Маленькое черное платье что это
Маленькое черное платье: история большой легенды
Все мы знаем об одном из величайших изобретений легендарной француженки Коко Шанель — маленьком черном платье.
Историки моды спорят о том, что же послужило вдохновением для Коко: ее грусть об ушедшем в мир иной друге или же желание создать нечто практичное для женщин, которым после разрухи из-за Первой мировой войны было не до обновок. Но факт остается фактом: в 1926 году увидело свет простое черное платье, которое со временем трансформировался в роскошный атрибут моды. Моды вне времени.
Безысходность и шик одновременно
Одно из самых знаменитых детищ Шанель было довольно аскетично. Она, считавшая колени самой некрасивой частью тела, прикрыла их, сделала полукруглый вырез и узкие рукава. Материал — креп. Никаких лишних деталей, чтобы этими самыми деталями в любой момент суметь разнообразить платье. Оно было на все случаи жизни, на все возможности кошелька, что также было очень важно в то крайне непростое время.
Бытует и мнение, что француженка, которая выросла в нищете приюта, как и практически все люди не бывшие счастливыми в детстве, получила свои душевные «насечки»: изначально черный цвет она воспринимала как одежду монахинь, воспитавших ее, цвет строгости и бедности.
Кстати, состоятельные клиентки Шанель первое время были в недоумении: новый наряд от великой гуру моды очень напоминал униформу их собственной прислуги.
Революция моды после войны
Платье быстро стало популярным. Конечно же, его знаменем было имя Коко Шанель. Но практически наравне с ним шел и его революционный дух, когда женщина должны была выглядеть элегантно и практично каждый день.
Как отмечала сама француженка, «мода равна времени, в котором она живет и мода не может быть оторвана от реальности. Но она все равно должна дарить мечту».
По мнению Шанель, этот баланс и должен стать главным в метаниях и стремлениях дизайнеров. Несмотря на мрачность цвета сама Шанель его таковым не считала и в скором времени и вовсе провозгласила его цветом свободы и силы. А то, что сказала Шанель повторял и весь мир.
На все времена и без ограничений
Американское издание Vogue сравнило новое детище француженки с мега-популярным на то время автомобилем Ford Model T и предрекло, что уже очень скоро новый наряд станет основным в гардеробе каждой элегантной женщины и пройдет сквозь время.
Эти слова оказались пророческими. Да, маленькое черное платье претерпевало изменения, побывав в руках у других дизайнеров, но, по сути, оставалось все тем же «шанелевским» фирменным подчерком красоты и элегантности.
Его популярность практически не проходила. Наоборот, она пошла в массы.
Это стало возможным благодаря легендарной Одри Хепберн, которая примерила образ Шанель в исполнении Givenchy. Затем — Тина Тернер, а еще чуть позже оно станет символом минимализма в руках Кельвина Кляйна и Хельмута Ланга.
«Шахерезада проста, а вот маленькое черное платье сложно» — так резюмировала философию своего труда Коко.
Практически на протяжении века маленькие черные платья остаются вне моды, поскольку они сами делают ее, присутствуя во всех повестках знаменитых и именитых модных домов, оставаясь одеждой для любого выхода и идеальным фоном для экспериментов.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
МАЛЕНЬКОЕ ЧЕРНОЕ ПЛАТЬЕ: КАКОЕ ВЫБРАТЬ И КАК НОСИТЬ ЕГО В 2020 ГОДУ
СОДЕРЖАНИЕ
Сегодня разберемся, почему все вокруг говорят, что “маленькое черное платье должно быть в гардеробе каждой девушки” (спойлер – не должно!), почему именно этот предмет гардероба стал таким культовым и какие черные платья в тренде в 2020 году. Погнали!
Немного истории: кто придумал маленькое черное платье
Заранее прошу прощения, возможно, я сейчас кого-то сильно разочарую: но маленькое черное платье придумала не Коко Шанель, как считают очень многие. Да, именно мадемуазель Шанель сделала так, что этот атрибут гардероба стал ее визитной карточкой. Но обо всём по порядку.
Платья черного цвета были главным трендом еще в XVI-м веке. Где? Конечно, в Италии! Тогда их ввели в моду миланские герцоги и венецианские купцы: они умело сочетали разные материалы черного цвета (например, бархат и шелк), тем самым демонстрируя свое богатство.
Спустя век тренд дошел и до других европейских стран – в частности, Голландии и Франции. Конечно, назвать эти черные платья “маленькими” сложно – тогда в моде были пышные силуэты. Но признание черного цвета в высшем свете произошло уже тогда. Настоящая модная революция!
Портрет дамы в черном платье, XVI век
А вот в начале XX-го века модельеры все чаще начали демонстрировать маленькие черные платья такими, какие мы могли бы носить и сегодня. И это действительно был важный тренд.
Объясню почему: после окончания Первой мировой войны в 1918 году женщины стали более эмансипированными и самостоятельными. Это, конечно, повлияло и на их стиль. Дизайнеры хотели подчеркнуть тренд на равноправие: поэтому предлагали своим клиенткам более лаконичные, аскетичные платья.
Более короткие, менее пышные, однозначно более удобные и практичные. В век гламура (вспомните образы в стиле “Великого Гэтсби” – блестки, атлас, шелк, перья, яркие цвета) – черные аскетичные платья, которые все чаще показывали разные модельеры, казались действительно провокационными и вызывающими.
Вот, наконец, мы и добрались до любимой всеми Коко Шанель. Мадемуазель Коко внимательно следила за трендом на черные платья, тем более, что он был ей особенно близок. Шанель выросла в приюте, где все девочки носили одинаковые черные платья – такая форма показывала, что все ученицы равны между собой, вне зависимости от социального статуса.
Для Коко это была важная тема и своеобразная дань прошлому. Но не только: дизайнер имела отличное бизнес-чутье. Она поняла: черный – очень универсальный и недооцененный современниками цвет. А ведь он прекрасно смотрится и при дневном свете, и при вечернем, такое платье легко надеть и днем на встречу с подругами, и на богемную вечеринку.
Первые эскизы черных платьев от Коко Шанель
Именно маленькое черное платье Коко Шанель стало иконическим (хотя и не первым), потому что мадемуазель почувствовала, что на первый план нужно выпустить как раз сам черный цвет – без лишних вычурных элементов, которыми коллеги Шанель пытались “украсить” простое платье. К тому же Коко отличалась упорством: она не уставала повторять разные вариации черного платья из коллекции в коллекцию, предлагать его своим клиенткам, которые безоговорочно доверяли вкусу маэстро, и, конечно, носить его самой, на протяжении многих десятилетий.
Есть и более романтическая версия создания маленького черного платья от Шанель.
В 1919 году возлюбленный Коко Бой Кейпел погиб в автокатастрофе. Очередное ужасное событие в жизни Шанель дало выход её творчеству. И Шанель подарила миру моды маленькое черное платье. Возможно, если бы этой трагедии не случилось, то она бы вовсе не экспериментировала с чёрной тканью.
Коко не могла носить траур официально, поскольку не являлась женой Кейпела, но сама того не ожидая, она одела в траур по Бою всю Францию.
“Свое” фирменное черное платье потом появлялось у всех именитых дизайнеров. Например, у Кристина Диора (“Вы можете носить черное в любой час, в любом возрасте, в любой ситуации», — говорил дизайнер), у Ива Сен-Лорана, у Юбера Живанши. Их носили главные звезды кинематографа, каждая при этом выбирала черные платья в своем стиле – лаконичные у Одри Хепберн, соблазнительные у Мэрилин Монро, элегантные у Грейс Келли, очень французские у Катрин Денев.
Christian Dior, Yves Saint Laurent
Одри Хепберн в платьях Givenchy
Мэрилин Монро, Катрин Денев
Когда мадемуазель Шанель показала свое первое маленькое черное платье в 1926 году, журнал Vogue написал, что такие платья должны быть в гардеробе каждой женщины.
Сегодня, в 2020 году, мы так говорить не будем – черное платье нам ничего не должно, впрочем, как и мы ему. Но не будем спорить: черные платья, правда, часто нас спасают, когда мы долго не можем определиться, что надеть.
Но современные дизайнеры по-прежнему очень часто отдают дань маленьким черным платьям в своих коллекциях. Давайте же разберемся, на какие они предлагают обратить внимание в этом сезоне.
Модные маленькие черные платья в 2020 году
Черные платья – не редкий гость на подиумах сезона 2020/2021 (при этом как на весенне-летних, так и на осенне-зимних показах). Дизайнеры вдохновляются как ретро-образами, так и экспериментируют, показывая новые прочтения вечного тренда. Посмотрим, какие маленькие черные платья профессионалы советуют нам выбирать в этом сезоне — показываю вам для вдохновения.
С плиссировкой
Такие платья одобрила бы мадемуазель Шанель (ее первое маленькое черное платье как раз было с плиссировкой). Одновременно лаконичное и женственное – очень в стиле француженок. Кстати, присмотритесь, как такое, на первый взгляд, максимально женственное платье круто смотрится с грубыми ботинками. Берите на заметку!
Christian Dior, Celine
Платье-смокинг
С одной стороны, достаточно строгая, но с другой, очень игривая модель. Идеальный вариант для корпоративной вечеринки в офисе.
Chanel, Salvatore Ferragamo
Бархатные
Я уже рассказывала вам, что черный бархат считался невероятной роскошью во времена “первых” черных платьев – в XVI-м веке. Сегодня бархатные и вельветовые вещи снова на пике моды! Обратите внимание, что бархатные черные платья смотрятся круто и в повседневном, и в вечернем формате.
Платье-футляр
Платье-футляр черного цвета, не слишком длинное и не слишком короткое – классика жанра.
С рюшами, воланами
Черные платья с дополнительными деталями – рюшами, воланами, возможно, даже перьями – сразу переносят нас в прошлое. Платье Chanel будто вдохновлено викторианской эпохой, а вот платье Fendi – понравилось бы современницам “Великого Гэтсби”. Отличный вариант для коктейля!
С длинными рукавами
Мне нравится, как смотрятся черные платья с длинными рукавами – при этом и офисные, и вечерние.
Трикотажные
Трикотажные черные платья – отличный вариант на каждый день, при этом и зимой, и летом. Кстати, они тоже прекрасно дополняют и офисный гардероб с нестрогим дресс-кодом.
Christian Dior, Bottega Veneta
С необычными вырезами
Черный по праву считается одним из самых сексуальных цветов. И, в первую очередь, конечно, черные платья. Добавьте необычные вырезы – огонь!
Saint Laurent, Alexander McQueen
Как носить маленькое черное платье в 2020 году
Подиумом вдохновились, теперь давайте посмотрим, как маленькие черные платья носят модницы во всем мире. Стристайлеры доказывают: черное платье – это совсем не скучно! Если правильно его стилизовать, оно может выглядеть ультрамодным. Еще один вывод, который можно сделать, изучив образы стристайла – черные платья можно сочетать, с чем угодно! И это очень круто: полная свобода фантазии и воображения.
Чаще всего в стритстайле (а точнее в докарантинную эпоху) встречались именно объемные, нарочито женственные, девчачьи черные платья. В сочетании с кедами или грубыми ботинками это смотрится очень легко и, в хорошем смысле, не слишком замысловато.
Отличный вариант для тех, кто любит выделяться. Необычно и очень модно в 2020-м. Интересно, понравились бы такие платья мадемуазель Шанель и ее современницам? Уверена, что да!
Про тренд на многослойность сказано много. Почему бы не попробовать поиграться в него как раз с черным платьем – ведь мы любим их как раз за то, как они гибко со всем сочетаются. Примеры для вдохновения — на фотографиях.
И строго, и очень секси, согласны? Присмотритесь к платьям-пиджакам оверсайз – как и все оверсайз, такая модель сейчас особенно в тренде.
Черные платья с длинным рукавом – и длинные, и короткие – очень элегантный и удобный вариант, который подходит на разные случаи жизни. Обожаю многофункциональные вещи!
Тренд на кожу все еще с нами! В моде не только кожаные брюки, но и кожаные платья – особенно маленькие черные.
Отличный вариант на каждый день. Слишком скучно? Аксессуары вам в помощь!
100 лет маленького черного платья: раскрепостило женщин, прославило Шанель, Хепберн и Шарапову
Лера Ли о вечном.
В истории моды есть артефакты, которые уходят вместе с эпохами и потом вспоминаются со смесью недоумения и отвращения. Это, например, опасные для здоровья муслиновые платья эпохи ампир, уродливые викторианские турнюры, топорный power dressing 1980-х.
На противоположном конце этого сарториального спектра – вещи, которые, возникнув однажды, не уходят никогда. Они меняются вместе с миром и обрастают новыми смыслами, а потом превращаются в такие же атрибуты повседневности, как утренний кофе и обручальное кольцо.
Это предметы, универсальные в своей многоликости; без них, с одной стороны, невозможен базовый гардероб, а с другой, они стилизуются и под тематическую, и под коктейльную, и под ритуальную вечеринки. Это джинсы. Это тренчкот. Это рубашка поло. Это белоснежные кеды. И возможно, прежде всего – это маленькое черное платье.
Маленькое черное платье (где «маленькое» значит не короткое, а простое), оно же LBD и la petite robe noire, одновременно элемент более-менее любого осознанного гардероба и важный стилистический код, давно вышедший за пределы модной индустрии. Даже в перегруженном информацией XXI веке о маленьком черном платье поют песни (один, два, три), в честь него называют парфюмы (и пролетарские, и получше), ему посвящают главы автобиографий. Аббревиатура LBD с 2010-го есть даже в Оксфордском словаре – главной исторической хронике главного языка мира.
Но прежде чем произошло все это, маленькое черное платье вместе со всем миром прожило XX век и вместе с миром повзрослело.
LBD – ответ вычурности викторианства и предвестник женской эмансипации
До XX века черный был лишен какого-либо светского флера, его носили только вдовы, служанки и монахини. Викторианская мода была душной, избыточной и цветастой, так что, например, «Портрет мадам Икс» Джона Сингера Сарджента в 1880-е вызвал скандал в том числе потому, что показал: черное не значит скромное, а светская дама не значит ворох рюш и воланов, увенчанный кружевным воротником-стойкой.
Поэтому же сенсацией стали лаконичность и практичность, представленные в 1910-е Габриэль Шанель. Сирота из монастырского приюта, Шанель не была модельером в традиционном смысле, как ее конкурентки Скиапарелли и Ланвен, но она безошибочно чувствовала дух времени, и именно чуткое трендсеттерство, а не искусство кройки и шитья тогда сделало ее флагманом авангардной моды, а в перспективе – главным дизайнером столетия.
В 1926-м Vogue впервые показал революционный фасон от Шанель: простое прямое платье не насиловало женский силуэт, а струилось по нему, не было перегружено деталями, а бросалось в глаза монохромностью и почти монашеской простотой; даже сделано оно было не из бархата, атласа или шелка, а из джерси – ткани, из которой шили мужское белье. «Это «Форд» Шанель. Это платье, которое будет носить весь мир », – пророчествовал Vogue тогда.
Черное платье а-ля Шанель особенно полюбилось флэпперам – первому поколению свободолюбивых женщин, увидевших жизнь вне патриархального мира, инфлюенсером которых была Зельда Фицджеральд, эксцентричная жена писателя и одна из первых адептов LBD.
Обвал фондовых рынков 1929-го закончил век джаза, но не век маленького черного платья – наоборот, в Великую депрессию благодаря своей практичности и простоте производства LBD стало популярнее, чем когда-либо и перестало быть приметой богемы; в годы Второй мировой его носили вообще примерно все работающие женщины. «Благодаря мне, – говорила Шанель, никогда не страдавшая от скромности, – все женщины теперь одеваются как миллионерши».
Во второй половине XX века LBD остается точнейшим трекером женской эмансипации : после войны Рита Хейворт в черном платье, списанном с саржентовской «Мадам Икс», порвала умы современников в фильме «Гильда» (том самом, который смотрят в «Побеге из Шоушенка») и предвосхитила типаж роковой женщины из нуара.
В 1961-м два маленьких платья Юбера де Живанши, в которых Одри Хепберн появляется в «Завтраке у Тиффани», превратили девочку по вызову в икону элегантности и вечный наряд на Хэллоуин (в 2006-м длинное платье продали с аукциона Christie’s почти за миллион долларов вскоре после того, как Питер Линдберг снял в нем Натали Портман для Harper’s Bazaar).
Тогда же Жаклин Кеннеди добавила LBD респектабельности и искушенности, так что вещь, возникшая в противовес истеблишменту, 40 лет спустя благополучно с ним слилась (правда, прошло еще 50, прежде чем Мишель Обама первой из первых леди снялась в LBD для официального портрета).
У каждого поколения свои культовые LBD
К концу XX века маленькое черное платье окончательно закрепилось в мейнстриме, утратив символические смыслы, сопутствовавшие ему на ранних этапах. Теперь каждое новое поколение узнает об истории и культовости LBD через своих Одри и Джеки : в 80-е Диана Спенсер не нашла любви в королевской семье, но нашла – во всем остальном мире, а одним из символов ее самобытности стали платья черного цвета, который почти никогда не приветствуется протоколом.
Самое знаменитое LBD леди Ди – коктейльное драпированное платье греческого дизайнера Кристины Стамболиан, которое провисело в шкафу три года как слишком вызывающее, прежде чем Диана надела его летом 1994-го в день, когда ее бывший муж принц Чарльз по национальному телевидению признался, что изменял ей (вошло в историю как The Revenge Dress, Платье мести). (Еще было «платье Траволты», на фото слева – наряд в эдвардианском стиле, в котором Диана в 1985-м танцевала с Джоном Траволтой в Белом доме и которое в 2013-м ушло за 360 000 долларов, – но оно, к сожалению для нашей истории, темно-синее.)
В том же 1994-м медийную истерию вызвало откровенное платье Элизабет Херли, в котором она сопровождала бойфренда Хью Гранта на премьеру фильма «Четыре свадьбы и одни похороны». Платье-слип с глубочайшим вырезом и высочайшим разрезом, как бы расходящееся по бокам и скрепленное золотыми булавками, сделало Херли знаменитой, а модный дом Versace – культовым еще до убийства дизайнера и зеленого платья Дженнифер Лопес. В 2012-м булавочное платье (safety pin dress) на прием в честь Донателлы Версаче надела Леди Гага, а в прошлом Херли снялась в его новой версии в Bazaar.
Абсолютно лучшие теннисные платья – LBD
И те, и другие, если они увлекаются теннисом, знают: Мария Шарапова четыре своих первых «Шлема» выиграла в монохроме, при этом белые платья сильно уступают черным. То, в котором Шарапова победила на US Open-2006, вообще легендарное: оно не только вдохновлено «Завтраком у Тиффани» и отделано стразами Swarovski, но еще и не поступало в продажу, что для заточенной на заработок Шараповой случай практически уникальный.
Платье с «Ролан Гаррос»-2012 не менее знаменитое и в магазинах было, так что на любителях его изредка можно увидеть до сих пор.
Чего не скажешь о наряде, в котором Мария сыграла на первом постмельдониевом US Open – коллаборации Nike с Риккардо Тиши, бывшим креативным директором дома Givenchy: оно и стоило 500 долларов, и далеко не в каждом загородном клубе выглядело бы уместно.
Шарапова, конечно, не монополист маленьких черных платьев в теннисе: в LBD теннисисток одевал на корт еще отец теннисной моды Тед Тинлинг. В XXI веке Винус Уильямс порвала «Ролан Гаррос»-2010 кружевной комбинацией в стиле «Мулен Руж» (и шортами телесного цвета).
А в позапрошлом на US Open Серена Уильямс закатила свой самый мощный скандал в богемном наряде от Вирджила Абло. LBD Аны Иванович, в котором она в 2014-м провела последнюю успешную осень, так вообще стало лучшим теннисным платьем 2010-х по версии Sports.ru.
Есть легенда, что однажды на вечеринке молодая Коко Шанель окинула взглядом зал, полный нарядных дам в вычурных викторианских фасонах, и сказала: «Я их всех одену в маленькие черные платья». Сто лет спустя она оказалась более права, чем могла предположить: ее маленькое черное платье пережило Великую депрессию, мировую и холодную войны и «Игру престолов». Так что, когда бы ни закончился этот карантин, велика вероятность, что мы выйдем из него в маленьком черном платье.