Маленький принц что это
Маленький принц
«Маленький принц» (фр. Le petit prince) — уникальная в истории литературы книга, написанная в 1942 г. в Нью-Йорке французским военным летчиком Антуаном де Сент-Экзюпери. До двадцать первого века ее всегда печатали с иллюстрациями автора, потому что эти иллюстрации — в своем роде часть текста и о них говорят в самом тексте. Книга имеет устоявшийся неточный перевод Норы Галь, в котором все неточности можно простить ради поэтичности. (Подробнее см. «Нора Галь. Слово живое и мёртвое»). Именно в этом переводе Маленький принц, Лис и Роза впервые были написаны с большой буквы (у автора и в английской версии они пишутся с маленькой), а первые слова Маленького принца «Пожалуйста, нарисуй мне овечку» превратились в «Пожалуйста, нарисуй мне барашка».
Самая известная фраза книги — «Мы в ответе за тех, кого приручили». В самой книге Лис произносит ее немного не так: «Ты навсегда в ответе за того, кого приручил».
Многие идеи и образы книги (в том числе слова «маленький принц», тема вынужденной посадки и блуждания в пустыне, идея приручения лиса) взяты автором из его предыдущей книги «Планета людей». В свою очередь, философский роман «Цитадель» (самое малоизвестное и глубокое произведение Экзюпери), во многом, написан с позиций того же принца, который вырос и через многое прошел (хотя здесь символический главный герой — сын берберского вождя).
Содержание
Сюжет [ править ]
Французский лётчик (имя не указано — можно условно считать, что это сам автор) совершает вынужденную посадку в пустыне Сахара и встречает необыкновенного и загадочного мальчика — Маленького принца, который прилетел с другой планеты, астероида Б-612. Маленький принц рассказывает о своих приключениях на Земле, говорит об удивительной розе, которую оставил на своей малой планете, о своей жизни на астероиде, где есть три вулкана (два действующих и один потухший). Роза — красавица с шипами, гордая, обидчивая и простодушная. Маленький принц полюбил её, но она казалась ему капризной, жестокой и высокомерной. Он проводит время, приводя в порядок свой астероид, выпалывая баобабы, которые всё норовят глубоко укорениться и заполонить всю планету. Маленький принц любит наблюдать закаты, которые на его малой планете можно увидеть несколько десятков раз в день. Однажды Маленький принц улетает, чтобы изучить и познать другие места Вселенной. Посетив несколько других астероидов, он встречает много странных взрослых: короля, которому кажется, что он правит звёздами, честолюбца, который хочет, чтобы окружающие им восхищались, пьяницу, который пьёт, чтобы забыть, что ему совестно пить, делового человека, который постоянно считает звёзды, думает, что владеет многими из них и хочет купить ещё больше, фонарщика, который, верный своему слову, каждую минуту зажигает и тушит фонарь, географа, который записывает в книгу рассказы путешественников, но сам никогда никуда не путешествует. По совету географа Маленький принц посещает Землю, где, кроме пилота, потерпевшего аварию самолета, встречает и других персонажей и, общаясь с ними, узнаёт много важных вещей.
Вопрос о сущности Маленького принца [ править ]
Есть разные версии, кто такой Маленький принц. Дети с удовольствием признают в нем мальчика-инопланетянина, взрослые склонны видеть в нем «внутреннего ребенка», прототип которого — сам Сент-Экзюпери в детстве, или ангела, прилетевшего, чтобы спасти летчику жизнь, или галлюцинацию наподобие тех, которые описаны автором в «Планете людей» (нельзя доказать, что он ею не является — после укуса змеи не осталось тела, а все остальные действия могли автору и померещиться вместе с теми картинками, которые Маленький принц взял с собой).
Есть разные версии, что стало с Маленьким принцем в финале после укуса змеи. Вернулся ли он на свою планету или умер? Помогла ли ему змея или обманула? Если он умер, можно ли считать это самоубийством? Точных ответов мог не знать и сам автор, который погиб на войне спустя два года после написания книги.
Синдромом Маленького принца в медицине неофициально называется детский аутизм, а врачи находят у самого персонажа ту разновидность аутизма, которая называется «синдром Аспергера» (подробнее в статье «Маленький принц: Астероид или Аспергер?»). Название «Маленький принц» имеют несколько российских обществ помощи детям, страдающим аутизмом. Что характерно, независимо друг от друга.
Тропы [ править ]
Адаптации [ править ]
Книги
Зарубежное неангло-американское искусство | |
---|---|
Комплексные франшизы | Горец (Аргентина-Франция-Канада-Литва) • Звёздные врата (Франция-Канада) |
Фольклор и переработки | Артуровский цикл (кельты, Британия) (Тристан и Изольда (кельты) • Бейбарс (Египет) • Беовульф (англосаксы) • Библия (древние евреи) • Гомер («Илиада» и «Одиссея», древние греки) • Вергилий («Буколики», «Георгики», «Энеида», древние римпляне) • Ка́левала (карелы и финны) • Манас (Киргизия) • Нартский эпос (Кавказ) • Песнь о Гайавате (индейцы оджибве и др.) • Песнь о Нибелунгах (германцы) • Песнь о Роланде (Франция) • Роман о Лисе (Франция) • Тысяча и одна ночь (арабы) • Эдда (Скандинавия) • Эпос о Гильгамеше (аккадцы и др. народы Месопотамии) Маленький принц (герой)Притча-сказка «Маленький принц» – это рассказ о златовласом мальчике, принце, который живет на собственной планете. Во время своего путешествия по вселенной он пытается познать смысл жизни, постичь великую тайну дружбы и любви. Описание герояЗнакомство с Маленьким принцемОднажды самолет потерпел крушение, и летчик оказался в пустыне, где случайно встретился с Маленьким принцем. Мальчик попросил летчика нарисовать ему барашка и рассказал ему о своей планете, о розе, о вулканах и о путешествии, в котором познакомился со странными людьми. Точный возраст Маленького принца неизвестен. Внешне он выглядел на семь-восемь лет. Мальчик был не высок, тоненький, щупленький, с шапкой золотых волос на голове: «Он тряхнул головой, и ветер растрепал его золотые волосы». Взгляд принца был не по возрасту серьезным, вдумчивым, но когда он веселился, смех его звучал звонко и заразительно. У принца не было родных, он был единовластным хозяином маленького астероида, который был бы абсолютно пустым, если бы не три вулкана и одинокая роза. Несмотря на юный возраст, мальчик понимал, что любой дом нуждается в уходе, поэтому каждое его утро начиналось с тщательной уборки. Он чистил вулканы, ухаживал за розой, пропалывал сорняки баобабов, которые норовили вылезти из-под земли, угрожая разорвать планету своими корнями. Он никогда не нарушал установленный распорядок: «…встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Вечерами Маленький принц любил смотреть на заходящее солнце. Красота заката восхищала его, в эти минуты он испытывал единение с природой, становился ее неотъемлемой частичкой. В остальном же жизнь его была уныла и однообразна. Тоска и одиночество подвели героя к решению покинуть свою маленькую планету. Еще одним поводом для этого послужила ссора с розой. Она была чересчур капризной и претендовала на особое отношение. По значимости она считала себя равной своему хозяину. Роза случайно оказалась на астероиде, и ее появление поменяло существующий распорядок жизни. Это нередко служило причиной конфликтов, и однажды, после очередной ссоры принц принял решение оставить планету и отправиться в путешествие по незнакомым мирам. На всех планетах, которые посетил принц, он знакомился с необыкновенными персонажами. Каждый из них со страстью предавался какому-либо делу, которое, по сути, было пустой тратой времени. Принцу были неинтересны эти люди, и он без сожаления расставался с ними. И только на Земле произошли встречи, давшие ему бесценный опыт и ответы на главные вопросы. Планета перваяПервым местом был астероид, на котором властвовал старый Король. Он был единственным обитателем планеты и считал, что повелевает всем миром. В Маленьком принце он увидел своего подданного и тут же начал раздавать приказы. Он принял решение сделать мальчика министром юстиции, что очень удивило принца. Он не понимал, кого можно судить, если кроме него и Короля на астероиде нет ни одной живой души. Тем не менее, странный Король был симпатичен принцу, но вскоре ему стало скучно, и он решил отправиться дальше. Планета втораяНа втором астероиде принца ожидала встреча с честолюбцем. Этот человек обожал, чтобы им восхищались. Его страстное желание – быть идеальным во всём: в красоте, уме, богатстве, нарядах. Проблема была лишь в том, что восхищаться им было некому, так как он был единственным обитателем планеты. Его очень обрадовало появление принца, ведь теперь он мог наслаждаться аплодисментами и комплиментами в свою честь. Мальчик недоумевал, как можно так самозабвенно любоваться собой. Он считал, что жизнь честолюбца пуста и лишена всякого смысла. «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал» – такими словами завершает автор второе путешествие Маленького принца. Планета третьяХозяином третьей планеты был пьяница. Пил он от того, что его мучила совесть, а совесть его мучила, потому что он пил. Он и рад бы не пить, но у него не получалось разорвать этот замкнутый круг. Принц видел, как человек, не способный справиться с зависимостью, собственными руками разрушает свою жизнь. Мальчику было жаль пьяницу, но он не знал, как ему помочь. Планета четвертаяНа четвертой планете жил Деловой человек. Его единственным занятием был подсчет звезд. Принц считал эту работу абсолютно бессмысленной. Он рассуждал так: «если моей розе и моим вулканам выгодно, что я за ними ухаживаю, то звездам от пересчета дельца нет никакой пользы». По мере своего путешествия Маленький принц начал осознавать, что люди, с которыми он встречался на астероидах, замкнуты в своем внутреннем мире и сосредоточены на собственных проблемах, важных только для них. Проникнуть в их замкнутое пространство практически невозможно. Планета пятаяФонарщик, хозяин пятой планеты, понравился Маленькому принцу. Работа единственного обитателя астероида заключалась в том, что он зажигал и гасил фонарь. Его занятие, на первый взгляд, было таким же нелепым, как и у остальных. Но в нем принц увидел скрытый смысл: «Когда он зажигает фонарь – как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Планета шестаяНа шестой планете жил географ, который постоянно сидел в своем кабинете и с важным видом размышлял о вечном. Принц сначала принял его за умного человека, но вскоре понял, что географ обладал лишь поверхностными знаниями. Даже о своей планете он имел смутное представление, потому что считал себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ посоветовал принцу отправиться на Землю. Во время путешествия у Маленького принца поменялось представление о счастье, о долге и о жизни в целом. На Земле же ему удалось познать истинную сущность этих нравственных категорий. Земное путешествиеПервой, с кем встретился Маленький принц на Земле, была Змея. Она советует принцу ближе узнать жизнь этой планеты и предупреждает, что «среди людей тоже одиноко». Она сомневается, что после всех испытаний принцу удастся сберечь свою чистоту. Но, в любом случае, он может рассчитывать на ее помощь, если захочет вернуться на свою планету. Для этого ей всего лишь нужно дать принцу немного яда: «Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел». Во время путешествия по Земле происходит встреча Маленького принца с мудрым Лисом. Беседуя с ним, принц понимает, что, наконец, он приблизился к тому, что так долго искал. Лис рассказывает мальчику, сколько доброты и любви может вместить в себя человеческое сердце, повествует о великой силе дружбы. К сожалению, многие люди забывают об этом и утрачивают способность любить, от этого их жизнь становится пустой и лишенной смысла. Лис говорит мальчику, что тот для него всего лишь один из сотен тысяч таких же маленьких мальчиков, равно, как и Лис для принца – один из тысяч таких же зверей. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Благодаря Лису, принц узнаёт, что означает «приручение». Это – создание связующих уз между сердцами и душами. Принцу открывается эта мудрость, а вместе с ним ее постигают и пилот-автор и читатель. Когда Маленький принц осознаёт, что любовь – это та же наука, которую нужно постигать, он печально произносит: «Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Но я был слишком молод, я ещё не умел любить». Лишь теперь ему стало понятно, что роза с его планеты – «единственная в целом свете». Он обращается к розам, растущим на Земле: «Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком… Я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя». Так перед Маленьким принцем открывается вся глубина ответственности за тех, кого он приручил. Старый Лис объяснил Маленькому принцу, что значит дружить, ничего не требуя взамен, бескорыстно заботиться и любить тех, кто рядом. После этого мальчик вдруг ощутил острую тоску по своей розе. Он понял, что должен немедленно вернуться, потому что без него она просто завянет, а ведь он приручил ее и теперь в ответе за нее. Лишь после разлуки, он осознал свою любовь к дорогому цветку. Роль героя в произведенииОбраз Маленького принца – это идеальное воплощение всех лучших качеств, которыми может быть наделен человек: духовной чистоты, мудрости, возвышенности мыслей, искренности и любви. Планета маленького героя – это символ духовной жизни человека, его внутреннего мира. Цель Маленького принца – познать, в чем заключается смысл жизни. Именно это стремление движет им во время его путешествия по вселенной. В отличие от соседей, замкнувшихся в своих маленьких мирках, принц идет дальше, не боясь заглянуть в глубины собственной души. Путешествие по Земле позволяет ему признать свои ошибки и исправить их, в итоге он возвращается к тем, кого приручил. Автор стремится донести мысль о том, что человек должен жить по законам совести. Такой пример подает людям Маленький принц. Он показывает, как важно заботиться о своем доме (планете), бороться со злом, в роли которого выступают живучие баобабы. Эти растения, корни которых готовы пронизать всю планету, олицетворяют собой дурные поступки и другие человеческие пороки. Произведение не теряет своей актуальности и в наши дни, потому что проблемы, поднимаемые автором, существуют всегда, вне пространства и времени. Интересные факты о «Маленьком принце»Ну, а чтобы было интереснее, вот несколько малоизвестных фактов об авторе и самой сказке «Маленький принц». Итак, про автора не все знали, что: 2. Рокового последнего полета не должно было быть: после поражения Франции Антуан де Сент-Экзюпери уезжает в США и занимается писательской деятельностью. Однако уже в 1943 году он вступает в движение «Сражающаяся Франция» и добивается зачисления в боевую часть ВВС в качестве лётчика-разведчика. В 1944 майор де Сент-Экзюпери «уговаривает» командывание дать ему разрешение на пять разведывательных вылетов, потом еще на дополнительные три, а потом еще на один 31 июля 1944 г., из которого он не вернулся. 3. Тайна исчезновения Сент-Экзюмери была раскрыта. В 1998 г., недалеко от Марселя рыбаки обнаружили в своих сетях металлический браслет с надписью: «Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) — c/o Reynal and Hitchcock Inc. — 386 4th Ave N.Y. City — USA». В 2003 г., после получения разрешения на проведение поисковых работ, на дне был обнаружен самолет, бортовой номер которого соответствовал самолету Сент-Экзюпери. 4. Писатель погиб от руки поклонника. В 2008 г. в результате анализа архивных данных исследователи составили список немецких пилотов, которые осуществляли боевые вылеты 31 июля 1944 г. в районе, близком к месту гибели самолёта Сент-Экзюпери. Когда поисковики дозвонились до 88-летнего Хорста Риппера и только произнесли имя писателя, немецкий ветеран ответил: «Вы можете не искать дальше. Его сбил я». Риппер знал и любил произведения писателя. Как он сказал исследователям: «Если бы я знал, что это он — я бы не стрелял».
Ну, а про «Маленького принца» можно сказать: 1. Герои «Маленького принца» имеют своих прототипов: 2. Иллюстрации в книге выполнены автором. Акварельные иллюстрации, сделанные Сент-Экзюпери к «Маленькому принцу», признаны неотъемлемой частью сказки; без них сказку не публикуют. В 1940 г. в перерывах между боями с нацистами Сент-Экзюпери часто делал на листке наброски крылатого мальчика. Иногда рисунок трансформировался в мальчика верхом на облаке. Позднее этот же персонаж стал появляться с длинным шарфом вместо крыльев, а облако превратилось в астероид.
3. Книга переведена на 250 языков и диалектов, в т.ч. на язык Брайля для слепых. Русская аудитория знает сказку по переводу Норы Галь (Элеоноры Гальпериной). 4. У маленького принца есть своя планета. В 1998-м году была открыта луна астероида «45 Eugenia», ее назвали «Petit-Prince» – и в честь главного героя сказки «Маленький принц», и в честь наследного принца Наполеона Эжена Луи Жана Жозефа Бонапарта, погибшего в 23 года в африканской пустыне. Кстати некоторые считают принца Наполеона прототипом героя-маленький принц. 5. «Маленький принц» буквально состоит из крылатых фраз: Перечитайте эту сказку, она точно этого стоит! Маленький принц — Антуан де Сент-ЭкзюпериЛеону Верту Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый — мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И, наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу эту книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Итак, я исправляю посвящение: Леону Верту, Маленький ПринцКогда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея — удав — глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано: В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу». Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок №1. Вот что я нарисовал: Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им. — Разве шляпа страшная? — возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Это мой рисунок №2: Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать. Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути. На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше. Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок №1 — я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком. Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолета. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам все починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю. Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, — и тот был бы не так одинок. Вообразите же мое удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал: — Пожалуйста… нарисуй мне барашка! — Нарисуй мне барашка… Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протер глаза. Стал осматриваться. И увидел забавного маленького человечка, который серьезно меня разглядывал. Вот самый лучший его портрет, какой мне после удалось нарисовать. Но на моем рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был на самом деле. Это не моя вина. Когда мне было шесть лет, взрослые убедили меня, что художник из меня не выйдет, и я ничего не научился рисовать, кроме удавов — снаружи и изнутри. Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление. Не забудьте, я находился за тысячи миль от человеческого жилья. А между тем ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, что это ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья. Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил: — Но… что ты здесь делаешь? И он опять попросил тихо и очень серьезно: — Пожалуйста… нарисуй барашка… Все это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. Как ни нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я все-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории, арифметике и правописанию, и сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что не умею рисовать. Он ответил: — Все равно. Нарисуй барашка. Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать — удава снаружи. И очень изумился, когда малыш воскликнул: — Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасен, а слон слишком большой. У меня дома все очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка. Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал: — Нет, этот барашек уже совсем хилый. Нарисуй другого. Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся. — Ты же сам видишь, — сказал он, — это не барашек. Это большой баран. У него рога… Я опять нарисовал по-другому. Но он и от этого рисунка отказался: — Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.
|