешательство в случаях домашнего насилия и предотвращение развода, разрешение споров между жителями и обеспечение прожиточного минимума малоимущим семьям.
Традиционная махалля в Узбекистане
Махалля (узбекский квартал) – хранительница узбекских традиций. Это целая система отношений между жителями одного квартала, которая существовала в Узбекистане на протяжении многих веков и значительно повлияла на развитие узбекских традиций, быта. В некотором роде, это форма общины, объединенной на небольшой территории.
Центром махалли считается мечеть или чайхана. Когда-то размер махалли определялся по голосу муэдзина, который звал с минарета жителей на молитву: те дома, куда доносился его голос считалось территорией махалли. Чайхана является местом, где собираются мужчины, чтобы обсудить новости и внутреннюю жизнь своего квартала (гап). Здесь же решаются вопросы быта, так как махалля считается самоуправляемой административной единицей.
Некоторые махалли образовались из объединений ремесленников, которые держали рядом с домом мастерские. Так они получали свое название. Некоторые назывались в честь памятников и достопримечательностей, которые находились на их территории. Другие получали название по названию города или села, из которого переселились жители этих махаллей.
Особенность махалли в том, что все жители живут в мире и согласии между собой, проявляют уважение и заботу к старшим, помогают друг другу, следят за чистотой и порядком на улице. Также, вся махалля помогает своим жителям в организации свадеб, похорон и других событий, при строительстве или ремонте дома.
Вся жизнь в махалле держится на определенных неписаных законах. Так закон «шафат» ограждал жителей от «чужих», которые могли нарушить принятый уклад. И если житель махалли хотел продать дом, то сначала он предлагал его своим родственникам, а если они отказывались, предлагал своим соседям, а потом и другим жителям махалли. Никто не смел нарушить этот закон. Сейчас многие правила и законы махалли либо пропали совсем, либо стали намного мягче.
На сегодняшний день в Узбекистане насчитывается более 10 тыс. махаллей. Некоторые из них уже не ограничены кварталом частных домов, сейчас в форме махалли выступают группы многоэтажных домов. Махалля, как и раньше, помогает людям жить в мире и согласии, играя немаловажную роль в организации культуры и быта ее жителей.
Махаля
Махалля́ (араб. — часть города) — в исламских странах означает часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление. Как правило, центром такого квартала — махалли́ является мечеть, являющаяся своего рода культурным центром махалли, в которой проходят пятничные собрания населения махалли и совершается торжественная пятничная молитва — намаз.
Поэт, писатель XI века Носир Хисрав в своем произведение «Сафарнома» (Записки путешественника) путешествия с 1043 по 1052 года по странам Ближнего Востока и совершая Хадж, в Мекку писал, — «город Каир состоит из 10 махаллей», что свидетельствует о том, что такое понятие как махалля на Востоке существует уже много веков.
Содержание
Обычаи
На территории махалли, как правило, находилась мечеть — своеобразный общественный, культурный и духовный центр. А с начала XIX века впервые в Бухаре, а затем повсеместно распространилась альтернатива к мечети — чайхана. С тех пор во всех махаллях культурным и общественным центром стал чайхана.
До Октябрьской революции в мечетях пять раз в день жители махалли (мужчины) совершали намаз. Между молитвами проводились занятия для мальчиков. Таким образом, махалля не являлось религиозной организацией, тем не менее содействовала распространению традиционных исламских идей, а в еврейских махаллях идею иудаизма, что, в свою очередь, способствовало объединению жителей махаллей в плане быта, традиции, морали и т. д.
Территорию махалли определяли по голосу муаззина приглашавшего на молитву, до дома куда доходил его голос. Но махалля была не только территориальной единицей, ее жители, связанные между собой родством, профессией, личным знакомством и объединялись в своеобразную общину. Каждый имел друг о друге достаточно подробные и достоверные сведения. Именно в махалле возник и существовал в течение многих веков самобытный институт общения людей, прежде всего соблюдение добрососедских отношений, уважение старших по возрасту, забота о пожилых людях, детях, больных и, конечно же традиционный способ взаимопомощи, когда вся махалля участвует в организации свадеб, похорон, различных праздников, когда организовывают Хашар для постройки дома той или иной семье, помогают при стихийных бедствиях и т. д.
История возникновения и функционирования института махалли на примере Самарканда
Письменные источники свидетельствуют о том, что в Самарканде были такие махалли как «Сангтарошон», «Сабунпазон», «Мирсаид ошик», «Бустонихон», «Дегрезон», «Кемухгарон», «Дари Арк», «Работ» и другие. К сожалению, об этих махаллях в настоящее время ничего неизвестно.
Названия махаллей — ценный материал для исследователей истории возникновения и развития древнего городского хозяйства. В конце XIX века в городе Самарканде насчитывалось 96 гузаров (махаллей), в которых проживало около 55 тысяч человек. Как правило, в каждой махалле средней величины проживало от 450 до 800 человек.
Структура и функции махалли менялись с течением времени или в связи с определенными обстоятельствами, но махалля сохраняла принцип самоуправления на своей территории, координировала социально-экономические взаимоотношения жителей.
В период Советской власти институт махалли сохранялся, но их деятельность жестко контролировалась властями, а некоторые функции махалли были упразднены или сведены к минимуму. В этот период своей истории культурным центром махалли стала чайхана с красным уголком. Многие махалли были переименованы, была произведена реорганизация в структуре их управления. В результате всего этого старые названия этих махаллей в настоящее время почти не упоминаются. Так например, махалля под названием «Хон Саид имом», где в XVII веке жил поэт Мулло Монеъ, была в ХХ веке переименована в квартал «Иттифок −60», и теперь старое название этой махалли почти никто не знает.
Махалля как основа местного самоуправления
Следует отметить, что махалля в силу того, что в ней заложены демократические принципы местного самоуправления, представляет собой важную историческую ценность, требующую крайне бережного к себе отношения. Любые непродуманные эксперименты с таким социальным институтом как махалля может привести к непоправимым ошибкам. Именно на базе махалли, её самобытной структуры можно успешно развивать новые принципы местного самоуправлении — это более практическое и открытое ведение дел, большая доброжелательность к людям, изживание различных проявлений бюрократизма и т. д.
Махалля
Махалля́ или Махалла, также Гузар (араб. محلة maHálla — «перевалочная станция», «привал»; «лагерь»; «городской квартал», от حل Hálla «развязывать», «распутывать»; турецк. mahalle, узб. mahalla ; уйг. مەھەللە / мәһәллә ) — в исламских странах часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление. Как правило, центром такого квартала — махалли́ — является мечеть, служащая своего рода культурным центром, в котором проходят пятничные собрания населения махалли и совершается торжественная пятничная молитва — намаз.
Поэт, писатель XI века Насир Хосров в своём произведении «Сафар-наме» (Записки путешественника), путешествуя с 1043 по 1052 года по странам Ближнего Востока и совершая Хадж в Мекку, писал — «город Каир состоит из 10 махаллей», что свидетельствует о том, что такое понятие как махалля на Востоке существует уже много веков.
Содержание
Обычаи
На территории махалли, как правило, находится мечеть — своеобразный общественный, культурный и духовный центр. А с начала XIX века впервые в Бухаре, а затем повсеместно распространилась и альтернатива мечети — чайхана. С тех пор во всех махаллях культурным и общественным центром стала также чайхана.
До Октябрьской революции в мечетях пять раз в день жители махалли (мужчины) совершали намаз. Между молитвами проводились занятия для мальчиков. Таким образом, махалля не являлось религиозной организацией, тем не менее содействовала распространению традиционных исламских идей, а в еврейских махаллях идею иудаизма, что, в свою очередь, способствовало объединению жителей махаллей в плане быта, традиции, морали и т.д.
Территорию махалли определяли по голосу муэдзина приглашавшего на молитву, до дома куда доходил его голос. Но махалля была не только территориальной единицей, её жители, связанные между собой родством, профессией, личным знакомством и объединялись в своеобразную общину. Каждый имел друг о друге достаточно подробные и достоверные сведения. Именно в махалле возник и существовал в течение многих веков самобытный институт общения людей, прежде всего соблюдение добрососедских отношений, уважение старших по возрасту, забота о пожилых людях, детях, больных и традиционный способ взаимопомощи, когда вся махалля участвует в организации свадеб, похорон, различных праздников, когда организовывают хашар для постройки дома той или иной семье, помогают при стихийных бедствиях и т.д.
История возникновения и функционирования института махалли на примере Самарканда
Письменные источники свидетельствуют о том, что в Самарканде были такие махалли как «Сангтарошон», «Сабунпазон», «Мирсаид ошик», «Бустонихон», «Дегрезон», «Кемухгарон», «Дари Арк», «Работ» и другие.
Названия махаллей — ценный материал для исследователей истории возникновения и развития древнего городского хозяйства. В конце XIX века в городе Самарканде насчитывалось 96 гузаров (махаллей), в которых проживало около 55 тысяч человек. Как правило, в каждой махалле средней величины проживало от 450 до 800 человек.
Структура и функции махалли менялись с течением времени или в связи с определёнными обстоятельствами, но махалля сохраняла принцип самоуправления на своей территории, координировала социально-экономические взаимоотношения жителей.
В период Советской власти институт махалли сохранялся, но их деятельность жёстко контролировалась властями, а некоторые функции махалли были упразднены или сведены к минимуму. В этот период своей истории культурным центром махалли стала чайхана с красным уголком. Многие махалли были переименованы, была произведена реорганизация в структуре их управления. В результате всего этого старые названия этих махаллёй в настоящее время почти не упоминаются. Так например, махалля под названием «Хон Саид имом», где в XVII веке жил поэт Мулло Монеъ, была в ХХ веке переименована в квартал «Иттифок −60», и теперь старое название почти никто не знает.
Об истории института махалля в Ташкенте
Позднее в Ташкенте в названиях махалли стали появляться названия той или иной местности, например махалля Джангоп, что переводится как Место битвы. Это свое название махалля получила потому, что на месте, где она возникла, в XVIII веке произошло сражение между сторонниками Юнус-ходжи [9] и тремя другими правителями остальных частей города (даха).
Количество как самих махалля, так и количество домовладений в них менялось со временем. К примеру в середине XIX века в Шейхантаурской части Ташкента было 48 махалля, в Сибзарской — 38 в Бешагачской — 32, а в Кукчинской — 31 махалля. В махалле Акмечеть в Шейхантаурской части (даха) Ташкента было свыше 400 домовладений, в маххале Караташ в Бешагачской части города (даха) — 200 домов, а в маххале Самарканд-Дарбаза в Сибзарской части — 50 домов.
Махалля как основа местного самоуправления
Следует отметить, что махалля в силу того, что в ней заложены демократические принципы местного самоуправления, представляет собой важную историческую ценность, требующую крайне бережного к себе отношения. Любые непродуманные эксперименты с таким социальным институтом как махалля могут привести к непоправимым ошибкам. На базе махалли, её самобытной структуры можно успешно развивать новые принципы местного самоуправлении — это более практическое и открытое ведение дел, большая доброжелательность к людям, изживание различных проявлений бюрократизма и т. д.