Малоформатная торговля что это

Что ждет малоформатную торговлю в ближайшие 5 лет?

В начале 2020 года Минпромторг намерен представить на утверждение Правительству «Стратегию развития торговли до 2025 года». В ней особое внимание уделяется малому бизнесу и торговле разнообразных, в том числе уличных, форматов. Что сегодня мешает развитию малого бизнеса и как его регулировать, предприниматели и чиновники обсудили на форуме «Малый и средний ритейл», проведенном Министерством промышленности и торговли РФ и Ассоциацией малоформатной торговли в Москве 3 декабря.

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Как Минпромторг планирует развивать малые торговые форматы?

Проект стратегии был опубликован Минпромторгом в сентябре этого года. В целом стратегия развития торговли до 2025 года направлена на создание комфортной среды для граждан и предпринимателей через развитие торговли разных форматов. В проекте рассматриваются возможности для развития малого бизнеса, нестационарной, мобильной торговли, рынков, ярмарок, интернет-торговли и прочих.

Презентуя стратегию, директор департамента внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов отметил, что 60% малого бизнеса в России занято в торговле, а если прибавить к нему бытовые услуги и общепит, то можно сказать, что малый бизнес — это и есть торговля:

«Если мы стремимся развивать малый бизнес, нужно поддерживать развитие торговли разных форматов. Сейчас необходимо максимально освободить торговлю от административного гнета. Малый бизнес — ключевой элемент комфортной потребительской среды — просто «погребен» под административным давлением. Понятно, что у торговли всех форматов общие проблемы, но для малого бизнеса они стоят особенно остро».

В числе прочего стратегия предусматривает возрождение уличной торговли или стрит-ритейла. Поскольку жилая застройка в российских городах плохо для этого подходит, в стратегии предлагается создание пешеходных торговых улиц и возведение торговых галерей. Мипромторг выпустил на этот счет специальные методические рекомендации для региональных властей о том, как наполнить торговлей улицы городов и как регулировать этот сектор.

«Малый бизнес — важнейшее звено нашей экономики. Хочется, чтобы наконец, был принят многострадальный закон о регулировании нестационарной и развозной торговли, но нам еще предстоит вести работу в этом направлении, — прокомментировал стратегию Виктор Евтухов, замминистра торговли и промышленности РФ. — Однако благодаря тому, что мы много «раскачиваем» эту тему, проблема была сдвинута с мертвой точки, ситуация с малой торговлей и мелкой неформатной розницей меняется. Во многих регионах были приняты новые законы, которые способствуют развитию предпринимательства».

Также замминистра подчеркнул, что одно из важных направлений стратегии — развитие ярмарочной торговли. Так, правительство уже поддержало проект компании «Русские ярмарки» по созданию сети ярмарочных комплексов по всей стране и готово поддержать любые рабочие проекты по развитию ярмарок.

Представители Минпромторга на форуме отметили, что крупные розничные сети поддерживают проекты по развитию малоформатной розницы, понимая, что это формирует здоровую конкурентную среду и готовы оказывать посильную поддержку. «Да, крупным компаниям легче справляться с регуляторной нагрузкой, чем мелким, но все предприятия торговли очень зависят от законодательных изменений, мы все в одной лодке — отметил Сергей Беляков, председатель президиума Ассоциаций компаний розничной торговли (АКОРТ), выступая на форуме. — Стратегия развития торговли до 2025 года нам нравится, но хочется, чтобы в документе были отражены конкретные меры по снижению регуляторной нагрузки. И важно, чтобы в дальнейшем законодательные акты принимались в соответствии со стратегией, а не наоборот. Чтобы через два года стратегия не стала неактуальной, повторив судьбу многих других аналогичных стратегий».

Запретов стало слишком много

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Пока же мелкий и средний бизнес сталкивается с огромным количеством сложностей. На форуме представители бизнеса, региональных властей и эксперты обсуждали целый пласт проблем, которые приходится решать предпринимателям: от массового сноса торговых объектов в регионах, избыточных регуляторных требований, проверок до ассортиментных ограничений и угрозы новых ограничительных законопроектов.

«Иногда может показаться, что каждое отдельное требование или нововведение несущественно. Например, насколько сильно может повлиять на бизнес запрет на продажу безалкогольных энергетиков несовершеннолетним, который сегодня уже действует в половине регионов России? Их доля в обороте невелика, — прокомментировал модератор форума Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП «ОПОРА». — Но если мы сложим все ограничения — запрет на торговлю алкоголем и табаком в малых точках, маркировку, новые требования по выкладке молочной продукции и многое другое, — то на фоне многолетнего падения доходов населения картина формируется довольно депрессивная».

Ситуация с энергетиками привлекла внимание Минпромторга, потому что научных оснований для запрета оборота этой продукции не существует (это подтверждает в официальном письме в московскую ТПП главный психиатр-нарколог Минздрава России Е. А. Брюн.) Эксперты министерства считают историю с энергетиками опасной, поскольку это первое вторжение государства в розничную торговлю за пределами регулирования оборота подакцизных товаров.

«Многолетний рост ставок акцизов в России привел к значительному разрыву в уровнях ставок акцизов и, соответственно, цен на табачную продукцию в странах-членах ЕАЭС, с которыми нет таможенных границ. Это является ключевым фактором роста нелегальной торговли табаком, борьба с которой пока носит несистемный характер и не приносит весомых результатов», — добавил спикер. При этом Груздев положительно оценил законопроекты, направленные на борьбу с нелегальным табаком: увеличение штрафов за незаконное производство и сбыт табачной продукции, введение единой минимальной цены табачной продукции, установление ограничений на перемещение немаркированной табачной продукции физлицами для личного потребления.

Константин Райнот, управляющий по взаимодействию с органами власти «Филип Моррис» предупредил, что розница мало готова к запрету оборота немаркированной продукции, который вступит в силу 1 июля 2020 года.

И пока легальная розница инвестирует в подготовку к работе с маркированной продукцией (покупает оборудование, устанавливает программное обеспечение), нелегальные торговцы наращивают оборот контрафакта, а проблема нелегальных сигарет только усугубляется.

Участники форума сошлись во мнении, что победить проблему контрафакта при помощи только одной системы цифровой маркировки, призванной стать действенным инструментом против черного рынка, нельзя. Ее позитивный эффект на ситуацию с оборотом нелегального табака может проявиться гораздо позже запланированных сроков. Именно поэтому необходимо волевое решение властей разобраться с проблемой нелегальных сигарет в России: активная борьба с производителями, складами и распространителями нелегальной продукции.

Обратная сторона регулирования

Присутствующие на форуме представители региональных властей, кстати, согласились, что иногда в регионах тема торговли, особенно алкоголем, приобретает популистский характер и спекулируется политическими движениями в ущерб интересам бизнеса.

» onmouseover=»metrikaGoal(‘view_term_popup’)»> АКОРТ Евгений Адашев призвал участников форума совместно работать над оценкой фактического воздействия этих инициатив и делиться информацией, которая поможет привлечь внимание к возникающим проблемам и изменить ситуацию.

«Устранять барьеры и не создавать новые — вот, что нужно для развития торговли, малого и среднего бизнеса в стране, это должно стать приоритетом в работе общественных организаций и власти» — резюме форума, конечно, звучит оптимистично, но насколько реально могут помочь публичные обсуждения и стратегии?

«Через стратегии происходит продвижение нужных подходов. Это очень важно, — подытожил Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП „ОПОРА“. — Начиная с 2014 года, когда проблемами малого бизнеса начала заниматься команда замминистра Виктора Евтухова, многое изменилось. Раньше на встречах в рамках Недели российского ритейла вставали руководители из регионов и отчитывались о том, как они «душили, душили» мелкую торговлю. Теперь таких уже нет, пришли люди с другим взглядом и пониманием. И все больше появляется руководителей в регионах, которые понимают, что малую торговлю нужно развивать. Это все результат в том числе разработки, обсуждений и продвижения таких стратегий. Главное — не останавливаться».

Источник

Малые форматы торговли

Журнал «BTL-magazine» готовит к публикации статью, посвященную мерчендайзингу малых форматов торговли.
Не могли бы Вы выступить в качестве эксперта на страницах нашего издания и ответить на следующие вопросы:

Большое спасибо за предложение, попробую ответить на Ваши вопросы.

Что такое малые форматы торговли? Какие разновидности МФТ существуют на рынке?

К розничным предприятиям малого формата мы относим продуктовые магазины (мини-маркеты), магазины промышленных товаров, магазины на заправках, сети магазинов, розничные магазины типа «Бутик», «Спорт», овощные лавки, павильоны, киоски, лотки.
Рассмотрим подробнее продовольственные магазины.

На фоне глобализации форматов торговли страдают не только рынки, но и малый бизнес. Его удельный вес по сравнению с 2003 годом несколько сократился (на 0,9%), а доля крупных и средних предприятий продолжает увеличиваться: от 22,7% в январе-декабре 2003 года до 25,9% по итогам 2004 года. Однако такой дисбаланс заметили сети «Патэрсон» и «Седьмой континент». Помимо основного формата «супермаркет», они сделали ставку на небольшие магазины самообслуживания типа конвиньенс. Это один из самых перспективных форматов торговли. Он очень устойчив как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения востребованности покупателем. На мой взгляд, этот формат станет еще более востребованным в силу дефицита больших торговых площадей.

Торговая площадь магазина данного формата, как правило, колеблется в пределах 200-500м2 (ориентировочно). Ассортиментный перечень ограничен основными группами товаров повседневного спроса и составляет порядка 500-2000 наименований.

Конвиньенс находится в «шаговой» доступности от жилых районов, до 10 минут пешком, и предназначен для повседневных покупок 3-5 раз в неделю. Магазины данного формата обычно ориентированы на все категории покупателей, проживающих в шаговой доступности от магазина, независимо от уровня дохода.

Каковы особенности МФТ (оперативная логистика, небольшое полочное пространство и пространство зала, малые обороты, много (?) конкурентов…)?

В первую очередь надо сказать об ассортименте, т.к. успех такого магазина почти целиком зависит от правильно подобранного ассортимента. Как минимум ассортимент такого магазина должны составлять самые популярные и продаваемые товары. Конечно же полочное пространство в таком магазине ограничено и поэтому составить там грамотно ассортиментную матрицу будет нелегко.

Небольшая площадь, небольшой ассортимент, небольшое количество персонала, небольшое количество посетителей дают возможность магазину делать обслуживание покупателей индивидуальным, чего не могут себе позволить крупные магазины и оперативно реагировать на запросы и предпочтения покупателя в данном конкретном районе.

В чем выражаются преимущества и ограничения МФТ для мерчендайзинга?

Для мерчендайзинга в таких магазинах скорее больше недостатков, чем преимуществ. Запас продукции сделать сложно – складов нет или маленькие, полок недостаточно. Расположение для своего товара выбрать затруднительно, из-за маленькой площади. Представить продукцию тяжело из-за того, что на одной полке рядом будут стоять разные товарные категории.
К преимуществам, возможно, относится только то, что нет такого количества торговых марок-конкурентов на полке, да и проводить работу по представлению продукции несколько легче, т.к. нет такого пристального внимания мерчендайзеров конкурентов к этим торговым точкам. Но если речь идет о сетевом магазине со строгим контрактом, то все придется делать только через договор и оплату.

Какие позиции ассортимента следует ставить на полку, если пространство ограничено?

Поставщики называют такие товары «приоритетный ассортимент», сетевики называют «топ-100» или «маячковые товары». По правилу Парето это те самые 20% товаров, дающие 80% оборота в категории. По ним покупатели сравнивают цены, именно их покупают чаще всего. В зависимости от района и проживающих это могут быть совершенно разные товары. Например, в магазине коттеджного поселка никак не обойтись без хорошего ассортимента кормов для собак и кошек, т.к. животные, скорее всего, есть в каждом частном доме.

Каковы критерии отбора? Кто кого заказывает: ларек или поставщик?

Тут все зависит от магазина – сеть это или независимый магазин и от поставщика – крупный он или мелкий. Конечно, крупному поставщику не очень хочется идти на уступки мелкому одиночному магазину…

Какие виды POSM работают в МФТ?

В магазинах без самообслуживания – монетницы, шелфтокеры, шелфорганайзеры или просто фирменные, выделяющиеся ценники. О ценниках хочу сказать особенно. В одном маленьком магазинчике я постоянно покупаю мороженое. Там стоит фирменный холодильник одной торговой марки, но покупаю я постоянно другое мороженое, которое мне приносит продавец. И происходит это потому, что возле кассы, на высоком прилавке, на уровне глаз, на подставке стоят фирменные ценники этого мороженого. А большой фирменный холодильник другой торговой марки на маленьком расстоянии виден плохо, и поверхность выкладки мороженого в холодильнике расположена гораздо ниже уровня руки. Вот и делайте вывод.

Толкать к совершению покупки могут так же и средства наружного оформления, которым не всегда уделяется внимание в таких магазинах. Но Кока-кола это давно знает, и поэтому почти каждая вывеска одиночного магазинчика содержит логотип «Кока-кола».
Витрины маленьких магазинов часто завешены шторами. Это великолепный шанс разместить имеющиеся у Вас, изготовленные для крупных магазинов мобайлы, постеры и макеты коробок. В торговом зале эти материалы размещать бесполезно, на маленьких расстояниях крупные POS-материалы плохо заметны. А в витринах все это смотрится красиво и уместно, «по дороге к товару». Очень часто в своей практике вижу как ставятся задачи мерчендайзерам о размещении плакатов в торговых залах. Происходит это потому, что отдел маркетинга планирует бюджет на год, включает туда плакаты, изготавливает, а потом думает куда их деть. И никого не интересует, что в маленьком магазине действительно негде разместить плакат.
В маленьких магазинчиках с самообслуживанием задача POS-материалов сводится к тому, чтобы покупатель заметил товар среди малого количества переполненных полок. Тут для выделения подойдет целая гамма материалов для мест продаж – воблеры, шелфтокеры, ярлыки на горлышко бутылок, разнообразные нетрадиционные крепящиеся к полкам мини-мобайлы, флажки и даже напольные наклейки. Для мелкоштучного товара диспенсеры по-прежнему будут незаменимы, а вот фирменную стойку Вам навряд ли дадут куда-нибудь поставить. И даже если дадут, то условие выкладки только Вашего товара часто будет не соблюдено.

Источник

Право на точку

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Две семилетки

Пока на федеральном уровне не утвержден единый подход к юридическому оформлению права на размещение подобных объектов, к срокам их аренды. Правила долгие годы устанавливали муниципалитеты. В результате в одних населенных пунктах малоформатная торговля процветала, в других пришла в упадок.

В разработке нового законопроекта, призванного исправить ситуацию, принимали участие представители отрасли. Но в ходе многолетних согласований он оброс заградительными правками от различных ведомств.

Один из самых сложных моментов связан с продлением договоров аренды. Законопроект позволяет заключать договоры на пять-семь лет и продлевать их без торгов, но только один раз. По истечении второй семилетки площадь под НТО выставят на аукцион, а владельцу нестационарного объекта придется его сносить. В противном случае бывший собственник торговой точки и другие предприниматели, которые решат арендовать это место, окажутся в неравных конкурентных условиях.

С банкоматами на выход

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Петербургские власти и раньше пытались ограничить право владельцев НТО на сдачу помещений в субаренду. Однако предприниматели обжаловали этот запрет в арбитражном суде.

Исключить следует и пункт о специализации НТО, развивает тему президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов. Законопроект обязывает предпринимателей формировать не менее 80 процентов ассортимента товарами одной группы.

Кроме того, у местных властей в текущей редакции законопроекта остаются возможности для установки заградительных требований к арендаторам. Как полагает Владимир Меньшиков, единый подход следует распространить не только на сроки, но и на форму, условия и порядок заключения договоров аренды. Сейчас, согласно законопроекту, местные власти могут накладывать дополнительные ограничения на бизнес.

Адекватные правила игры

И Союз малых предприятий Санкт-Петербурга, и Ассоциация малоформатной торговли направили свои замечания законодателям. Эксперты уверены: если парламентарии откажутся от запрета субаренды, узаконят многократную пролонгацию договоров, оптимизируют соотношение товаров основной группы и сопутствующих товаров на прилавках НТО, конкретизируют условия и порядок заключения договоров аренды, новый закон принесет большую пользу отрасли.

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Интересен пример Вологды, власти которой разработали концепцию по наведению порядка в сфере нестационарной торговли вместе с предпринимателями.

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Более того, для предпринимателей, которые работают в правовом поле и оформляют павильоны в едином «вологодском» стиле, в течение трех лет предусмотрены льготы по оплате договоров. Такое решение летом прошлого года приняла Вологодская городская дума.

Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России:

Для этого мы и обсуждаем его и будем вносить поправки.

Источник

Путь к прилавку

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

По данным федерального Минпромторга, в 2020-м оборот малой продуктовой розницы сократился на 10-20 процентов по сравнению с 2019-м. А большинство крупных представителей продовольственного ретейла завершили прошлый год с хорошими результатами. Причины очевидны: весной ярмарки и рынки были закрыты. И даже когда местные власти начали снимать ограничения, многие горожане предпочли закупаться в сетевых магазинах у дома или, если есть такая возможность, в онлайн-супермаркетах.

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Аграрии Новгородской области стараются идти в ногу со временем. К примеру, сельскохозяйственный кооператив «Новгородский фермер», объединяющий 15 фермеров, весной прошлого года освоил онлайн-торговлю. Фермерские овощи, картофель, мясо, молоко, рыбу, ягоды, мед можно заказать домой через специальный сайт или по телефону. Доставка пользуется популярностью у новгородцев, в том числе у пенсионеров. Но работает она либо в ноль, либо в небольшой плюс. Фермеры стали тратить больше бензина, добавились расходы на амортизацию грузового автомобиля, заработную плату водителя и двух менеджеров, принимающих заявки и администрирующих сайт.

Распоряжение правительства РФ, направленное на расширение возможностей сбыта отечественной продукции, было опубликовано в конце января. Региональные власти должны принять необходимые нормативные акты в течение двух месяцев и направить сведения об этой работе в федеральный Минпромторг.

Новгородские фермеры, чтобы приблизиться к потребителям, надеются создать собственную сеть небольших торговых точек формата «у дома». Но пока существуют проблемы с получением земли. Ее выдают на конкурсной основе на один год. Риск лишиться всех вложений по истечении короткого срока аренды сдерживает реализацию проектов.

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

В Вологодской области к созданию торговых мест для некрупных местных производителей приступили до выхода в свет распоряжения правительства РФ. Вологодчина стала одним из немногих субъектов, узаконивших понятия «ремесленник» и «ремесленная деятельность». В продолжение этой работы здесь откроются специальные площадки, на которых мастера, официально получившие статус ремесленников, смогут продавать свои изделия.

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

— В ближайшее время планируем организовать встречу городских представителей власти и ремесленников. Параллельно организуем встречи представителей фермерского сообщества с властями Вологды и Вологодского района. Необходимо определить площадки, на которых жители региона смогут продавать собственноручно выращенную аграрную продукцию. Это должны быть места не обязательно в центре города, но с хорошей проходимостью, транспортной доступностью, наличием парковки. Кроме того, важно заранее обговорить, а затем нормативно утвердить, кто получит право торговать на новых рынках. Пусть это будут либо официально зарегистрированные фермеры, либо граждане, имеющие в собственности огороды. Ни в коем случае нельзя допустить на специальные площадки перекупщиков, продавцов импортной продукции.

По словам известного вологодского ремесленника, главы семейного кооператива из деревни Марфино Андрея Зимина, мастера готовы организовать в Вологде и крупных районных центрах постоянно действующие вернисажи. Речь идет не только о торговых, но и об образовательных площадках, о проведении интерактивных мероприятий для туристов, мастер-классов для детей.

(Комментарий подготовлен газетой «Курская правда»)

Михаил Аксенов, председатель комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области:

— В Курской области действует комплекс мер по поддержке и развитию фермерской торговли. На сегодня во всех муниципальных образованиях работает 56 постояннодействующих ярмарочных площадок. Также для продвижения продуктов питания местных товаропроизводителей и фермерской продукции, ежегодно в городе Курске в осенний период проводятся ярмарки выходного дня и плодоовощные ярмарки. В крупных сетевых предприятиях торговли расположены отделы по реализации фермерских товаров по принципу «магазин в магазине», где все желающие могут приобрести мясную, рыбную, молочную, плодоовощную, хлебобулочную и другую продукцию. Также в Курске действует объединение фермеров и ответственных производителей Кооператив «Ферма групп», в интернет-магазине которого можно заказать натуральные продукты. Способствуют этому продвижению и органы местного самоуправления.

(Комментарий подготовлен газетой «Алтайская правда», Барнаул)

Александр Евстигнеев, начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры:

Источник

Голос отрасли: как развиваются торговые ассоциации

Бизнес-объединения всегда играли важную роль в экономическом росте государств, и сегодня их значимость повышается. Возникновение деловых сообществ в виде ассоциаций свидетельствует о зрелости рынка, достижении такого уровня развития, при котором компании воспринимают друг друга не как конкуренты, а как партнеры, осознающие общность интересов.

Ассоциация позволяет участникам одного рынка обмениваться новыми идеями, анализировать различные подходы к ведению бизнеса, ускорять технологическое развитие. Одна из основных функций профессиональной организации – определение отраслевых стандартов. Нередко ассоциации взаимодействуют с органами исполнительной власти, активно лоббируя интересы своих членов. В России действуют несколько ассоциаций игроков ритейла и торгового маркетинга. Предлагаем рассмотреть такие объединения, как Ассоциация маркетинговых услуг (РАМУ), Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Ассоциация маркетинга в ритейле POPAI Россия, ECR Russia, Союз независимых сетей (СНСР), Руспродсоюз, Ассоциация малоформатной торговли, Ассоциация торгового маркетинга (АТМ), Ассоциация мерчандайзинговых агентств (АМА).

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Фото: A Lot Of People/shutterstock

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ)

Основана в 2001 году по инициативе ряда торговых сетей. Активно взаимодействует с федеральными министерствами и ведомствами, Государственной думой РФ, общественными объединениями, союзами и ассоциациями по широкому кругу вопросов, затрагивающих интересы розничной торговли. В настоящее время объединяет 27 крупнейших компаний различных сегментов ритейла и занимающих 25% рынка розничной торговли России.

АКОРТ принимает участие в выработке и согласовании законодательных инициатив, организует форумы, выставки и другие мероприятия, реализует инициативы, направленные на развитие российской торговой отрасли.

Является одним из организаторов подписания «Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров». Для применения кодекса создана специальная комиссия, разработавшая и утвердившая форму дополнительного соглашения к договору поставки и договору об оказании услуг по продвижению потребительских товаров. Это дополнительное соглашение подписывают все торговые сети, входящие в состав АКОРТ, и их поставщики.

В структуре АКОРТ работают координационный комитет, комитет по качеству, комитет по регулированию потребительского рынка, комиссия по обращениям и спорам по применению КДП и рабочая группа по транспорту.

До 1 мая 2021 года председателем президиума АКОРТ был Сергей Беляков. На данный момент председатель президиума не избран, до избрания руководителем Ассоциации является исполнительный директор Юрий Борисов.

POPAI Россия

Российское подразделение Международной ассоциации маркетинга в ритейле POPAI (Point of Purchase Advertising International), основанной в 1936 году (в 2015 году POPAI Global объединился с Association for Retail Environments, в результате чего создана международная ассоциация Shop!).

POPAI Россия работает с 2004 года и объединяет порядка 65 компаний, специализирующихся на стимулировании сбыта и оформлении торговых пространств.

Ассоциация проводит исследования рынка, организует семинары и круглые столы для производителей POS-материалов (POS – point of sales), клиентов-рекламодателей, представителей других сегментов рынка.

POPAI Россия организует для своих членов и партнеров поездки на международные выставки и конференции, retail safari и посещение производственных линий ведущих компаний-производителей мира.

Одним из направлений работы ассоциации является организация обучающих семинаров и программ для молодых специалистов области, проведение мастер-классов для специалистов.

Кроме того, она является организатором конкурса лучших достижений в области POS-материалов и in-store коммуникаций, который ежегодно проходит в Москве.

В структуре ассоциации в 2020 году созданы четыре комитета: по обучению и кадрам; по привлечению, взаимодействию и развитию компаний – участников ассоциации; по взаимодействию с другими ассоциациями и правительственными органами; по исследованиям и отраслевым стандартам.

POPAI Russia выпускает периодический бюллетень с новостями рынка, а также издает «Гид закупщика», подробный классификатор компаний – членов ассоциации, призванный помочь производителям и ритейлерам с выбором подрядчиков и партнеров.

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Основная задача любого профессионального объединения – делать рынок, на котором работают компании-участники, прозрачным, цивилизованным и понятным. Кроме того, это площадка для общения, которое сложно организуется без объединяющего центра. Особенностью именно нашей ассоциации является то, что часть рынка, которую мы объединяем, исторически находится в тени и недооценивается. Мы не ATL и не Digital, которые модны и интересны всем, но при этом представляем позицию огромного количества компаний и людей, задействованных в индустрии маркетинга в ритейле».

Ассоциация маркетинговых услуг (РАМУ)

Основана в 2001 году, объединяет 65 столичных и региональных агентств, специализирующихся на торговом и прямом маркетинге, BTL-мероприятиях, цифровых маркетинговых решениях, техническом мерчандайзинге и связях с общественностью. Свою миссию видит в защите интересов и развитии индустрии маркетинговых услуг, создании прозрачных и партнерских отношений между представителями отрасли, а также в формировании высоких стандартов.

С 2010 года РАМУ работает на основе объединенной исполнительной дирекции с Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР), с 2011-го – с Некоммерческим партнерством содействия развитию интерактивной рекламы IAB Russia, Клубом арт-директоров России ADCR.

РАМУ выпустила несколько исследований рынка, в том числе по мониторингу стоимости маркетинговых услуг, стоимости полевого персонала, отношению рекламодателей к рынку маркетинговых услуг. В 2020 году эксперты РАМУ объединили всех участников рынка на одной «карте». Компании поделены на блоки в зависимости от сферы услуг, на которых они специализируются: мерчандайзинг, технический мерчандайзинг, аутсорсинг продаж, административный аутсорсинг, трейд-мотивация, shopper marketing, retail audit и e-com trade marketing. Всего на «карте» представлены 70 компаний.

Лариса Фортуна, президент РАМУ

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

РАМУ объединяет лидеров рынка и сильнейших игроков отрасли. Задача РАМУ не только защищать и отстаивать интересы профессионального сообщества, но и развивать индустрию маркетинговых услуг, создавать прозрачную и эффективную систему взаимодействия между всеми участниками рынка. Ассоциация активно разрабатывает и внедряет отраслевые стандарты, проводит бизнес-исследования и составляет рейтинги индустрии, привлекает инвестиции, способствует развитию сферы маркетинговых услуг в регионах.

В конце прошлого года ассоциация презентовала концепцию позиционирования «Интегрированный маркетинг в действии», в основе которой заложена идея интегрированного подхода в маркетинге, предполагающего оперативный характер реагирования на актуальные запросы рынка, широкий выбор инструментов и синергетический эффект воздействия.

На данный момент это основной курс по всем направлениям деятельности комитетов РАМУ.

Оперативное реагирование требует комплексного подхода и в законотворческой деятельности. Поэтому мы занимаемся выстраиванием эффективного диалога участников рекламной индустрии с представителями власти. Например, сейчас активно обсуждаются вопросы идентификации сообщества и корректной классификации услуг. Важно своевременно реагировать на изменения и взаимодействовать уже на этапе разработки новых постановлений, которые должны помогать развитию отрасли.

ECR (Efficient Consumer Response)

Некоммерческое партнерство представителей ритейла, производителей и отраслевых ассоциаций. Национальные отделения ECR существуют в 40 странах мира. Российское сообщество ECR появилось в 2004 году, объединяет 57 производителей, 19 розничных сетей и 6 ассоциаций.

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

В структуре созданы профильные рабочие группы, в работе которых принимают участие и эксперты торгового маркетинга. Исполнительный директор ECR Russia Максимиллиан Мусселиус: «Мы должны быть достаточно изобретательными, настойчивыми и доверять друг другу, чтобы раскрыть поистине огромный потенциал сотрудничества между поставщиками и сетями».

Союз независимых сетей России (СНСР)

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Создан в 2006 году, объединяет более 40 региональных розничных сетей, порядка 2500 магазинов. Основные задачи – содействовать созданию благоприятного предпринимательского климата, принятию законов, отражающих интересы всех участников; организовывать обмен лучшими практиками ведения бизнеса, перенимать опыт работы других организаций. Среди направлений работы – развитие партнерства с бизнес-объединениями, поддержка отраслевых конференций, выставок, премий; взаимодействие с государственными органами власти, отраслевыми союзами, информационный обмен между членами союза.

Директор СНСР Иван Бабухадзе: «От больших игроков наших союзников отличают привлекательность продукта и собственное производство. Мы также чаще общаемся с локальным потребителем и легче адаптируемся под его интересы. К тому же во многих компаниях оживает направление франшизы, с которой они могут выходить за пределы региона».

Ассоциация «Руспродсоюз»

Профессиональное объединение производителей и поставщиков продуктов питания, созданное в 2009 году. Включает более 400 производителей и поставщиков продовольственных товаров. Основные цели: представление интересов отрасли в государственных органах исполнительной и законодательной власти, межотраслевое саморегулирование, популяризация принципов добросовестного поведения в отдельных регионах России, взаимодействие с федеральными и региональными торговыми сетями.

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков: «Сегодня особое внимание союза направлено на развитие экспортного потенциала российских производителей. Пока российский экспорт – один из самых дешевых в мире, потому что основной объем вывозимого продовольствия составляет сырье – зерновые и масличные культуры, а не продукты переработки. Надо, чтобы предприятия пищевой промышленности генерировали маржинальность, создавали и экспортировали продукты с высокой добавленной стоимостью. «Руспродсоюз» стремится способствовать производителям в стабильном развитии бизнеса».

«Ассоциация малоформатной торговли» (АМТ)

Зародилась в 2012 году, когда было организовано Всероссийское движение «Коалиция киоскеров». В 2014 году это движение переименовано в «Коалицию владельцев малых торговых форматов и киоскеров». Главная цель – объединение усилий для защиты интересов мелкорозничной торговли разных регионов страны в конструктивном диалоге с государством, достижение равных прав малого торгового бизнеса с крупными сетями, развитие малого бизнеса, в том числе нестационарных его форм, как в количественных, так и в качественных показателях.

Президент АМТ Владлен Максимов: «В регионах появляется все больше руководителей, которые понимают, что малую торговлю нужно развивать. Это результат разработки, обсуждений и продвижения законодательных инициатив, таких как «Стратегия развития торговли до 2025 года». Главное – не останавливаться».

Ассоциация торгового маркетинга (АТМ)

Появилась в 2020 году, миссия – совместная работа брендов, ритейлеров и сервисных компаний над формированием положительного покупательского опыта.

Основанием для создания стало наличие проблем и болевых точек в индустрии торгового маркетинга, а также осознание необходимости взаимодействия всех его сторон: и агентств, и производителей, и торговых сетей.

В ассоциации образованы профильные рабочие группы, отвечающие за создание стандартов; развитие взаимодействия участников рынка, включая реализацию совместных пилотных проектов, направленных на повышение эффективности торгового маркетинга; проведение регулярных исследований рынка и формирование рейтинга; за формализацию отрасли и популяризацию профессии мерчандайзера.

Среди членов ассоциации – крупнейшие трейд-маркетинговые агентства, компании – производители товаров повседневного спроса и торговые сети.

Александр Попов, президент Ассоциации торгового маркетинга

Малоформатная торговля что это. Смотреть фото Малоформатная торговля что это. Смотреть картинку Малоформатная торговля что это. Картинка про Малоформатная торговля что это. Фото Малоформатная торговля что это

«На сегодняшний день в России возникло несколько ассоциаций, занимающихся торговым маркетингом. АТМ – это молодая ассоциация, в которой много драйва, куда пришли участники, действительно желающие что-то сделать для индустрии. Что особенно важно, это участие в ассоциации представителей производителей и ритейла. У АТМ нет задачи конкурировать с другими ассоциациями. Сейчас настало время объединяться, только так мы сможем продвинуть наш рынок вперед. Поэтому АТМ открыта для сотрудничества с другими ассоциациями по различным проектам. И если честно, я лично надеюсь, что когда-нибудь всем участникам рынка удастся объединиться в одну сильную и представительную ассоциацию».

Ассоциация мерчандайзинговых агентств (АМА)

Первое объединение узкопрофильных специалистов в области мерчандайзинга. Образована в августе 2020 года, среди целей и задач – развитие индустрии мерчандайзинговых услуг, взаимодействие с органами власти и структурами по вопросам развития рынка мерчандайзинговых услуг, разработка стандартов качества мерчандайзинговых услуг, разработка профессиональных методов оценки мерчандайзинговых агентств.

Членами ассоциации являются компании с опытом работы в отрасли не менее трех лет, реализовавшие мерчандайзинговые проекты не менее чем для десяти брендов.

В структуре работает клиентский комитет, куда входят представители компаний – заказчиков услуг. Ассоциация проводит обучающие вебинары для участников рынка. Возглавляет АМА генеральный директор ITM Group Ярослав Плинк.

Из истории возникновения объединений предпринимателей

Объединения торговцев и ремесленников существовали еще в Древней Греции, Китае, Римской империи. Позднее начали образовываться купеческие гильдии, берущие свое начало в римских коллегиях, и цехи – объединения промышленников, охватывающие практически все ремесла.

Появление гильдий относят к XI веку и связывают с необходимостью экономического развития городов. Основной задачей объединений купцов являлась защита их экономического интереса. Уже к началу XII века купеческие гильдии набрали такую власть, что практически исключили возможность конкурировать с ними. Наибольшее проявление это явление имело в Италии, Фландрии и Франции. В XIII веке гильдии стали основной силой, обеспечивающей экономический рост средневековых городов.

Позже стали создаваться торговые палаты. В 1762 году появилась американская Chamber of Commerce of State New York, работающая и по сей день. Общество создано двадцатью купцами для защиты и продвижения своих интересов. Важным шагом стало привлечение к участию целого ряда влиятельных бизнес-лидеров Нью-Йорка, таких как Джон Д. Астор, Питер Купер и Дж. П. Морган. Они участвовали в реализации ряда ключевых проектов региона. Уже к 1900 году в Нью-Йорке было около ста таких ассоциаций.

В Европе торговые платы получили свое распространение во времена правления Наполеона. К 1802 году на территории Франции существовало 176 бизнес-ассоциаций. Изначально их основной функцией являлось консультирование властей по поводу изменения цен, а также внесение поправок в законодательство в интересах предпринимателей и ведение статистического учета. Постепенно деятельность затрагивала все больше сфер.

В 1937 году посредством объединения Национальной ассоциации преподавателей маркетинга и Американского маркетингового общества была образована Американская ассоциация маркетинга (American Marketing Association), работающая по сей день. Ассоциация продвигает стандарты профессиональных этических норм и ценностей, распространяет лучшие практики в сфере маркетинга и способствует развитию профессиональных компетенций.

В 1948 году создана ESOMAR (European Society of Marketing Research Professionals), объединяющая европейские компании и организации в сфере маркетинговых исследований и исследований общественного мнения. Членство в ESOMAR означает соблюдение членом определенных стандартов проведения исследований и служит определенной гарантией высокого качества исследований.

Деловое представительство в России

В России в XIX веке практически в каждом городе существовали различного рода ассоциации. Так, в 1870 году устав Московской биржи узаконил существование Биржевого общества, возглавляемого избираемым Биржевым комитетом, который должен был стоять на защите интересов предпринимателей перед государственными и общественными организациями.

В начале XX века работало более 150 предпринимательских организаций. Но в советские времена все ассоциации бизнеса прекратили свое существование и появились снова только на рубеже 1990-х годов. В постперестроечное время доминировало индивидуальное представительство интересов бизнеса, превалировало значение реализации личных интересов бизнес-элиты вопреки каким-либо принципам деловой этики или условиям контракта.

Спустя десятилетие ситуация кардинально изменилась, на первое место встали формализация отношений с государством, а также установка легальных отношений между бизнес-структурами. Инструментами их реализации стали бизнес-ассоциации, создающие возможность диалога между бизнесом и государством. Наиболее успешны в этом крупнейшие предпринимательские союзы: РСПП, «Опора России», «Деловая Россия» и ТПП.

Первой российской ассоциацией бизнеса стала Торгово-промышленная палата РФ (ТПП). На законодательном уровне за ней закреплены особый правовой статус и монополия на оказание отдельных видов услуг в сфере сертификации товаров для международной торговли.

Постепенно сложилась двухуровневая система ассоциаций бизнеса, где первый уровень занимают четыре упомянутые объединения, а второй – множество региональных и отраслевых ассоциаций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *