Манипулятивные игры что это
Текст презентации: «Предметно-манипулятивная игра как основной вид системообразующей деятельности детей дошкольного возраста»
1 СЛ. «Предметно-манипулятивная игра как основной вид системообразующей деятельности детей дошкольного возраста» .
2 СЛ. Общая характеристика дошкольного возраста.
В отечественной психологии период дошкольного детства условно делится на три подпериода:
1. младший дошкольный возраст 3 – 4 лет
2. средний дошкольный возраст 4 – 5 лет
3. старший дошкольный возраст 6 – 7 лет
Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание, потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.
3 СЛ. Ведущая деятельность: Игра- это особый вид деятельности, представляющий собой совокупность осмысленных действий, не имеющий продуктивного завершения. Ребенок получает удовлетворение от процесса игры. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. (Маклаков А.Г. Общая психология)
4 СЛ. Характеристика игры младших и старших дошкольников (по Аверину В.А., 1998)
Долговременные: несколько часов и даже несколько дней
9. Предварительное планирование
5 СЛ. Поведение: Поведение ребенка в этот период с тановится более произвольным, осознанным, целесообразным. Ребенок может сдерживать бурное проявление эмоций, появляются нормы поведения. Возрастает самостоятельность и социальная активность. Ребенок осознает свои желания и действия, которые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных требований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих.
6 СЛ. Когнитивное развитие. Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний планна психическом уровне).
Память дошкольника преимущественно непроизвольная, преобладает механическое запоминание.
В этот период продолжается активное развитие речи. К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, их активный словарь составляeт 2-3 тысячи слов.
Развивается наглядно- образное мышление, у некоторых детей к 7 годам- словесно- логическое. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.
7 СЛ. Личностное развитие. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов-мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Появляются новые мотивы . Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усвоением в это время моральных норм, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная системаребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Дошкольник начинает усваивать этические нормы , принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое повеление этим нормам, у него появляются этические переживания.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе эмоциональной самооценки себя («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержит какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
В развитии Я-концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы.
Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития.
8 СЛ. 2. Основные особенности предметно-манипулятивной игры.
9 СЛ. Предметно – манипулятивные игры используются для детей 2-3 лет для формирования представлений о цвете, форме и величине предмета. Так как У детей раннего возраста начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.
Игра «Сюрприз» (младший дошкольный возраст)
Цель : развивать исследовательскую деятельность и тактильное восприятие, стимулировать интеллектуальное развитие; побуждать детей к активной речи.
Оборудование : большая пластиковая банка, фасоль, пластмассовые игрушки.
Воспитатель : детки, посмотрите, что я нашла, какая большая баночка. Интересно, а что там внутри?
Воспитатель открывает крышку и приглашает детей по очереди рукой проверить, что там внутри. Дети ищут в большом количестве фасоли небольшие игрушки.
Воспитатель : ищите, там должен быть сюрприз. Анечка, кто это, кого ты нашла? Это собачка. А как собачка лает? Дима, а ты кого нашел? Это котик. Как котик мяукает?
Игра «Запахи» (средний дошкольный возраст)
Цель : развивать исследовательскую деятельность, развивает обоняние, умение различать запахи.
Оборудование : лук, мандарин, туалетное мыло.
Воспитатель : детки посмотрите: к нам пришел мишка, мишка принес нам мешочек, а что же в нем?
Воспитатель поочередно достает разные предметы и предлагает детям понюхать.
Игра «Наливаем воду» (средний дошкольный возраст)
Цель : учить экспериментировать, развивать аккуратность и координацию движений.
Оборудование : небольшие пластиковые бутылки, большая миска, кораблик.
Воспитатель: посмотрите: этот кораблик хочет отправиться в плавание, но в озере нет воды. Как быть? Давайте нальем ему воду.
Дети получают пластиковые бутылки и по очереди наливают в миску воду. Затем воспитатель опускает в воду кораблик и предлагает детям подуть на него.
Игра «Собери цветик-семицветик» (средний дошкольный возраст)
Цель: развитие умения сопоставлять цвета.
Оборудование : круги и лепестки разных цветов.
воспитатель выкладывает круги разных цветов. Ребенок подбирает лепестки соответственно цвету середины собирает цветики – семицветики.
Игра «Спрячь мышку» (средний дошкольный возраст)
Цель: ознакомление с основными цветами, обучение находить цвет по образцу.
Оборудование: картинки домиков основных цветов с нарисованной мышкой в окошке
15 СЛ. ИГРЫ С ДЕТЬМИ, КОТОРЫЕ ПРОВОДИЛИСЬ НА 2 МЛ. ГР.
16 СЛ. Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.
Манипулятивные игры: вам не победить
Манипуляторы играют в игры, которые сами придумывают. А правила в них меняются в процессе игры. Даже если вам кажется, что вы разобрались, что к чему, вы ошибаетесь. Вы не можете победить, поскольку все козыри на руках у противника.
В этих играх вы с самого начала обречены на поражение:
– «Сам такой!». Вы пытаетесь указать партнеру на то, что он делает неправильно, и слышите в ответ: «Не верю своим ушам! Ты считаешь, что я тебя оскорбляю! А ты сама? Ты не обращаешь внимания ни на кого, кроме себя!», «Хочешь знать, кто настоящий эгоист?», «Ты сам нарцисс!» или «Ты такой лицемер!». В основе игры лежит механизм проекции. Манипулятор проецирует на вас свой образ и свои недостатки. В результате вы отступаете, чувствуя неуверенность, раздражение и злость.
– Бунтующий подросток. Игра начинается, когда вы превращаетесь в ворчащего родителя, а партнер сопротивляется вашим требованиям так, как это делают тинейджеры: «Отстань от меня», «Если я не следую твоей указке, это еще не значит, что я ничего не делаю вообще!», «Хватит меня контролировать!».
– Разговор со стенкой. Вы пробовали общаться с глухой стеной? Вы говорите, а в ответ — тишина. Когда вы просите о чем-то, ваша просьба игнорируется. Если вы кричите, результат тот же. Не имеет значения, что вы делаете, реакции нет. Это заставляет вас чувствовать себя никчемным и ничтожным.
– «Поймай меня, если сможешь». Игра начинается, когда вы делаете попытку привязать к себе партнера, заставить его взять на себя обязательства или построить совместные планы. Нарциссы ненавидят, когда их контролируют. Они избегают ответственности, какой бы незначительной она ни была. Если вы пытаетесь назначить встречу, нарцисс будет вести себя так, как будто это слишком сложная для него задача. В результате вы остаетесь в подвешенном состоянии и пытаетесь угадать, что будет дальше.
– Бойкот. Это любимая игра манипуляторов. Если она начинается, вероятно, вы нарушили какое-то гласное или негласное правило. Например, сделали неосторожное замечание или слишком долго не отвечали на звонок. Поскольку манипулятор пишет правила игры, ваш реальный проступок не имеет значения. Игра в молчанку разрушает вашу личность. Едва ли найдется лучший способ наказать кого-то, чем холодно поставить его на место со словами: «Нам не о чем говорить».
– «Ближе – дальше». Ваш друг уверяет, что ужасно соскучился и не может долго находиться вдали от вас. Но стоит вам поверить ему и расслабиться в его объятиях, как он уже рассержен или возмущен. Он оскорбляет или избегает вас, начиная поспешное отступление – точнее, пытается вытолкнуть вас из своей жизни. А вы остаетесь в замешательстве, испытывая страх и сомнения в себе.
– «Встань на коврик, чтобы я мог вытащить его у тебя из-под ног». Эта игра – еще одна вариация сценария «Ближе – дальше». Вы снимаете защиты и начинаете доверять словам манипулятора, проявляя уязвимость и надеясь таким образом углубить отношения. Убедившись, что вы стоите двумя ногами на коврике, манипулятор быстрым и ловким движением, без предупреждения, вытащит его у вас из-под ног, еще до того, как вы осознаете, что случилось. Вы будете поражены и шокированы, оставшись с разбитым сердцем.
– «Делай, как я хочу, или уходи». Это самая открытая игра из тех, в которые играют манипуляторы. Правила предельно ясны: «Делай то, что я хочу, или поплатишься головой». Решившись на конфликт, вы будете жестоко наказаны.
– Запрещенный прием. Это жестокая игра, построенная на манипуляциях детьми. При помощи хитроумных инсинуаций, нарциссы настраивают детей против вас, добиваясь, чтобы они вас возненавидели. В игру активно вовлекаются окружающие – родственники, учителя, психологи и адвокаты, которые выступают на стороне нарцисса. Конечный результат – вы теряете не только родительские права, но и любовь детей.
– Доктор Джекилл и мистер Хайд. Манипулятор меняет маски. Он то любит вас, утверждая, что в отношениях все прекрасно, то ненавидит. Переключение между ролями происходит внезапно, и предсказать его невозможно.
– Привычка ходить на цыпочках. Все, кто находился в длительных отношениях с нарциссами или абьюзерами, привыкают играть в эту игру. Она никогда не заканчивается. Даже расставшись, вы поймете, что эта привычка осталась с вами на всю жизнь.
Чтобы не стать жертвой манипуляторов, важно:
– быть внутренне свободным человеком;
– уметь говорить «нет»;
– четко разделять зоны ответственности;
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:
– не бояться близости;
– быть совестливым и уметь сочувствовать;
– не стараться быть идеальным и соответствовать чужим ожиданиям.
Развитие игры у детей раннего возраста. Манипулятивные игры у детей раннего возраста
юлия гладкова
Развитие игры у детей раннего возраста. Манипулятивные игры у детей раннего возраста
Знания, речевые, социальные, двигательные умения ребенка развиваются, реализуются и разнообразятся с помощью игр.
Что такое манипулятивная игра?
Почему манипулятивная игра так важна?
— Она дает ребенку возможность контролировать игрушки и предметы, таким образом он может играть независимо от взрослого.
— возможность манипулировать означает, что ребенок растет и становится старше, у него развивается самообслуживание, он может застегивать молнию, завязывать шнурки, использовать столовые приборы, писать и рисовать. это важно, когда человек приобретает чувство собственного достоинства и независимость.
— Манипулируя предметами,ребенок больше узнает о них: их размер, вес, форму и т. д.
Как мы можем поощрить ребёнка в манипулятивной игре?
— Когда ребёнку интересен предмет, разделите его интерес, и покажите ему, как манипулировать этим предметом;
— Взяв руки ребенка в свои, вы можете физически помочь ему манипулировать предметами;
— Давайте ребенку игрушки и предметы, которые простимулируют его добраться до них, если они находятся поодаль.
Дидактические игры из бросового материала для детей раннего возраста Хочу предложить Вашему вниманию дидактические игры для детей раннего возраста, не требующие особых затрат, которые можно приготовить из.
Игры для детей группы раннего возраста Для детей в возрасте от 1,6 до 3 лет немаловажное значение имеют дидактические игры, способствующие формированию у детей представлений о.
Игры с конструктором для детей раннего возраста ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Игры с конструктором развивают творческие и умственные способности, ребёнка, его самостоятельность,.
Конспект строительной игры для детей раннего возраста Цель: Формирование интереса к постройке диванчика для игрушек из строительного материала. Задачи: Образовательная: Формировать умение добиваться.
Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.
Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста» В развитии детей раннего возраста большую роль играет мелкая моторика. Игры с водой и песком являются хорошим способом её тренировки.
Предметно-манипулятивные игры для детей 2–3 лет
Людмила Витвицкая
Предметно-манипулятивные игры для детей 2–3 лет
Предметно-манипулятивная игра «Ёлочка»
Данная игра используется для детей 2-3 лет для формирования представлений о цвете, форме и величине предмета. Так как У детей раннего возраста начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.
Предметно-манипулятивная игра «Весенний коврик»
Игра используется для детей 2-3 лет для формирования представлений о величине предмета и использования речевых выражений «большой., маленький.»
Презентация по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактической игры» Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своей презентацией. Я работаю с детьми раннего возраста 3-4 лет. Ранний возраст наиболее благоприятен.
Игры, в которые играют… Мастерство манипуляций
Манипуляция – это интересная и захватывающая игра, которая помогает нам в достижении поставленных целей. Мы играем в манипулятивные игры дома и на работе, с близкими людьми и случайными знакомыми, с нашими руководителями и подчиненными. Мы выступаем в роли хитрого манипулятора или становимся жертвой такового. Часто мы не осознаем этих игр, не понимаем смысла наших действий, в итоге – мы не получаем возможной выгоды или попадаем на чью-то удочку. Манипулятор же, который четко представляет, что, как и для чего он делает, добивается многого. Искусство манипуляций позволяет экономить такие бесценные ресурсы, как время, энергия, нервы. Прочитав эту книгу, вы научитесь понимать смысл манипуляций, овладеете практическими приемами манипулирования и техниками защиты. Это позволит вам контролировать отношения с людьми, лучше их понимать. Вы узнаете о наиболее распространенных манипулятивных играх в отношениях «руководитель – подчиненный», «должник – кредитор», «продавец – покупатель».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игры, в которые играют… Мастерство манипуляций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Манипуляторы в бизнесе
Манипуляции и бизнес Игры без правил
«Вся наша жизнь — игра», — сказал классик и был прав. Однажды я подсчитал, что за свою жизнь человек учится играть более ста ролей: родителя и супруга в семье, руководителя или подчиненного на работе, пассажира в общественном транспорте, покупателя в магазине, болельщика на стадионе… Каждую роль надо играть качественно и адекватно ситуации. Смешно смотреть на человека, играющего роль болельщика в больнице. А вот на играющего роль больного — нормально. Но мало быть адекватным. Надо научиться играть красиво и эффективно. Что толку от футболиста на футбольном поле, если он не умеет бить по мячу, не знает ни одного финта и правил этой игры?
Играя разные роли, мы воздействуем на людей, с которыми вступаем в отношения, и они воздействуют на нас. Играя «в жизнь», мы сами создаем правила, потом стараемся эти правила соблюдать. Это не всегда удается. Или кто-то другой придумывает правила. Иногда эти правила нам непонятны, иногда они нам не нравятся. Но, хотим мы этого или нет, мы оказываемся втянутыми в чью-то игру. Так получается, что общих, удобных для всех правил не существует. И вообще говорить о существовании каких-то, пусть даже условных, правил можно только с большим допущением. Даже если речь идет о статусах и нормах социальных ролей, то все равно это не правила. Вот и получается, правил у игры под названием «Жизнь» очень много, а значит — их нет. Но жить как-то надо.
Вы наверняка читали книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». В ней довольно занятно описаны сложные «жизненные» игры. Там есть сценарии, сюжеты, описание игр. В одну игру могут играть несколько участников. Но есть и такие игры, в которой всего два участника: манипулятор и адресат манипуляции. Манипулятор пользуется своими приемами, адресат — своими. Его приемы — либо защита от манипуляции, либо контрманипуляция.
В моей книге вы найдете типологию манипуляторов. На первый взгляд кажется, что их игры достаточно просты, ведь в них всего две роли. Сложности начинаются там, где приходится соперничать с сильным игроком-соперником. Манипулятор — игрок, для которого тренировочный зал — вся его жизнь. Вот и получается, чтобы противостоять ему, тоже надо тренироваться. Иначе можно легко попасть в его силки, а выбираться оттуда… Иногда для этого нужно много времени, иногда энергии, иногда чего-то еще. Проще понять, во что и как играют разные манипуляторы, и спокойно им противостоять. Об этом моя книга, уважаемый читатель!
Слышали ли вы что-нибудь о манипуляциях? Есть ли среди ваших знакомых манипуляторы? А сами вы манипулировали когда-нибудь?
Уверен, что на все эти вопросы вы ответите положительно. Однако оказалось, что каждый человек имеет собственное представление о манипуляциях, вкладывая в это понятие свой смысл. При написании этой книги я то и дело задавал своим знакомым вопрос: «Как ты думаешь, что такое манипуляция?» и получал самые разные ответы. Вот только некоторые из них.
Это скрытое управление человеком. Это целенаправленное воздействие на человека, чьи слабости манипулятор использует для своих целей. Это скрытое влияние на человека. Это игра. Это когда человек делает то, что не хотел делать, а ему навязали.
Мнения разные, но в каждом из них есть доля истины. Попробуем разобраться в этом.
Однажды студентов-психологов попросили назвать всех, кого они считают манипуляторами. Среди упомянутых были и карточные игроки, и «лохотронщики», и фокусники, и аферисты, и мошенники. Кто-то вспомнил Остапа Бендера, кто-то Карлсона, кто-то лису Алису и кота Базилио. Это те примеры, которые пришли в голову сразу. Потом стали вспоминать страховых агентов, работников СМИ, «составителей» пирамид, руководителей разного уровня.
Потом вспомнили о родственниках: тещах и зятьях, капризных супругах и баловнях-детках о и многих других. И поняли, что все в той или иной степени манипуляторы.
Каждый день все мы находимся под прессингом других людей. Каждый из нас сознательно или бессознательно влияет на поведение других, побуждая их к определенным мыслям или действиям. Нет такого человека, который хоть чем-нибудь не оказывал бы влияния на других. Влиять можно не только вербально, но и взглядом, позой, жестами, одеждой, а также машиной, офисом и многим другим. «О, какой шикарный кабинет он себе сделал», — думаем мы, оказавшись впервые у своего знакомого на работе, и нам уже хочется такой же или даже лучше.
«А он стильно одевается», — замечаем мы, и наши требования к собственному стилю повышаются. Это ли не порция влияния, которую мы получили, даже не осознавая этого?
Мы хотим, чтобы подчиненные выполняли наши поручения и приказы, покупатели покупали именно наши товары, родственники понимали нас и принимали нашу точку зрения. Но у каждого человека своя картина мира, свои жизненные цели и ценности. И человек следует именно им. Или хотя бы стремится к этому. А тут уж без умения влиять на других и противостоять чужому влиянию невозможно. Чаще всего мы делаем это неосознанно. Причем некоторые из нас делают это мастерски, даже абсолютно не зная законов психологии.
Манипуляции есть и во всех бизнес-процессах: в планировании, контроле, организации, переговорах, купле-продаже, инновациях, оценке персонала, командообразовании, рекламе и тем более в любом виде делового общения.
Итак, давайте определимся, что же такое манипуляция?
Манипуляция (от лат. manipulus — горсть) — это: 1) движение рук, связанное с выполнением определенной задачи; 2) демонстрирование фокусов, основанное преимущественно на ловкости рук, умении отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто; 3) мошенническая проделка, например, с ценными бумагами.
Давайте посмотрим, что пишут о манипуляции некоторые известные специалисты в области психологии.
Е. В. Сидоренко дает следующее определение: «Манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и побуждению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей». [1]
Е. Л. Доценко считает, что манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Он же дает метафорическое определение: «Манипуляция — это действия, направленные на “прибирание к рукам” другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением». [2]
Г. Грачев и И. Мельник [3] считают, что психологическая манипуляция — это процесс использования различных специфических способов и средств изменения (модификации) поведения человека или целей, желаний, намерений, отношений, установок, психических состояний и других его психических характеристик в интересах субъекта воздействия, и которые могли бы не произойти, если бы адресат знал в достаточном объеме данные, относящиеся к ситуации, в частности какие способы применялись по отношению к нему, или в каких целях они использовались.
Автор книги «Анти-Карнеги» Эверетт Шостром считает, что «стиль жизни манипулятора строится на четырех китах: ложь, неосознанность, контроль и цинизм. Киты, на которых “стоит” актуализатор, — это честность, осознанность, свобода и доверие». [4]
Я считаю, что манипуляция — это процесс скрытого управления одного человека другим посредством «дергания струн души» адресата с целью получения от него необходимой реакции (выполнения действий, выдачи информации, проявления определенных эмоций), необходимой манипулятору для реализации собственных планов.
Получается, что адресата манипуляции к «его выбору» мягко подводят, а он не осознает, что этот выбор не является свободным и осознанным.
Струны есть в душе каждого из нас. У кого-то их мало и звучат они тихо и робко, а у кого-то, наоборот, их много, и зазвучат — не остановишь. Точнее сказать, в каждом из нас есть какая-то струна, которая может звучать при каждом санкционированном или несанкционированном ее задевании. Нельзя сказать, что струны души — это только наши слабости, пороки и психологические комплексы. Это могут быть и сильные стороны личности, ее достоинства, индивидуальность и самобытность.
Помните фильм «Назад в будущее»? Там есть главный герой, юноша Макфлай, которого играет Майкл Джей Фокс. Он на протяжении всего фильма демонстрирует лучшие личностные качества, но постоянно попадает в разные истории. А причиной этому является его единственная ахиллесова пята: его легко взять на «слабо». Помните: «Ты что, испугался?» — и в этот момент герой заводится, теряя над собой контроль, и «вляпывается» в какую-либо историю. Интересно, что последняя серия закончилась именно тем, что он не поддался на манипуляции своих знакомых, которые предложили ему посоревноваться в скорости езды на машинах. И именно поэтому остался жив.
Без манипуляций трудно представить любой процесс управления. Иногда спрашивают: а есть ли различие между манипулированием и мотивированием? Конечно, есть. Мотивация — понятие более широкое. Она может идти и через манипуляцию, и через другие методы влияния, как цивилизованные, так и варварские. Манипуляция — всего лишь один из способов создания мотивации. В бизнесе манипуляция, несомненно, формирует мотивы поведения, но не всегда она может быть средством для создания мотивации.
Манипуляции встречаются гораздо чаще, чем мы думаем. Даже в такой, казалось бы, безобидной фразе «Вы хотите чаю?» уже присутствует манипуляция, если речь идет о том, что один человек должен задержать другого хотя бы на некоторое время. Действительно, только при упоминании слова «чай» во рту все пересыхает и возникает привкус этого напитка. Вот и сейчас, читая эти строки, вы подумали, а не выпить ли вам чаю. Это, дорогой друг, я незаметно вами сейчас манипулирую, вызывая у вас некое желание.
Только что родившийся ребенок нами управляет. Мы реагируем на каждый его писк. Он манипулирует нами, опираясь на чувство любви к нему, не правда ли? С возрастом он манипулирует все изощреннее. Он копирует поведение взрослых, а значит, учится их приемам манипулирования.
Есть манипуляции, нацеленные на вызов какого-то чувства и только. А есть такие, которые управляют человеком, заставляя его выполнять выгодные манипулятору действия или «сливать» информацию, необходимую ему.
Мы можем почувствовать, что нами манипулируют. Манипуляции вызывают смешанные чувства. С одной стороны, приятно, с другой — неприятно. С одной стороны, вам хорошо, с другой — не очень. Именно в тот момент общения с человеком, когда вы ловите себя на мысли, что с вами происходит что-то противоречивое, можно определить, не манипулируют ли вами. Манипулировать можно, пощипывая за ту или иную струну, которая есть в каждом из нас. Страх, гордость (гордыня), алчность, желание казаться значимым — вот самые распространенные струны в душах людей, на которых любят играть манипуляторы.
Кроме них есть еще вина, новизна, порядочность, патриотизм, справедливость, здоровье, мужественность у мужчин и женственность у женщин, эротика (секс), «слабо», месть. И это еще не все!
Какие-то струны звучат продолжительно и громко, какие-то — коротко и тихо. Главное, что на них можно «играть». Если вы знаете, на каких струнах вашей души можно играть, радуйтесь. Вы владеете информацией о себе. Зачем нужно знать свои сильные и слабые стороны? Сильные — надо знать для того, чтобы уверенно и комфортно вести борьбу там, где вы чувствуете себя неуязвимым. Слабые — надо знать для того, чтобы не подпускать к ним своего оппонента, блокируя его на подступах.
Попробуйте определить, на какую струну рассчитана каждая из этих фраз.
• «Ну, что, дружище, угощаешь?»
• «Что, опять начались проблемы в постели?»
• «Да ты никогда не сможешь эту работу выполнить качественно.»
• «Твоя фирма никогда не была и не будет лидером на рынке.»
• «Ну-ну, давай не трусь, прыгай!»
• «О как! Стало быть, ты бросил жену и детей?»
Вы правильно догадались, что первая фраза затрагивает «струну» алчности, вторая — секса, третья — желания казаться значимым, четвертая — гордости (в данном случае за свою фирму), пятая — страха, шестая — порядочности.
Сценарии боевиков построены в основном на теме мести. Да и не только боевиков. Вспомните графа Монте-Кристо, который положил всю свою жизнь на месть.
На чувстве собственной значимости «ловятся» все (или почти все). Согласитесь, кто останется равнодушным, если его прилюдно назовут дураком или тупицей? Никто.
На «слабо» попадаются амбициозные люди. У них же «играет» и струна гордости.
Страх можно вызвать в каждом, но и каждый может этот страх в себе подавить. Кто заинтересован в том, чтобы мы боялись? Как ни странно, страховые компании. В самом названии «страховая компания» уже есть слово «страх». Чем больше мы боимся, тем больше работы у страховщиков, как и у охранных компаний, а также целителей и экстрасенсов.
«У вас венец безбрачия» или «На вас порча», — говорят вам разные маги, экстрасенсы и колдуны, и вы, на всякий случай, обращаетесь к ним, испугавшись, что так оно и есть на самом деле.
Модельеры и рекламщики постоянно напоминают нам о новинках, говоря о том, что уже не модно или не актуально. Мы доверяемся им, сами того не подозревая, что постепенно оказываемся в их сетях. В нас играет струна новизны.
Мы бежим на распродажи и ждем скидок. В нас звучит струна жадности. Мы хотим быстро и без труда хорошо заработать. Мы участвуем в разных финансовых пирамидах и остаемся в дураках. Что в нас звучит? Вы правы, жадность.
Религиозные культы развивают и поддерживают в нас чувство вины. И руководители предприятий обязательно вводят в правила корпоративной культуры пункты, создающие это чувство.
Патриотизм в нас развивают не только СМИ, но и руководители компаний.
Помните, в кинофильме «Белое солнце пустыни» Сухов говорит уезжающему на лошади Саиду: «А я на тебя рассчитывал…»? Саид вернулся и объяснил свое возвращение просто и лаконично: «Стреляли». Думаю, что его возвращение было вызвано все-таки звучащей струной порядочности, которую заставил заиграть красноармеец Сухов.
Эффективное противостояние манипуляциям — тоже искусство, которому надо учиться. Навыки манипулирования и противостояния чужим манипуляциям позволят вам, дорогие друзья, экономить время, единственный невосполнимый ресурс. И еще это позволит сохранять хорошие отношения с людьми, а это тоже очень важный ресурс. Еще есть здоровье, нервы, энергия, чувства, эмоции… Чем лучше вы овладеете искусством манипуляции и противостояния им, тем больше ресурсов вы сэкономите. Дерзайте!
Кто он, манипулятор? Как его узнать в толпе? Как распознать в беседе? Как определить, кто манипулятор, а кто игрок?
Думаю, что на земле нет ни одного человека, который бы ни разу в жизни никем не манипулировал.
В этой главе я хочу показать вам, как проходит становление манипулятора: от ребенка до взрослого человека, работающего в бизнесе. Возможно, кому-то покажется, что описание детских манипуляций больше подошло бы для молодых родителей. Это не совсем так. Очень важно понимать, как происходит становление манипулятора. Ведь стратегия общения, отработанная еще в детстве, является доминирующей стратегией поведения во взрослой жизни. Итак…
Ребенок не может не манипулировать. Он еще слаб. Он не умеет выражать свои мысли. Он не свободен, в конце концов: его крепко запеленали и уложили в кровать-тюрьму. Но он все равно управляет нами. Он может плакать. И этого ему достаточно, чтобы сообщать нам о своих мелких и крупных неприятностях. Ладно, если бы ребенок плакал только от боли или от «детской неожиданности». Устал лежать — запищал, хочет есть — захныкал, увидел, что нет рядом мамы, — скандал. Вы, наверное, заметили, что с каждым годом ребенок плачет все меньше и меньше. Просто в его арсенале появляются все новые и новые способы влияния. Должен вас огорчить, ребенок подсматривает их у взрослых. Поэтому можно сказать, что самые отъявленные детки-манипуляторы вырастают в семьях манипуляторов.
Если сначала ребенок может играть только на струнах страха и любви, то по мере взросления в его арсенале появляются приемы игры на чувстве вины, ревности, справедливости.
Папе не нравится, что маленький сынишка больше тянется к маме или бабушке (ревность). Папа начинает ублажать свое чадо: покупать ему игрушки, брать с собой на футбол. Какое-то время это дает результаты. Папа успокаивается. Тут сынишка, бац, и «перебегает» к маме, потому что папа, видите ли, «не купил ему танк». А мама пообещала.
Другой пример. В самый разгар вечеринки родителей с гостями семилетнее чадо вылезает из-под стола и как-то грустно и задумчиво, но довольно громко (так, чтобы это слышали еще два-три человека) говорит: «Пап, а че-то всем родители “мороженки” покупают…».
Можете быть уверены, горсть мелочи окажется в руках у ребенка. Именно сейчас малыш очень точно вычислил место и время, когда можно попросить денег и получить их практически без труда. Во-первых, папа занят делом, ему некогда вступать в дискуссию. Во-вторых, ребенок сыграл на отцовском желании казаться значимым, какой же родитель ударит в грязь лицом перед гостями? В-третьих, ребенок «нагрузил» родителя чувством вины, от которого тот тотчас же откупился. В-четвертых, поскольку ребенок правильно построил фразу («Всем покупают»), эту жуткую несправедливость отцу необходимо срочно устранять. Браво, малыш! Хорошая игра на результат!
Или другая ситуация.
Время от времени у ребенка вспыхивают приступы удушья. Он начинает задыхаться, синеет. В этот момент к нему подбегают родители, начинают ему давать лекарства, жалеют его, ласкают, вместе ухаживают за ним.
Приходит такая семья к психологу. Тот начинает разбираться. Оказывается, мама с папой очень часто скандалят. Хотят разводиться. Все это происходит на глазах у ребенка. И именно в самый разгар скандала у малыша возникает приступ. Психолог спрашивает малыша: «А что ты делаешь, когда мама с папой ругаются?» Ребенок: «Я иду на кухню, достаю с полочки, где папа прячет, конфеты и много-много их ем (ребенку нельзя есть сладкое). И сразу начинаю задыхаться. А папа с мамой тут же перестают ругаться и бегут ко мне».
Здесь целая стратегия. Ребенок отработал безотказный прием, благодаря которому семья объединяется. Идиллия, если бы не болезнь ребенка. Но ведь эта болезнь «нужна» ребенку, любящему маму и папу. Именно она удерживает семью от распада.
Этот ребенок манипулятор? Конечно.
Потом ребенок идет в детский сад и школу, где подсматривает множество манипулятивных приемов у педагогов. «Оставлю тебя без сладкого, Петров!» или «Иванов, с твоим поведением в этой четверти я не выведу тебе четверку по математике» — манипуляции на страхе. «Ты когда перестанешь расстраивать свою маму, Егоров?» — манипуляция на чувстве вины. «Ты же полнейшая бездарность и тупица, Сидоров!» — манипуляция на желании казаться значимым. «Ты что, отказываешься бежать кросс за свою школу?» — манипуляция на патриотизме и гордости. «Макаров, а слабо тебе закончить десятый класс без троек?» — манипуляция на «слабо».
Выходит человек во взрослую жизнь уже с хорошим арсеналом манипулятивных приемов.
В институте — новый уровень манипулятивных техник. Здесь довольно часто надо сдавать зачеты, курсовые и экзамены. Загруженность большая, а ведь еще надо и погулять. Вот и приходится как-то выкручиваться. Что-то разузнавать, где-то списывать, как-то подстраиваться к преподавателю на экзамене. Через лесть и комплименты, вину и страх, гордость и справедливость выстраивать свои отношения с однокашниками, преподавателями.
Трудно ответить на вопрос, рождаются манипуляторами или становятся. С одной стороны, родившийся ребенок уже управляет, с другой — искусство манипуляций с возрастом развивается. Человек овладевает все новыми и новыми приемами. Хотя, надо признать, наиболее эффективно «работают» один-два из них. Манипулятор — это тонкий психолог, суперзнаток человеческой души, очень сенситивный человек. Манипулятор — часто слабый человек, не имеющий собственного стержня. Поэтому он вынужден опираться на стержень того человека, с которым общается. Ему так удобно. Он чаще управляет не за счет своей силы, а за счет своей слабости. Манипулятору хорошо: вокруг так много хороших, порядочных, отзывчивых людей. Он относится к людям по принципу «нужен — не нужен». Да, иногда он добивается многого, но и теряет немало. Прежде всего, хорошие отношения с окружающими людьми.
Но, дорогой читатель, если бы не было адресатов манипуляции, не было бы и самих манипуляторов. Именно первые и создают вторых. Пример: ребенок не может решить задачу, хнычет, говорит, что уже все способы перепробовал. Родитель вместо того, чтобы разобрать задачу с ребенком, сам решает за него. Ему так проще: меньше времени и сил потратит. А ребенку этого и надо! Только что он получил в свой арсенал великолепный способ решения «сложных» жизненных задачек!
Как бы мы ни относились к манипуляциям, без них в бизнесе нам не обойтись. Струны души, на которых играет манипулятор, очень похожи на нити кукловода, дергая за которые, он придает движение куклам, делает с ними все, что пожелает. Мы с уважением наблюдаем за профессиональной работой кукловода. Мы восхищаемся, как тонко он может управлять своей куклой. Как точно она выполняет движения. Мы радуемся его игре. Мы наслаждаемся его игрой.
Манипулятор, подобно актеру, работающему с марионетками, управляет людьми: их действиями, мыслями и желаниями. Блестящая работа манипулятора вызывает восхищение. Его манипуляции тонки и почти незаметны.