Мальчик с коньками чему учит
Яковлев «Мальчик с коньками» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Автор: Яковлев Юрий Яковлевич.
Краткое содержание для читательского дневника
1) Мальчик был одет очень бедно, зато в его руках красовались новые дорогие коньки.
2) Неизвестный мужчина попросил помочь.
3) Ему стало плохо, а мальчик отвёл его домой, даже в аптеку сбегал.
4) Мужчина по фамилии Бахтюков оказался в больнице.
5) Мальчик его навестил.
6) Медсестра отдала осколок, который в больнице достали из груди военного.
Читайте по теме:
Главные герои
1) Мальчика можно назвать ответственным ребенком. Он не побоялся помочь человеку, которого не знал. Это говорит о хорошем воспитании ребёнка.
2) Бахтюков военный, который прошёл войну. Он ценит мальчика. Бахтюков верит в добро людей. С помощью образа военного можно понять характер мальчика, который помог Бахтюкову.
3) Медсестра добрая, умеет найти подход к ребёнку. Она чувствует ситуацию: когда сказать, а когда лучше промолчать.
Главная мысль
Беда может быть у каждого человека. Важна поддержка людей.
Чему учит
«Мальчик с коньками» учит тому, что людям стоит помогать. Проходить мимо беды другого человека нельзя.
Отзыв
Мне понравился рассказ тем, что в нём запоминающиеся персонажи. Мальчик очень добрый, а Бахтюков мне показался сначала суровым мужчиной. Но к концу рассказа я понял: Бахтюков мужественный человек. Автор специально сразу не показал истинное смелое и доброе сердце военного, чтобы для читателей его образ оставался загадкой.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.
Изучение рассказа «Мальчик с коньками»Ю. Я. Яковлева на уроке литературы в 5 классе
Смагина В.Ю., ЛПИ-филиал СФУ,
Руководитель: Зырянова О.Н.,
доцент кафедры филологии и языковой коммуникации
Изучение рассказа «Мальчик с коньками»Ю. Я. Яковлева на уроке литературы в 5 классе
Предлагаю разработку урока по рассказу рассказа «Мальчик с коньками»Ю. Я. Яковлева
Тема: «Добрые дела красят человека» (по рассказу Ю.Я.Яковлева «Мальчик с коньками»).
Цель: продолжить знакомство с творчеством Ю. Яковлева, раскрыть идею рассказа.
Образовательная: показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы (тема, идея, жанр, деталь, портрет).
Развивающая: учить выражать собственное мнение, совершенствовать умение читать произведение по ролям, пересказывать текст от лица героя, продолжить работу по формированию творческих способностей учащихся.
Воспитательная: воспитание чувства прекрасного и нравственных качеств; показать красоту человеческих отношений, важность и необходимость помощи друг другу.
Эпиграф. «Нет ничего выше и прекраснее, чем помогать многим людям». Л. Бетховен
Милосердный – проявляющий милосердие.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.
Проверка домашнего задания.
– Дома вам нужно было составить подробный пересказ от лица мальчика «Встреча с Бахтюковым».
Беседа по вопросам.
– Сегодня мы с вами попытаемся услышать нравственное звучание рассказа «Мальчик с коньками», основанное на таких понятиях, как добро, милосердие, правда, честь…..
Работа по фрагменту художественного фильма «Мальчик с коньками»(«Мальчик в комнате»)
– Солдату плохо, и мальчик в поисках рецепта пошел в другую комнату, и здесь он прикоснулся к множеству мужских вещей. Дома у него таких не было. Как вы думаете, почему? (У него нет отца.)
– Что узнал мальчик о незнакомце? (Бахтюков был старшиной, получил орден Красного Знамени – один из высших орденов СССР, был учреждён для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество)
– Еще деталь: тетрадь Бахтюкова Сергея, ученика 6 класса. Прочитайте со слов «Потом его взгляд скользнул по тетрадкам».
– Почему наш герой проникается неприязнью к Сергею, ведь он его совсем не знает? (Он уехал в город Сапожок отдыхать с матерью, а отца, больного, оставил. Мальчик проникается неприязнью к Бахтюхову Сергею. Пусть он там отдыхает в своем Сапожке под Рязанью! А у мальчика здесь в родном городе, дел полно! Вот он снова мчится по городу. И уже, кажется, не одежда только ему мала. « с тревогой, неожиданно обрушившейся на его плечи, он не вмещался в родной город»)
– Уже с лекарством мальчик возвращается к Бахтюкову. Он смотрит на спящего бойца почти с любовью. Прошло очень мало времени, а какие разные чувства сменили одно другое в отзывчивой душе мальчика! Согласишься с автором, как бы невзначай бросившим: « Встречаются мужчины, рядом с которыми любой мальчишка чувствует себя сыном»
– Какие чувства вспыхивают в душе мальчика? (Ему трудно разобраться в том, что возникло и когда в его взметнувшейся душе. Однако преобладает одно: «Человек может умереть, нужна скорая помощь»).
– Чтение эпизода «Девочки у телефона автомата…»
Найдите эпитеты, характеризующие мальчика. (« Глаза стали злыми и колючими»)
Чтение по ролям эпизода « Звонок в «скорую»
– Мальчик звонит по 03, не зная адреса больного, и бранит себя за недогадливость, захлебываясь злыми слезами.
– Что предпринял мальчик после того, как ему не удалось по телефону вызвать «скорую помощь»? (Преграждает путь мчащейся машине « скорой помощи»)
– Какие качества характера проявились в этом поступке героя? (Храбрость, смелость, находчивость)
– Бахтюкова санитары несут на носилках. Что в это время испытывает наш герой? (Если бы он мог, он сделал бы это один. И сделал бы хорошо. А санитары так трясут Бахтюкова……Человек- большой, хороший, близкий человек в опасности)
– По просьбе Бахтюкова мальчик отправил телеграмму. Вспомните текст телеграммы. Как она характеризует Бахтюкова? (Заболел. Ложусь в больницу, квартиру запер, отдыхайте. Отец.)
– Какое художественно-изобразительное средство использует автор? (Развернутую метафору)
– Дайте определение, что такое метафора? (Метафора-это слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении.
Развернутую метафору. « Сердитые зеленые огоньки зажглись в глазах мальчика»
Давайте посмотрим как передает этот фрагмент режиссер. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА («Мальчик в больнице»).
– Прочитайте, как передано душевное состояние мальчика после того, как он узнал, что старшина Бахтюхов поправится, о чем теперь думает мальчик, идя по городу?
(Чтение со слов «По городу идёт мальчик с коньками под мышкой»)
– Самостоятельная работа. Как вы считаете, почему у героя рассказа нет имени? Может быть потому что судьба мальчика – типичная для того поколения, в послевоенное время)
– Назовите жанр произведения?( рассказ)
– Какую задачу ставил перед собой автор? (Нельзя судить о человеке по внешности, нужно судить по его делам, поступкам)
– Какова идея рассказа? (Мальчик спас взрослому человеку жизнь, находился рядом с ним, не оставил в беде, сердце мальчика чуткое, доброе, совестливое. Мы увидели в нем то, что вызывает уважение окружающих, и за которые можно уважать себя. Герой рассказа не попал на каток, не состоялась встреча, о которой он так мечтал. Наш герой обрел верного друга и советчика, встретил и помог человеку, рядом с которым « чувствует себя сыном».
– Вы, ребята, должны понять, что в окружающей нас действительности не все спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушным к чужой боли, а наоборот сказать «нет» боли, унижениям, страданиям.
– В конце урока я хочу, чтобы вы посмотрели музыкальный клип песни «О той весне». Подумайте, как она перекликается с рассказом Ю. Яковлева?
Вывод. Автор утверждает мысль о том, что несмотря на то, что война прошла и мальчик не был на той войне, но ее отголоски и в его жизни, его отец, может быть, погиб на фронте. Война и сейчас не лдолжна забываться, так как память наша – это дань уважения тем, кто погиб за нашу с вами мирную жизнь.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Яковлева «Мальчик с коньками»
Главный герой рассказа Юрия Яковлева «Мальчик с коньками» во время весенних школьных каникул отправился на каток. Неподалеку от катка он встретил человека, которому стало плохо. Мальчик помог этому человеку дойти до его дома. В руках у мальчика были коньки, и ему не терпелось вернуться на каток. Но человек не мог идти быстро. По дороге мужчина рассказал, что от войны в его теле остался осколок, который сейчас начал двигаться и вызвал ухудшение состояния.
Оказавшись дома, человек спросил у мальчика, спешит ли он? Мальчик, хоть и торопился на каток, решил не уходить, и сказал, что подождет, когда кто-то из родственников фронтовика не придет домой. Но оказалось, что его жена и сын уехали в другой город погостить у бабушки, и никто не придет.
Потом мальчик сбегал в аптеку и принес лекарство. Но пока он ходил, человеку стало хуже. Тогда мальчик решил позвонить в скорую помощь. Он добежал до телефона-автомата и позвонил в скорую, но во время разговора понял, что не знает адреса фронтовика. Фамилию этого человека он прочитал в рецепте, а вот на адрес не обратил внимания.
Вдруг мальчик услышал, как на улице завывает сирена машины скорой помощи. Он выбежал на проезжую часть и остановил эту машину. Водитель стал его ругать, но, узнав про фронтовика, которому стало плохо, подвел мальчика к врачу. Врач принял решение ехать к фронтовику.
Мальчик довел врача и санитаров до квартиры фронтовика по фамилии Бахтюков. Осмотрев больного, врач решил отвезти его в больницу. Бахтюков попросил мальчика отправить телеграмму его родным. Он написал текст телеграммы на клочке бумаги, после чего санитары понесли носилки с больным в машину.
Мальчик сходил на почту и отправил телеграмму. Ему пришлось самому заполнять бланк, и он понял из текста, что фронтовик не хочет беспокоить свою семью. Он написал, что ложится в больницу и советует им отдыхать дальше.
Мальчик почему-то подумал, что жена и сын фронтовика не поедут к нему, и тогда он решил сходить в больницу. В приемном покое дежурный врач принял его за сына фронтовика и велел подождать. Он куда-то позвонил и сказал мальчику, что Бахтюкова сейчас оперируют.
Мальчик долго ждал окончания операции и во время ожидания представлял себе, как Бахтюков был на войне и как он получил свое тяжелое ранение. А потом вышла медсестра и сказала, что операция была тяжелой, но все прошло хорошо и фронтовик поправится. А еще она отдала мальчику осколок, который хирурги извлекли из тела Бахтюкова. Медсестра сказала, что осколок нашелся почти у самого сердца.
Уже стемнело, когда мальчик снова оказался на улице. Он шел по городу, сжимая в руке осколок с острыми краями. Мальчик думал о том, что на месте сына фронтовика он обязательно бы все бросил и приехал к такому отцу и всегда был бы с ним рядом.
Незаметно для себя мальчик оказался возле катка. Людей на катке не было и на воротах висело объявление о том, что каток закрыт по причине теплой погоды. Но настроение у мальчика от этого не испортилось. Он неожиданно понял, что человек, которому он сегодня помог, будет жить и поправится, когда на деревьях появятся листья. А лужи на улицах означали, что скоро наступит весна. И мальчик в хорошем настроении отправился домой.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Яковлева «Мальчик с коньками» заключается в том, что люди должны быть внимательны друг к другу. Мальчик, идущий на каток, обратил внимание на необычное поведение человека на улице. Поначалу он решил, что человек не трезв, и хотел пройти мимо. Но потом мальчик понял, что этому человеку стало плохо, и он помог ему добраться до дома.
Рассказ Яковлева «Мальчик с коньками» учит не оставлять без присмотра тяжело больных людей. Мальчик, хоть и торопился на каток, решил остаться с фронтовиком, которому стало плохо на улице. Он сходил в аптеку за лекарством для больного, а потом привел к нему врача скорой помощи.
В рассказе мне понравился главный герой, который спас жизнь человеку, получившему на фронте тяжелое ранение. Мальчик не только привел врача в дом фронтовика, но и пришел к нему в больницу, чтобы узнать о самочувствии этого человека и поддержать его. Мальчик дождался конца операции и рад был узнать, что фронтовик обязательно поправится.
Какие пословицы подходят к рассказу Яковлева «Мальчик с коньками»?
Всякому своя рана больна.
Кто скоро помог,тот дважды помог.
Плечо друга в нужный момент может заставить жить заново.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева «Мальчик с коньками»
Д ля урока внеклассного чтения рассказ Юрия Яковлева «Мальчик с коньками» выбран по следующим соображениям.
Во-первых, небольшой по объёму рассказ позволяет за один урок детально разобрать его содержание и учить приёмам анализа художественного произведения.
Во-вторых, учащиеся могут выполнить разнообразные виды работ (выразительное чтение, подробный и сжатый пересказы, создание пусть ещё небольшого, но собственного словесного текста, составление плана характеристики героя).
В-третьих, в рассказе затрагиваются события Великой Отечественной войны, о которых нельзя забывать; раскрывается частичка жизни человека, побывавшего на фронте.
Литература учит. Учит и помогает стать Человеком. Поэтому главная цель настоящего урока — воспитание чувства прекрасного и нравственных качеств; важно показать красоту человеческих отношений, важность и необходимость помощи друг другу.
Этот рассказ дети охотно читают, что помогает вызвать творческую и эмоциональную активность учащихся, усилить их интерес к чтению книг.
Оборудование урока. Иллюстрации школьников к понравившемуся эпизоду рассказа. Записанные на доске эпиграфы к уроку.
“Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик” (И.-В. Гёте).
“Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям” (Л.Бетховен).
1. Вступительное слово учителя
Юрий Яковлевич Яковлев родился в 1922 году в Петрограде — так тогда назывался Санкт-Петербург. Рано увлёкся литературой. С 1940 года служил в армии; зенитчиком прошёл всю Великую Отечественную войну. Став взрослым, писал стихи для детей, рассказы и повести о войне.
Герои книг Юрия Яковлева — ваши ровесники. Они живут интересной жизнью и, хотя не похожи друг на друга, остаются верными в дружбе и совершают поступки, за которые их любят и уважают.
2. Вопросы для беседы
— Назовите действующих лиц рассказа.
(Мальчик, старшина Бахтюков, его мама, врач, шофёр “скорой помощи”, две девочки, звонившие из телефона-автомата.)
— Что в начале рассказа вы узнали о мальчике? Составьте его словесный портрет, включите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор.
(Эпитеты: “он нескладный, неустойчивый”, “глаза задиристые”, “дерзкий взгляд”, “независимая походка”.)
— Какие впечатления у вас вызвала внешность мальчика?
(Его взгляд и походка “выдают в мальчике непоседу и драчуна”, “шапка сидит на одном ухе”, “шнурок волочится по тротуару”. Но “аккуратные, ухоженные конёчки” у мальчика в полном порядке.)
— Какое обстоятельство помешало мальчику попасть на каток?
(Подробный пересказ встречи мальчика с Бахтюковым. Каким был незнакомец? Что о нём подумал мальчик?)
— Почему мальчик не прошёл мимо незнакомца? Какой эпизод из своей жизни вспомнил мальчик?
— Какие качества характера проявил мальчик, не оставив в беде незнакомца?
(Доброта, чуткость, отзывчивость.)
— Что узнал мальчик о незнакомце? Почему он “сжал кулак и погрозил тетрадке”?
(Сжатый пересказ отрывка «Мальчик в доме незнакомца». Важно разобраться в отношении мальчика к Сергею Бахтюкову.)
— Правильно ли вёл себя мальчик у телефона-автомата? Чем вызвано его поведение? Найдите эпитеты, характеризующие мальчика.
(“Глаза стали злыми и колючими”.)
— Что предпринял мальчик после того, как ему не удалось по телефону вызвать “скорую помощь”? Какие качества проявились в этом поступке героя?
(Находчивость, смелость, храбрость.)
— С какой целью мальчик пошёл в больницу?
(Навестить Бахтюкова. Мальчику очень хотелось, чтобы этот взрослый человек не чувствовал себя одиноким, зная, что родные Бахтюкова не приедут.)
— В каком эпизоде автор раскрывает нам умение юного героя сопереживать другому человеку? Найдите в этом отрывке слова, подтверждающие ваш ответ.
(Условно назовём этот эпизод «Бой с фашистами»; “сердце стучит”, “для него нет сейчас ни катка, ни города, ни дома”, “раненый боец командует мыслями мальчика”.)
— Опишите душевное состояние мальчика после того, как он узнал, что старшина Бахтюков поправится.
— Почему у героя рассказа нет имени?
(Герою рассказа не дано имени, так как автор считает, что любой школьник поступит на месте мальчика точно так же.)
3. Коллективное составление и обсуждение плана характеристики героя с записью на доске предложенных учащимися верных вариантов, из которых дети составляют свой план в тетради.
4. Составление учащимися устного высказывания (обобщение и вывод).
Ответьте устно на вопросы
— О чём рассказал нам автор (тема рассказа)?
— Какую мысль автор доносит до читателя (идея рассказа)?
Мальчик спас взрослому человеку жизнь, находился рядом, не оставил в беде. Сердце мальчика чуткое, доброе, совестливое. Мы увидели в нём те душевные свойства, которые вызывают уважение окружающих и за которые можно уважать себя.
Герой рассказа обрёл умного, верного друга и советчика, встретил и помог человеку, рядом с которым “чувствует себя сыном”. Вспомним пословицу: “Не богатство — друг, а друг — богатство”.
Нельзя судить человека по внешности, нужно судить о людях по их делам, поступкам, заслугам. Некрасивыми могут быть чувства, поступки людей; они и становятся причиной, по которой люди теряют свою привлекательность, уважение со стороны других людей.
Обратимся к эпиграфам, поможем учащимся включить их в своё высказывание.
5. Наедине с собой вспомните: какую помощь оказали вы кому-то из близких, знакомых и совсем незнакомых людей?
Вспомните: случалось ли вам помочь кому-то из близких, знакомых и совсем незнакомых людей?
Краткое содержание Яковлев Мальчик с коньками для читательского дневника
В один из солнечных зимних дней мальчик торопится на каток. Одежда у него старая и мала, но коньки дорогие. Катание на коньках было его страстным увлечением. Он испытывал большую радость, катаясь на коньках.
Мальчик проживает с мамой в коммунальной квартире, отца у него нет. В день, когда он спешил на каток, встретил в переулке мужчину, который попросил ему помочь и довести его до дома. Мальчик откладывает свои дела и помогает человеку, которого видит первый раз в жизни.
Мужчина, которому на улице стало плохо, оказался бывшим военным. У него в груди зашевелился застрявший от снаряда осколок. Мужчина был большой с крупными чертами лица. Мальчик довел мужчину домой. Человек разделся и упал на диван. Мальчик не знал, что ему делать.
Взяв рецепт, на котором была фамилия Бахтюков, мальчик побежал в аптеку, спотыкаясь и перепрыгивая через лужи. Когда мальчик вернулся в квартире было тихо. Он подошел к мужчине и потряс его за плечо. Человек не двигался, только еле-еле открыл глаза. Мальчик кинулся звонить в скорую. Там спросили адрес, которого он не знал. И тут мальчик увидел проезжавшую мимо скорую помощь. Он, не раздумывая кинулся к машине. Закричал, что человек умирает! Скорая доехала до дома мужчины. Поднявшись с врачом в квартиру, мальчик увидел, что мужчина почти не дышит. Его увозят в больницу.
Ноги мальчика сами несут его в больницу. Там ему сообщают, что его отца будут оперировать. Мальчик ждет. Подходит медсестра и отдает ему осколок, который достали из груди мужчины.
Идя домой, мальчик размышляет о том, что он все бы отдал за то, чтобы Бахтюков был бы его отцом. Он сильно сжимает осколок в руке, но не чувствует боли.
Рассказ учит чуткому и доброму отношению к людям, готовности прийти на помощь.
Читать краткое содержание Мальчик с коньками. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Яковлев. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Мальчик с коньками
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Рассказ Владимира Одоевского «Бедный Гнедко» начинается с того, что на центральной набережной, где протекает рядом река Нева, пробегает лошадка с бричкой. Главным наблюдателем этой сцены является автор
В произведении Виталия Бианки Синичкин календарь повествуется о птичке, которая в силу своей молодости и неопытности пока еще не обзавелась жильем. С утра до вечера синичка Зинька беззаботно перемещалась по городу с места на место
Рассказ «Слон» показывает чудесное выздоровление маленькой девочки, которая мечтала лишь о слоне.. Шестилетняя девочка Надя не ест – не пьёт, бледнеет и худеет, не играет и не смеётся. Что за болезнь? Доктора разводят руками… Но один из них предполагает
Костя и Федя, учащиеся второго класса, решили заняться перевоспитанием дошкольников двора, чтобы не было между ними ни драк, ни ссор. Вдруг они услышали плач.
Готовясь к зимней спячке, медведь устраивал себе берлогу. Располагалась она на холме, на одном из склонов. Вокруг рос частый ельник. Яму мишка устлал еловой корой, узкие полосы которой он надрал тут же. Кору накрыл мягким мхом