Маховик запущен что значит
Маховик запущен: чего ждать после ареста хабаровского губернатора
Компенсация за утрату влияния и авторитета
Арест Фургала — лишь один из элементов новой волны политических дел, начавшейся после голосования 1 июля. Буквально за несколько дней произошли: арест бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова; уголовное преследование издателя «Медиазоны» Петра Верзилова; обыски у активистов кампании «Нет!» Юлии Галяминой, Ольги Горелик, Татьяны Усмановой, шеф-редактора «МБХ медиа» Сергея Простакова; задержание руководителя «Открытой России» Андрея Пивоварова; выступление обвинения на процессе Юрия Дмитриева в Карелии, в котором адвокат запросил для обвиняемого 15 лет тюрьмы.
С одной стороны, очевидно, имеет место эффект «отложенных» решений: силовики явно были ограничены в поле маневра, пока шла кампания перед 1 июля, чтобы не спровоцировать рост протестных настроений и не привести к мобилизации сторонников оппозиции на голосовании. Теперь «наболевшее» выдано пакетом.
С другой стороны, это очевидная попытка компенсации символического влияния силовиков и лично президента, утраченного за период пандемии, когда основные политические решения в глазах людей принимали губернаторы. А то, как это воспринимается людьми, со временем становится новой реальностью, нормой. Было понятно, что федеральный центр должен предпринять некоторые символические жесты, показывающие, кто на самом деле главный. Тоже самое касается и конкретно силовиков. На период пандемии они по сути оказались «не при делах», не понимая, что делать в такой ситуации, и сейчас такими экстраординарными мерами они также заинтересованы показать, кто в доме хозяин.
Наконец, можно рассматривать это как реакцию на неубедительные результаты голосования и многочисленные обвинения в фальсификациях и накрутке (говорят о 22-26 миллионах аномальных голосов), несмотря на которые, даже по официальным данным, 16 млн голосов было отдано против поправок. Это больше, чем результаты любого оппозиционного политика или партии на всех федеральных выборах последних 15 лет. По крупным городам и протестным регионам против голосовало 35-40% избирателей даже по официальным результатам. Это бьет по символическому авторитету власти.
Хабаровский край показал один из худших результатов в стране по явке (лишь 44%) и по голосованию за поправки (36,6% против). Рефлекторная реакция силовиков — оказать давление на всех, кто воспринимается как угроза, или активный противник, или не очень лоялен, или просто независим.
Один из традиционных способов демонстрации влияния авторитарных режимов на фазе начавшейся эрозии общественной поддержки — символические репрессии с показной жестокостью, из серии «можем повторить». Все это происходит в рамках классической психологической схемы шока от изменения реальности: отрицание, гнев (сейчас мы где-то на этой стадии), торг, депрессия, принятие (происходит долго и неровно). Когда власть имеет реальную общественную поддержку, демонстративная жестокость ей просто не нужна.
Если с символически репрессируемыми журналистами или общественниками все ясно, — это давние враги, то идеальной жертвой для такой показной жестокости среди регионалов кажется тот, у кого нет большой федеральной «крыши», за кого не вступилась влиятельная федеральная элитная группа. И избранные вопреки воле Кремля оппозиционеры-губернаторы или мэры — первое, что в этом случае приходит на ум федеральному центру. Для него они и так чужие, своими победами лично унизившие конкретных федеральных чиновников, курировавших те или иные выборы. С ними (и с Фургалом, и с губернатором Хакасии Валентином Коноваловым, и с владимирским губернатором Владимиром Сипягиным, и ранее с бывшим главой Иркутской области Сергеем Левченко) пытались бороться с момента избрания. Это и информационные войны, и атаки силовиков, включая обыски в самих администрациях или близких бизнес-структурах. В том же Хабаровском крае всего этого за последние два года было в избытке, включая арест бывшего губернатора и экс-полпреда в ДвФО Виктора Ишаева.
Показательно, что, несмотря на это, ничего традиционно инкриминируемого чиновникам (мошенничество, нецелевое использование средств, злоупотребление полномочиями, получение взятки) в крае в отношении Фургала найти не смогли. Странное дело, построенное, видимо, исключительно на непонятным путем полученных признаниях в отношении событий начала 2000-х, выглядит, мягко говоря, неубедительно. Все знают цену таким показаниям в обмен на сделку со следствием, построенным по принципу «признание — царица доказательств», когда ничего больше и доказывать не нужно. Эта технология опробована во множестве политических и экономических дел. И на Дальнем Востоке это хорошо известно. При этом ранее федеральный центр никак не смущала работа таких губернаторов с неоднозначной репутацией, как Сергей Дарькин, Олег Кожемяко или Рамзан Кадыров.
Политическая месть
Помимо понятной психологически попытки восстановления видимости символического влияния центра и силовиков, конечно, имеет место и политическая месть конкретных чиновников. Тех самых, кого Фургал унизил своей победой. Они ничего не поняли и ничему не научились, считая, что это не они виноваты в том, что сами плохо провели кампанию 2018 и плохо управляли регионом, а это нехороший ранее системный Фургал виноват, что люди за него проголосовали. Как в басне Крылова, «у сильного всегда бессильный виноват».
Именно публичная борьба с Фургалом, показавшим себя неплохим управленцем, готовым реально защищать избирателей (сокращение чиновников и собственной зарплаты, возвращение выборности глав местного самоуправления, снижение тарифов на полеты внутри территории огромного края, простота и доступность, регулярные встречи с людьми), привела к тому, что ставшая символом этой борьбы «Единая Россия» с треском проиграла выборы в Законодательную думу края и Гордуму Хабаровска в 2019-м, не выиграв ни одного округа. Избиратели сознательно голосовали даже за слабых кандидатов, поддержанных Фургалом, таким образом символически защищая «народного» губернатора от нападок.
Однако функционеры от внутренней политики вместо поиска причин своих провалов пытаются бороться с последствиями и наказывать других. И получают новое публичное возмущение в ответ, когда дискурс уже смещается в сферу защиты людьми своего человеческого достоинства и права на выбор.
Элитные интриги
Наконец, еще одним факторов любых разборок такого уровня всегда являются внутриэлитные конфликты и попытки тех или иных федеральных чиновников лоббировать своих ставленников и нужные для себя решения. В СМИ уже попадала стенограмма разноса Фургала от полпреда президента в ДвФО Юрия Трутнева за то, что он в крае популярнее президента. Упоминается и борьба элитных групп за контроль над металлургическим предприятием «Амурсталь», которое в прошлом выкупил Сергей Фургал.
Показательно, что с момента назначения выходца из уральского бизнеса 1990-х Юрия Трутнева полпредом по Дальнему Востоку политика центра в отношении дальневосточных регионов стала отличаться демонстративной грубостью. Это и арест конфликтовавшего с полпредством сахалинского губернатора Александра Хорошавина, после чего была разгромлена почти вся региональная управленческая элита, и скандальные выборы губернатора Приморья в 2018 году, итоги которых были отменены, и системные провалы в Якутии. Хабаровск в 2018-м, после проигрыша Шпорта, уже публично унизили, наказав лишением статуса столицы федерального округа с перемещением столицы в Приморье.
Кто следующий
Вряд ли маховик запущенной силовиками кампании давления остановится, даже несмотря на протесты. Силовики не просто стали «становым хребтом» политического режима, но в условиях падения рейтингов федеральной власти, голосования с опорой на принуждение и «финансовое стимулирование» теперь стали для власти главной ее опорой. И своей демонстративной бесцеремонностью они показывают это влияние и губернаторам, и бизнесу, и крупным фигурам из госкорпораций, и даже самому Путину. Теперь власть, исходя из сложившейся субординации и системы зависимостей, просто не может признать их действия неправильными.
Это означает, что в ситуации внутренней фрустрации власти в новой реальности будут и новые жертвы. Ими могут стать и немногие губернаторы-оппозиционеры, и ключевые фигуры из команд слишком усилившихся «системных» губернаторов, и яркие общественники, и журналисты. Причем, как мы видим, стремление быть «конструктивным» оппозиционерам не помогает. Идти на компромиссы, искать удобных центру чиновников при формировании администраций пытались и Сергей Левченко, и Валентин Коновалов, и Владимир Сипягин, и Сергей Фургал. Однако, как мы видим, нынешнему центру не нужны компромиссы. Компромиссы предполагают партнерство и взаимоуважение, но центр не готов считать губернаторов, избранных вопреки, партнерами. Ему нужны не партнеры, а крепкие оловянные солдатики.
Цена вопроса
Публичная цена бюрократических и силовых игр может стать чрезмерной, и это уже хорошо видно. Буквально за один день ранее просто неплохой губернатор стал народным героем, а Хабаровск —символом протеста. Этот символ, несомненно, окажет влияние на ситуацию в других регионах. И чем дольше центр будет упорствовать и продолжать конфликт, тем сильнее будет это влияние.
Еще одним фактором станет радикализация системной оппозиции. Власть в условиях кризиса системно «кидает» своих младших партнеров — и КПРФ, и ЛДПР. В результате они не только получат имидж гонимых, новые голоса и влияние, но и внутри них вырастет роль более оппозиционно настроенных и агрессивных групп.
В результате никакой стабилизации не произойдет, а политическая турбулентность только вырастет. Но гнев неизбежно будет вынужден перейти в стадию торга.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Значение слова «маховик»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МАХОВИ’К, а́, м. (тех.). Маховое колесо.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
махови́к
1. техн. массивное вращающееся колесо на валу двигателя или другой машины, выравнивающее её ход либо использующееся в качестве накопителя кинетической энергии ◆ Ротор асинхронного генератора представляет собой обычный маховик, поэтому он лучше защищен от попадания влаги и грязи. ◆ Маховик соединен с валом электрогенератора, который заряжает аккумулятор.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полюбопытствовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Маховик запущен выражение
Маховик (Маховое колесо) — массивное вращающееся колесо, использующееся в качестве накопителя (инерционный аккумулятор) кинетической энергии.
Также маховиком называют регулировочное колесо, похожее по форме.
Использование
Используется в машинах, имеющих неравномерное поступление или использование энергии, накапливая энергию, когда поступление энергии выше чем расход, и отдавая её, когда потребление превышает поступление энергии. Также используется в гибридном двигателе в качестве накопителя энергии и для рекуперативного торможения.
Часто функцию маховика выполняет массивный вращающийся элемент механизма. Такие как гончарный круг, массивные колеса водяной мельницы или массивные зубчатые колеса.
Первым примером использования гироскопического эффекта можно считать изобретение игрушки «волчок» («йо-йо»).
Свойство маховика сохранять направление оси вращения используется в успокоителях качки корабля.
Физика
Кинетическая энергия вращения, накопленная во вращающемся теле (маховике), может быть рассчитана по формуле:
Маховик фабричной стационарной паровой машины
Для простых форм маховика, известны конечные выражения момента инерции
Заменив в формуле для полого цилиндра, угловую скорость — на частоту вращения — по формуле
История
Эффект маховика использовался с древнейших времен. Например в гончарном круге, ветряных мельницах. Вероятно, одним из древнейших примеров использования маховика стала археологическая находка из Междуречья (в районе города Ур) — гончарный станок с диском из обожжённой глины, около метра в поперечнике и весом не менее центнера. Подобные изобретения неоднократно появлялись и в Китае.[1]
Маховик со старой фабрики
Согласно американскому медиевисту Линну Уайту немецкий монах Теофил упоминает в своём трактате «О различных искусствах» несколько машин, в которых применяется маховик.[2]
Во время промышленной революции, Джеймс Уатт применил маховик в паровой машине для выравнивания движения и преодоления мертвых положений поршня[3], и его современник Джеймс Пикард использовал маховик в сочетании с кривошипно-шатунным механизмом для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное[4].
Использование маховика в качестве аккумулятора энергии ограничивается тем, что при превышении допустимой окружной скорости происходит разрыв маховика приводящий к большим разрушениям. Это вынуждает создавать маховики с очень большим запасом прочности, что приводит к снижению их эффективности.
Следствием этого является малая (по сравнению с другими видами аккумуляторов) удельная энергоёмкость.
В мае 1964 года Гулия Нурбей Владимирович подал заявку на изобретение супермаховика — энергоёмкого и разрывобезопасного маховика.
См. также
Ссылки
Примечания
Маховик
Маховик – важный элемент, который является составной частью сразу нескольких систем ДВС:
Маховик одновременно выполняет несколько функций.
Работа двигателя внутреннего сгорания связана с постоянным изменением оборотов коленчатого вала. Коленвал динамично закручивается и раскручивается, подвергаясь крутильным колебаниям. Маховик является гасителем крутильных колебаний.
Маховик сглаживает колебания крутящего момента посредством того, что деталь с определенной периодичностью накапливает и далее отдает кинетическую энергию. Накопление указанной энергии осуществляется в то время, когда происходит рабочий хода поршня. Отдача энергии реализуется во время других тактов работы двигателя.
Маховик выводит поршни ДВС из верхней и нижней мертвой точки. От количества цилиндров в двигателе зависит длительность рабочего хода поршня. Чем больше цилиндров, тем дольше времени занимает рабочий ход. Крутящий момент в многоцилиндровых ДВС отличается большей равномерностью, благодаря чему массу маховика можно уменьшить.
Маховик устанавливается в задней части коленвала. Местом его установки становится область рядом с торцевым коренным подшипником. Данный подшипник является наиболее массивным в конструкции двигателя. Подшипнику нужно выдерживать вес самого маховика и дополнительные рабочие нагрузки.
Конструкция маховика может быть разной. На ДВС используются следующие виды маховиков:
Сплошной маховик изначально получил наибольшее распространение на большинстве гражданских авто. Деталь представляет собой тяжелый диск из чугуна, средний диаметр диска составляет около 40 см. Внешняя поверхность маховика имеет зубчатый венец из стали, прикрепленный к основе посредством пресса.
Указанный венец отвечает за проворачивание коленчатого вала в момент запуска ДВС при помощи стартера. Маховик с одной стороны имеет ступицу, которая необходима для соединения указанной детали со специальным фланцем на коленчатом валу. Другая сторона элемента выполняет функцию ведущего диска в схеме устройства механизма сцепления.
Двухмассовый маховик, который еще называется демпферный маховик, устанавливается на автомобили с середины 80-х. Такой маховик состоит из двух дисков, которые соединены друг с другом при помощи пружинно-демпферной системы. Решение позволяет реализовать эффективную защиту трансмиссии от крутильных колебаний. Дополнительной функцией становится обеспечение равномерной работы всех узлов ДВС. Двухмассовый маховик исключает необходимость установки отдельных демпфирующих элементов, которые нужно размещать на ведомом диске сцепления.
Двухмассовый маховик гасит колебания, уменьшает шумы, снижает вибрацию ДВС, упрощает процесс переключения передач в КПП, снижает износ деталей трансмиссии, навесного оборудования т.д. Маховик этого типа защищает трансмиссию от избыточной нагрузки, делает работу всех механизмов и систем более плавной, позволяет экономить горючее.
Слабым местом двухмассового маховика является склонность к износу пружинно-демпферной системы. Наиболее сильно нагружена дуговая пружина, которая часто ломается. По этой причине демпферный маховик нельзя считать оптимальным решением для современных двигателей.
Стремление разработчиков к уменьшению объема и массы ДВС с одновременным сохранением высокой мощности, а также настройка современных моторов с упором на отдачу максимума крутящего момента уже в нижнем диапазоне оборотов привели к появлению двухмассового маховика с маятниковым гасителем крутильных колебаний.
Такой маховик качественно устраняет неравномерности вращения коленвала на низких оборотах. Для этого на маховике установлена дуговая пружина, а также дополнительный центробежный маятник. Маятник способен самостоятельно создавать колебания, которые в противофазе полностью устраняют колебания после дуговой пружины.
Центробежный маятник представляет собой грузы, которые размещаются по окружности двухмассового маховика. Когда мотор работает на низких оборотах, грузы активно раскачиваются благодаря незначительному воздействию на маховик центробежной силы. Прирост оборотов означает уменьшение амплитуды колебания грузов маятника. Маховик начинает гасить колебания на высоких оборотах по «классической схеме» посредством дуговой пружины.
Облегченный маховик устанавливается на спортивные ДВС и часто применяется для тюнинга двигателя. Масса такого маховика перераспределяется ближе к краям диска. Это позволяет в среднем облегчить маховик на 1.5 кг и более, а также уменьшить инерционное движение. Облегченный маховика позволяет ДВС получить прирост мощности на отметке 3-6%, быстрее раскручиваться и эффективнее выходить на пик максимальных оборотов.
Маховик и все,что нужно о нем знать.
Все автолюбители знают, что сцепление является одной из ключевых систем любого автомобиля. Основной задачей сцепления является передача крутящего момента на коробку передач. В системе сцепления одной из самых важных деталей является маховик, располагающийся между трансмиссией и двигателем. Какое устройство маховика, какие существуют разновидности данной системы и для чего необходим ведущий диск? Мы с Вами разберём все вопросы в этой статье.
Кто он и где находится маховик
Сам по себе классический маховик довольно прост – это массивный металлический диск, имеющий диаметр порядка 30-40 сантиметров. Изготавливают его, как правило, из чугуна.
По внешней окружности этого круга располагается стальной обод с зубцами, именуемый венцом маховика. Зубчатая передача в данном узле отыгрывают очень важную роль, но об этом мы поговорим немного позже.
Где находится маховик? Найти маховик под капотом автомобиля с первого взгляда не получится. Расположена эта деталь в глубине двигателя и закрыта от посторонних глаз кожухами.
Если точнее, то место этого металлического диска на одном из концов коленчатого вала, который, как вы уже знаете, раскручивается при помощи поршней двигателя.
Крепится маховик к коленвалу очень прочно, так как ему приходится выдерживать сильнейшие нагрузки и быть посредником между мотором и коробкой передач.
О том, как выглядит маховик и где его место в автомобиле мы уже поговорили, теперь необходимо выяснить самое главное — так ли он нужен. Несмотря на внешнюю простоту и отсутствие сложных форм, без этой детали машина не начнёт движение, да и вообще не заведётся. Маховик выполняет следующие функции:
Рассмотрим детальнее вышеперечисленные пункты. Одна из ключевых ролей маховика заключается в гарантировании плавной работы двигателя и гашении разного рода механических колебаний и вибраций.
Именно для этого диск изготавливают из тяжёлого чугуна – главное здесь его масса, благодаря которой обеспечивается накапливание энергии и поддержание вращательного момента коленвала при помощи инерции.
Следующая роль не менее важная – маховик выступает как посредник между двигателем и коробкой передач, а также, по сути, является частью механизма сцепления. Вся мощность мотора и крутящий момент, коими так любят хвастаться автолюбители, проходят через этот скромный, но тяжёлый диск и устремляются далее, через трансмиссию к колёсам.
И, наконец, последняя функция маховика. Немного ранее, описывая строение этой детали, мы упомянули о зубцах, располагаемых по внешней окружности диска, так называемом венце.
При помощи них в момент, когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, происходит зацеп шестерни стартера с вышеупомянутыми зубьями, благодаря чему создаётся первичное вращение коленвала и запускается процесс сгорания топлива в цилиндрах. Другими словами – двигатель начинает работу.
На сегодняшний день выделяются три вида маховиков:
Особенности устройства двухмассового маховика
Конструктивные особенности детали заключаются в наличии двух корпусов, один из которых устанавливается на коленвал с последующим соединением с коленвалом, а второй соприкасается рабочей поверхностью с диском сцепления. Соединение между корпусами обеспечивается за счет двух подшипников (осевого и радиального), которые могут свободно скользить вне зависимости от работы друг друга. Также в середине детали установлена демпфирующая система, состоящая из пружин. Все механизмы обработаны специальной консистентной смазкой, она обеспечивает надежную работу пружин и сепараторов между ними
.В двухмассовом маховике располагается два пакета пружин. Мягкий пружинный пакет обеспечивает мягкость запуска и остановки, а с помощью жесткого пакета обеспечивается демпфирование колебаний в рабочих диапазонах оборотов двигателя.
Принцип работы
Принцип действия эффективный и простой одновременно. Из-за повышения инерционного момента масс на входном валу КПП резонансное количество оборотов становится меньше, чем диапазон оборотов ДВС. Благодаря этому обеспечивается гашение колебательных движений, генерируемых силовым агрегатом. Гашение колебаний достигается за счет демпферно-пружинной системы, которая не допускает соударений частей КПП. В результате достигается уменьшение нагрузки на рабочие элементы.
Ремонт маховика
Ремонт венца маховика Во время вращения шестерня бендикса зацепляется с зубьями венца маховика. Поэтому вся нагрузка во время работы накрадывается на шестерни. Со временем они стираются. В результате происходит поломка автомобиля, которая проявляется такими симптомами: автомобиль плохо заводится, стартер щелкает, но не крутится. Такие симптомы не постоянны. Автомобиль то заводится, то снова стартер щелкает или трещит. Это свидетельствует о плохом зацеплении шестерней бендикса и маховика. Если стерты зубья маховика в определенном месте, то стартер крутится и не запускает двигатель до тех пор, пока маховик не прокрутит дефектное место.
Через некоторое время шестерни попадают в зацеп, и двигатель запускается. Необходимо осмотреть венец маховика и шестерню бендикса, и в случае износа произвести замену. Ремонт можно сделать своими руками. Для этого необходимо достать маховик из автомобиля и с помощью молотка и зубила выбить венец. Если новый венец не надевается, его необходимо нагреть с помощью горелки или, даже лучше, электроплитки и, постукивая молотком, равномерно надеть на диск. Обратите внимание! Венец необходимо разогревать по всей поверхности и не очень сильно. Если разогреть докрасна, то это будет способствовать быстрому износу зубьев в местах разогрева. Иногда, если зубья не очень износились, венец с маховика снимают и одевают другой стороной. Для этого необходимо пометить несколькими метками диск и венец, чтобы, перевернув его, поставить на то же место. Это максимально сохранит балансировку маховика.
Ремонт двухмассового маховика
Симптомов поломки демпферного маховика может быть много, в зависимости от того, что повреждено. Если при запуске или остановке двигателя вы слышите посторонние звуки, это может быть поломкой демпферного маховика. Особенно это заметно на небольших оборотах двигателя, а при увеличении оборотов посторонние вибрации и звуки пропадают. Разбалансировка маховика сопровождается громким гудением, которое увеличивается с увеличением оборотов двигателя.
Если во время разгона автомобиля чувствуются вибрации, то это говорит об износе демпфера маховика. Аналогичные симптомы могут быть и при других поломках. Как же проверить демпферный маховик? Для этого необходимо провести несложный тест. На высокой передаче замедлиться до 1300-1500 оборотов в минуту, а затем педаль газа нажать максимально возможно в крайнее положение. Если вы не услышали странных звуков и вибраций, то ваш маховик работает, скорее всего, нормально. Данный тест очень перегружает маховик, поэтому не проводите его часто.
Но если вы уверены в поломке демпферного маховика, то приготовьтесь к большим расходам. Правда, некоторые сервисы предлагают разборку и восстановление двухмассового маховика. Но тут необходимо хорошо подумать. Заводы-производители не предусматривают ремонт демпферного маховика, поэтому не поставляют в продажу необходимые детали. Чтобы демпферный маховик служил долго, рекомендуется: • Не перегружать автомобиль; • Не бросать педаль сцепления; • Не начинать движение с повышенной передачи; • Не пробуксовывать; • Не водить автомобиль агрессивно.
Какие преимущества и недостатки?
На практике водителю важны не столько технические показатели и конструктивные особенности механизма, сколько удобство и комфорт вождения. Установка в автомобиль двухмассового маховика дает на практике следующие преимущества:
Несмотря на многочисленные преимущества, у него имеются и недостатки. Во-первых, стоимость достаточно высокая. Во-вторых, срок эксплуатации значительно ниже, чем у дисков сцепления других разновидностей. Такой недостаток обусловлен конструкцией и внутренней смазкой, которая в течение эксплуатации разрушается. Это единственные существенные недостатки, которые имеются у двухмассовых маховиков.
Несмотря на то, что ресурс эксплуатации детали не является неограниченным, при правильной езде ресурс оценивается в 350-400 тысяч километров.
Маховик сцепления, назначение и принцип работы
Все знают, что сцепление является важной частью автомобиля. Его назначение – это передача крутящего момента коробке передач. Устройство маховика сцепления не является особо сложным. Эта важнейшая деталь двигателя, решающая достаточно сложные задачи. Эта деталь располагается между двигателем и трансмиссией.
Маховик (ведущий диск) осуществляет несколько разных функций:
Вдоль окружности маховика расположены особые зубья. С ними при запуске сцепляется с обгонной муфтой стартера (бендикс). После поворота ключа зажигания начинает вращаться электромотор стартера. Бендикс соединяется с маховиком, который с корзиной сцепления установлен на коленвале двигателя. От работоспособности и технического состояния перечисленных частей зависит, способен ли автомобиль двигаться. Обычно все неисправности описываемого механизма имеют ярко выраженные признаки, которые замечают даже малоопытные автолюбители.
Маховик сцепления аватомобиля
Принцип функционирования
Маховик работает по принципу игрушечного волчка. Они аналогично начинают раскручиваться:
Волчок крутится, пока не закончится полученная энергия. Маховик приобретенную энергию передает обратно, вращая коленвал.
Устройство
Маховик – это диск, диаметр которого варьируется с 30 см до 40 см. С торца он имеет зубья, благодаря чему он способен сцепляться с валом стартера и раскручивать коленвал при пуске двигателя. Деталь располагается на конце коленвала двигателя, его вторая сторона крепится болтами к корзине сцепления.
По конструкции маховики делятся на 3 группы:
Типы маховиков
Схема маховика сцепления автомобиля
Сплошной выполняется как чугунный диск со стальными зубьями по внешней поверхности. В автомобилях он устанавливается чаще всего.
Облегченными маховиками оснащаются тюнинговые автомобили и модели с автоматической коробкой передач. Основным его достоинством является сниженный вес. Масса маховика перераспределяется по диску, поэтому он получается легче где-то на 1.5 кг. Уменьшается инерция, отдача двигателя повышается до 5%. Этот вид устройства конструктивно упрощен. Его назначение – быть шестерней, которую вращает бендикс стартера при запуске.
Широко распространен двухмассовый (демпферный) маховик. Он гасит вибрации, борется с крутильными колебаниями коленвала, снижает шумы, уменьшает износ синхронизаторов, защищает трансмиссию от перегрузки, а также упрощает переключение передач. Этот тип устройства имеет не такую легкую конструкцию, как простые маховики. Поэтому отдельные производители не ставят их на свои модели.
Двухмассовый маховик
Стремительное развитие автомобилестроения привело к тому, что:
Проектирование двухмассового маховика проводилось с целью создания устройства, которое было бы способно максимально гасить крутильные колебания, передаваемые от двигателя к трансмиссии. Встроенная пружинно-демпферная система двухмассового маховика почти полностью поглощает их. Такая конструкция устройства занимается меньше места.
Особенности устройства
Конструктивно двухмассовый маховик имеет два корпуса:
Корпусы соединены между собой упорным и радиальным подшипниками скольжения. Они могут вращаться на оси независимо друг от друга. Между корпусами расположена пружинная демпфирующая система. Внутреннее пространство маховика заполнено консистентной смазкой. Она обеспечивает безукоризненное функционирование пакетов пружин, проложенных пластиковыми сепараторами (предотвращают блокировку пружинок).
Двухмассовый маховик сцепления
Двухмассовому маховику характерен ступенчатый принцип функционирования пружинных пакетов:
Причины неисправностей
Чтобы обеспечить надежную и долговечную работу маховика, не рекомендуется:
Сцепление также должно быть правильно отрегулировано. Пробуксовка дисков ведет к повышенному износу фрикционных накладок. Когда сцепление не выключается полностью (ведет), то появляется хруст при включении скоростей. Позже выходит из строя коробка передач. Чтобы избежать лишних проблем и непредвиденных затрат, следует аккуратно водить автомобиль.
Зубья бендикса и маховика изнашиваются со временем. О такой неисправности говорит шум при запуске стартера. После его снятия можно рассмотреть зубья венца.
Перед заменой детали необходимо:
Появилась возможность открутить болты крепления маховика. Снятую деталь рекомендуется продефектовать. Часто фрикционные диски реально заменить самостоятельно.
Надежная конструкция двухмассового маховика сцепления гарантирует его долговечность в нормальных эксплуатационных условиях. Но, выполняя замену сцепления, рекомендуется обязательно внимательно оценивать состояние двухмассового маховика.
Для выполнения тщательного тестирования необходим специальный инструмент. Визуальный осмотр детали позволяет лишь констатировать первоначальные признаки серьезных повреждений: