Маховик времени что это
«I mark the hours, every one. Nor have I yet outrun the sun. My use and value unto you, are gauged by what you have to do.»
Сколько себя помню, всё время задавался вопросом (после 3-й части ГП), что же такое маховик времени, в оригинале имеющий название Time-Turner. Что он может, чего не может, и вообще, почему обо всём самом интересном всегда говорят либо ночью, либо тихо, либо мало, а то ещё и все вместе? После выхода и прочтения последней книги о Гарри Поттере вопросов стало ещё больше, ответов же на них совершенно немного. Поэтому попробую в дальнейших размышлениях ответить на вопросы: по какому принципу работает маховик времени и что он из себя представляет.
Внешне его описывают следующим образом: «песочные часы, посаженные на ось, которая, в свою очередь, крепится на длинной цепочке». Я бы описал как круглые, напоминающие Млечный путь (форма песочных часов), галактику. На эту мысль меня натолкнули звёзды, которые расположены вокруг песочных часов. Зачем нужно украшать артефакт звёздами, которые совершенно бесполезны и не несут за собой никакой информационной нагрузки, загадки, сути? Это, в принципе, противоречит условиям или правилам создания артефактов.
Обратим внимание на песочные часы, которые весьма интересной формы. На мой взгляд, они очень похожи на отражение круга в зеркале: пересекаются и усечены.
Учитывая тот факт, что данный предмет является артефактом (это было выяснено заранее у преподавателя), закрадываются мысли, что всё в нём неслучайно, ведь случайно артефакты не создаются, не появляются и лишних деталей в них не бывает. С другой же стороны, изображение маховика времени придумали в 3-й части киноверсии о мальчике-волшебнике, и не факт, что она действительно отражает то, о чём думала автор книг.
Однако, с помощью маховика времени можно сделать вероятное реальным.
В принципе этого я коснулся, когда говорил о вероятности того, что произойти может, а что — нет. Что в итоге приведёт к парадоксу, а что не приведёт. То есть, если найти эту тонкую грань между вероятным событием, свершённым событием, которое можно изменить, и событием, которое приведёт к парадоксу, можно вполне свободно использовать маховик времени. Но беда в том, что чем дальше от момента начала путешествия волшебник перемещается, тем тоньше становится грань между парадоксами и вероятными событиями. ВВ — нечто явно совершенное с точки зрения автора книг о Гарри Поттере, ведь мгновенно мир изменялся после того, как что-либо изменяли при помощи маховика времени, а человек несовершенен. И найти грань между парадоксами и вероятными событиями достаточно непросто, а уж просчитать, что и как воздействует и на кого, практически невозможно, когда речь идёт об исторических событиях.
Возникают следующие истины:
Свершённое событие — это событие, которое произошло в течение какого-либо времени, явно или скрыто повлияло на судьбу людей.
Если свершённое событие не приводит к парадоксу — его можно изменить, и оно становится вероятным событием.
Парадокс — абсурдное стечение свершённых событий, которые не могут произойти в силу возникновения невозможных ситуаций.
Так каков принцип работы маховиков времени? Вероятней всего, в его основе (некоторые экземпляры) имеются специальные зелья, при помощи которых он работает: как сам механизм, так и в принципе перемещение. Полагаю, таких маховиков немного, у них есть свои правила использования и, более того, ограниченный лимит времени. Маховик времени Теодора Нотта как раз был чем-то подобным. Он не имел границ перемещения во времени назад (не 6 часов, как обыкновенный, который давали Гермионе), но имел чётко лимитированное пребывание — не более 5 минут. Однако маховик, который принадлежал Люциусу Малфою (затем Драко), имел несколько другой принцип работы, хотя факт самовозвращения тоже присутствовал. Вероятней всего, в нём использовались части каких-либо артефактов, которые помогали быть в прошлом более длительное время (но тоже не бесконечное). Скорее всего, использовались заклинания, которые чем-то напоминали эффект «Приории Инкантатем» относительно волшебных палочек. Маховик времени является чем-то и вроде проводника, и накопителя, и конденсатора не только магической силы, но и Силы Времени. Может быть, профессор Сол Крокер, изучавший в Министерстве магии маховики времени, сумел каким-то образом создать такие экземпляры данных артефактов, которые были похожи на маховик Люциуса Малфоя, и в какой-то момент, скорее всего, в период Второй Войны, секрет был украден кем-нибудь из последователей Волдеморта.
На данный момент известны три разновидности маховиков времени:
1. Обыкновенные маховики времени (были разбиты в 5-й части ГП, впервые появились в 3-й части ГП).
Возможности: Перемещение назад во времени не более, чем на 6 часов. Использование в день не более, чем 6 раз.
Ограничения: Волшебник должен использовать маховик без свидетелей, вынужден выбирать «укромное место», в котором однозначно не будет никого на момент перемещения и в момент перемещения по итогу. Парадокс.
Условия: Волшебник должен будет прожить заново то количество времени, на которое переместился назад, и попасть в настоящее естественным путем.
Принцип работы: Использование чар и заклинаний, которые напоминают эффект заклинания «Приории Инкантатем», то есть возвращает назад то, что уже случилось, события, произошедшие ранее. Вероятно, всё это ещё имеет связь с ходом времени относительно нашей галактики и относительно мира, в котором живёт Гарри Поттер (имею в виду линейность мира, в котором все события происходят на одной линии без ответвлений, поэтому в работе маховиков есть парадоксы).
2. Маховик времени Теодора Нотта (появился впервые в 8-й части ГП).
Возможности: Перемещение назад во времени без ограничений. Лимит нахождения в прошлом — 5 минут.
Ограничения: Волшебник должен использовать маховик без свидетелей, вынужден выбирать «укромное место», в котором однозначно не будет никого на момент перемещения и в момент перемещения по итогу. Парадокс.
Условия: Самовозвращение волшебника в настоящее, которое теперь объективно с точки зрения законов ВВ (Вселенной и Времени), но может быть нереальным, невозможным и пугающим для волшебника.
Принцип работы: Использование чар и заклинаний, которые напоминают эффект заклинания «Приории Инкантатем», то есть возвращает назад то, что уже случилось, события, произошедшие ранее. Вероятно, всё это ещё имеет связь с ходом Времени относительно нашей галактики и относительно мира, в котором живёт Гарри Поттер (имею в виду линейность мира, в котором все события происходят на одной линии без ответвлений, поэтому в работе маховиков есть парадоксы). Также всё очень завязано и на зелье времени или зельях пространства, которые выглядят в виде песка в песочных часах. По виду такие зелья твёрдые, а сами зелья многокомпонентные.
3. Маховик времени Люциуса Малфоя (появился впервые в 8-й части ГП).
Возможности: Перемещение назад во времени без ограничений. Лимит нахождения в прошлом имеется, но он достаточно большой — от 8 до 12 часов.
Ограничения: Волшебник должен использовать маховик без свидетелей, вынужден выбирать «укромное место», в котором однозначно не будет никого на момент перемещения и в момент перемещения по итогу. Парадокс.
Условия: Самовозвращение волшебника в настоящее, которое теперь объективно с точки зрения законов ВВ (Вселенной и Времени), но может быть нереальным, невозможным и пугающим для волшебника.
Принцип работы: Использование чар и заклинаний, которые напоминают эффект заклинания «Приории Инкантатем», то есть возвращает назад то, что уже случилось, события, произошедшие ранее. Вероятно, всё это ещё имеет связь с ходом времени относительно нашей галактики и относительно мира, в котором живёт Гарри Поттер (имею в виду линейность мира, в котором все события происходят на одной линии без ответвлений, поэтому в работе маховиков есть парадоксы). Также всё очень завязано и на зелье времени и зельях пространства, которые выглядят в виде песка в песочных часах. По виду такие зелья твёрдые, а сами зелья — сверхкомпонентные. Зелья, которые использованы, точно сложные, имеют в своём составе зелья, которые так или иначе влияют на возможность задержаться в прошлом на гораздо больший период, чем это возможно у предыдущего маховика.
Подводя итоги, хочу сказать, что до самого конца пока ещё неясно, обо всех ли маховиках времени известно из мира Гарри Поттера, но попробовать разобраться в том, по какому принципу они работают, было весьма интересно. Может быть, у вас тоже есть идеи?
Источники:
1. Гарри Поттер — Вики
2. Гарри Поттер и методы рационального мышления
3. Пикабу
4. Дж. Роулинг «Гарри Поттер и узник Азкабана»
5. Дж. Роулинг и Ко «Гарри Поттер и проклятое дитя», перевод — «Шатёр переводчиков», Аргемона, 2016 г.
Огромную благодарность выражаю преподавателям: Фиби, Ингни, Дюку, Алексу; ученику Школы Аларику и студентке Вуза Астре за консультацию, мысли и идеи.
«изображение маховика времени придумали в 3-й части киноверсии о мальчике-волшебнике, и не факт, что она действительно отражает то, о чём думала автор книг»
Тоже это настораживает, учитывая что Альфонсо Куарон вообще на всю картину наложил собственный отпечаток «видения».
Спасибо за статью, интересно было разобраться!
15 самых мощных магических артефактов из мира «Гарри Поттера»
Волшебный мир «Гарри Поттера» захватил воображение людей во всем мире, став настоящим литературным феноменом. Романы о приключениях мальчика со шрамом и его друзей разошлись по всему миру тиражом свыше 500 млн. копий, что позволило писательнице Джоан К. Роулинг стать первой, кому удалось заработать 1 млрд. долларов исключительно на публикациях книг.
Возможно, одной из самых сильных сторон Джоан Роулинг является построение магического мира. Школа магии Хогвартс и само магическое сообщество наполнены сложными деталями, интересными персонажами и сверхъестественными событиям. Читая книги, или смотря фильмы, невольно ловишь себя на мысли, что и сам был бы не против побывать в таких местах, как Косая аллея или Хогсмид. То же самое относится и к различным артефактам, которые волшебники используют как во благо, так и для применения зла.
Редакция сайта kinofranshiza.ru составила для вас рейтинг самых могущественных артефактов вымышленного мира Джоан Роулинг:
15. Распределяющая шляпа
Распределяющую шляпу придумал создать Годрик Гриффиндор, в тот момент, когда он понял, что после его смерти некому будет отбирать учеников на его факультет. Посовещавшись с Пенелопой Пуффендуй, Салазаром Слизерином и Кандидой Когтевран, Годрик убедил своих коллег создать особый магический предмет, наделенный их сознанием, чтобы объекту было проще подбирать студентов на конкретные отделения. Шляпа имеет отличную память, она запоминает всех учеников. А если шляпа-сортировщица кажется вам слабым артефактом, то не стоит забывать, что только из нее можно вытащить легендарный меч Гриффиндора.
Способность предупреждать об опасности делает Вредноскоп необычайно полезным, особенно когда в «Дарах смерти» Гарри, Рон и Гермиона скрываются от темных сил и не знают, кому доверять, а кому нет. Полезность и портативность предмета высоко ценится волшебниками, которые приступают к опасной миссии или заданию.
13. Зеркало Еиналеж
Волшебники, похоже, действительно любят перекладывать ответственность за принятие важных решений зачарованным предметам, особенно если это касается выбора самых достойных представителей. Кубок огня был создан как артефакт, который, как беспринципный судья, отбирает студентов из различных магических школ для участия в легендарном турнире трех волшебников. По своей натуре кубок больше похож на распределяющую шляпу, он также отбирает участников, основываясь на особых критериях.
Эта древняя арка хранится в отделе тайн министерства магии, где ее на протяжении нескольких сотен лет постоянно исследуют. По словам Джоан Роулинг, арка всегда была в этом месте, даже до появления министерства. Артефакт будто окутан дымом или текучей водой (в романе это просто черный рваный занавес). Попавший в эту арку человек погибает мгновенно и безболезненно, а тело становится частью этого предмета. По мере приближения к артефакту, волшебники, потерявшие своих близких, могут услышать голоса своих покойных любимых, которые шепчут и зовут к ним.
10. Глаз Аластора Грюма
После того, как мракоборец потерял свой настоящий глаз в битве с пожирателями смерти, Аластор заменил его магическим предметом, позволяющим видеть позади себя, сквозь двери, предметы и стены, и даже через мантию-невидимку. В результате своего «косметического» обновления Грюм получил прозвище «Грозный глаз». Артефакт на самом деле настолько полезен, что его использовали даже после смерти Аластора Грюма. Глаз был извлечен из тела мракоборца, после чего его использовала Долорес Амбридж, чтобы следить за своими сотрудниками. Когда Гарри Поттер, Рон Уизли и Гермиона Грейнджер пробрались незамеченными в министерство магии, они наткнулись на магический предмет и похитили его, чтобы в дальнейшем захоронить.
Единственным недостатком артефакта является то, что он показывает не все части замка. Поскольку ученики, создавшие карту, не смогли нанести на нее места, где сами никогда не бывали. Так, например, в ней отсутствует тайная комната и выручай-комната, однако это мощный инструмент для тех, кто хочет скрытно пробраться в любую часть замка.
Благодаря этой истории Джоан Роулинг познакомила читателей с легендарными Дарами Смерти, которые действительно существуют. Плащ Гарри, доставшийся ему от отца, обладает уникальными способностями, чары артефакты никогда не исчезают, в отличие от подобных предметов. Однако существуют вещи, которые позволяют увидеть мантию-невидимку. Например, магический глаз Аластора Грюма или карта мародеров, на ней человек, носящий мантию, отображается также, как и любой другой волшебник.
5. Философский камень
4. Воскрешающий камень
Смерть является финальным завершением жизненного пути не только обычного человека, но и волшебников. Конечно, у некоторых есть возможность вернуться в этот мир в качестве призраков, но не каждый решается на подобный шаг. Однако есть особый артефакт, позволяющий своему владельцу пообщаться с погибшими людьми. Речь идет о воскрешающем камне. Название неверно интерпретирует саму суть предмета. Он не воскрешает людей, он возвращает из загробного мира души погибших волшебников. Как правило, многие обладатели этого дара Смерти сходили с ума от бессилия, ведь возвращенные души не чувствовали покоя в мире живых. Гарри Поттер использовал камень, чтобы морально подготовиться к встрече с Волан-де-Мортом.
2. Бузинная палочка
Самый первый дар Смерти, и вероятно, самый мощный артефакт. Бузинная палочка имеет длинную и кровавую историю. Поговаривают, что палочка позволяет своему владельцу совершать ранее невозможную магию. Сам предмет имеет длинный список владельцев, палочка подчиняется только тому, кто силой забрал ее у предыдущего хозяина.
Гермиона Грейнджер на третьем курсе обучения получила от Минервы МакГонагалл маховик времени, позволяющий вернуться в прошлое на пять часов и посетить все уроки. Путешествие во времени даже на 5 часов уже само по себе впечатляющее зрелище, однако существуют и более мощные маховики, открывающие дорогу в любую точку истории.
В «Проклятом дитя» Альбус Поттер и Скорпиус Малфой использовали подобный артефакт и видоизменили всю временную шкалу. Поскольку даже самые короткие путешествия могут иметь катастрофические последствия, маховики возглавили рейтинг самых могущественных артефактов магического мира «Гарри Поттера».
Маховик времени
Информация в этой статье (или разделе) содержит спойлеры из пьесы «Гарри Поттер и Проклятое дитя»!
Если вы ещё не читали сценарий, советуем не читать текст, следующий далее.
перемещение назад во времени
песочные часы, посаженные на ось
Маховик времени (англ. Time-Turner) — волшебный предмет, позволяющий вернуться в недалёкое прошлое. Выглядит как песочные часы, посаженные на ось, которая в свою очередь крепится на длинной золотой цепочке.
Маховик времени не может вносить кардинальных изменений в ход событий. Так, например, маховик не может вернуть жизнь убитому человеку. Но с его помощью можно сделать вероятное реальным. Однако надо быть осторожными! Если тот, кто использует маховик, встретится со своим прототипом в прошлом, это приведёт к непредсказуемым последствиям.
Содержание
История
«Гарри Поттер и узник Азкабана»
Гермиона использует Маховик времени вместе с Гарри
На третьем году учёбы Маховик времени использовала Гермиона Грейнджер, чтобы посещать как можно большее количество уроков. [1] Поскольку Макгонагалл, которая, собственно, и упросила Министерство магии разрешить лучшей ученице Хогвартса использовать Маховик, взяла с Гермионы клятву никому не рассказывать об артефакте, то девочка не проболталась даже лучшим друзьям — Гарри и Рону. Пока в конце 1993-1994 учебного года ей и Гарри не пришлось вернуться на три часа назад, чтобы спасти «две невинные жизни» — Сириуса Блэка и Клювокрыла — от неминуемой смерти.
«Гарри Поттер и Орден Феникса»
«Гарри Поттер и Проклятое дитя»
Около 2020 года Теодор Нотт по заказу Люциуса Малфоя создаёт экспериментальную модель Маховика времени, вероятно, в надежде спасти Волан-де-Морта. Этот прототип позволяет путешественнику во времени оставаться в прошлом только пять минут, однако, волшебник может погружаться в глубь времён так далеко, как захочет.
Позже Нотт создаёт усовершенствованный Маховик. С его помощью можно оставаться в прошлом сколь угодно долго и возвращаться в будущее, когда необходимо. Эту продвинутую модель хранит у себя Люциус Малфой, а Нотт — прототип. И хотя у обоих есть то, что может спасти Тёмного Лорда, ни один из них не пытается сделать это. Из чего можно сделать вывод, что они всё же предпочитают мир без Волан-де-Морта.
В августе 2020 года Гарри Поттер, глава Отдела магического правопорядка, изымает Маховик времени из дома Нотта. Это устройство может стать причиной катастрофических изменений во времени, и Теодора Нотта арестовывают за создание столь опасного артефакта.
Маховик Нотта прячут со всеми магическими предосторожностями в кабинете Министра магии Гермионы Грейнджер. Но, несмотря на все эти меры, Альбус Поттер и Скорпиус Малфой крадут артефакт, чтобы спасти Седрика Диггори и вернуть сына его отцу, Амосу. Мальчики раз за разом пытаются переписать историю, чиня всяческие препятствия Седрику в 1994 году, чтобы он не смог дойти до третьего задания Турнира Трёх Волшебников и остался бы в живых. И раз за разом их старания приводят к «эффекту бабочки»: весьма драматическим и даже трагическим образом изменяется настоящее.
В одном из вариантов прошлого Диггори всё равно гибнет, но в 2020 году все герои перемешиваются самым причудливым образом: Рон женат на Падме Патил, Гермиона — противная училка в Хогвартсе, и всё в том же духе. Либо Седрик остаётся жив, но становится Пожирателем смерти и в Битве за Хогвартс убивает Невилла Долгопупса, а значит Нагайна не уничтожена, Тёмный Лорд убивает Гарри Поттера и приходит к власти. Всё это приводит к тому, что Альбус Поттер вообще не родился. Преодолев множество препятствий, герои в итоге возвращают реальность к исходному состоянию.
Однако, позже Дельфи берёт Альбуса и Скорпиуса в плен и переносится вместе с ними в 30 октября 1981 года, чтобы спасти своего отца. Она уничтожает Маховик времени, чтобы не вернуться в настоящее через пять минут.
А в настоящем Гарри получает сообщение от Альбуса, которое они со Скорпиусом послали довольно экзотическим способом: записав его на одеяльце маленького Гарри. Драко Малфой забирает у отца второй, усовершенствованный Маховик и вместе с Гарри, Роном, Гермионой и Джинни отправляется в 1981 год. Совместными усилиями двух поколений Дельфи обезврежена, и вся компания возвращается «назад в будущее».
Эксклюзивная информация с Pottermore
Несмотря на различные фантазии маглов, даже в волшебном мире путешествия во времени возможны только в ограниченном понимании этого слова. Данная тема покрыта завесой строжайшей секретности — исследования продолжаются в Отделе тайн — и, судя по всему, волшебство может помочь в путешествии только до определённых пределов. Вот что говорит профессор Сол Крокер, посвятивший всю свою карьеру изучению магии времени в Отделе тайн: «Как показывают наши текущие исследования, самый продолжительный период времени, на который можно вернуться в прошлое без нанесения серьёзного вреда путешественнику или самому времени составляет около пяти часов. Мы смогли поместить нестабильные чары перевода времени на час назад (Hour-Reversal Charms) и воспользоваться ими в небольших зачарованных песочных часах. Волшебница или волшебник может носить часы на шее и, повернув их на количество оборотов равное количеству часов, вернуться в прошлое. Все попытки путешествий в прошлое на срок, превышающий несколько часов, окончились катастрофическими последствиями для задействованного волшебника или волшебницы. На протяжении многих лет было непонятно, почему путешественники на большие расстояния во времени никогда не выживали в таких путешествиях. Все подобные эксперименты были прекращены в 1899 году, когда Элоиз Минтамбл оказалась в ловушке на пять дней в 1402 году. Теперь мы знаем, что её тело состарилось на пять столетий во время возвращения в настоящее и было непоправимо повреждено, вскоре после того, как нам удалось вернуть её, она умерла в Больнице Св. Мунго для лечения магических болезней и недугов. Более того, пять дней проведённые ею в далёком прошлом стали причиной огромных искажений в жизни людей, которых она встретила, изменив ход их жизни настолько, что как минимум двадцать пять их потомков исчезли из настоящего, превратившись в «нерождённых». В довершение всего, в последующие дни после возвращения мадам Минтамбл появились тревожные сигналы того, что само время было повреждено таким серьезным нарушением его законов. Вторник после её возвращения длился двое с половиной суток, в то время как четверг пролетел за четыре часа. У Министерства магии было множество проблем с тем, чтобы замять это дело, и с тех пор к тем, кто изучает путешествия во времени, применяются самые строгие законы и взыскания».
Использование даже очень ограниченного количества Маховиков времени, имеющихся в распоряжении Министерства, ограничено сотнями законов. Хотя повторное использование одного часа потенциально не настолько опасно, как пропуск пяти столетий, оно всё равно может иметь неожиданные последствия, и Министерству магии нужны самые надёжные гарантии, когда оно разрешает использование этих редких и обладающих силой артефактов. Большинство волшебников удивятся, если узнают, что Маховики времени используются в основном для решения самых обыденных проблем планирования времени и никогда — для больших и более важных целей. По словам Сола Крокера: «точно так же, как человеческий мозг не может постичь время, так же он не может постичь и вред, который будет нанесён, если мы осмелимся легкомысленно вмешиваться в его законы». Весь запас Маховиков времени Министерства магии был уничтожен во время сражения в Отделе тайн спустя три года после того, как Гермионе Грейнджер было предоставлено разрешение на использование одного из них в Хогвартсе.
Размышления Дж. К. Роулинг
В книге «Гарри Поттер и узник Азкабана» я слишком беспечно подошла к теме путешествий во времени. Хотя я не сожалею об этом («Узник Азкабана» одна из моих любимых книг в Поттериане), она открыла огромное количество проблем для меня, потому что, в конце концов, если волшебник может вернуться в прошлое и исправить все проблемы, что я буду делать с дальнейшим сюжетом? К своему удовлетворению постепенно я решила проблему. Прежде всего, я сделала так, что Дамблдор и Гермиона подчеркнули, насколько опасным может быть то, что тебя увидят в прошлом, и напомнить читателю, что в путешествии во времени могут возникнуть непредвиденные и опасные последствия и решения. Во-вторых, я сделала так, что Гермиона вернула единственный Маховик времени, который когда-либо появлялся в Хогвартсе. В-третьих, я разбила все оставшиеся Маховики времени во время сражения в Отделе тайн, исключив в будущем возможность возвращения даже на самые короткие периоды. Это один из примеров того, насколько осторожным нужно быть в своих изобретениях, если пишешь произведение в жанре фэнтези. Так как у каждого преимущества обычно есть и свой недостаток. [3]