Малодушие что это такое православие

Малодушие что это такое православие

В чем состоит грех малодушия?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Малодушие что это такое православие. Смотреть фото Малодушие что это такое православие. Смотреть картинку Малодушие что это такое православие. Картинка про Малодушие что это такое православие. Фото Малодушие что это такое православие
Понтий Пилат умывает руки

Христианин – человек, имеющий не только твердую веру, но и крепкую волю и мужество, следуя за Иисусом Христом, претерпевать все испытания на пути спасения.

Святая Библия дает примеры отступления от Бога по малодушию: «От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея» (Числ. 21: 4–5). Апостол Павел призывает: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5: 14). Малодушен тот, кто падает духом от постигших его неприятностей, гонений, притеснений, скорбей и болезней. «Малодушие бывает причиною погибели, подобно беспечности. Малодушен не переносящий обид, малодушен не переносящий искушений – именно он и есть посеянный на камне» (10-я беседа на 1 Послание к фессалоникийцам). Такой человек легко бывает побеждаем страстями, потому что не имеет воли вести с ними борьбу.

Для избавления от малодушия надо стяжать мужество. Это не природное качество, а добродетель, основанная на полном доверии к Богу. Господь говорит праведному Иисусу Навину: «Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав. 1: 9).

Всякий христианин есть воин Христов. Он может быть достойным этого высокого звания только преодолевая малодушие. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16: 13).

Малодушие что это такое православие. Смотреть фото Малодушие что это такое православие. Смотреть картинку Малодушие что это такое православие. Картинка про Малодушие что это такое православие. Фото Малодушие что это такое православие

При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна

Источник

Малодушие

Малоду́шие — это немощь души чело­века, про­яв­ля­ю­ща­яся в таких его осо­бен­но­стях, как нере­ши­тель­ность, отсут­ствие твер­до­сти харак­тера, чрез­мер­ная бояз­ли­вость (в том числе в отно­ше­нии при­ня­тия личной ответ­ствен­но­сти), отсут­ствие реши­мо­сти и после­до­ва­тель­но­сти в деле сле­до­ва­ния запо­ве­дям Божиим.

При­чины мало­ду­шия

Опас­ность мало­ду­шия. Послед­ствия для духов­ной жизни чело­века

Борьба с мало­ду­шием. Про­ти­во­по­лож­ные мало­ду­шию доб­ро­де­тели

Побуж­де­ние к пре­одо­ле­нию мало­ду­шия и страха и сред­ства, для этого необ­хо­ди­мые, – цен­траль­ная тема напут­ствия Гос­пода уче­ни­кам, посы­ла­е­мым на про­по­ведь ( Мф.10:16-42 ). Важ­ней­шим из озна­чен­ных средств явля­ется страх Божий: «Не бой­тесь уби­ва­ю­щих тело, души́ же не могу­щих убить; а бой­тесь более Того, Кто может и душу и тело погу­бить в геенне». Звучат гроз­ные напо­ми­на­ния: «Кто не берет креста своего и сле­дует за Мною, тот не достоин Меня»; «Сбе­рег­ший свою душу (для вре­мен­ной жизни – ред.) поте­ряет ее (для вечной жизни с Богом – ред.)». Одно­вре­менно чело­век укреп­ля­ется твер­дой надеж­дой на Бога и Его Про­мысл: «Не две ли малые птицы про­да­ются за асса­рий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бой­тесь же: вы лучше многих малых птиц». Тому, кто вопреки мало­душ­ному страху пре­одо­леет испы­та­ния, даются от Гос­пода обе­то­ва­ния с одной сто­роны, о помощи на этом пути, с другой – о вели­кой награде в его конце: «Когда же будут пре­да­вать вас, не заботь­тесь, как или что ска­зать; ибо в тот час дано будет вам, что ска­зать, ибо не вы будете гово­рить, но Дух Отца вашего будет гово­рить в вас»; «Пре­тер­пев­ший же до конца спа­сется»; «Поте­ряв­ший душу свою (отдав­ший вре­мен­ную жизнь – ред.) ради Меня сбе­ре­жет ее (для жизни вечной – ред.)»; «И кто напоит одного из малых сих только чашею холод­ной воды, во имя уче­ника, истинно говорю вам, не поте­ряет награды своей».

Таким обра­зом, про­ти­во­по­ста­вить мало­ду­шию необ­хо­димо веру и надежду на Бога, страх Божий, муже­ство, тер­пе­ние в соче­та­нии с муд­ро­стью и про­сто­той («Вот, Я посы­лаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»). Сле­дует отме­тить, что рас­се­и­вая страх уче­ни­ков, Гос­подь одно­вре­менно исполь­зует еще более силь­ный страх (бой­тесь более Того…), недву­смыс­лен­ную угрозу (отре­кусь от того и Я…) и спа­си­тель­ную надежду вели­кой награды3. Все это вместе состав­ляет единый пред­мет веры, с тер­пе­нием и муже­ством пре­одо­ле­ва­ю­щей всякое мало­ду­шие и бояз­ли­вость.

Непо­сред­ственно про­ти­во­сто­я­щей мало­ду­шию доб­ро­де­те­лью явля­ется муже­ство. В отли­чие как от бояз­ли­во­сти, так и от дер­зо­сти, муже­ство свя­зано с креп­ким упо­ва­нием на Гос­пода, чем и при­вле­кает бла­го­дат­ную помощь. Дви­жу­щей силой истин­ного муже­ства явля­ется любовь: «Муже­ство есть любовь, гото­вая ради Бога пре­тер­петь всё» (блж. Авгу­стин).

При­ме­ча­ния:

Если впа­дешь в мало­ду­шие – молись. Молись со стра­хом и тре­пе­том, молись усердно, бод­ренно и трез­венно. Так подо­бает молиться тем более, что неви­ди­мые враги наши лукаво и неусыпно дей­ствуют: они осо­бенно ста­ра­ются пре­пят­ство­вать такому совер­ше­нию молитвы.
Авва Ева­грий

«Умо­ляем также вас, братия, вра­зум­ляйте бес­чин­ных, уте­шайте мало­душ­ных, под­дер­жи­вайте слабых, будьте дол­го­тер­пе­ливы ко всем» ( 1Фес.5:14 ).

Источник

О борьбе с малодушием

Беседа с иереем Алексием Зайцевым, священником Свято-Троицкого храма города Челябинска

«Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего… Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло — Свою волю — Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло — волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит». (Старец Паисий Святогорец)

Малодушие что это такое православие. Смотреть фото Малодушие что это такое православие. Смотреть картинку Малодушие что это такое православие. Картинка про Малодушие что это такое православие. Фото Малодушие что это такое православиеОтец Алексий, что такое малодушие?

— Со значением понятия «малодушие» очень важно разобраться в самом начале нашего разговора, так как оно не имеет столь ясного и однозначного выражения, как, к примеру, уныние, сребролюбие, ложь, тщеславие.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества». Такого рода малодушие сводится к нерешительности, трусости и затрагивает, главным образом, душевные чувства и способности человека.

В.И. Даль в своем толковом словаре пытается отразить более глубокую духовную природу малодушия, определяя его как «отчаяние, упадок духа». В этом случае малодушие оказывается следствием действия в человеке таких страстей, как печаль и уныние, и находится с ними в синонимической связи.

Если мы попробуем заглянуть в другие словари, то найдем новые оттенки смысла данного слова, и все они будут иметь право на существование.

Вот почему мне кажется оправданным дать в пределах нашей беседы понятию «малодушие» следующую расширенную трактовку.

Малодушие — это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства. Различные проявления малодушия чаще всего замечаются нами в сфере земной деятельности человека, однако они всегда являются следствием тех духовных слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине человеческого сердца. Развитие малодушия неизбежно приводит к упадку духа и отчаянию.

В аспекте духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, должного настроя христианина следовать заповедям Божиим.

Чем сила духа отличается от силы воли? Кого, с православной точки зрения, можно назвать человеком с сильным духом?

— Тот конкретный смысл, который вкладывается в слова «сила духа» и «сила воли» разными людьми, может оказаться весьма неоднозначным. Давайте определимся с данными понятиями следующим образом.

Сила духа — сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей — тем сильнее дух человека. Согласно православному пониманию, быть сильным духом вне истинной веры и Церкви невозможно.

Сила воли — одна из врожденных, естественных сил человеческой души. Она не связана напрямую с духовно-нравственным совершенством человека и может быть направлена как на добро, так и на зло. Человек с сильной волей может быть и вне Церкви, вне благодатной жизни. В период социализма в СССР миллионы людей проявляли сильную волю ради служения коммунистическим идеалам. Однако вне действия Божественной благодати человек далеко не всегда способен употребить свою сильную волю на служение добру и во благо окружающим. Отсутствие духовной рассудительности может постепенно довести человека с сильной волей до таких извращенных форм, как тирания и жестокость. Нечто похожее на силу воли демонстрируют даже злоумышленники, когда оказываются готовыми пожертвовать своей жизнью в момент совершения преступления. Кроме того, если сильная воля не укрепляется действием Божественной благодати, она может быть легко утрачена человеком. Мне известно очень много примеров людей, которые в юности обладали сильной волей, были пламенными приверженцами высоких ценностей и идеалов, но уже в зрелом возрасте оказались слабовольными и разочаровавшимися в жизни.

Таким образом, человек, сильный духом, будет обладать и силой воли, так как дух, подкрепляемый Божественной благодатью, подчиняет себе все силы души, направляя их на служение Богу и ближним. Человек же, сильный волей, далеко не всегда обладает силой духа и не всегда оказывается способным проявлять сильную волю как положительное качество своей души.

Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление — всегда слабость. Преступник — это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости». Как правильно понимать эти слова? О какой слабости в них говорится?

— Мы отметили выше, что вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Крайним проявлением злой воли является преступление.

Поэтому в преступниках и грешниках только подобие мужества и силы воли. Более им свойственны трусость и слабость. Та слабость, жертвою которой они неоднократно становились в своей жизни: и тогда, когда позволили порочным мыслям пленить свою душу, и тогда, когда позорно поддавшись этому пленению, встали на преступный путь, и тогда, когда избирали способы совершения своих преступлений, свойственные только трусам и предателям.

На эту слабость преступников и указывает святитель Николай Сербский в приведенном вами высказывании — для того, чтобы люди не обольщались их ложным мужеством и героизмом.

Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, малодушии.

— В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием. А во-вторых, немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.

Однако эти внешние немощи, с одной стороны, для простых грешных людей, а с другой — для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер. Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни. Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от заразы греха.

Для праведников же, отмеченных благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет складываться легко и безоблачно и если различные внешние немощи по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то немощах праведников и совершается сила Божия.

Взаимосвязано ли малодушие с лжесмирением? Если да, то каким образом?

— О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным. Например, когда человек внешне показывает уважение к другому, а внутренне испытывает к нему ненависть и презрение; проявляет покорность и солидарность, а сам строит коварные планы; в глаза говорит комплименты, а за спиной источает ругательства.

Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием.

Лжесмирение может выражаться в лицемерии по отношению к вышестоящим. В этом случае человек может легко поступиться своим мнением, пренебречь правдой и справедливостью; он готов терпеть любые унижения, пойти на любые компромиссы с совестью, чтобы не испортить отношения с более сильными и влиятельными людьми, не остаться без их покровительства. Однако по отношению к слабым и беззащитным такой человек нередко ведет себя тиранично и жестоко. Например, не редкость, когда муж после унижений и неприятностей на работе, придя домой, вымещает свои негативные эмоции на жене и детях. Святые отцы совершенно справедливо настаивали на том, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество — по отношению к более сильным. Так, по отношению к начальнику на работе было бы мужественно высказать свое мнение, чтобы отстоять правду, а по отношению к жене и детям — смириться и потерпеть их недостатки.

Лжесмирение может проявляться в лицемерии по отношению к равным себе, когда человек хочет казаться в глазах окружающих добрым и учтивым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и исподтишка. В настоящее время многие считают, что выгодно казаться забитым, слабым и серым — так можно лучше устроиться в жизни, а также избежать многих неприятностей и конфликтов. Однако люди, рассуждающие таким образом, забывают, что для подобной комфортной жизни придется поступиться своею честью и принципами, придется трусливо молчать в тех обстоятельствах, когда попирается правда и справедливость. Такое состояние разрушительно сказывается на духовно-нравственной жизни человека, окончательно лишая его и силы воли, и силы духа.

Лжесмирение может проявляться и по отношению к нижестоящим, когда, например, начальник потакает грехам своих подчиненных, не спешит наказывать их за различные недостатки и промахи с той целью, чтобы снискать почет и похвалы вверенных его попечению людей, заручиться их благожелательностью и поддержкой, а также избежать заговоров и злоумышлений тех, кто может быть недоволен его требовательностью и твердостью.

Как видим, малодушие, связанное со лжесмирением, может выражаться различно — от явной трусости до более тонких проявлений, связанных со страстью тщеславия.

— Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие». Иначе говоря, между человеком погибающим и человеком спасающимся одна только разница — решимость. На чем должна быть основана эта решимость?

— Вокруг нас очень много искушений и соблазнов, которые являются помехой в нашем духовно-нравственном развитии, постоянно отбрасывают нас назад на пути ко спасению и жизни вечной. Мы часто склонны считать эти искушения и соблазны неопасными и невинными, а потому не проявляем должной решимости избегать их ради непорочного служения Богу. Нередко и силы духа для этого не хватает. Древние же отцы, в отличие от нас, имели такую решимость, а потому и достигли высот духовной жизни. Думаю, так можно кратко выразить смысл приведенного изречения преподобного Серафима.

Отец Геннадий Нефедов сказал: «Первый вопрос, который священник должен задать прихожанину на исповеди: „Чадо, како веруешь?“ А второй: „Что тебе мешает правильно верить и жить по вере?“ Тогда исповедь не превратится в перечисление неблаговидных дел и поступков, о которых сообщает на исповеди священнику верующий, причем не всегда при этом глубоко раскаиваясь в них». Как вы считаете, если бы батюшки всегда так проводили исповедь, у нас было бы больше крепких в вере мирян?

— Подобную форму исповеди могут взять на заметку многие священники, но ее ни в коем случае нельзя считать универсальной.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что у священнослужителей, совершающих таинство исповеди, существенно различен и опыт духовной жизни, и уровень познаний в вопросах веры, и склад личного характера. Весьма различны и исповедники, приносящие свое покаяние. Поэтому у каждого опытного священника в арсенале свои формы проведения исповеди, свои подходы — в зависимости от состояния кающегося и обстоятельств, при которых совершается таинство.

Главное — чтобы исповедь не сводилась к формальному перечислению грехов, а побуждала кающегося к непрестанной работе над собой, к реальному исправлению своих пороков и недостатков, к возрастанию в добре.

Источник

Избави меня от малодушия.

Малодушие что это такое православие. Смотреть фото Малодушие что это такое православие. Смотреть картинку Малодушие что это такое православие. Картинка про Малодушие что это такое православие. Фото Малодушие что это такое православие

Должен ли христианин уметь постоять за себя? Ситуации, порождающие этот вопрос, жизнь преподносит нам, увы, очень часто. Мы всегда можем столкнуться с хамством, непрофессионализмом и нечестностью, завуалированным или совсем голым вымогательством, незаконными требованиями… Мы всегда можем стать жертвой несправедливости, причем не только на улице, в транспорте, в каком-либо учреждении, но и дома, в семье. Не противостоять, не говорить «нет» означает соглашаться со злом, более того — поощрять все эти прискорбные явления к дальнейшему процветанию. Но всегда ли нас хватает на то, чтобы сказать «нет»? А если не хватает, то почему? И другой вопрос: всегда ли мы должны говорить это «нет», вступать в борьбу? Мы же христиане — может быть, когда-то лучше обратить другую щеку, отдать верхнюю одежду, пройти два поприща (ср.: Мф. 5, 39–41)? Или — как вариант — выскользнуть из неприятной ситуации молча и убежать от нее побыстрее ради сохранения душевного мира и духовного настроя? Обсудим эти проблемы.

Начну с примера из собственной жизни. В бурный период переезда и обустройства новой квартиры я вынуждена была пользоваться услугами одной широкопрофильной фирмы — ребята умели всё: и сантехнику устанавливать, и линолеум стелить, и проводку тянуть, и батареи менять, и створки окон отлаживать, чтоб закрывались. По окончании работ они называли весьма ощутимую сумму, которую я должна была отдать им наличкой (на месте руководства фирмы я организовала бы оплату услуг иначе), и сопровождали наш с ними расчет сердечной просьбой:

— Если вам позвонят из нашей конторы и спросят, сколько мы с вас взяли, скажите, что не столько, а меньше… Вы понимаете, мы — работяги (апелляция к народной солидарности), а они там — в креслах сидят, мышкой возят, вот вся их работа…

— Скажу, — обещала я, содрогаясь, стыдясь и тут же решая просто не брать трубку, если из этой фирмы впрямь позвонят. На мое счастье, ни разу не позвонили.

Что мешало мне сказать: «Нет, ребята, я врать не буду, я сейчас сама в вашу фирму позвоню и спрошу, не многовато ли вы с меня взяли»? Неуверенность в себе? Чувство зависимости? Страх негативной реакции?

Это плохое утешение, конечно, но я такая не одна. Мама моей подруги пришла, а вернее, приковыляла к врачу с варикозным воспалением обеих ног. Врач послал ее этажом выше, в процедурную. Медсестрица в процедурной скомандовала:

— Идите в аптеку — вон, через дорогу, купите упаковку одноразовых шприцев и перчатки. Принесете все это — тогда сделаю вам укол.

— Но мне очень больно ходить.

— Так сюда же Вы как-то пришли! — дернула плечом «волшебница в белом халате»…

Услышав от своей мамы этот рассказ, моя подруга рванулась к телефону — звонить главврачу и вообще устраивать скандал. Но мама буквально повисла у дочки на руке:

— Не надо! Мне еще не раз, возможно, придется к этой медсестре идти… Не к этой, так к другой, но из этой же поликлиники… Лучше не надо. Не умерла же я, сходив в эту аптеку, в конце концов…

Да, чувство зависимости, беззащитности, бесправия. Страх лишиться того, что худо-бедно еще дают…

[Рисунок Нино Чакветадзе] Тот, кто по тем или иным причинам не может или не хочет защищать себя, не защитит и близких, не говоря уже о прочих людях, и такие ситуации тоже на каждом шагу. Родители боятся заступиться за своих детей, которых травят одноклассники или третируют учителя: не сделать бы еще хуже. Жена не находит в себе сил защитить собственных родителей, с которыми ее муж разговаривает, как барин с прислугой…

Необходимо сказать еще и о том, что мы подчас боимся защитить себя, свои неотъемлемые права в Церкви, в храме. Среди писем с вопросами к правящему архиерею, приходящих на наш сайт, было такое: «В храме перед началом службы ко мне подошла незнакомая женщина и потребовала, чтобы я покинула храм. Причиной была ссадина у меня на ноге. Женщина сказала: “Вам нельзя сейчас находиться в церкви — вы с кровью”. Я не хотела уходить из церкви, но она пригрозила, что позовет охранника…»

Очень хотелось спросить бедного автора письма: а что же вы охранника-то церковного так испугались, он что — руки за спину вам вывернул бы, дубинкой бы вас бил, силой выволок. Сработало само слово «охранник» — на уровне рефлекса: тот, у кого власть. Сработала самоуверенность не в меру ревностной, притом невежественной прихожанки и неуверенность, неосведомленность, возможно, природная робость автора письма…

Просто робость. или это нужно назвать как-то иначе? Не зря же в вечерней молитве Иоанна Златоуста мы просим избавить нас от малодушия… За ним стоит маловерие, неумение доверять Богу, полагаться на Него, как следствие — человекоугодие. Лично у меня нет сомнений, что с этим нужно как-то справляться.

Впрочем, на мой взгляд, есть еще одна причина нашего неумения или просто нежелания защищать себя и других. Это, как ни странно, лень. Лень писать жалобы, идти в полицию, администрацию, отдел защиты прав потребителей, антимонопольное управление, прокуратуру, суд. Проще махнуть рукой…

…Да понимаю, понимаю я прекрасно, что порой и не в лени дело, а просто нет на это ни сил, ни времени. И вообще, невозможно превращать свою жизнь в непрерывное хождение по инстанциям и писание жалоб, эдак и в уме повредиться недолго…

Понимаю и согласна, но бывают случаи, когда мириться со злом действительно нельзя, когда добиться наказания виновных необходимо, а нам просто лень. И это тоже неправильно.

Из того, что Бог знает наши нужды, не следует, что мы сами не должны трудиться. Точно так же: из того, что Он нас защищает, не следует, что мы сами не должны защищать себя и тех, за кого мы в ответе; а следует совершенно противоположное.

Журнал «Православие и современность» № 43 (59)

Источник

О борьбе с малодушием

беседа с иереем Алек­сием Зай­це­вым,
свя­щен­ни­ком Свято-Тро­иц­кого храма г. Челя­бин­ска

«Если у чело­века нет силы воли, то он не может сде­лать ничего…
Чело­век духовно летит при помощи двух кры­льев: воли Божией и воли соб­ствен­ной. Одно крыло — Свою волю — Бог навсе­гда при­клеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно при­кле­ить к дру­гому плечу свое соб­ствен­ное крыло — волю чело­ве­че­скую. Если чело­век имеет силь­ную волю, то у него есть чело­ве­че­ское крыло, рав­но­дей­ству­ю­щее с крылом боже­ствен­ным, и он летит».
(Старец Паисий Свя­то­го­рец)

Отец Алек­сий, что такое мало­ду­шие?

— Со зна­че­нием поня­тия «мало­ду­шие» очень важно разо­браться в самом начале нашего раз­го­вора, так как оно не имеет столь ясного и одно­знач­ного выра­же­ния, как, к при­меру, уныние, среб­ро­лю­бие, ложь, тще­сла­вие.

«Тол­ко­вый сло­варь рус­ского языка» под редак­цией С.И. Оже­гова опре­де­ляет мало­ду­шие как «отсут­ствие твер­до­сти духа, реши­тель­но­сти, муже­ства». Такого рода мало­ду­шие сво­дится к нере­ши­тель­но­сти, тру­со­сти и затра­ги­вает, глав­ным обра­зом, душев­ные чув­ства и спо­соб­но­сти чело­века.

В.И. Даль в своем тол­ко­вом сло­варе пыта­ется отра­зить более глу­бо­кую духов­ную при­роду мало­ду­шия, опре­де­ляя его как «отча­я­ние, упадок духа». В этом случае мало­ду­шие ока­зы­ва­ется след­ствием дей­ствия в чело­веке таких стра­стей, как печаль и уныние, и нахо­дится с ними в сино­ни­ми­че­ской связи.

Если мы попро­буем загля­нуть в другие сло­вари, то найдем новые оттенки смысла дан­ного слова, и все они будут иметь право на суще­ство­ва­ние.

Вот почему мне кажется оправ­дан­ным дать в пре­де­лах нашей беседы поня­тию «мало­ду­шие» сле­ду­ю­щую рас­ши­рен­ную трак­товку.

Мало­ду­шие — это немощь души чело­века, кото­рому свой­ственно отсут­ствие твер­до­сти, реши­мо­сти и после­до­ва­тель­но­сти в дей­ствиях, вплоть до тру­со­сти и пре­да­тель­ства. Раз­лич­ные про­яв­ле­ния мало­ду­шия чаще всего заме­ча­ются нами в сфере земной дея­тель­но­сти чело­века, однако они всегда явля­ются след­ствием тех духов­ных сла­бо­стей и недо­стат­ков, кото­рые сокрыты в глу­бине чело­ве­че­ского сердца. Раз­ви­тие мало­ду­шия неиз­бежно при­во­дит к упадку духа и отча­я­нию.

В аспекте духов­ной жизни под мало­ду­шием мы пони­маем отсут­ствие реши­мо­сти, долж­ного настроя хри­сти­а­нина сле­до­вать запо­ве­дям Божиим.

Чем сила духа отли­ча­ется от силы воли? Кого, с пра­во­слав­ной точки зрения, можно назвать чело­ве­ком с силь­ным духом?

— Тот кон­крет­ный смысл, кото­рый вкла­ды­ва­ется в слова «сила духа» и «сила воли» раз­ными людьми, может ока­заться весьма неод­но­знач­ным. Давайте опре­де­лимся с дан­ными поня­ти­ями сле­ду­ю­щим обра­зом.

Сила духа — сила высшей сферы чело­ве­че­ской души, кото­рая в пра­во­слав­ной аске­тике и име­ну­ется духом. Дух по своей при­роде всегда обра­щен к Богу, и он не может счи­таться силь­ным, если чело­ве­че­ское сердце не испол­нено светом Боже­ствен­ной бла­го­дати, если в глу­бине его еще не изжиты грубые страст­ные вле­че­ния. Дей­ствие духа всегда руко­во­дится Про­мыс­лом Божиим и направ­лено только на добрые деяния, угод­ные Богу. Чем ближе чело­век к позна­нию истин­ного Бога, чем более его сердце освя­щено дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати, чем более сво­бодно оно от стра­стей — тем силь­нее дух чело­века. Согласно пра­во­слав­ному пони­ма­нию, быть силь­ным духом вне истин­ной веры и Церкви невоз­можно.

Сила воли — одна из врож­ден­ных, есте­ствен­ных сил чело­ве­че­ской души. Она не свя­зана напря­мую с духовно-нрав­ствен­ным совер­шен­ством чело­века и может быть направ­лена как на добро, так и на зло. Чело­век с силь­ной волей может быть и вне Церкви, вне бла­го­дат­ной жизни. В период соци­а­лизма в СССР мил­ли­оны людей про­яв­ляли силь­ную волю ради слу­же­ния ком­му­ни­сти­че­ским иде­а­лам. Однако вне дей­ствия Боже­ствен­ной бла­го­дати чело­век далеко не всегда спо­со­бен упо­тре­бить свою силь­ную волю на слу­же­ние добру и во благо окру­жа­ю­щим. Отсут­ствие духов­ной рас­су­ди­тель­но­сти может посте­пенно дове­сти чело­века с силь­ной волей до таких извра­щен­ных форм, как тира­ния и жесто­кость. Нечто похо­жее на силу воли демон­стри­руют даже зло­умыш­лен­ники, когда ока­зы­ва­ются гото­выми пожерт­во­вать своей жизнью в момент совер­ше­ния пре­ступ­ле­ния. Кроме того, если силь­ная воля не укреп­ля­ется дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати, она может быть легко утра­чена чело­ве­ком. Мне известно очень много при­ме­ров людей, кото­рые в юности обла­дали силь­ной волей, были пла­мен­ными при­вер­жен­цами высо­ких цен­но­стей и иде­а­лов, но уже в зрелом воз­расте ока­за­лись сла­бо­воль­ными и разо­ча­ро­вав­ши­мися в жизни.

Таким обра­зом, чело­век, силь­ный духом, будет обла­дать и силой воли, так как дух, под­креп­ля­е­мый Боже­ствен­ной бла­го­да­тью, под­чи­няет себе все силы души, направ­ляя их на слу­же­ние Богу и ближ­ним. Чело­век же, силь­ный волей, далеко не всегда обла­дает силой духа и не всегда ока­зы­ва­ется спо­соб­ным про­яв­лять силь­ную волю как поло­жи­тель­ное каче­ство своей души.

Свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский гово­рил: «Пре­ступ­ле­ние — всегда сла­бость. Пре­ступ­ник — это трус, а не герой. Потому всегда считай, что тво­ря­щий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по при­чине силы, а по при­чине сла­бо­сти». Как пра­вильно пони­мать эти слова? О какой сла­бо­сти в них гово­рится?

— Мы отме­тили выше, что вся воля чело­века как есте­ствен­ная сила души может быть направ­лена как на совер­ше­ние добра, так и на совер­ше­ние зла. Край­ним про­яв­ле­нием злой воли явля­ется пре­ступ­ле­ние.

В наше время, во многом бла­го­даря кине­ма­то­графу, пре­ступ­ники нередко вос­при­ни­ма­ются в каче­стве при­мера для под­ра­жа­ния — муже­ствен­ными, после­до­ва­тель­ными, воле­выми. Однако если вни­ма­тельно при­гля­деться к обсто­я­тель­ствам совер­ша­е­мых ими пре­ступ­ле­ний, то на деле все ока­жется совер­шенно иным. Если посмот­реть на насиль­ника, кото­рый изби­рает жерт­вой слабую жен­щину, посмот­реть на гра­би­теля, кото­рый вне­запно напа­дает с ору­жием на без­за­щит­ного чело­века, посмот­реть на вора, кото­рый ночью про­би­ра­ется в квар­тиру, пока никто его не видит и хозяев нет дома, посмот­реть на убийцу (кил­лера), кото­рый из укры­тия про­из­во­дит свой зло­ве­щий выстрел, — мы увидим, что здесь нет ника­кого муже­ства. Для кого-то кажется героем пре­лю­бо­дей, гото­вый идти на все ради «любви» к пороч­ной жен­щине. Но если вспом­нить о том, сколько стра­да­ния и боли этот чело­век при­чи­нил своей закон­ной жене и детям ради низкой стра­сти, мы поймем, что этот чело­век не герой любов­ных похож­де­ний, а просто пре­да­тель.

Поэтому в пре­ступ­ни­ках и греш­ни­ках только подо­бие муже­ства и силы воли. Более им свой­ственны тру­сость и сла­бость. Та сла­бость, жерт­вою кото­рой они неод­но­кратно ста­но­ви­лись в своей жизни: и тогда, когда поз­во­лили пороч­ным мыслям пле­нить свою душу, и тогда, когда позорно под­дав­шись этому пле­не­нию, встали на пре­ступ­ный путь, и тогда, когда изби­рали спо­собы совер­ше­ния своих пре­ступ­ле­ний, свой­ствен­ные только трусам и пре­да­те­лям.

На эту сла­бость пре­ступ­ни­ков и ука­зы­вает свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский в при­ве­ден­ном вами выска­зы­ва­нии — для того, чтобы люди не обо­льща­лись их ложным муже­ством и геро­из­мом.

Извест­ный ответ Гос­пода апо­столу Павлу гласит: «Сила Моя совер­ша­ется в немощи» ( 2Кор. 12:9 ). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, мало­ду­шии.

— В пра­во­слав­ной аске­тике слово «немощь» может пони­маться двояко. Сле­дует раз­ли­чать, во-первых, внут­рен­нюю немощь чело­века, кото­рая про­яв­ля­ется в пле­не­нии его души раз­лич­ными стра­стями, в том числе и уны­нием, и лено­стью, и мало­ду­шием. А во-вторых, немощь внеш­нюю, кото­рая про­яв­ля­ется в болез­нях тела, скор­бях и иску­ше­ниях, при­хо­дя­щих извне, неза­ви­симо от воли и жела­ния самого чело­века.

Однако эти внеш­ние немощи, с одной сто­роны, для про­стых греш­ных людей, а с другой — для пра­вед­ни­ков, отме­чен­ных Богом бла­го­дат­ными дарами, имеют прин­ци­пи­ально раз­лич­ный харак­тер. Для обыч­ного чело­века телес­ные недуги, внеш­ние напа­сти и скорби явля­ются след­ствием пора­же­ния его души гре­хов­ными неду­гами, дей­ствие кото­рых раз­ру­ши­тельно ска­зы­ва­ется как на его физи­че­ском здо­ро­вье, так и на всех обсто­я­тель­ствах жизни. Изба­виться от этих немо­щей можно через исце­ле­ние души от заразы греха.

Для пра­вед­ни­ков же, отме­чен­ных бла­го­дат­ными дарами, такие немощи посы­ла­ются Богом с той целью, чтобы Его угод­ники не воз­гор­ди­лись, но всегда пом­нили, Чьею силою совер­ша­ются ими чудные дела; чтобы они всегда осо­зна­вали есте­ствен­ную немощь чело­ве­че­ской при­роды, кото­рая может легко под­верг­нуться паде­нию и утра­тить вели­кие дары, лишив­шись Боже­ствен­ной бла­го­дати. Опыт духов­ной жизни пока­зы­вает, что пра­вед­ник, кото­рому многое дано от Бога, не может сохра­нить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет скла­ды­ваться легко и без­об­лачно и если раз­лич­ные внеш­ние немощи по Про­мыслу Гос­пода не будут зака­лять его сердце. В этих-то немо­щах пра­вед­ни­ков и совер­ша­ется сила Божия.

Вза­и­мо­свя­зано ли мало­ду­шие с лже­сми­ре­нием? Если да, то каким обра­зом?

— О лже­сми­ре­нии мы гово­рим в том случае, если внешне чело­век ведет себя сми­ренно, но внут­рен­нее его состо­я­ние не соот­вет­ствует внеш­нему, а зача­стую ока­зы­ва­ется прямо про­ти­во­по­лож­ным. Напри­мер, когда чело­век внешне пока­зы­вает ува­же­ние к дру­гому, а внут­ренне испы­ты­вает к нему нена­висть и пре­зре­ние; про­яв­ляет покор­ность и соли­дар­ность, а сам строит ковар­ные планы; в глаза гово­рит ком­пли­менты, а за спиной исто­чает руга­тель­ства.

Лже­сми­ре­ние имеет раз­лич­ные про­яв­ле­ния, и все они так или иначе свя­заны с мало­ду­шием.

Лже­сми­ре­ние может выра­жаться в лице­ме­рии по отно­ше­нию к выше­сто­я­щим. В этом случае чело­век может легко посту­питься своим мне­нием, пре­не­бречь прав­дой и спра­вед­ли­во­стью; он готов тер­петь любые уни­же­ния, пойти на любые ком­про­миссы с сове­стью, чтобы не испор­тить отно­ше­ния с более силь­ными и вли­я­тель­ными людьми, не остаться без их покро­ви­тель­ства. Однако по отно­ше­нию к слабым и без­за­щит­ным такой чело­век нередко ведет себя тира­нично и жестоко. Напри­мер, не ред­кость, когда муж после уни­же­ний и непри­ят­но­стей на работе, придя домой, выме­щает свои нега­тив­ные эмоции на жене и детях. Святые отцы совер­шенно спра­вед­ливо наста­и­вали на том, что истин­ное сми­ре­ние чело­века про­яв­ля­ется по отно­ше­нию к тем, кто слабее его, а истин­ное муже­ство — по отно­ше­нию к более силь­ным. Так, по отно­ше­нию к началь­нику на работе было бы муже­ственно выска­зать свое мнение, чтобы отсто­ять правду, а по отно­ше­нию к жене и детям — сми­риться и потер­петь их недо­статки.

Лже­сми­ре­ние может про­яв­ляться в лице­ме­рии по отно­ше­нию к равным себе, когда чело­век хочет казаться в глазах окру­жа­ю­щих добрым и учти­вым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и испод­тишка. В насто­я­щее время многие счи­тают, что выгодно казаться заби­тым, слабым и серым — так можно лучше устро­иться в жизни, а также избе­жать многих непри­ят­но­стей и кон­флик­тов. Однако люди, рас­суж­да­ю­щие таким обра­зом, забы­вают, что для подоб­ной ком­форт­ной жизни при­дется посту­питься своею честью и прин­ци­пами, при­дется трус­ливо мол­чать в тех обсто­я­тель­ствах, когда попи­ра­ется правда и спра­вед­ли­вость. Такое состо­я­ние раз­ру­ши­тельно ска­зы­ва­ется на духовно-нрав­ствен­ной жизни чело­века, окон­ча­тельно лишая его и силы воли, и силы духа.

Лже­сми­ре­ние может про­яв­ляться и по отно­ше­нию к ниже­сто­я­щим, когда, напри­мер, началь­ник пота­кает грехам своих под­чи­нен­ных, не спешит нака­зы­вать их за раз­лич­ные недо­статки и про­махи с той целью, чтобы снис­кать почет и похвалы вве­рен­ных его попе­че­нию людей, зару­читься их бла­го­же­ла­тель­но­стью и под­держ­кой, а также избе­жать заго­во­ров и зло­умыш­ле­ний тех, кто может быть недо­во­лен его тре­бо­ва­тель­но­стью и твер­до­стью.

Как видим, мало­ду­шие, свя­зан­ное со лже­сми­ре­нием, может выра­жаться раз­лично — от явной тру­со­сти до более тонких про­яв­ле­ний, свя­зан­ных со стра­стью тще­сла­вия.

— Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский гово­рил: «Если б реши­мость имели, то и жили бы так, как отцы, в древ­но­сти про­си­яв­шие». Иначе говоря, между чело­ве­ком поги­ба­ю­щим и чело­ве­ком спа­са­ю­щимся одна только раз­ница — реши­мость. На чем должна быть осно­вана эта реши­мость?

— Вокруг нас очень много иску­ше­ний и соблаз­нов, кото­рые явля­ются поме­хой в нашем духовно-нрав­ствен­ном раз­ви­тии, посто­янно отбра­сы­вают нас назад на пути ко спа­се­нию и жизни вечной. Мы часто склонны счи­тать эти иску­ше­ния и соблазны неопас­ными и невин­ными, а потому не про­яв­ляем долж­ной реши­мо­сти избе­гать их ради непо­роч­ного слу­же­ния Богу. Нередко и силы духа для этого не хва­тает. Древ­ние же отцы, в отли­чие от нас, имели такую реши­мость, а потому и достигли высот духов­ной жизни. Думаю, так можно кратко выра­зить смысл при­ве­ден­ного изре­че­ния пре­по­доб­ного Сера­фима.

Отец Ген­на­дий Нефе­дов сказал: «Первый вопрос, кото­рый свя­щен­ник должен задать при­хо­жа­нину на испо­веди: „Чадо, како веру­ешь?“ А второй: „Что тебе мешает пра­вильно верить и жить по вере?“ Тогда испо­ведь не пре­вра­тится в пере­чис­ле­ние небла­го­вид­ных дел и поступ­ков, о кото­рых сооб­щает на испо­веди свя­щен­нику веру­ю­щий, причем не всегда при этом глу­боко рас­ка­и­ва­ясь в них». Как вы счи­та­ете, если бы батюшки всегда так про­во­дили испо­ведь, у нас было бы больше креп­ких в вере мирян?

— Подоб­ную форму испо­веди могут взять на заметку многие свя­щен­ники, но ее ни в коем случае нельзя счи­тать уни­вер­саль­ной.

Необ­хо­димо учи­ты­вать то обсто­я­тель­ство, что у свя­щен­но­слу­жи­те­лей, совер­ша­ю­щих таин­ство испо­веди, суще­ственно раз­ли­чен и опыт духов­ной жизни, и уро­вень позна­ний в вопро­сах веры, и склад лич­ного харак­тера. Весьма раз­личны и испо­вед­ники, при­но­ся­щие свое пока­я­ние. Поэтому у каж­дого опыт­ного свя­щен­ника в арсе­нале свои формы про­ве­де­ния испо­веди, свои под­ходы — в зави­си­мо­сти от состо­я­ния каю­ще­гося и обсто­я­тельств, при кото­рых совер­ша­ется таин­ство.

Глав­ное — чтобы испо­ведь не сво­ди­лась к фор­маль­ному пере­чис­ле­нию грехов, а побуж­дала каю­ще­гося к непре­стан­ной работе над собой, к реаль­ному исправ­ле­нию своих поро­ков и недо­стат­ков, к воз­рас­та­нию в добре.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст учил: «Если на поле будут вырваны все сор­няки, но не будут посе­яны семена, что пользы в труде? Точно так же нет пользы и душе, если, отсе­кая злые дела, не насаж­дать в ней доб­ро­де­тели». Как вы дума­ете, почему сего­дня боль­шин­ство веру­ю­щих людей, уделяя много вни­ма­ния поиску своих грехов и недо­стат­ков, при этом про­яв­ляют нера­де­ние в раз­ви­тии доб­ро­де­те­лей (досто­инств души)?

— Пока­я­ние чело­века всегда начи­на­ется с позна­ния глу­бины своей гре­хов­но­сти. Однако иско­ре­нить обна­ру­жен­ные пороки и недо­статки воз­можно только в том случае, если, изго­няя злое, мы станем насаж­дать в своем сердце доб­ро­де­тели, про­ти­во­по­лож­ные своим преж­ним гре­хов­ным наклон­но­стям. Если пре­не­бречь раз­ви­тием в своем сердце доб­ро­де­те­лей, зло вер­нется с еще боль­шей силой. Об этом нас пре­ду­пре­ждал и Спа­си­тель: «Когда нечи­стый дух выйдет из чело­века, то ходит по без­вод­ным местам, ища покоя, и не нахо­дит; тогда гово­рит: воз­вра­щусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, нахо­дит [его] неза­ня­тым, выме­тен­ным и убран­ным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злей­ших себя, и, войдя, живут там; и бывает для чело­века того послед­нее хуже пер­вого» ( Мф. 12:43–45 ).

Почему совре­мен­ный веру­ю­щий чело­век слиш­ком часто оста­нав­ли­ва­ется на стадии позна­ния своих грехов и не делает сле­ду­ю­щий шаг к духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ство­ва­нию? Про­блема, мне кажется, в том, что путь насаж­де­ния доб­ро­де­те­лей тре­бует сего­дня от чело­века боль­шой жерт­вен­но­сти, отказа от многих земных радо­стей и уте­ше­ний, кото­рыми под­пи­ты­ва­ются пороки в нашем сердце. Совре­мен­ному обы­ва­телю, все­цело пора­бо­щен­ному мате­ри­аль­ной сто­ро­ной бытия, очень трудно отречься от части своего зем­ного досто­я­ния ради блага окру­жа­ю­щих его людей, чего неиз­менно тре­бует путь доб­ро­де­тель­ной жизни. Можно ска­зать и так: часто не хва­тает силы духа, чтобы пожерт­во­вать частью своего зем­ного бла­го­по­лу­чия.

Но здесь важно сде­лать первый шаг. Ведь чело­век, твердо решив­ший насаж­дать в своем сердце доб­ро­де­тели, скоро поймет, насколько велика духов­ная радость от совер­ше­ния благих дел, насколько ближе ста­но­вится к нему Бог как в духов­ной, так и в земной жизни.

Как вы счи­та­ете, может быть, одна из причин мало­ду­шия заклю­ча­ется в том, что чело­век не осо­знает все­мо­гу­ще­ство Бога, Его силу и мощь?

— Да, без­условно. Чело­веку, кото­рый не верит в Бога или имеет несо­вер­шен­ную веру, при­хо­дится упо­вать только на соб­ствен­ные силы и спо­соб­но­сти, руко­вод­ство­ваться только рас­че­тами земной логики. Однако мы пре­красно знаем, что соб­ствен­ные силы чело­века весьма огра­ни­чены, и нередко в жизни слу­ча­ются ситу­а­ции, из кото­рых не пред­став­ля­ется шанса выйти побе­ди­те­лем, если упо­вать только на земные сред­ства. Для многих это ста­но­вится пово­дом для мало­ду­шия.

Более того, если бы люди не упо­вали на Бога, то многим вели­ким собы­тиям как в личных судь­бах, так и в судьбе нашего Оте­че­ства не дано было бы свер­шиться. Возь­мем, к при­меру, осво­бож­де­ние Москвы от поля­ков в 1612 году народ­ным опол­че­нием К. Минина и князя Д. Пожар­ского. Это чудо стало воз­мож­ным только бла­го­даря вере народа в помощь Божию. Ведь в 1610 году Мос­ков­ская Русь прак­ти­че­ски пере­стала суще­ство­вать: в ней не стало ни царя, ни пра­ви­тель­ства, ни системы госу­дар­ствен­ного управ­ле­ния, ни армии, ни госу­дар­ствен­ной казны… На сто­роне поль­ского гар­ни­зона в Москве была хорошо обу­чен­ная армия мощ­ного госу­дар­ства — Речи Поспо­ли­той. Если бы рус­ские люди упо­вали только на соб­ствен­ные силы, сбор опол­че­ния пока­зался бы совер­шенно безум­ным пред­при­я­тием, шансов на победу не было бы. Однако наш народ крепко уповал на Бога, и победа была достиг­нута, вопреки рас­че­там земной логики.

Когда чело­век имеет живую веру в Бога, посто­янно осо­знает при­сут­ствие Творца в своей судьбе — это очень хоро­шее осно­ва­ние для борьбы с мало­ду­шием.

— Паисий Свя­то­го­рец учил: «Когда чело­век рас­по­ло­жен к подвиж­ни­че­ству, когда он молится и просит Бога умно­жить в нем силу воли, Бог помо­гает ему. Чело­век должен знать, что если он не пре­успе­вает, то [это значит, что] он либо совсем не при­кла­ды­вает воли, либо при­кла­ды­вает ее недо­ста­точно». Полу­ча­ется: чтобы духовно пре­успе­вать, мы должны молиться об укреп­ле­нии силы воли. А что, помимо молитвы, необ­хо­димо делать, чтобы раз­ви­вать свою силу воли? Как при этом не стать излишне само­уве­рен­ным?

— Для того чтобы духовно пре­успе­вать, мы просим Гос­пода о многих благах: о даре молитвы, пока­я­ния, сми­ре­ния, позна­ния своих грехов… В том числе и о том, чтобы Гос­подь укре­пил нашу волю в борьбе со стра­стями.

Мы уже гово­рили о том, что сле­дует раз­ли­чать силу воли и силу духа. Сила воли свя­зана с врож­ден­ными, есте­ствен­ными спо­соб­но­стями души, а сила духа — с тем, насколько наше сердце освя­щено светом Боже­ствен­ной бла­го­дати, насколько оно сво­бодно от стра­стей, насколько оно может слу­жить ору­дием Божиим. Чем силь­нее дух чело­века, чем более он устрем­лен к Богу, тем более он под­чи­няет себе силу воли чело­века, направ­ляя ее на слу­же­ние добру.

Поэтому для укреп­ле­ния соб­ственно силы воли суще­ствуют два пути. Во-первых, путь духов­ный — через очи­ще­ние сердца от гре­хов­ных неду­гов, через при­бли­же­ние его к Богу. Во-вторых, путь есте­ствен­ный — через пра­виль­ное вос­пи­та­ние, через осо­зна­ние ответ­ствен­но­сти за все свои поступки, через любовь к своей Родине и народу, через слу­же­ние ближ­ним, через физи­че­ское раз­ви­тие тела и т.д.

Только с помо­щью духов­ных упраж­не­ний, пре­не­бре­гая, напри­мер, вос­пи­та­нием и физи­че­ской под­го­тов­кой, волю силь­ной сде­лать не удастся. Но и пре­не­бре­же­ние духов­ной жизнью в пользу актив­ных тре­ни­ро­вок делает волю чело­века ущерб­ной, а силу ее — огра­ни­чен­ной. Исто­рия явля­ется сви­де­тель­ни­цей тому, как еще до хри­сти­ан­ства Рим­ская импе­рия знала многих достой­ных под­ра­жа­ния воинов, кото­рые на полях сра­же­ния пока­зы­вали вели­кое муже­ство и геро­изм. Но те же воины после битвы могли стать без­воль­ными рабами раз­врат­ных женщин, спо­соб­ными ради своих любов­ниц на самые жалкие и небла­го­вид­ные поступки. Те же воины могли стать рабами чре­во­уго­дия и пьян­ства, оста­ва­ясь в их при­ят­ном плену даже тогда, когда это ста­но­ви­лось угро­зой для их здо­ро­вья и жизни. Поэтому, с пра­во­слав­ной точки зрения, если сердце чело­века испол­нено стра­стей, если есте­ствен­ные силы его души не под­чи­нены духу — рано еще гово­рить о силь­ной воле.

Теперь затро­нем еще один аспект задан­ного вами вопроса. Что это значит, когда гово­рят, что воли чело­века бывает недо­ста­точно, что силы воли не хва­тает и т.д.?

Поз­волю себе при­ве­сти про­стую ана­ло­гию. Пред­ставьте себе юношу, кото­рый спо­со­бен под­нять штангу весом в 80 кило­грамм. А что, если от него потре­буют под­нять вес в 150 кило­грамм? Он ока­жется неспо­со­бен сде­лать это, так как сил у него в данное время для этого недо­ста­точно. Одного жела­ния, усилия воли здесь явно не хватит, необ­хо­димо потра­тить много вре­мени, при­ло­жить массу усилий для того, чтобы под­ня­тие веса в 150 кило­грам­мов стало реаль­но­стью. А если юноша пере­ста­нет тре­ни­ро­ваться, пре­дастся неге и рас­слаб­ле­нию, то и преж­ние 80 кило­грам­мов он ока­жется не в состо­я­нии под­нять. Так и в духов­ной жизни. Когда мы мало усер­дия при­ла­гаем к раз­ви­тию силы воли, к вос­пи­та­нию своей души, в слож­ных жиз­нен­ных ситу­а­циях нашей силы воли может ока­заться недо­ста­точно, и мы впадем в мало­ду­шие. Если потру­диться над раз­ви­тием силы духа и силы воли, то через неко­то­рое время многое для нас станет воз­мож­ным; а если пре­да­димся нера­де­нию после первых неудач, впадем в еще боль­шее мало­ду­шие и без­во­лие.

Всякий хри­сти­а­нин есть воин Хри­стов. Он может быть достой­ным этого высо­кого звания, только пре­одо­ле­вая мало­ду­шие. К сожа­ле­нию, то, что сейчас время слабых мужчин, оче­вид­ный факт. Каким должен быть пра­во­слав­ный муж­чина, и что ему мешает быть тако­вым?

— Если гово­рить кратко, пра­во­слав­ный муж­чина, прежде всего, должен быть верным чадом своей матери-Церкви. Он должен иметь живую веру в Бога, активно бороться со своими поро­ками и недо­стат­ками, стре­миться пред­по­чи­тать духов­ное душев­ному, вечное — вре­мен­ному, высо­кое — низ­кому. Он должен раз­ви­вать в себе силу духа, кото­рая пита­ется и укреп­ля­ется бла­го­да­тью Божией.

При этом он, без­условно, должен быть достой­ным граж­да­ни­ном своей Родины, спо­соб­ным послу­жить ей, пожерт­во­вать своим личным досто­я­нием ради общего блага; он не имеет права посту­паться своими прин­ци­пами, своими высо­кими цен­но­стями и иде­а­лами ни по при­чине мало­ду­шия и тру­со­сти, ни по при­чине земной коры­сти.

Еще очень важно, чтобы он был любя­щим мужем и отцом, кото­рый нико­гда не посту­пит бес­честно по отно­ше­нию к своим самым близ­ким людям, не пре­даст их ради вет­ре­ных страст­ных вле­че­ний, ком­форт­ной жизни и личных выгод.

Про­блема же слабых мужчин в нашем обще­стве свя­зана, в первую оче­редь, с непра­виль­ным вос­пи­та­нием. В совре­мен­ных семьях прак­ти­че­ски ничего не дела­ется для того, чтобы вырас­тить маль­чика буду­щим отцом, муже­ствен­ным и ответ­ствен­ным за свои поступки. Все чаще ребе­нок ста­но­вится цен­тром семьи, где все, начи­ная с роди­те­лей, пота­кают его сла­бо­стям. Кроме всего про­чего, силь­ных, бла­го­по­луч­ных семей у нас сего­дня очень и очень мало.

Стоит ли в такой ситу­а­ции удив­ляться сла­бо­сти и мало­ду­шию совре­мен­ных мужчин, ведь силу воли необ­хо­димо вос­пи­ты­вать долго и после­до­ва­тельно с самого рож­де­ния — она не раз­ви­ва­ется само­про­из­вольно.

Извест­ный пра­во­слав­ный инструктор-«рукопашник» сказал: «Неко­то­рые свя­щен­ники не бла­го­слов­ляют зани­маться бое­выми искус­ствами вообще. Не пони­мая осо­бен­но­стей воин­ского пути, они лишают сего­дняш­нее моло­дое поко­ле­ние физи­че­ской и воин­ской под­го­товки. И наши маль­чишки пере­стают быть муж­чи­нами уже под крылом Церкви». Что об этом можете ска­зать?

— Мне кажется, что военно-пат­ри­о­ти­че­ские клубы, осно­ван­ные на рус­ских боевых и куль­тур­ных тра­ди­циях, — немно­гое из того, что сего­дня спо­собно сбе­речь нашу страну от раз­ло­же­ния, а ее муж­скую состав­ля­ю­щую — от дегра­да­ции. Эти клубы нужны для маль­чи­шек, кото­рым сле­дует научиться защи­щать свою Родину и своих близ­ких. Если вос­пи­та­ние в клубе пра­вильно постав­лено, если не будут огра­ни­чи­ваться духов­ные потреб­но­сти уча­щихся, то это может при­ве­сти и к пре­успе­я­нию в духов­ной жизни.

Про­то­и­е­рей Игорь Шеста­ков, насто­я­тель нашего храма, несколько лет назад орга­ни­зо­вал и воз­глав­ляет до насто­я­щего вре­мени военно-пат­ри­о­ти­че­ский клуб «Воин». Неко­то­рые ребята при­хо­дили туда даже некре­ще­ными и неве­ру­ю­щими, но в клубе, бла­го­даря цер­ков­ному окорм­ле­нию, они обре­тали спа­си­тель­ную веру и при­ни­мали святое кре­ще­ние. В насто­я­щее время многие из них явля­ются актив­ными при­хо­жа­нами раз­лич­ных храмов Челя­бин­ской епар­хии. Таким обра­зом, пра­виль­ное вос­пи­та­ние маль­чи­шек в военно-пат­ри­о­ти­че­ских клубах может при­ве­сти и к рож­де­нию в духов­ной жизни. Уверен, что каждый батюшка, кото­рый окорм­ляет подоб­ного рода клубы и орга­ни­за­ции, при­ве­дет немало кон­крет­ных при­ме­ров выше­ска­зан­ному.

Сами же мона­стыри нередко пред­став­ляли собой надеж­ные кре­по­сти, спо­соб­ные дать отпор в случае вра­же­ского напа­де­ния и укрыть за своими сте­нами не только братию, но и без­за­щит­ных мирных людей. Я уже не говорю о том, что вла­де­ние боевым искус­ством на Руси вся­че­ски поощ­ря­лось для мирян, неза­ви­симо от их про­ис­хож­де­ния и бла­го­род­ства. Ведь начало регу­ляр­ной армии у нас было поло­жено только в XVIII веке.

Однако я более чем за 12 лет своего свя­щен­ни­че­ского слу­же­ния прак­ти­че­ски не встре­чал батю­шек, кото­рые бы столь риго­рично отно­си­лись к боевым искус­ствам.

Отец Алек­сий, из Нового Завета известно, что мало­ду­шие поки­нуло апо­сто­лов после того, как они при­няли Свя­того Духа. Можно ли гово­рить, что мало­ду­шие — это след­ствие нес­тя­жа­ния чело­ве­ком Духа Свя­того?

— Уже гово­ри­лось, что бла­го­дать Божия питает силу духа, а силь­ный дух непо­сред­ственно укреп­ляет и волю как есте­ствен­ную силу нашей души. Чем более без­бла­го­да­тен чело­век, тем слабее в нем воля, тем более он под­вер­жен мало­ду­шию.

Апо­сто­лов нельзя счи­тать мало­душ­ными людьми в срав­не­нии со своими ино­пле­мен­ни­ками. Однако до соше­ствия Свя­того Духа их сила воли имела пре­делы чело­ве­че­ского есте­ства. Бла­го­дать Божия впо­след­ствии поз­во­лила им совер­шить то, что пре­вы­шало есте­ствен­ные чело­ве­че­ские силы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *