Максимальная нагрузка на фрикцион катушки что это
Как выбрать безынерционную катушку
Давайте сразу договоримся, что мы сейчас рассматриваем именно спиннинговую снасть. Просто есть ведь еще снасть кастинговая (с мультипликатором), которую у нас тоже часто называют «спиннингом». Другими словами, ниже речь пойдет только о безынерционных спиннинговых катушках. Мультипликаторы рассмотрим в другой раз.
Ценник
Последний пункт, впрочем, заслуживает того, чтобы его поставили на первое место. Обычно мы отталкиваемся именно от суммы, которую можем себе позволить, а уже потом решаем все остальные вопросы. Поэтому с финансового аспекта и начнем. Как выбрать катушку по цене?
Человеку, далекому от рыбалки, все спиннинговые катушки кажутся почти одинаковыми. Ему невозможно понять, почему одна катушка стоит 1000 руб., а другая – почти 100000? Собственно, и более-менее опытному рыболову такая ценовая «вилка» представляется абсурдной. Ну, хотя бы уже потому, что за сто тысяч реально купить пусть и старенький, но автомобиль на ходу… А тут – какая-то катушка.
На данный момент можно говорить о том, что катушки самого бюджетного уровня (это где-то 2-4 тыс. руб.) являются вполне работоспособными и при аккуратной эксплуатации в режиме рыбалки «выходного дня» рассчитаны на несколько сезонов. Лет 10 и более назад соответствующий ценовой сегмент, именно применительно к спиннингу, был, можно сказать, провальным. Тогдашние дешевые катушки годились на удочку, донку и пр., но не на спиннинг. Но в последние годы бюджетный производитель сильно поднялся и конструктивно, и по исполнению.
Что мы получаем, если увеличим ценник раза в два-три? Не совсем правильно было бы думать, что во столько же увеличится и срок службы катушки. Хотя на определенные ожидания в этом плане мы право имеем. Катушки ценового сегмента 5-10 тыс. руб., это, как правило, меньший вес, плюс – более плавный (за счет количества и качества подшипников) ход. Я сам, кстати, чаще всего ловлю катушками именно этого ценового диапазона. Что, наверное, очень показательно.
Размер и вес
Кстати, размер 2500 можно назвать самым универсальным. Если перед вами стоит цель одной катушкой охватить максимальный диапазон по весам и размерам приманок, следует предпочесть именно его.
Редукция
Фрикционный тормоз
Лет 20 и более назад до трети спиннинговых катушек имели фрикционный тормоз, размещенный сзади. Теперь доля «заднефрикционных» катушек в спиннинге снизилась до нескольких процентов. Они, в принципе, еще выпускаются достаточно массово, но находят применение больше в поплавочной и донной ловле. Почему так?
Задний фрикцион имеет два преимущества перед передним. Это чуть большее удобство оперативного регулирования и полное исключение «самозатягивания» (когда при стравливании лески вращающаяся шпуля увлекает за собой и гайку регулятора). Однако эти два плюса перебиваются одним минусом: передний фрикцион более плавный и не склонен к «залипанию», то есть лучше отрабатывает резкие рывки. Для спиннинга с приоритетом плетеных шнуров это очень важно. Поэтому, если встанет вопрос: передний фрикцион или задний, выбирайте передний. Тем более, что сейчас таких катушек абсолютное большинство.
Укладка
Применение плетеных шнуров и рывковые методы проводки накладывают довольно жесткие требования на качество намотки шнура на шпулю. Если не вдаваться в детали, то укладка должна быть максимально ровной без бугров и провалов. Качество намотки едва ли можно оценить заранее. Но полезно поинтересоваться на каком-либо активном рыболовном форуме о намеченной вами к выбору катушке.
Существуют так называемые «закрытые» безынерционные катушки, у которых шпуля прикрыта специальным защитным колпачком.
Запасная шпуля
«Брендовость»
Очень часто в принятии нами решения о покупке не только катушки, но и, скажем, какого-либо изделия из бытовой техники определяющим моментом при выборе выступает торговая марка, под которой это самое изделие выпускается. Если марка, что называется, на слуху, то вероятность того, что покупка состоится, существенно выше, чем в случае, когда ее название ни о чем не говорит. При этом мы часто понимаем, что за раскрученный бренд мы переплачиваем. Мы готовы переплатить во многом потому, что известность торговой марки воспринимаем как некую неформальную гарантию качества.
Как выбрать безынерционную катушку для новичка-спиннингиста широкого профиля?
2. Размер безынерционной катушки. Зависит от типа ловли. Чем выше значение, тем тяжелее класс: 1000 – это ультралайт, 2500 – медиум-лайт и медиум, 4000 – средне-тяжелый и т.д. Обращайте внимание на лесоемкость шпули. Универсальный размер для новичка – 2500. Он позволяет охватить максимальный диапазон приманок и весов.
3. Вес катушки. Зависит от типа ловли. Выбирается по принципу «чем меньше – тем лучше», но без потери прочности. Должен соответствовать массе удилища.
4. Передаточное число или редукция. Оптимально для новичка среднее значение 5,0:1 (с небольшими отклонениями +/-).
5. Фрикционный тормоз катушки для спиннинга – передний, он лучше отрабатывает рывки.
6. Укладка лески должна быть максимально ровной. Лучше опираться на опыт других рыболовов в использовании конкретной катушки или экспертное мнение.
7. Запасная шпуля. Удобна для использования лески (шнуров) разных диаметров. Наличие ее в комплектации не влияет на срок службы катушки, но как правило, увеличивает стоимость.
9. Индексы и аббревиатуры.
И новички, и даже профи при выборе катушки для спиннинга сталкиваются с различного рода аббревиатурой. Так как единой классификации нет, у каждого бренда сокращения могут быть свои. Предлагаем шпаргалку по возможным индексам:
Наиболее часто встречаются у разных производителей:
Что такое фрикционный тормоз на катушке
Фрикцион катушки – это важнейшая деталь любой безынерционки. Без него снасть будет неполноценной, поскольку рыболов не сможет качественно выполнять проводку приманки, подсечку в момент поклевки и вываживание рыбы.
Часто новички задаются вопросом, для чего фрикцион на катушке, нельзя ли обойтись без него? Фрикционный механизм призван предотвращать обрыв лески или поломку удилища при приложении к снасти внезапных предельных нагрузок. У катушки без фрикциона частота отрыва приманок на каждой рыбалке может исчисляться десятками.
Суть работы
Принцип действия фрикционного тормоза довольно прост и понятен любого рыболову, мало-мальски изучившему школьный курс физики:
Грамотно настроенный фрикционный тормоз катушки позволяет рыболову успешно бороться с трофейной рыбой, вес которой может существенно превышать разрывную нагрузку используемого шнура. Например, нередки случаи вываживании щуки весом на 7–8 килограмм ниткой, с заявленной номинальной прочностью около 5 кг.
Разновидности фрикционов
Несмотря на разнообразные виды рыболовных катушек, у безынерционок существует всего две разновидности фрикционных механизмов:
Передний фрикцион располагается на шпуле. Этот вариант более популярен и востребован спиннингистами, поскольку имеет следующие достоинства:
Безынерционные катушки с передним фрикционом не лишены недостатков:
Совет! При обслуживании безынерционки по завершении сезона загрязненный тормоз подлежит тщательной очистке. Для него применяется только специализированная смазка для фрикциона катушки.
Задний фрикцион располагается в задней части катушки, сразу за основным ее узлом – главной парой. Такое расположение присуще преимущественно катушка для фидерного или матчевого направления рыбалки. В спиннинге сегодня применяется редко, в основном на бюджетных изделиях от китайских производителей.
Катушки с задним фрикционом имеют следующие плюсы:
Заднефрикционные >катушки для спиннинга тяжелее, что может оказывать влияние на баланс комплекта. Они не такие чуткие, потому все безынерционки для ультралайта – это рыболовные катушки с фрикционом, расположенным спереди.
Есть еще катушки, в которых задний и передний тормоз соединены в одну систему. Это безынерционки с бейтраннером. Есть вариант совмещения заднего расположения основного и вспомогательного тормоза. Их суть заключается в том, что фрикцион настраивается достаточно грубо, близко к предельным нагрузкам, а бейтраннер заведомо ослабляется. В результате при резких рывках крупной рыбы, если передний механизм не успевает сработать, задний отбивает внезапный бросок трофея, препятствуя обрыву оснастки.
Важно! Бейтраннер используется преимущественно в карпфишинге. Оставив катушку с включенным механизмом, можно не переживать, что при поклевке карп или сазан утащит снасти в воду.
Лучшие рыболовные катушки разрабатывают и выпускают две японские компании, чьи имена известны рыбакам со всего мира. Это Шимано и Дайва. Они постоянно конкурируют между собой за звание самого лучшего бренда, регулярно изобретают различные инновации, в частности модернизируют фрикционный механизм.
Правильная настройка фрикциона
Независимо катушка с передним фрикционом или с задним перед Вами, механизм необходимо правильно отрегулировать, дабы не дать рыбе сойти с крючка, порвать леску или сломать удочку. Настройка осуществляется непосредственно на водоеме, когда снасть в сборе. Алгоритм выглядит так:
Фрикционный механизм необходимо отстроить так, чтобы шнур начинал стравливаться под средним усилием, не выше 80% от максимально допустимого, которое определяется разрывной нагрузкой нити либо тестом спиннинга по леске.
В заключение
Как мы выяснили, фрикционный тормозной механизм катушки является важнейшим и необходимым ее узлом. Однако сам по себе он не гарантирует сохранность снасти и успешность борьбы с рыбой. Очень важно точно и грамотно отрегулировать его, дабы он надежно функционировал.
Все что вы не знали о фрикционе
Многие рыбаки устанавливают фрикционный тормоз на катушку. О том, что такое фрикцион, какими качествами он обладает, для чего предназначается, должен знать каждый начинающий рыболов.
Зачем нужен фрикционный тормоз на катушке?
Фрикционные тормоза дают возможность регулировать леску под нагрузкой. Перед началом ловли их надо настраивать под тип снасти. Сейчас они установлены на всех безынерционных катушках.
Применения фрикционного тормоза имеет такие преимущества:
Разновидности
Катушки сейчас выпускаются разных конструкций и моделей. Фрикционный тормоз для всех моделей бывает только 2 видов: передний и задний.
Классификация
Передний фрикционный механизм находится на шпуле. Такую конструкцию покупают в основном для спиннинга. Передний фрикцион имеет такие достоинства:
После завершения рыболовного сезона засорившийся тормоз нужно тщательно очистить. Для очистки используют специальную рыболовную смазку.
Задний фрикционный узел находится в задней части катушки, за главным ее узлом. Заднее расположение фрикциона характерно для катушек матчевого рыбного лова. На спиннинг устанавливают редко, только на дешевых моделях китайского производства.
Достоинства катушки с задним фрикционом:
Недостатки: катушка становится тяжелее, что утяжеляет весь комплект снастей.
Задний фрикционный тормоз не обладает тонкой чувствительностью. Имеются в продаже такие конструкции катушек, в которых передний и задний тормоза объединены между собой. Это системы с бейтраннером. Бывают устройства, в которых совмещено заднее расположение главного и дополнительного тормозов. При этом механизм настраивается грубо, на максимальную нагрузку, а бейтраннер ослабляется. Таким образом, при рывках тяжелой рыбы, когда передний тормоз не срабатывает, задний фрикцион гасит рывки рыбы и не допускает разрыва лески.
Бейтраннеры применяют при такой ловле, когда можно оставить катушку с включенным тормозом и быть спокойным, что тяжелая рыба не утянет снасти в реку.
Лучшие марки фрикционных систем производятся японскими компаниями. Они постоянно выпускают инновационные модели и повышают качество изделий, усовершенствуя их конструкцию. Фрикционный тормоз сделает ловлю эффективной и быстрой, удилища, катушки для болонской удочки и другие снасти должны соответствовать типу тормозного узла.
Принцип работы
Как работает фрикцион, сможет понять любой рыбак, который имеет базовые знания по курсу школьной физики. Принцип работы тормоза: его настраивают вращением регулятора на какую-либо нагрузку. Когда во время лова нагрузка на фрикцион становится больше нормативного значения, то включается устройство.
Леска стравливается со шпули, пока сила рывка рыбы не угаснет. Если тормозной узел правильно отрегулирован, то рыбак сможет легко побороть сопротивление пойманной рыбы, вес которой больше разрывной нагрузки лески. Так при помощи фрикциона рыбаки смогут выловить рыбу весом 8 кг шнуром, прочность которого имеет номинальное значение на разрыв до 5 кг.
Зимние катушки с фрикционом изготавливают из особо прочных материалов. Катушка для зимней удочки переносит мороз, сильные перепады температуры. Переднее расположение механизма позволяет использовать тонкую леску. Шпуля из алюминия вмещает большой запас нити, ролик функционирует мягко и защищает шнур от деформаций. При ловле катушки для зимней рыбалки, оснащенные надежным фрикционным механизмом, никогда не подводят.
Настройка и регулировка
Перед началом работы необходимо отрегулировать фрикционный механизм. Рассмотрим, как настроить фрикцион. Это не позволит тяжелому улову слететь с крючка либо сломать удилище и шнур. Настройку выполняют около реки, когда рыболовные снасти уже собраны.
Тормозную систему нужно настроить так, чтобы леска стравливалась под нагрузкой не выше 80% наибольшего допустимого значения. Нормативный показатель зависит от разрывной нагрузки лески или технических характеристик спиннинга. Если узел слишком сильно зажат, это может вызвать разрыв шнура и поломку удилища.
Если фрикцион отрегулирован слабо, то нельзя будет нормально выполнить заброс, так как механизм при замахе будет проскальзывать. Натяжение тормозной системы регулируется при помощи основной шестерни. При вытягивании улова из воды фрикцион на катушке не позволяет подводить ее к берегу из-за сматывания шнура со шпули при рывках рыбы.
Передний и задний фрикционы: плюсы и минусы
Выясним, что установить — передний или задний фрикцион, что лучше подойдет к снастям при том или ином типе ловли. Передний фрикционный узел используют для ультралайта или спиннинга. Он обладает хорошей чувствительностью и востребован при ультралайтовой рыбалке. Задний узел при этом не сможет среагировать на тонкую настройку, легкую приманку и рывки мелкой рыбы.
У переднего тормозного узла тоже есть недостатки: его трудно регулировать в процессе вытягивания рыбы. При этом рукоятку заднего фрикциона повернуть намного легче.
Задний фрикцион менее чувствителен и поэтому используется в троллинговой, карповой или фридерной ловле. Для крупной рыбы и тяжелых удилищ не нужна повышенная чувствительность тормозной системы. Поэтому все виды рыбалки, при которых применяют шнуры толще 0,2 мм, позволяют использовать задний тормоз.
Как выбрать безынерционную катушку: обзор параметров катушек
На что стоит обращать внимание при выборе безынерционной катушки?
Рассмотрим представленные параметры более подробно.
Плавность хода катушки
Плавность является предельно важным параметром, так как плавность влияет на чувствительность, и на равномерность наматывания лески на шпулю. На плавность катушки влияет количество и качество внутренних подшипников, сбалансированность ротора, жесткость корпуса и прочие элементы механизма.
Плохо намотанная леска будет вызывать дерганность приманки, и также негативно влияет на дальность заброса приманки. Да и сам процесс выматывания будет не самым приятным при плохой плавности хода.
Стоит отметить, что использование слишком больших грузов при выматывании, может ускорить стирание внутренних деталей катушки, что ухудшит ее плавность.
Размер шпули
Размер шпули зависит от способа ловли и толщины лески. На катушках можно встретить некоторые значения 1000, 2000, 2500, 3000, 4000, 5000 и даже 12000. Число 1000 показывает, что шпуля вмещает в себя 100 метров лески толщиной 0.1 мм, а число 3000 способно вместить сто метров лески толщиной 0.3мм.
Размер и глубину шпули стоит подбирать в зависимости от длины и диаметра применяемой вами лески и от дальности заброса приманки.
Форма конуса шпули и глубина профиля
Глубокие шпули вмещают в себя большее количество лески, дальность заброса такими шпулями невысока, применяются для толстой плетенки или монофильной лески.
Неглубокие шпули Air Spool применяются, в основном, для тонких плетеных лесок. Обычно такие шпули имеют увеличенный диаметр.
Шпули Long Cast обычно применяются на карповых катушках. Длинная конусообразная форма шпули обеспечивает хорошую вместимость и дальний заброс.
Существуют также шпули с обратным конусом, которые применяются для спиннинговых катушек. Обратный конус исключает сброс петель и уменьшает риск запутывания лески.
Материал шпули
Шпуля может быть изготовлена или из пластмассы или из металла.
Пластмассовые шпули лучше обойти стороной, так как они быстро изнашиваются и обладают высоким трением. Плетенка на пластмассовых шпулях не применятся.
Металлические шпули создаются обычно из алюминия, более дорогие из титана или композитов. Есть также алюминиевые шпули с покрытием из нитрита титана, которые обладают очень гладкой поверхностью, износоустойчивостью и прочностью.
Катушки с алюминиевыми шпулями с твердым покрытием из титана стоят намного дороже обычных катушек.
Строение безынерционных катушек
Дужка и ролик лесоукладывателя
При откидывании дужки (при забросе) леска сходит со шпули, при закрытии дужки — сход лески останавливается. Дужка лесоукладывателя, ролик и шпуля должны быть гладкими и без заусенец.
Важно то, чтобы леска попадала прямо на специальный ролик и не зацеплялась при это ни за что.
Фрикцион
Элемент безынерционной катушки, который позволяет стравливать шнур или леску при выматывании рыбы для того, чтобы не порвать леску или губу рыбе. При сильных рывках нужно давать рыбе сматывать леску с катушки, так как рыба при этом устает и не может порвать леску. Фрикцион бывает задним, либо передним.
Для спиннинга обычно используются катушки с передним фрикционом.
Для фидера или карпфишинга используются катушки с задним фрикционом и с байтранером.
Передний фрикцион считается более чувствительным и более надежным и регулируется более тонко.
Безынерционные катушки для рыбалки (видео)
Рекомендуем также ознакомиться с ообзорами/отзывами о следующих катушках:
Daiwa Certate
Shimano Twin Power
Daiwa Luvias 12
Daiwa Freams
Daiwa Crossfire
Daiwa Exceller
Daiwa Legalis
Daiwa Laguna
Daiwa Crest
Daiwa Revros
Daiwa Sweepfire
Байтранер
Байтранером называют специальный механизм спуска лески или шнура. То есть, при отведении скобы байтранера шпуля катушки начинает стравливать леску, а при обратном нажатии на скобу шпуля перестает стравливать леску, что очень удобно.
Байтранер чаще всего используется в карповой и фидерной ловле.
Байтранер можно также использовать и как сигнализатор поклевки, так как рыба во время рывка будет тянуть леску с катушки, что будет сопровождаться характерный треском, который можно услышать метров за десять-двадцать.
Вес катушки
В большинстве случаев легкость катушки является преимуществом для рыболова, легкая катушка дает большее удобство и свободу действий, да и уставать с легкой катушкой вы будете меньше.
С другой стороны, экономия на материалах деталей катушки, которые должны быть из метала, увеличивает вес катушки. Поэтому стоит искать некий баланс и знать, что надежность и долговечность катушки все же важнее чем ее легкость.
Другими словами, чем безынерционная катушка тяжелее, тем она надежней, но не всегда. Самые современные катушки могут быть изготовлены из композитных материалов, которые и прочнее и легче алюминия, но стоят при они этом намного дороже.
Особо легкие катушки важны в ультралайте, когда сам спиннинг и приманки максимально легкие. Средний вес катушек для ультралайта составляет 200-260 грамм.
Алюминиевые корпуса безынерционных катушек меньше деформируются под нагрузками, что увеличивает их срок службы.
Нагрузка на катушку
Касательно нагрузки стоит отметить только то, что чем больше катушка тем больше ее внутренние детали, и как следствия, по идеи, она должна выдерживать большие нагрузки и иметь возможность установки больших шпуль. Вот почему карповые катушки делаются такими большими.
На нагрузку на фрикционный тормоз влияет еще и передаточное число безынерционной катушки. Чем число меньше, тем катушка более мощная тяговая.
Пример: катушка с передаточным числом 4:1 будет мощнее аналогичной катушки с числом 5.5:1.
Ручки катушки
Рукоятки бывают следующих видов:
Особых различий в ходе эксплуатации у видов крепления нет, но вот сама рукоятка должна быть удобной и надежной. Отдается предпочтение прорезиненным и без существенных люфтов рукояткам из метала или твердого пластика которые не прогибаются под нагрузкой.
при выборе безынерционной катушки обращайте внимание на люфты ручки, чем люфты меньше, тем лучше.
Подшипники безынерционной катушки
Тут стоит отметить, что чем их больше тем лучше, так как детали катушки будут обладать меньшим трением и соответственно будут более долговечными. Да и в целом катушка будет более плавной и приятной.
Подшипники катушек отличаются качеством и формой. Существуют шариковые и роликовые подшипники. Роликовые подшипники считаются более эффективными.
Вот основные параметры катушек на которые нужно обращать внимание. Сравнивая похожие катушки, стоит отдать предпочтение катушкам фирм Daiwa, Shimano и Ryobi так как они уже давно считаются одними из самых качественных и надежных.