Макиавелли полагал что религиозные догматы должны

42. Макиавелли о соотношении политики и религии

42. Макиавелли о соотношении политики и религии

В политико-правовой идеологии Нового времени сочинения Макиавелли занимают особое место. Его политическое учение свободно от теологии; основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств античного мира. Он писал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства и способы действий, полезных в настоящем: чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было; это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты.

Макиавелли указывал, что природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история, и для того чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений: природа создала людей таким образом, что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть. Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда не довольствуются своей долей, так что в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.

Мыслитель считал, что религия — важное средство политики, поскольку помогает воздействовать на умы и нравы людей. Именно поэтому умные правители и законодатели всегда ссылаются на волю богов, а хорошая религия помогает создать армию и завоевать территорию. Макиавелли считал, что государство должно использовать религию для руководства людьми, поскольку людям свойственно сомневаться в распоряжениях человека, но распоряжения Бога не обсуждаются. Сам Макиавелли не был религиозен, но если для достижения цели требуется опираться на то, во что верят широкие слои населения, он не видел даже повода для сомнений — необходимо это использовать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

40. Воззрения Макиавелли на методы и средства политики

40. Воззрения Макиавелли на методы и средства политики Среди первых политико-правовых теоретиков нового времени наиболее выделяется итальянский государственный деятель Николо Макиавелли (1469–1527), автор следующих трактатов: «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия»,

41. Воззрения Макиавелли на право и государство

41. Воззрения Макиавелли на право и государство Макиавелли считал образцом государства античную республику (Афины или Рим), целью нормального государства он видел обеспечение благ свободы, чтобы каждый человек свободно пользовался своим имуществом, не страшился за жен и

43. Воззрения Макиавелли на единовластие

43. Воззрения Макиавелли на единовластие Макиавелли видел идеальное государственное устройство в демократической республике, но он был реалистом и понимал, что в современной ему Италии такой идеал недостижим. Почву для идеального государства следует готовить точными и

1.4.2. Соотношение права и политики

1.4.2. Соотношение права и политики Подход правовых реалистов к соотношению права и политики может быть рассмотрен как альтернатива традиционному двухвариантному видению «права как политики» в естественно-правовых концепциях versus «либо право, либо политика» в правовом

4.4.2. Ритмы государственной политики

4.4.2. Ритмы государственной политики Рассмотрение государственной политики в качестве динамической категории существующей и изменяющейся в рамках определенного социо-пространственно-временного континуума, позволяет говорить о ней как о циклической системе,

§ 6. Проблемы толкования закона и права в переходный период (Флоренция, XVI в., Н. Макиавелли)

§ 6. Проблемы толкования закона и права в переходный период (Флоренция, XVI в., Н. Макиавелли) Валерия Ильинична Соловьева, solovyovaleria@mail.ruКаждому историческому периоду соответствует определённая политико-правовая обстановка и представления о справедливости. Исходя из этого,

4. Направления государственной политики

4. Направления государственной политики Федеральный орган (Роспатент), проводящий государственную политику в области авторского права и смежных прав, отвечает за: 1) разработку политики, направленной на развитие творчества и охрану произведений, являющихся его

17 УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ

17 УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский мыслитель, политический деятель, историк эпохи Ренессанса. Основные сочинения Макиавели: «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» др. Макиавелли говорит о наличии объективной

Авторский коллектив Мировые религии о преступлении и наказании

Авторский коллектив Мировые религии о преступлении и наказании Научные редакторы: А. А. Толкаченко и К. В. ХарабетАвторский коллектив: С. В. Бабкина, А. И. Бойко, О. А. Мозговой, Л. Р. Сюкияйнен, А. А. Тер-Акопов, А. А. Толкаченко, К. В. Харабет (автор идеи и руководитель авторского

16. Учение о политике Н. Макиавелли

16. Учение о политике Н. Макиавелли Николо Макиавелли (1469–1527) – мыслитель эпохи Возрождения, основатель новой, буржуазной политической науки.Автор трудов: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».Основной вопрос философии Макиавелли:

Статья 161. Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии

Статья 161. Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии 1. Умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и

2. Проблемы государства и политики

2. Проблемы государства и политики В рамках исламской политической мысли сформировались два основных подхода к изучению государства и политики — нормативно-юридический и этико-философский.Нормативно-юридическое направление опиралось на мусульманско-правовую теорию и

2. Макиавелли

2. Макиавелли В истории концепций государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Никколо Макиавелли

Источник

Политическая философия Макиавелли. Трактат «Государь». Макиавеллизм.

Итальянский философ Н. Макиавелли (1467–1527) является основателем современной политологии.
Политические взгляды Н. Макиавелли родились в период эпохи Возрождения. Правовая мысль в данную эпоху значительно шагнула вперёд, освобождаясь от элементов схоластического понимания мироздания.

«Государь» Макиавелли

В своем известном трактате «Государь» он систематизировал и охарактеризовал сущность политики.

Государство, по определению Макиавелли, – высшее проявление человеческого духа, а служение государству – смысл и счастье человеческой жизни.

Макиавелли утверждал, что государь не должен быть ни добродетельным, ни щедрым, ни честным для обеспечения целостности и благополучия своего государства. Правитель погибнет, если он всегда будет милосердным и честным. Если внешние и внутренние условия не сделают государя строгим и дисциплинированным, государство прекратит свое существование. Философ уверен, что в государстве сильная власть создаётся на почве прочно существующего фундамента власти.

Сильное государство возможно только тогда, когда в народе отсутствуют гражданские добродетели.

Сегодня не потеряла актуальности макиавелливская концепция циклического развития государственных форм (демократия — олигархия — аристократия — монархия). Монархия легко обращается в тиранию, аристократия переходит в олигархию и т. д. Циклическое развитие форм управления напоминает идею кругооборота, взаимообращения зла и добра.

Религия

Макиавелли хорошо видел и осознавал силу религии, её власть над сердцами и умами верующих, поэтому призывал использовать эту силу для общего блага, в особенности для объединения и укрепления самого государства. Но философ признавал только исключительно практическую пользу, которая присуща религии. Религия, по утверждению Макиавелли, должна связывать общество в единое целое, а государь должен восприниматься своим народом как религиозный человек.

Отношение к свободе как к ценному, Макиавелли подчеркивает из древнегреческой философии, полагая, что политическая свобода предполагает личную добродетель.

Власть

Власть, по рассуждениям Макиавелли, должна принадлежат тем, кому удалось ее захватить. Макиавелли рассматривает вопрос обороны государства от внутренних и внешних врагов. Макиавелли предлагал использовать против противника только два оружия: сильную армию и удачные политические союзы. При ведении внешней политики, философ советует опираться государю не только на свои силу и ум, но и на «звериную» хитрость.

Правителя, который стремится к успеху, Макиавелли учил согласовывать свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбой), а во-вторых, с поведением подчиненных. В его учении содержатся определенные советы, которым руководителю требуется следовать, он рассуждает о щедрости, страхе, любви и проявлении других качеств в управлении.

Макиавелли ставит цели, к которым, по его мнению, обязан стремиться правитель, и при этом предлагает некоторую идеальную модель управления государством и идеального правителя страны, который будет соответствовать данной схеме.

Макиавелли отмечает политические блага, которые необходимо для гармонии государства:

Для реализации политической цели необходима сила, которая зависит от общественного мнения. Поэтому большую роль, по утверждению Макиавелли, необходимо уделять пропаганде, в частности, пропаганде добродетельного облика претендента на власть.

Макиавеллизм

Философ известен как основоположник принципов «макиавеллизма». Термин «макиавеллизм» используется сегодня для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали.

Макиавелли детально изучал различные формы социально-политических организаций, определяя их существенные черты. На основе изучения богатого фактического материала, он постарался решить важные теоретические проблемы в области государства, политики, военного дела и управления.

«Государя» Макиавелли по праву можно назвать хорошим практическим трудом. Он обобщил опыт прошедших веков и современных ему событий на политических аренах.

Макиавелли одним из первых смог обосновать понятие гражданского общества и применил термин «государство» в качестве политической организации общества.

Его идеи способствовали развитию современной социологической теорий элит (Э. Дженнинг, Ч.Р. Миллс, Г. Моска, В. Парето), повлияли на автора теории «менеджерской революции» Дж. Бернхайма, который возглавил «макиавеллистское направление».

Источник

Политическая доктрина Н.Макиавелли

Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Смотреть фото Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Смотреть картинку Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Картинка про Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Фото Макиавелли полагал что религиозные догматы должны Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Смотреть фото Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Смотреть картинку Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Картинка про Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Фото Макиавелли полагал что религиозные догматы должны Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Смотреть фото Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Смотреть картинку Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Картинка про Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Фото Макиавелли полагал что религиозные догматы должны Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Смотреть фото Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Смотреть картинку Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Картинка про Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Фото Макиавелли полагал что религиозные догматы должны

Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Смотреть фото Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Смотреть картинку Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Картинка про Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Фото Макиавелли полагал что религиозные догматы должны

Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Смотреть фото Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Смотреть картинку Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Картинка про Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Фото Макиавелли полагал что религиозные догматы должны

Социально-политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени

Политические идеи средневековья

В первые столетия новой эры в пределах Римской империи распространяется христианство, раннехристианские богословы мало интересовались политикой. Однако к середине 4 века христианство становится государственной религией Рима и христианская церковь начинает разрботку собственных воззрений на политику.

Одним из первых обратил на нее внимание видный авторитет церкви Августин Блаженный (354-430 гг.). Его трактат «О граде божием» содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, которые, как считает автор, посланы человеку свыше за грехи его. Сложившиеся политические отношения он называет «естественным порядком человеческой жизни», указывая, что это временное явление (до судного дня). Он верит, что «град земной», где любовь человека к себе доведена до презрения к богу, неизбежно сменится приходом «града божьего», где любовь к богу доведена по презрения человека к себе. Учение Августина обосновывает приоритет духовной власти над властью светской.

В период средневековья католическая церковь безраздельно господствовала в духовной жизни Европы. Политическая наука рассматривалась как отрасль богословия, догматы религии приобрели форму законов.

Западноевропейская мысль Средневековья немыслима без имени Фомы Аквинского (1226-1274 гг.). В своем трактате «О правлении государей» он пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами. Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу, но вводит различение сущности, происхождения и использования государственной власти.

В 14-16 вв. начинаются социально-экономические процессы, приведшие в итоге к складыванию в Европе индустриального общества. Происходит укрепление светского понимания государства, главными ценностями которого являлись свобода совести, свобода мысли и т.д. возникают идеи равенства всех людей перед законом. Мировоззрению церкви противопоставляют веру в человека-творца. Главной проблемой политических учений этого времени становится проблема соотношения государства и личности.

Одним из представителей эпохи Возрождения является итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли (1469-1527 гг.). Он одним из первых стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования и применил прагматический, утилитарный подход к анализу политических процессов. И хотя его личность и взгляды долгое время в общественном сознании пользовались дурной славой, о н считается родоначальником политической науки. В работах «Государь»(1513), «Размышления о первой декаде Тита Ливия»(1520) он сформулировал предмет и метод политической науки.

Во-первых, Макиавелли обосновал автономность и самостоятельность политической сферы и политических знаний о ней. Он первым отделил политическую науку от теологии, философии, морали. Предметом политической науки, по Макиавелли, является власть во всех ее проявлениях.

Во-вторых, он привнес в политическую науку метод.

Метод Макиавелли основан на прагматическом и утилитарном подходе к политике. Политик должен быть подобен кентавру, соединять хитрость лисицы и силу льва.

В-третьих, с его именем связана доктрина моральной целесообразности, благодаря которой возник термин «макиавеллизм», оправдывающий беспринципность и аморализм, жестокость и лицемерие, коварство и лживость в политике.

Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Смотреть фото Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Смотреть картинку Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Картинка про Макиавелли полагал что религиозные догматы должны. Фото Макиавелли полагал что религиозные догматы должны

Извращая макиавеллевскую постановку проблем государственной необходимости, пытаются найти у него духовное родство с идеологией фашизма. Эти и другие спекуляции, как правило, не имеют ничего общего с подлинно научным, творческим использованием теоретического наследия Макиавелли.

В-четвертых, касаясь вопроса государственных форм, Макиавелли различает форму правления, форму государственного устройства, политический режим. Устойчивость государственных форм он связывает с осуществлением идей разделения властей и парламентаризма, которые впоследствии были восприняты Дж.Локком и Ш.Монтескье. Он предугадал развитие государственности от централизованной монархии к республиканизму.

Эпоха Нового Времени характеризовалась революциями в Европе.

Политическая философия Т.Гоббса

Верховная власть и независимость светского государства – основные идеи политического учения Т.Гоббса(1588-1679 гг.). Признавая только три формы государства, Гоббс полагал, что монархия – самая лучшая форма власти, но в то же время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Более того, он считал, что источником королевской власти является общественный договор.

Т. Гоббс в знаменитом произведении «Левиафан» раскрывает свое понимание «естественного права» и «общественного договора». В «естественном состоянии», считает Гоббс, была неизбежной «война всех против всех», так как все люди созданы равными по физическим и умственным способностями, а значит равными в своих правах, но все они от природы эгоистичны, жадны, честолюбивы. Страх смерти, инстинкт самосохранения и естественных разум приводят людей к необходимости заключения «общественного договора».

Люди создают государство, добровольно отказываясь от своих естественных прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Государство в свою очередь должно гарантировать людям свободу, то есть право делать все, что не запрещено гражданскими законами. Высшим законом государства должно быть благо народа, оно должно в первую очередь решать интересы личности.

Т.Гоббс – противник разделения властей.

Дж.Локк – основоположник социально-политической доктрины классического либерализма.

Джон Локк (1632-1704 гг.) также является сторонником естественного права и общественного договора. В своем труде «Два трактата о государственном правлении» он говорит, что в естественном состоянии люди были свободны и равны, но не было органа для разрешения споров между ними, для наказания нарушителей естественных законов. С целью обеспечения своих прав люди договорились образовать государство, точно определив тот объем полномочий, который они ему передают, сохраняя неотъемлемые права на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство.

Дж.Локк впервые ставит личность выше общества и государства. Идея приоритета прав личности над правами государства и общества была положена в основу концепции либеральной демократии, на которой формировалось большинство политических режимов разных стран.

Источник

Макиавеллизм: власть и этика

О Макиавелли знают все, даже те, кто не знаком с его трудами. Цитаты из работ Макиавелли, включая приписываемую ему фразу «Цель оправдывает средства», имеют широкое хождение и различные трактовки: одни высоко ценят макиавеллизм за неоднозначные рекомендации правителям, другие считают его подход к политике аморальным. Работы Макиавелли до сих пор, спустя пятьсот лет, являются настольными книгами для многих политиков и людей, интересующихся политикой. Достаточно указать, что лекцию о Макиавелли в 2014 году академик А.А. Гусейнов читал для депутатов Госдумы, а в российских издательствах переиздаются труды Макиавелли и большими тиражами выходят исследования о нем. Есть даже переводные книги «Макиавелли в комиксах».

Связь биографии Макиавелли с его мировоззрением

Никколо Макиавелли (1469-1527) родился во Флоренции в знатной, но небогатой семье. Формально Флоренция была республикой, на деле ею управлял могущественный клан семьи Медичи. В 1494 году Медичи потеряли власть после поражения в войне с французским королем, и реформированный республиканский строй во Флоренции был восстановлен. Блестящее университетское образование и природный ум привели Макиавелли к получению должности второго канцлера Флорентийской республики. По роду своей деятельности канцлер часто посещал другие центры разобщенной Италии и монархические дворы Европы, что дало ему пищу для размышлений о личности правителей и о разных режимах правления.

В 1512 году после вытеснения французов из Италии с помощью папской Священной лиги семья Медичи восстановила свое правление. Флорентийская республика пала. Макиавелли был заключен в тюрьму, подвергался пыткам на дыбе (его подозревали в участии в заговоре против Медичи) и был выслан за пределы Флоренции. Находясь на своей сельской ферме, в окружении семьи, Никколо Макиавелли начал заниматься литературной деятельностью. Но политика тянула его. Желая вернуться к политической деятельности, свою знаменитую работу «Государь» (или «Принц») Макиавелли посвятил Джулиано Медичи, после чего Макиавелли, как ранее и другие деятели республики, был реабилитирован. Ему разрешили участвовать в политических дискуссиях, но полностью воспользоваться благосклонностью Медичи мыслитель не успел: он умер в возрасте 58 лет.

Труды Макиавелли начали свое шествие по миру и временам. Его идеи воспринимались по-разному: одни называли итальянского мыслителя «апостолом дьявола», «учителем зла», «антихристом», понимая его мысли как призыв к аморализму; другие считали его «реалистом» и «революционером» за прагматический подход к политике; третьи увидели в Макиавелли величайшего сатирика своего времени, разоблачившего двойственную природу правителей. Книга «Государь» была запрещена папским указом в 1559 году, а термином «макиавеллизм» стали называть вероломную политику. Эпоха Просвещения вернула имя Макиавелли в ряд популярных мыслителей, к его трудам стали обращаться все известные философы и политики. Многие считают, что возникшая в наше время теория «грязных рук», оправдывающая применение правителем жестких мер при чрезвычайных обстоятельствах, тоже ведут к идеям Макиавелли.

Основные проблемы, которые поднимаются в дискуссиях о влиянии Макиавелли на учение о политике, сводятся к вечным вопросам: каким является человек по своей природе; какими качествами должен обладать правитель; какими принципами должен руководствоваться политик в своей деятельности.

Макиавеллизм: природа и человек по Макиавелли

А.С. Пушкин назвал Макиавелли «великим знатоком природы человеческой». Как понимал природу человека итальянский мыслитель? Он не ставил своей целью исследовать ее; его больше интересовало, как человеческие качества проявляются в обществе и как правитель должен использовать их. Человек не может быть все время хорошим или плохим, иногда обстоятельства заставляют хорошего человека совершать плохие поступки. Первоначально в «Государе» Макиавелли нелицеприятно высказался о человеческой природе: человек по сути своей несовершенен, завистлив и зол; он может лгать, лицемерить, прибегать к жесткости. В дальнейших работах он дал человеку надежду на исправление: воспитание и образ жизни могут улучшить природу человека.

По Макиавелли, человек в своей жизни поневоле соприкасается с проявлениями как доброты, так и зла, и сам человек является носителем и добра, и зла; зло может перетекать в добро и наоборот. Невозможно не согласиться с этим: добрый по своей сути человек может стать злым, если, например, обидели его ребенка, а бандит может трогательно заботиться о своих близких.

Каким бы ни был человек по своей природе, при его вступлении в сферу политики он меняется – так считал Макиавелли. С этого времени человек действует по законам политической жизни. Если говорить о правителях, то они должны обладать «гибким нравом», позволяющим им «в зависимости от фортуны и обстоятельств» менять свое поведение от добра к злу и наоборот. Задача властителя в отношении общества – не дать злым человеческим качествам проявиться, подавлять зло. «Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость».

«Каждый видит, чем ты кажешься, мало кто понимает, что ты есть на самом деле» – эти слова Макиавелли написаны как будто для современных политтехнологов, которые призваны создавать кажущийся образ политика. Действительно, по представляемым образам политиков во время избирательных кампаний мы видим чуть ли не идеального человека: недостатки и пороки тщательно скрываются, а добродетели выводятся на первый план, но что они представляют собой на самом деле «мало кто понимает».

Макиавеллизм: разделение этики и власти

Для Макиавелли целью его жизни было создание сильного, объединенного государства, свободного от иноземного влияния. Он полагал, что во имя осуществления этой цели можно поступиться принципами морали и добродетели – именно так, с точки зрения мыслителя, может действовать государь. Отступать от морали политик мог в чрезвычайной обстановке, но отказ от следования нормам нравственности и морали не должен становиться общим правилом для всей деятельности правителей.

По выражению исследователя наследия Макиавелли, академика А.А.Гусейнова, «политика неизбежно культивирует и производит аморальные средства». Политик должен быть готовым отступить от принятых в обществе ценностей – чести, достоинства, справедливости, и прибегнуть к моральному злу: жестокости, обману, лицемерию.

Может ли политик бесконечно быть аморальным? Нет, отвечает Макиавелли: действия зла «должны быть единичны».

Нельзя не признать, что Макиавелли, помещая государственные интересы выше частных, считал, что одни и те же моральные принципы неприменимы одинаково к правителю и подданному. Государь в интересах общественной безопасности может распорядиться о применении смертной казни по отношению к преступнику или преступникам – от этих кар пострадают «отдельные лица», а частное лицо не может убивать или грабить, так как это приведет к беспорядку, от которого пострадает все население.

Макиавелли призывал минимизировать зло в политике, если его не удается избежать: при выборе средств надо принимать «наименее скверное». Критерием при выборе средств должно быть отношение народа – не следует вызывать его ненависть. Правителю нужно уметь лавировать и владеть природой «как зверя, так и человека».

Часто Макиавелли называют апологетом тирании, так как на давний спор: что лучше, чтобы государя любили или боялись, он отвечает – если приходится выбирать, то надежнее выбрать страх: на любовь люди отвечают благодарностью, которой они, «будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно». Именно это положение Макиавелли, полагают некоторые исследователи, легло в основу политики таких правителей как Иван Грозный. Но вряд ли Иван Грозный знал итальянский, а книга «Государь» в то время не была переведена на русский – так утверждает переводчик и исследователь Макиавелли Марк Юсим.

Трактовка высказываний Макиавелли о цели и средствах в политике

Небывалое возрастание интереса к идеям Макиавелли в нашей стране произошло во время проведения политики гласности при перестройке, когда были обнародованы многочисленные факты о злодеяниях Сталина и его команды. Некоторые исследователи нашли созвучие действиям Сталина и идеям Макиавелли. Тогда и появилось устойчивое мнение, что Сталин не был разборчив в средства, изучив и применив советы Макиавелли. Утверждают, что в библиотеке вождя видели книгу Макиавелли с пометками Сталина (местонахождение книги неизвестно). Но многие диктаторы становились такими, не зная о Макиавелли, вины здесь великого итальянца нет. Каждый, прочитавший книги Макиавелли, видит в его размышлениях то, что он хочет видеть, наподобие того, как каждый по-своему интерпретирует философские или священные учения. Люди психологически ищут в трудах мудрецов подтверждение своим собственным убеждениям.

Тезис Макиавелли о допустимости отступления от морали в чрезвычайной ситуации в настоящее время получил название «момент Макиавелли». В мирное время «момент Макиавелли» наступает, когда, например, правитель принимает суровое решение о крайних мерах по отношению к террористам или когда требуются жесткие ограничительные меры во время эпидемий.

Желающие найти у Макиавелли советы о том, как строить свою политику или как сформировать свой образ политика, таких советов не найдут. Для настоящего политика недостойно для подтверждения своей аргументации вырвать цитату из контекста работ мыслителя или использовать цитаты сомнительного происхождения из интернета. Нужно помнить, что речь идет о мыслителе XV века и не следует слепо переносить его тезисы на сегодняшнюю действительность. Не следует относиться к Макиавелли как к носителю особенных, универсальных знаний.

Нельзя не признать, что некоторые соображения Макиавелли звучат актуально, они помогают понять сложность политической сферы и невообразимую трудность управления государством. Несмотря на признание несовершенства человека, Макиавелли надеялся на победу добра с помощью добродетельного правителя: «Когда окажется много людей, способных к добру, некоторые из них – те, что будут более всех любезны Небу, – смогут претворить это добро в жизнь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *