Манифольд скважины что это
Манифольды фонтанной арматуры
Схемы манифольда фонтанной арматуры
Фонтанная арматура скважины соединяется с промысловыми коммуникациями сбора пластовой жидкости или газа с помощью манифольда, который представляет собой сочетание трубопроводов и запорных устройств, а иногда и клапанов, обвязывающих фонтанную арматуру. Манифольд служит для подключения к трубному и затрубному пространствам агрегатов для проведения различных операций при пуске и эксплуатации скважины.
Манифольды фонтанной арматуры обычных нефтяных скважин состоят из нескольких задвижек, крестовиков, тройников, и других элементов. На более ответственных нефтяных скважинах манифольд состоит из большего числа элементов. Еще более сложны манифольды для высокодебитных газовых скважин, которые выполняются по следующим схемам:
Схема 1. Для мало- и среднедебитных скважин, эксплуатирующихся по одному отводу фонтанной елки.
Схема 2. Для высокодебитных скважин, эксплуатирующихся только по подъемной колонне труб по двум отводам елки в один трубопровод.
Схема манифольда фонтанной арматуры газовой скважины показана на рис. 4.8, а.
В фонтанной арматуре 1 за катушкой 2 и угловыми регулирующими штуцерами 3 и 4 обе рабочие струны и струны затрубного пространства обвязываются манифольдом с задвижками, крестовиками, тройниками, катушками, КИП, предохранительными клапанами и продувочно-задавочной линией, состоящей из линий 5 для подключения агрегатов, сбора глинистого раствора 6, подключения сепаратора 7, штуцеров 8, ДИКТа 9 и факельной линии 10.
Манифольд обеспечивает возможность подачи в скважину ингибитора, глушения с помощью продувочно-задавочной линии и продувки скважины по трубному и затрубному пространствам; проведения газодинамических исследований; подключения насосных агрегатов на достаточном расстоянии от устья; безопасного сжигания газа и конденсата в факеле; сбора глинистого раствора и других рабочих жидкостей при освоении, глушении и интенсификации притока жидкости к забою.
Манифольд
Из Википедии — свободной энциклопедии
Манифольд (англ. manifold, от many — много и fold — складка, сгиб) вентильный блок — элемент нефтегазовой арматуры, представляющий собой несколько трубопроводов, обычно закреплённых на одном основании, рассчитанных на высокое давление, и соединённых по определённой схеме, и снабжённых необходимой запорной, иной арматурой, буровыми рукавами S-R с «трипликативным методом обжима» и компенсаторами КРК. Манифольды включают в себя линии дросселирования и глушения, которые конструктивно выполнены в виде блоков, соединённых с превенторным блоком ОП магистральными линиями.
Типовые схемы устанавливают минимальное количество необходимых составных частей манифольда, которые могут дополняться в зависимости от конкретных условий строящейся или ремонтируемой скважины.
Манифольды применяются для перераспределения или смешения потока газа или жидкости между одним или несколькими входами и одним или несколькими выходами. Также применяются для подключения дифференциальных манометров и других контрольно-измерительных приборов к технологическому оборудованию и магистральным трубопроводам. Манифольд входит в состав противовыбросового оборудования [1] на местах добычи нефти и природного газа.
Система обозначения манифольдов состоит из букв, обозначающих конструкцию манифольда, и двух цифр, первая из которых обозначает условный проход манифольда в условных единицах (не путать с диаметром трубы), а вторая — расчётное рабочее давление в атмосферах или мегапаскалях (MПa).
Манифольд. Принцип работы манифольда
Манифольд буровой установки (нефтяной).
Манифольд представлен единым блоком с набором вентилей (иногда шаровых кранов) для смешения или перераспределения потока рабочей среды между входом и несколькими выходами, или несколькими входами/выходами. Может быть использован для подсоединения дифференциальных манометров и различных КИП к технологическому оборудованию и магистральным трубопроводам.
Для герметизации устья скважины, определяемой ожидаемой интенсивностью газонефтепроявлений в скважине, рекомендуются такие схемы монтажа оборудования:
Схемы манифольдов в соответствии с ГОСТ 13862-90:
Относительно устья скважины допустимо одностороннее расположение манифольда и двухстороннее; манифольд может комплектоваться сепараторами, дросселями с гидроуправлением и пультами управления дросселями.
Манифольд выпускается:
в климатическом исполнении ХЛ и УХЛ, с условными проходами 80, 65 и 50 мм, с дистанционным управлением гидроприводами задвижек, рассчитан на давление в 21 МПа.
Рабочее давление, на которое рассчитаны манифольды: 105, 70, 35 и 21 МПа. Предусмотрены 2 типа задвижек:
с клиновыми задвижками МП,
с прямоточными задвижками МПП.
ООО «Стандарт» (Екатеринбург) занимается производством промышленного нефтепромыслового оборудования, включая манифольды.
Манифольд МПБ5-80х35
производит выпуск из скважины жидкостных сред и газа через рабочую и аварийную нагнетательные линии;
делает возможным осуществление циркуляции бурового раствора через скважину с регулировкой избыточного давления на устье;
производит закачку раствора в межтрубное пространство ЦА (цементировочными агрегатами) или буровыми насосами.
Манифольд МПБ-80х35 изготовлен для обвязки стволовой части противовыбросового оборудования нефтегазоскважин в процессе их строительства, безопасного ведения ремонтных работ, предупреждения выбросов и открытого фонтанирования, охраны земных недр и окружающей среды.
Конструкционные особенности манифольда МБП5-80х3. Принцип работы
коренные задвижки с ручным управлением или ручным и гидроуправлением,
блоки дросселирования и глушения, имеющие задвижки, тройники, крестовины, регулируемые дроссели с ручным и дистанционным управлением, гасители потока, обратный клапан, манометры с разделителями сред,
напорные трубопроводы и пакеты трубопроводов низкого давления.
ГОСТ 13862-90 предусматривает для манифольдов 5 схем обвязки для условных диаметров прохода 80, 65 и 50 мм.
Линии дросселирования и глушения манифольда соединены со стволовой частью оборудования для герметизации и образуют систему трубопроводов и арматуры (задвижки, манометры, регулируемые дроссели с ручным или гидроуправлением и др. приборы).
Линия дросселирования предназначена для слива бурового раствора и отбора проб пластовых флюидов из скважины с противодавлением на пласт, возможно использование для закачки жидкости в скважину посредством ЦА-агрегатов.
Задвижками считаются запорные устройства, перекрывающие проход поступательным перемещением затвора в перпендикулярном направлении по отношению к движению транспортируемого средового потока. Малое значение гидравлического сопротивления задвижек позволяет их применять на трубопроводах с постоянным большескоростным движением транспортируемой среды.
Что собой представляют манифольды?
Манифольд представляет собой одних из главных компонентов буровых установок и фонтанного оборудования, а также он включён в конструкцию нефтегазовой арматуры. Манифольд включает в себя несколько трубопроводов, расположенных, как правило, на общем основании и имеющих нужную запорную арматуру, а также соединенных по особенной схеме с расчётом на повышенное давление. Стоит заметить, что линия манифольда имеет определённые особенности конструкции и требования к созданию.
Конструкционные особенности и эксплуатация манифольдов
Манифольд создан в виде единого блока, который имеет несколько вентилей или кранов, что предоставляет возможность смешивать или же распределять поток газа, жидкую среду либо прочее рабочее тело между разными выходами, а также входами. В конструкционный состав описываемых элементов дополнительно включены линии дросселирования, располагающиеся в форме отдельных блоков, соединяющихся с превенторной установкой магистральными спецлиниями.
Стоит заметить, что манифольды используются для обвязки превенторов в промышленном антивыбросовом спецоборудовании, а также для обеспечения наиболее оптимальной циркуляции рабочей жидкости на буровых устройствах. За счет представленных элементов существует возможность безопасно осуществлять работы во время проведения ремонтных мероприятий и строительных процедур, поддерживать нужный уровень давления, охранять окружающую природу и предупреждать всевозможные небезопасные выбросы. Вдобавок манифольд предоставляет возможность подключать специальные манометры и другое замерительное спецоборудование к трубопроводным системам на магистралях, а также к технологически сложным устройствам.
Ключевые особенности манифольдов
Значимыми конструкционными элементами манифольда считаются трубные изделия, тройники и специальные компенсаторы, задействующиеся при нефтяной добыче разного типа. Устройство подсоединяется к арматуре бурового оборудования с помощью фланцев и заканчивается линией труб. По этим линиям рабочие жидкие среды поступают в специальные замеряющие приспособления.
Манифольды изготавливаются согласно действующему Госстандарту и могут быть созданы с разными конструкционными особенностями по персональным заказам с четким соблюдением технически значимых условий. Для повышения прочностных свойств обратного клапана его главные компоненты создаются из износоустойчивого материала.
Представленное устройство характеризуется легкостью при перевозке и установке, что обусловлено применением блочного варианта конструкции.
Можно в итоге сказать, что манифольд представляет собой незаменимый компонент нефтегазовой арматуры, обеспечивающий надлежащее функционирование всей цепи спецоборудования по добыче полезных сред.
Манифольд скважины: способы защиты и правила эксплуатации
Манифольд скважины является важным конструкционным элементом нефтегазовой установки. Он представляет собой необходимую для правильной и слаженной работы всей цепи бурового оборудования систему вентилей и трубопроводов с запорной, регулирующей и обратной арматурой.
Он предназначен для сбора пластового флюида из скважин и распределения нагнетаемых химических реагентов, сигналов управления и электрического тока. Простыми словами, он смешивает или перераспределяет поток рабочей среды между различными входами и выходами.
Конструкция манифольда рассчитана на высокое давление. В нее также входят линии дросселирования и глушения, соединяемые со стволовой частью магистральными линиями. Элемент собирается по определенной схеме в соответствии с конкретным технологическим процессом. При его изготовлении используют износостойкие материалы.
Защита манифольда
Чтобы защитить элемент от коррозионного разрушения и повысить стойкость к истиранию, его конструкционные части подвергаются термической обработке.
Для защиты от коррозии часто прибегают к использованию жертвенных анодов, которые принимают на себя агрессивное воздействие окружающей среды и разрушаются, оставляя защищаемый металл неизменным. Также в этих целях может применяться и внешний источник постоянного тока. В целом, такая защита называется катодной, и осуществляется она путем наложения на металл отрицательного потенциала.
Неплохими защитными свойствами обладают лакокрасочные и другие покрытия. Но более эффективным вариантом являются антифрикционные твердосмазочные покрытия из-за их способности выполнять сразу несколько функций: защищать и смазывать.
Такие материалы в России разрабатывает и производит компания «Моденжи».
На резьбу ходовых винтов наносится покрытие MODENGY 1001, которое снижает трение и минимизирует усилие на перемещение детали.
С той же целью на штоках и рейках клапана осевого типа, а также резьбовых соединениях трубопроводной арматуры применяется покрытие MODENGY 1005, выдерживающее высокие контактные давления.
Рис. 2. Резьбовые соединения деталей трубопроводной арматуры до и после применения покрытия MODENGY
Для повышения коррозионной устойчивости подходит MODENGY 1014. Материал проходил ускоренные испытания по стандарту ISO 9227 в камере соляного тумана и показал впечатляющий результат – более 672 часов защиты от коррозии.
Термоустойчивое покрытие MODENGY 1007 обеспечивает надлежащее функционирование шиберных и клиновых задвижек, которые ограничивают поступление химически агрессивных и высокотемпературных сред.
Покрытия MODENGY работают в широком температурном режиме и предотвращают закусывание и заедание резьбы.
Манифольд скважины: установка и эксплуатация
После установки фонтанной арматуры в краны необходимо набить уплотнительную смазку, подача которой осуществляется масленкой или при помощи нажимного болта (краны при этом полностью открыты или закрыты).
Затем проверяется плавность работы затвора. Для его полной герметичности необходимо регулярно смазывать уплотнительные поверхности, смазка на которые поступает при вращении нажимного болта.
Подача смазочного материала в днище корпуса задвижки предотвращает оседание различных механических примесей и скапливание агрессивных веществ. Она осуществляется автоматически под давлением передвигающейся в корпусе среды.
Подшипники шпинделя арматуры с прямоточными задвижками смазываются солидолами каждые 2-3 месяца.