Макабр это что такое
МАКАБР
Полезное
Смотреть что такое «МАКАБР» в других словарях:
макабр — сущ., кол во синонимов: 2 • изображение (98) • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
макабр — а; м. [от франц. danse macabre танец смерти]. Изображение танцующих людей и скелетов, призванное напоминать живущим о неизбежности смерти (распространенное в Средние века). Макабрический, ая, ое. Такой, какой бывает у мертвых или у смертельно… … Энциклопедический словарь
макабр — а; м. (от франц. danse macabre танец смерти) см. тж. макабрический Изображение танцующих людей и скелетов, призванное напоминать живущим о неизбежности смерти (распространенное в Средние века) … Словарь многих выражений
МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА — МАКАБР или МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА «танец мертвых», который, по средневековому поверию, плясали мертвецы на кладбищах. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА ИЛИ МАКАБР «танец… … Словарь иностранных слов русского языка
макабрический — макабр ический … Русский орфографический словарь
Список главных персонажей мультсериала «Чёрный Плащ» — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Все перечисленные ниже персонажи являются главными героями американского мультсериала «Черный Плащ». Пер … Википедия
Сен-Канар — Название Сен Канар Статус Вымышленный город … Википедия
Чёрный Плащ — Darkwing Duck … Википедия
макабр
Смотреть что такое «макабр» в других словарях:
МАКАБР — (фр. macabre). Танец смерти, средневековой обычай, состоявший в пляске, которая происходила на кладбище и заключалась в подражании воображаемой пляске мертвых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАКАБР … Словарь иностранных слов русского языка
макабр — сущ., кол во синонимов: 2 • изображение (98) • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
макабр — а; м. [от франц. danse macabre танец смерти]. Изображение танцующих людей и скелетов, призванное напоминать живущим о неизбежности смерти (распространенное в Средние века). Макабрический, ая, ое. Такой, какой бывает у мертвых или у смертельно… … Энциклопедический словарь
макабр — а; м. (от франц. danse macabre танец смерти) см. тж. макабрический Изображение танцующих людей и скелетов, призванное напоминать живущим о неизбежности смерти (распространенное в Средние века) … Словарь многих выражений
МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА — МАКАБР или МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА «танец мертвых», который, по средневековому поверию, плясали мертвецы на кладбищах. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА ИЛИ МАКАБР «танец… … Словарь иностранных слов русского языка
макабрический — макабр ический … Русский орфографический словарь
Список главных персонажей мультсериала «Чёрный Плащ» — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Все перечисленные ниже персонажи являются главными героями американского мультсериала «Черный Плащ». Пер … Википедия
Сен-Канар — Название Сен Канар Статус Вымышленный город … Википедия
Чёрный Плащ — Darkwing Duck … Википедия
Ассоциация Исторического Танца
Ассоциация Исторического Танца
Пляска смерти
Автор: Коноваленко Анна
Год публикации: 2008
Автор: А. Коноваленко
Что это такое к оглавлению
Рис. 1
Рис. 2
История названия к оглавлению
Французский термин «dance macabre» не имеет буквального перевода, этимология его окончательно не установлена. Есть мнение, что слово dance здесь употреблено не в значении «танец», «хоровод», а в более старом, исконном смысле «борьба, схватка, драка». Кроме того, в современном французском языке есть слово macchabée — «мертвое тело, труп», происходящее от названия Маккавеев[1], которых почитали как покровителей умерших, т. к. считалось, что они изобрели молитвы заступничества за мертвых [Сыченкова].
Истоки сюжета к оглавлению
Вполне понятно, что в плясках смерти можно найти отголоски дохристианских народных поверий о кладбищенских плясках мертвецов, но это далеко не единственный источник происхождения данного сюжета [Нессельштраус, 1998].
Одним из поводов к созданию многочисленных сюжетов о смерти, безусловно, послужили эпидемии чумы, сама страшная из которых сократила в 1348 г. население Европы чуть ли не в два раза. Другими источниками могли быть популярные «триумфы» разного рода, нравоучительные легенды и притчи, среди которых особенно популярной была легенда о трех живых и трех мертвых: три принца (короля), возвращаясь с охоты, встретили трех мертвецов, которые возвестили им: «Такими, как вы, мы были, такими, как мы, вы будете». Эта легенда получила в разных своих вариантах распространение во Франции, Германии, Италии, Англии, Дании, Швеции. В итоге в одной из легенд оказывается, что один из мертвецов был епископом, второй — королем, третий — графом [Синюков, 1997]. Социальный статус мертвецов также меняется в разных версиях легенды, но все они так или иначе призывают встреченных думать о загробной жизни, отречься от мирской суеты и понять, что все равны перед смертью. О том же говорят и многочисленные сюжеты плясок смерти.
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Время появления «Пляски» в разных странах к оглавлению
Первые изображения появились, скорее всего, во Франции. Первое свидетельство — фрески на стене галереи кладбища Невинноубиенных младенцев в Париже, 1424 – 25 гг. Сами фрески известны лишь по более поздним гравюрам и копиям (первая — в книге, изданной Гийомом Маршан(т)ом в 1485 г.), т. к. здание, для которого они были созданы, снесли при Людовике XIV для расширения дороги.
Поскольку пляска смерти — это именно иконографический сюжет, сопровождаемый стихотворным комментарием, можно отталкиваться не от времени появления первых изображений людей, танцующих со Смертью, но от первых стихотворных текстов. В этом случае отправной точкой можно считать 1350 год, когда в центральной Германии одним доминиканским монахом был создан на латыни стихотворное произведение, описывающее жалобы 24 усопших (среди них папа, император, врач, рыцарь, епископ, юноша, старик, богач, бедняк и т. д.) и их увещевания тем, кто остался жить. Как иконографический сюжет французская пляска смерти является предшественником изображений, появившихся в Англии и Италии. Фрески с кладбища в Париже были перерисованы монахом Джоном Лидгейтом во время оккупации Парижа англичанами, и несколько лет спустя, около 1440 г. этот сюжет появляется в Лондоне, а в Тауэре находился даже гобелен с вытканными изображением покойников и скелетов. В Италии более популярны были не пляски, а Триумфы смерти. Самое знаменитое изображение — фрески в соборе Кампо-Санто, написанные под впечатлением чумы 1348 г. Хотя порой Триумф Смерти сочетался с Пляской (рис. 6).
Рис. 6
В Испании, в отличие от других стран, Пляска смерти возникает иным путем, и вовсе не в виде иконографического сюжета: еще в середине XIV в. ее танцевали в Каталонии возле церквей на кладбищах в сопровождении латинской песни «Мы умрем», и только в XV веке в Испанию проникает уже широко известный в то время в других странах текст французского поэта и переводчика, члена парламента Жана Ле Февра, который чудом не умер во время чумы 1374 г. Текст Ле Февра является переводом не сохранившейся латинской диалогической пляски смерти, но переводом изрядно переработанным. Для испанской пляски смерти, в отличие от немецкой и французской, характерен не дух отчаяния и покорности, а, наоборот, несогласия и противления Смерти. Папа молит о заступничестве Христа и Деву Марию, король собирает дружину, щеголь призывает на помощь даму сердца [Cловарь средневековой культуры].
Иконография сюжета к оглавлению
В целом же все пляски призваны заставить живых задуматься над бренностью бытия, призвать их к праведной жизни и отречению от суеты перед лицом смерти, равнодушной к богатству и славе этого мира. В стихотворных комментариях к изображениям все покойники по-своему, с разным настроением, говорят об этом: кардинал может жалеть об утрате богатых одежд, патриарх расстается с мечтой стать кардиналом, монахиня восклицает: «Зачем же я молилась?». В изображениях немецких авторов часто вкладывается противопоставление праведной смерти бедняков и порочной — богачей (рис. 7).
Рис. 7
Развитие сюжета во времени к оглавлению
Рис. 8
Рис. 9
Таким образом, можно отметить, что в сюжетах Плясок смерти как образ смерти, так и способ ее прихода к живущим постепенно эволюционирует от общественного явления к явлению индивидуальному, что отражает изменение мировоззрения европейца в период от позднего средневековья до Ренессанса.
Сноски к оглавлению
[ 1] Родовое имя руководителей восстания в Иудее в 167 до н. э., защищавших Единобожие. Успех восстания под их руководством сохранил островок монотеизма в море язычества и, в сущности, оказал решающее влияние как на дальнейшую судьбу иудаизма и на формирование монотеизма в западной культуре. Героическая борьба Йегуды Маккаби и его братьев за свободу народа и во Имя Божие отражена в Книгах Маккавеев (Книгах Маккавейских), вошедших на правах второканонических книг в христианскую Библию.
Список литературы к оглавлению
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
a_kulik
ФИЛОСОФИЯ МАКАБРА
Recent Entries · Archive · Friends · Profile
Опубликовали на сайте drugie.ru мою научную статью о философии макабра. Есть такой сюжет в позднесредневековом искусстве – «Пляска смерти». Моя статья о философском осмыслении данного сюжета и не только его – а именно хаоса и смерти как таковых
Данная статья посвящена изучению таких феноменов как хаос, «Пляска смерти» и пастиш. Автор аргументирует их взаимосвязанность в рамках философской концепции макабра.
В чём состоит специфика макабра? Хёйзинга обращает внимание на то, что макабрический сюжет акцентуирует лишь наиболее жестокие стороны смерти. В нём нет даже намёка на такие распространённые представления, что связаны со смертью, как идея скорби близких о почившем, как трактовка смерти в качестве вожделенного покоя, конца страданий. Сцены «плясок смерти» по-настоящему чудовищны.
В силу монструозности содержания понятия «макабр», весьма редки случаи использования данного термина в философском дискурсе. Философское применение этого понятия по большому счету исчерпывается сферой философии культуры. Так, именно в данном ключе о макабре писал Й.Хёйзинга и Мишель Фуко [8], которые стремились показать эволюцию восприятия смерти в европейской культуре. Похожие задачи поставила перед собой российская исследовательница Наталья Минькова в своей кандидатской диссертации о репрезентации смерти и кодов позднесредневековой «макабрической культуры» в социокультурной реальности рубежа XX — XXI веков.
Обычно исследователи (например, Ж.Делюмо) видят значение макабра прежде всего в экспликации принципа «Memento mori». Но это не так. Макабр изначально отличало от ванитас кое-что существенное и со временем данное различие становилось всё более и более ощутимым. Макабр не столько указывает на скоротечность людской жизни, сколько демонстрирует немыслимое – вторжение мира мертвецов в мир живых и их взаимодействие. Натюрморты, выполненные в жанре ванитас, также демонстрируют символы смерти – черепа, скелеты, но те представлены как вещи, чьё присутствие в художественной композиции нравоучительно напоминает о преходящем характере жизни. В макабре же мертвецы – не вещи, а субъекты некого действа.
Элиаде раскрывает содержание древних ритуалов, в которых кроме прочего присутствуют два элемента, характерные для позднесредневековой иконографии макабра. А именно, участники данных ритуалов отбрасывали свойственные им социальные роли (например, правители прислуживали рабам); кроме того, в этом сакральном действе изображалось возвращение мертвецов в мир живых и их времяпровождение в нём. Так вот, эти ритуалы, (например, древневавилонский акиту), по свидетельству Элиаде, были призваны символизировать эпоху, что предшествовала переходу мира от хаоса к космосу, то есть к порядку. Призвание макабра, как и этих ритуалов, состоит вовсе не в том, чтобы сообщать о социальном равенстве. Его «послание» состоит в напоминании о том состоянии бытия, которое лишено любых признаков упорядочивания, то есть, о хаосе.
Фредрик Джеймисон удачно охарактеризовал пастиш как «пустую иронию», что лишена всякого сатирического подтекста. Пастиш возникает у того, кто наблюдает соединение несоединимого. Причём необходимым условием существования такого рода бриколажа должно являться отсутствие а ксиологических приоритетов в отношении той или иной его части.
В оссуарии из Седлеца пастиш инспирируется созерцанием того, во что именно превращены Ринтом трупы: это и украшающие своды часовни черепа, что составляют собой своеобразный орнамент; это и выложенные в затейливые сюжеты человеческие копчики и крестцы; это и те сотни тщательно отобранных по размеру костей, что свешиваются с монструозной люстры. Весь этот некродизайн чудовищен, но, являясь соединением несоединимого, он производит пастиш, то есть третью необходимую предпосылку возникновения макабрического эффекта.
Чётвёртое утверждение, которое я хочу обосновать в данной статье, заключается в том, что макабр возможен не только в качестве образа, но и в виде концептуальной системы. То есть, я постулирую возможность макабра в качестве составляющей философского дискурса. Чтобы убедиться в том, что философский макабр возможен, достаточно обратить внимание на содержание и форму философских концептов ряда известных мыслителей. Например, Жана Бодрийяра.
Конечно, макабр Жана Бодрийяра – скорее исключение, чем правило для философского дискурса. Большинство мыслителей трактуют мир в терминах упорядоченности и отсутствия какого бы то ни было хаоса. Тем не менее, в одной из своих статей [5] я подробно аргументировал, что в истории философии насчитывается не так уж и мало примеров построения философских учений, которые признают существование хаоса.
Во-первых, это теории таких философов, как Шеллинг, Ортега-и-Гассет, которые, признавая существование хаоса, считают данное признание важной предпосылкой полноценной жизни человека. Во-вторых, это подход, что репрезентирует Исайя Берлин, предлагая отделить, обезопасить наблюдателя от хаоса, не опровергая существование последнего. В-третьих, это стратегия коллекционера, на которую указывают, например, Сьюзен Зонтаг и Питер Гринуэй. Представители этой стратегии, не опровергая существование хаоса, стремятся отстоять своё право на воссоздание порядка в тех или иных формах.
На основании вышеизложенного я считаю возможным утверждать, что понятие «макабр» концептуально выходит за рамки фиксации особенностей позднесредневекового восприятия смерти, обладая потенциалом для прояснения фундаментальных философских проблем. Мне видится перспективным дальнейшее изучение философии макабра, в первую очередь в историко-философском ключе.
2.Бодрийяр Ж. Соблазн /Жан Бодрийяр. – М.: Ad marginem, 2000. – 320 с.
4. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах/ В. Дильтей //Культурология. ХХ век: Антология. – М.: Юрист, 1995. С. 219.
7.Минькова Н. В. Репрезентация смерти и коды позднесредневековой
«макабрической культуры» в социокультурной реальности рубежа XX — XXI веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.- Москва, 2010. – 22 с.
9. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М.: Прогресс, 1995. – 416 с.
11. Юнгер Ф. Совершенство техники/Фридрих Георг Юнгер. – Санкт-Петербург: «Владимир Даль», 2002.- 560 с.
макабр
Смотреть что такое «макабр» в других словарях:
МАКАБР — (фр. macabre). Танец смерти, средневековой обычай, состоявший в пляске, которая происходила на кладбище и заключалась в подражании воображаемой пляске мертвых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАКАБР … Словарь иностранных слов русского языка
макабр — сущ., кол во синонимов: 2 • изображение (98) • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
макабр — а; м. (от франц. danse macabre танец смерти) см. тж. макабрический Изображение танцующих людей и скелетов, призванное напоминать живущим о неизбежности смерти (распространенное в Средние века) … Словарь многих выражений
МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА — МАКАБР или МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА «танец мертвых», который, по средневековому поверию, плясали мертвецы на кладбищах. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МАКАБРСКАЯ ПЛЯСКА ИЛИ МАКАБР «танец… … Словарь иностранных слов русского языка
макабрический — макабр ический … Русский орфографический словарь
Список главных персонажей мультсериала «Чёрный Плащ» — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Все перечисленные ниже персонажи являются главными героями американского мультсериала «Черный Плащ». Пер … Википедия
Сен-Канар — Название Сен Канар Статус Вымышленный город … Википедия
Чёрный Плащ — Darkwing Duck … Википедия