Максимайзер vst что это
Динамическая обработка звука. Максимайзер (Maximizer).
Хотите чтобы ваш трек звучал так же ярко как коммерческие записи? Одним из таких чудесных приборов, позволяющим это сделать, является максимайзер. Он повышает уровень вашего микса до предельно возможного и не вносит в него существенных искажений. Рассмотрим этот прибор подробнее.
Максимайзер (максимизатор) — один из приборов динамической обработки звука, повышающий уровень сигнала при мастеринге. В основном этот прибор цифровой, т. к. такой параметр как Lookahead (взгляд в будущее) практически невозможно сделать в аналоговом устройстве. В отсутствие анализа сигнала заранее в аналоговых пиковых лимитерах происходит либо мгновенное время атаки (это влияет на излом амплитудной огибающей), либо пропуск некоторой перегрузки (клиппирование).
Принцип работы максимайзера близок к лимитеру, но отличается он тем, что его алгоритмы более индивидуальны и заточены чтобы обеспечить сохранность динамики, её увеличение с минимальными искажениями сигнала.
Параметры максимайзера очень схожи с лимитером (Threshold — порог срабатывания, Release — время восстановления, Ceiling — потолок). Подробнее об этих параметрах и их назначении можно прочитать вот в этой статье ( Лимитер ). Также часто имеются различные алгоритмы работы устройства.
Есть ещё одни важный параметр о котором следует сказать отдельно. Это Lookahead. Благодаря ему амплитудная огибающая (см. ниже) становиться плавной и без разрывов. А это возможно только в том случае, если у прибора есть возможность заранее проанализировать сигнал. Естественно это реализуется только за счет небольшой задержки (около 10 мс) выходного сигнала относительно входного. Но учитывая, что максимайзер используется в основном на этапе мастеринга и последними в цепи устройств это не создает проблем при работе с ним.
Советы по применению:
Человек так устроен, что громкая музыка кажется нам красивее, насыщеннее, качественней, чем тихая. Поэтому она больше нас привлекает. Хотя качество её может быть намного хуже по сравнению с тихой фонограммой. Следовательно, многие продюсеры для увеличения продаж повышают уровень фонограммы при мастеринге. Отсюда следует первый совет: максимайзер применяют на этапе мастеринга и последним в цепи обработок. После него используется только дизеринг (этому понятию мы посвятим отдельную статью). Почему так? Все другие обработки, если их поставить после максимайзера, могут существенно повлиять на изменение пиковых значений сигнала и привести к клиппированию, а также к недостаточному использованию динамического диапазона. Второй совет: после того как вы настроили желаемый уровень громкости фонограммы, могут быть два варианта. Вы можете слышать искажения. Тогда необходимо либо увеличить время восстановления, либо ослабить порог срабатывания. Если искажений нет, то нужно послушать и оценить нет ли эффекта проваливания громкости. Если есть, то можно, например, уменьшить Release. Третий совет: когда вам недостаточно громкости, до максимайзера используете компрессор, если всё равно мало то многополосный компрессор.
Негативные последствия максимайзера:
Вы наверно слышали такое понятия, когда говорят что фонограмма «пережата». Дело в том, что увеличение громкости максимайзером сокращает динамику аудиозаписи, особенно это заметно на профессиональных акустических системах. С одной стороны, конечно, пережатая фонограмма звучит ярко и вроде лучше, но это только потому, что она громче. Если слушать такую фонограмма продолжительное время, она вам быстро надоест. А вот менее обработанная запись, но имеющая «микродинамику» будет выделять её в лучшую сторону, так как у неё будет своё «дыхание».
В современной музыкальной индустрии, конечно, до сих пор ещё происходит гонка за громкостью, но не превращайте трек в «сосиску», пускай у него будет своя динамика и он не будет звучать плоско.
Всем удачи в своих проектах.
Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.
Максимайзер
Подавляющее большинство максимайзеров это цифровые приборы. В аналоге практически невозможно сделать «заглядывание вперед», и поэтому аналоговые пиковые лимитеры используют либо мгновенное время атаки (что приводит к изломам амплитудной огибающей), либо пропускают некоторую перегрузку вызывая клиппирование. Цифровые максимайзеры способны «заглядывать вперед» и заранее реагировать на атаку, за миллисекунды до наступления пика.
Параметры у максимайзера могут быть как у обычного компрессора или лимитера Threshold, Attack, Release, Ceiling. Но чаще всего в максимайзере всего несколько параметров, а именно выбор алгоритма работы, сила усиления, время восстановления и Ceiling. Но бывают приборы и с очень большим количеством параметров не присущих обычному компрессору или лимитеру.
Главная цель максимайзера, чтобы амплитудная огибающая была плавной, без разрывов и изломов, поэтому в максимайзерах используется функция look-ahead (взгляд в будущее), она реализуется с помощью небольшой задержки выходного сигнала относительно входного. Поскольку максимайзеры обычно применяются в процессе мастеринга последними в цепи устройств, это не создаёт проблем. Чаще всего задержки, вносимые максимайзерами невелики, до 10 мс, но бывают и исключения.
Использование [ править ]
Негативные последствия [ править ]
Увеличение громкости приводит к тому, что аудиозапись теряет свою динамику, это очень заметно на качественной акустической системе, если сравнить две версии одной и той же фонограммы одна из которых будет сильно максимзированна. При одинаковом уровне данных фонограмм максимизированная будут звучать ярче и как будто качественнее, но данная ситуация будет наблюдаться только потому что она громче. Если же громкость этой фонограммы уменьшить до уровня не максимизированной простым опусканием фейдера громкости, то не обработанная фонограмма в сравнении с обработанной будет звучать также ярко, но будет иметь куда большую динамику, что будет заметно ее выделять в лучшую сторону в сравнении с максимизированной.
Незначительная максимизация не повредит композиции. Но в современной музыкальной индустрии максимизация и гонка за громкостью в некоторых случаях доходит до того, что музыка теряет всю динамику и звучит очень «плоско».
Разрывы и изломы амплитудной огибающей это обычное явление для подавляющего большинства максимайзеров. Они приводят к аналогичным разрывам и изломам в форме волны выходного звука, это означает, что спектр возникающих интермодуляционных искажений становится широким, охватывающим все частоты. При этом слышимость искажений многократно возрастает. При гладкой амплитудной огибающей интермодуляционные искажения обычно группируются вокруг пиков в спектре сигнала, где они с большой вероятностью будут психоакустически замаскированы этими пиками. При наличии же изломов и разрывов амплитудной огибающей спектр искажений расширяется и может выйти за порог маскировки. Искажения становятся слышны как треск.
Максимайзер vst что это
Рис. 1. Фонограмма до динамической обработки и после. Уменьшение пик-фактора. Клиппинга здесь нет, и звук вполне приемлем для радио
Основными устройствами для работы с уровнями фонограммы являются устройства динамической обработки. Принцип действия этих устройств заключается в анализе уровня входящего в них аудио-сигнала и изменении этого уровня по некоторому закону. Основными параметрами устройств динамической обработки являются передаточная характеристика и время атаки/восстановления.
Перелом в передаточной характеристике называется точкой пеергиба (knee). Входной уровень, соответствующий колену, называется порогом (threshold). Угол наклона передаточной характеристики выше порога определяет степень сжатия (ratio, степень компрессии). Степень сжатия 2:1 означает, что при увеличении входного уровня на 2 дБ выше порога выходной уровень вырастет лишь на 1 дБ. Если степень сжатия равна единице, то уровень звука при прохождении через прибор не изменится. Если она стремится к бесконечности, то устройство будет ограничивать амплитуду выходного звука значением порога. Такие устройства называются лимитерами, они ограничивают динамический диапазон. Если же степень сжатия меньше единицы, например 1:1.5, то это значит, что когда входной уровень превышает порог, устройство будет повышать выходной уровень по сравнению с входным. Такие устройства называются экспандерами, они расширяют динамический диапазон. Существуют и другие типы устройств динамической обработки: гейты, дакеры, левелеры и пр., со своими специфическими передаточными характеристиками и параметрами работы.
Иногда передаточная характеристика сглаживается, чтобы в ней не было острых углов (рис. 3). Этот режим называется soft knee или soft threshold (мягкий порог). Компрессор с мягким порогом начинает немного уменьшать уровень сигнала еще до достижения им величины порога.
Рис. 3. Мягкий порог
Работу устройства динамической обработки можно описать следующей схемой. Устройство следит за входным уровнем и в соответствии с ним регулирует выходной уровень, т.е. применяет к входному сигналу некоторую амплитудную огибающую (коэффициент усиления), меняющуюся со временем. Для хорошего звучания результирующего сигнала нужно соблюсти несколько условий. Самое главное из них таково: амплитудная огибающая должна быть гладкой, без разрывов и, по возможности, без изломов. Действительно, если амплитудная огибающая имеет разрывы, то выходной звук тоже будет иметь разрывы в форме волны, слышимые как щелчки и треск. Изломы в амплитудной огибающей также будут приводить к искажениям выходного сигнала.
Для сглаживания амплитудной огибающей в устройствах динамической обработки имеются два параметра: время атаки (attack, время срабатывания) и время восстановления (release). Они определяют скорость реакции устройства на изменения входного уровня. Время атаки показывает, за какое время устройство реагирует на превышение порога (атаку), а время восстановления показывает, за какое время устройство реагирует на возвращение входного уровня обратно под порог.
Рис. 4. Звук до и после обработки компрессором
Определения времени атаки и восстановления могут различаться у разных производителей. В некоторых устройствах под временем восстановления понимается не полное время возвращения коэффициента усиления, а время его возвращения, скажем, до половины обратного пути. Часто коэффициент усиления возвращается к исходному значению по экспоненте, и в этом случае лишь второе определение имеет смысл. В некоторых устройствах время атаки задается скоростью изменения коэффициента усиления (дБ/сек) или, наоборот, временем изменения коэффициента усиления на 6 дБ.
Пиковая мощность превышает RMS, и это нужно учитывать при настройке прибора. Также ясно, что вычисление RMS-мощности требует некоторого временного интервала для интегрирования мощности, и поэтому время реакции устройства на изменения входного уровня не может быть намного меньше, чем это время интегрирования. Другими словами, RMS-компрессор может пропустить кратковременные пики сигнала, практически не успев снизить коэффициента передачи.
С помощью side-chain можно достигнуть некоторых интересных эффектов. Если на side-chain подать тот же сигнал, что и на основной вход, то устройство будет вести себя как обычно, без side-chain. Если же на side-chain подать другой сигнал, то устройство будет обрабатывать основной сигнал, руководствуясь амплитудным профилем управляющего сигнала. Например, если на side-chain подать сигнал, пропущенный через эквалайзер с частотной характеристикой, обратной кривым Флетчера-Мэнсона (кривые равной громкости слуха), то амплитуда управляющего сигнала будет более правильно отражать реальную громкость основного сигнала. И устройство динамической обработки будет при обработке основного сигнала руководствоваться реальной громкостью исходного сигнала, а не его амплитудой. С помощью такого приема можно более правдоподобно выравнивать громкость вместо амплитуды.
Подчеркнем, что сигнал, подаваемый на side-chain, никак не влияет на тембр (частотный баланс) основного обрабатываемого сигнала. Он только управляет амплитудной огибающей.
При работе со стерео-записями процессоры динамической обработки обычно действуют в режиме linked channels, т.е. применяют одинаковые амплитудные огибающие к левому и правому каналам. В противном случае нарушается стереопанорама.
В заключение общей части о динамической обработке отметим, что хотя с помощью компрессоров были созданы лучшие записи мировой звукорежиссуры, неосторожное обращение с компрессором способно безвозвратно испортить хорошую запись. Ошибочно считать, что действие компрессора можно отменить экспандером. Если динамика потеряна, то расширять уже нечего. Кроме того, и компрессоры, и экспандеры обладают некоторой инерционностью, что делает невозможным точное восстановление динамики.
Очевидно, что для дальнейшего повышения уровня фонограммы можно применять динамическую обработку. Если пропустить фонограмму через компрессор или лимитер, то пиковые значения фонограммы уменьшатся и можно будет еще поднять общий уровень без возникновения перегрузки.
Что же использовать для повышения громкости: компрессор или лимитер? Известный инженер мастеринга Боб Кац рекомендует использовать компрессор, когда требуется изменение характера звука, заметное на слух уменьшение его динамики. Лимитеры же используют, когда нежелательно вносить какие-либо изменения в звук, за исключением громкости.
Чем ниже устанавливается порог срабатывания, тем сильнее лимитер ограничивает динамический диапазон и тем сильнее можно будет поднять громкость после лимитера. Таким образом, более низкие значения порога приводят к более громкому звучанию на выходе прибора.
Следует помнить, что задержка, вносимая лимитером, может быть нежелательной в некоторых ситуациях. Например, если в разрыв линейки пульта вставить лимитер, то эта линейка будет задержана по времени относительно других, что может привести к искажению тембра при микшировании линеек. К счастью, максимайзеры обычно применяются к уже готовому миксу в процессе мастеринга, и в этом случае задержка роли не играет. Если же максимайзер, работающий в реальном времени, не вносит задержки в сигнал, то это значит, что он либо допускает превышения порога, либо его амплитудная огибающая изломанная. Третьего не дано.
О задержке следует помнить также, когда требуется синхронизация каналов в программах, обрабатывающих звук в реальном времени. Если же обработка осуществляется не в реальном времени, то программа, выполняющая обработку (host-приложение), чаще всего может скомпенсировать задержку, т.е. «выровнять» выходной сигнал максимайзера по времени. Обычно задержки, вносимые максимайзерами, невелики, до 10 мс, но бывают и исключения.
Когда сигнал умножается на амплитудную огибающую, в спектре сигнала могут появляться дополнительные гармоники. Чем меньше время атаки и восстановления максимайзера, тем громче получается результирующий звук, но тем более изломанной получается амплитудная огибающая и тем больше возникает интермодуляционных искажений.
При малом времени атаки и восстановления интермодуляционные искажения становятся особенно заметны, когда в сигнале присутствуют басовые тона большой амплитуды с периодом, большим или равным времени атаки/восстановления. Это можно продемонстрировать на тестовых сигналах, являющихся суммами синусоид с различными частотами (стандартный тест интермодуляционных искажений, рис. 6).
Рис. 6. Интермодуляционные искажения, возникающие при пропускании двух гармоник через максимайзеры. На верхнем рисунке агрессивность максимайзеров выше
При большом времени атаки и восстановления начинает проявляться эффект «проваливания громкости» (pumping). Провалы громкости возникают вокруг кратковременных пиков в сигнале (рис. 5). Вокруг каждого из таких пиков амплитудная огибающая имеет форму широкой ямы, проваливая по громкости весь сигнал. На слух это воспринимается как выпадение, дрожание громкости.
Существует способ автоматического адаптивного управления агрессивностью максимайзера на основании анализа входного сигнала. Действительно, если в фонограмме присутствуют резкие пики, то желательно установить более высокую агрессивность, чтобы не возникло эффекта проваливания громкости. Интермодуляционных искажений в данном случае не возникнет, т.к. если пики единичны, то в амплитудной огибающей не будет существенных периодичностей, приводящих к интермодуляционным искажениям. Кроме того, наше ухо обладает свойством пониженной чувствительности к кратковременным, до 6 мс, искажениям. Таким образом, максимайзер будет «быстро реагировать» на единичные пики, сразу возвращаясь к единичному коэффициенту усиления.
Если же на вход поступает периодический сигнал, с постоянными, периодически следующими превышениями порога, то желательно понизить агрессивность максимайзера (т.е. увеличить время атаки/восстановления), чтобы не возникло интермодуляционных искажений.
Если осуществлять такое регулирование адаптивно, постоянно подстраиваясь под входной сигнал, то это позволит заметно повысить среднюю агрессивность максимайзера (т.е. громкость выходного сигнала), без увеличения искажений.
Рис. 7. Аналоговые и цифровые пиковые уровни могут не совпадать
Оказывается, возможно осуществить лимитирование в цифровом формате так, чтобы в восстановленной аналоговой волне также не содержалось превышений порога. Для этого достаточно с помощью передискретизации алгоритмически восстановить аналоговую волну и провести детектирование пиков не по цифровым отсчетам, а по аналоговой волне. Дальнейшее лимитирование цифровой волны осуществляется как обычно, но с использованием новой, «аналоговой» информации о пиках сигнала.
Для иллюстрации этих искажений проведем следующий простой эксперимент. Возьмем любую аудиозапись и отфильтруем в ней все частоты выше 3 кГц. После этого пропустим запись через максимайзер. Установим порог так, чтобы лимитер не бездействовал, и будем слушать результат. Если мы выбрали максимайзер с разрывами или изломами амплитудной огибающей, то в записи будет слышен заметный треск (рис. 8).
Зачем мы отфильтровали все выше 3 кГц? Чтобы треск стал заметнее. Если бы мы не отфильтровывали ВЧ, то треск был бы тот же самый, только он бы несколько маскировался высокими частотами исходного звука.
Максимайзер должен быть последним звеном в цепи мастеринга. После него осуществляется только снижение разрядности аудио (часто оно совмещено с максимизацией). Все остальные обработки и преобразования звука, в том числе преобразование частоты дискретизации, должны выполняться до максимизации уровня, поскольку они могут изменить пиковые значения звуковой волны и привести к клиппированию или неполному использованию динамического диапазона.
Сравним некоторые популярные максимайзеры по таким критериям:
No clipping | Full range | Look ahead | Continuous env. | Smooth Env. | ARC | Adjustable ARC | Analog detection | |
Steinberg PeakMaster | + | — | ? | — | — | — | — | — |
Steinberg BuzMaxi 3 | — | ? | + | + | — | — | — | — |
TC Native L | + | + | — | — | — | — | — | — |
Anwida L1V | + | + | + | — | — | — | — | — |
Digidesign Maxim | + | + | + | — | — | — | — | — |
iZotope Ozone 2 | + | + | + | — | — | — | — | — |
DSP-FX Optimizer | + | +/- | + | + | — | — | — | — |
Kjaerhus Classic | + | +/- | + | + | — | — | — | — |
Crysonic SpectraPhy 1.0 | + | — | + | + | — | -/+ | — | — |
4Front XLimiter | + | + | + | + | — | — | — | — |
DB Mastering Limiter | + | + | + | + | — | — | — | — |
GVST GMax | + | + | + | + | — | — | — | — |
Logic Limiter | + | + | + | + | — | — | — | — |
Cubase SX Dynamics | + | + | + | + | — | — | — | — |
Nuendo Limiter | + | + | + | + | — | — | — | — |
CEP Hard Limiting | + | + | + | + | — | — | — | — |
SF Graphic Dynamics | + | + | + | + | — | — | — | — |
Kjaerhus GPP-1 | + | + | + | +/- | — | -/+ | — | — |
Wave Arts FinalPlug | + | + | + | + | + | — | — | — |
G. Yohng’s W1 Limiter | + | + | + | + | + | — | — | — |
Waves L1+ | + | + | + | + | + | — | — | + |
Voxengo Elephant HQ | +/- | -/+ | + | + | — | + | — | — |
Waves L2 | + | + | + | + | + | + | — | — |
PSP Xenon | + | + | + | + | — | + | + | -/+ |
Voxengo Elephant 2.0 | + | +/- | + | + | + | + | + | — |
iZotope Ozone 3 | + | + | + | + | + | + | + | + |
Наилучшее качество демонстрируют максимайзеры, имеющие технологию автоматического контроля времени восстановления. Максимайзер Waves L2 фактически стал промышленным стандартом для высококачественной обработки. Он сочетает технологию ARC со сглаживанием амплитудной огибающей. Недостатки L2 в том, что из него почему-то была исключена функция детектирования «аналоговых» пиков, хотя эта возможность присутствовала в Waves L1+, и в режиме ARC у него нет возможности регулирования агрессивности. Агрессивность L2 достаточно высока (и звучит он действительно громко), и при заметных уровнях ограничения начинают проявляться интермодуляционные искажения. Избавиться от них можно только отказавшись от режима ARC и вручную установив высокое время восстановления.
В новой версии плагина Elephant 2.0 введен новый режим EL-2 со сглаживанием амплитудной огибающей и настраиваемой агрессивностью в режиме ARC. Недостатком этого режима является то, что иногда в нем лимитер не полностью использует динамический даиапазон (лимитирует ниже уровня 0 дБ FS).
Максимайзер Intelligent Maximizer из iZotope Ozone 3 сочетает в себе режим ARC с регулируемой агрессивностью, сглаживание амплитудной огибающей и возможность детектирования «аналоговых» пиков. Этот максимайзер обладает наилучшим звучанием, и его можно рассматривать как расширение Waves L2 в сторону настраиваемой агрессивности и детектирования аналоговых пиков.
* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля