Макропруденциальных надбавок что это
Макропруденциальное регулирование
Макропруденциальное регулирование – комплекс превентивных мер, направленных на минимизацию системного риска финансового сектора и снижение вероятности возникновения системного финансового кризиса, т. е. риска возникновения ситуации, при которой значительная часть участников финансового сектора становится неплатежеспособной или теряет ликвидность, в результате чего они не могут функционировать без поддержки органа денежно-кредитного регулирования или органа пруденциального надзора.
Впервые данный термин был применен для обозначения нового типа финансового регулирования в конце XX века, получив широкое распространение после Азиатского кризиса 1990-х годов. На сегодняшний день исследованием и разработкой нормативных актов по внедрению национальными центральными банками подобного надзора занимается «консультативная группа тридцати» (G30).
Объектом макропруденциального регулирования являются взаимоотношения между финансовыми посредниками и инфраструктурой финансового рынка, а также между финансовой системой и реальным сектором. Оно занимает промежуточное положение между денежно-кредитной политикой центрального банка, направленной на достижение макроэкономических целей, и микропруденциальным надзором, предназначенным для предотвращения несостоятельности отдельных финансовых посредников, а также защиты интересов кредиторов, инвесторов и вкладчиков.
Ключевые задачи макропруденциального регулирования:
– поддержание устойчивости финансовой системы к внешним шокам и рецессии;
– ограничение избыточных финансовых рисков, принимаемых на себя финансовой системой;
– сглаживание финансового цикла посредством предотвращения формирования «мыльных пузырей» на рынках финансовых активов.
Таким образом, в отличие от микропруденциального надзора, применяемого в России в настоящее время, макропруденциальное регулирование фокусируется на агрегированном анализе устойчивости финансового сектора и исследовании взаимосвязей между системно значимыми финансовыми посредниками, а не на защите интересов вкладчиков и кредиторов банков и предотвращении несостоятельности отдельных банков. При этом в центре надзора находится весь финансовый рынок, а не только банковский сектор.
В РФ процесс перехода к данному типу надзора начался в связи с началом деятельности Банка России в качестве мегарегулятора финансового рынка. На сегодняшний день выделены системно значимые кредитные организации и системно значимые страховые компании, а также заложены основы контрциклического (динамического) регулирования с введением дополнительных требований по расчету буферного капитала.
Макропруденциальные требования. Что это за дичь. И с чем ее подают
Речь идет о необеспеченных потребительских кредитах. Ясно, что кредитов у населения много, банки выдают всем подряд. Менеджерам выгодно повысить показатели выполнения планов, даже тогда, когда идет откровенная махинация с их стороны по кредитам. Это те самые случаи, когда они заранее предугадывают неплатежеспособность, но в кредите не отказывают. Случаи о сговорах между недобросовестными сотрудниками банков и малоимущими людьми, которым нечего терять, а получить хоть что-то хочется, известны как минимум лет 20. И мало что поменялось в потребительской сфере.
Сама макропруденциальная политика, которую ведет главный финансовый регулятор страны, направлена на нивелирование рисков потери ликвидности в банковском секторе, что, кстати, и вызывается за счет увеличения неплатежеспособности клиентов не только физических лиц, а в большей степени юридических.
Выражаясь образно, регулятор (ЦБ) не поощряет внутреннюю кредитную политику банков в отношении долгосрочных необеспеченных потребительских кредитов, и, в свою очередь, повышает требования.
Какие требования
Учитываются показатели долговой нагрузки заемщиков ПДН и срок кредитования. Как считает регулятор, длинный срок кредита провоцирует по нему дефолт, так как это приводит к большей величине выплат. Насколько это мнение справедливо, судите сами.
Для предотвращения выдачи кредитов с высокими рисками неплатежеспособности регулятор увеличивает «надбавки к коэффициентам риска по кредитам с высоким значением полной стоимости кредита (ПСК) и кредитам, предоставляемым заемщикам с высокой долговой нагрузкой»*.
К слову сказать, ЦБ повышал коэффициенты по потребительским кредитам и ранее. Потом было снижение на фоне пандемии, но, как и следовало предполагать, количество необеспеченных долгосрочных потребительских кредитов только выросло за последние годы.
По ипотечным кредитам в условиях значительного роста цен на недвижимость отмечается политика банков, направленная на снижение первоначального взноса, что в свою очередь увеличивает риски. В целях снижения стимула банков предоставления кредитов с низким первоначальным взносом, ЦБ также рассмотрит возможность повышения значений надбавок при высоких показателях долговой нагрузки.
Если увеличиваются надбавки к коэффициентам риска, то одновременно это приведет к увеличению стоимости кредита. И все это ляжет на потребительские плечи в итоге, на наши. Повлиять на политику ЦБ мы не можем, а вот повлиять на собственную кредитную политику можем. Выводы очевидны.
В мировой практике макропруденциальная политика — распространенный эффективный инструмент для снижения рисков как у самих банков, так и для заемщиков. Но необходимо помнить, что высокие страховые процентные отчисления по кредиту уже должны являться фактором стабильности.
*Центральный Банк Российской Федерации информация от 30 июля 2021 года банк России повышает макропруденциальные требования по необеспеченным потребительским кредитам с высокими значениями ПСК и ПДН. Правовая система Консультант+.
С уважением к людям и законам, ваш Юрист24.
ЦБ во второй раз за год ужесточит для банков выдачу потребкредитов
С 1 октября 2021 года Банк России повысит для кредитных организаций макропруденциальные надбавки по потребительским кредитам, сильнее всего они вырастут для кредитов, которые выдаются под высокую ставку заемщикам с большой долговой нагрузкой. Соответствующее решение опубликовано на сайте ЦБ.
«В целях снижения стимулов банков к наращиванию рискованного кредитования и ограничения роста долговой нагрузки населения необходимо ужесточение макропруденциальных мер», — говорится в сообщении ЦБ.
Макронадбавки не ограничивают кредитование определенных групп заемщиков напрямую, но повышают стоимость соответствующего кредита для банка и делают его менее рентабельным (кредит приходится дополнительно резервировать из капитала).
Регулятор уже второй раз в этом году принимает меры по ограничению темпов роста потребительского кредитования. Ранее, в апреле, Банк России вернул надбавки по вновь выдаваемым необеспеченным кредитам на допандемийный уровень (само повышение произошло 1 июля). Теперь же Банк России еще раз повышает надбавки в зависимости от показателя долговой нагрузки (ПДН) заемщика, который представляет собой соотношение долговых выплат к среднемесячным доходам.
По кредитам, выдаваемым заемщикам с ПДН выше 80%, макронадбавки повышаются на 40–90 процентных пунктов (п.п.) в зависимости от размера процентных платежей. Так, по кредиту с полной стоимостью до 10% годовых, выданному клиентам из этой категории, надбавка для банка вырастет с 110 до 150%. По кредиту со стоимостью от 30 до 35% — с 250 до 340%. Для заемщиков с низким ПДН надбавки не повышались.
Почему ЦБ повысил надбавки
Банк России видит «признаки начинающегося перегрева» в потребительском кредитовании, говорила на пресс-конференции в июле глава ЦБ Эльвира Набиуллина. «Этот сегмент кредитования растет быстрее, чем мы прогнозировали в апреле», — сказала глава ЦБ, отметив, что регулятор примет решение о дополнительных макропруденциальных мерах для охлаждения этого сегмента розничного рынка.
Как отмечается в сообщении ЦБ, по сравнению с апрелем, когда принималось прошлое решение, кредитование населения «заметно ускорилось»: в мае задолженность граждан по кредитам выросла на 2,2%, в июне — на 2%. В годовом выражении за апрель—июнь темпы роста составляют 22,5%.
При этом ускорение новых выдач сопровождается снижением их качества: растет ПДН заемщиков, увеличивается доля долгосрочных кредитов свыше пяти лет, отмечает ЦБ. Так, среднее значение показателя долговой нагрузки заемщиков выросло за год на 0,4 п.п., до 61,1%. Доля кредитов с ПДН выше 80% увеличилась на 0,6 п.п., до 30,3%. Заметнее всего выросла доля кредитов со сроком более пяти лет — на 3 п.п., до 18%. В первом квартале 2021 года доля таких кредитов составляла всего 12%.
«Исторические данные банков по качеству кредитов указывают на то, что необеспеченные потребительские кредиты с длительным сроком характеризуются существенно более высокими показателями дефолтности», — опасаются в Банке России.
Банки ожидали от регулятора очередного повышения надбавок — в частности, на этой неделе об обсуждении такой меры рассказывал член правления ВТБ Дмитрий Пьянов. Последние месяцы действительно стали рекордными для потребительского кредитования: в июне банки выдали рекордный объем таких ссуд (622 млрд руб.), побив апрельский максимум (618 млрд руб.).
Инструменты макропруденциального регулирования
Так как макропруденциальное регулирование основывается на микропруденциальном надзоре, применяемые мегарегулятором методы и нормы аналогичны традиционному банковскому надзору. Ключевые отличия – использование более высоких стандартов и требований для системно значимых институтов и рынков (в частности, в виде повышенного буфера капитала и ликвидности) и контрциклический или динамический характер применяемых пруденциальных норм.
К инструментам, рекомендуемым Банком международных расчетов и Базельским комитетом по банковскому надзору для использования национальными органами регулирования в процессе построения системы макропруденциального надзора, относятся:
– в отношении банков: нормативы достаточности капитала, коэффициенты взвешивания риска, нормы резервирования на возможные потери, ограничения на распределение прибыли, ограничения на рост кредитного портфеля, нормирование ликвидности, ограничения на валютное кредитование, ограничение несовпадения срока требований и обязательств, ограничение валютной позиции, лимиты риска концентрации, дополнительные требования к капиталу, требования к дочерним структурам;
– в отношении участников рынка ценных бумаг: лимиты на маржу и минимальный дисконт, проведение операций центрального банка на открытом рынке;
– в отношении инфраструктурных институтов: требования к участникам валютных торгов (гарантийный фонд, предварительное депонирование);
– в отношении других инвесторов, кроме банков: ограничения на валютную позицию.
В настоящий момент Банком России указанные нормы применяются в отношении банков и участников валютных торгов. Надзорные требования к участникам рынка ценных бумаг находятся в стадии реформирования.
Источник: Моисеев С. и Лобанова М. Концепция макропруденциальной политики (терминология — сущностные аспекты) // Деньги и кредит, 2013. — № 7. — c. 48-49.
ЦБ: Нормативный акт по макропруденциальной политике (для проведения консультаций)
Порядок установления макропруденциальных надбавок и перечень активов, в отношении которых возможно установление таких надбавок, определяет нормативный акт, подготовленный Банком России и размещенный для обсуждения на сайте регулятора. Предложения и замечания к проекту указания «О надбавках к коэффициентам риска по отдельным видам активов и характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска» принимаются до 11 мая 2018 года.
Решения о значениях надбавок и характеристиках активов, которые им соответствуют, будут приниматься Советом директоров Банка России.
Необходимые изменения также будут внесены в Инструкцию Банка России от 28 июня 2017 года № 180-и «Об обязательных нормативах банков», ее проект регулятор опубликует позднее. Переход к новой схеме регулирования не приведет к повышению требований к достаточности капитала банков.
Ключевой новацией документа является планируемый переход к использованию показателя долговой нагрузки (ПДН) для дифференциации надбавок для коэффициентов риска по потребительским кредитам. В феврале 2017 года Банк России опубликовал консультативный доклад о долговой нагрузке, и в результате обсуждений для ее оценки было решено рассчитывать показатель среднемесячного платежа к доходу заемщика. В октябре 2017 года Банк России представил концепцию расчета ПДН. По итогам обсуждений с финансовым сообществом порядок расчета при подготовке указания был скорректирован.
Планируется, что указание вступит в силу во втором полугодии 2018 года. Порядок расчета ПДН предполагается сделать обязательным с 1 января 2019 года. В следующем году после проведения калибровки зависимости уровня риска от ПДН планируется перейти к использованию ПДН для установления значений макропруденциальных надбавок по потребительским кредитам. Предполагается, что указание будет действовать для банков с универсальной и базовой лицензией. В дальнейшем Банк России планирует сделать расчет ПДН обязательным также для микрофинансовых организаций и использовать этот показатель в их регулировании.
В марте 2018 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которыми Банк России получил полномочия более оперативно проводить макропруденциальную политику – политику по обеспечению финансовой стабильности. Опыт использования регулятором макропруденциальной политики включает применение дифференцированных коэффициентов риска в зависимости от уровня полной стоимости кредита (займа) в целях ограничения рисков по необеспеченным потребительским кредитам (с 2013 года), а также повышенных коэффициентов риска по валютным требованиям к нефинансовым организациям (с мая 2016 года). До законодательных изменений макропруденциальная политика проводилась Банком России путем внесения изменений в действующее пруденциальное регулирование банков.