Мамин сибиряк зимовье на студеной чему учит
Образ Елески в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Зимовье на Студеной»
Разделы: Литература
На доске: вогулы – прежнее название народа манси (коренного населения Ханты-Мансийского округа)
I. Постановка учебной задачи.
– Мы должны выяснить, как создается образ Елески, и подготовиться к сочинению на эту тему.
– Что такое образ? Чем он отличается от характеристики?
(Запись в тетрадь: образ – это характер, созданный средствами поэтического искусства. Характеристика героя – это составная часть понятия образ. Понятие образ = характеристика + приемы.)
– Какие приемы создания образа вы знаете?
(Портрет, речь, поступки героя, характеристика через предметы, авторское отношение и т.д.)
– Сформулируйте вопрос к сочинению по теме: “Образ Елески в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка “Зимовье на Студеной”.
– Какими средствами создается образ Елески?
Ш. Работа с текстом.
– Кто главный герой рассказа?
– Что мы знаем о прошлом Елески?
– Назовите главное слово в портретной характеристике Елески.
– Почему лицо Елески было безобразным?
(Это случилось во время охоты. “Не в первый раз выходил на зверя с рогатиной да с ножом; но на этот раз сплоховал: поскользнулась у Елески одна нога, и медведь насел на него. Рассверепивший зверь обломал охотника насмерть, а лицо сдвинул ударом лапы на сторону. Едва приполз Елеска из леса домой, и здесь свой знахарь лечил его целых полгода; остался жив, а только сделался уродом”.)
– Нам известно, что Елеска – охотник. Что вы можете сказать о нем как об охотнике? Докажите.
– Как оказался Елеска в зимовье?
(После того, как обломал Елеску медведь, он “не мог далеко уходить в лес, как прежде, не мог промышлять наравне с другими охотниками.”. “В своей деревне делать Елеске было нечего, кормиться мирским подаянием не хотел, и отправился он в город Чердынь, к знакомым купцам, которым раньше продавал свою охотничью добычу. Может, место какое-нибудь обыщут Елеске богатые купцы. И нашли.”)
– Как характеризует Елеску тот факт, что он не захотел оставаться в деревне?
(Он гордый человек, не хочет жить “мирским подаянием”. Елеска трудолюбивый, он готов выполнять любую посильную работу, чтобы прокормиться.)
– Как живется Елеске в зимовье?
(Рассказ с привидением примеров из текста.
Елеске одному в зимовье очень трудно. Он живет бедно, в ветхой избушке, окно которой затянуто рыбьим пузырем. Каждый день он занимается охотой или рыбной ловлей, чтобы обеспечить себя на год одеждой, запасами хлеба и пороха. Однако муки ему на год не хватает – в нее старик подмешивает толченую сухую рыбу. Каждый день Елеска борется с трудностями.
Он “состарился и боялся только одного, что придет смертный час и некому будет его похоронить”
Итак, Елеска обладает безобразной внешностью. Попытаемся заглянуть во внутренний мир героя.)
– Что же скрывается за изуродованным лицом?
(В данном случае внешность оказалась обманчивой. Елеска – добрый, ласковый, искренний человек, способный на сильные чувства. Старик любуется красотой природы, смотрит “на почерневшую реку, на глухой лес, зеленой стеной уходивший туда, к студеному морю, на чуть брезжившие горы в верховьях Студеной, – смотрит и не шевелится, охваченный своей тяжелой стариковской думой”. Он постоянно вспоминает свою прошлую жизнь.)
– Что вас удивило в этом человеке?
– Как характеризуют Елеску эти факты?
(Елеска – человек очень сильный духом. Он не жалуется на судьбу, не просит большего, а стойко переносит свое одиночество. Утешение находит в молитвах, искренне обращается к Богу: “со слезами тоже молюсь”. Старик ценит то, что у него есть, и появление по весне перелетных птиц – для него настоящий праздник.)
– Что нам известно о герое в самом начале рассказа?
(В начале рассказа автор изображает одинокого старика, живущего с собакой Музгарко.)
– На что вы обратили внимание?
(Д.Н.Мамин – Сибиряк называет кличку собаки, однако нам еще не известно имя главного героя.)
– Почему автор поступает именно так? Обоснуйте свое мнение.
(Елеска – природный человек. Людей видит один раз в год. Он живет в зимовье, занимается охотой и рыбной ловлей, любит и прекрасно знает лес: “старик на двадцать верст от своей избушки знал каждое дерево”. Неслучайно описание жизни героя чередуется с изображением картин природы. Старик живет не среди людей, а в лесу, поэтому можно говорить, что он природный человек. Его имя и не названо.)
– Когда мы узнаем, как зовут героя рассказа?
(Читателю становится известным имя героя, когда автор рассказывает о его прошлом.
Удивительны отношения Елески и Музгарко.)
– Что автор пишет о них?
(“И любил же ее ( собаку) старик гораздо больше, чем любят люди друг друга.Ведь она для него была все и тоже любила его”.)
– Как Елеска разговаривает с Музгарко?
(Старик то ворчит на пса, то дразнит его, то называет братом и обращается к нему на равных. Елеска ценит своего друга и очень дорожит им.)
IV. Анализ эпизода (Приложение 1).
1. Медленное чтение.
2. Работа по схеме (Приложение 2).
Данный эпизод – кульминация действия.
В отрывке говорится о том, как умирает собака и бедный старик прощается со своим верным другом. Автор приходит к выводу, что нет ничего страшнее, чем утрата близких; в данном случае Елеска Шишмарь переживает трагедию смерти Музгарко.
Старик не представлял своей жизни без этой собаки, поэтому, когда он увидел, что его верный друг мертв, “Елеска похолодел: это была его смерть”.
Описание сцены прощания строится на изобразительных средствах: эпитетах: “горе лютое”, “ужасная, голодная смерть”, “несчастный старик”; метафорах: “смерть пришла”, “надежда умерла”; сравнениях: «ветер завывает, точно голодный волк«, повторах: “воет пурга” (начало абзацев второго и пятого), «воет пурга уже две недели«, «две недели не выходит из своей избушки старик”, “и ничего, ничего не осталось для него, кроме смерти”. С помощью олицетворения оживает природа: “Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завивает в лесу, точно голодный волк; избушка Елески совсем потонула в снегу”.
В данном эпизоде использованы и морфологические выразительные средства: обилие глаголов создает динамику происходящего (“Плачет, убивается старик, а помочь нечем; “Учуяли беду, пришли к избушке и завыли”; “Некому теперь их пугнуть, облаять, подманить на выстрел”; “Вскочил он, вздул огня, зажег лучину, подошел к собаке, – Музгарко лежал мертвый”; “Три дня долбил он мерзлую землю, сделал могилу и со слезами похоронил в ней верного друга”).
Чтобы доказать, насколько дорог Музгарко Елеске и какова горечь потери для бедного старика, автор по-разному называет собаку: “над больной собакой”, “кормилец ты мой”, “верный друг”, “родной ты мой”, “Музгарко”, “мертвый друг”,“верный друг”.
В тексте звучат риторические вопросы “Куда он без собаки?” и т.д. Мы понимаем, что старик не может жить без Музгарко.
Данный эпизод можно назвать “Прощание Елески с верным другом”.
– Какое решение принимает Елеска?
(“Тошно ему теперь показалось оставаться в своей избушке”. Пережив еще одну трагедию, потеряв единственное любящее его живое существо, он решает уйти в родные края».)
– Что случится с Елеской?
– Каково отношение автора к своему герою? Докажите.
VI. Подведение итогов урока. Выводы.
– Какими средствами создается образ Елески?
(Запись в тетрадь: Д.Н.Мамин-Сибиряк создает образ Елески с помощью портрета, авторской характеристики, поступков героя, отношений с Музгарко, авторского отношения.)
VП. Домашнее задание.
– Написать сочинение на тему: “Образ Елески в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка “Зимовье на Студеной”.
Анализ эпизода (отрывка) прозаического произведения.
1. Роль эпизода (отрывка).
1 Данный эпизод является экспозицией (кульминацией, развязкой действия).
2. Отрывок является характеристикой героя.
3. Прозаический текст является описанием (природы, помещения, интерьера, поступков героя, авторским размышлением).
2. Тема.
1. Темой текста является …
2. Текст посвящен (описанию, размышлению, рассуждению)…
3. В отрывке рисуется картина…
4. В эпизоде раскрывается картина…(говорится о….)
3. Основная мысль.
1. Основная мысль текста заключена в словах…
2. Автор приходит к выводу, что…
3. Писатель рисует картину…(рассуждает, размышляет, описывает), чтобы доказать…
4. Название отрывка (эпизода).
1. Данный эпизод (отрывок) можно назвать…
2. Название рассказа … раскрывает тему…
5. Образная система.
1. Описание природы (картины, характера, интерьера, военной сцены) строится на изобразительных средствах…
2. Эпитеты помогают нарисовать картину…
3. Привлекают внимание художественные определения…
4. Писатель использует олицетворения (метафоры, сравнения)…
5. С помощью олицетворения оживает природа…
6. Изобразительные средства помогают раскрыть тему.
7. Сравнения (эпитеты, олицетворения) помогают раскрыть характер героев (рисуют внешний облик героев): передают авторскую оценку предмета или явления.
8. Наиболее удачными определениями (сравнениями) являются…
6. Синтаксические конструкции.
1. В тексте используются предложения разных конструкций…
2. Простые предложения конкретизируют мысль…
3. Используется прямой и обратный порядок слов в предложении…
4. Обратный порядок слов используется для более полного выражения мысли…
5. Восклицательные предложения увеличивают эмоциональность отрывка (эпизода)…
6. Точка указывает на законченность предложения.
7. В тексте звучат риторические вопросы…
8. Тире указывает на результативность действия…
9. Тире указывает на результативность действия…
7. Выводы.
Изобразительные средства, конкретные предложения, знаки препинания раскрывают тему (отрывка) эпизода…
Д. Н. Мамин-Сибиряк. “Зимовье на Студеной”
27. Зимовка на Студёной, про собаку Музгарко (ЕГЭ по русскому)
Собака — самый верный и преданный друг человека испокон веков. Это животное всегда готово прийти на помощь своему хозяину, оно также понимает и чувствует его настроение. В чём проявляются взаимоотношения собаки и человека? Этой сложной проблеме посвящён текст Дмитрия Наркисовича Мамин-Сибиряка.
Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор текста рассказывает об одном старике, жившем в избушке в лесу вместе с псом Музгарко.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Герой очень любил свою собаку, разговаривал с ней, вместе ходили на охоту, «ведь она была для него всё…». Старик проживал с питомцем своё тяжёлое «старое одиночество» и вечную тишину. Стоит обратить внимание на то, как относился мужчина к своему другу: «любил же её гораздо больше, чем люди любят друг друга», — поясняет писатель. Этот пример позволяет понять, что собаки отвечают на любовь своих хозяев безграничной преданностью. Также Музгарко отлично понимал жителя леса и знал его настроение. Когда старик был охвачен думой, умная собака прижималась к нему и «жалобно моргала». Она была согласна и «помирать» с ним, лишь бы быть всегда вместе с героем. Поступок пса показывает, что он понимает душевное состояние человека, старается сочувствовать ему. Два приведённых примера позволяют понять: несмотря ни на что собаки любят своих хозяев, отвечают им верностью и пытаются отвлечь их от трудностей жизни.
Позиция автора ясна и чётко выражена. Размышляя над проблемой, автор подводит читателя к выводу о том, что взаимоотношения человека и собаки проявляются во взаимной помощи. Музгарко очень любил старика, был преданным ему во всем и готов сделать для него всё, чтобы быть рядом с хозяином. Человек, в свою очередь, отвечал ему бесконечной любовью и заботой и относился к нему, как к человеку, разговаривая с ним.
Трудно не согласиться с Дмитрием Наркисовичем. Действительно, собака становится преданной, если она чувствует заботу и ласку от человека. Однажды приручив, пёс будет верным до конца своей жизни.
Таким образом, автор текста убеждает нас в том, что собаки понимают и чувствуют настроение своих хозяев. Они отвечают на любовь и заботу человека бесконечной преданностью.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id75269
Зимовье на Студёной — краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка (сюжет произведения)
Главный герой рассказа – старик Елеска, который жил один в тайге. Раньше у него была семья, он жил в деревне Чалпан. С детства Елеска занимался охотой, так как все добывали себе на пропитание только этим. У Елески была жена и дети – два мальчика и девочка. Думал он, что жить будет хорошо, но эпидемия холеры унесла всех его родных. Сам он был на охоте далеко от дома, а когда вернулся, то все были уже мертвы.
Как-то раз на охоте он встретился с медведем, который покалечил мужчину. Долго выхаживал его знахарь, но он стал уродливым. Долго быть на охоте Елеска теперь не мог. Стал искать себе другое занятие. Купцы предложили ему работу сторожа в зимовье на реке Студеной. Добраться туда люди могли только зимой по льду. Они обещали ему привозить еду и одежду. Елеска согласился жить там, чем с голоду дома умирать. Но только первый год доставили они старику еду, а потом он все покупал на то, что заработает от охоты и рыбалки.
Наступила зима, река встала, и к Елеске приехал обоз. Парень с обоза привез ему петуха. С ним будет старику веселее, он поет как часы. Парень уехал и остался старик опять один. В одну из ночей он почувствовал неладное, встал и увидел, что собака его сдохла. Хоронил ее старик и плакал. Он знал, что сам скоро умрет, без нее он не мог охотиться. Медведей-шатунов и волков некому будет отпугивать от двора. Старик решил пойти в город. Посадил петуха в мешок, взял еду и пошел. По дороге петуха с мешком утащили волки, старик умер.
Старик лежал на своей лавочке, у печи, закрывшись старой дохой из вылезших оленьих шкур. Было рано или поздно – он не знал, да и знать не мог, потому что светало поздно, а небо еще с вечера было затянуто низкими осенними тучами. Вставать ему не хотелось; в избушке было холодно, а у него уже несколько дней болели и спина и ноги. Спать он тоже не хотел, а лежал так, чтобы провести время. Да и куда ему было торопиться? Его разбудило осторожное царапанье в дверь, – это просился Музгарко, небольшая, пестрая вогульская собака, жившая в этой избушке уже лет десять.
– Я вот тебе задам, Музгарко. – заворчал старик, кутаясь в свою доху с головой. – Ты у меня поцарапайся…
Собака на время перестала скоблить дверь своей лапой и потом вдруг взвыла протяжно и жалобно.
– Ах, штоб тебя волки съели. – обругался старик, поднимаясь с лавки.
Он в темноте подошел к двери, отворил ее и все понял, – отчего у него болела спина и отчего завыла собака. Все, что можно было рассмотреть в приотворенную дверь, было покрыто снегом. Да, он ясно теперь видел, как в воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок. В избе было темно, а от снега все видно – и зубчатую стенку стоявшего за рекой леса, и надувшуюся почерневшую реку, и каменистый мыс, выдававшийся в реку круглым уступом. Умная собака сидела перед раскрытой дверью и такими умными, говорящими глазами смотрела на хозяина.
– Ну, што же, значит, конец. – ответил ей старик на немой вопрос собачьих глаз. – Ничего, брат, не поделаешь… Шабаш.
Собака вильнула хвостом и тихо взвизгнула тем ласковым визгом, которым встречала одного хозяина.
– Ну, шабаш, ну, што поделаешь, Музгарко. Прокатилось наше красное летечко, а теперь заляжем в берлоге…
На эти слова последовал легкий прыжок, и Музгарко очутился в избушке раньше хозяина.
– Не любишь зиму, а? – разговаривал старик с собакой, растопляя старую печь, сложенную из дикого камня. – Не нравится, а.
Колебавшееся в челе печки пламя осветило лавочку, на которой спал старик, и целый угол избушки. Из темноты выступали закопченные бревна, покрытые кое-где плесенью, развешанная в углу сеть, недоконченные новые лапти, несколько беличьих шкурок, болтавшихся на деревянном крюку, а ближе всего сам старик – сгорбленный, седой, с ужасным лицом. Это лицо точно было сдвинуто на одну сторону, так что левый глаз вытек и закрылся припухшим веком. Впрочем, безобразие отчасти скрадывалось седой бородой. Для Музгарки старик не был ни красив, ни некрасив.
Пока старик растоплял печь, уже рассвело. Серое зимнее утро занялось с таким трудом, точно невидимому солнцу было больно светить. В избушке едва можно было рассмотреть дальнюю стену, у которой тянулись широкие нары, устроенные из тяжелых деревянных плах. Единственное окно, наполовину залепленное рыбьим пузырем, едва пропускало свет. Музгарко сидел у порога и терпеливо наблюдал за хозяином, изредка виляя хвостом.
Но и собачьему терпенью бывает конец, и Музгарко опять слабо взвизгнул.
– Сейчас, не торопись, – ответил ему старик, придвигая к огню чугунный котелок с водой. – Успеешь…
Музгарко лег и, положив остромордую голову в передние лапы, не спускал глаз с хозяина. Когда старик накинул на плечи дырявый пониток, собака радостно залаяла и бросилась в дверь.
– То-то вот у меня поясница третий день болит, – объяснил старик собаке на ходу. – Оно и вышло, што к ненастью. Вона как снежок подваливает…
За одну ночь все кругом совсем изменилось, – лес казался ближе, река точно сузилась, а низкие зимние облака ползли над самой землей и только не цеплялись за верхушки елей и пихт. Вообще вид был самый печальный, а пушинки снега продолжали кружиться в воздухе и беззвучно падали на помертвевшую землю. Старик оглянулся назад, за свою избушку – за ней уходило ржавое болото, чуть тронутое кустиками и жесткой болотной травой. С небольшими перерывами это болото тянулось верст на пятьдесят и отделяло избушку от всего живого мира. А какая она маленькая показалась теперь старику, эта избушка, точно за ночь вросла в землю…
К берегу была причалена лодка-душегубка. Музгарко первый вскочил в нее, оперся передними лапами на край и зорко посмотрел вверх реки, туда, где выдавался мыс, и слабо взвизгнул.
– Чему обрадовался спозаранку? – окликнул его старик. – Погоди, может, и нет ничего…
Собака знала, что есть, и опять взвизгнула: она видела затонувшие поплавки закинутой в омуте снасти. Лодка полетела вверх по реке у самого берега. Старик стоял на ногах и гнал лодку вперед, подпираясь шестом. Он тоже знал по визгу собаки, что будет добыча. Снасть действительно огрузла самой серединой, и, когда лодка подошла, деревянные поплавки повело книзу.
Снасть состояла из брошенной поперек реки бечевы с поводками из тонких шнурков и волосяной лесы. Каждый поводок заканчивался острым крючком. Подъехав к концу снасти, старик осторожно начал выбирать ее в лодку. Добыча была хорошая: два больших сига, несколько судаков, щука и целых пять штук стерлядей. Щука попалась большая, и с ней было много хлопот. Старик осторожно подвел ее к лодке и сначала оглушил своим шестом, а потом уже вытащил. Музгарко сидел в носу лодки и внимательно наблюдал за работой.
– Любишь стерлядку? – дразнил его старик, показывая рыбу. – А ловить не умеешь… Погоди, заварим сегодня уху. К ненастью рыба идет лучше на крюк… В омуте она теперь сбивается на зимнюю лежанку, а мы ее из омута и будем добывать: вся наша будет. Лучить ужо поедем… Ну, а теперь айда домой. Судаков-то подвесим, высушим, а потом купцам продадим…
Старик запасал рыбу с самой весны: часть вялил на солнце, другую сушил в избе, а остатки сваливал в глубокую яму вроде колодца; эта последняя служила кормом Музгарке. Свежая рыба не переводилась у него целый год, только не хватало у него соли, чтобы ее солить, да и хлеба не всегда доставало, как было сейчас. Запас ему оставляли с зимы до зимы.
– Скоро обоз придет, – объяснил старик собаке. – Привезут нам с тобой и хлеба, и соли, и пороху… Вот только избушка наша совсем развалилась, Музгарко.
Осенний день короток. Старик все время проходил около своей избушки, поправляя и то и другое, чтобы лучше ухорониться на зиму. В одном месте мох вылез из пазов, в другом – бревно подгнило, в третьем – угол совсем осел и, того гляди, отвалится. Давно бы уж новую избушку пора ставить, да одному все равно ничего не поделать.
Главный герой рассказа – старик Елеска, который жил один в тайге. Раньше у него была семья, он жил в деревне Чалпан. С детства Елеска занимался охотой, так как все добывали себе на пропитание только этим. У Елески была жена и дети – два мальчика и девочка. Думал он, что жить будет хорошо, но эпидемия холеры унесла всех его родных. Сам он был на охоте далеко от дома, а когда вернулся, то все были уже мертвы.
Как-то раз на охоте он встретился с медведем, который покалечил мужчину. Долго выхаживал его знахарь, но он стал уродливым. Долго быть на охоте Елеска теперь не мог. Стал искать себе другое занятие. Купцы предложили ему работу сторожа в зимовье на реке Студеной. Добраться туда люди могли только зимой по льду. Они обещали ему привозить еду и одежду. Елеска согласился жить там, чем с голоду дома умирать. Но только первый год доставили они старику еду, а потом он все покупал на то, что заработает от охоты и рыбалки.
Наступила зима, река встала, и к Елеске приехал обоз. Парень с обоза привез ему петуха. С ним будет старику веселее, он поет как часы. Парень уехал и остался старик опять один. В одну из ночей он почувствовал неладное, встал и увидел, что собака его сдохла. Хоронил ее старик и плакал. Он знал, что сам скоро умрет, без нее он не мог охотиться. Медведей-шатунов и волков некому будет отпугивать от двора. Старик решил пойти в город. Посадил петуха в мешок, взял еду и пошел. По дороге петуха с мешком утащили волки, старик умер.
Также читают:
Рассказ Зимовье на Студёной (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Интереснейшее произведение, способное задеть каждого, у кого есть сердце, называется «Чернильное сердце». Оно написано немецкой писательницей Корнелией Функе. Краткое содержание данного шедевра русской литературы представлено в данной статье.
В самом начале романа мы видим главную героиню Денизу Бодю, оставшуюся в бедственном положении. Она приезжает с братьями в Париж к дяде, который торгует тканями.
По жанровой направленности произведение является диалогом философа, основная тема которого заключается в размышлении о проблеме любви.
Повествование получает развитие с момента, когда объединенное войско Набукко подступает к стенам Иерусалима. Они намерены взять его осадой. Все в городе притаились, они с трепетом и страхом ожидают, что вот начнется битва