Макарьевская икона божией матери о чем молятся
Описание Макарьевской иконы Божией Матери и в чем помогает образ, молитва
Макарьевская икона пресвятой Божией Матери — одно из древнейших изображений Пренепорочной Девы со святейшим Младенцем на руках. Святыня более трех столетий находилась в церкви на территории Макариево-Унженского монастыря. Святейший образ защищал жителей Костромского края от набегов неприятеля. Верующие молились перед иконой и просили исцеления от душевных и телесных болезней.
История появления Макарьевской иконы Божией Матери
Этот святой образ Пренепорочной Девы был написан в середине 15 века. Икона была подарена монаху Макарию Унженскому. Создана греческими иконописцами. При жизни монаха находилась в его келье. Правда, сам Макарий считал святыню подарком свыше. Существует легенда, что икону принесли монаху неведомые силы. Он увидел ее парящей в воздухе, а на месте явления святыни воздвиг монастырь.
Преподобный Макарий часто молился перед образом, считал его чудотворным. После смерти монаха икона стала называться Макарьевской. Из монашеской кельи ее перенесли в один из храмов Макариево-Унженского монастыря, расположенного в Костромской области. Основателем обители был преподобный Макарий.
Несколько веков Макарьевская икона находилась в разных церквях на территории монастыря. Царь Михаил Федорович, посетивший в начале 17 века обитель, видел эту монастырскую святыню и молился перед ней. Позже прислал из Москвы драгоценный венец для иконы. Святому образу удалось остаться невредимым во время двух пожаров, случившихся в 17 столетии. В начале 18 века зародилась традиция почитания Макарьевской иконы Богоматери. Было написано несколько копий святыни.
В 1716 образ был поновлен изографом Кириллом Улановым. Существует легенда, что поверх древнего сюжета иконописец написал другую картину. Правда, позже (в 19 столетии) первозданный вид иконы был восстановлен.
В 18 веке Макарьевскую святыню отправили в Москву для сбора пожертвований. Образ какое-то время находился в московских храмах и монастырях. В молитвах перед ним люди получали милость и исцеление. Потом святыня вернулась в монастырь и оставалась в нем до прихода советской власти. В 1929 монастырская обитель была закрыта большевиками. Оригинал куда-то исчез. О святыне опять вспомнили в 90-х годах. В церкви Рождества Христова, расположенной в городе Макарьеве, находится копия Макарьевской иконы.
Описание и смысл
Макарьевская святыня написана в стиле Одигитрия. На ней Богоматерь изображена со святым Младенцем на руках. Правой рукой Сын Божий благословляет всех верующих в него христиан, в левой — держит свиток, символизирующий его учение. Богородица, наклонив голову набок, указывает на Спасителя душ грешных.
Макарьевская икона — это бесценный дар христианам. На ней сама Пренепорочная Дева указывает верующим единственный путь к спасению. Бог, явившийся людям в облике Христа, пришел на землю искупить собственной кровью грехи людские. Богоматерь, изображенная на Макарьевской святыне, без слов говорит, что только в молитвах к Господу верующие получат прощение и милость Божью.
Почитание в православии
Три столетия подряд верующие поклоняются Макарьевскому образу. Традиция почитания иконы с изображением Богоматери и святейшего Младенца была заложена монахами Макариево-Унженского монастыря, где более 300 лет находилась святыня (оригинал и копия). Святой образ помогал верующим спастись от врагов, пытавшихся завоевать жителей Костромской местности. Святыне молились о прощении грехов и исцелении.
Православной церковью установлен день празднования Макарьевского образа. Приходится он на 17 (30) сентября. Ежегодные празднования в честь иконы проходят в Макарьевской церкви Рождества Христова. Образ считается чудотворным. Помолиться перед святыней приезжают верующие из разных уголков страны.
Чем помогает святой образ
Пренепорочная Дева со святым Младенцем на руках спасает души верующих от гибели, наставляет христиан на путь истинный. Молитвы перед Макарьевской святыней исцеляют душевные и телесные недуги. Богородицу и ее святейшего Сына молят о прощении и милости. Иконе принято молиться в дни тяжелых жизненных испытаний. Чудотворный образ помогает преодолеть трудности, выстоять и отразить дьявольские козни. Святыня защищает от врагов видимых и невидимых, дает силы, искореняет искру неверия в душах грешников.
Причины, по которым молятся Макарьевскому образу:
Святыня, которой поклонялся преподобный Макарий, способна оградить верующих от разных бед. В древности моление монахов перед Макарьевской иконой обращало в бегство многочисленные вражеские полчища. Святой образ заставлял врагов усомниться в своем превосходстве и бежать, даже не вступив в бой.
В молитвах можно заранее попросить Богородицу избавить отлетающую после смерти душу от мытарств и Божьего наказания. Христиане молят Пренепорочную Деву о заступничестве перед Спасителем. На милость Божьей Матери уповают, желая своей душе после смерти поселиться в Божественном раю.
Текст молитвы перед Макарьевской иконой
Верующие молятся перед святейшим образом древними словами, придуманными монахами Макариево-Унженского монастыря. Пренепорочную Деву просят озарить умы христиан светом истинного богопознания. В силах Царицы Небесной подготовить сердца верующих к принятию спасительных Божьих заповедей.
Всесильные молитвы Богоматери помогают исцелить души от неверия, а тела – от болезней. Царицу Небесную христиане молят, желая оградить себя от всяких бед. Верующие просят Божью Матерь даровать им долгую жизнь в покаянии и христианскую кончину.
К Пренепорочной Деве обращаются с просьбой помочь преодолеть все небесные мытарства, которые обязана пройти душа после земной жизни. Богоматерь в силах испросить прощения за прегрешения для верующих. Царицу Небесную молят разрешить душе поселиться в раю.
Текст молитвы к Макарьевской иконе
Преблагя Царице, Мати Господа небесе и земли, ангелов радосте, пророков сладосте, апостолов славо, святителей украшение, мучеников крепосте, преподобных радование, вселенныя похвало, ненадежных надеждо, скорбных утешение, болящих здравие, нищих неистощимое богатство, богатых некрадомое сокровище, грешников спасение, и всех христиан поможение и заступление!
К Тебе, Богоневесто Владычице, мы грешнии раби Твои прибегаем, и от Тебе, Всеблагая Госпоже Богородительнице, скорыя помощи просим: озари наш ум светом истиннаго богопознания, согрей сердца наша ко приятию спасительных заповедей Сына Твоего и Бога нашего; уврачуй, Владычице, язвы неисцельныя душ и телес наших всесильными Твоими молитвами, и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению; огради нас святыми ангелы от всех бед, добрая и полезная нам деяти даруй, да прочее время жизни нашея в мире и покаянии поживем; христианскую же кончину жития нашего мирну и непостыдну исходатайствуй нам.
Ей, Владычице, Царице Небесная! Услыши сей глас моления нашего, и по исходе от временныя жизни сея, помози нам безбедно прейти вся воздушная мытарства миродержителя тьмы века сего, и в райских обителех со избранными вселитися нам сподоби; да во светлостех святых со веми небесными силами, воспеваем Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Макарьевская икона Божией Матери.
Преблагая Царице, Мати Господа небесе и земли, ангелов радосте, пророков сладосте, апостолов славо, святителей украшение, мучеников крепосте, преподобных радование, вселенныя похвало, ненадежных надеждо, скорбных утешение, болящих здравие, нищих неистощимое богатство, богатых некрадомое сокровище, грешников спасение, и всех христиан поможение и заступление! К Тебе, Богоневесто Владычице, мы грешнии раби Твои прибегаем, и от Тебе, Всеблагая Госпоже Богородительнице, скорыя помощи просим: озари наш ум светом истиннаго богопознания, согрей сердца наша ко приятию спасительных заповедей Сына Твоего и Бога нашего; уврачуй, Владычице, язвы неисцельныя душ и телес наших всесильными Твоими молитвами, и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению; огради нас святыми ангелы от всех бед, добрая и полезная нам деяти даруй, да прочее время жизни нашея в мире и покаянии поживем; христианскую же кончину жития нашего мирну и непостыдну исходатайствуй нам. Ей, Владычице, Царице Небесная! Услыши сей глас моления нашего, и по исходе от временныя жизни сея, помози нам безбедно прейти вся воздушная мытарства миродержителя тьмы века сего, и в райских обителех со избранными вселитися нам сподоби; да во светлостех святых со веми небесными силами, воспеваем Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Макарьевская икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена 17 сентября (ст.ст.) 1442 года преподобному Макарию Унженскому чудотворцу († 1444), который подвизался в посте и молитве на пустынных берегах реки Унжи во времена княжения Василия Темного (1425–1462). В это время Галичская (ныне Костромская) область находилась в с бедственном положении, страдая от голода и стихийных бедствий, междоусобных войн и нашествия татар.
Рано утром, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице, келлию его вдруг озарил неведомый свет. Преподобный смутился духом и стал усерднее молиться. За стенами келлии раздалось ангельское пение: «Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!» В страхе и изумлении выйдя из келлии, святой увидел на небосклоне икону Пресвятой Богородицы, которая в окружении светозарного сияния приближалась к подвижнику. Преподобный с радостным трепетом пал на землю и воскликнул: «Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий и всей Галичстей стране твердое ограждение и заступление!» Он с благоговением взял икону и поставил в своей келлии, почему она и стала называться «Келейной» (позже ученики преподобного дали ей наименование «Макарьевской»).Недалеко от места явления святого образа преподобный Макарий выкопал источник, прославившийся своей целебной силой, а еще через некоторое время здесь был основан монастырь, также названный Макарьевским.
В монастырских рукописях хранились сказания о многочисленных чудесах, произошедших от чудотворной иконы Божией Матери. Дважды по молитве перед ней спасались местные жители от нашествия крымских татар. В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ограбить и опустошить Макариеву пустынь, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в реке Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от врага город Солигалич. Татары без видимой причины в панике обращались в бегство, а пленные рассказывали, что видели в небе седого старца в черном одеянии, метавшего в них стрелы и камни, а затем появившегося среди них на белом коне и нагнавшего такой страх, что татары стали в ужасе убивать друг друга.Благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов, как это было установлено комиссией, посланной Патриархом Московским Филаретом 24 июня 1619 года. В этом же году состоялось прославление преподобного Макария Желтоводского, Унженского чудотворца в лике святых. С чудотворной иконы Пресвятой Богородицы был сделан список в византийском стиле, который прославился, как и первообраз. На иконе лик Божией Матери наклонен к Предвечному Младенцу, который покоится на Ее левой руке.
Дважды святой образ выходил неповрежденным из огня пожарищ – в 1626 и 1690 годах. 24 августа 1717 года по указу Петра I и благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «соборная память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для иконы. В этом документе Макарьевский образ прямо называется чудотворным.В XVIII веке при игумене монастыря Митрофане II (первым был причисленный к лику святых святитель Митрофан Воронежский), который не знал истории и значения иконы, святой образ был перенесен из соборного храма в Благовещенскую церковь Унженского монастыря и пребывал там в забвении. Кроме того, игумен дал разрешение переписать образ в Смоленский.
Лишь почти через век – в 1858 году Промыслом Божиим икона вернулась к инокам в своем первозданном виде. Когда икону стали очищать от верхнего ветхого слоя красок, под ним оказался невредимым чудный лик Богоматери древнего письма с надписью «Макарьевская икона» и подписью тропаря и кондака. В монастырской летописи хранятся записи многих благодатных знамений и чудесных событий, сопровождавших обретение святого образа.По всей видимости в это время в монастыре пребывала и икона, явленная преподобному Макарию, поскольку архимандрит Платон, при котором был обретен список, писал в 1863 году, что один и тот же тропарь и кондак поется в обители «перед обоими чудотворными иконами». Атеистическое лихолетье XX века разрушило иноческую жизнь Макарьевской Унженской обители – в 1929 году монастырь был закрыт, а святая икона утеряна. Судьба и нынешнее местопребывание списка чудотворной Макарьевской иконы Божией Матери и его первообраза неизвестны. Сохранился единственный список Макарьевской иконы, который находится сейчас в Рождественской церкви г. Макарьева Костромской области.
А вот в нашем Желтоводском монастыре в 2013 году появилась Макарьевская икона, вишитая бисером рабой Божией матушкой Ириной. Образ был доставлен из города Харькова, Украина. Ныне он находится в церкви преподобного Макария вместе с еще двумя иконами в честь преподобных отцов Серафима и Макария Желтоводского. В 2014 году с крестным ходом из Одессы, Украина, прибыл еще один образ преподобного отца нашего Макария. Все эти иконы, как и Макарьевская Божия Матерь, вышиты бисером.
Икона Богородицы Макарьевская
Празднование
История
Макарьевская икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена 17 сентября 1442 года преподобному Макарию Унженскому чудотворцу († 1444), который подвизался в посте и молитве на пустынных берегах реки Унжи во времена княжения Василия Темного (1425–1462). В это время Галичская (ныне Костромская) область находилась в самом бедственном положении, страдая от голода и стихийных бедствий, междоусобных войн и нашествия татар.
Рано утром, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице, келлию его вдруг озарил неведомый свет. Преподобный смутился духом и стал усерднее молиться. За стенами келлии раздалось ангельское пение: «Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!» В страхе и изумлении выйдя из келлии, святой увидел на небосклоне икону Пресвятой Богородицы, которая в окружении светозарного сияния приближалась к подвижнику. Преподобный с радостным трепетом пал на землю и воскликнул: «Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий и всей Галичстей стране твердое ограждение и заступление!» Он с благоговением взял икону и поставил в своей келлии, почему она и стала называться «Келейной» (позже ученики преподобного дали ей наименование «Макарьевской»).
Недалеко от места явления святого образа преподобный Макарий выкопал источник, прославившийся своей целебной силой, а еще через некоторое время здесь был основан монастырь, также названный Макарьевским. В монастырских рукописях хранились сказания о многочисленных чудесах, произошедших от чудотворной иконы Божией Матери.
Дважды по молитве перед ней спасались местные жители от нашествия крымских татар. В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ограбить и опустошить Макариеву пустынь, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в реке Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от врага город Солигалич. Татары без видимой причины в панике обращались в бегство, а пленные рассказывали, что видели в небе седого старца в черном одеянии, метавшего в них стрелы и камни, а затем появившегося среди них на белом коне и нагнавшего такой страх, что татары стали в ужасе убивать друг друга.
Благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов, как это было установлено комиссией, посланной Патриархом Московским Филаретом 24 июня 1619 года. В этом же году состоялось прославление преподобного Макария Желтоводского, Унженского чудотворца в лике святых.
С чудотворной иконы Пресвятой Богородицы был сделан список в византийском стиле, который прославился, как и первообраз. На иконе лик Божией Матери наклонен к Предвечному Младенцу, который покоится на Ее левой руке. Дважды святой образ выходил неповрежденным из огня пожарищ – в 1626 и 1690 годах.
24 августа 1717 года по указу Петра I и благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «соборная память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для иконы. В этом документе Макарьевский образ прямо называется чудотворным.
В XVIII веке при игумене монастыря Митрофане II (первым был причисленный к лику святых святитель Митрофан Воронежский), который не знал истории и значения иконы, святой образ был перенесен из соборного храма в Благовещенскую церковь и пребывал там в забвении. Кроме того, игумен дал разрешение переписать образ в Смоленский. Лишь почти через век – в 1858 году Промыслом Божиим икона вернулась к инокам в своем первозданном виде. Когда икону стали очищать от верхнего ветхого слоя красок, под ним оказался невредимым чудный лик Богоматери древнего письма с надписью «Макарьевская икона» и подписью тропаря и кондака. В монастырской летописи хранятся записи многих благодатных знамений и чудесных событий, сопровождавших обретение святого образа.
По всей видимости в это время в монастыре пребывала и икона, явленная преподобному Макарию, поскольку архимандрит Платон, при котором был обретен список, писал в 1863 году, что один и тот же тропарь и кондак поется в обители «перед обеими чудотворными иконами».
Атеистическое лихолетье XX века разрушило иноческую жизнь Макарьевской обители – в 1929 году монастырь был закрыт, а святая икона утеряна. Лишь в 1993 году началось полномасштабное возрождение монастыря. Через два года в обитель вернулась и его главная святыня – мощи преподобного Макария Унженского.
Судьба и нынешнее местопребывание списка чудотворной Макарьевской иконы Божией Матери и его первообраза неизвестны. Сохранился единственный список Макарьевской иконы, который находится сейчас в Рождественской церкви г. Макарьева.
Спасала верующих от нашествия крымских татар, волков и самых разных болезней: чем известна Макарьевская икона и в чем она помогает
Икона Макарьевской Божьей Матери — одна из немногих икон, которая была не написана иконописцем, а явлена. Отношение к таким образам всегда было особенно почтительным и благоговейным. Считается, что явленные иконы приносят ангелы прямо с небес. Места же явления таких образов старцам и священнослужителям, по мнению верующих, отмечены Богом.
Явление
Макарьевская икона Одигитрия была явлена преподобному Макарию Унженскому 17 сентября 1442 года во времена княжения Василия Темного. Монах держал пост отшельником на пустынных берегах реки Унжи неподалеку от поселения Унжа в Галичских землях.
Рано утром, когда преподобный уже заканчивал свою молитву Богородице, его келью вдруг осветил таинственный свет. На улице за стенами кельи при этом было слышно пение: «Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!» Монах вышел на улицу и увидел в небе икону Божьей Матери, которая приближалась к нему, окруженная сиянием. Преподобный с молитвой, восторгом и благодарностью взял икону и повесил ее в своей келье. Из-за этого в последующем икону начали называть Келийной. А еще позже образ был назван Макарьевской Божьей Матерью.
В последующем недалеко от того места, где была обретена икона, Макарий выкопал источник с целебной водой. Еще через некоторое время вокруг кельи старца был основан монастырь, названный Макарьевским. В обители сохранились рукописи, свидетельствующие о многочисленных чудесах, которые произошли от образа Макарьевской Божьей Матери.
Спасение в 1502 году
В 1502 году переселившийся в Казанские пределы крымский хан Менгли-Гирей стал делать набеги в том числе и на Галичские земли (ныне Костромская область). В городе Унжа в то время жило мало людей. К тому же небольшое поселение было очень плохо укреплено. Воинов в городе практически не было. При этом большинство из тех воинов, которые все же жили в городе, не были хорошо обучены ратному искусству. Защищать город, таким образом, было некому. Унжа была бы неминуемо взята татарами и разграблена, а вместе с ней пострадал бы и Макарьевский монастырь.
Горожане решили обратиться за помощью к Макарию Унженскому и явленной ему иконе Божьей Матери. Несколько иноков и граждан Унжи отправились в обитель и вместе с чудотворцем молились там перед иконой. Один из иноков впоследствии утверждал, что видел, как на иконе из очей Пресвятой Девы истекли две слезы. Покатившись вниз, слезы достигли руки Иисуса.
Рассказ монаха обрадовал людей и придал им смелости. Ведь за них у Иисуса попросила сама Божья Матерь. Татары подошли к городу, но не стали брать его сразу. По какой-то причине они то подходили к стенам Унжи, то отходили назад. Видя такое нерешительное поведение врага, жители поселения атаковали лагерь хана. Враг был отброшен, а многие татары взяты в плен.
В последующем пленные рассказали, что при подходе к городу они увидели старца, защищавшего город и угрожавшего им. Горожане поняли, что спасли Унжу преподобный Макарий, не испугавшийся врага, и явленная ему икона Божьей Матери.
Чудо 1552 года
В царствование Василия Иоанновича к городу Унже подошло 20-тысячное войско татар. Жителям города снова ничего не оставалось, как только молиться чудотворной иконе Божьей Матери, уповая на помощь преподобного Макария, к тому времени уже покинувшего этот мир. Сам воевода Супоня со слезами молился перед образом. Вместе с ним молились многие граждане и иноки. Молились горожане долго — до самой ночи. Наконец, устав от уныния и ожидания несчастья, молящиеся уснули прямо в церкви.
После пробуждения игумен Макарьевского монастыря клятвенно утверждал, что видел во сне преподобного старца Макария. В сновидении игумена Макарий стоял на коленях у иконы Макарьевской Божьей Матери и умолял Пресвятую Деву помочь городу.
Через некоторое время в монастырь пришли несколько горожан из Ужмы. Они рассказали, что, когда татары подожгли город, вдруг пошел сильный ливень и затушил огонь. Сами же татары, придя в жуткое смятение, начали биться друг с другом. Так город был спасен иконой от татар во второй раз.
Спасение купцов от нападения волков
Зимой 1590 года казанские купцы Иван и Тимофей Леонтьевы ехали в Макарьевскую обитель по торговым делам. Когда ночью они проезжали через лес, на них напала стая волков. Чтобы спастись, братья достали раскладную икону Божьей Матери, на створках которой был изображен в том числе и Макарий Унженский. Увидев икону, волки ретировались в лес. Приехав в монастырь, браться хвастались всем своей иконой и пели акафист перед образом Макарьевской Божьей Матери.
В чем помогает икона: исцеления и другие чудеса
Помимо защиты от врагов и опасностей, молитва перед иконой Макарьевской Божьей Матери не раз помогала людям исцелиться. Так, были исцелены, к примеру, прокаженный сухорукий Дионисий из Вологодских земель, Евдокия из Вятки от болезни кровотечения, блудница Ефросинья от смертельной болезни (ставшая инокиней), Юлиания и Афанасий Березин также от неисцелимых болезней и т. д. Кроме того, икона не раз помогала людям от одержимости бесами, слепоты, женщинам в тяжелых родах. Однажды икона спасла Ужму от холеры, а Макарьевский монастырь — от пожара.
Сегодня в церкви Рождества Христова находится чудотворный список с иконы Макарьевской Божьей Матери. Сама икона была, к сожалению, утеряна после революции 17-го года, когда большевики закрыли Макарьевский монастырь.