Макабр что это такое простыми словами
макабр
Смотреть что такое «макабр» в других словарях:
МАКАБР — (фр. macabre). Танец смерти, средневековой обычай, состоявший в пляске, которая происходила на кладбище и заключалась в подражании воображаемой пляске мертвых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАКАБР … Словарь иностранных слов русского языка
макабр — сущ., кол во синонимов: 2 • изображение (98) • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
макабр — а; м. (от франц. danse macabre танец смерти) см. тж. макабрический Изображение танцующих людей и скелетов, призванное напоминать живущим о неизбежности смерти (распространенное в Средние века) … Словарь многих выражений
МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА — МАКАБР или МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА «танец мертвых», который, по средневековому поверию, плясали мертвецы на кладбищах. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА ИЛИ МАКАБР «танец… … Словарь иностранных слов русского языка
макабрический — макабр ический … Русский орфографический словарь
Список главных персонажей мультсериала «Чёрный Плащ» — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Все перечисленные ниже персонажи являются главными героями американского мультсериала «Черный Плащ». Пер … Википедия
Сен-Канар — Название Сен Канар Статус Вымышленный город … Википедия
Чёрный Плащ — Darkwing Duck … Википедия
макабр
Смотреть что такое «макабр» в других словарях:
МАКАБР — (фр. macabre). Танец смерти, средневековой обычай, состоявший в пляске, которая происходила на кладбище и заключалась в подражании воображаемой пляске мертвых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАКАБР … Словарь иностранных слов русского языка
макабр — сущ., кол во синонимов: 2 • изображение (98) • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
макабр — а; м. [от франц. danse macabre танец смерти]. Изображение танцующих людей и скелетов, призванное напоминать живущим о неизбежности смерти (распространенное в Средние века). Макабрический, ая, ое. Такой, какой бывает у мертвых или у смертельно… … Энциклопедический словарь
макабр — а; м. (от франц. danse macabre танец смерти) см. тж. макабрический Изображение танцующих людей и скелетов, призванное напоминать живущим о неизбежности смерти (распространенное в Средние века) … Словарь многих выражений
МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА — МАКАБР или МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА «танец мертвых», который, по средневековому поверию, плясали мертвецы на кладбищах. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА ИЛИ МАКАБР «танец… … Словарь иностранных слов русского языка
макабрический — макабр ический … Русский орфографический словарь
Список главных персонажей мультсериала «Чёрный Плащ» — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Все перечисленные ниже персонажи являются главными героями американского мультсериала «Черный Плащ». Пер … Википедия
Сен-Канар — Название Сен Канар Статус Вымышленный город … Википедия
Чёрный Плащ — Darkwing Duck … Википедия
Макабр что это такое простыми словами
Под корень запись закреплена
Макабр: пляска смерти.
Всё началось с появления в литературе XII века сюжета «трое мёртвых и трое живых». В разгар празднества, охоты или пира, к трём живым вдруг пристают трое мертвецов, которые начинают вести разговоры о том, что жизнь преходяща, мирские дела суетны, а ваша прекрасная парча и ухоженная кожа истлеют точно также, как грубая одежда бедняка и его мозоли. Позже сюжет переместился из поэм (вроде «Я умру») на визуальные образы гравюр и барельефов. Впрочем, до сих пор неясно, почему пляска смерти получила название макабра.
Почему сегодня так важна тема макабра? Любой уважающий истину культуролог скажет, что представление того или иного общества о смерти, являются важнейшим маркером человеческого развития. То, как мы относимся к смерти, определяет наше отношение к жизни. Так, Йохан Хейзинга, выпустивший в 1919-ом культовую работу «Осень Средневековья», полагал, что макабр – это вынужденное переживание отвратительного, страшного и безобразного, что характеризует глубокую психологическую травму Европы перед Возрождением. Хейзинга видит в макабре боязнь смерти у человека позднего Средневековья. А вот интересный историк-самоучка Филипп Арьес (кстати, связанный с «Аксьон франсез» и считавшим себя «правым анархистом») наоборот увидел в макабре страстную любовь к земному существованию, немножко мягкости и даже щепотку доброты: «В изображениях Пляски Смерти до XVI в. встреча человека и Смерти не брутальна. Жест Смерти почти мягок, она скорее предупреждает человека о его скорой кончине, чем разит. Она приглашает свою будущую жертву взглянуть на нее, и сам ее вид служит предупреждением: «К Великому Судье вам надлежит явиться». Со словами, в которых смешаны ирония и благочестие, обращается она к купцу, ростовщику, врачу. С несчастным пахарем, прожившим всю жизнь в заботах и трудах, она говорит иначе, твердо, но и сочувственно: умереть придется, этого не избежать, но «Ты Смертью должен быть доволен. Она избавит от забот».
Макабр оставляет простор для толкования. Это может быть театральное представление, как в Каталонии, форма поминок с тризной, боязнь перед бичами Средневековья – войной, чумой, голодом, форма социального протеста, когда с неким злорадством богач или Папа Римский держит за руку сдохшего виллана. Не зря же про умершего короля пелось: «Это теперь всего лишь мясо для червей, все его величие отдано червям». А может быть всё проще, и дело в «memento mori», то есть «помни о смерти». Но это, как говорится, самое сложное.
«Мы были тем, что вы есть. Вы будете тем, что мы есть».
Средневековая пляска смерти. Макабр.
…Вы, денди лысые, седые Антинои,
Вы, трупы сгнившие, с которых сходит лак!
Весь мир качается под пляшущей пятою,
То – пляска Смерти вас несет в безвестный мрак!…
Ш.Бодлер, «Пляска смерти» (отрывок стихотворения из сборника «Цветы Зла»)
Зарождение макабра
На рубеже X и XI веков, когда в Европе ожидали конца света, начал набирать популярность аллегорический сюжет, освещающий смертность всякого человека – Пляска смерти, известный так же как «макабр».
Само слово «макабр» появляется в конце XIV столетия. Однако его этимология, в действительности, не совсем ясна. По одной версии, оно может иметь арабские истоки и косвенно восходить к слову макбара, обозначающему «кладбище». По другой, более распространенной гипотезе, его истоки — библейские, и оно возникает как переиначенное, искаженное имя ветхозаветного персонажа Иуды Маккавея, который в средневековой христианской традиции был памятен как человек, который, среди прочего, научил иудеев молиться о душах умерших, то есть воспринимался как один из дохристианских зачинателей заупокойного культа — чрезвычайно значимой для Средневековья традиции.
«Пляски смерти», появившиеся в 1370-х годах, представляли собой серии рифмованных девизов, служивших подписями к рисункам и живописным полотнам. Они создавались вплоть до XVI века, однако, архетипы их восходят к древней латинской традиции.
Чума всепоглощающая
Собственно жанр Пляски смерти возник в Центральной Германии. Первоначальный текст, созданный вюрцбургским доминиканцем ок. 1350 г., вскоре был переведен на средневерхненемецкий язык: каждому латинскому дистиху оригинала стала соответствовать пара четверостиший, вложенных в уста скелета и новопреставленного.
С одной стороны, макабр — это отражение чудовищного, травмирующего и шокирующего опыта смерти, которая поражает всех без разбора. Конечно, идея равенства перед смертью тут тоже присутствует: все мы умрем, кто бы ни были. Но одновременно разные эпохи эту идею равенства переживают совершенно по-разному. Не всегда выпячивая её так рельефно и назойливо, как Позднее Средневековье. Чума делает это равенство зримым и не оставляет в нём никакого сомнения.
Помни о смерти…
Послание макабра, которое он должен был доносить до средневекового зрителя, с одной стороны, нам ясно: это memento mori. Его задача — постоянное напоминание о смерти, призыв всегда помнить о ней.
Напоминающая о бренности всего земного и о неизбежности смерти фризообразно построенная многофигурная Таллинская Пляска смерти. Её автором считают одного из ведущих любекских мастеров второй половины XV и начала XVI века Бернта Нотке. Работа сравнительно узка и длинна (160×750 см) и выполнена в смешанной технике темперной и масляной живописи на холстяной основе.
За первыми четырьмя гравюрами со сценами из Книги Бытия следует изображение группы скелетов играющих музыку. Танец начинается. Первой жертвой становится Папа Римский, а за ним еще 34 жертвы, каждая со своим героем. Гравюры с изображениями Судного Дня и геральдическим знаком Смерти закрывают цикл. В оригинале каждая гравюра содержала также цитату из Библии на латыни. В настоящее время композиция сохранила лишь начальные 13 фигур.
Макабр Гольбейна Младшего
В 1538 году Ганс Гольбейн Младший опубликовал свой Танец Смерти – произведение, которое заставило современников взглянуть по-новому на целый жанр средневекового искусства.
Позднее «Плясок», а именно в 1524 году, появился «Алфавит смерти» Гольбейна. В оригинале он представляет собой большой лист с цитатами из Библии и состоит из 24 букв. В оригинале буквы очень маленькие 2,5 на 2,5 см и от этого нелегко разобрать сюжет того или иного эпизода.
Языческие корни
В «Плясках смерти» живут отзвуки дохристианских народных поверий о кладбищенских плясках мертвецов. Эти поверья идут вразрез с церковным учением об отделении души от тела в момент кончины человека. Долгое время они осуждались как языческие. В тексте пенитенциалия (покаянной книги) XI в. кающемуся задается вопрос, не участвовал ли он в погребальных плясках, придуманных язычниками, которых обучил этому дьявол.
Символика макабра
Кто-то, стоящий за спиной, поднимает символический череп и песочные часы — это ещё один символ смерти, утекающего времени.
Этот образ стоящего за спиной и не видимого тобой — чрезвычайно распространенный не только в европейском Средневековье ход, символизирующий внезапность. Вор или, что ещё неприятнее, убийца обрушивается на тебя из-за спины — это распространенный образ неумолимой смерти.
Также помимо песочных часов немаловажным символическим элементом в изображении Плясок смерти было зеркало. Подтекст был прост, человек идентифицировал себя с мертвецом, а мертвеца с собой.
Макабр и этот назойливый дискурс memento mori являются посланиями, вышедшими из стен монастырей. Они рассказывают о плоти как об орудии греха, о её разложении, о бренности. В эпоху Позднего Средневековья эти изначально монастырские сюжеты переходят в публичное пространство, становятся достоянием общественности и находят воплощение в монументальных фресках, гравюрах, книгах.
Памятование о смерти и презрение к мирской суете всеми возможными инструментами внедряются в сознание общества, с целью обратить белое духовенство и мирян к пути спасения. С другой стороны, послание макабра полно неопределённости, двойственности. Один из симптомов двойственности макабра, появляющийся не сразу, а по мере развития этого сюжета — это его последовательная секуляризация, «обмирщение».
Когда человек, заходя в свой приходской храм, из года в год видит одну и ту же фреску с изображением Страшного Суда — пусть даже мучения грешников на ней расписаны самым устрашающим и натуралистичным образом, и пусть человек идентифицировал себя с этими грешниками, помня о совершенных грехах — то, вероятно, даже самые совестливые верующие перестают впечатляться изображёнными мучениями и ужасом. То же самое, очевидно, происходило и с макабром, когда его образы окончательно «выгорели».
Макабр и макабрический: что такое Пляска смерти?
Термин происходит от французского Danse macabre, что буквально переводится как «Пляска смерти».
Определение «макабрический» обычно является синонимом понятий «страшный», «ужасный», «пугающий».
Пляска смерти: история
В Средневековом искусстве Западной Европы была крайне популярна идея о хрупкости и ничтожности человеческой жизни, ее мимолетности, о том, что всех людей, независимо от социального положения и достатка, ожидает неизбежный конец.
Эта идея кроется и в самой сути христианства, но наибольшую популярность набрала именно в Средние века в связи с тяжелыми условиями жизни.
Гравюра Михаэля Вольгемута, 1493 год. Википедия
Первоначально Пляска смерти набрала популярность во Франции, затем распространилась в Англии, Испании и Германии.
Сюжет встречался не только в живописи, но и в резьбе по дереву, скульптуре, книжных иллюстрациях и даже музыке.
Фрагмент фрески Джона оф Кастава, 1490-е. Википедия
Поскольку такая трактовка отношения к смерти имела назидательный смысл и могла послужить укреплению богобоязненности у народа, Католическая церковь стала допускать подобные изображения на стенах церквей, монастырей и на оградах кладбищ.
Камиль Сен-Санс «Пляска смерти»
В 1847 году французский композитор Камиль Сен-Санс написал одноименную симфоническую поэму, вдохновившись стихотворением «Равенство, братство» поэта Анри Казалиса. Сюжет стихотворения описывает танец скелетов на кладбище.
Камиль Сен-Санс. Википедия
Современники встретили произведение прохладно, сравнивая композицию с «Пляской смерти» венгерского композитора Ференца Листа, написанной ранее. Однако русский композитор Николай Римский-Корсаков писал, что « искренне восхищается им и вообще чрезвычайно высоко ценит музыку Сен-Санса ».
Фрагмент винтажной открытки, 1910 год. Getty Images
Сам Сен-Санс ушел из жизни от инфаркта в 1921 году в возрасте 86 лет.