Мангазея что это означает
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как возник легендарный город
Город появился в районе Западно-Сибирской низменности недалеко от реки Таз. В конце XVI века на его месте было торговое поселение поморов, которые останавливались здесь во время своих походов на Обскую Губу, а в 1600-м по приказу царя сюда был послан казачий отряд с целью выстроить на месте поморской фактории новый город. Год спустя у слияния рек Осетровки (Мангазейки) в Таза были возведены первые постройки, а еще через несколько лет был официально зарегистрирован город Мангазея. Он должен был стать опорным пунктом для прохода русских вглубь Сибири и способствовать контролю за так называемым Мангазейским морским ходом в край, изобилующий ценным пушным зверем.
Столь странное название города могло быть связано с тем, что местный народ (разновидность самоедов) здесь называли «молгонзеи». Согласно другой версии, с зырянского наречия это переводится как «приморская земля».
Очень скоро город стал богатейшим поселением Заполярья. Он процветал, слава о нем ходила по всей стране, а купцы слагали о Мангазее легенды, сравнивая ее с Китежем.
Что известно о жизни в Мангазее
Увы, город просуществовал меньше ста лет и исчез. В распоряжении историков остались обозначения на старинных картах и письменные упоминания современников, но подробной информации об устройстве Мангазеи, ее архитектуре и быте долгое время не было. Первым из исследователей до древнего городища добрался в 1862 году путешественник Юрий Кушелевский, а в начале XIX века археологи стали предпринимать первые раскопки.
к 1968 году в результате размыва речными водами была утрачена треть территории этого древнего памятника, но даже несмотря на это ученым удалось обнаружить достаточно много артефактов. В распоряжении археологов оказалось не менее 15 тысяч квадратных метров городской зоны и почти сто построек. Работа архитекторов и судостроителей Мангазеи в условиях вечной мерзлоты не может не восхищать потомков.
У города оказалась четкая планировка. Крепость была отделена от посада, состоявшего из торговой и ремесленной зон. А за городом, по данным археологов, располагались обширные пастбища.
Между домами жителей тянулись улочки, устланные деревянными досками. В центре располагался Гостиный двор с амбарами и таможня. По всему городу возвышались православные храмы. В Мангазее были и бани, и кабаки, где отдыхали местные и заезжие торговцы.
Пятибашенный Кремль Мангазеи (протяженностью около 280 метров) имел свой воеводский двор с лошадьми и домашним скотом. Его раскопки дали археологам немало информации повседневной жизни мангазейцев. В числе ценнейших находок – посуда всех видов, берестяные туески, подсвечники, ножи с затейливым орнаментом на рукоятках, разного вида замки, а также множество строительных инструментов и даже деревянная мебель.
Основным средством передвижения горожан были лошади, а на дальние расстояния (например, добираясь до Туруханска) они ездили на нартах, запряженных оленями.
Ремесленное дело было здесь развито настолько хорошо, что даже дворовые люди воевод активно вырезали поделки и заготовки из кости мамонта и бычьего рога. Помимо этого, мангазейцы занимались кожевенным делом, мастерили из бисера бусы и другие украшения, шили, отливали из металлов посуду, изготавливали ювелирные изделия (археологи нашли необработанные драгоценные камни).
А еще в городище обнаружены обломки музыкальных инструментов и книжные переплеты из кожи. Это говорит о том, что Мангазея была высококультурным городом, и в домах воевод было принято музицировать и иметь библиотеки. А еще мангазейцы играли в настольные игры: об этом свидетельствуют найденные шахматные фигуры и пластинки, напоминающие домино.
По примерным подсчетам историков, в мангазейском посаде постоянно проживали от 700 до 800 человек. Однако большая часть населения (в основном, поморы) приезжала сюда именно в торговый сезон (тогда число жителей увеличивалось в разы), останавливаясь в Гостином дворе, который был экономическим центром города. На его месте археологи обнаружили печати: каждый торговый человек после уплаты пошлины в здании таможни, был обязан купить такую печать в знак подтверждения его проезжей грамоты. Печати делали воска или сургуча, а хранили их в деревянных цилиндрических коробочках.
Некоторые предметы, найденные в городище, свидетельствуют о том, что у Мангазеи были тесные связи с европейскими торговыми домами: например, грамоты, пломба с надписью «Amsterdam ander Halest», а также пуговица и монета иностранного производства.
Почему он исчез?
Мангазею называли «Кландайком» и «Златокипящим городом», что было связано с его богатством. Под «золотом» подразумевалась пушнина, ведь соболей в этих краях было немерено. Шкурки скупали у аборигенных жителей, взамен предлагая им бисер, мелкие монеты и изделия из металла.
Ежегодно из Мангазеи русские торговцы вывозили до 30 тысяч соболей. Неудивительно, что запасы пушнины в окрестностях города очень быстро иссякли. Охотники за мехом стали все дальше отъезжать от города в поисках ценного зверя. Постепенно соболей здесь становилось все меньше, и город начал беднеть. Упадок Мангазеи усугубило еще и то, что воеводы конкурирующего с ней Тобольска начали писать жалобы в столицу с просьбой закрыть Мангазейский морской ход якобы под предлогом того, что через него могут проникнуть иностранцы-европейцы. Эти просьбы Москва не оставила без внимания.
А между тем, и в самой Мангазее начались внутренние столкновения между воеводами и экономический спад. К этому нужно добавить крупный пожар 1642 года и несколько кораблекрушений, из-за которых населению Мангазеи не смогли доставить партии хлеба.
Горожане стали постепенно покидать это некогда процветавшее место. В 1672 году вышел правительственный указ об упразднении города, местный стрелецкий гарнизон перевели в соседний Туруханск, церкви закрылись. На многие десятилетия Мангазея превратилась в город-призрак.
Мангазея сегодня
Несколько лет назад по приказу Министерства культуры РФ археологический памятник Ямала «Городище Мангазея» был занесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России.
Исследования городища, которые в советские годы считались завершенными, с начала этого века возобновлены. Каждая экспедиция приносит археологам по две-три тысячи новых артефактов, помогая составить все более подробную картину о жизни этого некогда великолепного города.
У каждой цивилизации есть свои тайны и свои исчезнувшие города. И если судьба Мангазеи вполне понятна, то Тайна Мохенджо-Даро до сих пор не разгадана.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Значение слова мангазея
мангазея в словаре кроссвордиста
мангазея
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Большая Советская Энциклопедия
Раскопками (1968≈70, 1973) экспедиции Арктического и Антарктического научно-исследовательского института установлено, что М. состояла из 2 частей: кремля-детинца (площадь 5200 м2) с внутренними постройками (воеводский двор, съезжая изба, соборная церковь, тюрьма) и посада (площадь около 25000 м2), делившегося на торговую половину (гостиный двор Е-образной формы, таможня, купеческие дома, 3 церкви и часовня) и ремесленную (80≈100 жилых домов, литейные мастерские, кузницы и др.). Крупное экономическое значение М. сохраняла до 1640-х годов. С середины 17 века в связи с истреблением пушного зверя в северной части бассейна Енисея и перенесением пушного промысла дальше на восток Сибири значение М. как торгово-промыслового и ремесленного центра стало падать. М. была оставлена населением, а её гарнизон переведён на Енисей в Туруханское зимовье, на месте которого в 1672 был заложен город Новая Мангазея (так до 80-х годов 18 века назывался город Туруханск, ныне ≈ село, районный центр Красноярского края).
Лит.: Бахрушин С. В., Мангазейская мирская община XVII века, в его книге: Научные труды, т. 3, М., 1955; Александров В. А., Русское население Сибири. XVII ≈ начало XVIII в., М., 1964; История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1 ≈ Белов М. И., Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века, М., 1956; его же, Раскопки «златокипящей» Мангазеи, Л., 1970.
Википедия
Место, где располагался город, лежит в Западно-Сибирской низменности около 180 км вверх по течению реки Таз к югу от её впадения в Северный Ледовитый океан.
Предположительно, город-порт и торговая фактория Мангазея располагался на правом, более низком берегу глубокой судоходной реки Лососёвой при её впадении в Таз. Позднее Лососёвая была переименована в Мангазейку.
В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных» конца XV — начала XVI века, встречающемся в рукописях с XVI по XVIII века и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за «Югорской землей», сообщается: «На восточной стороне, за Югорскою землею над морем живут люди самоедь, называемые молгонзеи. А еда их — мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят…»
По мнению историка Н. И. Никитина, название молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон — «крайний, конечный» — и обозначает «окраинный народ».
После того как город был оставлен и прекратил своё существование, в местных языках городище теперь носит название «Тагаревы хард», что означает «Разломанный город».
Примеры употребления слова мангазея в литературе.
Оно было случайно найдено в царь-городском древлехранилище, и кто-то решил, что там идет речь о сокровищах, которые он вывез из Новой Мангазеи.
Укрепление Мангазеи было необходимым делом: местные охотники и оленеводческие племена восставали против ясачного обложения, не раз подступали к острожку.
Вышел Аверьян из Мангазеи богатым, с пушным товаром, а добрался до Холмогор на чужом судне: коч, едва дотянув до Пустозерска, развалился.
Через окошко дон Альфонсо взирал на густой лес, подступавший к самой дороге, и прикидывал, на сколько времени растянется его путь и удастся ли еще засветло добраться если и не до самой Новой Мангазеи, то хотя бы до большой дороги, соединявшей Мангазею с Царь-Городом.
Если вкратце, то Новая Мангазея занимает особое положение в Кислоярском царстве, имея довольно широкую автономию.
До недавнего времени Мангазея расплачивалась с Царь-Городом в основном золотыми монетами, часто заморскими, это не считая натуральных продуктов.
В народе сохранились предания о тех стародавних временах, когда Новая Мангазея была вольным городом и сама торговала со всем миром, без оглядки на Царь-Город.
Вообще же отношения столицы и Новой Мангазеи были довольно своеобразными: Мангазея делала вид, что подчиняется Царь-Городу, а царь-городские власти делали вид, что управляют Новой Мангазеей.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: mangazeya
Задом наперед читается как: яезагнам
Мангазея состоит из 8 букв
Легенда Заполярья. Исчезнувший город Мангазея
В конце XVI века отряд Ермака прорубил для Руси дверь в Сибирь, и с тех пор суровые края за Уралом упорно осваивались небольшими, но стойкими отрядами добытчиков, ставивших остроги и продвигавшихся всё дальше на восток. По историческим меркам это движение заняло не столь уж много времени: первые казаки схлестнулись с сибирскими татарами Кучума на Туре весной 1582 года, а к началу XVIII столетия русские закрепляют за собой Камчатку. Как и в Америке примерно в те же времена, конкистадоров наших студёных краёв манили богатства новой земли, в нашем случае это была в первую очередь пушнина.
Многие города, основанные во время этого продвижения, благополучно стоят и поныне — Тюмень, Красноярск, Тобольск, Якутск когда-то были передовыми фортами служилых и промышленных людей (не от слова «промышленность», это были охотники-промысловики), уходивших всё дальше за «меховым Эльдорадо». Однако не меньше городков постигла участь шахтёрских поселений времён американской золотой лихорадки: получив пятнадцать минут славы, они приходили в запустение, когда ресурсы окрестных краёв оказывались вычерпаны. В XVII веке на Оби возник один из самых крупных таких городков. Этот город просуществовал всего несколько десятилетий, но вошёл в легенды, стал первым заполярным городом Сибири, символом Ямала, и в целом его история оказалась короткой, но яркой. В свирепых морозных краях, населённых воинственными племенами, выросла быстро ставшая знаменитой Мангазея.
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости/ Михаил Озерский, wikipedia.org
О существовании страны за Уралом русские знали задолго до экспедиции Ермака. Более того, сложилось несколько устойчивых маршрутов в Сибирь. Один из путей вёл через бассейн Северной Двины, Мезень и Печору. Другой вариант предполагал путешествие от Камы через Урал.
Самый экстремальный маршрут разработали поморы. На кочах — судах, приспособленных для плавания во льдах, — они шли по Северному Ледовитому океану, пробираясь к Ямалу. Ямал пересекали волоком и по мелким рекам, а оттуда выходили в Обскую губу, она же Мангазейское море. «Море» тут едва ли преувеличение: это пресноводный залив шириной до 80 и длиной в 800 (!) километров, причём от него отходит трёхсоткилометровое ответвление к востоку — Тазовская губа. По поводу происхождения названия однозначного мнения нет, но предполагается, что это адаптация к русскому языку названия племени молканзеев, обитавшего где-то в устье Оби.
Поморский коч на гравюре 1598 г.
Есть и вариант, возводящий название земли и города к зырянскому «земля у моря». «Мангазейский морской ход» при знании маршрута, соблюдении оптимальных сроков выхода в путь и хороших навыках ориентирования у команды выводил от Архангельска в Обскую губу за несколько недель. Облегчить путь могло знание множества нюансов погоды, ветров, приливов и отливов, речных фарватеров. Технология перемещения судов волоком тоже была давно отработана — грузы тащили на себе, суда перемещали при помощи канатов и деревянных катков. Однако никакое искусство мореходов не могло гарантировать благополучного исхода. Океан есть океан, и Заполярье есть Заполярье.
Даже в наши дни Севморпуть — не подарок для путешественников, а тогда плавания совершались на маленьких деревянных судах, и в случае чего на помощь МЧС с вертолётами рассчитывать не приходилось. Мангазейский путь был маршрутом для самых отчаянных мореходов, а кости тех, кому не повезло, навеки становились достоянием океана. Одно из озёр на ямальском переволоке носит название, которое с языка аборигенов переводится как «озеро погибших русских». Так что о регулярных безопасных путешествиях не приходилось и думать. Главное, отсутствовал даже намёк на какую-то базу в конце пути, где можно было отдохнуть, отремонтировать суда. Фактически, до Обской губы и обратно кочи проделывали один длинный путь.
Мехов в устье Оби хватало, но вот о постоянной фактории пока и мечтать не приходилось: слишком сложно снабжать её всем необходимым в таких условиях. Всё изменилось в конце XVI века. Русские разгромили рыхлую «империю» Кучума, и вскоре в Сибирь хлынули служилые и промышленные люди. Первые экспедиции выходили на бассейн Иртыша, первый русский город в Сибири — Тюмень, так что Обь просто силой вещей оказывалась первой в очереди на колонизацию. Реки для русских были ключевой транспортной артерией в течение всей сибирской конкисты: крупный поток — это и ориентир, и дорога, которую не надо прокладывать в непроходимых лесах, не говоря о том, что лодки повышали на порядок объём перевозимого груза. Так что в конце XVI века русские двинулись по Оби, застраивая побережье крепостями, в частности, там были заложены Берёзов и Обдорск. А оттуда по меркам Сибири оставалось шаг шагнуть и до Обской губы.
По мере продвижения на север лес сменяется лесотундрой, а потом и тундрой, пересечённой множеством озёр. Не имея возможности закрепиться здесь, придя с моря, русские сумели зайти с другого конца. В 1600 году из Тобольска вышла экспедиция в 150 служилых людей под началом воевод Мирона Шаховского и Данилы Хрипунова. Обская губа, до которой они сплавились без особых приключений, тут же показала характер: шторм побил кочи и баржи. Скверное начало не обескуражило воевод: было решено требовать у местных самоедов доставки экспедиции к месту назначения оленями. По дороге, однако, самоеды атаковали путешественников и сильно потрепали, остатки отряда отступили на отобранных оленях.
Интригу в эту историю добавляет вот какое обстоятельство. В переписке с Москвой имеются намёки на участие в нападении (или по крайней мере его провокации) со стороны русских. Это не такая уж неожиданность. Промышленные люди почти всегда обгоняли служилых, забирались в самые дальние края и не питали никаких тёплых чувств по адресу государевых людей, несущих централизованное налогообложение и контроль. Можно точно сказать, что какие-то русские люди в районе будущей Мангазеи уже строились: впоследствии археологи находили на Тазе здания конца XVI века.
Чертеж земли Туруханского города (Новая Мангазея) из «Чертежной книги Сибири» С. У. Ремезова (1701). Шведская копия; Мангазея в конце XVIII века. Фото: © my.krskstate.ru, konakovsky-uezd.org
Тем не менее, видимо, какая-то часть пострадавшего отряда всё же дошла до Тазовской губы, и на берегу выросло укрепление, собственно, Мангазея. Вскоре рядом с острогом возвели и город, причём нам известно имя градостроителя — это некто Давыд Жеребцов. В крепость отправился отряд в 300 служилых людей — крупное войско по меркам времени и места. Работа спорилась, и к 1603 году в Мангазее уже появились гостиный двор и церковь с попом, словом, начало городу было положено.
Мангазея превратилась в Клондайк. Золота там, правда, не было, зато вокруг простиралась огромная страна, полная соболей. Основная масса жителей разъезжалась по окрестностям, простиравшимся на многие сотни километров. Гарнизон крепости был небольшим, всего несколько десятков стрельцов. Однако в городке постоянно толклись сотни, а то и тысячи промышленных людей. Кто-то уезжал добывать зверя, кто-то возвращался и заседал в кабаках. Город быстро рос, за промышленными людьми приезжали и ремесленники: от портных до резчиков по кости. Туда же приезжали и женщины, которым не приходилось жаловаться на отсутствие внимания в суровом и лишённом тепла краю. В городе можно было встретить и купцов из центральной России (так, на одну из церквей жертвовал торговый человек из Ярославля), и беглых крестьян. В городе, само собой, функционировала съезжая изба (канцелярия), таможня, тюрьма, склады, торговые лавки, крепость с несколькими башнями… Интересно, что всё это пространство застраивалось в соответствии с аккуратной планировкой.
У аборигенов вовсю скупались меха, отряды казаков доходили из Мангазеи даже до Вилюя. В качестве валюты использовались металлические изделия, бисер, мелкие монеты. Поскольку циклопических масштабов Мангазейский уезд было невозможно плотно контролировать целиком из одного места, вокруг росли маленькие зимовья. Морской ход резко оживился: теперь, несмотря на весь риск, доставка товаров, в которых остро нуждались на месте, — от свинца до хлеба, и обратный перевоз «мягкой рухляди» — соболей и песцов — и мамонтовой кости, стала доступней. Мангазея получила прозвание «златокипящей» — как такового золота там не водилось, но вот золота «мягкого» — с избытком. В год из города вывозилось по 30 тысяч соболей.
Кабак не являлся единственным развлечением жителей. Позднейшие раскопки обнаружили и остатки книг, и превосходно сработанные, украшенные шахматные доски. Довольно многие в городе были грамотны, что не диво для торговой фактории: археологи часто находили предметы с вырезанными на них именами владельцев. Мангазея вовсе не была просто перевалочным пунктом: в городе жили дети, обыватели заводили животных и вели хозяйство близ стен. Вообще, животноводство, конечно, учитывало местную специфику: Мангазея была типичным старорусским городом, но вот ездить по окрестностям жители предпочитали на собаках или оленях. Впрочем, куски лошадиной сбруи впоследствии тоже находили.
Увы! Стремительно взлетев, Мангазея быстро пала. Причин тому оказалось несколько. Во-первых, приполярная зона — не слишком продуктивное место как таковое. Мангазейцы разъезжались на сотни вёрст от города по очевидной причине: слишком быстро пропадал пушной зверь из ближних окрестностей. Для местных племён соболь не имел особого значения как объект охоты, поэтому в северной Сибири популяция этого зверя была огромной и соболей хватило на десятилетия. Однако рано или поздно пушной зверь должен был иссякнуть, что и произошло. Во-вторых, Мангазея пала жертвой бюрократических игр внутри самой Сибири.
Карта Тобольска, 1700г. Фото: © Wikipedia.org
В Тобольске тамошние воеводы без энтузиазма глядели на север, где из их рук уплывали огромные прибыли, поэтому из Тобольска принялись строчить жалобы в Москву, требуя закрыть Мангазейский морской ход. Обоснование выглядело своеобразно: предполагалось, что таким способом в Сибирь могут проникать европейцы. Угроза выглядела сомнительной. Для англичан или шведов путешествие через Ямал становилось вовсе бессмысленным: слишком далеко, рискованно и дорого. Однако тобольские воеводы добились своего: в 1619 году на Ямале появились стрелецкие заставы, разворачивавшие всех, пытавшихся преодолеть переволок. Предполагалось развернуть торговые потоки на города южной Сибири. Однако проблемы наложились одна на другую: Мангазея и так в перспективе беднела, а теперь ещё и добавлялись административные барьеры.
Вдобавок — царь далеко, Бог высоко — в Мангазее начались внутренние неурядицы. В 1628 году двое воевод не поделили полномочия и устроили настоящую междоусобицу: горожане держали собственный гарнизон в осаде, причём и те и другие имели пушки. Бардак внутри города, административные трудности, оскудение земли… Мангазея начала увядать. К тому же южнее быстро разрастался Туруханск, он же Новая Мангазея. Центр пушного промысла смещался, и за ним уходили люди. Мангазея ещё жила по инерции от пушного бума. Даже пожар 1642 года, когда городок полностью сгорел и в огне погиб среди прочего городской архив, не добил её окончательно, как и серия кораблекрушений, из-за которых возникли перебои с хлебом. Несколько сот промысловиков зимовали в городе и в 1650-е, так что Мангазея оставалась значительным центром по сибирским меркам, но это уже была лишь тень бума начала столетия. Город катился к окончательному упадку медленно, однако неуклонно.
В 1672 году стрелецкий гарнизон снялся и ушёл в Туруханск. Вскоре Мангазею покинули последние люди. Одна из последних челобитных указывает, что в некогда ломившемся от богатства городке осталось лишь 14 мужчин да некоторое количество женщин и детей. Тогда же закрылись и мангазейские церкви.
Руины были покинуты людьми надолго. Но не навсегда.
Путешественник середины XIX столетия как-то обратил внимание на торчащий из берега Таза…гроб. Река подмывала остатки города, и из-под земли виднелись обломки самых разных предметов и сооружений. Ещё в начале ХХ века там, где стояла Мангазея, были видны остатки крепостных сооружений, а в конце 40-х годов город-призрак начали изучать профессиональные археологи. Настоящий прорыв произошёл на рубеже 60-х и 70-х. Археологическая экспедиция из Ленинграда четыре года раскапывала Златокипящую.
Коллаж © L!FE Фото: © ufolog.ru
Одна из находок исполнена мрачного величия. Под полом церкви нашлось захоронение целой семьи. На основании архивных данных существует предположение, что это могила воеводы Григория Теряева, его жены и детей. Они погибли во время голода 1640-х годов, пытаясь добраться до Мангазеи с караваном зерна.
Мангазея просуществовала всего-то чуть более 70 лет, а его население несравнимо со знаменитыми городами Старой Руси вроде Новгорода или Твери. Однако исчезнувший город Крайнего Севера — это не просто очередное поселение. Сначала Мангазея стала плацдармом для движения русских в глубину Сибири, а потом подарила настоящий клад археологам и впечатляющую историю потомкам.