Манга евангелион о чем
Настоящий конец «Евангелиона»: о чём «Евангелион 3.0+1.0»
Фрагмент постера аниме / Studio Khara
Настоящий конец «Евангелиона»
Оригинальный сериал Neon Genesis Evangelion вышел в 1995 году и получил небывалую популярность даже среди тех, кто не знаком с жанром «меха». Помимо сражающихся в постапокалиптическом мире роботов аниме отличалось психологизмом, метафоричностью, обилием отсылок на религию и культуру. Поначалу происходящее вписывается в каноны жанра: четырнадцатилетний Синдзи Икари избран пилотировать боевого робота Evangelion-01 (коротко Ева-01) в сражении против неизвестных опасных сущностей — ангелов. Он находит новых друзей, становится увереннее в себе и успешно преодолевает трудности, стоящие перед ним.
Со временем тон повествования меняется. Теперь Neon Genesis Evangelion — тяжелейшее драматическое произведение про эскапизм и самопознание. В биороботах оказывается больше человеческого, чем в некоторых пилотах. Организация NERV, призванная защищать мир от ангелов, теперь не спасители человечества, а причина его вымирания. На такой ноте завершается сериал, однако через два года выходит фильм Neon Genesis Evangelion: The End of Evangelion, показавший альтернативное завершение этой истории.
На завершение этой истории потребовалось 26 лет.
Сюжет Evangelion: 3.0+1.0 Thrice Upon a Time начинается после Четвёртого удара. Трое главных героев оказываются на полуразрушенной Земле без своих Евангелионов. Рассмотрим героев и то, как их позиционирует Анно.
Пилот Евы-01, сын главы NERV. После смерти друга-пилота Каору Нагисы из-за взрыва управляемого WILLE DSS-ошейника, разработанного для уничтожения пилотов в случае, если они выйдут из-под контроля, Синдзи находится в глубоком шоке. Он не может есть, спать и даже говорить. Гибель близкого человека насколько ранила Икари, что он не способен находиться даже в обществе двух оставшихся пилотов, не говоря уже о принятии каких-либо решений касаемо дальнейшей борьбы с NERV. Он чувствует неподъёмный груз вины за то, что фактически стал причиной апокалипсиса.
Пилот самого первого Евангелиона — Евы-00. Её тело создано главой NERV Гэндо Икари для выполнения задач NERV, а душа перенята у его покойной жены Юи. Глава NERV множество раз клонировал Рэй, её оригинальная версия погибла. Вместе с другими пилотами на Земле оказывается одна из копий Аянами, не имеющая воспоминаний о «своём» прошлом и ныне управляющая Евой-09. Это первая копия, получившая возможность познать мир вместо слепого выполнения приказов.
Аска Лэнгли Сорью (Шикинами)
Пилот новейшего Евангелиона-02. После запуска серии Шикинами, наряду с серией Аянами, оригинальную Аску неоднократно клонировали. В фильме фигурирует лишь одна из её копий. Теперь они с Мари часть WILLE — организации под командованием Мисато Кацураги, которая борется с NERV. От прежней Аски осталась не только оболочка: Шикинами всё ещё в плену своих детских травм и комплексов. Тем не менее, из всех трёх пилотов она остаётся наименее оторванной от реальности. Аска предпринимает попытки вывести из шока Синдзи, но не из любви, а из чувства долга перед WILLE.
Мари Илластриэс Макинами
Пилот Евы-08, оригинальный персонаж ребилдов. Одна из первых, кто догадался о замыслах Гэндо. Теперь сражается с его организацией на стороне WILLE.
Пилот-замена Евы-02. На самом деле — самый сильный ангел в обличии человека. Погиб из-за взрыва управляемого WILLE ошейника в третьем ребилде, чтобы не стать спусковым крючком нового удара. После Третьего удара, когда Синдзи получил волну ненависти в свою сторону за помощь в его свержении, Каору стал его главной поддержкой.
Бывшая сотрудница NERV и опекун Синдзи и Аски. После раскрытия плана комплементации человечества стала лидером WILLE. В фильме с командой учёных управляет флагманом Wunder. Её характер изменился после гибели её возлюбленного Кадзи и свершения Третьего удара, теперь она холодно и рассчётливо относится к людям, даже к Синдзи.
Глава организации NERV, автор плана по комплементации человечества. В третьем ребилде он вновь пытается инсценировать апокалипсис, для чего использует Каору в качестве тринадцатого ангела.
Повествование начинается неторопливо. Копия Рэй, Аска и Синдзи скитаются по разбитой после апокалипсиса Земле. Они натыкаются на Деревню-3 — поселение выживших людей, которые перешли на натуральное хозяйство и решили возродить жизнь в привычном её понимании. В Деревне пилоты встречают своих бывших одноклассников. У них есть дети, домашние животные, работа и быт. Ранее мы были знакомы лишь с одним тепловодным пингвином — Пен-Пеном, которого Мисато забрала из лаборатории. Теперь этот вид разросся до целой колонии и живёт неподалёку от бывшего штаба NERV. Всё вокруг пропитано жизнью, кроме самих спасителей человечества. Копия Рэй не знает основ общения, а лишь умеет выполнять приказы. Аску будто не волнует происходящее вокруг, а Синдзи настолько замкнулся в себе, что сбегает жить на берег озера у штаба NERV, лишь бы не видеть других пилотов.
Таким образом, главный герой произносит первое слово лишь на 40-й минуте фильма. Этот режиссёрский ход подчёркивает его бессилие на данном этапе повествование, и всё внимание забирает открывающая мир Рэй. Зритель должен забыть про Синдзи. Анно говорит: «тот, кто ничего не делает, не существует для остальных». Этот посыл подчёркивает одну из важнейших тем истории — вред эскапизма.
Новая Рэй как несмышлённый ребёнок пытается постичь простые радости людской жизни. Она общается с семьёй бывших одноклассников Тодзи и Хикари Судзухары, работает на рисовом поле, ухаживает за детьми и активно общается с местным населением. Через Аянами первую треть фильма зритель знакомится с тем, как живут обычные люди после Третьего удара. Несмотря на трудности, они проявили силу воли, собрали накопившиеся знания и приняли решение продолжать жить. Даже некогда аморфная Рэй поддерживает их стремление.
Тем временем, Синдзи не может оправиться от шока после произошедшего. Можно сказать, он изо всех сил сопротивляется продолжающейся жизни, ведь до сих пор ненавидит себя. Через несколько дней копия Рэй распадается от нехватки техподдержки на глазах Синдзи. Как только «кукла» адаптировалась к жизни без приказов, она тотчас же погибла без кукловода. После этого Икари всё же решает вернуться с Аской в WILLE, и с этого момента повествование резко набирает темп.
Вторая треть фильма посвящена операции WILLE по противодействию NERV. Сложно передать содержимое этой части без критически важных спойлеров, поэтому обратимся напрямую к антуражу.
Герои путешествуют в открытом космосе на флагмане Wunder, который Кадзи заранее подготовил для содержания всех видов семян растений на случай апокалипсиса. Таким образом, в фильме интерпретируется миф про Ноев Ковчег. Перед смертью Кадзи говорит:
А что, разве только человечество заслуживает жизни?
Сами они напоминают оазисы посреди пустыни. Апокалипсис изменил жизнь каждого, однако за то время, когда пилоты находятся среди выживших, складывается ощущение безопасности. Люди живут так, будто опасность навсегда миновала, и можно продолжать свою размеренную жизнь дальше. Тем временем, когда герои возвращаются в Wunder, зритель сразу же вспоминает, что это совсем не так. Анно интерпретирует эскапизм именно как нежелание продолжать «настоящую» жизнь, где люди сами отвечают за свои действия и принимают действительно важные решения.
Во время попытки совершения Дополнительного удара, который должен закончить начатое в третьем ребилде, происходит вторжение пилотируемых Аской и Мари Евангелионов на территорию NERV. Мы видим то, что осталось от планеты. Проще говоря, месиво из слоёв AT-полей и других Ев. Сперва зрителю непонятно, что вообще происходит, однако этот антураж — полный хаос — как раз способствует правильному восприятию происходящего.
Как видит Хидэаки Анно
Прежде всего я хочу порадовать себя, а не аудиторию. Если другие люди смотрят то, что я наснимал, — это хорошо, но это как смотреть мастурбационное шоу. Я ублажал себя, а другие люди на это смотрят.
Хидэаки Анно, интервью 1996 г.
Зрители после выхода фильма.
Насколько новый ребилд хорош в плане сюжета, ровно настолько он плох с точки зрения диалога со зрителем. Порой даже реплики героев, в которых прямо объясняется происходящее, не спасают от фрустрации.
Композиция фильма состоит из трёх описанных выше частей. В первой нас глазами Рэй погружают в деревенскую жизнь обычных людей, во второй мы видим эпичные бои роботов по всем канонам «мехи», в третьей же, спустя полтора часа хронометража, мы наконец получаем возможность пообщаться с героями. Создаётся впечатление банальной нехватки времени на раскрытие каждого из них, но в этом, на самом деле, и состоит режиссёрская задумка.
Глубже всего раскрыли Гэндо Икари. Мы видим историю его любви, потери, аддикции. Трагическое прошлое «оправдывает» его поступки перед смертью, но действительно ли это нужно герою? Всю дорогу до финала Гэндо был злым стратегом, загадочным и фактически всесильным. Ещё с момента выхода сериала известно, что организатор конца света имеет исключительно эгоистический мотив воссоединения со своей погибшей женой. Во флэшбеке от лица Гэндо нет новой для зрителя информации, зато сам факт его существования идёт во вред образу главного злодея.
Важно и то, что на это уходит драгоценный хронометраж, который теоретически мог закрыть сложившиеся сюжетные дыры, связанные с Нагисой. Одна из популярнейший фанатских теорий о том, что Каору — путешественник во времени, оправдалась. Из сцены с прощанием с Синдзи известно, что он застрял во временной петле, где мальчик-ангел уже успел переродиться бессчётное количество раз. Нагиса неоднократно пытался изменить ход событий, но всё тщетно.
Тем не менее, каждый раз, когда тот оказывался перед Икари, у него не получалось связать и пары слов, чтобы внятно объяснить хотя бы то, как работают копья. Именно Каору мог предотвратить Четвёртый удар: рассказать Синдзи о временной петле и о том, что произошло за 14 лет, направиться сразу в Wunder и попытаться вместе спасти мир. По сути своей, Каору — самый сильный ангел, способный управлять роботами телекинезом, то есть, без участия пилотов. Несмотря на это, тот даже не попытался воспользоваться своими ангельскими способностями для борьбы с NERV. Особенно странно это выглядит в контексте того, что Каору, с его же слов, сделал счастье Синдзи Икари целью своей жизни.
Одним из главных второстепенных персонажей становится Мари, всесильная спасительница из ниоткуда, о которой известно чуть больше, чем ничего. Синдзи и Мари видят друг друга только четыре раза во всей истории (сцена на крыше, сцена с разрушенной Евой-2 во втором ребилде, изолятор и сцена, в которой они уходят вместе в этом фильме), и у них почти нет никаких серьезных диалогов. Анно принимает ещё одно плохое с точки зрения общения со зрителем решение — оставляет всё так, как есть. Тем не менее, этот выбор в полной мере раскрывает авторскую задумку, а именно желание снять фильм для себя. Личная драма Хидэаки Анно завершается здесь, вместе с «Евангелионом».
Neon Genesis Evangelion смешной. До перемены тона повествования в нём сочетаются фактически все каноны аниме 90-х: визуальный юмор, фансервис, абсурдность бытового поведения подростков. Именно этим пользовался Анно, чтобы обмануть наивного зрителя в начале сериала.
Ребилды усовершенствованы в техническом плане. Проще говоря, они красивые. Весь последний фильм мы видим прорисовку фонов до самых мелких листиков, красочные бои, детализированных новых роботов и даже антураж оригинального сериала. Всё это происходит под новый саундтрек композитора Сиро Сагису, работающего с Анно с начала франшизы.
Тем не менее, помимо демонстрации кропотливой работы аниматоров (например, сцена с насильным кормлением Синдзи) и постановщиков (скажем, сцена свершения Дополнительного удара), в новом ребилде нашлось место иронии, которая и стала изюминкой фильма.
Бой биороботов вместо нагнетающего саундтрека сопровождается озорным гитарным баррэ. С этого момента задаётся тон повествования, показывается отношение режиссёра к происходящему. Апогеем иронии можно считать сцену битвы Евы-01 и Евы-13 посреди съёмочных декораций первой серии сериала. Здания Токио-3 оказываются обычными коробками, а небо — раскрашенными кулисами. Внимание зрителя привлекает не столько антураж, сколько сами Евы, выполненные в нарочито плохой CGI-графике. Пафосный бой огромных роботов показан крайне неуклюже и глупо. Их борьба бессмысленна. В итоге Гэндо Икари не останется ничего другого, кроме как выйти на контакт с сыном. Подобная ирония играет несомненно на руку ребилду.
Evangelion: 3.0+1.0 Thrice Upon a Time — отличное окончание истории. Дети, виной судьбы оказавшиеся втянутыми в решение судьбы человечества, наконец обрели счастливый конец. Одним из минусов можно считать направленность фильма не на зрителя, а на самого Анно. Режиссёр ведёт диалог с самим собой, и его действительно мало волнует восприятие окружающих. Тем не менее, недавно Хидэаки в поделился, что, возможно, ещё вернётся к этой франшизе, чтобы пролить свет на то, что происходило за 14 лет, между вторым и третьим ребилдами.
Несмотря на то, что Евангелион всегда был многослойным и метафоричным произведением, множество зрителей не поняло иронию с CGI-графикой. Это можно считать относительным минусом.
Теперь Синдзи больше никогда не придётся лезть в грёбанного робота. А значит, всё вполне себе хорошо.
Итак а теперь правда: создатель Евангелиона не дружит с кукухой. Неожиданно Ева зашла людям и пришлось выкручиваться, мол есть там сюжет и смысл, искусство, потаённые смыслы, все дела. А по факту это куча бреда длинной в несколько десятилетий.
Он вышло? Ну охренеть я лично просто уже забил ждать, тащу.
Нихрена вы не поняли. Не пишите больше
Обалдеть! Оказывается, я ждал этого целых 14 лет! Как раз посмотрел сериал в 2006-2007, потом вяло следил за выходом ребилдов. А тут оказывается еще один подвалил. Надо посмотреть.
Неправда, что у японцев неполноценные сюжеты. Наоборот, именно куча переплетений, многоходовок, внимание к деталям и в тоже время некоторая недосказанность меня офигенно притягивают. Начиная всякими Мазингерами с Грендайзером, продолжая Роботеком и Евангелионом и заканчивая Стальной тревогой и прочими.
Советую посмотреть фильм Порко Россо (Porco Rosso)
Режиссёр: Хаяо Миядзаки
Жанр: аниме, приключения, фэнтези
Год: 1992
Страна: Япония
Я думаю, что посмотреть стоит каждый фильм Хаяо Миядзаки, но сегодня я решил вспомнить пожалуй самый. взрослый и серьёзный из них.
А что касается минусов этой картины, даже если они и есть, это точно не тот случай, когда их нужно искать.
«Евангелион», который будет всегда. В чём смысл великого аниме
Давным-давно, когда японская анимация подавала не только признаки жизни, но и большие надежды, в далёкой галактике «Живого Журнала» в который раз обсуждалась «Ева» — и равнодушных не было. Ломались копья Лонгина, наносились Первые, Вторые и даже Третьи Удары, камня на камне не оставалось от Токио-3. Шла в ход тяжёлая артиллерия — вопрос «о чём это?». «Вот уж «Евангелион“ — аниме ни о чём, — сказала фантаст Катерина Кинн. — Куча закомплексованных придурков выясняет отношения на фоне конца света, а уж финал — две серии психоаналитического бреда без внятного конца». Я скептически хмыкнул — но слова эти запомнил.
Шли годы. Япония уступала культурное поле боя Китаю, аниме теряло позиции, конец света неумолимо приближался, куча закомплексованных придурков совсем распустилась, психоаналитический бред заполонил мир. Один только «Евангелион» не сдался: его создатель Хидэаки Анно решил осуществить буквально перестройку проекта, Rebuild of Evangelion, в четырёх частях. Первые три вышли в срок: в 2007, 2009, 2012 годах. Четвёртый планировалось выпустить в 2013-м. Потом в 2015-м. Потом ещё когда-нибудь…
И — вот оно, счастье: 23 января 2021 года полнометражное аниме «Евангелион 3.0 + 1.0: трижды во времени» должно наконец выйти. Через двадцать пять лет и три месяца после того, как на TV Tokyo показали самую первую серию самого первого «Евангелиона». Синдзи, Рэй, Аска, Каору, Гэндо, Мисато, старик Фуюцки. SEELE, NERV и даже WILLE. Ангелы и ЕВЫ. Центральная Догма. Абсолютный Страх, комплементация человечества и (не)удавшийся Апокалипсис. Новая песня Хикару Утады на титрах. Будто вернулись старые добрые времена…
«Окей, бумер, — скажут мне, — а о чём это?»
О боевых человекоподобных
Как объяснить, о чём «Война и мир», «Властелин колец», «Мастер и Маргарита», «Улисс», «Звёздные войны»? В том числе о том, что до них мир был одним, а после — другим. О трансформации реальности.
Сериал «Евангелион» точно так же поделил свою область искусства на «до» и «после». Просто «Еве» не повезло с областью искусства — по ряду причин движение анимешников и сочувствующих за считаные годы подрастеряло былую бодрость. Бумеры выросли, зумеры, кажется, если и смотрят аниме, то без особого энтузиазма. Миядзаки и Синкай — ещё как-то. Огромные боевые человекоподобные роботы на батарейках — вы серьёзно? У нас феминизм и новая этика на дворе, хватит в бирюльки играть… Что значит «классика»?
ЕВА жрёт много энергии и питается либо от провода (сзади), либо от батарейки
Сводить «Еву» к роботам — всё равно что «Властелина колец» к эльфам. Разница, правда, в том, что Толкин поневоле сделался крёстным отцом потока фэнтези, в котором нет ничего, кроме условных эльфов. Хидэаки Анно, наоборот, подвёл черту под жанром «меха» с его поточными «Железными людьми #28», «Мазингерами Зет», «Макроссами» и «Гандамами». Преемственность, скажем, между «Гандамом» и «Евой» очевидна, — но только Анно снимал сериал, в котором всё не то, чем кажется. Железные гиганты, появляющиеся в «Евангелионе» и называемые ЕВАМИ, — не очень человекоподобные и не очень роботы. И сражаются непонятно с кем — вместо честных злых инопланетян, желающих покорить непокорное человечество. И герои не геройские. И не очень понятно, что тут у вас происходит…
Другими словами, «Евангелион» проделал с анимешниками тот же фокус, который провернули в своё время Умберто Эко с читателями детективов, Филип Дик с любителями фантастики и Сервантес с фанатами рыцарских романов: «Вот тебе, дорогой читатель, книга, от которой ты ждёшь того же, чего и от сотни предыдущих книг такого рода. Она выглядит как то, что ты любишь, похожа на то, что ты любишь, в ней тоже расследуют убийство / летают по космосу / сражаются с великанами. Но вообще-то это совсем другая книга. Только ты это поймёшь, когда будет слишком поздно. Когда ты уже усвоишь то, что я хочу тебе сказать…»
Обнимитесь, миллионы!
Глава института NERV Гэндо Икари, для которого что угодно — «не вопрос»
Феномен «Евангелиона» в том, что он изначально был задуман как троянский конь. Ну да, боевые человекоподобные, кровища по колено, «всё летает и взрывается»… Ладно, давайте по порядку.
2015 год от Рождества Христова (для 1995 года — все еще будущее) и 15-й от Второго Удара, катастрофы, когда в ледяные пустоши Антарктиды упал метеорит. Льды растаяли, каждый второй погиб, на планете вечное лето. Наступил идиллический Апокалипсис: трава зеленеет, вокруг тихо-мирно, шуршат-звенят цикады… (Японцы всегда помнят, что стрекот цикад слышен в конкретное время года; в «Еве» цикады поют однообразно и без умолку, и для японца это тревожный знак — но не для нас, северных варваров.) Город Токио погиб, столицу перенесли в Токио-2, а ещё есть подземный Токио-3, в котором расположен институт NERV, владеющий фантастическими ресурсами и окутанный завесой секретности. Руководит им некто Гэндо Икари, бородатый неулыбчивый мужчина в очках, видимо, большой учёный.
«Все на одного, да?» Ангел Сакиил — первый, которого наблюдает с небезопасного расстояния Синдзи
Зритель тоже ещё не знает, что на этой картинке всё либо не так, либо с двойным дном. Не метеорит упал в Антарктиде в 2000 году. Не зря это событие назвали Вторым Ударом, был и Первый, возможно, будет Третий. То, чем занимается NERV с точки зрения властей, — не совсем то, чем занимается NERV на самом деле. Об этом ведают только Гэндо Икари, киборг в кресле-каталке Кил Лоренц и члены совсем уже тайной организации SEELE, жаждущей устроить миру кранты, а людям — нечто под названием комплементация человечества. Это, если вкратце, буквально понятая «Ода к радости», звучащая в сериале на музыку, естественно, Бетховена:
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, —
Бог, в любви пресуществлённый!
Фридрих Шиллер «Ода к радости», перевод И. Миримского
Такие вот боевые роботы.
Не считая пингвина
Коллективный снимок сотрудников секретного института NERV где-то между Вторым и Третьим Ударом
Ни NERV, ни SEELE не знают, какие в этой игре ставки у самого Гэндо Икари. Кстати, Гэндо улыбается — а точнее, усмехается, — довольно часто, но так, чтоб никто не видел; нам это показывают уже в первой серии. Трагедия семьи Икари имеет самое непосредственное отношение к сюжету.
Ангелы тоже не то чтобы хотят уничтожить мир — это только побочный эффект. Вообще, всякая новая истина, которую мы узнаём, оказывается здесь лишь побочным эффектом следующей. Никто не говорит всю правду — ни Гэндо, ни его верный заместитель Фуюцки, ни капитан Мисато Кацураги, вечно весёлая (нет) и очень умная, ни глава научотдела NERV Рицко Акаги, холодная и расчётливая (нет) и тоже очень умная.
Хуже того, всей правды никто и не знает. Даже всезнающий Гэндо. Даже удивительный пингвин Пэн-Пэн, живущий дома у Мисато.
Но главное — все планы внутри планов внутри планов, касающиеся человечества с начала времён и до конца, меркнут в сравнении с тем адом, который заключён в душе обычного японского школьника Синдзи. А также его товарищей по несчастью, детей, пилотирующих роботов-ЕВ: молчаливой, закрытой, неземной Рэй Аянами — и взбалмошной, вечно орущей «Анта бака!» («Ты дурак!»), слишком земной Аски Лэнгли Сорю.
Тут нет ни одного нормального героя (с теми, кто есть, довольно быстро разделываются) — у каждого в сердце травма на травме сидит и травмой погоняет, особенно у детей. Синдзи беспрерывно страдает от одиночества и в то же время панически боится с кем-либо сдружиться — такая вот «дилемма дикобраза». Аска не остановится ни перед чем, лишь бы доказать, что она — лучшая, и в какой-то момент, конечно, это всему миру выйдет боком. Рэй — не от мира сего, но при этом всегда готова выполнить любой приказ Гэндо Икари. Впрочем, может статься, и это всего лишь кажимость.
«Анта бака!» («Ты дурак!») — коронная фраза Аски
Тот, кто не мог ничего сделать
История, которая начинается с избитой формулы «роботы против инопланетян», быстро рушит все рамки — включая пресловутую четвёртую стену, — чтобы добраться до зрителя. Итог — стереоскопическая мистерия со зрителем в главной роли. Режиссёр аккуратно подводит героя, себя и тебя к «черте, за которой провал». Потом — в двадцать пятой и двадцать шестой сериях — декорации исчезают, и вы трое начинаете судорожно искать выход.
Если бы вы могли стать Богом, говорит нам Хидэаки Анно, если бы вы могли пересотворить реальность по своему хотению — каким стал бы мир?
Отец «Евангелиона» Хидэаки Анно с актрисами озвучки Юрико Ямагути (Рицко) и Котоно Мицуиси (Мисато) / Joseki100 from Reddit
Сперва режиссёр задал этот вопрос себе. «Евангелион» начался с желания разобраться с самим собой, с тотальным выгоранием, через которое Анно прошёл в начале девяностых, когда из отаку превратился в творца аниме на основанной им с друзьями студии Gainax. Он вряд ли хотел произвести в индустрии революцию, или остаться в истории, или хотя бы просто заработать денег.
«Говорят, что жить — значит меняться, — написал Анно за три месяца до премьеры. — Начиная работать над сериалом, я хотел, чтобы по его завершении персонажи и мир преобразились. Таково моё искреннее устремление. Мне вполне по силам вложить в „Евангелион“ всего себя — человека, который за четыре года потерял всё и не мог ничего сделать. Эти годы я только и делал, что убегал, я был не мёртв, но и не жив. Я приступил к работе с одной мыслью: „Не убегать! Не убегать. “»
Эти слова — реплика Синдзи, которому постоянно хочется сбежать от Токио-3 в нормальный мир. Только нормального мира нет. Ни снаружи, ни, главное, внутри — от себя не убежишь. Остаётся остаться, стать Богом и пересотворить себя. И вот когда в конечном итоге это случается, разница между Икари Синдзи, Хидэаки Анно, зрителем и Богом исчезает. И провал исчезает тоже. Происходит чудо.
Шекспир и корабли императорского флота
Генетическая связь «Евангелиона» с западной фантастикой очевидна. Концепция «спасти мир могут только дети» отсылает среди прочего к «Игре Эндера» Орсона Скотта Карда (стоит сказать, что в первом аниме Анно, «Ганбастер», есть не только юные пилоты роботов, но и насекомоподобные пришельцы, точно как в «Эндере»). Комплементация человечества — аллюзия на «инструментализацию человечества» Кордвейнера Смита, а заодно, как свидетельствует сам Анно, на «Конец детства» Артура Кларка, где люди в финале тоже слились в некий сверхразум. Второе название последней серии «Зверь, кричавший „я“ в сердце мира» переиначивает название рассказа Харлана Эллисона «Зверь, кричавший о любви в сердце мира». Причём у Анно зверь кричит «ай», что означает «я» по-английски и «любовь» по-японски.
Но это мелочи. Как и, например, не очень понятная игра с фамилиями героев: почти все они — или названия кораблей императорского флота Японии Второй мировой, или как-то связаны с морем: Икари — якорь, Кадзи — руль, Кил — киль, Нагиса — берег. При этом корабли, появляющиеся в сериале, частично названы по пьесам Шекспира — ну а почему бы и нет?
Или вот религиозная мифология. Взять иудаизм с христианством: действующие лица в совокупности образуют Древо Сфирот, компьютеры Центральной Догмы носят имена трёх волхвов, свитки Мёртвого моря пророчествуют о комплементации, копьё Лонгина прибивает Лилит к кресту (простите, спойлеры), а ещё есть комната Гафа (место обитания нерожденных душ) и ключ Навуходоносора (пока непонятно). Связь названия с Евангелием тоже очевидна.
У пилота Рэй Аянами есть тайна, на которую прозрачно намекает этот кадр
Но найдутся и те, кто поспорит: каббала там для отвода глаз, а вообще-то «Ева» построена на традиционной японской религии синто. Синдзи, Рэй и Аска — боги Сусаноо, Аматэрасу и Удзумэ, отпрыски божественных супругов Идзанаги и Идзанами (Адама и Лилит?), копьё Лонгина — Небесное Копьё из мифа о сотворении Японского архипелага… А кто-то скажет, что показанный в «Еве» конец света — не христианский, а буддийский… Или что толковать сериал нужно по Фрейду и Юнгу…
Серьёзно ли сам Анно относится к мифологической подкладке своего творения — вопрос. Вот Ангелы с их именами опять же из иудаизма. В оригинале они не Ангелы («тэнси»), а Апостолы («сито»). Мы называем их Ангелами вслед за американцами, и режиссёр американской озвучки сериала Мэтт Гринфилд говорил, что это была вовсе не ошибка перевода, а прямое указание Gainax. Ситуацию запутывает опенинг «Тезис жестокого ангела» Ёко Такахаси — в нём-то речь об ангеле, «тэнси». Причём в песне быть «жестоким ангелом» призывают «мальчика», то есть Синдзи, который с Ангелами сражается.
И что всё это значит? Видимо, только то, что в «Еве» вся мифология довольно туманна и зыбка, так что Апостолы без проблем заменяются на Ангелов. Элемент декорации, не более. Перетолковывать «Еву» через каббалу, христианство, синтоизм, что-то ещё — всё-таки заблуждение.
Визуализация групповой психотерапии
Самый странный Ангел телесериала — Лелиил: его тело — всего лишь тень от других измерений
К слову, до сих пор ходят упорные слухи, будто скудный бюджет повинен в удивительном по любым меркам финале телесериала. Двадцать четыре серии герои так или иначе приключались, бились с Ангелами, куда-то бежали, и вдруг за страшной — физически и эмоционально — кульминацией последовал резкий обрыв. Вместо чаемого Апокалипсиса анимешникам показали что-то среднее между чередой абстрактных картинок и визуализацией группового психотерапевтического сеанса. Анимешники были в шоке. Они неистовствовали. Они хотели гигантских человекоподобных роботов. Один отаку послал режиссёру письмо, состоявшее из предложений «Анно, коросу. » («Анно, убью. »). Это послание вставили потом в фильм «Конец Евангелиона».
Двадцать пятая и двадцать шестая серии, как ясно из их содержания, описывают конец света — но внутри Синдзи, Аски и Рэй. Психологический конец света, скажем так. О том, что в это самое время происходило снаружи героев, Анно чуть позже снял роскошный, кошмарный, величественный, крышесносный и ломающий уже все анимешные конвенции «Конец Евангелиона». Это полтора часа мультипликации, которую мог бы сотворить Иероним Босх, родись он на пять веков позже. Это один шок за другим, быстро вгоняющие нас в состояние, близкое к отчаянию Синдзи, на которого свалилась сомнительная удача — решать, погибнет человечество или нет. Это странная мистическая космогония с участием удивительных сущностей.
Анно не пощадил никого, ни героев, ни зрителей, ни себя. Кто хотел финал с экшеном и кровью? Ну, если не боитесь…
Разукомплектованный Бог
Кто идёт на врага «свиньёй», кто «клином», а кто Древом Сфирот / Gainax
Согласно учению каббалиста XVI века Ицхака бен Шломо Лурии безличный Бог породил десять «лучей», или «цифр», на иврите — сфирот (в единственном числе «сфира»). Потом появился изначальный человек, Адам Кадмон, но свет, исходивший из его глаз, был таким сильным, что сосуды сфирот разбились. Венец, Мудрость и Разум Бога ещё держались, но остальные семь сфирот «ушли в пустоту и увязли в хаосе», а следом рухнули первые три. Так случились рассеяние божественного света. Задача человека — вернуть сфирот к источнику и восстановить гармонию.
Собирание сфирот уже напоминает описываемую в «Евангелионе» комплементацию человечества, но этим Хидэаки Анно не ограничился. Древо Сфирот (или Сефирот) — каббалистическая схема, на которой все десять «лучей» образуют нечто вроде дерева, — мелькает в «Еве» постоянно: в опенинге, на потолке кабинета Гэндо, в одной из самых мощных сцен «Конца Евангелиона». И, похоже, не зря — все главные герои в этой схеме есть:
Франшиза как мультивселенная
На тот момент Хидэаки Анно можно было, казалось, всё. Как он эту возможность использовал — другой вопрос. Снял романтический аниме-сериал «Его и её обстоятельства» (в первых сериях которого есть отсылки к «Еве»), несколько артхаусных фильмов, кино про Годзиллу, поработал актёром озвучки у самого Миядзаки, стал героем пары комиксов (в том числе своей супруги Моёко Анно) и одного аниме (Shirobako).
А параллельно со всеми этими важными занятиями продолжал «Евангелион». Ибо есть истории, которые невозможно перестать рассказывать, если уж начал, и ты это делаешь во всех жизнях, всех альтернативных мирах, всех временных потоках. Ибо история — это ритм, а ритм не умирает. Ибо история — это ты. Как про Роджера Желязны говорили, что он, видимо, будет писать «Хроники Амбера» в будущих воплощениях, так и Анно будет творить «Евангелион» без конца: «Я размышлял о том, смогу ли наполнить фильм тем, что чувствую сам. Я знаю, это жестоко, сложно и бессмысленно, — но именно к этому я стремлюсь. И я не знаю, каков будет результат… История во мне ещё не закончена».
Кошмары Хидэаки Анно в фильме «Конец Евангелиона»
Циники скажут: это всё очень благородно, но дело всё-таки в бюджетах и деньгах. Возможно, они правы. Как отмечал генеральный менеджер Gainax Ясухиро Такэда в своих довольно скучных мемуарах, «всё, на чём стояло название „Евангелион“, разлеталось как горячие пирожки». Закономерно, что на обложке американского издания книги Такэды стоит кадр из «Евы», а с корешка на нас глядит Рэй Аянами. Это тоже обманка: «Еве» в книжке посвящены три абзаца ни о чём.
«Евангелион» в силу своей популярности не мог не стать франшизой, которая породила огромное количество всего: комиксы, игры, радиопьесы, купальники, одеколоны, трусы, подушки для обнимания, пижамы в виде Пэн-пэна… С другой стороны, «Евангелион» в силу своей сути не мог не стать мультивселенной. Намёки на это есть уже в сериале. Начинается всё с видения Синдзи в двадцать шестой серии, когда он переносится в мир, в котором нет ни боевых роботов, ни планов внутри планов, ни Второго Удара. Синдзи, Рэй и Аска — школьники, Мисато — учительница, Гэндо и Юи — муж и жена, самые обычные люди. Этот возникающий посреди ужаса и отчаяния мир прекрасен просто невыносимо, и очень хочется оказаться в нём вместе с героями. Даже не сразу соображаешь, что этот мир — наш собственный.
Кстати, за «Евангелион» пыталась браться студия Weta, та самая, что работала над «Властелином колец» и «Кинг-Конгом», — но дальше эскизов с подозрительно взрослыми Рэй и Аской дело, слава японскому богу, не пошло.
Ты (не) закончишь
В фильмах Rebuild of Evangelion Ангелы похожи на сериальных, но ещё страшнее
Многое из этого творилось из любви к деньгам, многое сорвалось в пропасть пародии — но мультивселенная всё-таки получилась. Фанаты насчитывают в ней до 37 параллельных миров, связанных друг с другом. Недаром в манге Campus Apocalypse Каору рассказывает Синдзи о бесконечно ветвящихся мирах, которые складываются в дерево Иггдрасиль. А сам Каору, будучи и человеком, и Ангелом, может переходить из мира в мир — ну или пересылать другим версиям себя свою память. «Ева», как говорил Анно, — история, которая повторяется. Отсюда — упомянутая выше перестройка всего проекта, Rebuild of Evangelion в четырёх фильмах, последний из которых должен выйти в январе. Первые три называются «Ты (не) один», «Ты (не) пройдёшь» и «Ты (не) исправишь», и с ними вышла удивительная история.
Сначала Анно планировал всего лишь обновить канон, так что «Ты (не) один» почти не отличается от телесериала — разве что современной анимацией да незначительными сюжетными отклонениями. Действие в нём развивается неспешно, даже Аска не успевает появиться.
В «Ты (не) пройдёшь» она наконец добирается до места, как и новая героиня Мари, очередная пилотесса очередной ЕВЫ. Тут сюжет вдруг переходит на галоп и сворачивает в многоуровневую метафизическую бойню со страшенными абсурдно-геометрическими Ангелами и бог знает чем ещё. После такого становится ясно: о старом каноне можно смело забыть.
«Ты (не) исправишь» — пока что самая странная часть эпопеи. Начинается она с воскресения Синдзи, который четырнадцать лет пребывал на орбите внутри чёрного тессеракта — в какой-то нечеловеческой форме. Если вы уже ощущаете привкус безумия, приготовьтесь: Анно обрушит на вас его водопады.
Старая «Ева» против новой: первая улыбка Рэй в телесериале и фильме «Евангелион 1.0»
Понятно, что «Ева» слетела с рельсов окончательно и несётся теперь незнамо куда — особенно если учесть, сколько лет понадобилось Анно (а также Кадзуе Цурумаки и Кацуити Накаяме, сорежиссёрам четвёртой части), чтобы закончить «Трижды во времени».
Само собой, Анно изрядно поиграл и с формой Rebuild’а. Первые три фильма обозначены иероглифами «дзё-ха-кю» — так в музыке гагаку, театрах но, кабуки и дзёрури, чайной церемонии, фехтовании кэндо и иных японских искусствах называются части древнего канона: неспешное начало — стремительное развитие — быстрый конец. Что до четвёртого фильма, он долго жил под вопросительным знаком, а теперь носит на груди значок музыкальной нотации «правая реприза (повторение)» — то есть «повторить с самого начала».
Осталось добавить, что в этом году телесериал 1995 года вышел на Netflix в новом дубляже, которым фанаты остались недовольны: и слово NERV звучит не так, и в разговоре Синдзи с Каору убрали намёк на большое светлое чувство, заменив «я тебя люблю» на «ты мне нравишься», и песню Fly Me to the Moon отрезали, видимо, чтобы не платить роялти. Вот они, гримасы капитализма.
Но это всё — экономика, средства, а цель у Хидэаки Анно была и остаётся совсем другой. Он рассказывает историю. О чём?
«Fly me to the Moon» («Полетим на Луну»), — как бы говорит нам Рэй Аянами
«Я увидел, как в зеркале, мир и себя…»
В финале «Конца Евангелиона» несчастный подросток Синдзи Икари, став (примерно) Богом, оказывается на развилке: продолжать комплементацию или тормозить? Кажется, легче самоубиться и слиться со всеми, чем страдать, однако Синдзи делает выбор в пользу боли — не потому что мазохист, а потому что, если все мы сольёмся в один большой космический дух, исчезнет не только страдание, но и радость.
Это очень человеческий, но и очень японский выбор. В Стране восходящего солнца понимают: индивидуальность не бывает сама по себе, она всегда обретается только при посредстве самобытных индивидуальностей других людей. Я — не я, пока не отражаюсь в других людях и не вижу это (искажённое) отражение. У японского философа Эсюна Хамагути есть концепция «кандзин», «человек-между»: мы становимся собой только в контексте других. То есть зависим от них, и для этого у японцев есть особое слово — «амаэ», зависимость от чужой благожелательности. Амаэ всегда причиняет боль.
Аска 3.0: с пиратской повязкой на глазу и такая же упрямая и вредная, как раньше
Грубо говоря, когда поговорить не с кем, говорить и не о чем. Как ни больно Синдзи общаться с себе подобными, он разворачивает комплементацию вспять. Синдзи оказывается на берегу моря рядом с Аской, Ближней, Другой, человеком, от которого зависит и в котором отражается. И сразу начинает ближнего душить — на уровне инстинкта. Страдание возвращается в мир. Аска произносит знаменитые последние слова: «Кимоти варуй» — «[мне] плохо», а по смыслу — «тошно».
Собственно, вот. Жизнь есть боль, жизнь есть страдание, жизнь прекрасна, жизнь печальна, и в нагрузку к ней всегда идёт Аскино «тошно». Но выход есть, и не в том, чтобы «умереть, уснуть и видеть сны, быть может», и не в том, чтобы с гиканьем совершить коллективное самоубийство. Он в том, чтобы как-то, ну, справиться. Хотя бы постараться. Унять в себе истеричного дитятю. Протянуть руку. Поговорить. Обнять. А то и полюбить. Только вообразите: полюбить…
Стоит ради такого рассказывать «историю о том, как куча закомплексованных придурков выясняет отношения на фоне конца света»? Но ведь это самое точное из всех возможных определений Истории Человечества. Именно куча, именно придурков, именно закомплексованных — и ровно на фоне конца света, личного и всеобщего. И конец света споткнётся только о того, кто решит что-то изменить. Как мальчик Синдзи.
Вот почему «Евангелион» будет вечно. Пока мы живы, нам иногда бывает тошно. А что делать?
В статье использованы материалы автора, опубликованные в журнале «АнимеГид» в 2005 и 2007 годах.